Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/05/28 17:56:16

Деловой туризм в России


Содержание

Туризм в России

Основная статья: Туризм в России

Командировки в России

Основная статья: Командировки в России

2023

Объем делового туризма вернулся к уровню 2019 года

По итогам 2023 года общий объем российского рынка делового туризма достиг уровня допандемийного (речь идет о пандемии коронавируса COVID-19) 2019 года. Как сообщил в январе 2024 года вице-президент Ассоциации туроператоров России по деловому туризму Александр Курносов, оборот сегмента в 2023-м составил 500-600 млрд рублей.

По его словам, оновными факторами восстановления делового турпотока стали рост экономики и производства в России, а также развитие новых логистических связей после событий 2022 года. При этом около 93% всех командировок внутри страны совершали россияне – традиционно основные потребители услуг в данном сегменте.

г. Владивосток, Россия

Значительно вырос спрос на отельную инфраструктуру со стороны представителей бизнеса – на 17-19% по сравнению с 2022 годом. Более 60% бронирований пришлось на гостиницы категорий 3 и 4 звезды, доля пятизвездочных отелей составила около 10%.

«
В качестве нового тренда можно отметить увеличение бронирований объектов размещения без звездной категории, к которым относятся квартиры и апартаменты, – рассказал Курносов.
»

Одновременно средняя стоимость гостиничного номера в 2023 году поднялась на 10% до 5 тыс. рублей. По словам вице-президента АТОР главными направлениями для деловых путешественников внутри России традиционно стали Москва и Санкт-Петербург. При этом значительный спрос наблюдался и в таких городах, как Красноярск, Нижний Новгород, Владивосток, Казань, Екатеринбург.Российский рынок BI-систем: оценки, перспективы, крупнейшие вендоры и интеграторы. Обзор TAdviser 185 т

Кроме того, он отметил, что выездной деловой туризм из России также вырос на 25-30%. Российские бизнес-туристы чаще всего отправлялись в командировки в Казахстан, Китай, Турцию, Узбекистан, ОАЭ и Белоруссию.

По словам Курносова, к началу 2024 года восстанавливается и въездной деловой туризм, причем более быстрыми темпами, чем экскурсионный. Доля иностранных бизнес-туристов составила около 6-7% от общего турпотока, что в четыре раза меньше, чем до пандемии. Однако при этом их доходность для российских поставщиков услуг увеличилась в том числе из-за ухода зарубежных онлайн-сервисов бронирования.

В 2024 году, по прогнозам специалистов АТОР, рост делового туризма в России продолжится на уровне 5-7%. Позитивно на него повлияют общее состояние экономики, увеличение бюджетов компаний на командировки, а также расширение использования электронных виз иностранцами.[1]

Примечания

Рост числа деловых поездок в 4 раза

В 2023 году доля деловых поездок в общем турпотоке выросла в четыре раза. Такие данные в конце декабря 2023 года привели аналитики сервиса «OneTwoTrip для бизнеса».

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы «OneTwoTrip для бизнеса», в 2023 году зарубежные направления сформировали 22% деловых поездок россиян (рост на 16,5 процентного пункта в сравнении с 2022-м), что немногим меньше показателя 2019 года (25% командировок), когда еще не было пандеми коронавируса COVID-19. В 2020-2021 гг. доли измерялись 5,3-5,7%.

Доля деловых поездок в общем турпотоке выросла в четыре раза

В «Випсервисе» сообщили изданию, что в 2023 году зарубежные направления сформировали 19% поездок деловых туристов, на 3 п. п больше год к году. В Trivio отметили рост на 6 п. п, до 17%. В «Аэроклубе» количество проданных авиабилетов за рубеж год к году выросло на 48%.

Опрошенные изданием аналитики полагают, что рост числа деловых поездок напрямую связан с выстраиванием новых бизнес-связей с предприятиями Китая, Турции, Индии и Ирана (в целом — ближневосточного региона). Так, в Пекин в 2022 году было забронировано 0,04%, а в 2023 году — 1,9%,. В Шанхай в 2023 году летали 3% предпринимателей, а в 2022 году туда практически не было визитов.

Больше всего перелетов по-прежнему в Стамбул (16,8%), но эксперты напоминают, что Турция часто выступает промежуточным пунктом. Перспективные направления также — Минск (8,1%), Алматы (7,2%), Ереван (7,1%), Ташкент (5,9%) и Дубай (5,2%).

Заметнее всего спрос на поездки за рубеж вырос у представителей ИТ-индустрии, телекоммуникационных компаний, нефтегазового сектора, отмечает управляющий директор «Аэроклуба» Юлия Липатова. По ее словам, в среднем продолжительность деловых поездок составляет шесть дней.[1]

2022: Снижение объема рынка на 10,3% до 608 млрд рублей

Объем российского рынка делового туризма в 2022 году составил 608 млрд рублей, что на 10,3% меньше, чем в 2021-м, когда показатель вырос на 44,9% (до 677,8 млрд рублей). Такие данные приводятся в обнародованном в октябре 2023 года исследовании BusinesStat.

Из него следует, что в 2022 году численность деловых поездок опустилась на 19,7%, что привело к сокращению выручки российских туроператоров индустрии бизнес-путешествий даже в условиях роста цен на отраслевые услуги (+11,7%).

В 2022 году посещение множества встреч российскими туристами было отменено из-за заморозки инвестиционной активности и пересмотра бизнес-издержек отечественных компаний; препятствий для въезда на территорию западных стран; сокращения ротируемых мировых мероприятий на территории России. В сложившихся условиях компании переходили на интерактивные встречи с деловыми партнерами. Потребность в деловых поездках сократилась, отмечают в BusinesStat.

Аналитики напоминают, что потребителями услуг в сфере бизнес-туризма являются сотрудники, направленные в деловую поездку. Рабочие поездки совершаются для следующих целей:

  • участие в научных конференциях и выставках для получения определенного статуса, обмена опытом, презентации нового продукта или заключения новых контрактов.
  • участие в производственных лекциях и совещаниях для освоения новой продукции и
  • сегментов рынка. Обучение в рамках программ и курсов для расширения профессиональных компетенций и знаний.
  • развитие бизнеса на новых территориях.
  • проведение корпоративных мероприятий, конкурсов для объединения коллектива, обмена опытом между разными структурными подразделениями, повышения корпоративного духа.[2]

2021: Восстановление рынка

По итогам 2021 года российский рынок делового туризма полностью восстановился и достиг показателей 2019 года, когда еще не было пандемии коронавируса COVID-19. В 2021-м объем бронирования гостиниц со стороны представителей бизнеса вырос на 91% относительно предыдущего года. Такие данные агентство делового туризма и трэвел-менеджмента «Аэроклуб» обнародовало в январе 2022 года.

Самыми дорогими городами по средней стоимости размещения по итогам 2021 года названы Петербург (6400 рублей, +3% к 2019 году), Москва (5500 рублей, -2% к 2019 году) и Сочи (5300 рублей, +6%), причем двумя годами ранее Сочи уступал третье место Владивостоку.

Российский рынок делового туризма полностью восстановился в 2021 году

По словам экспертов, в 2021 году в целом по РФ стоимость размещения в отелях не претерпела серьезных изменений по отношению к доковидным показателям. Размещение на одну ночь в пятизвездочном отеле в среднем обходилось представителям бизнеса в 7200 рублей, что на 5% выше, чем двумя годами ранее. Средняя стоимость отелей категории 4 и 3 звезды осталась на уровне 2019 года и составила 4800 рублей и 3600 рублей соответственно. Средний чек на объекты размещения без категории упал на 8% и составил 3000 рублей.

Согласно исследованию, чаще всего в 2021 году в российских отелях останавливались представители добывающей, обрабатывающей промышленности и энергетики. Число ночей в этом секторе выросло по сравнению с 2019 годом на 38 %, а средняя стоимость проживания сократилась на 12 % и составила 3 800 рублей. А самая высокая средняя стоимость размещения — у представителей финансовых и консалтинговых компаний: 6 тыс. рублей (+1 % к 2019-му), при этом объем размещения здесь вырос на 23 % по сравнению с допандемийными показателями.

Управляющий директор «Аэроклуба» Юлия Липатова 21 января 2022 года сообщила, что спрос на командировки по России, скорее всего, будет по-прежнему расти.[3]

Примечания