2019/05/27 10:59:04

Руслан Усманов, Казначейство:
Импортозамещение стало хорошим поводом для унификации технологий и архитектуры

На вопросы TAdviser по проблематике модернизации ГИИС «Электронный бюджет ГИИС» (ГИИС ЭБ), программе импортозамещения ответил Руслан Усманов, заместитель начальника Управления информационной инфраструктурой Федерального казначейства РФ.

Руслан
Усманов
Унификация технологий позволит снизить затраты на эксплуатацию систем Казначейства

Какие задачи решает Управление информационной инфраструктурой Казначейства в целом?

Руслан Усманов: Направлений несколько. Первое – большой блок эксплуатации информационных систем, второе – бюджетирование и прочие моменты, связанные с закупкой работ, услуг, программного обеспечения и оборудования. Третий блок занимается архитектурой инфраструктуры: проектированием ЦОД, сетевых коммуникаций, инфраструктурной частью информационных систем, частично – систем безопасности. И четвертый блок задач Управления – системная архитектура, решает задачи, связанные с игнорируемым ранее слоем (между «железом» и прикладниками).

Какие задачи решаются по направлению системной архитектуры?

Руслан Усманов: Бизнес-аналитики и функциональные заказчики ставят задачи, а мы занимаемся способом реализации поставленных задач при помощи тех или иных технологий и инструментария. Выбираем и определяем конкретные СУБД, сервер приложений, интеграционную шину, протоколы обмена и способы интеграции. Я курирую два отдела: системной аналитики и системной архитектуры. Системный аналитик – тот, кто стоит при решении задачи между функциональным или бизнес-аналитиком и разработчиком, определяет форматы и способы взаимодействия, корректирует и оптимизирует подходы к проектированию. Системный архитектор отвечает на вопросы, на чем все это должно быть разработано, – язык, технологии, инструментарий, способы масштабирования, мониторинга, управления, определение точек отказа и многое другое.

Что стало главной целью по данному направлению?

Руслан Усманов: Мы последовательно занимаемся тем, чтобы процессы построения новых систем и развития существующих контролировались с точки зрения используемых технологий и подходов. В этом контексте мы активно встраиваемся в процесс разработки. Меняем внутренние нормативные документы для того, чтобы они позволяли нам включать в контрактную, проектную и рабочую документацию положения, которые обязывают исполнителя описывать используемые технологии, инструментарии, подходы и многое другое, что определит системную архитектуру. Контролируем эти моменты. Раньше это не практиковалось, все вопросы системной архитектуры были отданы на усмотрение разработчика.

Какие именно системы Казначейства Вы курируете?

Руслан Усманов: Курируемых систем много, но в первую очередь это государственные информационные системы. Мы влияем на их технологическое развитие путем расширения контрактов на функциональное развитие систем, вводя в них соответствующие корректировки. И в этом контексте импортозамещение, имеющее отношение практически ко всем системам, стало для нас очень хорошим поводом для унификации технологий и изменения архитектуры. Системы Казначейства реализованы в основном на стеке одного вендора, однако создавались в разное время и различными функциональными заказчиками. Все они использовали разные подходы и разные версии ПО, поэтому образовался зоопарк подходов и технологий.

В рамках ГИИС ЭБ с января 2019 года функционируют две новые подсистемы – управления расходами казначейского сопровождения в части казначейского сопровождения (ПУР КС) и управления денежными средствами (ПУДС). Какова история появления этих двух модулей системы? Какие задачи решались на первом этапе?

Руслан Усманов: Когда мы планировали создание этих подсистем, уже в полную силу вступило Постановление № 1236 Правительства РФ. И мы были обязаны предусмотреть в контракте ряд соответствующих мероприятий по импортозамещению. В результате подрядчиком – компанией ОТР – была проведена работа по встраиванию модулей, реализованных на свободных технологиях и с использованием собственных решений, в ландшафт на базе текущей архитектуры так, чтобы система в целом продолжала исправно работать. Работа ведется пошагово: сначала подсистемы были развернуты на СУБД Postgres, следующими этапами предусмотрен переход на импортозамещенный стек остальных компонентов подсистем. В рамках импортозамещения создание этих двух подсистем стало, по сути, некоторым экспериментом и в определенном смысле небольшой авантюрой.

На какой стадии этот проект находится сейчас?

Руслан Усманов: Проект находится на стадии опытной эксплуатации. Обе подсистемы функционируют в пилотном режиме с ограниченным количеством пользователей. Сейчас наблюдаем, тестируем, нагружаем систему. Как только будет понятно, что все хорошо и надежно работает, начнем подключать целевой поток пользователей. Нагрузка при этом вырастет достаточно быстро.

О каких достигнутых результатах можно сказать по итогам реализации первого этапа проекта создания двух новых подсистем?

Руслан Усманов: Главный итог – у нас получилось запустить обе подсистемы, ПУДС и ПУР КС, на СУБД Postgres в пилотном режиме. Подчеркну, пилотный режим завязан на конкретных пользователей, которые полностью перевели свою работу из старой системы в новую. Никакого дублирования, то есть одновременной работы и в новых, и старых системах не происходит. Обе подсистемы – полнофункциональные модули, временно работающие только с ограничением по количеству пользователей.

Кроме создания и развития этих двух подсистем, существует большой контракт по развитию ГИИС ЭБ в целом. Что будет делаться в рамках этого контракта?

Руслан Усманов: В рамках большого контракта по модернизации ГИИС ЭБ мы должны перевести все существующие подсистемы на импортозамещенный стек, за исключением компонентов СУБД, функционала управления данными и проводочного движка – они будут замещены позже в рамках отдельного контракта.

Какие именно компоненты текущей архитектуры будут замещаться?

Руслан Усманов: Замещаться будут сервера приложений, веб-сервера, интеграционная шина, операционная система и ряд других. То есть практически все, кроме трех компонентов, о которых я говорил ранее.

Вы говорили о «зоопарке» подходов и технологий, несмотря на стек продуктов от одного вендора. Что делается сегодня в целях унификации используемых для систем ФК решений и технологий?

Руслан Усманов: В ходе работы над проектами импортозамещения ГИИС ЭБ мы не только управляем выстраиванием архитектуры решений, но и разработали унифицированный стек технологий и решений, предлагаемый к использованию при проектировании, создании и развитии любых подсистем Казначейства. Свободные технологии и решения одного класса или применения, в принципе, решают ориентировочно одинаковые задачи. К примеру, в одной подсистеме сервером приложений для исполнения Java-кода может быть Jetty, в другой – Apache Tomcat, но это по большому счету то же самое. Это относится и к операционным системам, интеграционным шинам, портальным решениям – по каждому из классов продуктов достаточно большой выбор свободного ПО. Мы же, со своей стороны, стараемся уменьшить вариативность выбора и унифицировать используемые компоненты.

Что дает унификация технологий в перспективе?

Руслан Усманов: Унификация технологий позволит снизить затраты на эксплуатацию систем, даст возможность целенаправленно повышать квалификацию и компетенции сотрудников ФКУ ЦОКР (Центр по обеспечению деятельности Казначейства России) не распыляясь на различия в аналогичных компонентах разных систем. В дальнейшем сформированные унифицированные подходы позволят более качественно контролировать развитие информационных систем в части архитектуры и технологий.