2019/10/07 15:24:38

Директор по ИТ «Эксперт РА» Андрей Веневцев
— о сквозной автоматизации рейтингового агентства

Андрей Веневцев, директор по ИТ «Эксперт РА», рассказал об особенностях работы рейтингового агентства и внедрении BPM-системы для автоматизации процессов присвоения рейтингов.

Содержание

Андрей
Веневцев
В тесном взаимодействии с бизнес-заказчиком, мы доводим систему до такого состояния, чтобы она действительно решала насущные задачи компании

О специфике работы рейтингового агентства

Специфика нашей компании четко прописана в названии — агентство, которое занимается присвоением рейтингов. Причем не рейтингов чайников, квартир и институтов, которые ничем не регулируются и особо ни на что не влияют. В нашем случае, это законодательно регулируемые кредитные рейтинги, которые используются для определения финансовой устойчивости банка или компании. Регуляторами, прежде всего Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов, рейтинги «Эксперт РА» учитываются при определении возможности или невозможности компании работать, например, с государственными деньгами или размещением пенсионных денег. Кредитные рейтинги необходимы для размещения компанией облигаций на бирже. Также кредитные рейтинги используются компаниями для определения надежности контрагента при проведении конкурсов и тендеров.

Об особенностях подготовки рейтингов

Подготовка рейтинга похожа на процесс принятия решения по корпоративному кредиту. Здесь точно так же есть работа аналитических служб над клиентскими данными, подготовка результирующего документа и рейтинговый комитет — процедура, аналогичная кредитному комитету, в результате которой принимается решение. После этого готовятся пресс-релизы и отчетность в ЦБ. До публикации клиент уведомляется о рейтинговом действии. Все эти шаги четко регламентированы. Мы публикуем решение на сайте агентства, и с этого момента рейтинговое действие считается совершенным, а рейтинг начинает действовать.

Подготовка рейтинга длится порядка месяца-двух — зависит от того, как быстро клиент предоставляет информацию.

Бизнес-процессы в рейтинговом агентстве — это сквозные процессы. Присвоение рейтинга и его дальнейшее сопровождение — это один процесс. С точки зрения ELMA, это большое количество процессов («подпроцессов» в терминологии BPM — прим. ред.). На текущий момент ведется работа по автоматизации порядка 40 из них.Российский рынок HR-tech: оценки, перспективы, крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 100 т

В рамках бизнес-процесса подготовки и сопровождения рейтинга в системе работает 50 человек.

О выборе и внедрении BPM-системы

На этапе присвоения рейтинга никто не должен видеть клиентскую информацию, кроме того очерченного круга лиц, которые имеют к ней отношение. Более того, даже после публикации рейтинга эта информация остается строго конфиденциальной. Поэтому мы обращали особое внимание на то, сможет ли система обеспечить выполнение этого требования.

При выборе сравнивали порядка 10 систем. Отдельно были критерии функциональные, порядка 30, и более 50 платформенных критериев. В конечном итоге была выбрана ELMA. Одну конкретную причину назвать сложно — был проведен сложный критериальный анализ, он учитывал много нюансов, возможностей по интеграции и доработке силами нашего персонала. C# и .NET — хорошо знакомы нашим сотрудникам. Нам не требовалось никого дополнительно нанимать или менять, чтобы внедрить систему и ее далее кастомизировать с использованием собственных ресурсов. Это было одним из важных критериев.

У нас небольшая команда внедрения. В выделенном режиме работает два программиста, один веб-разработчик и один бизнес-технолог. Штатные администраторы занимаются инфраструктурными вопросами.

Внедрение системы происходит по принципу последовательного приближения к результату. Сначала выдается жесткий функционал, строгий каркас при минимуме проработок, сокращающих трудоемкость и повышающих удобство пользователей. После чего в процессе тестирования, вместе с сотрудниками мы «протаптываем тропинки», по которым им будет удобно потом ходить. В тесном взаимодействии с бизнес-заказчиком мы доводим систему до такого состояния, чтобы она действительно решала насущные задачи компании. Так как система гибкая, внесение изменений подобного рода не требует дополнительных ресурсов.

Мы делаем процесс гибким, чтобы нашим сотрудникам было удобно. С другой стороны, так как процесс автоматизирован и работает согласно формальной логике, им необходимо свои действия как-то синхронизировать, чтобы прийти к максимально эффективному взаимодействию между различными службами и минимизировать риски возникновения ошибок. Это одна из основных целей автоматизации.

Об итогах автоматизации процессов присвоения рейтингов

Инструкции и регламенты не способны абсолютно железобетонно описать действия пользователя. До внедрения BPMS процесс у разных отделов мог проходить по-разному, при том что регламентация была для всех единой. Автоматизация бизнес-процесса катализирует систематизацию всего этого богатства практических подходов.

Мы не переписываем регламенты, а унифицируем то, каким образом организуется то или иное действие.

Не всегда получается достичь снижения трудоемкости, которое сразу будет заметно для пользователя. Практика работы в любой системе отличается от того, что делали люди ранее. Разберем не связанный с рейтинговой деятельностью, абстрактный, пример — согласование документа. Для пользователя кажется естественным прикрепить файл к письму и отправить его 10 сотрудникам. Процедура согласования в этой ситуации, конечно, не является легитимной, но сама операция отправки документа предельно проста — пользователь выбрал 10 человек, отправил и всё. По мере поступления замечаний он их вносит, потом происходит хождение ногами, получение бумажных виз. У пользователя складывается ощущение, что он на это потратил мало времени, хотя на самом деле потратил много. С автоматизированным процессом происходит аналогично, но в другую сторону — пользователь потратил на один клик мыши больше или поучаствовал в нескольких раундах согласования (мы же сделали процесс легитимным и предлагаем повторить согласование после каждого внесения изменений), но ему кажется, что всё стало более трудоемко. Хотя в целом трудозатраты сократились, а прозрачность принимаемых решений повысилась.

Рейтинговая деятельность — это не торговля, не банк и не какие-то услуги, которые предоставляются разово, быстро и конкретному клиенту и которые поэтому можно штучно измерить. Это дорогая исследовательская работа, которая очень непросто измеряется. Поэтому BPMS очень важна. Она позволяет действительно получить конкурентные преимущества за счет четкого планирования и снижения себестоимости рейтинга.

Ключевой приоритет для нас — безопасность клиентских данных. Автоматизация на базе процессного подхода дает нам абсолютный контроль над данными и возможность более точечно предоставлять доступ аналитикам к конфиденциальной клиентской информации. Данные доступны только тем сотрудникам, которые с ними должны работать, и только тогда, когда они это делают — на соответствующем этапе процесса.

Если есть процесс, то есть и прозрачность.

Краткая информация о внедрении — на странице проекта.