2020/03/27 16:04:02

Интервью TAdviser: Борис Нуралиев, "1С" — ежегодно стране не хватает 300 000 ИТ-специалистов

В планах по цифровизации отечественной экономики есть одна серьезная проблема — кадровый голод, который ощущают все участники рынка. Как исправить эту ситуацию, в интервью TAdviser рассказал директор фирмы "", руководитель рабочей группы по направлению "Кадры для цифровой экономики" при АНО "Цифровая экономика" и руководитель комитета АПКИТ по образованию Борис Нуралиев.

Борис
Нуралиев
Совокупная потребность в ИКТ-кадрах высшей квалификации составляет 220 тысяч человек в год.

Насколько проблема кадрового голода актуальна для отечественного ИТ-рынка?

Борис Нуралиев: Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) при участии АНО «Цифровая экономика» провела исследование количества ИКТ-кадров в России. По данным исследования, всего в российской экономике задействовано 1,8 млн ИТ-специалистов, то есть 2,4% от экономически активного населения. При этом в регионах России (без учета Москвы) этот показатель значительно ниже — на уровне 1,5%, в то время как среднеевропейское значение составляет 3,9%, а в наиболее репрезентативных для российской цифровой экономики странах (как, например, Великобритания) — на уровне 5%. Совокупная потребность в ИКТ-кадрах высшей квалификации составляет 220 тысяч человек в год. Прогнозируется ее рост к 2024 году до 300 тысяч в год. Прибавьте сюда специалистов средней квалификации, которых необходимо порядка 80 тысяч человек в год.

В целом ИТ-специальности в вузах на сегодняшний день очень востребованы, только бюджетных мест на них в целом выделено около 13% от всех контрольных цифр приема, что сравнимо с количеством мест для традиционно самых массовых — педагогических и медицинских специальностей, но в абсолютных цифрах это лишь 50 тысяч мест в год. Российское образование в области ИТ имеет высокий уровень — наши специалисты востребованы по всему миру, а российские компании, в основном, справляются за счет кадров, подготовленных в России. Тем не менее, материальных и кадровых ресурсов российских вузов для подготовки специалистов цифровой экономики в требуемых объемах не хватает.

И как быть в этой ситуации?

Борис Нуралиев: Как вы знаете, в 2018 году в стране запустили национальную программу «Цифровая экономика», которая включает в себя направление «Кадры для цифровой экономики». Это направление предусматривает значительное увеличение количества бюджетных мест высшего образования по ИТ-специальностям, в соответствии с потребностями в ИТ-кадрах в условиях развития цифровой экономики. Также мы занялись повышением качества ИТ-образования и развитием у населения компетенций, важных для цифровой экономики, усиленно готовим молодежь в области математики и информатики.

Реализацию планов мероприятий нацпрограммы «Цифровая экономика» курирует одноименная автономная некоммерческая организация, мероприятия прорабатывает и сопровождает Центр компетенций по кадрам, созданный на базе АНО «Университет НТИ 20.35». Обсуждение и согласование планов осуществляют эксперты в областях образования и бизнеса в рабочей группе «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика», в составе которой учредители АНО «Цифровая экономика», представители профильных федеральных органов исполнительной власти, эксперты АПКИТ и другие эксперты от бизнеса. За нацпрограмму «Цифровая экономика РФ» от исполнительной власти отвечает Минкомсвязи, а за реализацию федпроекта «Кадры для цифровой экономики», за его успех в целом - Министерство экономического развития. Оптимизм внушает внимание Минэкономразвития к теме цифровых технологий и понимание важности IT-кадров для развития экономики страны.

Каковы ключевые показатели проекта `Кадры для цифровой экономики`?

Борис Нуралиев: Мы ориентируемся на два ключевых показателя в развитии кадров к 2024 году — рост количества выпускников системы профессионального образования различных направлений подготовки с ключевыми компетенциями цифровой экономики до 800 тысяч человек и увеличение количества принятых на программы высшего образования в сфере ИТ до 120 тысяч человек в год. Это позволит приблизиться к необходимому уровню воспроизводства кадров для опережающего роста ИТ-отрасли. В прошлом году прием на бюджетные места по ИТ-направлениям подготовки вырос до запланированного на этот период значения 50 тысяч человек. В 2020 году планируется нарастить прием еще на 20%, до 60 тысяч.

Около половины образовательных организаций в качестве вступительного испытания при приеме на обучение по программам высшего образования в области информатики и вычислительной техники выбирает физику. В новой версии правил приема Минобрнауки вступительное испытание по информатике и ИКТ поставили на первое место среди испытаний по выбору вуза, но вуз по-прежнему может вместо информатики принимать на основании вступительных испытаний по физике, химии или даже иностранному языку. Это негативно сказывается на мотивации школьников к изучению информатики в 10-11 классах и приводит к значительному снижению количества сдающих ЕГЭ по информатике и ИКТ (70 тысяч человек) по сравнению с количеством сдающих одноименный ОГЭ в 9-м классе (360 тысяч человек). Поэтому еще одна задача федерального проекта — изменить правила приема, чтобы абитуриенты использовали результаты ЕГЭ по информатике при поступлении.

Какие специальности вы относите к ИТ-сфере?

Борис Нуралиев: Направления подготовки определяются федеральным государственным образовательным стандартом, специфика которого раскрывается, прежде всего, в перечне общепрофессиональных компетенций (ОПК). Мы предлагаем относить к ИТ-специальностям те, где в перечне ОПК есть способность разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения.

Кто будет учить новых специалистов?

Борис Нуралиев: Я считаю, что нужно создать условия, способствующие привлечению действующих работников ИТ-индустрии для преподавания в системе профессионального образования. При выполнении соответствующего мероприятия проекта «Кадры для цифровой экономики» мы изучили барьеры, препятствующие привлечению к преподаванию в вузах работающих ИТ-специалистов. Чтобы снизить эти барьеры, мы предложили перечень мер по созданию правового поля, позволяющего привлекать специалистов из индустрии к образовательному процессу в отдельном от преподавателей статусе. Также важно развивать сетевую форму обучения одновременно в вузах и ИТ-компаниях. Кардинальным решением проблемы может стать создание общеуниверситетских цифровых кафедр дополнительного профессионального образования с особыми условиями подбора преподавателей — преимущественно совместителей, имеющих основное место работы в ИТ-отрасли. По итогам обучения на таких цифровых кафедрах должна проводится публичная итоговая аттестация с участием представителей ИТ-отрасли: в формате госэкзамена, демонстрационного экзамена или независимой оценки квалификации.

Приведете пример такого взаимодействия бизнеса и системы образования?

Борис Нуралиев: «Цифровая экономика» при участии Министерства просвещения России и Минкомсвязи России инициировали проект «Урок цифры», в котором ведущие российские компании популяризируют профессии и направления ИТ-сферы среди школьников. В проекте участвуют «Яндекс», VK (ранее Mail.ru Group), «Лаборатория Касперского», фонд «Вклад в будущее» Сбербанка России, и фирма «». Эксперты этих компаний приняли участие в тематических видеолекциях и в проектировании игровых тренажеров. «Уроки цифры» стали масштабной всероссийской акцией: в прошлом учебном году игровые тренажеры проекта прошли 14 миллионов раз, а в этом году — уже около 10,4 миллионов. Фирма «1С» подготовила и провела «уроки цифры» по темам «Управление проектами» и «Сети и облачные технологии», в которых приняли участие более 5 млн школьников.

Недавняя смена министров во всех ключевых пяти ведомствах привела к необходимости повторного пересмотра системы ориентиров. Мы надеемся на качественные изменения в реализации проекта, видим перспективные сдвиги. На недавней встрече с новым министром науки и высшего образования Валерием Фальковым он попросил сотрудников ведомства рассматривать формулируемые ИТ-сообществом задачи федерального проекта по существу, не ограничиваясь их формальным исполнением. Такой подход, безусловно, вселяет оптимизм. Надеемся на перспективы взаимодействия бизнеса, образования и государства, в том числе на площадке нашей рабочей группы в АНО `Цифровая экономика`.