2025/08/22 14:43:32

Костёнки

В Воронежской области в районе сел Костёнки и Борщево располагается крупный комплекс стоянок эпохи верхнего палеолита (45–12 тысяч лет назад). Он включает в себя около 60 отдельных поселений, на территории которых археологи находят многочисленные свидетельства жизни древних людей — украшения, орудия труда и охоты.

Содержание

Основная статья: Палеолит на территории России

Костёнковско-стрелецкая археологическая культура — древнейшая культура комплекса палеолитических стоянок близ села Костёнки (Костёнки XII – IA слой, Костёнки XI - 5-й слой). Выделена в 1957 году А. Н. Рогачёвым в Костёнковско-Борщевском районе.

Название стоянки Стрелецкая 2 (Костёнки 6) и её каменный инвентарь послужили основой для выделения стрелецкой археологической культуры ранней поры верхнего палеолита. Для каменной индустрии стоянки Стрелецкая 2, открытой в 1952 году А. Н. Рогачевым, характерна развитая двусторонняя вторичная обработка наконечников дротиков и стрел — треугольных с вогнутым (чаще вписываются в равносторонний треугольник), спрямлённым или скруглённым основанием, в виде «листа тополя».

Большинство памятников стрелецкой культуры датируется возрастом 32—23 тыс. л. н. (Костёнки-12/1а, Гарчи-1, Сунгирь).Эффективность вместо расходов: на чем реально будет держаться ИБ в 2026 году 19.8 т

Первая хронологическая группа памятников стрелецкой культуры: Костёнки VI (5-й слой) и Костёнки XII (3-й слой), Стрелецкая II. Одна из переходных культур между средним и верхним палеолитом, наряду со сходными культурами Восточной и Центральной Европы.

Большинство исследователей в качестве источников генезиса стрелецкой культуры, к которой ряд исследователей относит стоянку Сунгирь, называют среднепалеолитические индустрии восточного микока Крыма. Однако, имеющиеся данные по хронологии, экологии, технологии и типологии микокского, леваллуа-мустьерского и пластинчатого мустьерского технокомплексов Восточной Европы не позволяют предполагать их участие в сложении верхнепалеолитических индустрий.

Стрелецкая культура представлена на пяти стоянках в Костёнках (К1-V, К6, К11-V, К12-III, Борщево 5-IV) и на стоянках Сунгирь, Гарчи 1, Непряхино и Высь вне Костёнок.

На юге стрелецкая культура представлена стоянкой Бирючья Балка II на Северском Донце. Датировка стрелецкой культуры приходится между 45 тыс. л. н. для культурного слоя V Костёнки-1 и 34 тыс. л. н. на Сунгири, Выси и Гарчи 1.

Для костёнковско-стрелецкой культуры характерны наземные жилища длиной до 35 м и шириной до 9 м, изготовление палеолитических Венер, мотыги и др.

Как отмечает П. М. Долуханов, на позднем этапе стрелецкая культура сосуществовала с более развитой спицынской культурой, имевшей все типичные верхнепалеолитические черты.

Охотники на мамонтов в Костёнках

От времени сапиенсов на нашей территории находок уже много. В европейской части представлены находки в Костёнках, в Хохольском районе Воронежской области. Там найдено много скелетов и огромнейшее количество стоянок, и не очень понятно почему, но там, как в народе говорят, «мёдом намазано».

В случае с Костенками мы знаем, что человек пришел на эту территорию приблизительно около 45 тысяч лет назад. Группы людей, попавших в Костенки, судя по всему, двигались из Передней Азии, затем с территории современных Костёнок они направились осваивать Центральную и Западную Европу. Однако место это оказалось для древних охотников важной точкой в бесконечных путях их миграций: их поселения в Костенках фиксируются на протяжении почти 30 тысячелетий.

Костёнки признаются богатейшим в России местом сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита — людей современного типа. Здесь на территории около 10 км², открыто свыше 60 стоянок (на ряде по несколько жилищ, иногда очень крупных), датируемых от 45 до 15 тыс. лет назад[1]. В связи с огромной площадью (хотя и разновременной) заселения исследователи ищут аргументы в пользу признания Костёнок одним из древнейших протогородов на планете (с населением 200—300 человек одновременно). Костёнковские стоянки древних содержат жилища из костей мамонта, над одним из которых сооружен павильон-музей.

В Костенках и Борщёво к 2018 году обнаружено более 60 древних слоев на 26 памятниках верхнего палеолита. А находки, найденные на этих частично изученных памятниках, составили археологические коллекции, которые хранятся в разных музеях России.

Неандертальцы в Костёнках не жили, а сапиенсы как поселились, так и жили, и сейчас живут. И поселение Костёнки, деревня, называется не просто так, а потому, что там в каждом овраге костей целые россыпи. И там найдено много скелетов.

Самые красивые – это Костёнки-2 и Костёнки-14, в которых одни из древнейших сапиенсов, по 36 тысяч лет или около того.

В Костенках есть отдельные стоянки, при исследовании которых мы можем «прочитать» историю жизни наших предков за весь срок их пребывания в Костенках. Например, стоянки Костенки 12, Костенки 14, Костенки 17. Эти стоянки называются многослойными. Некоторые стоянки Костёнок имеют 7-9 культурных слоев.

Костёнки 17

Палеолитическая стоянка Костенки-17 — многослойный памятник, где древние люди селились периодически на протяжении почти 20 тысяч лет — от 42 до 25 тысяч лет назад.

Эта стоянка была обнаружена в 1953 году и стала семнадцатой по счету из открытых на территории Костенковско-Борщевского комплекса.

2025

В слое 41-42 тыс лет найдены уникальные украшения

Работы археологов на стоянке Костёнки 17 сезона 2025 г проводились при поддержке фонда «История отечества» и были сконцентрированы на самом древнем, нижнем культурном слое, возраст которого достоверно датируется 41–42 тысячами лет. Этот период связан с первоначальным расселением человека современного типа по территории Восточно-Европейской равнины.

«В этом году нам удалось вскрыть крайне интересный участок — мы попали в бортовую часть древнего оврага и русло палеоручья, которое не фиксируется на современной поверхности. Люди осваивали территорию рядом с этим водотоком, а находки с их стоянки частично смывало на дно ручья, что обеспечило им хорошую сохранность. Именно там мы обнаружили наиболее выразительный материал, в том числе самые крупные предметы», — отметил старший научный сотрудник Отдела палеолита ИИМК РАН Александр Бессуднов[2].

За время раскопок, которые достигли глубины девяти метров от поверхности, археологи собрали несколько тысяч индивидуальных находок. Каменный инвентарь, в числе которого кремневые орудия, заготовки и отходы производства, исчисляется тысячами экземпляров. Среди необычных находок особенно выделяется разнообразная серия украшений, характерная для уникальной археологической культуры, не имеющей прямых аналогий в мире.

Коллекцию пополнили несколько подвесок из клыков песца — типичное для обитателей этой стоянки украшение. Причем клыки эти были именно просверлены, что является одним из наиболее ранних свидетельств техники сверления в каменном веке.

Клыки песца со следами сверловки / © Александр Бессуднов, пресс-служба ИИМК РАН

Особый интерес представляет новая для памятника находка — подвеска из раковины вымершего головоногого моллюска ортоцераса размером около пяти сантиметров. Предварительный анализ позволяет предположить, что раковина могла быть преднамеренно окрашена красной охрой. Археологи предполагают, что подвеску могли носить на шее, подвешивая на веревочку, изготовленную из растений или жил животных. Другая версия — украшение крепилось к одежде.

Еще одной редкой находкой стал так называемый бивневый нуклеус — фрагмент бивня мамонта, который использовался в качестве основы для снятия заготовок, из которых впоследствии могли изготавливать орудия и украшения. Такие артефакты в Костенках известны в единичных экземплярах. Рядом с нуклеусом зафиксировано скопление костяных отщепов, часть из которых, вероятно, служила заготовками для орудий.

Среди изделий из бивня выделяется фрагмент бивневого наконечника, аналогии которому известны на соседней стоянке Костенки-14, где обломок подобного наконечника был обнаружен застрявшим в ребре мамонта.

«Люди, оставившие этот культурный слой, обладали уникальными навыками изготовления каменных и костяных орудий, а также имели необъяснимую пока потребность к производству разнообразных украшений. Полных аналогов коллекции II культурного слоя Костенок-17 мы не знаем ни в Костенках, ни за их пределами. Богатый набор украшений — большое поле для интерпретаций и дальнейших исследований», — пояснил Александр Бессуднов.

Помимо украшений и орудий, в культурном слое найдено большое количество костных остатков, свидетельствующих о том, что основными объектами охоты были лошадь, мелкий пушной зверь и, возможно, мамонт.

Палеогеографы реконструировали формирование древних отложений на стоянке в Костенках 17

В июне 2025 г стало известно, что палеогеографы описали строение склоновых отложений на территории археологического памятника Костенки 17, в толще которых залегают древние почвы и слои с находками костей животных и орудий труда охотников-собирателей эпохи верхнего палеолита.

Результаты позволили уточнить условия жизни древних людей, населявших Костенки в период 42–30 тысяч лет назад, а также оценить влияние климата и человеческой деятельности на процессы формирования палеопочв. Полученные данные помогут археологам точнее интерпретировать культурные слои и понять, как природные процессы влияли на сохранность древних артефактов. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), были опубликованы в журнале Catena.

До сих дискуссионными остаются вопросы о том, как формировались отложения, где сохранились культурные слои и почвы. При этом знать об особенностях почвообразования в древности важно, чтобы правильно датировать и описывать находки. Так, например, из-за промерзания и оттаивания почвы археологические артефакты могли смещаться, и, если эти процессы не учитывать, то хронологическая привязка будет неверной. Кроме того, исследование процессов почвообразования позволяет лучше понять местные климатические и ландшафтные условия, в которых жили древние охотники-собиратели.

Ученые из Московского городского отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» (Москва), Института географии РАН (Москва) с коллегами в ходе археологических раскопок проследили, как формировались отложения и древние почвы на территории стоянки Костенки-17.

Ученые исследовали изменение строения почвенно-осадочной толщи по склону при помощи серии скважин, шурфов (вертикальных «срезов» почвы в глубину) и археологических раскопов. Отложения в стенках главного раскопа, имеющего глубину 6,7 метров, авторы изучили с помощью комплекса методов: оценив морфологию и микроморфологию палеопочв, состав и содержание химических элементов, размеры частиц, содержание органического углерода и карбоната кальция, а также определив цвет осадка и магнитную восприимчивость образцов.

В результате авторы разделили исследуемый разрез на пять слоев, каждый из которых соответствовал определенному этапу формирования отложений.

Самый верхний слой, представленный черноземом, начал формироваться около 10 тысяч лет назад в относительно стабильных теплых климатических условиях. Ниже залегают две слаборазвитые палеопочвы, датируемые 32–29 тысячами лет назад. В этих слоях палеогеографы обнаружили следы многократного плоскостного смыва.

Следующий слой — так называемая верхняя гумусовая толща, — датируемый возрастом 36–32 тысячи лет, содержал многочисленные следы человеческой деятельности: частицы угля, каменные орудия и украшения, которые местами оказались смещены вниз по склону из-за медленного движения промерзающих почв. Этот слой оказался не обычной природной почвой, а результатом сложного взаимодействия природных и антропогенных факторов. С одной стороны, темный цвет почв свидетельствует о благоприятных теплых условиях, с другой — обильные частицы угля указывают на интенсивное использование огня древними обитателями стоянки. В этом слое авторы обнаружили следы криогенных процессов, то есть промерзания отложений. Это свидетельства многолетней мерзлоты в изучаемом регионе в прошлом, которые объясняют, почему культурные слои местами смещены — они двигались вместе с промерзающими и оттаивающими отложениями.

Ниже ученые определили тонкий горизонт с вулканическим пеплом (тефрой) возрастом около 40 тысяч лет. Такой слой археологи обнаруживают на многих древних стоянках в Европе, поскольку он сформировался в результате суперизвержения вулкана Флегрейские поля (территория современной Италии), пепел от которого был разнесен по воздуху на несколько тысяч километров.

Самые древние отложения, сформировавшиеся 42–40 тысяч лет назад, продемонстрировали выраженную слоистость, свидетельствующую об активных процессах смыва почвы с вышележащих участков склона на нижележащие в результате формирования потоков воды по склону. Авторы выявили здесь чередующиеся песчаные и глинистые слои и участки с размывами. Эти природные процессы могли немного «сдвинуть» древние артефакты с их первоначального местоположения, что важно учитывать при изучении данного археологического памятника.

«Наше исследование показывает, что отложения стоянки Костенки-17 — это сложный архив данных, по которому можно многое узнать об условиях жизни древних людей на изучаемой территории. Исследования палеопочв помогают также лучше понять механизмы формирования культурных слоев археологических памятников, оценить вероятность смещения или переотложения находок. В дальнейшем мы планируем более детально изучить Верхнюю гумусовую толщу, а именно проанализировать угли и провести анализ биомаркеров, чтобы лучше понять влияние человека на почвообразование в прошлом», — рассказывал руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Фатима Курбанова, кандидат биологических наук, научный сотрудник Московского городского отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», научный сотрудник Института географии РАН.

В исследовании принимали участие сотрудники Почвенного института имени В.В. Докучаева РАН (Москва), Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург), Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва), Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН (Петропавловск-Камчатский) и Центра океанических исследований имени Гельмгольца (Германия).

Примечания