Ведомости
Бизнес Ньюс Медиа

Компания

ВедомостиБизнес Ньюс Медиа

Содержание

Выручка и прибыль по РСБУ млрд. ₽

200px

Активы

На 2017 год в число активов «Бизнес Ньюс Медиа» входят:

  • газета "Ведомости",
  • подразделение по организации конференций и
  • Harvard Business Review.

Показатели деятельности

По данным ГМЦ Росстата, показатели деятельности ЗАО "Бизнес Ньюс Медиа" (с 2015 года АО) следующие:

Выручка:

  • 2008: 1 386 564 тыс. руб.
  • 2009: 830 104 тыс. руб.
  • 2010: 872 948 тыс. руб.
  • 2011: 1 006 207 тыс. руб.
  • 2012: 1 098 374 тыс. руб.
  • 2013: 1 075 373 тыс. руб. Почти четверть доходов обеспечили интернет-реклама и плата за доступ к электронной версии газеты, следует из презентации Citibank для потенциальных покупателей.
  • 2014: 955 183 тыс. руб
  • 2015: 749 058 тыс руб
  • 2016: 783 400 тыс руб
  • 2017: 865 200 тыс руб
  • 2018: 848 600 тыс руб

Чистая прибыль (убыток):

  • 2008: 24 926 тыс
  • 2009: -85 309 тыс
  • 2010: -60 369 тыс
  • 2011: -26 571 тыс
  • 2012: -4 232 тыс
  • 2013: -34 150 тыс
  • 2014: -203 273 тыс
  • 2015: -289 435 тыс
  • 2016: 58 000 тыс
  • 2017: -62 300 тыс. Выручка от рекламы в бумажной версии «Ведомостей» больше, чем выручка от рекламы на сайте, говорил в 2017 году в интервью Inc. член совета директоров «Ведомостей» Демьян Кудрявцев (владельцем издающего АО «Бизнес ньюс медиа» является АО «Аркан инвестмент», единственный акционер которого — жена Демьяна Кудрявцева Яна Мозель-Кудрявцева). Он также отмечал, что за 2,5 года, на протяжении которых он занимается управлением газетой, компания идет «с постоянным уменьшением убытка» и к концу 2017 года планирует выйти в прибыль.

«Но произойдет ли это или не произойдет, или я этим пожертвую ради инвестиций в развитие, в сохранение того, что мне нужно, я сейчас сказать не могу. Кроме того, это решаю не я, это решает совет директоров вместе с менеджментом», — подчеркивал Кудрявцев[1].

Он также отмечал, что верит, что «Ведомости» — продукт с мультиканальностью по доходам (реклама, подписка, конференции и так далее), и в ближайшем будущем этих каналов должно становиться больше.

  • 2018: -58 400 тыс

Аудитория

На октябрь 2019 г бумажный номер «Ведомостей» в среднем читают 192 300 человек (данные Mediascope за май – октябрь 2019 г.), месячная аудитория сайта издания – 13 млн уникальных пользователей.

История

2020

Иван Еремин становится единственным собственником "Ведомостей"

В мае 2020 г Константин Зятьков, издатель газеты «Версия», вышел из сделки по покупке газеты «Ведомости», следует из сообщения нового владельца издания АО «Саппорт». Зятьков подтвердил РБК, что вышел из сделки.

Конечным собственником «Ведомостей» становится «Саппорт», учредителем которого является Иван Еремин, глава медиахолдинга «ФедералПресс».

Ранее «Ведомости» сообщали, что «Саппорт» находится под контролем Еремина и Зятькова. Однако Зятьков свое участие в сделке опроверг. Свою позицию он изложил в заявлении на сайте «Версии».

«Изначально я планировал приобрести актив на паритетных началах. Планировалось расширение собственных издательских проектов... Ситуация на рынке из-за коронавируса очень непростая. Целый ряд объективных причин стал препятствием для закрытия процедур в первоначально намеченном формате.

Алексей Голубович (управляющий директор Arbat Capital, бывший партнер Зятькова по сделке. — РБК) приостановил работу по исследованию документов компании», — рассказал Зятьков.

Он объяснил, что покупку «Ведомостей» целиком счел слишком рискованной для себя в текущих условиях, поскольку это привело бы к необходимости «рисковать большими средствами, чем сумма покупки». Кроме того, это потребовало бы отвлечения внимания от других проектов. Поэтому он начал поиск нового инвестора, после чего получил предложение Ивана Еремина.

«Он более чем удовлетворял указанным выше критериям. По нашему соглашению дальнейшие обсуждения мы не стали придавать огласке. Коалиции и большое число участников — это не то, что требуется для актива в период кризиса на рынке. Иван Еремин дал понять, что готов полностью приобрести актив, но не готов участвовать ниже контрольного пакета. Изучив издание «Ведомости», я понял, что в текущий момент времени участие в проекте с долей меньше контрольной будет неэффективно», — сообщил Зятьков.

ООО «ФедералПресс», которое возглавляет Еремин, является крупным получателем контрактов от региональных властей. В 2019 году компания заключила 35 контрактов, большинство из которых связано с оказанием услуг по информационному освещению деятельности различных госорганов и муниципальных структур.

После объявления о переходе издания под контроль Зятькова и АО «Саппорт» «Ведомости» опубликовали колонку в разделе «Мнения» с пометкой «От редакции», в которой обозреватели издания Павел Аптекарь и Владимир Рувинский оценили итоги сделки. «Появление в составе акционеров «Ведомостей» человека, руководящего агентством «ФедералПресс», которое, по данным сайта госзакупок, активно сотрудничает с властями и отдельными госучреждениями и занимается «подготовкой и публикацией материалов в интересах заказчика», не может нас не тревожить. Нельзя исключить, что новый владелец попытается применить привычную ему бизнес-модель на новом месте, используя вывеску «Ведомостей» для обслуживания чьих-то политических и бизнес-интересов», — говорится в тексте колонки.

Лоббист "Ведомостей" Дмитрий Босов покончил с собой

По информации телеграм-каналов, Дмитрий Босов был основным лоббистом "Ведомостей". В мае 2020 года он покончил с собой.

Приостановка выпуска печатной газеты из-за коронавируса

Газета "Ведомости" в конце марта 2020 г объявила, что не будет выходить в печатной версии в течение недели, в это время работает только сайт. Решение принято из-за объявления карантина, связанного с эпидемией коронавируса COVID-19.

«
"В общем, некуда выходить и некому ее (газету) развозить. Сайт работает бесперебойно. Мы будем пытаться его как-то, может быть, и расширить", - сообщил РИА Новости и. о. главного редактора "Ведомостей" Андрей Шмаров.
»

Андрей Шмаров назначен ио главредактора

Исполняющим обязанности главного редактора «Ведомостей» с 24 марта стал Андрей Шмаров, один из создателей журнала "Эксперт".

Годовой контракт предыдущего главреда Ильи Булавинова истекает 23 апреля, и он предупредил редакцию, что не планирует оставаться на этой должности после истечения контракта. Об этом он уведомил Зятькова и Голубовича на личной встрече. Булавинов стал главным редактором «Ведомостей» весной 2017 г.

Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев непосредственным образом участвовал и в выборе нового главного редактора в ходе переговоров Кудрявцева о сделке с Голубовичем и Зятьковым, рассказал знакомый одного из участников этих переговоров. На просьбу прокомментировать это Михаил Леонтьев ответил The Bell: «Это треш какой-то, отстаньте от меня, большего говна, чем эта газета, я не видел в жизни».

Впрочем, действия самого и. о. главного редактора Андрея Шмарова только подтверждают версию об участии «Роснефти». Он сначала заменил заголовок статьи про сделку с активами «Роснефти» на противоположный по смыслу и выгодный «Роснефти» — а вскоре снял с сайта уже опубликованную колонку с критикой действий руководителя «Роснефти» Игоря Сечина, написанную постоянным автором «Ведомостей», экономистом Константином Сониным. Также Шмаров запретил редакции упоминать социологическую службу «Левада», сославшись на недовольство администрации президента.

А 8 мая 2020 года, рассказал «Медузе» сотрудник «Ведомостей», из статьи «„Роснефть` организует в МГУ магистратуру по геномике человека» Шмаров три раза вырезал следующий текст: «„Русская служба Би-би-си` со ссылкой на источники сообщала, что куратором проекта может стать детский эндокринолог Мария Воронцова. Журнал The New Times в 2016 г. назвал ее предполагаемой старшей дочерью Путина. Воронцова также входит в совет по реализации программы по развитию генетических технологий».

Объявление о продаже издания А.Голубовичу и К.Зятькову при участии представителя "Роснефти"

17 марта 2020 года было объявлено, что нынешние владельцы «Ведомостей» (формально это «Аркан», а неформально — Демьян Кудрявцев с партнерами) продают «Ведомости» (то есть БНМ) издателю Константину Зятькову и финансисту Алексею Голубовичу.

Сам Кудрявцев так объяснил свои мотивы в эфире «Эха Москвы» в начале апреля: «Я говорю, что полтора месяца назад мы оказались в такой ситуации. Потому что все эти пять лет стало понятно, что мы больше не можем, вкладывать в нас нечего. Привлекать кредиты сейчас невозможно, никто не даст нам кредиты под „Ведомости`, потому что понятно, что за эти пять лет ситуация в стране необычно изменилась и „Ведомости` — это оппозиционный, хотя я так не считаю, <…> ресурс. Невозможно получить финансирование. И у нас единственный шанс — закрыть и потерять все, что мы за эти пять лет потратили».

«Кудрявцев теперь продает не свое, а то, что он купил на деньги кредиторов. Эти долги будут, видимо, списаны, потому что их невозможно вернуть, а без согласия кредиторов ничего не возможно продать», — говорит на это собеседник «Медузы», осведомленный о переговорах по продаже «Ведомостей»[2].

Именно поэтому в продаже издания самое активное участие принимает главный кредитор, то есть «Роснефть».

The Bell нашел бизнесмена, которому примерно полтора года назад предлагали, по сути дела, взять «Ведомости» в управление. По его словам, переговоры вел «высокопоставленный человек из окружения [главы „Роснефти` Игоря] Сечина». Речь шла о замене Кудрявцева на другого номинального собственника в обмен на управление и установление контроля над редакцией. Но продолжения переговоров не последовало — для «Роснефти» тогда это не было вопросом первостепенной важности, считает собеседник The Bell.

Найти покупателя для «Ведомостей» пытался и друг Кудрявцева Дмитрий Босов. Это он подал идею, как установить контроль над «Ведомостями», президенту «Роснефти» Игорю Сечину, когда у них были прекрасные отношения, рассказывал The Bell знакомый бизнесмена. «Кто-то кому-то выдал какие-то займы, Кудрявцев как бы купил, и они пытались играть в демократию», — так он описывает начало истории. Но в какой-то момент Босов с Сечиным «разошлись», после чего Босов даже пытался сам вести переговоры о продаже «Ведомостей», добавляет собеседник The Bell.

Другой знакомый Босова это подтверждает: «После конфликта Босова с Сечиным Босов какое-то время сам предлагал „Ведомости` на рынке. Но все интересовались — а действительно ли он может продать и правда ли, что это он — продавец, а когда понимали, что там структуры, близкие к „Роснефти`, — растворялись».

«Босов никогда не был как таковым инвестором, владельцем „Ведомостей` или контролирующим лицом», — говорит теперь источник, близкий к владельцам издания. Босов совершил самоубийство 6 мая 2020 года; его представитель от комментариев для этой статьи отказался.

А несостоявшимся покупателям «Ведомостей» принять участие в сделке предлагал пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев, рассказывал The Bell один из их общих знакомых. В разговорах с хорошими знакомыми он не скрывал, что «Роснефть» имеет непосредственное отношение к владельцам «Ведомостей» — впрочем, не вдаваясь в подробности; об этом The Bell рассказывали двое знакомых пресс-секретаря «Роснефти». Один из них вспоминает: пару лет назад Леонтьев жаловался, как тяжело ему работать с Кудрявцевым, и говорил, что решение о замене владельца «Ведомостей» назрело.

При этом управление компанией Зятькову и Голубовичу передали уже на следующий день, объявил Кудрявцев. Главный редактор «Ведомостей» Илья Булавинов за месяц до истечения трудового контракта освободил свой пост, исполнять обязанности главреда назначили внешнего человека — Андрея Шмарова. Кто именно выбрал Шмарова, неясно: после конфликта Шмарова с редакцией все участники этого назначения не готовы брать за него ответственность.

Впрочем, источник «Медузы», близкий к потенциальным покупателям «Ведомостей», не раз слышал, что в выборе главного редактора газеты участвовал пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. Он играл заметную роль и в обсуждении самой продажи «Ведомостей», рассказал «Медузе» знакомый одного из возможных инвесторов — а свое участие в таких переговорах Леонтьев объяснял тем, что «Роснефть» контролирует владельца газеты «через кредит».

Действительно, у владеющей «Ведомостями» компании есть огромные долги. И возникли они, как оказалось, именно в связи с покупкой издания Кудрявцевым пять лет назад.

После подписания соглашения должен начаться due diligence «Ведомостей», то есть финансовая и юридическая проверка актива, уточняет один из собеседников. Выяснить сумму сделки «Медузе» не удалось: по словам обоих источников, в подписанном соглашении оговорены условия, которые повлияют на финальную сумму сделки; в частности, курсы валют и финансовые показатели «Ведомостей». Около года назад газета «Коммерсант» утверждала, что «Ведомости» продаются примерно за ту же цену, по которой издание было продано в 2015-м — то есть 15 миллионов евро. Один из собеседников «Медузы» подтвердил, что обсуждаемая сумма «не меньше этой».

Основатель Arbat Capital Алексей Голубович вел переговоры о покупке «Ведомостей» больше года, но «с перерывами», утверждают оба собеседника «Медузы». «Он то приходил к Кудрявцеву, то уходил. В общем, никак не решался. А потом на горизонте возник Зятьков, но он тоже медлил. В итоге Демьян их познакомил — в надежде, что вместе они, наконец, решатся», — говорит один из собеседников «Медузы». Об интересе Голубовича к покупке «Ведомостей» действительно сообщалось около года назад, но он тогда отрицал, что ведет такие переговоры.

2019: Обсуждение продажи газеты с владельцем Arbat Capital Алексеем Голубовичем

В апреле 2019 года стало известно, что Демьян Кудрявцев обсуждает продажу «Ведомостей» основателю Arbat Capital Алексею Голубовичу. Об этом рассказали газете `КоммерсантЪ` четыре собеседника, включая двоих знакомых господина Кудрявцева. Один из них говорит, что стороны ведут консультации уже несколько месяцев, но еще не договорились о цене. Другой слышал, что сделка была практически согласована еще месяц назад. Два собеседника полагают, что Arbat Capital может выступать инструментом для привлечения сторонних инвестиций или быть посредником в случае, если реальным покупателем будет выступать другое лицо.

«
«Я всегда рассматриваю все поступающие ко мне предложения об инвестициях и покупке разных долей в моих активах, никогда не скрывал этого, в том числе и про "Ведомости", но конкретных переговоров комментировать не буду. Никаких договоренностей не достигнуто»,— заявил `Ъ` Демьян Кудрявцев[3].
»

Алексей Голубович отказался комментировать вопрос, рассматривает ли он возможность выступить инвестором «Ведомостей» или принять участие в поиске инвестиций для издания:

«
«Я покупаю и продаю бизнесы уже 30 лет и ни разу не слышал, чтобы до завершения сделки кто-то что-то про нее сказал».
»

Он также отметил, что сейчас занимается информационными проектами и фандрайзингом в IT, но не в России, где развивал издательский бизнес до 1993 года, а сейчас не настолько уверен в перспективах газетного рынка.

Собеседники `Ъ` затрудняются оценить стоимость «Ведомостей», объясняя, что прецедентных сделок в этой области давно не было. Один из источников `Ъ` говорит, что продавец получит за «Ведомости» столько же, сколько заплатил в 2015 году за всю газету с учетом ее долга перед акционерами, который был приобретен с дисконтом, и часть журналов Sanoma, то есть €15 млн, при этом сохранит журнальный бизнес.

Экс-гендиректор ИД «Коммерсантъ» Павел Филенков считает, что стоимость «Ведомостей» осталась «примерно на уровне прошлой покупки»: Газета стоит не столько как бизнес, сколько как ресурс. За те годы, что Демьян Кудрявцев владеет "Ведомостями", печатные СМИ дороже не стали».

С точки зрения гендиректора «Комсомольской правды» Владимира Сунгоркина, стоимость медиаактивов сейчас «вообще непонятна»:

«
«Если в старину мы что-то понимали при оценке, то сейчас — как договорятся. Если речь о "Ведомостях", то сделка политизирована и не совсем рыночная, вряд ли там будут работать только такие факторы, как выручка и прибыль».
»

2018: Передача контроля над владельцем издания "Аркан Инвестмент" племяннице Владимира Воронова

Кудрявцев говорил, что в ходе сделки в 2015 г его семья выкупила акции «Ведомостей», а его партнеры — долг перед прежними владельцами, в результате чего у «Ведомостей» образовался долг перед Вороновым и Помпадуром.

При этом Кудрявцев в 2017 году лишился российского гражданства, поэтому юридически больше не мог владеть газетой. По данным «СПАРК-Интерфакс», с 2017-го компания «Бизнес Ньюс Медиа», которая издает «Ведомости», принадлежит жене Кудрявцева — Яне Мозель-Кудрявцевой, через ее собственное АО «Аркан Инвестмент». Однако в феврале 2020-го Кудрявцев заявил RTVi, что издание было переоформлено на «семью» его партнера Владимира Воронова.

Оба источника «Медузы» утверждали, что сделка по передаче «Ведомостей» Воронову была «формальной».

«
«Не столь важно, на кого из них юридически сейчас оформлена газета. Переговоры с новыми покупателями, например, ведет именно Демьян. Довольно очевидно, что там есть некое соглашение между всеми тремя партнерами, и они все по-прежнему сохраняют финансовый интерес в издании», — говорит один из собеседников «Медузы». Источники The Bell ранее также подтверждали, что «переоформление издания с родственников одного на родственников другого было, скорее, технической необходимостью, продиктованной личными обстоятельствами» и «настоящей продажи „Ведомостей` пока не произошло».
»

Позже Кудрявцев рассказал в интервью RTVi в конце 2019-го, что он уже давно не владелец газеты. По его словам, собственность переоформлена на члена семьи Владимира Воронова. Это его племянница Иветта Воронова, она подтвердила Forbes, что сейчас владеет компанией «Аркан инвестмент». Как можно узнать из ее профиля в фейсбуке, ей 33 года, она окончила МГИМО и работает на телеканале ТНТ.

2017: Акции "Аркан Инвестмент" переходят в залог к "Константе", получившей кредит в банке "Роснефти" ВБРР

Единственное, что есть сейчас у «Аркана», — это сами «Ведомости» и право требовать с них возврата примерно 500 миллионов рублей долгов. Вернуть их «Ведомости» тоже не могут. За 2019 год выручка газеты составила 860 миллионов рублей, а операционные расходы — 835 миллионов рублей, убыток по итогам года составил 13 миллионов рублей. А ее долги — 810 миллионов рублей.

В разы больше долги самого «Аркана»: на конец 2019 года они составляли два миллиарда рублей, уточнил собеседник «Медузы». В последнем финансовом отчете на конец 2018-го кредиторская задолженность «Аркана» составляла 2,4 миллиарда рублей.

Под давлением кредиторов «Аркана» Кудрявцев и решил продать «Ведомости», чтобы в результате сложной сделки добиться от ее участников погашения и реструктуризации долгов своей компании «Аркан», объясняет собеседник «Медузы», знающий об этом от одного из покупателей.

Гендиректор компании «Аркан инвестмент» Александр Карпов отказался говорить «Медузе» про долги, сославшись на коммерческую тайну. Но источник Forbes рассказал, как эта ситуация была описана потенциальным покупателям «Ведомостей»: кредит «Аркану» на покупку акций БНМ в 2016 году через компанию-прокладку выдал Газпромбанк, а в 2017-м этот долг «Аркана» перешел к ООО «Константа», получившему для этого кредит в банке «Роснефти» — ВБРР — на 28 миллионов евро.

Журналистам «Медузы», Forbes, The Bell и «Ведомостей» удалось найти подтверждение этой версии в нескольких документах.

Сама «Константа» создана в апреле 2017 года, следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс». Из отчета о движении денежных средств «Константы» видно, что в том же году компания потратила на покупку неких долговых обязательств или выдачу займа 1,79 миллиарда рублей (26 миллионов евро по курсу на конец года), получив для этого кредит на 1,85 миллиарда рублей (26,9 миллионов евро).

Несмотря на то, что деятельность ООО «Константа» — услуги по добыче нефти и природного газа, — эта компания с уставным капиталом 50 тысяч рублей зарегистрирована в московской квартире и внесена в реестр малых и средних предприятий. В отчетности фирмы нет выручки и налогов, связанных с добычей нефти и газа, только расходы на зарплату — полтора миллиона рублей. Ее владелец и гендиректор — Игорь Лаврухин, в прошлом занимавшийся издательским бизнесом: он был совладельцем ликвидированного ООО «Легенда медиа».

Сам Лаврухин отказался говорить «Ведомостям» что-либо о кредите ВБРР и долге «Аркана».

А источник, близкий к владельцам «Ведомостей», в разговоре с этим изданием назвал «Константу» «аффилированной с Босовым компанией» и сказал, что «Аркан» взял у нее кредит по желанию Босова, чтобы погасить долг перед Газпромбанком.

В результате этой сделки акции АО «Аркан инвестмент», владеющего издателем «Ведомостей», оказались в залоге у «Константы»; это указано в документах «Аркана» от 2018 года. А в выписке из ЕГРЮЛ самого ООО «Константа» указано, что с 20 июня 2017-го права владения этой компанией находятся в залоге у банка ВБРР. Этот банк принадлежит «Роснефти».

Теперь близкий к владельцам издания собеседник «Ведомостей» уверяет, что узнал все это — что «Константа» брала длинный кредит у ВБРР и что ее акции заложены в этом банке — всего несколько недель назад, а Босов не захотел это объяснять.

Вывод из этого такой: банк «Роснефти» реально контролирует издателя «Ведомостей» через цепочку долгов ВБРР — ООО «Константа» — «Аркан инвестмент» — БНМ, а расплатиться по этим долгам ни один участник цепочки не способен.

И даже продать «Ведомости» (то есть акции БНМ) теперь невозможно без погашения долгов «Аркана», объясняет собеседник «Медузы», знающий об этом от одного из участников новой сделки: ведь обременение по этим долгам касается и активов, то есть акций БНМ — поэтому потенциальные покупатели «Ведомостей» должны будут решить и эту проблему.

Убедиться в том, что обязательства «Аркана» по кредиту формально распространяются и на БНМ, «Медузе» не удалось. Гендиректор «Аркана» Александр Карпов сказал Forbes, что «акции БНМ не заложены и никогда не были никому заложены или иначе обременены; это может подтвердить менеджмент самой компании». Гендиректор «Бизнес ньюс медиа» Глеб Прозоров сказал «Медузе»: «У менеджмента БНМ нет никаких документов, указывающих на то, что акции компании заложены».

Тем не менее сами обстоятельства кредитования «Аркана» предполагают, что на его активах должно быть обременение, считает юрист международной фирмы с большим опытом работы с кредитными и корпоративными сделками.

«
«Когда проектную компанию (не имеющую иных активов, кроме приобретаемого) финансируют на приобретение соответствующего актива, как в этом случае, кредитор чаще всего требует залога актива и проведения расчетов по его приобретению через счета в своем банке, — пояснил юрист. — Но информация о залоге акций „Ведомостей` стала бы доступна более широкому кругу лиц, поскольку факт залога приходится отражать в реестре акционеров и т. п. Если поставить цель избежать огласки, кредитор будет защищать свои интересы через другие механизмы: запрет в кредитном договоре на отчуждение актива, обременение актива опционами». У «Аркана» просто не может быть возможности распоряжаться свободно акциями БНМ — до тех пор, пока не погашен кредит на их покупку, резюмирует он.
»

Демьян Кудрявцев заявил «Ведомостям»: «Мы с партнерами никогда не делали ничего, что создало бы риски для редакционной независимости „Ведомостей`, среди прочего — не делали ничего такого, что позволило бы обратить взыскание на акции БНМ».

В мае 2020 года представители Газпромбанка и ВБРР на запрос «Ведомостей» о кредитовании «Аркан инвестмент» и ООО «Константа» не ответили.

Не стала отвечать на вопрос Forbes по поводу долга «Аркана» перед ООО «Константа» и нынешняя формальная владелица «Аркана» Иветта Воронова.

2016: Продажа издания компании супруги Д.Кудрявцева "Аркан инвестментс" за 24,2 млн евро, полученных в кредит в Газпромбанке

По вступающему в силу с 2016 года закону об «иностранцах в СМИ» кипрский офшор Delovoi Standard Ltd, выкупленный женой Кудрявцева у западных владельцев «Ведомостей», никак не мог оставаться акционером российского издания: газету надо было переоформить на российскую компанию с российскими учредителями. Поэтому акции компании «Бизнес ньюс медиа», принадлежащей офшору, в начале 2016-го (на выполнение закона давался срок до 1 февраля) перевели из владения Delovoi Standard Ltd в собственность российского АО «Аркан инвестмент», также принадлежавшего тогда жене Кудрявцева.

Эта сделка отражена в годовом отчете продавца акций — Delovoi Standard Ltd — следующим образом: 19 февраля 2016 года офшор продал компании «Аркан инвестмент» принадлежащие ему 100% акций БНМ за 24,204 миллиона евро (или 1,794 миллиарда рублей, указано в отчете).

Сделка выглядит просто как перекладывание актива и денег из одного кармана Кудрявцева в другой. Но это не так. Мало того, что «Аркан» приобрел «Ведомости» у кипрского офшора за бóльшую сумму, чем они обошлись Кудрявцеву, — сделано это было не на собственные средства, а на взятые в долг.

Компания «Аркан инвестмент» — новая организация с уставным капиталом 10 тысяч рублей, с одним сотрудником (директором Александром Карповым — он руководит и другими бизнесами Кудрявцева) и вообще без активов — смогла в 2016 году привлечь кредиты на 1,877 миллиарда рублей (29,4 миллиона евро по курсу на конец года), из которых 1,736 миллиарда рублей потратила на «приобретение акций (долей)» — так указано в ее финансовой отчетности. Это были акции «Бизнес ньюс медиа», то есть «Ведомостей», ведь других акций у «Аркана», судя по данным «СПАРК-Интерфакс», никогда не было.

Получается, в начале 2016-го «Аркан» потратил на покупку «Ведомостей» у офшора Кудрявцева в два с лишним раза больше денег, чем сам Кудрявцев и его друзья в 2015-м — на выкуп «Ведомостей» у иностранцев. Как «Ведомости» могли подорожать в два с лишним раза менее чем за год?

Близкий к владельцам «Ведомостей» собеседник этого издания объясняет такую разницу в цене тем, что актив — то есть «Ведомости» — подорожал, избавившись от обязанности платить иностранцам большие суммы за их бренды, а лицензионные платежи им по новому договору стали значительно меньше.

Если судить по официальным отчетам, в результате переоформления акций БНМ у кипрской Delovoi Standard должна была остаться прибыль Кудрявцева, составляющая почти 14 миллионов евро, а на российском «Аркане» остался колоссальный долг в 1,877 миллиарда рублей. Сделка была оформлена «без дополнительных денег, совершенно легально и с соблюдением законодательства Кипра и России», говорит на это источник «Ведомостей», близкий к владельцам издания.

Назвать «Медузе» щедрых кредиторов «Аркана» гендиректор компании Карпов отказался. Впрочем, близкий к владельцам «Ведомостей» источник сообщил изданию, что это был кредит Газпромбанка на сумму около 25 миллионов евро, получить который «Аркану» тогда помог Дмитрий Босов.

2015

Покупка «Ведомостей» обошлась Кудрявцеву примерно в 10 млн евро с учётом долга

Слухи о том, что Кудрявцев не настоящий покупатель, а фронтмен, которому кто-то дал денег на выкуп «Ведомостей», распространились практически сразу. Но убедительно доказать это так никто и не смог.

«
«Демьян говорил, что деньги его, хотя мы слышали, что у него есть у кого взять взаймы, — рассказывает участник переговоров Сергея Петрова (группа "Рольф") с FT Group и Dow Jones & Co по поводу „Ведомостей`. — И он пообещал: если мы будем поднимать цену, он будет делать то же самое».
»

Сам Кудрявцев признавал участие в сделке только своих друзей: Владимира Воронова и Мартина Помпадура. «Вполне открыто заявлялось: есть Владимир Воронов и Мартин Помпадур, которые шли со мной в эту сделку. Из-за принятия закона об иностранцах они не стали акционерами. Они забрали долги, выступили кредиторами, а моя семья купила акции», — объяснял Кудрявцев в интервью журналистке Елизавете Осетинской.

В частности, Помпадур выкупил долговые обязательства «Ведомостей» у FT Group и Dow Jones & Co на общую сумму 6,7 миллиона евро — это было частью сделки. То есть «Ведомости» стали должны эту сумму его компании PY Financing LLC.

А за сами акции оба иностранных совладельца «Ведомостей» — FT Group и Dow Jones & Co — получили от Кудрявцева лишь по 500 тысяч евро, рассказал «Медузе» источник, знакомый с деталями той сделки: для них тогда из-за корпоративных правил важнее было погасить долги, чем заработать на продаже активов. Впрочем, и долги эти Помпадур выкупил с дисконтом в 40%, поясняет источник. «Просто купили у них этот долг дешевле. Компания [БНМ] должна [нам] эти деньги по-прежнему, мы просто купили долг с дисконтом», — подтверждал сам Кудрявцев в интервью Елизавете Осетинской. Но суммы он не называл никогда. По описанным в договоре условиям, вся сумма сделки составила пять миллионов евро, рассказали «Медузе» участники самой сделки.

Расходы Кудрявцева на выкуп доли финской Sanoma в «Ведомостях» тоже были секретом. Источники «Коммерсанта» говорили примерно о шести миллионах евро, источники «Ведомостей» — примерно о четырех миллионах евро.

Но «Медузе» удалось ознакомиться с документами, касающимися той сделки, из которых следует: она основана на оценке акций Delovoi Standard (которые купила компания Кудрявцева Ivania Ltd) в 2,687 миллиона евро — и оценке долга (который купила компания Кудрявцева Moscowtimes LLC) в 2,47 миллиона евро. То есть общая сумма составила чуть более пяти миллионов евро.

«Акции Delovoi Standart были приобретены в 2015 году совокупно [у трех предыдущих владельцев] примерно за 10 миллионов евро, и еще примерно три миллиона евро составили выкупленные долги за лицензионные платежи», — объясняет «Ведомостям» источник, близкий к покупателям офшора Delovoi Standart. С его слов получается, что Кудрявцев и партнеры потратили на покупку «Ведомостей» 13 миллионов евро. Однако источники «Медузы», видевшие документы по этим сделкам, настаивают, что общая сумма была около 10 миллионов евро и включала в себя и акции (3,7 миллионов евро), и долги (6,47 миллионов евро).

Сам Кудрявцев всегда утверждал, что он и его друзья — обеспеченные люди — оплатили эти сделки собственными деньгами и никто за ними не стоит. «Медуза», исследуя этот вопрос в конце 2015 года, писала: «Совокупный доход Кудрявцева за последние 15 лет — больше 20 миллионов долларов». Правда, Кудрявцев потом признавал, что пришлось ненадолго занять денег у своего друга и партнера по другим проектам Дмитрия Босова.

Могли ли Кудрявцев и его партнеры купить «Ведомости» на свои средства? Возможно. Но они не стали этого делать. Как выяснили в 2020 году в ходе совместного расследования «Медуза», Forbes, The Bell и «Ведомости», издание было куплено полностью на заемные средства и по сути (хоть и не по форме) оказалось в залоге. Именно этот долг с 2017 года контролирует «Роснефть». А Босов сыграл в этой истории одну из ключевых ролей.

Семья Кудрявцева становится 100% владельцем газеты. По просьбе Сечина?

Демьян Кудрявцев, став акционером Delovoi Standard Ltd, получил преимущественное право на выкуп долей других акционеров в компании (в соответствии с уставом Delovoi Standard Ltd). Об этом, в частности, рассказывал владелец автомобильного дилера «Рольф» Сергей Петров, тоже рассматривавший тогда возможность выкупить «Ведомости» у иностранцев. «Он [Кудрявцев] уже купил 30% [точнее, 33%]. У него было право приоритетное покупки остальных акций», — так описал Петров ту ситуацию в недавнем эфире радиостанции «Эхо Москвы».

В конце ноября 2015 года стало известно, что Pearson и Dow Jones договорились о продаже своих долей в деловой газете «Ведомости» семье Демьяна Кудрявцева, следует из совместного сообщения обеих компаний. Условия сделки стороны не раскрывали, закрыть ее обещали до конца года.

Позже в 2019 году телеграм-каналы писали, что Демьян Кудрявцев покупал "Ведомости" не на свои деньги. Сделку профинансировал владелец группы "Сибантрацит" Дмитрий Босов - хороший знакомый Игоря Сечина. На рынке, якобы, бытовало мнение, что именно по просьбе Сечина Босов и профинансировал покупку "Ведомостей". Выкупив долг "Ведомостей" в 27 млн евро, Босов-Кудрявцев, якобы, переоформили его на одну из структур "Роснефти".

«Мы очень горды тем, что нам удалось поработать с «Ведомостями» и 15 лет вносить вклад в развитие независимой прессы в России», – цитирует сообщение представителей Pearson и Dow Jones.

Продать доли они вынуждены из-за вступившего в силу закона, ограничивающего долю иностранных инвесторов в российских СМИ планкой в 20%.

Кудрявцев заплатит за актив, исходя из «стандартного рыночного коэффициента стоимости», пишет Financial Times (FT) со ссылкой на людей, знакомых с деталями соглашения. Газета оценена более чем в 10 млн евро с учетом долга, сказал «Ведомостям» человек, близкий к участникам сделки.

По данным РБК, сделка была оформлена преимущественно как покупка долговых обязательств «Бизнес ньюс медиа» перед уходящими акционерами. Эти обязательства у них выкупит член совета директоров компании, бывший топ-менеджер News Corp. Мартин Помпадур. А «Бизнес ньюс медиа» будет рассчитываться с ним по долгам, уточняет РБК. Кудрявцев это не комментирует, связаться с Помпадуром не удалось.

Теперь, по словам Кудрявцева, сотрудничество «Ведомостей» с FT и WSJ продолжится в другой форме:

«
«Мы подписали новое соглашение об использовании материалов этих изданий с соответствующим использованием их брендов».
»

По словам человека, близкого к участникам переговоров, при продаже акций Pearson и Dow Jones поставили покупателю некоторые ограничительные условия. Кудрявцев не сможет продать «Ведомости» физическим лицам или компаниям, подпадающим под ряд критериев, описанных Pearson и Dow Jones. Что это за критерии, собеседник «Ведомостей» не уточнил. Также новый акционер не сможет без одобрения редакции вносить изменения в устав газеты «Ведомости». Кроме того, Кудрявцев не сможет продать газету в течение определенного времени, отмечает FT со ссылкой на людей, знакомых с ходом переговоров.

Смена владения никак не скажется на редакционной политике, поскольку ее определяет главный редактор – по закону и по уставу редакции, говорит главный редактор «Ведомостей» Татьяна Лысова. До завершения сделки, по ее словам, устав редакции будет изменен, чтобы четко разграничить права и полномочия редакции и учредителя. А последующие изменения устава возможны будут только с одобрения большинства штатных сотрудников редакции.

В том же ноябре 2015 года офшор Кудрявцева Ivania Ltd перевел в собственность Мозель-Кудрявцевой свои акции Delovoi Standard Ltd, сказано в отчете этой компании за 2015 год. Таким образом, 31 декабря 2015-го жена Демьяна Кудрявцева стала единственным владельцем компании «Бизнес ньюс медиа», которой принадлежали «Ведомости».

Глеб Прозоров заменяет Михаила Дубика на посту гендиректора

В ноябре 2015 года "Ведомости" покинул Михаил Дубик, гендиректор "Бизнес Ньюс Медиа" и издатель газеты с момента ее основания в 1999 году. Теперь на сайте газеты в качестве издателя указан Глеб Прозоров. Господин Дубик сам подал заявление об уходе, говорит собеседник "Ъ", не уточняя, чем оно мотивировано.

Кудрявцев выкупает долю Sanoma за $6,4 млн при содействии Дмитрия Босова

В апреле 2015 года стало известно, что бывший гендиректор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев выкупил 33% акций «Ведомостей» у финской Sanoma. Об этом «Газете.Ru» рассказали два источника, близкие к участникам сделки.

По словам одного из них, сумма сделки составила около $6,4 млн, а необходимые средства были выплачены самим Кудрявцевым и привлеченными им частными инвесторами. Ранее среди партнеров Кудрявцева упоминались Владимир Воронов и американец Мартин Помпадур[4]. Также сообщалось, что покупателем станет компания, в которой все три партнера имеют равное участие.

Многие представители российского бизнес-сообщества ранее отказались участвовать в приобретении «Ведомостей».

В рамках сделки Кудрявцев также может получить контроль над рядом активов ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа», включая газету The Moscow Times, и издающимися «Юнайтед Пресс» журналами Men's Health, National Geographic. По словам другого источника, сделки по покупке журналов «Юнайтед Пресс» уже закрыты и новому владельцу предстоит переоформить лицензии на их издание.

Несмотря на стремление Sanoma продать активы побыстрее, переговоры с Кудрявцевым заняли почти год. Загвоздкой оказались «Ведомости».

«Сделка по покупке „Ведомостей` была закрыта последней», — писал «Коммерсант» со ссылкой на свои источники. «Сделка с „Ведомостями` так задержалась, потому что приобретение такого актива нужно согласовывать на самом верху и Кудрявцев долго не мог получить одобрение. Он его получил только тогда, когда привлек „правильного` партнера. Стало понятно, что за ним стоит какой-то другой покупатель», — рассказал «Медузе» источник со стороны продавцов, осведомленный о ходе той сделки.

Официально представитель Sanoma тогда заявлял, что сделка не требует согласования с российскими властями. Кудрявцев тоже всегда говорил, что ни с кем не согласовывал это приобретение. Последний раз он повторил это в интервью ютьюб-каналу #ещенепознер в 2020 году:

«
«Я не получал разрешения, потому что мне не надо было. Но я просто на одном мероприятии сказал про это [пресс-секретарю российского президента Дмитрию] Пескову. И [первому замглавы администрации президента, курирующему медиа, Алексею] Громову тоже сказал. Я не говорил для того, чтобы получить разрешение — а чтобы они были в курсе».
»

Однако источник «Ведомостей», близкий к владельцам издания, теперь признает, что покупка «Ведомостей» Кудрявцевым согласовывалась с администрацией президента и получить это согласие тогда помог друг и партнер Кудрявцева Дмитрий Босов — президент инвестиционной группы «Аллтек», владелец «Сибантрацита» (проверить это уже нельзя: Босов покончил с собой 6 мая 2020 года).

После приобретения 33% акций «Ведомостей» Кудрявцев вошел в совет директоров «Бизнес Ньюс Медиа». Однако оставшиеся две трети бизнес-издания по-прежнему принадлежат британской FT Group и издателю The Wall Street Journal — американской Dow Jones.

По словам одного из источников, Кудрявцев уже ведет с западными медиагруппами переговоры по возможной покупке их части акций, поскольку в 2016 году они все равно вынуждены будут продать или существенно сократить свою долю владения.

Именно тогда в России вступают в силу поправки к федеральному закону «О СМИ», запрещающие иностранцам владеть 20% и более акций учредителя любого российского СМИ.

«Общая стоимость «Ведомостей» составляет примерно $12–15 млн. Учитывая, что Кудрявцев уже отдал $6,4 млн, ему как минимум предстоит выплатить западным владельцам еще столько же», — рассказал источник.

Впрочем, если новые договоренности будут устанавливаться, исходя из цены последней сделки, то доля FT Group и The Wall Street Journal подорожает до $12,8 млн.

Он также отметил, что итоговая стоимость делового издания может оказаться существенно ниже заявленной, поскольку этот актив, по сути, является убыточным.

«Российская медиаотрасль в кризис переживает серьезное падение рекламных доходов, и «Ведомости» также оказались в числе пострадавших. В результате для вывода проекта на новый уровень качества могут потребоваться дополнительные средства», — полагает источник[4].

Однако в то же время он отмечает, что Кудрявцев является отличной кандидатурой для осуществления реорганизации издания, которое в последнее время находилось в стагнации из-за неопределенности своей судьбы.

В числе возможных покупателей российских активов значились основатель издательского дома Independent Media и генеральный директор российского холдинга РБК Дерк Сауэр, медиахолдинг Hearst Shkulev Media и экс-владелец украинского медиахолдинга UMH group Борис Ложкин.

WSJ и FT Group отказываются выкупать долю Sanoma

«Ведомости» издаются с 1999 г. компанией «Бизнес ньюс медиа», а ею на февраль 2015 года через кипрскую Delovoi Standard Ltd. в равных долях владеют Dow Jones & Co, FT Group и Sanoma.

В феврале 2015 года стало известно, что два совладельца газеты «Ведомости» — американская Dow Jones & Co (владелец The Wall Street Journal) и FT Group (владелец Financial Times) — уведомили третьего партнера, финский медиахолдинг Sanoma, что не станут пользоваться преимущественным правом выкупа его доли в компании, издающей «Ведомости». Об этом рассказали «Ведомостям» два человека, знакомых с участниками переговоров.

Cвою долю в «Ведомостях» Sanoma хочет продать компании, представляющей интересы Демьяна Кудрявцева, Владимира Воронова и американца Марти Помпадура, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к продавцу. По их словам, именно о таком предложении Sanoma уже уведомила двух других совладельцев издания. Один из собеседников «Ведомостей» уточнил, что за треть «Ведомостей» покупатель готов заплатить 6 млн евро. По акционерному соглашению тот из совладельцев, кто задумал продать долю в «Ведомостях», обязан уведомить других партнеров о потенциальной сделке и у партнеров есть первоочередное право выкупа этих акций по той же цене. WSJ и FT не стали пользоваться этим правом. Продавать свои доли в «Ведомостях» WSJ и FT пока тоже не намерены, знает один из источников «Ведомостей», общавшийся с совладельцами газеты.

Три знакомых Кудрявцева подтвердили, что он вместе с партнерами подал заявку на покупку «Ведомостей» в Citibank. Покупателем (если сделка состоится) станет компания, в которой все три партнера имеют равное участие, уточняет один из собеседников «Ведомостей». Представители Sanoma и Citibank, а также сам Кудрявцев никогда это не комментировали, так же они поступили и вчера.

Кудрявцев — бывший журналист, в 2006 г.Борис Березовский, тогдашний владелец ИД «Коммерсантъ», назначил его гендиректором издательского дома, где Кудрявцев проработал до 2012 г., после чего основал коммуникационное агентство «Ясно Communication». Также он консультирует медиакомпании по сделкам и стратегии, рассказывали «Ведомостям» руководители нескольких крупных медиакомпаний.

Кудрявцев, Помпадур и Воронов знают друг друга с 1996 г., когда медиаактивами в России стала интересоваться News Corp Руперта Мердока, говорит их знакомый. Эта корпорация владеет Dow Jones и, соответственно, контролирует треть «Ведомостей». Помпадур работал в News Corp в 1998-2010 гг. сначала как вице-президент холдинга и президент подразделения в Восточной и Центральной Европе, а потом в качестве председателя совета директоров News Corp Europe. Воронов был президентом News Media, подразделения News Corp, он и Помпадур активно занимались покупкой и продажей медиаактивов для Мердока в России и странах СНГ. В 1999 г. Березовский и Мердок создали совместную компанию «ЛогоВАЗ — News Corp». Мердок обсуждал с российским олигархом покупку ТВ-6, а позднее — покупку пакета «Первого канала». Но эти сделки так и не сложились. В 2007 г. Березовский продал Мердоку свои телеканалы в Латвии.

Помпадур после ухода из News Corp стал членом совета директоров многих медиакомпаний. В России он основной инвестор компании «Монтана кофе», рассказал ее президент и гендиректор Александр Малчик. «Монтана кофе» — крупный производитель жареного кофе сегмента премиум, говорит директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия; какую долю рынка эта компания занимает, он не уточняет.

Воронов в последние годы работает в сфере частных инвестиций, говорит его знакомый, но никаких деталей не раскрывает. Сейчас у Кудрявцева, Помпадура и Воронова нет совместного бизнеса, уверяет он.

2014

Аудитория одного номера 181,4 млн человек, сайта - 200 тыс в сутки

Средняя аудитория одного номера "Ведомостей", по данным TNS Russia, в марте-июле 2015 года составляла 181,4 тыс. человек.

По оценкам TNS средняя аудитория сайта Vedomosti.ru в мае 2014 года составляла 200 тыс человек в сутки.

DDos-атака

30 января 2014 года на сайт газеты «Ведомости» была произведена DDoS-атака, объемы трафика в которой достигли 1,2 Гбит/сек. Пик ее пришелся на полночь с 28 на 29 января, когда на сайт начали поступать обращения от ботнета, состоящего из шести тысяч ботов, преимущественно с российскими IP-адресами.

Затем характер атаки на сайт «Ведомостей» изменился: DNS-сервера издания подверглись нападению, в результате которого они прекратили работать. То есть все обращения к доменному имени vedomosti.ru перестали доходить до web-сервера. DNS-сервера отвечают за перенаправление запросов по доменным именам на сервера по IP-адресам. Доменные имена были придуманы для удобства людей, машины же общаются по цифровым IP-адресам.

Благодаря технологиям Qrator, специалистам «Ведомостей» удалось нейтрализовать атаку и обеспечить доступность сайта. Специалисты Qrator перенаправили трафик на свою сеть фильтрации, а также предоставили издательскому дому свои DNS-сервера. К сожалению, обновление записей о DNS-серверах в сети занимает несколько часов, в это время сайт мог быть недоступен для некоторых пользователей.

В ту же ночь с 28 на 29 января DDoS-атака обрушилась и на интернет-издание Roem.ru, а чуть ранее – на SiliconRus.com и сайт телеканала «Дождь». Ситуацию удалось взять под контроль во всех случаях также благодаря сети фильтрации трафика Qrator.net.

Александр Лямин, генеральный директор Qrator, комментирует: «Атака на сайт «Ведомостей» определенно производится силами профессионалов и может быть отнесена к категории сложности выше среднего. Остальные атаки относятся к среднему уровню по объему сгенерированного злоумышленниками трафика. Ложные запросы к сайтам во всех случаях поступали преимущественно с российских IP-адресов».

Bloomberg сообщает, что "Ведомости" будут проданы "друзьям Путина"

16 октября 2014 года стало известно, что бизнесмены, близкие к президенту России Владимиру Путину, собираются приобрести газету «Ведомости», сообщает Bloomberg со ссылкой на три осведомленных источника.

Накануне глава государства подписал закон об ограничении участия иностранного капитала в российских СМИ.

Он может быть использован, для того чтобы доли американской News Corp. (издатель The Wall Street Journal), британской FT Group (издатель The Financial Times) и финской Sanoma в «Ведомостях» приобрел либо холдинг «Газпром-Медиа», которым руководит Михаил Лесин, либо компании, связанные с Юрием Ковальчуком, отмечают источники.

Соответствующий план был поддержан администрацией президента России, утверждают собеседники Bloomberg. По их словам, для того чтобы сделка с лояльными Путину бизнесменами стала более «политически привлекательной», может быть использован посредник.

«Кремль считает иностранные правительства акционерами «Ведомостей». The Wall Street Journal он приравнивает к «США», а The Financial Times – к «Великобритании», – заявила главный редактор «Ведомостей» Татьяна Лысова.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал Bloomberg, что судьбу «Ведомостей» будет определять «рыночный процесс».

«Мы не знаем, что произойдет с «Ведомостями», кто их купит», – отметил представитель Кремля.

2013: Sanoma пытается продать издание Hearst, но сделку блокируют

Осенью 2013 г. Sanoma приняла решение об уходе с российского рынка и продаже своего российского подразделения Sanoma Independent Media (SIM). Собирал заявки от потенциальных покупателей Citibank. Сначала холдинг рассчитывал продать все активы SIM одному покупателю, но не смог этого сделать.

В ноябре 2013 года стало известно, что основатель Sanoma Independent Media Дерк Сауер готов снова стать владельцем этого издательского дома: он ведет переговоры о покупке с финской Sanoma. В первую очередь его интересует газета "Ведомости".

На ноябрь 2013 года "Бизнес Ньюс Медиа" принадлежит кипрской компании Delovoi Standart, которой на паритетных основах владеют российская Sanoma Independent Media, британская Pearson - издатель Financial Times, и американская News Corporation Руперта Мердока, издающая The Wall Street Journal. Операционно компания входит в холдинг Sanoma Independent Media.

Интервью Глеба Прозорова, управляющий директор газеты «Ведомости» (Май 2013)

В декабре 2013 года Sanoma договорилась о продаже 100% акций своего российского подразделения Sanoma Independent Media (SIM), издающего газету «Ведомости», журнал Cosmopolitan и другие СМИ. Покупателем выступила американская Hearst Corporation, которой на 50% принадлежит издательский дом Hearst Shkulev Media. В мае 2014 года стало известно, что сделка не состоялась и была заморожена.

2012

Сравнение по размеру аудитории сайта с конкурентами

Image:Деловые_сайты_России_аудитория_2012.PNG

Если с декабря 2010-го по апрель 2011 года ежедневная российская аудитория газеты насчитывала 116,5 тыс. человек, то в аналогичный период 2012 года аудитория снизилась на 1%, составив 99,6 тыс. читателей.

Онэксим пытается купить "Бизнес Ньюс Медиа"

11 декабря 2012 года стало известно, что инвестиционный фонд ОНЭКСИМ, принадлежащий Михаилу Прохорову, сделал предложение об обмене активами издательскому дому Sanoma Independent Media. Как сообщает со ссылкой на собственные источники газета "Коммерсантъ", Прохоров хочет получить принадлежащую Sanoma долю в компании "Бизнес Ньюс Медиа", издающей "Ведомости". В обмен контролируемый ОНЭКСИМом холдинг РБК готов расстаться с издательским домом "Салон-Пресс".

"Бизнес Ньюс Медиа" принадлежит кипрской компании Delovoi Standart, которой на паритетных основах владеют российская Sanoma Independent Media, британская Pearson - издатель Financial Times, и News Corporation Руперта Мердока, издающая The Wall Street Journal. При этом Pearson, по данным "Коммерсанта" выступает соперником ОНЭКСИМа, так как готова рассмотреть возможность консолидации в своих руках всех активов "Ведомостей"[5].

Источник, близкий к "Салон-Пресс", подтвердил "Коммерсанту", что РБК недавно выдал мандат на продажу этого издательского дома. По словам гендиректора РБК Сергея Лаврухина, на покупку "Салон-Пресс" претендуют две компании, но Sanoma в их числе нет.

По данным отчетности РБК, приведенным "Коммерсантом", выручка издательского дома "Салон-Пресс", который специализируется на издании журналов интерьерной тематики, в 2011 году сократилась на 3,9 процента и составила 547 миллионов рублей, а прибыль снизилась на 20,4 процента и составила 74 миллиона рублей. Выручка "Бизнес Ньюс Медиа", по данным Системы профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК), в том же году составила 1,006 миллиарда рублей, а чистый убыток компании - 26,5 миллиона.

При этом, как отмечает "Коммерсантъ", за три квартала 2012 года выросли рекламные доходы и качественных ежедневных федеральных газет, и интерьерных изданий - на 12 и 10 процентов соответственно. Оба сегмента росли значительно быстрее общего рынка федеральных изданий, прирост которого за тот же период составил всего один процент. Между тем объемы рекламы, проданной в "Ведомостях" без учета приложений, за первые десять месяцев 2012 года выросли по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 2,28 процента в полосах и 3,42 процента в денежном выражении.

Доходы от рекламы и онлайн-подписки

  • Объемы рекламы, проданной в "Ведомостях" без учета приложений, за первые десять месяцев 2012 года выросли по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 2,28 процента в полосах и 3,42 процента в денежном выражении.

  • За январь—март 2012 года, по данным TNS Russia, продажи рекламы газеты «Ведомости» достигли порядка 10 млн долл. При расчете бюджета TNS Russia использовала официальные расценки издательских домов без учета скидок и налогов, но с учетом надбавки за позиционирование и цветность.

  • У «Ведомостей» доля «цифровых» доходов – от подписки и рекламы – доросла до 22%, тогда как у американского акционера газеты, FT Group, «цифровая» часть доходов достигла 50%, а число онлайн-подписчиков Financial Times уже превысило число «бумажных».

2011

TNS резко понижает оценку размера аудитории издания

  • Резкое падение аудитории номера "Ведомостей" в Москве TNS начал фиксировать с весны 2011г. - почти в два раза (со 116 тыс. человек до нынешних 63 тыс.). При этом полугодовая читательская аудитория газеты неуклонно снижается с середины 2010г. - с 914,7 тыс. человек за март-июль 2010г. до 707,8 тыс. человек в мае-октябре 2011г.

  • Согласно данным TNS Gallup за май-октябрь 2011г., число читателей в Москве газеты "Ведомости" в расчете на один номер снизилось на 37% по сравнению с предыдущим периодом и на 34% по отношению к уровню 2010 года[6].

За этот период каждый номер "Ведомостей" в российской столице читали 63 тыс. человек. При этом средняя читательская аудитория каждого номера двух ее основных конкурентов, по расчетам TNS, составила 76 тыс. человек у "РБК daily" и 98,8 тыс. человек у "Коммерсанта". В отличие от "Ведомостей", у обоих зафиксирован рост этого показателя.

Президент Sanoma Independent Media Елена Мясникова заявила "РБК daily", что издательский дом удивлен результатами исследования. "Мы не знаем, с чем может быть связано падение аудитории, и поинтересовались этим у TNS. Ждем ответа", - прокомментировала она данные о сокращении аудитории "Ведомостей". В самом TNS не смогли объяснить полученные ими результаты. Там отметили, что будут следить за развитием ситуации, пообещав представить свои умозаключения по итогам следующей волны исследования.

Вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов считает, что падение аудитории "Ведомостей" вписывается в общий тренд падения аудиторий международных СМИ. "Это происходит потому, что часть аудитории целого ряда изданий переходит с бумаги на другие носители. Так, у "Ведомостей" очень большая часть аудитории - это пользователи планшетных компьютеров iPad. Технологий для учета этой аудитории пока не придумано, поэтому цифры могут несколько не соответствовать реальности", - говорит В.Гатов.

Однако в этом случае аналогичная динамика бегства читателей должна быть и у "Коммерсанта", который не только поддерживает сайт с бесплатным номером бумажной газеты, но и второй год развивает приложения под iOS и Android. Не менялись данные и по интернет-аудитории. В октябре (последний полный месяц измерений в четвертой волне Gallup) в будни на сайт "Ведомостей" в среднем заходили 173,4 тыс. пользователей (здесь и далее данные TNS), у "Коммерсанта" - 140,4 тыс., у "РБК daily" - 192,7 тыс. Всплеска посещаемости сайта "Ведомостей" на десятки тысяч пользователей счетчики Рунета не зафиксировали.

Не исключено, что TNS Gallup могла понизить оценку аудитории "Ведомостей" (по выборке и географии) после скандала с расхождением декларируемых на таможне и реальных тиражей глянцевых журналов, включая, продукты ИД Sanoma Independent Media. В феврале Национальная тиражная комиссия по запросу компании Mercury проверила реальные тиражи, выявив завышение у глянцевых изданий, в том числе и у издаваемого им Cosmopolitan Beauty на 25%.

Убыток по итогам года 26,5 млн руб

Выручка "Бизнес Ньюс Медиа", по данным Системы профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК), в 2011 году составила 1,006 миллиарда рублей, а чистый убыток компании - 26,5 миллиона.

2005: Sanoma становится совладельцем газеты

В 2005 году финская Sanoma стала совладельцем «Ведомостей».

1999: Старт издания газеты "Ведомости"

«Ведомости» издаются с 1999 г.

Онлайн-подписка

2011: Полный выпуск газеты только по подписке

С июля 2011 года издание стало оказывать ряд новых платных услуг: возможность прочитать онлайн полный выпуск газеты, получить доступ к материалам свежего номера с помощью мобильных приложений для iPad, iPhone, смартфонов и планшетов на базе Android.

Одновременно специально для подписчиков были разработаны новые контентные продукты — ежедневный дайджест анонсов лучших публикаций из Financial Times и The Wall Street Journal (изданий − учредителей «Ведомостей»), ленты инфографики и официальных документов.

2012: Бесплатно не более 30 статей в месяц

С 15 июля 2012 г. «Ведомости» ограничивают бесплатный доступ к публикациям vedomosti.ru: одному читателю будет доступно до 30 статей vedomosti.ru в месяц. В дальнейшем этот лимит будет меняться.

При этом подписчики vedomosti.ru смогут читать неограниченное число публикаций, а также для них сохраняется свободный доступ к содержанию свежего номера газеты и всем платным сервисам «Ведомостей».

Издание последовательно реализует стратегию введения платных услуг для читателей. Первой из них стал доступ к архивным публикациям за все время выпуска «Ведомостей».

На июнь 2012 года доля онлайн-подписчиков «Ведомостей» составляет 30% от общего числа подписчиков. Доля онлайн-выручки − 21% в общей выручке издания[7].

Аналогичную модель монетизации (paywall) применяют деловые издания The Wall Street Journal и Financial Times. Доля онлайн-подписчиков у Financial Times − 50%.

2016: Число онлайн-подписчиков сравнялось с числом бумажных - 20 тыс

В апреле 2016 года газета «Ведомости» впервые озвучила долю доходов, которые приносит изданию платный доступ на сайт. Презентацию газеты на конференции РИФ разместил в своем Facebook сотрудник РБК Владимир Моторин. По данным презентации, интернет-версия газеты приносит ей 26% выручки, из них 74% это реклама и 25% - платная подписка. 64% общих доходов генерирует бумажная версия (90% - реклама, 10% - подписка).

Выручка издающего «Ведомости» ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа» (деловая газета является единственным активом компании) за 2014 год, по данным Kartoteka.ru, составила 955,183 млн руб., чистый убыток — 203,273 млн руб. В феврале 2016 года на одном из отраслевых форумов шеф-редактор Vedomosti.ru Екатерина Дербилова заявила, что платные подписки на электронную версию «Ведомостей» превысили 20 тысяч, сравнявшись с числом подписок на бумажную версию. По ее словам, подписка на vedomosti.ru приносит 30% общей выручки диджитал-направления газеты.

Как уточнила в процессе обсуждения презентации главный редактор «Ведомостей» Татьяна Лысова, введение paywall обошлось в незначительные средства, а потери связанные со снижением лояльности аудитории компенсируются доходами от платной подписки.

В это время «Ведомости» единственная крупная газета в России, решившаяся на эксперименты с платным доступом к сайту. В апреле 2016 года гендиректора ИД «Коммерсантъ» Мария Комарова заявила, что издание планирует ввести платный доступ к части материалов.

Организация мероприятий

В издании действует подразделение "Ведомости.Конференции". Среди проводимых мероприятий:

  • Телеком - международный форум операторов связи (на 2015 г)

См. также

Примечания