Всемирная торговая организация (ВТО)

Компания

Глобальная организация, регулирующая торговые отношения между странами-членами.

Содержание

Сотрудников на 2013 год: 640 человек
СМ. ТАКЖЕ (6)

Членами ВТО на июль 2019 г. являются 164 страны. После присоединения России ВТО регулирует 95%-97,1% мировой торговли (по разным оценкам).

На 2019 г.
На 2019 г.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

Генеральный директор ВТО — Паскаль Лами (январь 2013).

Бюджет организации составляет порядка 163 млн. евро по состоянию на 2012 год.

В ВТО работают 640 человек (январь 2013).

Официальные языки: английский, французский, испанский.

Принципы и функции ВТО

Основополагающие принципы и правила ВТО:

  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшие функции ВТО:

  • содействие либерализации торговых режимов и устранению барьеров в торговле между странами-членами;
  • проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО.

ВТО и Россия

К осени 2011 года РФ получила согласие на вступление в организацию от всех ее участников, кроме Грузии. В начале ноября 2012 года Москва и Тбилиси при посредничестве Швейцарии смогли согласовать двустороннее соглашение по ВТО, а затем подписали его.

Россия стала полноправным членом ВТО 22 августа 2012 года. Переговоры о присоединении России продлились рекордные 18 лет с июня 1993 по декабрь 2011.

Россия - это последний член двадцатки крупнейших национальных экономик и ЕС (G20), а также последняя из пяти быстроразвивающихся стран группы БРИКС, которая стала 156 членом организации с 22 августа 2012. За эти годы рабочая группа провела 29 регулярных сессий по согласованию условий присоединения.

Некоторые последствия вступления для России:

  • Недискриминационный доступ к экономикам 156 стран мира.
  • Постепенное снижение средней ставки российских таможенных тарифов с 10% до 7,8%. В отдельных секторах, таких как машиностроение, ставки ввозных таможенных пошлин должны быть снижены с текущего среднего уровня 25% (январь 2013 г) до 15%. Снижение ввозных таможенных пошлин на 1/3 товаров начиная с 2012 года, на 1/3 товаров начиная с 2015 года, на оставшиеся 1/3 товаров начиная с 2018 года. Ожидается, что эти сокращения значительно увеличат импорт товаров. Европейский союз, как основной торговый партнер России, оценивает, что снижение тарифов сэкономит на импортных пошлинах для европейских экспортеров 2,5 млрд. евро в год. Это позволит одному только Европейскому союзу экспортировать в Россию дополнительно товаров на сумму 3,9 млрд. евро в год
  • До 11% роста ВВП в долгосрочной перспективе (оценка Всемирного банка).
  • Устранение экспортных ограничений на 2 млрд. долларов США в год (оценка Министерства экономического развития России).

Обязательства России перед членами ВТО зафиксированы в Протоколе, Перечне обязательств по товарам, Перечне обязательств по услугам, являющихся частями Протокола, а также Докладе Рабочей группы по присоединению России к ВТО.

Права и обязательства перед членами ВТО повлияют на Россию в трех основных направлениях (прогнозы января 2013 г):

  • Во-первых, членство повлияет на импорт и экспорт продуктов.
  • Во-вторых, обязательства повлияют на рынок услуг. Россия приняла на себя обязательства по 116 видам услуг из 155, предусмотренных классификатором услуг ВТО. Виды услуг включают в себя: банковские и услуги на рынке ценных бумаг; страхование; бухгалтерский учет и аудит; телекоммуникации и другие. Всемирный банк оценивает, что в результате присоединения к ВТО потребление услуг в России вырастет на 5,3%
  • В-третьих, затронет сферы инвестиций и интеллектуальной собственности.

В рамках присоединения к ВТО Россия принимает на себя обязательства, гарантирующие иностранным компаниям доступ к национальному режиму, то есть для иностранных лиц будут действовать те же правила что и для российских. А также доступ к режиму наибольшего благоприятствования (РНБ), означающий, что если Россия предоставит благоприятный правовой режим для иностранных лиц из одного члена ВТО, то он должен действовать для лиц из любого другого члена ВТО.

Основой ВТО являются системы договоренностей по шести направлениям (текущий статус по ним для России представлен ниже):

  • По торговле товарами (регулируется Соглашением по товарам).
  • По торговле услугами (регулируется Соглашением по услугам).
  • По инвестиционным мерам (регулируется Соглашением по инвестициям (TRIMs - Agreement on Trade-Related Investment Measures). В части обязательств по инвестиционным программам в автомобильной промышленности Россия сохранила возможность применения временно противоречащих ВТО мер.
  • По интеллектуальной собственности (регулируется Соглашением по интеллектуальной собственности (TRIPS - Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights). Определяет условия распространения режима ГАТТ 1994 года на результаты интеллектуальной деятельности, определяет права и обязательства России, как члена ВТО, в области защиты прав интеллектуальной собственности при торговле товарами.
  • По механизмам разрешения споров (регулируется Соглашением о правилах и процедурах разрешения споров (DSU - Understanding on rules and procedures governing the settlement of disputes). Разрешение торговых споров осуществляется различными способами в рамках ВТО. Предпочтительнее разрешать споры путем консультаций и переговоров, и данная процедура является обязательной на первоначальном этапе возникновения споров, но не всегда эффективной. Доступ к механизмам ВТО по разрешению споров предоставляет возможность защиты российских интересов в случае, если они ущемляются другими членами ВТО. * По госзакупкам (регулируется Соглашением по госзакупкам (TPRM - Trade Policy Review Mechanism) – (еще не подписано). Регулирует правила и процедуры, связанные с проведением тендеров при осуществлении государственных закупок товаров и услуг. Государственные органы будут заключать договоры на основе принципа транспарентности, согласно опубликованным законам, правилам и рекомендациям. Россия направила запрос о получении статуса наблюдателя по данному Соглашению после присоединения к ВТО и начала соответствующие переговоры об участии в Соглашении.

В принятых обязательствах Россия оговорила некоторые ограничения в отношении иностранных партнеров. Ограничения коснутся:

  • ценообразования (переходный период для гармонизации железнодорожных тарифов, носящих дискриминационный характер по отношению к импорту товаров);
  • особых экономических зон (переходные периоды для Калининградской и Магаданской ОЭЗ);
  • технического регулирования (возможность сохранения ГОСТов, противоречащих ВТО, если они не оспариваются членами ВТО);
  • сельского хозяйства (возможность повысить уровень поддержки сельского хозяйства);
  • инвестиционного регулирования (Соглашения по инвестициям (TRIMs) (в части обязательств по инвестиционным программам в автомобильной промышленности Россия сохранила возможность временного применения мер, противоречащих ВТО).

После получения Россией статуса члена ВТО российские компании получили право входить на иностранные рынки, причем с учетом тех обязательств, которые взяли на себя соответствующие члены ВТО. И такие обязательства могут быть для российских компаний более благоприятными, нежели тот режим, который распространялся на них до вступления России в ВТО.

Соглашение по услугам

Россия приняла на себя обязательства по 116 видам услуг из 155, предусмотренных классификатором услуг ВТО. На сайте www.Russia-WTO.ru доступны юридические обзоры по 16 видам услуг, в том числе:

Как следует из проведенного анализа, обязательства, которые Россия берет на себя при вступлении в ВТО в отношении различных сфер услуг, крайне неоднородны. Россия открывает широкий доступ иностранцам в ряд отраслей, как, например, в телекоммуникации, в то время как в страхование и другие секторы приход иностранных игроков, напротив, ограничивается. В русскоязычной версии обязательств России также есть ряд серьезных юридико-технических неточностей, в частности, в отношении услуг банков, что может создавать для бизнеса потенциальные риски.

В обзорах также показывается, как позиция России в ходе переговорного процесса изменялась в сторону все больших уступок иностранным лицам по отдельным секторам услуг. Кроме того, обязательства Россия сравниваются с аналогичными обязательствами стран БРИКС, которые в большинстве случаев сохранили более серьезные ограничения в отношении допуска иностранных лиц на свои рынки услуг.

История

1995

ВТО основана 1 января 1995 года в результате Уругвайского раунда переговоров, проходившего с 1986 по 1994 годы, и на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле, заключенного в 1947 году.

2014

Как стало известно 12 декабря 2014 года, подписание договора по уменьшению и устранению таможенных пошлин на ИТ-продукты для стран-участников Всемирной торговой организации (ВТО), включая Россию, отложено. Камнем преткновения стали взаимоотношения между Китаем и Южной Кореей.