Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ). Москва, ИТ-Директору, Россия, Центральный ФО РФ, Государственные и социальные структуры
 

Департамент информационных технологий города Москвы

Компания

width=200px

Собственники:
Правительство Москвы

Содержание

200px

Персоны (41)     работают сейчас - 33    работали ранее - 8

Сотрудники компании, известные TAdviser. Добавить персону можно здесь.

ФИОГородДолжность
Азаров Юрий ЮрьевичМоскваТехнический директор
Андриенко Александр ВладимировичМоскваРуководитель проектов
Баранов Артем ВадимовичМоскваБизнес-аналитик
Баянов Максим АндреевичМоскваРуководитель проектов
Бойко Александр СергеевичМоскваНачальник управления
Бондал Денис ВладимировичМоскваЗаместитель руководителя
Галаган Алексей АндреевичМоскваАрхитектор решений
Ганюшкин Николай АлександровичМосква
Горбатько Александр ВладимировичМоскваЗаместитель директора департамента
Драмарацкая Светлана ВладимировнаМоскваРуководитель проектов

Проекты (2)

Список проектов компании, известных TAdviser. Добавить проект можно здесь.

Продукты (6)

Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.

ИТ-паспорт (61)

Список известных внедрений ит-систем в компании. Добавить проект.

ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаАвилекс (Avilex)2020
Описание проектаOracleOracle databaseСУБД2018
Описание проектаСистемный софт (SysSoft)VMware vSphere with Operations ManagementВиртуализация2017
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхКомплексные проекты видеонаблюденияСистемы видеонаблюдения2017
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхПроекты СХД, HPE 3PAR StoreServ Storage, Cisco Adaptive Security Appliance (ASA)СХД, Центры обработки данных - технологии для ЦОД, ИБ - Межсетевые экраны2016
Описание проектаАй-Ти Бизнес Груп, ООО2016
Описание проектаБАРС Груп2016
Описание проектаНПЦ 1С, 1С-Рарус1С:Предприятие 8 через интернет (1C:Fresh)ERP, SaaS - Программное обеспечение как услуга, Учетные системы2016
Описание проектаГеоцентр-КонсалтингПроекты ГИСГИС - Геоинформационные системы2016
Описание проектаСистемы документооборотаПрактика СЭД, PostgreSQL СУБДSaaS - Программное обеспечение как услуга, СЭД, СЭД - Системы потокового распознавания, СУБД2016
Описание проектаРостелекомНовые облачные технологии: МойОфисSaaS - Программное обеспечение как услуга, Офисные приложения2016
Описание проектаГос-эксперт2016
Описание проектаСервионикаAltarix: Мобильный инспекторSaaS - Программное обеспечение как услуга2016
Описание проектаРостелекомCall-центр - Проекты строительства и модернизации call-центров и контакт-центровCall-центры2016
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхУАИС Бюджетный учётSaaS - Программное обеспечение как услуга, Учетные системы2015
Описание проектаПроектная практикаПМ Форсайт (PPMPlus)BPM, SaaS - Программное обеспечение как услуга, Информатизация госфункций, Системы управления проектами2015
Описание проектаPositive Technologies (Позитив Текнолоджиз)MaxPatrol SIEMИБ - Межсетевые экраны, ИБ - Предотвращения утечек информации, ИБ - Управление информацией и событиями в системе безопасности (SIEM)2015
Описание проектаМегапланМегаплан CRMCRM, SaaS - Программное обеспечение как услуга2015
Описание проектаОТРФГИС (индивидуальная разработка)Информатизация госфункций2015
Описание проектаТехнологии развития бизнеса (Avanpost) АванпостAvanpost IDM Access SystemИБ - Аутентификация2015
Описание проектаЭлектронная Москва Удостоверяющий центрMicrosoft Exchange ServerОфисные приложения2014
Описание проектаМГТС - Московская городская телефонная сетьПроекты внедрения систем цифрового телевидения IPTVIPTV - Internet Protocol Television. IP-телевидение2014
Описание проектаОткрытые ТехнологииOT-MonixITSM - Системы управления IT-службой, Network Health Monitoring - Мониторинг сети или управление здоровьем-производительностью ИТ-Инфраструктуры2014
Описание проектаРостелекомКомплексные проекты видеонаблюденияСистемы видеонаблюдения2014
Описание проектаIBSСистема интегрированной медицинской информации Единой медицинской информационно-аналитической системы города Москвы2014
Описание проектаОнлантаЦОД ОнлантаЦОД2014
Описание проектаНетрис (Netris)Проекты внедрения систем цифрового телевидения IPTVIPTV - Internet Protocol Television. IP-телевидение2013
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхКомплексные проекты видеонаблюденияСистемы видеонаблюдения2013
Описание проектаАрмадаКорпоративный портал - проекты модернизацииКорпоративные порталы2013
Описание проектаМГТС - Московская городская телефонная сетьКомплексные проекты видеонаблюденияСистемы видеонаблюдения2012
Описание проекта1С-Битрикс1С-Битрикс: Управление сайтом - Бизнес веб-кластерКорпоративные порталы, Системы автоматизации торговли2012
Описание проектаАрмадаПортал государственных услуг города Москвы2012
Описание проектаAxelot (Акселот)1С:Зарплата и управление персоналом 8HRM2012
Описание проектаЛаборатория КасперскогоKaspersky Total Space SecurityИБ - Антивирусы, ИБ - Антиспам, ИБ - Межсетевые экраны2012
Описание проектаWebSoftWebTutorHRM, Корпоративные порталы, Системы дистанционного обучения2012
Описание проектаТехносервТехносерв:ЕСМАNetwork Health Monitoring - Мониторинг сети или управление здоровьем-производительностью ИТ-Инфраструктуры, OSS/BSS2012
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данных2012
Описание проектаЭлектронная Москва Удостоверяющий центрHPE Service Manager (HPSM)ITSM - Системы управления IT-службой2012
Описание проектаАкадо-Телеком (Комкор)Комплексные проекты видеонаблюденияСистемы видеонаблюдения2011
Описание проектаПрогнозКорпоративный портал - проекты модернизацииКорпоративные порталы2011
Описание проектаФОРС - Центр разработкиOracle SOA Suite (Oracle Service-Oriented Architecture)СОА2011
Описание проектаФОРС - Центр разработкиOracle SOA Suite (Oracle Service-Oriented Architecture)СОА2011
Описание проектаТелеком-ЗащитаПортал государственных услуг города Москвы2011
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данных---
Описание проектаНеолантЭлектронный 3D макет Москвы---
Описание проектаCSBI (Компьютерные системы для бизнеса, СиЭсБиАй)Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыИТ-аутсорсинг, Серверные платформы---
Описание проектаПроектная практикаПроектная интеграция (Управление проектами)Системы управления проектами---
Описание проектаIBSThink!EHR PlatformCMS - Системы управления контентом, CRM, Офисные приложения, СУБД, СХД, СЭД, Учетные системы---
Описание проектаЛАНИТ---
Описание проектаАкадо-Телеком (Комкор)Услуги телефонии и связи---
Описание проектаПроектная практика---
Описание проектаАй-Теко (iTeco)Универсальная электронная карта москвича (УЭК в Москве)---
Описание проектаПрогнозPrognoz PlatformBI---
Описание проектаАвилекс (Avilex)Oracle database, Oracle SOA Suite (Oracle Service-Oriented Architecture)СУБД, СОА---
Описание проектаОлинс (Olins)Oracle Business IntelligenceBI---
Описание проектаNTech Lab (Нтех ЛАБ)FindFaceИБ - Биометрическая идентификация---
Описание проектаЭнфорта (Престиж-интернет)Энфорта Управляемый ХотСпот---
Описание проектаКрок---
Описание проектаЯндекс (Yandex)Яндекс.Браузер---
Описание проектаАкадо-Телеком (Комкор)Проекты ИТ-аутсорсингаИТ-аутсорсинг---
Описание проектаЭкотэрФГИС (индивидуальная разработка), Комплексные проекты создания инженерных систем, Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыИнформатизация госфункций---

СТАТЬИ (36) НОВОСТИ (125) СУДЕБНЫЕ ДЕЛА (69)

Активы

Конечные собственники компании и их активы

+ Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ)

Департамент информационных технологий Москвы является органом исполнительной власти Москвы, подведомственным правительству Москвы, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере информационных технологий, а также проводящим политику города Москвы и осуществляющим межотраслевую координацию в сфере информатизации других органов исполнительной власти города.

Подведомственные организации

По состоянию на весну 2014 г. у ДИТ насчитывается 5 подведомственных организаций:

  • ГКУ «Московское городское агентство по телекоммуникациям»,
  • ГУП «Московский социальный регистр»,
  • «Электронная Москва» и
  • ГУП «Информационно-аналитический центр потребительского рынка города Москвы».
  • ГБУ «Инфогород».

Программы

  • Информатизация поликлиник и больниц Москвы (Постановление правительства 313-ПП о таких работах называется `Об утверждении сводного плана мероприятий на 2011-2012 гг. по внедрению современных ИС в здравоохранение города Москвы`, 2011 г.).

Завершенные программы

  • Электронная Москва - городская целевая программа города Москвы 2000-х гг, определявшая состав мероприятий по применению информационно-коммуникационных технологий в городском управлении и социальной сфере. По итогам ее реализации вскрыты финансовые нарушения на сотни миллионов рублей.

Руководители департамента

Комитет возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством Москвы.

Доходы руководства

2014

Согласно декларации, опубликованной в апреле 2015 года, глава департамента ИТ Москвы Артем Ермолаев в 2014 году получил доход 8,196 млн руб. Это примерно на 20% больше заработанного им годом ранее (Подробнее о доходах и имуществе Ермолаева - по ссылке).

Вслед за ним, в мае 2015 года, свои доходы за прошлый год обнародовали и другие руководители ИТ-департамента. Больше всех из руководящего состава ДИТ в 2014 году заработал Кирилл Кузнецов, начальник управления отраслевых проектов. Его доход превысил доход Артема Ермолаева, составив около 10,1 млн руб. В собственности чиновника - две индивидуальных квартиры площадью 115,2 кв.м и 95,4 кв. м, а также катер «Cobra».

Супруга Кузнецова получила в 2014 году доход в 7,6 млн руб. В ее собственности находятся несколько садовых участков, внедорожник Nissan Pathfinder, а также квартира в пользовании.

Стоит отметить, что в 2013 году Кирилл Кузнецов работал в той же должности, однако данные о его доходах в общем списке, опубликованном ДИТ, не были представлены. В ДИТ не пояснили на момент публикации материала, с чем это связано.

Глава ДИТ Москвы Артем Ермолаев в 2014 году заработал больше, чем его заместители, но меньше, чем начальник управления отраслевых проектов

В свою очередь, доходы заместителей Артема Ермолаева оказались ниже, чем у него самого, но при этом тоже выросли. Так, Андрей Белозеров задекларировал за год порядка 3,3 млн руб., что на 1,2 млн руб. больше заработанного им в 2013 году. Задекларированный заработок Владимира Макарова - около 2,5 млн руб. Это на 800 тыс. руб. больше, чем в 2013 году. Его супруга заработала больше него - порядка 3,7 млн руб.

Доход Александра Горбатько за 2014 год составил около 2,8 млн руб. против 1,8 млн руб. в 2013 году. Список его имущества, в дополнение к общей квартире площадью 53 кв.м пополнился долей в 1/4 в индивидуальной квартире площадью 81,9 кв.м. Личного транспорта за Горбатько не числится. При этом, как и в 2013 году, доходы супруги Александра Горбатько существенно превысили его собственные, составив более 14 млн руб. Помимо большей, чем у супруга, площади недвижимого имущества в собственности, за ней также числятся два автомобиля и два судна.

Доход заместителя руководителя ДИТ Ирины Сиренко в 2014 году составил около 2,3 млн руб., примерно на 300 тыс. больше, чем годом ранее.

Впервые в списке сведений о доходах, опубликованном ДИТ, представлены данные Игоря Сафронова, гендиректора ГБУ «Инфогород», которое было создано в в середине 2014 года. Его годовой доход составил около 6,1 млн руб.

2013

За 2013 год руководитель ИТ-департамента Москвы Артем Ермолаев заработал около 6,8 млн руб., следует из декларации чиновника. Это на 1,6 млн руб. больше, чем он заработал годом ранее. По сумме годового дохода московский ИТ-директор вновь обогнал мэра города Сергея Собянина, который за тот же период заработал около 6,3 млн руб.

Список задекларированного имущества у Артема Ермолаева за год не изменился: это квартира площадью 99 кв. м., легковые автомобили BMW 325 и Chevrolet Camaro, а также квадроцикл.

В 2013 году увеличили доходы и заместители Ермолаева, из списка которых выбыл Сергей Лысенко, перешедший на должность технического директора в ИАЦ ДИТ. Заработок Андрея Белозерова, в частности, вырос примерно на 300 тыс. руб., до 2,1 млн руб. Список задекларированного им имущества - две квартиры площадью 37 и 45 кв. м. - по сравнению с 2012 годом не изменился.

Примерно на столько же вырос и доход заместителя руководителя ДИТ Александра Горбатько, который в 2013 году заработал более 1,8 млн руб. Как и в 2012 г. он владеет долей в квартире площадью 53 кв. м., а автотранспорта за ним не числится.

За то же время доход супруги Горбатько вырос примерно в 3 раза - с 3,8 млн руб. до 12,1 млн руб. и расширился список имущества, которым она владеет. В частности, к квартире площадью 180 кв. м. и доле в квартире площадью 53 кв. м. также добавились три машиноместа, а в ее транспортном парке появилось еще одно судно.

Заработок Владимира Макарова в прошлом году составил более 1,7 млн руб., что примерно на 750 тыс. руб. больше, чем в 2012 году. Список его имущества и автотранспорта за это время не изменился: он владеет квартирой площадью 57,3 кв. м., дачным домом площадью 282 кв. м. и земельным участком площадью 1763 кв. м., а также автомобилями BMW 750, LI XDRIVE и Джип Чероки.

Доход супруги Макарова за тот же период сократился примерно на 1,6 млн руб., до 6,7 млн руб. Список задекларированной ею собственности остался тем же – квартира площадью 67 кв. м. и автомобиль BMW Х3.

Наконец, доход заместителя руководителя ДИТ Ирины Сиренко, назначенной на эту должность в 2013 году, составил около 2 млн руб. В ее собственности числится квартира площадью 45 кв. м. и автомобиль Тайота Королла.

Финансирование

2017: ИТ-бюджет Москвы вырастет на 10-15 млрд

Рост расходов на образование и ЖКХ

Расходы Департамента ИТ Москвы (ДИТ) в 2017 г. могут вырасти почти в полтора раза. Об этом в разговоре с журналистом CNews в рамках прошедшего в середине ноября CNews Forum 2016 сообщил глава ДИТ Артем Ермолаев. «В 2017 г. бюджет увеличится почти в полтора раза. Если не в полтора, то на 30% точно», — сказал он[1].

В 2016 г. на столичную информатизацию официально было выделено p32,14 млрд. Таким образом, прогноз московского министра на финансирование его ведомства в 2017 г. находится в интервале от p41,78 млрд до p48,21 млрд, что означает прирост к предыдущему году на p10-16 млрд.

В то же время, в принятом 26 октября 2016 г. Московской думой в первом чтении законопроекта «О бюджете Москвы на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг.» ДИТу в следующем году предлагается выделить pp46,1 млрд (прирост на p14 млрд). Из документа также следует, что в 2018 г. финансирование департамента ориентировочно сократится до p44,8 млрд, а в 2019 г. — до p34,1 млрд.

Отметим, что в утвержденном год назад городском бюджете Москвы на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг. предполагалось, что в наступающем году ИТ-расходы столицы не вырастут, а сократятся — до p29,9 млрд.

Причину изменения этих финансовых планов Артем Ермолаев объяснил тем, что Москва решила осуществить глобальное инвестирование в сферы образования и ЖКХ.

На что именно пойдут дополнительные деньги

Выступая на пленарной части форума, Ермолаев рассказал о том, что в 2016 г. Москва начала пилотный проект в шести столичных школах по переходу на электронную систему преподавания. В его рамках школе происходит полная замена инфраструктуры. В частности, на смену так называемым интерактивным доскам приходят ЖК-панели, которые позволяют с высокой четкостью и контрастностью показывать изображения, видные даже ребенку с плохим зрением с последней парты.

Также осуществляются инвестиции в беспроводные сети, когда в каждом классе появляется WiFi, и в замену компьютерного парка. «И самое главное — это перевод системы учебников в электронный вид. То есть на в PDF, а непосредственно в HTML, — подчеркивает чиновник. — Важно, чтобы учитель и ученик могли работать с материалами в любом месте, в любое время, и получать информацию можно было даже во время болезни».

По заверению Ермолаева, на основании этого пилота с 2017 г. начнется полномасштабное инвестирование во все школы города, которое продлится и в 2018 г. «Это достаточно масштабные инвестиции для города, но мы верим в их возврат, потому что уже сейчас видим, насколько возрастает интерес учеников к предметам в пилотных школах, — отмечает глава ДИТ. — Электронная среда для них привычнее и комфортнее, чем бумажная».

Что касается ЖКХ, то в этой сфере Москва планирует предельно уменьшить участие человека в процессе сбора отчетности. Для этого планируется внедрение различных приборов и датчики, передающие показания расхода ЖКХ-ресурсов в соответствующие билинговые системы в автоматическом режиме — без ручного ввода данных.

2015: План затрат на ИТ в здраве - 1,3 млрд рублей

Эксплуатационные затраты на уже созданную ИТ-инфраструктуру составят около 2,2 млрд рублей.

Такие цифры приводит заместитель руководителя Департамента информационных технологий г. Москвы Владимир Макаров, отвечающий за информатизацию здравоохранения. «Мы не закрепляем жестко ресурсы за планируемыми проектами. Между проектами должна быть состязательность, в том числе за деньги, по критерию «инвестиции - полезность». Портфель проектов может быть в два раза больше объема финансирования», - комментирует В. Макаров.

Операционные издержки на информатизацию столичного здравоохранения, достигшие пика в 2012—2013 годах (благодаря и бюджетным вливаниям), постепенно сокращаются: в 2013 году они составили 3,9 млрд рублей, в 2014 году – 2,6 млрд рублей. Эти средства будут потрачены на эксплуатацию Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) города, объединившей 660 амбулаторно-поликлинических учреждений, поддержку внедрения электронной медицинской карты (ЭМК), электронного рецепта и другие задачи. ДИТ не исключает и появление незапланированных проектов – таких, каким в прошлом году стало создание электронной базы данных неидентифицированных пациентов.

По словам В. Макарова, ДИТ делает ставку на оптимизацию операционных издержек. На это нацелена сервисная модель, на основе которой осуществляется внедрение ИТ в медицинских учреждениях. «Мы не покупаем принтеры – мы покупаем сервис печати. Мы покупаем не инфоматы в поликлиники, а услуги на их основе», – поясняет В. Макаров.

В ДИТ Москвы не считают, что кризисная экономическая ситуация влияет на финансирование и ход информатизации столичного здравоохранения. Запланированный на 2015 год CAPEX в 1,3 млрд рублей может вырасти при необходимости на 200–400 млн рублей, практически сравнявшись с аналогичным показателем в 2013—2014 году, который увеличивался против плана благодаря оптимизации операционных издержек. При этом сокращение капвложений рассматривается как объективный процесс в условиях, когда большая часть инвестиций в развитие уже сделана.

В фокусе внимания ДИТ в 2015 году – экономика столичного здравоохранения, а также прозаичная экономия, скажем, времени врача, оборачивающаяся экономией средств, и тиражирование ЭМК, которая потребует усилий и дополнительного времени не только со стороны ИТ-структур, но и врачей.

«Мы не внедрим электронную карту, если не освободим врача от многих рутинных процессов и не поможем ему сосредоточиться на ЭМК», – считает В. Макаров.

История

2016

* Потрачено 887 млн руб на отечественное ПО и технику за два года

В 2015-2016 годах сумма контрактов ДИТ Москвы на приобретение отечественного ПО и компьютерной техники составила 887 млн рублей за два последних года. Об этом сообщил министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы Артем Ермолаев в апреле 2017 года.

«Крупнейшими проектами столичного правительства на российском софте и оборудовании стали миграция на российское почтовое решение, создание общегородской облачной бухгалтерии и закупка автоматизированных рабочих мест для Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) на базе локальной сборки Linux», - рассказал Ермолаев.

Основной объем затрат на информатизацию в Москве идет на реализацию социально значимых проектов, подчеркнул А. Ермолаев.

«С 2011 г. город инвестировал в образование, здравоохранение и безопасность 60% своего ИТ-бюджета. Наиболее масштабной закупкой в 2016 году стал аукцион на поставку программно-технических средств в образовательные учреждения в рамках проекта «Московская электронная школа». Сумма контракта составила 4,9 млрд. рублей», - отметил Артем Ермолаев.

По данным PricewaterhouseCoopers, в 2016 году объем финансирования московской программы информатизации уступил только ИТ-затратам Нью-Йорка, составив 26,6 млрд. рублей. Анализ ИТ-закупок говорит о постоянном обновлении пула поставщиков в Москве.

Более 40 процентов нынешних поставщиков впервые стали участниками городских торгов по информатизации в 2016 году. Этот показатель здоровой ротации поставщиков демонстрирует высокий уровень открытости, прозрачности торгов для участников закупок.

Москва последовательно снижает долю однолетних контрактов – их доля снизилась до 67 процентов в 2016 году, в то время как в 2011 году этот показатель составлял порядка 87 процентов.

Наряду с оптимизацией издержек и эффективным планированием результатов закупок, переход к многолетней модели контракта позволяет реализовывать сложные инфраструктурные проекты.

К числу таких проектов относятся созданная в столице система видеонаблюдения и городская сеть Wi-Fi внутри Садового кольца.

Москвичи активно пользуются электронными услугами и сервисами города. В 2016 году к ним зафиксировано 196 млн обращений. Это почти в 1,5 раза больше, чем в 2015 году.

Москва названа мировым лидером по информатизации городов

В июле 2016 года в рамках исследования PwC был изучен опыт 28 главных мировых мегаполисов в реализации концепции DDC («город, управляемый данными», data driven city). Отчет базируется на двух взаимодополняющих методах: семантическом анализе метаданных о городах и технологиях и экспертной оценке решений data driven[2].

Смотрите также: Интеллектуальные города (Умные города, Smart cities)

Москва является одним из мировых лидеров по внедрению решений, основанных на данных. Наибольший уровень внедрения технологий наблюдается в сфере управления транспортом, безопасности и здравоохранения. Также Москва использует наиболее передовые и масштабные механизмы вовлечения горожан в управление городом, такие как «Активный гражданин» и «Наш город». Наиболее же близкими к Москве по масштабам и характеру задач стоят Нью-Йорк, Лондон, Барселона и Сидней, говорится в отчете «Города, управляемые данными».

«Активный гражданин»

Во всех городах распространены платформы для краудсорсинга, однако наиболее масштабный проект в этой области реализован в Москве («Активный гражданин»). Запущенный в 2014 г. «Активный гражданин» представляет собой электронную платформу для голосования по различным вопросам городского устройства.

«Наш город»

«Наш город» — это геоинформационный портал. Созданный в 2011 г. он позволяет сообщить о конкретной городской проблеме ответственному органу власти и служит дополнительным средством контроля качества работы управляющих компаний и подрядчиков для городской администрации.

ЕМИАС

Москва – единственный из исследованных городов, где полностью внедрена единая система управления городскими поликлиниками (ЕМИАС). Она объединяет в себе такие сервисы, как ситуационный центр, электронная регистратура, электронная медицинская карта, электронный рецепт, листки нетрудоспособности, лабораторный сервис и персонифицированный учет.

Проект ЕМИАС реализуется с 2011 г. На сегодняшний день к системе подключено более 660 медицинских учреждений, зарегистрировано более 21 тыс. медработников, обслужено около 8,6 млн физических лиц.

Другие проекты

Среди других проектов аналитики отметили городскую систему видеонаблюдения, интегрированную систему оплаты проезда

в городском транспорте по картам «Тройка», проект «Мобильный инспектор», оснащение коммунальной техники модулями ГЛОНАСС (свыше 11 тыс. единиц на данный момент), Центр автоматической фиксации правонарушений (ЦАФАП), портал gorod.mos.ru, портал городских услуг pgu.mos.ru и портал открытых данных.

Лидер в сфере мобильного интернета

Среди рассмотренных 28 городов только в Сиднее и Лондоне не создана городская сеть Wi-Fi. Это может существенно повлиять на коммуникационные возможности инфраструктуры датчиков и системы передачи данных в целом, считают исследователи. В области доступности и качества широкополосного и мобильного интернета лидерами стали Москва, Лондон и Нью-Йорк.

В Москве создается центр поиска прорывных ИТ

В июле 2016 года в ДИТ сообщили TAdviser о начале работы по созданию R&D-центра, основная задача которого - постоянный системный мониторинг инноваций в сфере ИТ (подробнее).

Зам руководителя ДИТ Павел Шевыров покидает ведомство

В апреле 2016 года мэр Москвы освободил пятого зама руководителя ДИТ Павла Шевырова от занимаемой должности. Он был уволен с государственной гражданской службы по собственной инициативе.

Новый заместитель руководителя ДИТ: Денис Бондал вместо Андрея Марсия

16 марта 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение о назначении Дениса Бондала на должность заместителя руководителя ДИТ Москвы - руководителя контрактной службы. Трудовой договор с чиновником рассчитан на пятилетний срок. Ранее Бондал и Ермолаев вместе работали в Step Logic. В новой должности Денис Бондал сменил Андрея Марсия. Предшественник проработал в аналогичной должности недолго: Марсий занял пост в августе 2016 года и покинул его в феврале 2017 года. Подробнее здесь.

2015

Прогноз развития ИКТ в Москве

Основная статья: Рынок ИКТ Москвы (ИТ и услуги связи)

Назначение пятого зама руководителя ДИТ

В марте 2015 года у руководителя ДИТ Артема Ермолаева появился пятый заместитель - Павел Шевыров.

2014: Создание аналитического подразделения для мониторинга цен на гаджеты

С осени 2014 года в ДИТ Москвы начало работу аналитическое подразделение, которое занимается изучением рынка ИТ и связи. Одним из направлений его работы стал регулярный замер покупательной способности москвичей в сфере информационных технологий. Руководит направлением Чукарин Алексей Валерьевич.

Департамент начал отслеживать колебания цен на 30 категорий товаров и услуг, доступность которых напрямую влияет на качество жизни горожан. Для каждой категории товаров и услуг аналитики сделали выборку из 500-1000 моделей или тарифов, вклад которых в общий индекс потребительской стоимости зависит от их популярности и отклонения от средней цены. В условиях колебания курсов валют динамика рассчитывается как в рублевом, так и в долларовом эквиваленте.

Замеры осуществляются как по открытым источникам, в том числе сайтам интернет-магазинов, операторов связи, агрегаторам товаров, так и по данным, предоставленным торговыми сетями.

Под мониторинг попали в частности такие категории как смартфоны, планшеты, ноутбуки, комплектующие, программное обеспечение, носимые устройства, доступ в интернет, телевидение, сотовая и фиксированная связь, мобильные приложения и так далее.

Каждый месяц Департамент будет публиковать аналитический отчет об изменениях стоимости товаров и услуг и возможных причинах, которыми вызваны эти колебания.

«Полученные результаты мы будем использовать при формировании требований к технике, закупаемой в рамках городского заказа и в наших переговорах с вендорами», - комментирует руководитель исследовательской группы Алексей Чукарин.

По его словам, необходимость мониторинга цен связана с тем, что при существующем уровне проникновения технологий в жизнь каждого москвича, колебания стоимости гаджетов и услуг связи могут серьезно влиять на качество жизни в городе.

2013

Глава ДИТ о планах на 2013 г.

В целом, 2013 год глава ДИТ Артем Ермолаев охарактеризовал как год возрастающих аппетитов (декабрь 2012).

"Если раньше ИТ воспринимались как игрушка, то сейчас все видят конкретный результат и хотят новых проектов, которые бы удовлетворяли сформировавшийся спрос. И мы, помимо отладки существующих проектов, будем запускать и новые".

Одной из первоочередных задач в рамках блока здравоохранения в 2013 году стоит реализовать персонифицированный учет и запустить электронные медицинские карты пациентов – истории болезни.

"Город будет лучше понимать, какие услуги вы реально получаете и в каком объеме, а пациенты, в свою очередь, смогут спокойно мигрировать между медицинскими учреждениями. Врачи сразу же будут видеть общую картину, а не начинать заполнять историю с нуля",- сказал Артем Ермолаев.

В 2013 году, в рамках информатизации медицинского блока планируется опробовать технологию speech-to-text, когда врач или медсестра будут наговаривать заключение, а программа сама вносить это в карту пациента.

"Современные программы позволяют распознавать до 2 тысяч акцентов, в том числе заикания",- заключил он.

Москва заставит граждан полюбить электронное правительство

В мае 2013 г. ИТ-департамент Москвы объявил конкурс по выбору поставщика услуг по информационному и методическому сопровождению ИТ-систем, ресурсов и сервисов среди жителей и в госорганах города.

Как следует из опубликованного ТЗ, с помощью такого сопровождения власти рассчитывают повысить востребованность ИТ среди жителей Москвы и в органах исполнительной власти и повысить лояльность городского населения к взаимодействию с госорганами в электронном виде. Кроме того, они планируют увеличить посещаемость городских информационных ресурсов и повысить уровень комфорта, качества и оперативности предоставления информационной поддержки по вопросам, связанным с оказанием госуслуг.

Для достижения этих целей чиновники проведут опрос и фокус-групповое исследование среди жителей Москвы, чтобы выяснить их уровень осведомленности и оценку существующих ИТ-систем и сервисов.

Также будет проведено исследование мирового и отечественного опыта создания и использования ИТ-систем и электронных сервисов, после чего - разработаны предложения по их усовершенствованию в Москве.

Кроме того, будет проведено обширное тестирования ИТ-систем и сервисов на предмет наличия в них юзабилити-проблем, по итогам которого должны быть сформированы рекомендации по увеличению удобства при работе с ними.

Для повышения востребованности ИТ среди городских жителей поставщик услуг также разработает рекомендации, методики и план их продвижения, которые учитывали бы особенности целевых аудиторий, на которые ориентированы ИТ-системы и сервисы, и обеспечивали бы «мобильность и быстрое реагирование на изменения информационного поля в результате воздействия внешних факторов».

2012

Реструктуризация департамента и пятый заместитель руководителя

До конца 2012 года у директора департамента Артема Ермолаева может появиться пятый заместитель. Вероятность назначения достаточно высока, об этом TAdviser 17 октября 2012 года сообщила директор по связям с общественностью ведомства Елена Новикова.

По ее словам, новый заместитель займется направлением финансов и госзаказа. Более подробно рассказать о кандидатурах она отказалась, отметив, что работа ведется.

Также Елена Новикова рассказала, что департамент в целом будет реструктурирован. В частности, с большой долей вероятности будут объединены Управления технической политики и Управление эксплуатации. Это связано с тем, что структура ведомства оставалась неизменной на протяжении нескольких лет, хотя за это время произошло много внешних и внутренних изменений.

"Оптимизация кадровой структуры связана не с грядущим изменением программы, это попытка изменить логику управления процессами информатизации, чтобы она больше соответствовала программе", - сказала Новикова. - Последние два года структура фактически оставалась такой же, какой она была, когда Департамент еще был Управлением, и, конечно, она уже не отвечает новым требованиям".

По ее словам, за это время появились целые новые направления, такие как, например, единая служба технической поддержки пользователей, автоматизированное управление проектами (АСУ ПРИЗ), общегородские интерактивные порталы, огромное мобильное направление, общегородские ЦОДы и т.д.

В начале октября 2012 года было анонсировано создание управления по реализации государственной программы Москвы "Информационный город".

Трансформация ведомства также связана с территориальным увеличением города и необходимостью более плотно заняться информатизацией присоединенных территорий, чтобы поднять их на уровень Москвы.

О более точных сроках реструктуризации Новикова не сообщила, отметив, что все изменения будут в самом ближайшем будущем.

Бюджет ДИТ Москвы на 2013 год сократят на 20%

Бюджет департамента информационных технологий Москвы в 2013 году будет сокращен на 20%. Об этом TAdviser 26 декабря 2012 года рассказал директор ДИТ Артем Ермолаев.

По его словам, сокращение связано с общим дефецитом бюджета города. "Необходимо адаптироваться к новым условиям. Это нормально – мы перераспределимся внутри себя",- сказал TAdviser он.

Основными статьями расходов в 2012 году был соцблок, в котором затраты носили капитальный и инфраструктурный характер. По мнению Ермолаева, в 2013 году эти направления не потребуют финансирования.

"Таким образом, если в 2012 году мы тратили много на технику, то в следующем сможем перераспределить примерно такие же средства на внедрение софта. Самой работы будет больше. При сокращении бюджета на 20%, объем работы вырастет примерно на 30%",- заключил он.

Как стало известно TAdviser, на деятельности ДИТ на 2013 год запланировано выделить 25,4 млрд рублей, в 2014 году эта цифра увеличится до 26,6 млрд рублей. Планируется, что бюджет 2015 года будет содержать статью расходов на ИТ в размере 27,8 млрд рублей.

Москва не нуждается в субсидиях Минсвязи на информатизацию региона, субъекту нужен административный ресурс ведомства для облегчения прохождения некоторых барьеров. Об этом заявил 26 декабря 2012 года TAdviser директор ДИТ Москвы Артем Ермолаев.

"Мы, конечно, вышли с формальной заявкой (конкурс Минсвязи на субсидирование регионов на информатизацию, см. статью "Информационное общество" - прим. ред.) для сохранения статус-кво",- рассказал TAdviser Артем Ермолаев о причинах проигрыша субъекта по мелким причинам. - Но с министерством договорились, что вне конкурса будем совместно реализовывать несколько проектов без финансирования. Со стороны Минсвязи будет скорее административный ресурс".

По словам Ермолаева инвестиции в госуслуги в большей части уже сделаны.

"Если бы Минкомсвязь помогла убрать некоторые юридико-технические барьеры в законодательстве, это позволило бы автоматизировать процесс в десятки раз быстрее и дешевле, чем если бы нам дали субсидию на 200 миллионов",- продолжил он.

Артем Ермолаев уверен, городу нужен вклад министерства именно в этом. "Плюс, было бы неправильно забирать у регионов деньги, в которых они действительно остро нуждаются",- продолжил отвечать на вопросы TAdviser он.

"Если в абсолютных цифрах сравнивать бюджет на ИТ Москвы и, например, Астрахани, то это расхождение в несколько порядков. И естественно, Министерство связи, которое заинтересовано в гармонизации и в ликвидации цифрового неравенства, будет проводить конкурсы и субсидировать регионы", - рассказал Артем Ермолаев о сути действий Минкомсвязи. - В этом конкурсе и так получилось некоторое размывание: слишком много регионов получили субсидирование. Это не тот случай, когда два рубля уже хорошо".

Артем Ермолаев уверен, что, несмотря на ограниченность ресурсов у федерального ведомства, при всем желании помочь всем регионам, лучше дать меньшему числу, но больше, - эффективность от этого возрастет.

ИТ и связь в Новой Москве

На доинформатизацию присоединенных к столице территорий (см. Новая Москва) до уровня современной Москвы может потребоваться минимум 5 лет. Такое мнение высказал TAdviser 26 декабря 2012 года директор ДИТ Москвы Артем Ермолаев.

"Это связано с тем, что информатизации без телекоммуникаций быть не может. Сейчас качество инфраструктуры такое, что речь даже не об оптическом кабеле - хоть какой бы кабель был",- сказал Артем Ермолаев. - Там ЛЭП то не всегда есть".

Основной задачей на ближайшее время Артем Ермолаев видит в выравнивании доступности услуг фиксированной связи в Новой Москве.

"Пока он на существующем уровне об информатизации говорить сложно",- отметил он. - Что толку от того, что у человека есть возможность записаться к врачу удаленно, если у него нет компьютера и домашнего интернета?".

Другой проблемой, мешающей реализации госпрограмм Артем Ермолаев отметил столь же невысокий уровень сотовой связи. "Там проблем крайне много, поэтому говорить о том, что в ближайшие годы мы там все сделаем – было бы неправильно",- продолжил отвечать на вопросы TAdviser Артем Ермолаев.

"Наша задача сейчас сконцентрироваться на тех населенных пунктах, где больше всего жителей, чтобы предоставить им возможность получать весь спектр услуг, которые получают москвичи. И постепенно такими шагами присоединять новые города к нашей общей системе",- сказал он. - Как только появится связь, то, например, подключение системы здравоохранения займет не более суток".

Инвестирование будет осуществляться из внебюджетных источников.

"Мы проводим работу с операторами связи, убеждаем в перспективности новых территорий",- продолжил Ермолаев. - Объемы жилищного строительства после расширения выросли в несколько раз, поэтому операторам связи придется туда идти. Это тот самый ARPU, который в старой Москве «ловить» уже поздно".

2011

Суды с предпринимателем Куприным

В ноябре 2011 года стало известно, что двадцатидевятилетний предприниматель Сергей Куприн собирается оспорить в суде все последние аукционы по закупкам компьютерных программ для московских учреждений. По двум торгам он уже подал иски: о приобретении программ Adobe для школ на 42 млн руб. и программ IBM для единой системы управления реестрами на 24,87 млн руб. (карточки дел есть на сайте Арбитражного суда Москвы, истец — компания Куприна «Эскей информационные технологии»)[3].

В Москве закупками компьютерной техники и программ занимается департамент информационных технологий (ДИТ), с ним «Эскей» и судится. Собирая аукционные заявки на поставку программ, ДИТ требует документы, подтверждающие исключительные права поставщиков на программное обеспечение.

Использовав данные zakupki.gov.ru, «Ведомости» подсчитали, что с начала 2011 года ДИТ провел 41 аукцион на закупку ПО или техники с установленным ПО на 2,24 млрд руб., до конца года объявлено еще пять таких аукционов на 485,8 млн руб. И только в двух случаях (24,3 млн руб.) в аукционной документации упоминание об «исключительных правах» отсутствует.

Но исключительными правами на ПО обладает только производитель, пишет Куприн в исковом заявлении. Он уверен, что это ограничение конкуренции: IBM отказала его «Эскей» в исключительных правах, и та не смогла принять участие в аукционе. Куприн требует признать незаконными и результаты аукциона, и само требование подтвердить исключительные права. Куприн сказал «Ведомостям», что заведомо неисполнимое требование позволяет ДИТ не допускать к участию в аукционе посторонних и определять победителей, а это создает предпосылки для коррупции.

Управляющий партнер юридической фирмы «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирина Тулубьева с такой логикой согласна: исключительное право на произведение может принадлежать только одной компании, поэтому несколько участников торгов с такими правами — нонсенс.

Adobe сообщила «Ведомостям», что не предоставляет исключительные права на свои лицензионные продукты. Microsoft — что предоставляет своим партнерам равные условия по продаже продуктов.

Представитель ДИТ говорит, что Куприн все понял неправильно. Из конкурсной документации, по мнению представителя, ясно следует: речь идет о подтверждении прав на распространение ПО. «Ошибка считать, что если написано `исключительные`, то это значит, что этих прав больше ни у кого нет», — уверен он. В представленном суду отзыве ДИТ признает, что ему в качестве подтверждения исключительных прав было достаточно сублицензионного договора поставщика с создателями программы.

В конкурсе на поставку ПО Adobe приняло участие пять компаний, выиграла дочерняя компания немецкой PC Ware. Гендиректор компании, аффилированной с другим участником конкурса, узнал о требовании подтвердить исключительные права от «Ведомостей» и сказал, что удивлен. Судя по тому, что в аукционе на Adobe было много участников и всех допустили, заказчик сам не понимал, зачем он требовал исключительные права, рассуждает юрист компании — разработчика программ. Все опрошенные «Ведомостями» участники госторгов по ПО говорят, что другие госорганы ничего подобного от поставщиков не требуют.

Утверждена программа "Информационный город"

В августе 2011 правительством Москвы утверждена новая программа информатизации "Информационный город".

Часть конкурсов на интернет-доступ переходят от "Акадо" к МГТС

В июне 2011 г. ДИТ Москвы опубликовал результаты шести конкурсов по обеспечению доступа в интернет различных муниципальных учреждений на время второго полугодия 2011 года. По итогам конкурсов подрядчик изменился только по одному лоту — обеспечение доступом в интернет всех московских школ и других объектов столичного департамента образования[4].

Победителем стала «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), предложившая цену за выполнение проекта в 308 млн руб. Второй участник тендера - «Таском» - готов был выполнить работы за 311 млн руб.

Исторически основным провайдером, обеспечивавшим школы широкополосным доступом в интернет, была «Московская телекоммуникационная корпорация Комкор» (бренд «Акадо-Телеком», входит в группу «Акадо»). Этого компании удалось достичь на фоне того, что ее основатель и совладелец Юрий Припачкин до конца 2005 г. возглавлял проект «Электронная Москва».

С переходом на конкурсную систему распределения подрядов «Комкор» несколько лет выигрывал тендеры, но в 2010 году проиграл малоизвестной компании «Простая сеть», которую участники рынка связывали с «Таскомом». Конкурс на первое полугодие этого года вновь выиграл «Комкор», однако на продолжение обслуживания в течении второго полугодия оператор даже не подавал заявку. В компании причины такого решения не стали комментировать.

Незадолго до этго большое внимание процессу интернетизации школ уделил мэр Москвы Сергей Собянин. Он потребовал увеличить скорость доступа до 10 Мбит/с, а также предложил установить в щколах WiFi хот-споты. Вопрос с оснащением школ WiFi будет решаться в рамках другого конкурса — по поставкам компьютерного оборудования, рассказал CNews глава ДИТ Артем Ермолаев.

В то же время `Комкор` сохранил три других контракта. Он продолжит предоставлять доступ в интернет: столичным органам власти, цена составит 354 млн руб. (`Таском` предлагал по этому лоту 361 млн руб., МГТС – 364 млн руб.); территориальным подразделений МВД и ФМС по Москве – за 63 млн руб. (МГТС - 65 млн руб., `Таском` - 64 млн руб.); поликлинникам, больницам и другим учреждением столичного департамента здравохранения – 73 млн руб. (МГТС и `Таском` предлагали примерно по 75 млн руб.).

`Таском` сохранил за собой контракт на обслуживание библиотек, музеев и других объектов департамента культуры, за это компания получит 107 млн руб. МГТС предлагал по данному лоту 126 млн руб., `Комкор` - 127 млн руб. Также компания вновь выиграла тендер на обеспечение интернетом детей с ослабленным зрением в целях дистанционного образования, цена вопроса составила 2,6 млн руб. (МГТС и `Комкор` предлагали примерно по 5,9 млн руб.). Гендиректор `Таском` Иван Кураев сообщил CNews, что оператор снизил цену по сравнению с предыдущей примерно на 40%.

В перспективе ДИТ намерен обеспечить всех городских потребителей скоростью до 10 Мбит/с и перевести их на оптические каналы связи. С учетом того, что обеспечение объектов является долгосрочным проектом, ДИТ планирует проводить конкурсы раз в несколько лет.

Утверждение положения о ДИТ Москвы

5 апреля 2011 г. принято постановление N 105-ПП "Об утверждении положения о ДИТ г.Москвы"

2010

Преобразование в Департамент ИТ

28 декабря 2010 г. принято постановление Правительства Москвы N 1103-ПП "О Департаменте информационных технологий города Москвы".

Главой комитета назначен Артем Ермолаев

25 октября 2010 г. главой комитета назначен Ермолаев Артем Валерьевич.

Управление преобразовано в Комитет по ИТ

10 августа 2010 г. путем преобразования городского управления информатизации создан Комитет по ИТ г. Москвы. Соответствующий документ подписал тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. В соответствии с ним штат ведомства было разрешено увеличить с 51 до 71 сотрудника. Также расширился круг его задач: в частности, комитет стал оператором инфраструктуры электронного правительства Москвы. Кроме того, в задачи комитета входит внедрение единой политики информатизации, тиражирование типовых решений для московских госорганов, подготовка документов, относящихся к госуслугам в электронном виде, совместимость городских информационных систем.

5 октября 2010 г. После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова временно исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин подписал постановление от № 884-ПП об утверждении положения о Комитете информационных технологий Москвы (до августа 2010 г. Управление информатизации города Москвы). Председатель комитета будет иметь четырех заместителей, в том числе двух первых заместителей, назначаемых на должность правительством Москвы по представлению председателя комитета.

2003: Создание программы "Электронная Москва"

На 2003 год в бюджете города на указанные цели запланировано 3,547 миллиарда рублей. С 2004 г. планируется основную часть бюджетных средств на информатизацию расходовать в рамках ГЦП "Электронная Москва".

Программа "Электронная Москва" была разработана в 2002 году и стартовала в 2003-м. Правительство города создало специальную компанию ОАО "Электронная Москва" для управления программой, которую возглавил глава компании "Комкор" Юрий Припачкин. Итоги реализизации программы были признаны неудовлетворительными и Припачкин ушел в конце 2005 года.

Реализация программы была передана в ведение управления информационных технологий, которое возглавил Алексей Николаевич Михайлов, через несколько лет эмигрировавший в США. Позже участники ИТ-рынка подозревали, что Михайлов являлся гражданином США и в период выполнения обязанностей на посту в правительстве Москвы.

Продолжение ГЦП "Электронная Москва" в 2008-2010 гг, по результатам проверки, сопровождалось финансовыми нарушениями на сотни миллионов рублей.

1997-2002: Затраты на ИТ - 3 млрд руб

По экспертным оценкам за 1997-2002 годы из бюджета города на создание информационных систем израсходовано около 3-х миллиардов рублей.

Примечания