Иннополис ОЭЗ
Особая экономическая зона

Компания

width=200px
Иннополис - город-спутник Казани, создаваемый как площадка для развития информационных технологий.

Технопарки России

Собственники:
Правительство Республики Татарстан

Содержание

300px

Персоны (6)     работают сейчас - 5    работали ранее - 1

Сотрудники компании, известные TAdviser. Добавить персону можно здесь.

ФИОГородДолжность
Гайнанов Руслан ШамильевичМосква
Лапук МарияМосква
Миронов Михаил СергеевичКазань
Подкина Наталья СергеевнаНабережные ЧелныМенеджер по связям с общественностью
Халимов Ренат АзатовичКазаньГенеральный директор

ИТ-паспорт (2)

Список известных внедрений ит-систем в компании. Добавить проект.

ПАРТНЕРЫ (17) СМ. ТАКЖЕ (9)

Активы

Активы

+ Иннополис ОЭЗ Особая экономическая зона

Строительство города началось в 2012 г. Одним из первых объектов был запланирован технопарк (в нем в перспективе уместится до 1200 проектов).

С 2013 года действует ИТ-университет (по планам 2012 года должен выпускать 1000 студентов в год).

По изначальным планам чиновников (2012 г), в городе будут жить не менее 150 тыс. человек. На сентябрь 2016 года в городе живёт около 600 человек, из которых 350 студентов университета.

Управляющая компания

АО ОЭЗ «Иннополис» - управляющая компания особой экономической зоны.

Учредители компании ОАО «Особые экономические зоны» (75% минус 1 акция) и Республика Татарстан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (25% плюс 1 акция).

Финансирование

Наукоград «Иннополис» под Казанью начал строиться по инициативе Николая Никифорова, когда тот еще возглавлял министерство информатизации и связи Татарстана.

На создание наукограда было потрачено около $800 млн, говорил 26 мая 2015 года на конференции «Информационные технологии в оборонно-промышленном комплексе» заместитель премьер-министра Татарстана, министр информатизации и связи республики Роман Шайхутдинов. По его словам, основные затраты были сделаны до скачка курсов. Деньги для строительства города выделялись из четырех источников, в том числе из федерального и республиканского бюджета, сообщил Шайхутдинов[1].

Первоначальный объем инвестиций, направленных на создание особой экономической зоны «Иннополис» и строительство инженерной, транспортной, коммерческой и социальной инфраструктуры, из средств федерального бюджета составил 15 млрд руб., говорил сотрудник пресс-службы «Иннополиса».

Кроме того, по его словам, Минкомсвязи выделило на строительство университета «Иннополис» и развитие его инфраструктуры из своего бюджета 4,7 млрд руб.

Еще 1,8 млрд руб. было выделено на строительство инфраструктуры городского жилья в рамках государственно-частного партнерства.

Наконец, в развитии города участвуют частные средства девелоперов и спонсоров. Так, в 2013–2014 гг. сумма частных поступлений в университет «Иннополис» составила 840,6 млн руб.

Статус строительства

На сентябрь 2016 года в Иннополисе две улицы — Университетская и Спортивная — и всего несколько зданий: многоквартирные дома, университет, четыре корпуса общежития, технопарк – здание для будущих резидентов особой экономической зоны, детский сад, пока не открытая больница и спорткомплекс.

Ещё в городе есть школа, временно располагающаяся на первом этаже университета, небольшое медицинское отделение с тремя сотрудниками (один из них — переводчик), аптека с базовыми препаратами, которая принимает заказы на недостающие лекарства, маленький продуктовый магазин.

Аренда жилья

На сентябрь 2016 года жителей ждут в Иннополисе квартиры в многоэтажках или таунхаусах. Жильё здесь съёмное, цены не ниже, чем в Казани, — около 20 тысяч рублей в месяц. Купить квартиру пока нельзя: в мэрии опасаются спекуляций, хотя говорят, что в перспективе такая возможность будет.

Компании-резиденты

В 2016 году Минэкономразвития утвердило четыре компании-резидентов, работающих на территории особой экономической зоны:

В это время резиденты получают:

  • пятилетнюю нулевую ставку по налогу на прибыль и землю,
  • десятилетнюю нулевую ставку по налогам на имущество и транспортному сбору, и
  • единый социальный налог в 14 %.

История

2019: Общий объем привлеченных инвестиций за 6 лет достиг почти 7 млрд рублей

1 марта 2019 года особой экономической зоне «Иннополис» исполнилось 6 лет. 1 марта 2013 года была зарегистрирована управляющая компания – ОАО «ОЭЗ «Иннополис».

Особая экономическая зона «Иннополис»

С самого своего основания управляющая компания ОЭЗ участвовала в реализации проекта создания города с нуля. ОАО «ОЭЗ «Иннополис» выступала заказчиком строительства не только «шайбы» - технопарка им.Попова, - но и большинства объектов инфраструктуры города.

Особая экономическая зона «Иннополис»

На март 2019 года особая экономическая зона «Иннополис» - это 76 резидентов и 9 партнеров с общим объемом инвестиций уже почти в 7 миллиардов рублей и более чем 2300 сотрудниками. На «стене компаний» в технопарке им.Попова можно увидеть логотипы таких международных и российских игроков, как Acronis, МТС, Schneider Electric, «Яндекс», «Сбербанк». А рядом с ними располагаются таблички молодых татарстанских компаний, вдохновляемых примерами успеха гигантов бизнеса, работающих рядом с ними. По мнению управляющей компании ОЭЗ, именно среда из множества ИТ-компаний и команд разработчиков, в которой рождаются смелые идеи и реализуются передовые проекты, является главной ценностью «Иннополиса». И особая экономическая зона вносит свой значительный вклад в создание и развитие этой среды – в тесном взаимодействии с мэрией города и Университетом «Иннополис».

Особая экономическая зона «Иннополис»

Незадолго до 6-летия ОЭЗ, в феврале 2019 года в технопарке им.Попова состоялось заседание президиума Госсовета РФ под председательством президента России Владимира Путина, посвященное улучшению жилищных условий населения и формированию благоприятной городской среды.

2018

Объем выручки резидентов и партнеров ОЭЗ «Иннополис» — 4,62 млрд рублей

12 октября 2018 года стало известно, что в Москве состоялась рабочая встреча Президента Рустама Минниханова и Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева, на которой глава республики доложил о социально-экономической ситуации в регионе, ключевых показателях развития экономики, а также о ходе реализации проекта «Иннополис».

Рабочая встреча Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова и Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева

На декабрь 2018 года Иннополис – это город, университет и особая экономическая зона. В городе ежедневно находятся 4 тысячи человек, заселены 1006 квартир в восемнадцати многоквартирных домах, два дома введены в эксплуатацию в этом году. В детском саду, школе, лицее обучаются уже 692 ребенка – это на 60 больше, чем год назад. В городе осуществляют свою деятельность 170 компаний. 86 из них – резиденты и партнеры особой экономической зоны с общим объемом заявленных инвестиций 5,94 млрд. рублей - прирост за 2018 год составил 3,7 млрд. рублей. Объем выручки резидентов и партнеров составил 4,62 млрд. рублей, около 3 млрд. из них заработаны в 2018 году. Созданы 2033 рабочих места. В общей сложности компании перечислили налогов на сумму 739 млн. рублей, 536 из них - в этом году.

Университет Иннополис на декабрь 2018 года занимает второе место среди технических вузов и седьмое - среди всех российских вузов по качеству приема абитуриентов (средний балл ЕГЭ студентов первого курса - 90,4 балла). На декабрь 2018 года обучаются 602 студента - на 46 больше, чем в 2017. На декабрь 2018 года финансирование деятельности осуществляется полностью за счет внебюджетных источников, при этом за все время функционирования вузом привлечено 706,5 млн. рублей спонсорских средств. В Университете созданы 14 лабораторий и 7 научных центров, а также действует Центр компетенций Национальной технологической инициативы по робототехнике и мехатронике, в консорциум которого входят 16 ведущих вузов страны, 5 прикладных академических институтов, а также 7 иностранных партнёров.

«Иннополис» признан неэффективной экономической зоной

22 октября 2018 года стало известно, что по итогам проверки Счетной палаты, ОЭЗ «Иннополис» попала в список неэффективных особых экономических зон.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Иннополис» в Татарстане, наряду с еще некоторыми ОЭЗ, до сих пор не может быть признана эффективной. К такому выводу пришла Счетная палата, обнародовавшая результаты анализа работы ОЭЗ. В ведомстве отмечают недостаточность тех мер, которые Правительство принимает для вывода механизма ОЭЗ на уровень эффективности.

Счетная палата проанализировала состояние в общей сложности 25 зон в 22 регионах, то есть всех ОЭЗ, существовавших в России по состоянию на 1 сентября 2018 года, и признала неэффективными 10 из них. Финансирование неэффективных зон из бюджета достигает 55,1 млрд руб. Кроме того, они привлекли инвестиции в размере 7,6 млрд руб.

Непосредственное отношение к ИТ из всех неэффективных ОЭЗ имеет только «Иннополис», которая является зоной технико-внедренческого типа (ТВТ), его также называют инновационным типом. В России существуют и другие типы ОЭЗ: туристско-рекреационный (ТРТ), портовый (ПОЭЗ) и промышленно-производственный (ППТ).

Помимо ОЭЗ ТВТ «Иннополис», в список неэффективных зон вошли ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», ПОЭЗ «Ульяновск», ОЭЗ ППТ «Моглино», ОЭЗ туристического кластера под управлением АО «Курорты Северного Кавказа».

В числе причин неэффективной работы ОЭЗ Счетная палата называет ненадлежащее управление со стороны Минэкономразвития, региональных властей и управляющих компаний. В частности, по состоянию на 1 июля 2018 года по 12 из 20 ОЭЗ, которые были переданы под управление регионов, не были утверждены перечни объектов инфраструктуры. Создание и развитие ОЭЗ проходило в замедленном темпе, сроки строительства объектов инфраструктуры затягивались, и в некоторых случаях в связи с этим возрастала стоимость строительства.

По состоянию на 1 июля 2018 года отсутствовал утвержденный порядок компенсации со стороны властей затрат на создание инфраструктуры ОЭЗ. Уже созданные объекты не могут начать работать, поскольку в ряде случаев нет возможности обеспечить нагрузку, соответствующую их мощности. На октябрь 2018 года загрузка объектов инфраструктуры ОЭЗ составляет порядка 48%.

Еще одним показателем недостаточно эффективного менеджмента со стороны управляющих компаний и регионов является низкая доля в общей полезной площади ОЭЗ земельных участков, которые используются резидентами. По состоянию на 1 января 2018 года этот показатель составлял около 38%.

Как отметили на коллегии Счетной палаты, причиной принятия непроработанных управленческих решений является отсутствие документа стратегического планирования по единому механизму создания и функционирования инструментов развития территории России. В результате принятия таких решений бюджетные средства расходовались без достижения требуемого результата.

Одновременно Счетная палата отмечает несовершенство правил оценки эффективности функционирования ОЭЗ и заявляет о необходимости их доработки. Те показатели, которые использует Минэкономразвития, чтобы охарактеризовать ситуацию в зонах, не дают возможности оценить рост обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, доступность санаторно-курортной сферы, рост новых видов продукции и технологий за счет механизма ОЭЗ. При этом плановые и фактические показатели, фигурирующие в отчете Минэкономразвития об оценке эффективности работы ОЭЗ, не соответствуют госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика».

В общей сложности в 2005-2017 годах в России было создано 36 особых экономических зон в 31 регионе. Однако в 2010-2017 годах 11 из них пришлось закрыть в связи с неэффективностью работы и некорректным управлением. На создание и развитие 11 закрытых зон было потрачено 4,5 млрд руб. бюджетных средств.

Если говорить о всех российских ОЭЗ, то в 2006-2018 годах они получили на свое создание и развитие около 201,2 млрд руб. бюджетных средств. При этом 131,4 млрд руб. из этой суммы поступило из федерального бюджета, а еще 69,8 млрд руб. — из бюджетов регионов, на территории которых расположены ОЭЗ.

На строительство объектов инфраструктуры по состоянию на 1 января 2018 года было привлечено 491,9 млрд руб., если учитывать вместе все источники финансирования. Из этой суммы 254 млрд руб. являются бюджетными средствами.

Счетная палата отмечает, что источники финансирования строительства объектов ОЭЗ на сумму 197,8 млрд руб. определить не удалось. Это значит, что в будущем эти затраты, возможно, придется покрывать из федерального бюджета. По состоянию на 2018 год стоимость объектов инфраструктуры, необеспеченных финансированием, выросла в 2,6 раза, если сравнивать с 2017 годом.

Счетная палата отмечает, что в течение последних 12 лет резиденты российских ОЭЗ инвестировали в них в общей сложности 292,1 млрд руб. Порядка 66,7% этой суммы были привлечены резидентами трех ОЭЗ, расположенных в Республике ТатарстанАлабуга»), в Липецкой области, в Санкт-Петербурге, которые признаются условно-эффективными.

По итогам проверки Счетной палаты президенту и правительству будут направлены информационные письма. Отчет о результатах анализа будет направлен в палаты Федерального Собрания.[3]

Татарстану передали 100% акций ОЭЗ «Иннополис» и «Алабуга» на 32 млрд рублей

АО «Особые экономические зоны» передало Татарстану 100% акций ОЭЗ «Иннополис» и «Алабуга». Об этом сообщает пресс-служба минэкономики РТ[4]. Решение о передаче акций было принято в конце 2017 года. Ранее правительство РФ распорядилось безвозмедно передать имущество акционерного общества регионам РФ.

«Согласно данному решению Республике Татарстан от федерального АО „Особые экономические зоны` безвозмездно переданы порядка 32 миллионов акций ОЭЗ номинальной стоимостью около 32 милиардов рублей», — сообщают в минэкономики РТ. До этого Татарстан распоряжался 34% акций «Алабуги» и 2,28% «Иннополиса».

Как уточняют в ведомстве, передача акций от федерального АО проходит в рамках реформы института ОЭЗ, суть которой — полностью сосредоточить управление такими зонами в руках регионов.

2017: Н.Никифоров - владельц 14 доменов Иннополиса

Министру связи Николаю Никифорову принадлежат 30 доменов, в том числе — сайты с названием первого в России IT-города Иннополиса. Сам Никифоров в мае 2017 года объяснил журналу РБК, что таким образом защищает адреса от киберсквоттеров[5]

Как выяснил журнал РБК, в апреле 2015 года на почту nn@tatar.ru были зарегистрированы десять сайтов с именем innopolis на различных доменах: innopolis.capital, innopolis.fitness, innopolis.golf, innopolis.pub и даже innopolis.villas (данные сервиса WhoIs). Эти порталы не работают в настоящий момент. Собственник сайта во всех случаях обозначен как Nikolay Nikiforov. На nn@tatar.ru также, например, записан портал nnikiforov.moscow, который ведет на страницу министра «ВКонтакте». Один из сайтов — innopolis.su — был сначала записан на почту Никифорова на домене государственных органов власти Tatar.ru, а потом переведен на его личный e-mail на «Яндексе».

Никифоров подтвердил журналу РБК, что именно он регистрировал домены. «Еще до перехода на госслужбу мне приходилось выкупать их у киберсквоттеров. С тех пор осталась привычка: если кто-то из коллег обсуждает какой-то проект, я часто сразу регистрирую им адреса, а потом просто передаю их», — рассказал он.

В 2016 году министр записал на себя девять сайтов с именем hightech на таких доменах, как express, exchange, press и др. (все они также не работают). Это вариации с адресом портала об информационных технологиях Hightech.fm, учредителем которого является дочерняя структура мэрии Иннополиса — АНО «Иннополис медиа».

2016: Запуск IoT-полигона совместно с ФРИИ

В начале лета 2016 года стало известно, что Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и город Иннополис создадут первый кросс-отраслевой полигон для тестирования пилотных проектов в сфере интернета вещей (Internet of Things, IoT). Зрелые и молодые проекты ФРИИ смогут проверить работоспособность своих продуктов и технологий в реальных условиях – встроившись в повседневные процессы и задачи города Иннополис. Первыми такую возможность получат команды с решениями в области «умного города» (smart city). Для этих целей проекты могут получить дополнительные инвестиции от ФРИИ. Всего в направление IoT Фонд планирует инвестировать 500 млн рублей.

Индустрия IoT является одной из наиболее быстрорастущих и перспективных во всем мире. Количество подключенных к сети предметов, не считая компьютеров, смартфонов и планшетов, увеличится с 4,9 млрд в 2015 году до 25 млрд штук в 2020 году, согласно Gartner. Объем рынка IoT в мире к 2020 году достигнет $7,1 трлн, по прогнозам аналитического агентства IDC. Внедрение IT-решений позволит отслеживать все процессы, происходящие в городе и оперативно реагировать на критические ситуации и угрозы. Международный опыт показывает, что IoT помогает решить транспортную проблему, контролировать расходы ЖКХ и эффективно управлять городским имуществом.

Ранее ФРИИ по поручению Минпромторга начал разработку «дорожной карты» по развитию интернета вещей в России. В настоящее время ведется формирование пилотных проектов в различных отраслях, включая умный город, индустриальный интернет вещей, медицину, сельское хозяйство.

2015: Фиктивные показатели помогут «Иннополису» не возвращать деньги в бюджет

20 ноября 2015 года стало известно о результатах проверки «Иннополиса» Счетной палатой на предмет выполнения обязательств последнего перед Минкомсвязи, которое вложило 4,7 млрд руб. в его развитие[6].

Вложив в «Иннополис» 4,7 млрд руб., Минкомсвязи подстраховалось и установило для него заниженные критерии эффективности, при недостижении которых «Иннополису» пришлось бы вернуть четверть бюджетных средств. Счетная палата установила, что данные критерии являются фиктивными.

Иннополис (2014)

Счетная палата проверила «Иннополис»

В рамках проверки «Иннополиса» Счетная палата исследовала договоры об инвестировании бюджетных средств, которые Минкомсвязи от лица Российской Федерации заключало с этим объектом. В 2012-2013 годы федеральный бюджет выделил на строительство «Иннополиса» в общей сложности 4,7 млрд руб., в том числе 1,7 млрд руб. в 2012 году и еще 3 млрд руб. в 2013 году.

Инвестиции реализованы выкупом Российской Федерацией двух дополнительных выпусков акций ОАО «Иннополис» - в 2012 году и 2013 году. В результате на конец 2014 года доля государства в «Иннополис» составляла 97,5%.

Иннополис - это новый город, построенный в Верхнеуслонском районе Татарстана. Строительство города завершилось летом 2015 году. В городе расположены ИТ-университет и особая экономическая зона технико-внедренческого типа.

Заключенные Минкомсвязи договоры о выкупе акций «Иннополиса» содержат показатели эффективности использования бюджетных средств, о которых объект ежегодно должен отчитываться перед Минкомсвязи и Росимуществом.

При недостижении 50% значений показателей эффективности, от указанных в договоре, «Иннополис» должен вернуть в федеральный бюджет 25% от предоставленных ему бюджетных инвестиций.

По мнению Счетной палаты, Минкомсвязи установило «Иннополису» искусственно заниженные показатели эффективности

Показателей эффективности три:

  • показатель роста (неуменьшения) величины капитала - определяется как отношение суммы уставного капитала и добавочного капитала за отчетный период к сумме аналогичных показателей за период, предшествующий отчетности. Нормативное значение данного показателя должно быть больше или равно «1».
  • второй показатель определяется как отношение суммы краткосрочных и долгосрочных заемных средств к размеру уставного капитала на отчетную дату. Его нормативное значение меньше или равно «3».
  • третий показатель определяет экономическую эффективность деятельности «Иннополиса». Он рассчитывается как выручка за отчетный период к размеру уставного капитала, нормативное значение – больше «0».

На 20 ноября 2015 года «Иннополис» все поставленные перед ним нормативные значения показателей эффективности перевыполнил.

Первый показатель по итогам 2013 года достиг 17825 (это связано с началом финансирования «Иннополиса» из федерального бюджета и соответствующим выпуском ценных бумаг), за 2014 год – 2,72.

Второй показатель - на нулевом уровне поскольку «Иннополис» не располагает заемными финансами.

Значения третьего показателя за 2013 года и 2014 год меньше одной десятитысячной.

О фиктивности показателей

Оправданность обозначенных критериев эффективности Счетная палата поставила под сомнение - установленное нормативное значение второго показателя позволяет «Иннополису» привлекать заемные средства в объеме до 14,2 млрд руб., что в разы превышает сумму сделанных в него инвестиций.

Соответственно, этот критерий вряд ли может служить оценке возможностей «Иннополиса» по привлечению заемных средств.

Третий показатель при установленном нормативном значении будет всегда выполняться, если у объекта есть любая положительная выручка (за 2013 и 2014 годы выручка «Иннополиса» составила несколько сотен тысяч рублей).

Тем самым, установленные показатели эффективности и их нормативные значения не позволяют оценить эффективность вложения бюджетных средств и финансовое состояние «Иннополиса», решили в Счетной палате. А предусмотренный договором об инвестировании бюджетных средств в «Иннополис» пункт о возможных штрафных санкций за невыполнение показателей эффективности становится фиктивным, отмечают аудиторы.

Забытые объекты

Счетная палата выяснила - заключенные Минкомсвязи договоры об инвестировании бюджетных денег в «Иннополис» не содержат информации об объектах капитального строительства, на которые данные средства будут направлены. В соответствии же с постановлениями Правительства о предоставлении бюджетных инвестиций, в договорах должны быть указаны наименования объектов, их предельная стоимость, мощность и срок ввода в эксплуатацию.

В результате у «Иннополиса» нет обязательств отчитываться перед федеральными властями о ходе строительства капитальных объектов, на которые были получены федеральные средства.

В Минкомсвязи пока не комментируют результаты проверки Счетной палаты.

2014

Объем спонсорской помощи Иннополису сократился более чем вдвое

30 марта 2015 года университет «Иннополис» опубликовал отчёт[7] об итогах деятельности в 2014 году[8].

Руководство вуза считает, что в 2014 году достигнуты важные результаты во внедрении собственных программ довузовского образования по робототехнике в школах Татарстана. Обучение прошли 3,35 тыс. школьников 5-11 классов, повышение квалификации по программе робототехники в парадигме STEM (Science Technology Engineering Mathematics) прошли более 100 учителей, в том числе педагоги по государственной программе «ИТ-классы». В июне 2014 года университет провел российский этап олимпиады World Robotics Olympiad, участниками которого стали 720 детей из 42 субъектов России.

Проект Иннополис, 2014

В отчете сообщается - в 2014 году начала свое обучение пилотная группа из 26 студентов по программе интенсивного бакалавриата; 24 студента из разных стран учатся по магистерской программе Software Engineering. С этого года список программ магистратуры пополнился направлениями Cyber Security, Data Sciences, Robotics.

За два года работы «Иннополис» заключил соглашения о сотрудничестве с четырьмя высшими учебными заведениями из топ-50 мировых рейтингов. Гостевые лекции на территории вуза прочитали 45 профессоров международного уровня, а с 19 из них были подписаны договоры. В профессорско-преподавательский состав «Иннополиса» вошли представители научных школ и университетов России, Швейцарии, Китая, Канады, Италии, Швеции, Словении, Республики Корея.

Университет выиграл три гранта Минобрнауки на общую сумму 416,3 млн руб.: 345,1 млн руб. — на разработку нового поколения облачных технологий хранения и управления данными с интегрированной системой безопасности и гарантированным уровнем доступа и отказоустойчивости, 61,2 млн руб. — на разработку и исследование комплекса программных решений создания энергоэкономичных систем управления механикой движения антропоморфных робототехнических комплексов на основе контроля статического и динамического равновесия, 10 млн руб. — на разработку методов и алгоритмов для автоматического распознавания патологий органов грудной полости по рентгеновским изображениям.

Индустриальными партнерами грантов выступили «Ростелеком», «Андроидная техника» (разработка и производство человекоподобной робототехники) и радиокомпания «Вектор».

На 30 марта 2015 года в вузе работают четыре и планируются к открытию семь научно-исследовательских лабораторий. Сумма денежных поступлений в 2014 году составила 378 млн руб., из них 211,8 млн руб. — пожертвования индустриальных партнеров университета, 148,8 млн руб. — субсидии и гранты, 10,9 млн руб. — продажа образовательных услуг.

73% операционного бюджета «Иннополиса» в 2014 году потрачено на научную деятельность и на развитие образовательных программ магистратуры, бакалавриата и довузовскую подготовку.

В 2013 году финансирование операционной деятельности университета осуществлялось исключительно за счет привлеченных средств спонсоров в размере 462,6 млн руб.

Год назад университет планировал ежегодно увеличивать объем спонсорских средств, а в 2017 году собирался получить около 1,48 млрд руб.

В 2015 году вуз начал переезд в кампус города Иннополис, в составе которого учебно-исследовательский корпус на 2 тыс. студентов, спортивный комплекс с бассейном, жилые корпуса на 1074 студента.

Ростех выбрал Иннополис в качестве основной площадки для размещения ИТ-инженеров

Глава Ростеха сообщил в июне 2014 года, что компания выбрала Иннополис в качестве основной площадки, на которой будет сконцентрирована ИТ-экспертиза и размещены специалисты корпорации, а также создан ИТ-дизайн-центр. Это позволит создать тысячи высококвалифицированных рабочих мест...

Статус города, избрание мэра

В середине декабря 2014 года президент Республики Татарстан подписал закон о преобразовании поселка Иннополис в город. Позднее ведомство сообщило, что мэром нового города был избран Егор Иванов, экс-гендиректор «Скартел». Жители города также утвердили структуру органов местного самоуправления Иннополиса и проголосовали за включение города в совет муниципальных образований республики.

1,5 млрд руб из бюджета зависли на депозите в банке "Ак барс"

В начале сентября 2014 г. Счетная палата РФ сообщала, что обнаружила почти треть (1,5 млрд руб.) из 4,7 млрд руб. субсидий, в 2012–2013 гг. выделенных Минкомсвязи строящемуся «Иннополису», на депозите в банке «Ак барс». Процентный доход от размещения этих денег в виде вклада составил 41,3 млн руб. Значительные остатки на счетах «Иннополиса» аудиторы объясняют низким качеством планирования со стороны Минкомсвязи.

Привлечено 378 млн руб от компаний и частных лиц

В 2014 г. казанский университет «Иннополис» привлек 378 млн руб. от компаний и частных лиц, среди которых оказались министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, председатель совета директоров ОАО «Российская электроника» (входит в состав «Ростеха») Денис Свердлов, Сергей Шилов из интегратора AT Consulting (АТ Консалтинг). Об этом говорится в презентации университета, опубликованной на его собственном сайте. Кроме того, «Иннополис» привлек деньги от МТС, «Мегафона», Acronis и Parallels.

В 2013–2014 гг. министр связи перечислял университету «Иннополис» примерно 200 000–250 000 руб. ежегодно – чтобы выразить свою гражданскую позицию, сообщила представитель Минкомсвязи Екатерина Осадчая. Она говорит, что столько же Никифоров перечислял и в бюджет Общественного телевидения России. В чем заключается гражданская позиция министра, она не уточняет.

По словам директора по развитию университета «Иннополис» Софьи Черногорцевой, Никифоров ежегодно в декабре отчисляет в пользу университета определенный процент годового дохода. Согласно декларации о доходах членов правительства, за 2013 г. министр связи заработал 3,56 млн руб. В следующем 2014 году доход министра увеличился до 4,93 млн руб[1].

Свердлов же сделал единовременное частное пожертвование, говорит Черногорцева. Точно так же давал деньги и управляющий партнер интегратора AT Consulting Сергей Шилов. Он рассказал «Ведомостям», что около двух с половиной лет назад дал «Иннополису» несколько миллионов рублей. По словам Шилова, эти деньги тратились на базовую инфраструктуру (компьютеры, проекторы), в которой университет нуждался после окончания стройки. Шилов говорит, что университет отчитывался, как и на что израсходовал деньги.

Представители «Мегафона», Parallels и Acronis отказались обсуждать вложения в университет «Иннополис». Сотрудники Parallels преподают студентам «Иннополиса» и руководят их научно-исследовательскими проектами: студенты получают задания по технологиям, близким к тем, которыми занимается Parallels, говорит представитель компании Юлия Ясиновская. По ее словам, компания также сотрудничает с МФТИ, НГУ. Университет «Иннополис» входит в состав особой экономической зоны «Иннополис» и готовит специалистов для IT-отрасли. С 1 сентября 2014 г. в университете «Иннополис» начало обучение 24 студента, а с 1 сентября 2015 г. свое обучение начнет 105 студентов, говорится в отчете за 2014 г. Кроме того, в программах довузовской подготовки университета поучаствовало 1664 школьника. Силами 500 доцентов к 2022 г. университет «Иннополис» должен обучать 4000 бакалавров, 1500 магистров и аспирантов, прогнозируется в отчете.

2013

Минкомсвязи вносит 3 млрд руб. в уставной капитал управляющей компании

В конце июня 2013 г. председатель правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому Минкомсвязи внесет 3 млрд руб. средств федерального бюджета в уставной капитал управляющей компании ИТ-поселка «Иннополис», создаваемого в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан.

Также ведомство совместно в Росимуществом должно обеспечить использование 1,7 млрд руб. на финансовое обеспечение проекта в 2013-2015 гг., предусмотренных под эти цели федеральным законом о бюджете, говорится в постановлении правительства.

Постановление о присвоении наименования «Иннополис» поселку, образованному в Верхнеуслонском районе Татарстана, Медведев подписал в конце апреля 2013 г. Как следует из приложения к постановлению он образован для создания на территории района нового обособленного инновационного центра, который призван стать местом концентрации специалистов и компаний в сфере ИТ.

В дальнейшем в поселке, где начато строительство технопарка, смогут жить и работать свыше 50 тыс. человек. Планируется строительство новых автомобильных и железных дорог, взлётно-посадочной полосы для обслуживания малой авиации.

В 2013 году потрачено 4,7 млрд руб из госбюджета

Наблюдательный совет университета «Иннополис», учрежденного в декабре 2012 г. с целью обучения и проведения исследований в области ИТ и робототехники, отчитался в мае 2014 года об итогах работы учреждения за 2013 г. На создание его инфраструктуры в 2013 г. было потрачено 4,7 млрд рублей бюджетных средств. Финансирование операционной деятельности учреждения осуществлялось за счет средств спонсоров — в прошлом году они выделили на это 462,6 млн рублей.

Одним из инвесторов «Иннополиса» является «Мегафон» — с этим оператором у университета заключено соглашение о финансировании сроком на 3 года. Партнерами учреждения также являются компании «Инвестнефтехим», «Ай Си Эл-КПО ВС », «Инфомат», «Корпоративные информационные рутины» (КИР) и частные лица.

Соглашения о подготовке кадров и выполнении научно-исследовательских работ заключены между университетом и Минобороны, NVision Group, Mail.ru, а также концерном «Радиотехнические и информационные системы»[9].

2012

Создание ОЭЗ "Иннополис"

В ноябре 2012 г. Дмитрий Медведев подписал постановление в Верхнеуслонском и Лаишевском муниципальных районах Татарстана особой экономической зоны «Иннополис», для резидентов которой предусмотрены льготные налоговые ставки и предоставление земельных участков в долгосрочную аренду на льготных условиях.

Поиск федерального финансирования

11 сентября 2012 г. министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров направил главе Минфина Антону Силуанову свои предложения по финансированию проекта.

«Минкомсвязь России считает необходимым поддержать проект создания инновационного центра «Иннополис», - пишет Никифоров. – В качестве мер поддержки указанного проекта, Министерство готово перераспределить средства 2012 года по мероприятиям «Конверсия радиочастотного спектра» в объеме 540 021,2 тыс. руб. и «Обеспечение высокоскоростного доступа к информационным системам через системы спутниковой связи» в объеме 2 033 500,0 тыс. руб.».

Министр добавляет, что указанные средства по данным мероприятиям «не могут быть использованы в полном объеме в 2012 г. по объективным причинам», не называя их.

20 сентября 2012 года Минэкономразвития разослало подготовленный по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева проект постановления правительства России о создании «Иннополиса». Документ был отправлен на согласование в Минфин, Минрегион, Минкомсвязи и правительство Татарстана.

Проект предписывает Минэкономразвития и Минфину при формировании федерального бюджета заложить в нем на финансирование «Иннополиса» «до 25 млрд руб. до 2015 г.». Там же говорится, что не менее 33% от этой суммы готов вложить в строительство инфраструктуры технопарка республиканский бюджет Татарстана.

В финансово-экономическом обосновании к постановлению сказано, что для создания инфраструктуры «Иннополиса» планируется использовать также и внебюджетные средства. «Принятие постановления правительства … потребует расходов на создание объектов инфраструктуры в размере 66,7 млрд руб.», - говорится в документе.

Пояснительная записка к проекту постановления правительства сообщает, что реализация проекта «Иннополис» позволит увеличить долю России на мировых рынках высокотехнологичной продукции (в первую очередь, в сфере ИТ). К 2030 г., по мнению авторов документа, совокупный объем налоговых отчислений от технопарка и его резидентов должен достичь 38,6 млрд руб.

Объем инвестиций потенциальных резидентов «Иннополиса», по прогнозам Минэкономразвития, должен составить более 120 млрд руб., «что обеспечит к 2030 г. увеличение выручки на 1,5 трлн руб. и создания около 40 тыс. рабочих мест». Однако никаких расчетов, подтверждающих эти цифры, в документах нет.

В октябре 2012 года в распоряжении CNews оказалась копия письма президента Татарстана Рустама Минниханова к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с просьбой о присвоении республиканскому технопарку «Иннополис» статуса особой экономической зоны. В другом письме (копия также есть в редакции) он просит Медведева поручить Министерству финансов России внести предложения о финансировании «Иннополиса»[10].

«Финансирование отдельных элементов инфраструктуры возможно по линии особой экономической зоны (Минэкономразвития России), государственной программы «Информационное общество (2011-2020 года)» (Минкомсвязь России), а также за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации (Минрегион России)», - написал глава республики.

В ответ Медведев с пометкой «срочно» поручил Минфину, Минкомсвязи и Минрегиону внести согласованные предложения.

Финансирование ВЭБа

21 сентября 2012 года стало известно, что Внешэкономбанк примет участие в финансировании Иннополиса, сообщил РИА Новости вице-премьер Республики Татарстан-министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов.

Подписи под меморандумом о сотрудничестве в рамках данного проекта поставили президент Татарстана Рустам Минниханов и глава ВЭБ Владимир Дмитриев на XI Международном инвестиционном форуме в Сочи, в присутствии председателя правительства РФ Дмитрия Медведева[11].

"Меморандум предусматривает возможность участия Внешэкономбанка в финансировании строительства нового города, первая очередь которого состоит из объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, главного здания технопарка, объектов жилой инфраструктуры территориально-обособленного инновационного центра "Иннополис", - сказал Шайхутдинов, не уточняя размер финансирования.

В августе 2012 года было учреждено ОАО "Иннополис" с первоначальным уставным капиталом 1,5 миллиарда рублей и развернуты масштабные строительные работы на территории будущего города. Указанные средства были выделены из внебюджетных источников со стороны Республики Татарстан ("Связьнефтехиминвестхолдинг" и другие). Ожидается, что развитие Иннополиса будет в основном происходить за счет средств частных инвесторов, при условии участия государства в создании базовой городской инфраструктуры, сказал Шайхутдинов.

"Сейчас решится вопрос о налоговых льготах и преференциях для резидентов, например, освобождении от уплаты налога на имущество, уменьшении ставки налога на прибыль, снижении ставки НДС. Мы делаем экономически территорию привлекательной для резидентов", - отметил вице-премьер Республики Татарстан-министр информатизации и связи.

Старт строительных работ по сингапурскому проекту

Строительство Иннополиса в Татарстане стартовало в июне 2012 года. Город строится на территории в 1,2 тысячи гектаров.

Мастер-план Иннополиса разработало архитектурно-планировочное бюро RSP Architects Planners&Engineers (Сингапур) под руководством главного архитектора Сингапура Лиу Тай Кера. По его проекту, в будущем население Иннополиса должно составить 155 тысяч человек (из них 60 тысяч — высококвалифицированные сотрудники). Средний возраст будущих жителей — 27 лет.

Первую очередь Иннополиса в сентябре 2012 года планировали запустить уже в 2015 году.

Попытка переименования Елизаветино в Иннополис

В начале июня 2012 года капсулу с посланием потомкам заложил на месте строительства «Иннополиса» председатель правительства России Дмитрий Медведев. «В мощном, красивом инновационном городе «Иннополис-Казань» его жители будут генерировать идеи и реализовывать свои самые смелые планы. Это прекрасная возможность раскрыть свой творческий потенциал», - сказал премьер-министр.

В июне 2012 года стало известно, что Госсовет Татарстана принял решение о переименовании деревни Елизаветино Верхнеуслонского района республики. Населенный пункт, получивший новое название Иннополис, был основан в 40-е годы XIX столетия в качестве поместья Елизаветы Незимовой-Терениной. На июль 2012 года деревню, в основном, населяют дачники: из 68 домовладений только 10 являются подворьями местных жителей.

В конце июня 2012 года в Елизаветино состоялось общее собрание жителей (на фото), на котором 15 участников из 16 поддержали название Иннополис. «Сегодня Елизаветино «попало» в историю как населенный пункт, откуда возьмет свое начало новый, современный и незнающий аналогов в истории современной России инвестиционный проект», - писала газета Верхнеуслонского района «Волжская новь». Переименование, по информации издания, понадобилось для того, чтобы упростить юридические и иные процедуры, для скорейшего начала строительства.

«Но не малым количеством домов и жителей вызвана необходимость переименования населенного пункта, - сообщает пресс-служба госсовета Татарстана. - Дело в том, что президентом и правительством республики принято решение о создании на этом месте города инновационного типа»
.

Тем не менее, позже стало известно, что решение о создании ИТ-поселка на базе деревни Елизаветино не поддержала Федеральная служба госрегистрации.

2011: План города-спутника Казани

Премьер-министр Татарстана и будущий министр связи РФ Николай Никифоров представляют план города-спутника Казани «Иннополис» (декабрь 2011 г.)

Примечания