Морской старт
Sea Launch

Компания

Российский космодром, расположенный у берегов США, так как идея морского космодрома состоит в том, чтобы запускать ракету-носитель с экватора, где имеются наилучшие условия для запуска, поскольку можно максимально эффективно использовать скорость вращения планеты.

Собственники:
S7 Space

Активы

+ S7 Space

История

2019: «Морской старт» могут перебазировать из Калифорнии на российский Дальний Восток

Комплекс для запуска спутников с морской платформы «Морской старт» может быть перебазирован из США на российский Дальний Восток, сообщает в апреле 2019 года информагентство «РИА Новости» со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли. Смена ракеты не позволит проекту работать под американской юрисдикцией.

Основной проблемой, говорит источник «РИА Новости», является необходимость лицензировать новую российскую ракету в американских контролирующих организациях. Изначально в проекте использовалась украинская ракета «Зенит», но ее производство прекратили в 2014 году. Проект был переориентирован на перспективный российский носитель «Союз-5». Однако для получения лицензии на новую ракету российская сторона должна будет раскрыть американской стороне всю техническую документацию. Так как раскрытие документации на перспективный носитель в России даже не рассматривают, то единственным выходом остается перебазирование «Морского старта» на российскую территорию.

2018: Закрытие сделки о покупке космодрома за 6,28 млрд руб

Сделка по продаже РКК "Энергия" активов проекта "Морской старт" S7 Group завершена, сообщили во вторник в пресс-службе предприятия. В РКК "Энергия" ранее уточнили, что покупная цена активов комплекса "Морской старт" составляет 6,28 млрд рублей.

"Для выполнения соглашения требовалось получить разрешительные документы от государственных органов России и США. Кроме того, было необходимо подписать несколько соглашений между организациями, участвовавшими в проекте, об урегулировании имеющихся между ними определенных обязательств. В настоящий момент все эти условия выполнены", - отметили на предприятии.

В пресс-службе уточнили, что это позволило завершить сделку и сделать соответствующие записи в судовом реестре о переходе к покупателям прав собственности на суда, а также подписать передаточные акты, удостоверяющие отчуждение покупателям оборудования. С продавцами произведен окончательный расчет.

"В соответствии с соглашением, РКК "Энергия" продолжит участие в проекте "Морской старт" в качестве поставщика комплектующих и окажет содействие S7 Group в эксплуатации и обслуживании комплекса. Планируется также, что "Энергия" выполнит опытно-конструкторскую работу для адаптации ракеты среднего класса "Союз-5" для запусков с комплекса "Морской старт", - добавили на предприятии[1].

В свою очередь генеральный директор S7 Space ("дочка" S7 Group) Сергей Сопов сообщил, что в ближайших планах - максимально быстро восстановить пусковую деятельность космодрома.

"По нашим оценкам, в ближайшие 15 лет мы можем провести около 70 космических запусков", - сказал он.

Новые владельцы говорят о готовности возобновить запуски с 2019 года, закупить 50 новых ракет и прибавить опцион еще на 35.

S7 планируют заменить украинскую ракету российской разработкой "Союз-5", однако она пройдет испытание только в 2024 году. Эксперты отмечают, что заменить "Зенит" другой ракетой пока невозможно.

Гендиректор S7 Space Сергей Сопов заявил, что до появления нового носителя среднего класса для запусков будет использоваться ракета "Зенит".

Контракт на 12 первых и вторых ступеней Зенитов подписан с Южмашем, две ракеты готовы и находятся в ожидании поставки двигателей и системы управления.

К ноябрю 2018 года планируется доставить комплектующие в порт города Лонг-Бич в Калифорнии. И там провести окончательную сборку Зенит-3SL для Морского старта, чтобы начиная с 2019 года пускать ракеты как минимум четыре раза в год.

Другими словами, Украина не будет напрямую заниматься поставками ракетных технологий в Россию - формально они будут поставляться в США.

При этом Сопов отметил, что порт Лонг-Бич находится всего в 14 километрах от офиса компании SpaceX американского миллиардера Илона Маска.

"Наш проект должен будет существовать в условиях жесткой конкуренции с американскими космическими компаниями", - подчеркнул глава S7 Space.

Главным конкурентным преимуществом "Морского старта" он назвал цену и качество услуг.

"Нужно сделать так, чтобы заказчику пусков при работе с нами было тепло, уютно и комфортно, и выполнить все свои обязательства в срок с должным качеством и в рамках тех денег, о которых мы договорились", - сказал Сопов.

Интересно, что в марте 2018 года Сопов заявлял, что Союз-5 выходит слишком дорогим, к тому же пока не удовлетворяет компанию по характеристикам.

"По сути, это потолстевшая и потяжелевшая ракета "Зенит". Зачем делать новый "Зенит", чтобы через 15 лет он устарел?", - говорил он.

При этом эксперты отмечают, что у ракет Маска, например, вторая ступень в сухой массе в два раза легче, чем у "Зенита". Если "Союз-5" будет такой же, или, как говорит Сопов, даже тяжелее, то он автоматически будет проигрывать.

2016

Российская S7 объявляет о покупке космодрома

В 2016 году было объявлено, что владельцем "Морского старта" станет группа компаний S7. Сделка по покупке имущества плавучего космодрома закрылась 17 апреля 2017 г.

Предметом сделки стали корабль Sea Launch Commander, платформа Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич в США и товарный знак Sea Launch.

Мировое соглашение между РКК "Энергия" и Boeing: запуск американских астронавтов на МКС в счет долга

30 марта 2016 года глава госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров сообщил, что проект "Морской старт" готовится к продаже и уже найден покупатель. Однако он не уточнил кто инвестор и объем сделки.

В ответ на заявление Игоря Комарова компания Boeing в апреле 2016 года подала в суд Центрального округа штата Калифорния прошение о наложении запрета на продажу плавучего космодрома и консорциума. Иск Boeing был удовлетворен спустя месяц. В мае калифорнийский суд обязал РКК "Энергия" выплатить Boeing компенсацию в размере $330 млн (около 20 млрд руб.). Компания через суд уже несколько лет пытается взыскать долг с партнеров по проекту - российского и украинских предприятий. В 2013 году Boeing подал в суд на РКК "Энергия" о взыскании $92 млн и $130 млн, а также процентов. Эта сумма образовалась после банкротства консорциума в 2009 году.

После достигнутого предварительного соглашения РКК "Энергия" с Boeing об урегулировании спора по проекту "Морской старт" 22 июля 2016 года суд Центрального округа Калифорнии приостановил все действия по взысканию задолженности с российского предприятия. А 16 марта 2017 года американский суд закрыл иск Boeing к РКК "Энергия": стороны подписали мировое соглашение. После этого NASA заключило соглашение с Boeing о предоставлении мест американским астронавтам на российских пилотируемых кораблях "Союз" для полетов к МКС в 2017-2019 годах, места РКК "Энергия" будет предоставлять в рамках погашения задолженности перед Boeing.

2014: Заморозка проекта из-за конфликта на Украине

В 2014 году "Морской старт", в котором также участвовали США и Норвегия, был заморожен из-за конфликта между Украиной и Россией.

22 августа 2014 года на сайте консорциума Sea Launch было опубликовано сообщение о приостановке пусковой деятельности в рамках программы "Морской старт". Из-за отсутствия заказов плавучая платформа и командное судно были законсервированы. Миссии по программе планировалось возобновить в период с середины 2015 года до середины 2016 года. Но этого не произошло.

В сентябре 2014 года в СМИ появилась первая информация о продаже проекта неназванному израильскому инвестору. Однако генеральный директор консорциума Sea Launch Сергей Гугкаев опроверг информацию о планах продажи.

2013: За все время запущена 31 ракета, два пуска неудачных

До 2013 года с Морского старта запустили 31 ракету. Два запуска были неудачными.

2011: Возобновление запусков

В 2011 году запуски возобновились.

2009: Банкротство, реорганизация, "РКК Энергия" получает 95%

Летом 2009 года компания Морской старт объявила о своем банкротстве. К убыточности привела низкая интенсивность запусков. В начале реализации проекта "Морской старт" ожидалось, что ежегодно будет проводиться не менее пяти запусков. Однако фактически за десять лет (1999-2009) их было осуществлено 30 - в среднем по три в год.

В ходе процедуры банкротства Boeing рассчитался с кредиторами за весь консорциум, выплатив им $448 млн. В том же году американская компания потребовала от партнеров возместить свои затраты. Норвежское предприятие выплатило свою часть долга в 2009-2010 годах.

После реорганизации ведущую роль в проекте получила "РКК Энергия". В результате реорганизации дочка российской корпорации компания Energia Overseas Ltd получила 95-процентную долю в компании, три процента отошло Boeing, два процента - Aker.

1996

Компания «Морской Старт» образована в 1996 году с целью организации запусков коммуникационных спутников на геостационарную орбиту ракетой-носителем «Зенит-3SL» с плавучей платформы «Одиссей». Запуск с экватора позволяет (при прочих равных) серьезно выигрывать в массе выводимой полезной нагрузки.

1995: Основание консорциума с вложениями в $3,5 млрд

В 1995 году американская Boeing, российская РКК Энергия, норвежское судостроительное предприятие Kvaerner, украинские КБ Южное и ПО Южмаш основали Международный консорциум Sea Launch Company для реализации одной из смой амбициозной идеи в истории космонавтики.

Американскй стороне принадлежало 40 процентов, российской - 25, норвежской - 20 и украинкой 15 процентов.

На первом этапе в проект было вложено порядка $3,5 млрд. Консорциум Sea Launch разместился в Швейцарии - в Берне, впоследствии штаб-квартира была перенесена в Ньон.

Плавучий космодром "Морской старт" - это бывшая норвежская нефтяная платформа, которую адаптировали под запуски ракет модификации Зенит-3SL семейства "Зенит", которую эксперты называют гениальной и совершенной.

В 1995-2009 годах роль головного интегратора проекта выполнял Boeing. Кроме того, американская компания создала головной блок ракеты-носителя, предназначенный для размещения полезного груза, и обеспечивала его системную интеграцию.

Aker Solutions подготовила морскую платформу и построила специальное судно для ее обслуживания. Монтаж ракетных систем и оборудования на сборочно-командном судне проводился на Канонерском судоремонтном заводе (Санкт-Петербург, Россия).

"Зенит" тогда был единственной роботизированной ракетой, подходящей для запуска с платформы "Морского старта": после установки в вертикальное состояние она самостоятельно заправляется топливом и отбрасывает стыковочные крепления.

Для "Морского старта" это было обязательным условием: на платформе не должно оставаться людей. В итоге для запуска "Зенита" достаточно команды из двух сотен человек, тогда как на Байконуре запуски "Союзов" обслуживают почти 1,5 тысячи.

В рамках проекта "Морской старт" был построен ракетно-космический комплекс, в котором специалисты выделяют четыре составные части: морской сегмент, ракетный сегмент, сегмент космического аппарата и привлекаемые средства.

Ракетный сегмент состоит из трехступенчатой экологически чистой ракеты-носителя Зенит-3SL и комплексов технологического оборудования для подготовки и пуска ракеты-носителя.

В состав ракеты-носителя Зенит-3SL входят:

  • двухступенчатая ракета-носитель Зенит-2S, разработанная и изготовленная украинским конструкторским бюро Южное и производственным объединением Южмаш;

  • разгонный блок DM-SL (третья ступень), созданный корпорацией "РКК Энергия";

  • блок полезной нагрузки, разработанный Boeing.

Ответственными за создание ракеты-носителя Зенит-3SL было конструкторское бюро Южное, которое находится в украинском городе Днепропетровск.

Для каждого запуска с "Морского старта" нужно было собрать корпус ракеты в Украине, установить на нее российские комплектующие, по частям отправить в США, собрать и установить ракету на судно, отправить в плавание до экватора, осуществить запуск и вернуться обратно. Такой алгоритм усложняет и удорожает пуски.

1993: Рамочное соглашение о создании консорциума с Boeing и Кvaerner

В марте 1993 года российское предприятие НПО "Энергия" предложило американской аэрокосмической компании Boeing принять участие в проекте. В ноябре того же года в городе Турку (Финляндия) на встрече представителей НПО "Энергия", Boeing, а также норвежского судостроительного предприятия Кvaerner (позже - Aker Solutions) было подписано рамочное соглашение о создании морского космодрома и необходимости учреждения международной компании.

В марте 1994 года к работам по проекту были привлечены украинские ПО "Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова" (Южмаш) и конструкторское бюро "Южное".

1991-1992: НПО "Энергия" ищет место для создания космодрома морского базирования

В 1991-1992 годах НПО "Энергия" им. С. П. Королева (с 1994 года - РКК "Энергия" им. С. П. Королева) провело предварительные поисковые исследования по созданию ракетно-космического комплекса морского базирования.

Примечания