Ростелеком

Компания

Содержание

200px

Активы

Конечные собственники компании и их активы

+ Ростелеком

ОАО "Ростелеком" (ИНН 7707049388) - национальный оператор дальней связи - обеспечивает передачу основной доли междугородного и международного трафика, а также работу наземной сети телевизионных и радиовещательных каналов.

История

Основная статья: История "Ростелекома"

История одной из важнейших компаний на российских рынках связи и информационных технологий полна ярких захватывающих событий. Хронология до наших дней здесь.

Активы

«Ростелеком» владеет комплексом государственных лицензий, позволяющих оказывать широкий спектр телекоммуникационных услуг во всех регионах России.

Компания располагает самой большой магистральной сетью связи суммарной протяженностью около 500 тыс. км и уникальной инфраструктурой доступа к 35 млн. российских домохозяйства. Услугами компании пользуются более 100 млн. жителей России. Основу сети составляют волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) «Москва — Новороссийск», «Москва — Хабаровск» и «Москва — Санкт-Петербург». По цифровым линиям «привязок» обеспечен выход на 88 цифровых автоматических междугородных телефонных станций (АМТС) в 77 субъектах РФ. Сеть компании базируется на восьми узлах автоматической коммутации (УАК) и 11 международных центрах коммутации (МЦК).

  • Общая длина местных сетей: более 2,5 млн км
  • Количество абонентов фиксированной­ связи: 33 млн
  • Количество абонентов ШПД: 6,75 млн (48% российского рынка)
  • Численность сотрудников: более 180 тыс. чел.

В составе компании функционируют межрегиональные компании связи:

  • ОАО "ЦентрТелеком",
  • ОАО "Сибирьтелеком",
  • ОАО "Дальсвязь",
  • ОАО "Уралсвязьинформ",
  • ОАО "ВолгаТелеком",
  • ОАО "СЗТ",
  • ОАО "ЮТК" и
  • ОАО "Дагсвязьинформ".

Услуга IP-транзита была выделена из «Ростелекома» в отдельную компанию, «РТКомм.РУ», использующую канальные ресурсы «Ростелекома».

«Ростелеком» ввёл в эксплуатацию собственную магистральную 10G IP-сеть, охватывающую Ростов-на-Дону, Краснодар, Волгоград, Ставрополь, и завершил охват всей территории России в октябре 2006 года.

Другие компании:

2015: «Ростелеком» желает полного контроля над «Спутником»

На 17 июля 2015 года структуры «Ростелекома» контролируют 74,99% проекта «Спутник» и владеют правами на домен sputnik.ru. Стоимость доли 25% - в процессе обсуждения[1].

19,51% «Спутника» принадлежат предпринимателю Вячеславу Рудникову, 5,5% — бизнесмену Василию Васину. Информация о возможной сделке стала известна «Коммерсанту» из источников, близких к ее участникам. Представитель «Спутника» Дмитрий Чистов подтвердил факт обсуждения сторонами выкупа, но заявил, что конкретного предложения еще не направлено.

Кроме домена sputnik.ru «Ростелеком» владеет правами на товарный знак «Спутника». Миноритарии «Спутника» не знали о том, что лишились собственного домена. По мнению Рудникова, такую сделку следовало согласовать с учредителями ООО, а Чистов утверждает - никакой сделки не было, по его словам: домен был оформлен на «Спутник» по «чисто технической необходимости после запуска проекта».

«"РТКомм.Ру" купил этот домен у прежнего владельца в 2012-м, компания-разработчик получила его во временное управление и затем вернула в "Ростелеком"», — заявил Дмитрий Чистов.

Акции

Уставный капитал компании составляет 7.965 млн руб. и разделен на 2 943 258 269 обыкновенных и 242 831 469 привилегированных акций номинальной стоимостью 0.0025 руб.

Ценные бумаги Ростелекома торгуются на российских биржах РТС и ММВБ, а так же в электронной системе внебиржевой торговли OTCQX в США.

Как правительство управляет Ростелекомом

В марте 2012 года стало известно, что Правительство РФ дополнило перечень открытых акционерных обществ, в отношении которых определение позиции государства, как акционера, по важнейшим вопросам деятельности компании осуществляется премьер-министром страны или, по его поручению, одним из вице-премьеров. В этот перечень внесен крупнейший российский оператор связи «Ростелеком». Ранее государство напрямую не участвовало в управлении компанией, так как владело контрольной долей в нем не самостоятельно, а через «Связьинвест», Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и Внешэкономбанк (ВЭБ). Очевидно, что распоряжение об изменении порядка управления «Ростелекомом» вызвано изменением состава акционеров компании и логически связано с указом президента РФ Дмитрия Медведева об объединении «Ростелекома» со «Связьинвестом»[2].

Кто утверждает кандидатуры руководителей

Вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий отрасль связи, в интервью газете "Ведомости", сентябрь 2012 г[3]

  • То есть у вас с администрацией президента расходятся мнения по поводу того, кто и как должен управлять «Ростелекомом»?


  • У нас по всем отраслям, в том числе и по «Ростелекому», есть четкая позиция. Определение того, кто должен быть в советах, естественно, по согласованию с администрацией президента — прерогатива министерств. Позиция Минкомсвязи является определяющей. Поэтому министр позицию выработает, доложит председателю правительства, дальше будем согласовывать с администрацией президента.


  • Получается, по «Ростелекому» и «Связьинвесту», хотя они не стратегические предприятия, все равно нужно согласовывать кандидатуры с администрацией президента?


  • Да, президент такое решение принял, включил эти компании в такой список. Но практика согласования по большому спектру компаний введена еще при президентском сроке Дмитрия Анатольевича Медведева, здесь какие-то претензии предъявлять было бы смешно.


Какие указания дает правительство

После внесения «Ростелекома» в перечень компаний, в которых позиции государства определяются руководством правительства, представители РФ в органах управления оператора будут получать правительственные указания по нескольким направлениям. Среди них в первую очередь вопросы, выносящиеся на общее собрание акционеров: внесение в повестку дня собрания пунктов для обсуждения и голосования, выдвижение кандидатов в совет директоров и другие органы управления.

Кроме того, правительство будет давать директивы своим представителям, как голосовать по вопросам повестки дня собрания, а также о требовании созыва внеочередных общих собраний акционеров, если это будет необходимо. Правда, не все эти позиции государство может реализовать прямо сейчас, однако это станет возможным в перспективе.

Из-за чего госуправление стало более непосредственным

Решение правительства о своем непосредственном участии в управлении «Ростелеком» путем издания директив государственным представителям связано с тем, что Российская Федерация недавно стала прямым акционером компании. До этого госконтроль над «Ростелекомом» осуществлялся через контролируемые государством «Связьинвест», Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и Внешэкономбанк (ВЭБ). Однако в январе 2012 года АСВ передало принадлежащие ему акции «Ростелекома» государству в лице Росимущества. Поэтому у государства появилось прямое владение акциями «Ростелекома» в размере 7,43% голосующих акций.

Это дает возможность государству осуществлять директивное управление деятельностью компании через своих представителей. Однако пока не по всем вопросам государство сможет вносить сои предложения и требования. Так, например, нет возможности созвать внеочередное собрание акционеров, так как для этого нужен пакет в размере не менее 10% голосующих акций, которого в прямом государственном владении нет. Поэтому, если государство захочет вынести какие-то вопросы на внеочередное собрание, ему придется договариваться о совместном требовании этого с ВЭБом и, например, «дочкой» «Ростелекома» — «Мобител».

Тем не менее уже сейчас государство может выдвинуть одного своего представителя в совет директоров «Ростелекома», что оно и сделало, включив в список кандидатов на избрание в совет на годовом собрании акционеров, которое состоится в июне, советника министра связи и массовых коммуникаций Дениса Афанасьева. Кроме того, директивы правительства по голосованию его представителя пакетом в 7,43% голосов акционеров может оказать существенное влияние на исход голосований.

Что прямое управление принесет в перспективе

Дальнейшая реорганизация «Связьинвеста» и «Ростелекома» по согласованной заинтересованными ведомствами схеме будет осуществляться путем присоединения «Связьинвеста» со всеми его активами. Президент РФ Дмитрий Медведев 24 марта 2012 издал указ об исключении «Связьинвеста» из списка стратегических активов, что необходимо для реализации схемы с его присоединением к «Ростелекому». Кроме того, президент определил срок проведения этих мероприятий ― до марта 2013 года.

Согласно одобренной схеме, в результате объединения после обмена акций «Связьинвеста» на акции «Ростелекома» Росимуществу и ВЭБу суммарно будет принадлежать более 50% его акций, еще 0,5% акций объединенного «Ростелекома» получит его «дочка» «Мобител», остальные голосующие акции будут у миноритарных акционеров. В распоряжении непосредственно государства в лице «Росимущества» окажется более 25% голосующих акций объединенного «Ростелекома», что позволит более широко использовать влияние в компании, включая созыв внеочередного собрания акционеров и выдвижение в совет директоров до трех человек. При согласованных действиях с контролируемым государством ВЭБом Российская Федерация получит возможность оказывать решающее влияние на важнейшие вопросы деятельности «Ростелекома» и обеспечит себе большинство в совете директоров компании.

Как государство оценивает эффективность Ростелекома

Вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий отрасль связи, в интервью газете "Ведомости", сентябрь 2012 г[3]

  • С 2009 г. идет реформа «Ростелекома», и за это время на нее было достаточно много нареканий, в том числе со стороны госорганов, например Минэкономразвития. А как вы оцениваете проведенную реформу и будет ли что-то меняться в ее ходе?


  • Прошлое оценивать не буду. Мы занимаемся реорганизацией в отрасли и в следующем году планируем ее завершить. По планам это должно быть сделано до конца марта 2013 г. Делаем все, чтобы успеть. Если корпоративные процедуры приведут к тому, что это будет чуть-чуть дольше, ничего страшного не произойдет. Государство должно получить больше 50% в консолидированной компании после завершения всех процедур. В этом смысле ничего меняться не будет. Что касается внесения конкретных пакетов, их оценки — это текущая работа. Мы сейчас завершаем этап по присоединению ряда пакетов акций, все идет нормально — в рабочем порядке. У нас есть вопросы к стратегии работы «Ростелекома», к инвестпрограмме, к тем результатам, которых мы достигаем за счет ресурсов, имеющихся в компании. Есть много хороших проектов в «Ростелекоме». Например, пилотные проекты по отдельным частотным зонам, которые могут вырасти в дальнейшем в более масштабные проекты. Но в целом мы считаем, что «Ростелеком» способен на большее, способен стать намного более эффективной компанией, в том числе с точки зрения инфраструктурной составляющей. Я имею в виду предоставление интернета на большей части территории страны — это та задача, которая была поставлена. Мне кажется, мы можем двигаться более быстрыми темпами, и «Ростелеком» здесь играет ключевую роль. Что касается корпоративного управления, мы сейчас обсуждаем эту тему с администрацией президента, надеюсь, что выработаем совместное решение.


  • Что сейчас мешает «Ростелекому» работать так, как вы от него ждете?


  • У нас есть вопросы к эффективности тех инвестиций, которые делаются. При таких ресурсах, нам кажется, можно было бы двигаться быстрее.

Совет директоров

Опционная программа

2011

В июне 2011 г совет директоров "Ростелекома" принял расширенную опционную программу на сумму 3,5 млрд руб. (соответствует 16,3% привилегированных акций). В число ее участников тогда впервые вошли члены совета директоров компании. Программа рассчитана на два года и состоит из двух этапов. По истечении каждого этапа - 14 июня 2012 г. и 14 июня 2013 г. – возможна реализация 50% от общего объема программы. Участники могут приобретать акции по опционам в течение полугода после даты реализации.

Некоторые миноритарные акционеры компании посчитали незаконной такую систему вознаграждения топ-менеджеров "Ростелекома". Ассоциация по защите инвесторов (АПИ), представляющая интересы компаний Dart Management и NCH (владеют около 1% акций "Ростелекома"), рекомендовала акционерам высказаться против утверждения опционной программы. Ее поддержал и Фонд имени Попова, основанный бывшим генеральным директором холдинга "Связьинвест" Евгением Юрченко (по состоянию на 31 декабря 2011 г. ему принадлежало 0,79% обыкновенных акций "Ростелекома"). Два миноритария "Ростелекома" безуспешно пытались доказать в суде, что решение о принятии этой программы неправомерно.

2012

14 июня 2012 года акционеры "Ростелекома" большинством голосов (80,16%) одобрили участие членов совета директоров компании в опционной программе. В ее рамках участники смогут приобретать привилегированные акции оператора у хедж-фонда "Газпромбанк - Телекоммуникации плюс" на сумму 1,8 млрд руб. по цене 87,6 руб. за одну акцию. Против этого решения проголосовали 10,04% акционеров, а воздержались 9,46%.

В тот же день в ходе обсуждения вопросов, включенных в повестку годового общего собрания акционеров, глава юридической компании "Адвокат" и один из миноритариев "Ростелекома" Олег Ашурков выступил против участия членов совета директоров оператора в опционной программе. "Члены совета директоров не являются сотрудниками общества, у них отсутствуют трудовые контракты, и поэтому на них не должна распространяться программа", - заявил он. Олег Ашурков также добавил, что вопрос о вознаграждении руководства компании был внесен в повестку лишь после того, как он обратился с иском в Высший арбитражный суд.

Вновь избранный председатель совета директоров "Ростелекома" Иван Родионов не согласился с Олегом Ашурковым. По его мнению, любой менеджер, в том числе и члены совета директоров, являются работниками компании. "Вознаграждение и менеджеров, и членов совета директоров строится по трем уровням: компенсация затрат, участие совета директоров в достижении результата и заинтересованность его участников в росте стоимости компании, - пояснил он. - Другого инструмента поощрения, кроме опционной программы, для этого не существует".

Показатели деятельности

2011

Выручка «Ростелекома» за 2011 г., определенная в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ), составила 296 млрд руб. Чистая прибыль «Ростелекома» по итогам 2011 года составила 46,1 млрд руб., консолидированная выручка составила 296 млрд руб.

Структура выручки:

  • услуги голосовой телефонной связи – 58% всех доходов компании – более 124 млрд руб.
  • услуги передачи данных - 23% выручки (более 49 млрд руб.).
  • услуги сотовой связи - 5,1% (около 10 млрд руб.)
  • предоставление в пользование каналов связи - 4,5% (примерно 9 млрд руб.).
  • услуги теле- и радиовещания, спутниковой и радиосвязи - 1,5% (чуть более 3 млрд руб.).

Финансовые результаты деятельности за 2011 г. сформированы на основании показателей «Ростелекома» за 1 квартал 2011 г., т.е. до присоединения семи межрегиональных компаний связи и «Дагсвязьинформа», а также показателей объединенной компании за 2, 3 и 4 кварталы 2011 г., причем согласно РСБУ без учета ее дочерних компаний (в том числе НТК и мобильных дочерних компаний).

Прогнозировалось, что оборот «Ростелекома» после включения в его состав семи межрегиональных компаний составит примерно 300 млрд руб. А синергетический эффект объединения за четыре года — 30 млрд.

Выручка «Ростелекома» от работы по госконтрактам, связанным с развитием и поддержкой электронного правительства, в 2011 г. составила 2,76 млрд руб. ($94,1 млн по среднегодовому курсу ЦБ), а операционная прибыль от этих проектов — 575 млн руб. ($19,6 млн), следует из годового отчета оператора. Таким образом, рентабельность работ «Ростелекома» по электронному правительству превысила 20%.

"Контракт для нас не убыточный, но и не Клондайк", — говорил в апреле в интервью «Ведомостям» президент «Ростелекома» Александр Провоторов о реализации государственного проекта по созданию инфраструктуры электронного правительства.

Этот договор с «Ростелекомом» был заключен в декабре 2009 г. без тендера — по специальному поручению правительства.

Основные деньги в этом проекте «Ростелеком» зарабатывает в регионах. В 2011 году федеральный бюджет выделил на эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства 619,3 млн руб. Таким образом, на контракты в регионах пришлось примерно 2,1 млрд руб. В отличие от федерального все эти контракты конкурентные, подчеркивал Провоторов. По его словам, оператор подписал около 70 соглашений о намерениях и более 50 твердых контрактов[4].

Доходы «Ростелекома» от электронного правительства выросли в 2011 г. более чем вдвое — на 132%. В структуре ее выручки это направление занимает менее 1%.

Растет и операционная рентабельность — в 2010 г. она была в районе 5%. «Ростелеком» рассчитывает, что прибыльность этого направления окажется на уровне других ее бизнесов, говорит представитель оператора Кира Кирюхина.

По уровню рентабельности электронное правительство сравнимо с международной и междугородной связью, знает источник в компании. Для проектов такого типа 20% — обычная доходность, считает гендиректор системного интегратора IBS Сергей Мацоцкий. А основателю системного интегратора «Ланит» Георгию Генсу такая рентабельность по госконтракту для IT-проекта «кажется сказкой»: конкуренция сейчас обострилась и маржа в результате снизилась. Видимо, основную прибыль в этом контракте «Ростелекому» приносит операторская часть, предполагает он.

Впрочем, непонятно, как «Ростелеком» вообще смог выделить из своих затрат те, что относятся именно к контрактам по электронному правительству, удивляется сотрудник другого интегратора и считает эту цифру «бумажной».

2012

Выручка Группы за 2012 г. составила 321,3 млрд руб. и выросла на 7% по сравнению с 2011 г. Структура выручки изменилась в пользу растущих сегментов, включающих в себя, в том числе, мобильную связь, ШПД, платное ТВ. Рентабельность по OIBDA составила 36,9%, отражая эффекты от активного развития мобильного направления в регионах строительства 3G+ сетей в 4 квартале 2012 г., увеличения доли быстрорастущих, но менее рентабельных, чем традиционные, сегментов выручки, создание резервов по компенсациям сотрудникам в рамках 20%-ной оптимизации административного персонала, запланированной на 2013 г. Чистая прибыль за 2012 г. составила 35,2 млрд руб. Чистый долг по состоянию на 31 декабря 2012 г. составил 203,1 млрд руб. За 2012 г. общий долг ОАО "Ростелеком" вырос на 24%, составив 214,4 млрд руб.

2013

"Ростелеком" прогнозировал выручку на уровне 327 млрд руб. по итогам 2013 года, а к 2016 г. она вырастет до 407 млрд руб. Чистая прибыль через три года увеличится на 15%, до 60 млрд руб., однако рентабельность может оказаться под давлением из-за необходимости инвестирования в сеть. Такие показатели подразумевает скорректированная стратегия компании, она будет представлена совету директоров на утверждение в октябре-ноябре 2013 г.[5]

Компания прогнозировала, что в 2013 г. чистая прибыль может составить 25 млрд руб., в 2014 г. – 40 млрд руб. Присоединение "Связьинвеста" к "Ростелекому" даст рост выручки на 1% в 2013 г. и 3% в 2014 г. Без эффекта присоединения "Связьинвеста" "Ростелеком" прогнозирует выручку на 2013 г. в размере 327 млрд руб., OIBDA по прогнозам компании в 2013 г. составит 120 млрд руб., а к 2016 г. увеличится до 150-160 млрд руб. К 2016 г. компания планирует увеличить выручку на 7%, до 407 млрд руб.

«Ростелеком» опубликовал в марте 2014 года финансовые итоги за прошлый год. Выручка компании снизилась на 2% до 325,7 млрд руб., показатель OIBDA (операционная прибыль до выплаты процентов по кредитам и расходов на амортизацию) упал на 6% до 113 млрд руб. Операционная прибыль снизилась на 17% до 45 млрд руб. Чистая прибыль снизилась еще сильнее – на 27% до 24 млрд руб.

За IV квартал 2013 г. чистая прибыль компании снизилась на 62% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., составив 1 млрд руб. В компании объясняют это разовыми списаниями, осуществленными из-за переоценки опциона на обратный выкуп «Ростелеком» 2,7% собственных акций у Deutsche Bank и РФПИ, а также налоговым эффектом, вызванным созданием резервов по сомнительным долгам «Скай Линка (сотовая «дочка» «Ростелекома»). Капитальные вложения за год снизились на 27% до 68,5 млрд руб.

Из видов бизнеса хуже всего обстояли дела в сферах дальней связи и сдачи в аренду каналов. Выручка от каждого из обоих этих направлений за 2013 г. снизилась на 17% и составила 17,1 млрд руб. и 9,5 млрд руб. соответственно. Продолжают падать доходы и от зоновой связи: они уменьшились на 13% до 17 млрд руб.

На 5% - до 38,9 млрд руб. – упала выручка от мобильной связи. При этом чистый убыток от сотовой связи за прошедший год увеличился почти в 7 раз 2,5 млрд руб. Операционный убыток от данного направления составил 366 млн руб. (годом ранее операционная прибыль составила 1,35 млрд руб). Отметим, что сейчас «Ростелеком» находится в процессе передачи своего сотового бизнеса совместному предприятию с Tele2.

Наиболее доходным бизнесом «Ростелекома» остается местная телефонная связь – 87,5 млрд руб (снизилась на 2%). Самый быстрорастущий сегмент – платное телевидение: рост составил 29%, выручка достигла 11,7 млрд руб.

Выручка от пропуска межоператорского трафика увеличилась на 13% до 24,5 млрд руб, от широкополосного доступа в интернет – на 9% до 56 млрд руб. Облачные услуги выросли на 10% до 23 млрд руб.

Если рассматривать доходы по типам клиентов, то выручка от госзаказчиков сократилась на 16% до 45 млрд руб., от корпоративных клиентов, наоборот, выросла на 4% до 74 млрд руб. Доходы от физических лиц и других операторов связи практически не изменились, составив, соответственно, 165 млрд руб. и 40 млрд руб.

Количество абонентов фиксированной телефонной связи «Ростелекома» продолжает падать: за год оно сократилось на 6% до 26,5 млн. Количество пользователей широкополосного доступа в интернет, наоборот, растет: за год оно увеличилось на 12% до 10,6 млн. Из них 62% подключено по технологиям xDSL, 38% - по FTTB. Число сотовых абонентов увеличилось на 9% до 14,8 млн (рост произошел за счет уральского и сибирского регионов).

Количество абонентов платного телевидения выросло на 12% до 7,5 млн, из них 71% - пользователи кабельного телевидения, 29% - пользователи IPTV.

2014

Чистая прибыль российского оператора «Ростелеком» за 2014 год упала на 16,4%, с 35,3 млрд до 29,5 млрд рублей. Об этом свидетельствуют данные отчетности по РСБУ (российским стандартам бухгалтерского учета), сообщил в марте 2015 года РБК.

За 2014 год «Ростелеком» потратил 46,1 млрд рублей на погашение долгосрочных обязательств, снизив их объем до 138,9 млрд рублей. Вместо этого на 29,7 млрд рублей выросли краткосрочные обязательства, до 53,7 млрд рублей.

Выручка компании выросла до 290,6 млрд рублей, что на 2,3% выше показателя прошлого года.

2015

14 марта 2016 года «Ростелеком» обнародовал показатели деятельности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Выручка оператора немного снизилась, но чистая прибыль возросла на 9%.

По итогам 2015 года выручка «Ростелекома» составила 297,4 млрд рублей против 298,9 млрд рублей годом ранее. Негативное влияние на выручку оказало 10-процентное снижение доходов от услуг фиксированной телефонии. Чистая прибыль оператора за год поднялась до 14,4 млрд рублей с 13,2 млрд рублей.

Итоги года «Ростелекома»: спад выручки из-за падения спроса на фиксированную телефонию

В 2015 году прибыль «Ростелекома» до налогообложения упала до 16,8 млрд рублей с 20,4 млрд рублей в 2014-м. Этот спад в компании связали с негативным влиянием колебаний валютных курсов и консолидацией убытка Tele2 и других дочерних компаний. Кроме того, сказался рост вклада в выручку сегмента растущих, но менее рентабельных, чем голосовые, цифровых сервисов, говорится в сообщении оператора.

Как рассказал финансовый директор «Ростелекома» Кай-Уве Мельхорн, выход Tele2 на рынок московского региона (состоялся в октябре 2015 года — прим. TAdviser) принес компании убыток в размере 3,5 млрд рублей. По данным «ТМТ консалтинга», доля Tele2 на российском рынке мобильной связи составила 14% в 2015 году.

Согласно отчетности «Ростелекома», к концу 2015 года у компании насчитывалось 11,6 млн абонентов услуг широкополосного доступа в интернет (ШПД), что на 4% больше, чем годом ранее. Число корпоративных клиентов на этом рынке снизилось на 3%. Количество абонентов, подключенных по оптике, увеличилось на 22% до 6,3 млн (54% от абонентской базы).

По состоянию на конец 2015 года база абонентов платного ТВ «Ростелекома» достигла 8,6 млн, увеличившись на 8% в годовом исчислении. Число пользователей интерактивного ТВ возросло на 26% за этот период — до 3,4 млн. Количество абонентов телефонной связи сократилось на 9% до 22,1 млн. [6]

Сетевая инфраструктура

2016: "Ростелеком" выделит до 300 млрд руб. на обновление сетевой инфраструктуры

С 2016 по 2021 годы "Ростелеком" планирует выделить до 300 млрд рублей собственных средств на реализацию плана по обновлению сетевой инфраструктуры, который предусматривает внедрение программного-определяемых сетей (SDN) и технологии виртуализации сетевых функций (NFV). Об этом пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на президента оператора Сергея Калугина[7].

По его словам, финансирование обновления сетевой инфраструктуры может происходить в том числе и за счет продажи 16,24% казначейских акций "Ростелекома". "Но пока для этого не самое подходящее состояние рынка", - уточнил представитель оператора Валерий Костарев. Отмечается, что по состоянию на 29 июля во время торгов на Московской бирже данный пакет акций стоил 38,23 млрд рублей.

"Ростелеком" ежегодно инвестирует более 50 млрд рублей на различные проекты, поэтому сумма с лимитом в 300 млрд в течение пяти лет кажется вполне логичной, отмечают аналитики. Между тем, как предположил партнер Deloitte Антон Шульга, внедрение технологий NFV и SDN будет проходить в рамках общей программы модернизации и развития сети. Именно на нее оператор тратил от 60 до 90 млрд рублей последние годы.

В презентации оператора значится, что обновление инфраструктуры сети и, в частности, внедрение NFV и SDN, поможет сократить время вывода новой услуги на рынок с 14 до 3 месяцев, а также поспособствует уменьшению числа центров управления сети с 67 до 7 и сокращению обслуживающего сеть персонала - с 80 тысяч человек до 50 тысяч.

Между тем, "Ростелеком" рассчитывает уже осенью 2016 года развернуть как минимум две опытные зоны по внедрению решений SDN и привлечь к тестированию российские компании, включая Центр прикладных исследований компьютерных сетей, и, возможно, аффилированное "Ростелекому" ООО "Программируемые сети" (бренд Brain4Net).

Система биллинга

2013: К эффективности биллинга через заплаты

"Ростелеком" планирует сведение числа разрозненных биллинговых систем к двум-трем платформам OSS/BSS в течение 2013 года, сообщил Сергей Калугин, генеральный директор компании, на ежегодном общем собрании акционеров ОАО "Ростелеком" 17 июня 2013 года.

"На данный момент в компании внедрено более 100 различных биллинговых систем, что сильно снижает эффективность многих бизнес-процессов, - подчеркнул Сергей Калугин. - Среди наших важнейших задач на текущий год - привести эту ситуацию в порядок, следуя стратегии оптимизации компании".

По мнению главы компании, свести биллинг регионов воедино не получится, но к двум-трём платформам - все-таки возможно.

"Это, скорее всего, будет пара вендоров из тех, чьи системы OSS/BSS уже внедрены локально, - отметил Калугин. - Потихоньку мы будет мигрировать на эти "идеальные" решения, а пока ставить некие "заплатки" на то, что есть".

Платформы предстоит выбрать в ближайшее время, миграцию начнут в октябре 2013 года.

По состоянию на август 2012 года в макрорегиональных филиалах "Ростелекома" действовали биллинговые системы пяти вендоров, трое из которых доминируют: "Старт2Ком", "Петер-Сервис" и CBOSS.

  • "Старт" - разработка "Старт2Ком", обеспечивает расчетное обслуживание абонентов в макрорегионах "Центр", "Сибирь", "Волга" и "Дальний Восток".

  • АСР "PETER-SERVICE BISrt" - производство компании "Петер-Сервис", действует в макрорегионе "Урал".

  • регион "Юг" обслуживают две системы: "Курс" и "Онима" производства ЗАО "Стек-софт".

Место в реформе отрасли связи России

20 октября 2009 года совет директоров ОАО «Связьинвест» единогласно одобрил план реорганизации холдинга в форме присоединения к Ростелекому семи межрегиональных компаний связи (МРК) - ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Дальсвязь», ОАО «Северо-Западный Телеком», ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «ЮТК». Мероприятия по реорганизации планируется провести в течение 2010-2011 гг., сам "Связьинвест" прекратит управленческую и методическую деятельность в 2011 г.

Московские активы Ростелекома (ЗАО «Зебра Телеком», ЗАО «МЦ НТТ»), ОАО «ЦентрТелеком» (ОАО «РТС») и ОАО «Центральный Телеграф» (ЗАО «Центел») сначала планируется объединить в региональную компанию, предоставляющую услуги в Москве. После этого согласно плану реорганизации Связьинвеста новую компанию интегрируют в Ростелеком.

Сотовый бизнес межрегиональных компаний связи планируется консолидировать на базе ЗАО «Скай Линк», которое, в свою очередь, перейдет под контроль Ростелекома.

В результате объединения Ростелеком может стать крупной телекоммуникационной компанией, которая будет предоставлять услуги доступа в Интернет, мобильной и фиксированной связи. Учитывая, что по данным агентства Advanced Communications & Media шесть из семи межрегиональных компаний связи входят в десятку крупнейших российских операторов широкополосного доступа в Интернет (ШПД) по числу абонентов - физических лиц, объединенный Ростелеком может стать лидером среди операторов ШПД. Операционная синергия от объединения компаний на базе Ростелекома может составить 30 млрд руб. (около $1,02 млрд).

Стратегия в развитии услуг 4G (LTE)

2 декабря 2011 года стало известно, что «Ростелеком» и Yota подписали соглашение о совместном развитии и использовании беспроводных сетей связи четвертого поколения (4G). Подписи под соглашением поставили президент «Ростелекома» Александр Провоторов и директор Yota Денис Свердлов[8].

В рамках подписанного cоглашения Yota предоставляет «Ростелекому» право использовать беспроводные каналы своей сети и оказывать клиентам услуги связи с использованием механизма MVNO (Mobile Virtual Network Operator – виртуальный оператор сотовой связи), а также использовать имеющиеся у Yota площадки для размещения телекоммуникационного оборудования и проводные каналы связи до этих площадок.

«Ростелеком», в свою очередь, предоставляет Yota право по использованию проводных каналов связи до площадок размещения телекоммуникационного оборудования, каналов присоединения к сети интернет, магистральных каналов связи между городами, имеющихся у «Ростелекома» площадок для размещения телекоммуникационного оборудования и своих центров обработки данных.

По словам президента «Ростелекома» Александра Провоторова, «совместное развитие и использование инфраструктуры позволит компаниям значительно сократить сроки строительства сетей 4G, снизить при этом капитальные затраты, а также существенно сократить операционные издержки. Все это сделает возможным не только в кратчайшие сроки начать предоставление услуг сетей 4G, но и увеличить количество жителей России, которые смогут ими воспользоваться».

Исполнитель работ в программе "Информационное общество"

2009: Ростелеком - главный по электронному правительству

В 2009 г. Владимир Путин подписал распоряжение, определяющее «Ростелеком» единственным исполнителем работ, касающихся создания «электронного правительства» в рамках ФЦП «Электронная Россия». К распоряжению приложен перечень этих работ. «Электронное правительство» — ключевая часть ФЦП «Электронная Россия», предусматривающая электронное взаимодействие органов власти друг с другом и с гражданами.

Бюджет всей «Электронной России» на 2009 г. и 2010 г., по данным Минфина, — 2,748 млрд руб. и 3,1 млрд руб. соответственно. Какую часть этих ассигнований получит «Ростелеком», представители Минкомсвязи и Минфина затруднились уточнить. Обсуждаемая сумма — более 1,5 млрд руб. до конца 2010 г., говорит источник в одном из заинтересованных ведомств.

Оказание услуг в рамках «Электронного правительства» может поддержать бизнес «Ростелекома», пострадавший после либерализации рынка дальней связи в 2006 г., говорил ранее «Ведомостям» первый заместитель гендиректора «Связьинвеста» Александр Провоторов.

2010: Ростелеком исполнитель по всем значимым проектам без конкурса

  • В августе 2010 г. стало известно, что Ростелеком договаривается о частно-государственном партнерстве с региональными администрациями, рассказал «Ведомостям» заместитель гендиректора «Ростелекома» Алексей Нащекин.

По закону гражданам России должны быть доступны электронные госуслуги в том числе регионального уровня, но у регионов часто нет денег на создание необходимой инфраструктуры, объясняет он. «Ростелеком» предложил им партнерство: он инвестирует в создание инфраструктуры (центры обработки данных, каналы связи, софт и др.), разрабатывает и размещает на ней типовые сервисы, готовит регламенты, а регионы затем используют этот комплекс в качестве платного сервиса. Соглашения уже подписаны с Тульской, Свердловской областями и с Краснодарским краем, еще более 40 регионов готовы к партнерству.

За использование своих решений «Ростелеком» рассчитывает получать от 5 млн до 15 млн руб. в год, это в десятки раз меньше стоимости создания каждым регионом своей инфраструктуры, отмечает Нащекин. Окупить инвестиции в региональные элементы электронного правительства «Ростелеком» надеется за 5-7 лет.

Участвовать в проекте он предлагает и другим компаниям. Их продукты и услуги будут встраиваться в комплексный сервис для регионов, а доходы — делиться с «Ростелекомом». Такую схему партнерства с «Ростелекомом» обсуждает, например, системный интегратор «АйТи», говорит его президент Тагир Яппаров. «АйТи» уже участвует в подобных проектах — например, вместе с «Синтеррой». Участие в проекте обсуждалось и с IBS, но говорить о конкретных договоренностях пока нельзя, сказал ее гендиректор Сергей Мацоцкий. Решение об участии IBS в таком проекте будет зависеть от его реального содержания и коммерческих условий партнерства. Отношение Мацоцкого к перспективам проекта осторожное: модель «софт как сервис» пока крайне мало распространена.

  • До конца 2010 года «Ростелеком» может получить от государства 1,15 млрд руб. по контракту, заключенному в ноябре 2010 и сроком менее чем на месяц [9]. Речь идет об оставшихся работах по созданию инфраструктуры электронного правительства, предусмотренных ФЦП «Электронная Россия».

Госконтракт, копия которого есть в распоряжении «Ведомостей», датирован 15 ноября 2010 г. По его условиям уже к 10 декабря 2010 г. «Ростелеком» должен завершить все работы по формированию инфраструктуры электронного правительства, заложенные в ФЦП «Электронная Россия». В частности, это «обеспечение предоставления госуслуг в электронном виде», «создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности органов госвласти <...> и к их услугам, предоставляемым с помощью сети Интернет», «развитие центров телефонного обслуживания граждан и организаций», «развитие» системы мониторинга результатов работы органов власти и др.

За все эти работы «Ростелекому» причитается 1,153 млрд руб. В сравнении с его выручкой, например, за III квартал 2010 г. это лишь 7,6%, тем не менее контракт с Минкомсвязи относится для компании к разряду крупных, говорит ее представитель.

Схожая ситуация была и в 2009 г.: контракт с «Ростелекомом» (на 1,01 млрд руб.) Минкомсвязи заключило только 12 ноября со сроком исполнения 15 декабря. Позже контрольное управление президента сочло, что часть работ, порученных «Ростелекому», оказалась дублированием уже сделанного.

Но речь не идет об обязательстве «Ростелекома» исполнить все заложенные в контракте работы менее чем за месяц, говорят представитель компании и замминистра связи и массовых коммуникаций Илья Массух (его подпись стоит на контракте). Работы начались еще в 2009 г. и идут по утвержденному правительством графику, объясняет представитель «Ростелекома». Просто госконтракт был подписан с задержкой. Как любой другой госконтракт, этот предполагал длительную процедуру согласования и вдобавок должен был утверждаться советом директоров, добавляет он. Де-факто все работы 2010 года «Ростелеком» финансировал на собственные средства, говорит представитель компании. Сколько потратила компания, он не уточняет.

В июле 2010 г. Минкомсвязи пересмотрело часть мероприятий «Электронной России», связанных с IT, а в августе были внесены соответствующие изменения в постановление правительства о едином исполнителе работ по созданию инфраструктуры для ФЦП, объяснил Массух «Ведомостям». Де-факто контракт был согласован еще в сентябре 2010 г., говорит он, но к этому времени поменялось руководство «Ростелекома» (бывший гендиректор Антон Колпаков уступил место Александру Провоторову). В результате контракт был подписан только в ноябре.

Задержка не повлияет на качество работ, уверен Массух. А с 2011 г. начинает действовать новая госпрограмма «Информационное общество», на которую государство решило потратить за первые три года 3,1 млрд руб. Многие из подрядов Минкомсвязи будет разыгрывать на конкурсах, которые должны завершиться к концу февраля 2011 г., говорит Массух. «Ростелеком», по словам его представителя, рассчитывает поучаствовать в этих работах.

2011: Единственный исполнитель работ ГП "Информационное общество"

  • На март 2011 г. по словам вице-президента «Ростелекома» Алексея Нащекина унифицированным решением оператора для предоставления электронных госуслуг пользуется 7 пилотных регионов - Свердловская, Новосибирская, Кемеровская, Мурманская, Липецкая, Курская и Астраханская области (доменные имена региональных порталов - код региона.gosuslugi.ru).

В среднем каждый из перечисленных субъектов платит за использование инфраструктуры и ПО «Ростелекома» 15 млн руб. в год, рассказал Нащекин CNews[9]. Всего соглашения о стратегическом партнерстве оператор подписал с 73 субъектами России.

  • 21 марта 2011 г. Правительство РФ определило ОАО "Ростелеком" единственным исполнителем ряда мероприятий государственной программы "Информационное общество /2011-2020 гг/". Перечень этих мероприятий для "Ростелекома" утвержден распоряжением правительства от 21 марта 2011 г N 453-р. В него входят:

1. Развитие единого портала государственных и муниципальных услуг /функций/.

2. Разработка механизмов, позволяющих использовать мобильные устройства для доступа к сервисам электронного правительства.

3. Развитие сервисов взаимодействия граждан с органами государственной власти при помощи электронной почты, созданной на базе единого портала государственных и муниципальных услуг /функций/.

4. Развитие центров телефонного обслуживания.

5. Формирование единого пространства доверия электронной цифровой подписи.

6. Развитие межведомственного электронного взаимодействия на основе системы взаимодействия.

7. Формирование и развитие инфраструктуры универсальной электронной карты /в части, относящейся к компетенции федеральных органов исполнительной власти/.

8. Создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах.

9. Создание единой системы учета записей актов гражданского состояния /электронный загс/.

10. Развитие государственной автоматизированной системы "Управление".

11. Развитие мероприятия "Электронный регион".

12. Создание технологической инфраструктуры для осуществления электронных платежей за государственные услуги /на основе единого портала государственных и муниципальных услуг /функций//.

13. Создание системы контроля реализации поручений Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.

14. Реализация мероприятий по координации расходования бюджетных средств органов государственной власти на использование информационных технологий.

15. Создание национальной платформы для распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.

16. Обеспечение развития информационных систем в сфере государственных закупок и торгов.

17. Развитие средств поиска информации по различным видам контента.

Обвинения в хищениях от Генпрокуратуры

30 августа 2011 г. Генеральная прокуратура объявила о выявлении хищения бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010)».

Материалы проверки, проведенной Генпрокуратурой, были направлены в Следственный департамент МВД.

"Минкомсвязи России заключил с ОАО «Ростелеком» государственные контракты стоимостью более 2 млрд. руб. на выполнение работ в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002 - 2010 годы), - говорится в сообщении Генпрокуратуры. - В ходе проверки, проведенной Генеральной прокуратурой в Минкомсвязи России и ОАО «Ростелеком», были получены данные, свидетельствующие о хищении части этих средств путем обмана или злоупотребления доверием".

Так, путем создания схем из многочисленных фирм-посредников почти на 270 млн. руб. была завышена стоимость программно-технических средств, приобретенных Минкомсвязи через «Ростелеком» в рамках госконтракта, заявляют в Генпрокуратуре.

"За приобретенное оборудование Минкомсвязи заплатило 653 млн руб. при его фактической стоимости 383 млн. руб.", - говорят следователи.

Одновременно с этим установлено, что одним из основных поставщиков оборудования совершались сомнительные операции, связанные с перечислением денежных средств в сумме 150 млн руб. на счета оффшорной компании. При этом Генеральной прокуратурой обнаружено наличие конфликта интересов у лиц, работавших в «Ростелекоме» и в коммерческой структуре, осуществлявшей закупку оборудования в рамках ФЦП «Электронная Россия».

Также Минкомсвязи перечислило 10 млн руб. в «Ростелеком» за выполнение научно-исследовательских работ по теме: «Проведение экспертизы реализации государственной программы создания в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», которые фактически компанией не выполнялись. Отчет об их выполнении полностью состоит из материалов, ранее подготовленных Минкомсвязи в рамках осуществления возложенных на него функций, добавляют в Генпрокуратуре.

В связи с этим Генеральная прокуратура направила материалы проверки в Следственный Департамент МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере).

  • 31 августа 2011 г. Замминистра связи и массовых коммуникаций Илья Массух прокомментировал результаты проверки Генпрокуратурой выполнения программы «Электронная Россия». Проверка проводилась за период 2009 - 10 гг. в связи с окончанием срока действия программы, уточнил замминистра. Но заявление прокуратуры вызывает удивление в Минкомсвязи, поскольку материалы для проверки были предоставлены надзорному ведомству лишь пять дней назад.

О каком именно поставщике и каких именно руководителях «Ростелекома» идет речь, в Минкомсвязи не знают, так как не видели материалов проверки. В случае обнаружения нарушений министерство готово сотрудничать с Генпрокуратурой, подчеркнул Массух, добавив, что «мы живем в правовом государстве и принимать решение о виновности может только суд».

В «Ростелекоме» также выразили несогласие с выводами Генпрокуратуры. В своем заявлении компания утверждает, что все закупки осуществляются в ходе тендеров, поставщики являются сертифицированными дистрибьюторами крупнейших мировых вендоров, а цены госконтрактов согласовываются с Минкомсвязи, Минфином и Министерством экономики.

Поставщиком, на которого обратила внимание Генпрокуратура, является «Энвижн Груп», сообщил CNews источник, близкий к одной из проверявшихся организаций[10]. Контракт, о котором идет речь, это закупки оборудование IBM, добавляет он.

«Непонятно, откуда Генпрокуратура взяла цифру в 270 млн руб., - говорит собеседник CNews. - Даже разница между ценой госконтракта, заключенного Минкомсвязи с «Ростелекомом», и стоимостью закупленного для его реализации оборудования меньше - 130 млн руб. Это при том, что данная разница включает в себя не только маржу «Ростелекома», но и стоимость пуско-наладочных работ».
«Возможно, под рыночной стоимостью оборудования Генпрокуратура понимает цену комплектующих без учета доставки и сборки», - продолжает источник CNews.

В качестве собственной версии собеседник CNews предположил, что под оффшорными Генпрокуратура могла иметь ввиду структуры иностранных разработчиков техники: «Может быть, это компании из Юго-Восточной Азии, которые занимаются поставками оборудования?». В «Энвижн» не комментируют ситуацию, поскольку не видели материалов проверки.

2012: Новое постановление правительства до 2014 г.

Досрочное расторжение контракта с Минкомсвязи

  • 13 февраля 2012 года стало известно, что совет директоров ОАО "Ростелеком" одобрил соглашение о расторжении госконтракта с Минкомсвязью от 30 августа 2011 года "Развитие инфраструктуры электронного правительства в рамках реализации в 2011 году мероприятий государственной программы РФ "Информационное общество (2011-2020 годы)".

Контракт расторгается по взаимному соглашению сторон с подтверждением отсутствия материальных претензий друг другу по его исполнению. На момент расторжения контракта Ростелеком фактически выполнил, а Минкомсвязь приняла работы на 841.188 млн руб.

«Ростелеком» полностью и в срок выполнил все работы, предусмотренные контрактом, но их итоговая стоимость оказалась меньше, чем 841,2 млн руб., указанных в контракте, объяснил представитель компании. Поэтому для закрытия контракта использована процедура расторжения с взаимным отказом от претензий.

  • 2 марта 2012 года стало известно, что Правительство вновь определило «Ростелеком» единственным исполнителем работ по созданию и развитию систем электронного правительства. На этот раз – на период 2012-2014 гг. Распоряжение об этом подписал председатель правительства Владимир Путин.

Сейчас помимо электронного обмена данными между ведомствами (СМЭВ) и портала госуслуг в списке появились, например, доступ к электронным госуслугам с мобильных устройств и электронный ЗАГС. Также «Ростелеком» теперь займется созданием ПО для учета всех заказанных из бюджета информационных систем.

Наконец, в нынешнем распоряжении упоминаются национальная облачная платформа и «развитие средств поиска информации по различным видам контента». Ниже можно увидеть таблицу с полным сравнением списков работ из предыдущего и вновь принятого документов.

Перечень мероприятий программы госинформатизации, по которым "Ростелеком" выступает единственным исполнителем

2010 г. 2012 г.
1. Обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде с использованием сети Интернет (в части, закрепленной за Минкомсвязью России). 1. Развитие федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
2. Создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и к их услугам, предоставляемым с помощью сети Интернет. 2. Развитие механизмов, позволяющих использовать мобильные устройства для доступа к сервисам электронного правительства.
3. Развитие центров телефонного обслуживания граждан и организаций. 3. Развитие сервисов взаимодействия граждан и юридических лиц с органами государственной власти при помощи электронной почты, созданной на базе федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
4. Обеспечение доступа к государственным услугам с использованием универсальной электронной карты. 4. Формирование единого пространства доверия электронной подписи.
5. Обеспечение открытости информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и доступности государственных информационных ресурсов для граждан и организаций (в части, закрепленной за Минкомсвязью России). 5. Развитие системы межведомственного электронного взаимодействия.
6. Создание официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (в части, закрепленной за Минкомсвязью России). 6. Создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах.
7. Развитие единой вертикально интегрированной автоматизированной информационной системы обеспечения мониторинга результативности деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по достижению ими ключевых показателей в области социально-экономического развития Российской Федерации, развития промышленности, реализации приоритетных национальных проектов и государственных программ (единая вертикально интегрированная государственная автоматизированная информационная система "Управление"). 7. Создание единой системы учета записей актов гражданского состояния (электронный загс).
8. Обеспечение взаимодействия информационных систем и ресурсов органов государственной власти в целях предоставления услуг в электронном виде и решения задач государственного управления с использованием среды межведомственного электронного взаимодействия. 8. Реализация мероприятия "Электронный регион".
9. Интеграция государственных информационных систем с использованием инфраструктуры электронного правительства (в части, закрепленной за Минкомсвязью России). 9. Создание и развитие государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
10. Создание системы идентификации и авторизованного доступа к электронному правительству. 10. Реализация мероприятий по координации расходования средств органов государственной власти на использование информационных технологий.
11. Анализ информационных процессов межведомственного взаимодействия, а также подготовка технического проекта по созданию и эксплуатации на территории Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства. 11. Создание национальной платформы для распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.
12. Создание системы управления реализацией мероприятий Программы, ведомственной и региональной информатизацией (в части, закрепленной за Минкомсвязью России). 12. Развитие средств поиска информации по различным видам контента.

Источник: распоряжения Правительства РФ

Среди перечисленных работ нет таких, которые бы ранее не упоминались в госпрограмме «Информационное общество» или не назывались профильными чиновниками. Обновление списка, вероятнее всего, можно трактовать как заявление об основных приоритетах в государственной информатизации на ближайшие 3 года.

Что касается поиска, то в пресс-службе «Ростелекома» по-прежнему уверяют, что не ведут создания государственного аналога существующих поисковых машин. Ранее в операторе CNews говорили, что пользователями его специализированной разработки будут именно чиновники, а помимо поиска только по госданным ее отличие от обычных поисковых машин будет состоять в выдаче записей из баз данных относящихся к госсегменту[11].

2016: Счетная Палата: Минкомсвязи завышает цены за услуги «Ростелекома»

Минкомсвязи завысило услуги «Ростелекома» по электронному правительству, предоставив компании дополнительную норму прибыльности 10%, установила Счетная Палата. Кроме того, Минкомсвязи не обеспечило передачу Федеральному казначейству хранящееся у «Ростелекома» оборудования стоимостью 316 млн руб[12].

Кроме того, Счетная палата установила, что в 2015-2016 г.г. Минкомсвязи завышало стоимость работ «Ростелекома». Для расчета стоимости услуг по эксплуатации Минкомсвязи применялся в том числе и тарифный метод. Стоимость услуг, рассчитанная таким методом в 2015 г., составила p963,4 млн, а в 2016 г. спрогнозирована в размере p1,22 млрд. Но тарифный метод применяется заказчиком в случае, если цены таких услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами, в то время как тарифы на услуги по эксплуатации электронного правительства не подлежат госрегулированию.

Расчет стоимости услуг по аренде программно-аппаратных мощностей и размещению аппаратного обеспечения произведен Минкомсвязи на основании коммерческих тарифов «Ростелекома», где уже заложена норма прибыльности. Но министерство дополнительно предусмотрело прибыль к тарифу «Ростелекома» в размере 10%, в результате чего цена на госконтракты по эксплуатации электронного правительства в 2015 г. и 2016 г. была завышена на p37,4 млн, сообщила на коллегии Счетной палаты аудитор Вера Чистова.

Другие услуги

Курс на облачные сервисы

Ростелеком планирует в 2015 году увеличить доходы от предоставления новых и облачных услуг до 25% в общей структуре выручки, об этом в сентябре 2012 года заявил вице-президент компании по инновационному развитию Ростелекома Алексей Нащекин.

"В 2011 году это направлени не приносило никаких доходов, в 2012 году несколько процентов. А в 2015 году должно достигнуть 25%. В абсолютных цифрах-около 50 млрд рублей", - сказал корреспонденту TAdviser Алексей Нащекин. "Сейчас мы наблюдаем глобальную конвергенцию: операторы связи создают контент и занимается сервис-провайдингом, а интернет-компании строят сети связи. В этой связи Ростелеком трансформироуется вместе со всем миром из оператора МГ/МН в компанию, предоставляющую услуги".

По его словам, компания ставит себе задачей к 2015 году стать глобальным провайдером новых услуг. "Помимо новых услуг мы будем предоставлять целые комплексы сервисов", - заключил Алексей Нащекин.

Примечания


Персоны (121)     работают сейчас - 81    работали ранее - 40

Сотрудники компании, известные TAdviser. Добавить персону можно здесь.

ФИОГородДолжность
Абрамков Александр ЕвгеньевичМоскваВице-президент
Балаценко АндрейСанкт-ПетербургВице-президент
Басов Алексей НиколаевичМоскваВице-президент
Белов СергейМоскваДиректор департамента по работе с государственными структурами
Береснева Татьяна ЭдуардовнаМоскваДиректор проектов
Бондарев Сергей АлександровичМосква
Бондарик Владимир НиколаевичМоскваПредседатель совета директоров
Бубело Оксана ПавловнаМоскваглавный специалист
Бурметьев Данила СергеевичМоскваДиректор по продуктам
Ваксман Михаил ЮрьевичМосква

Проекты (210)

Список проектов компании, известных TAdviser. Добавить проект можно здесь.

ЗаказчикПродуктТехнологияГодПроект
Почта РоссииУслуги телефонии и связи2020.11....
РТ-ИнформПроекты ИТ-аутсорсингаИТ-аутсорсинг2020.09....
Главный центр связи и защиты информации (ГЦСиЗИ МВД России)Услуги телефонии и связи2018.12....
Росэнергоатом, ФГУП концернЦОД Проекты создания и модернизацииЦентры обработки данных - технологии для ЦОД, ИТ-аутсорсинг, Серверные платформы2018.06....
Министерство экологии Челябинской области2016.12....
Центр обеспечения региональной безопасности (Вологодская область)Ростелеком: Безопасный городИнформатизация госфункций, Системы видеонаблюдения, Ситуационные центры2016.12....
Министерство информатизации и связи республики ТатарстанУслуги телефонии и связи2016.12....
Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи)Индивидуальная разработка электронных госуслугИнформатизация госфункций2016.11....
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)Комплексные проекты видеонаблюденияСистемы видеонаблюдения2016.10....
Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ)Новые облачные технологии: МойОфисSaaS - Программное обеспечение как услуга, Офисные приложения2016.10....

<< < 1 2 3 4 5 6 7 8 > >>

Продукты (33)

Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.

ПродуктТехнологияКол-во проектов
Типовое решение для создания регионального сегмента инфраструктуры «электронного правительства» (РИЭП)Информатизация госфункций47
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)СЭД, СЭД - Системы потокового распознавания11
Ростелеком: Безопасный городИнформатизация госфункций, Системы видеонаблюдения, Ситуационные центры7
SmartTUBE SDPIPTV - Internet Protocol Television. IP-телевидение3
Единое информационное пространство геоданных (ЕПГ) RusGISГИС - Геоинформационные системы1
Система мониторинга и учета достижений школьников "Школьный портал"Учетные системы1
ЦОД Ростелеком МоскваЦОД1
Ростелеком: Интеллектуальная аудиоконференцсвязьВидеоконференцсвязь1
Ростелеком: Новая телефонияIP-телефония1
Национальная платформа для распределенной обработки данных (НПРОД)0

<< < 1 2 3 4 > >>

ИТ-паспорт (96)

Список известных внедрений ит-систем в компании. Добавить проект.

ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
....АстеросOracle database, Oracle Real Application Clusters (Oracle RAC), Oracle Hyperion PlanningСУБД2019
....Сиско Солюшенз2019
....Inline Telecom Solutions (Инлайн Телеком Солюшнс), T8, БулатТ8: Волга2018
....Maykor-GMCSSAP SuccessFactors HCMHRM, SaaS - Программное обеспечение как услуга, Системы дистанционного обучения2017
....РТ Лабс, AT Consulting (ЭйТи Консалтинг)PostgreSQL СУБД, WildFly, Pentaho BIСУБД, Серверные платформы, BI, Data Mining, OLAP2017
....Новые облачные технологииНовые облачные технологии: МойОфисSaaS - Программное обеспечение как услуга, Офисные приложения2017
....Центр Речевых Технологий (ЦРТ)ЦРТ: Speech Analytics LabCall-центры, Data Mining2016
....РБС-Телеком ГК (ранее Русские Бизнес Системы, РБС)Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыИТ-аутсорсинг, Серверные платформы2016
....Сервионика, Центр прикладных исследований компьютерных сетей (ЦПИКС)Контроллер программно-конфигурируемых сетей RUNOS (Russian networks operation systems)SDN Software-Defined Network Программно-определяемые сети, Центры обработки данных - технологии для ЦОД2016
....Совзонд, РТ ЛабсПроекты ГИС, PostgreSQL СУБД, Apache HTTP ServerГИС - Геоинформационные системы, СУБД2016
....HuaweiПроекты СКССКС2016
....ЛАНИТOracle Hyperion Financial Management (Oracle HFM)CPM2016
....ВидеоМост (VideoMost)ВидеоМост (VideoMost) ВКСSaaS - Программное обеспечение как услуга, Видеоконференцсвязь2016
....Без привлечения консультанта или нет данныхCisco TelePresenceВидеоконференцсвязь2016
....СБЕ-ГруппРуСкрин (RuScreen)2016
....МТС (Мобильные ТелеСистемы)Услуги телефонии и связи2016
....МегаФонПроекты VPN, Услуги телефонии и связиVPN - Виртуальные частные сети2016
....Maykor (Мэйкор)Проекты ИТ-аутсорсингаИТ-аутсорсинг2016
....Softline (Софтлайн)Zecurion ZlockИБ - Межсетевые экраны, ИБ - Предотвращения утечек информации2015
....СинЭра (Synera)Атол DriveСистемы безопасности и контроля автотранспорта2015
....Инфосистемы ДжетSolar Dozor (ранее Дозор-Джет), Blue Coat ProxySG, Lumension Device ControlИБ - Предотвращения утечек информации, ИБ - Антивирусы, ИБ - Межсетевые экраны, ИБ - Средства шифрования, Серверные платформы2015
....МегапланМегаплан CRM FreeCRM, SaaS - Программное обеспечение как услуга2015
....Натекс НТЦ2015
....RD Construction (РД Констракшн Менеджмент)2015
....ТехносервТехносерв: ГермесBPM, CPM, HRM, Network Health Monitoring - Мониторинг сети или управление здоровьем-производительностью ИТ-Инфраструктуры, ГИС - Геоинформационные системы2015
....ДиалогНаукаHP ArcSight ESM (Security Information and Event Management, SIEM)ИБ - Межсетевые экраны, ИБ - Предотвращения утечек информации2015
....ДиалогНаукаFireEye (платформа)ИБ - Антивирусы, ИБ - Антиспам, ИБ - Межсетевые экраны2015
....NVision Group (Энвижн Груп)Проекты ИТ-аутсорсингаИТ-аутсорсинг2015
....АйТи2015
....AT Consulting (ЭйТи Консалтинг), AT Service (Эйти сервис)Oracle Communications MetaSolv SolutionOSS/BSS2015
....Maykor-GMCSПроекты ИТ-аутсорсингаИТ-аутсорсинг2015
....ЭЛАР (Электронный архив, НПО Опыт)ЭЛАР ПланСканСЭД - Системы потокового распознавания2015
....Inline Telecom Solutions (Инлайн Телеком Солюшнс)2015
....Борлас (Borlas) Консалтинговая группа, РДТЕХOracle E-Business Suite Human Capital Management (HCM) Oracle HRMS, Oracle database, Oracle Business IntelligenceHRM, СУБД, BI2015
....Энтайп (Ntype), ТехносервEcoNATSDN Software-Defined Network Программно-определяемые сети2015
....ЭсБиСи Технологии2015
....СКБ КонтурКонтур.ДиадокСЭД, СЭД - Системы потокового распознавания2014
....AT Consulting (ЭйТи Консалтинг)SAS Marketing Automation (SAS MA) SAS Campaign Management, IBM SPSS Decision Management, Informatica PowerCenterBI, CRM, Data Mining, EAM, MDM - Master Data Management - Управление основными мастер-данными, СОА2014
....CTI (СиТиАй) Communications. Technology. Innovations.Call-центр - Проекты строительства и модернизации call-центров и контакт-центровCall-центры2014
....Сонет НН2014
....НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системыЭРА-ГЛОНАСССистемы безопасности и контроля автотранспорта, Системы управления автохозяйством (FMS), Спутниковая связь и навигация2014
....Петер-СервисPeter-Service RMSOSS/BSS, Биллинговые системы2014
....AT Consulting (ЭйТи Консалтинг)Oracle E-Business Suite (OEBS)EAM, ERP2014
....СервионикаЛоджик Лайн ЦентрCall-центры, IP-телефония, ИТ-аутсорсинг2014
....Без привлечения консультанта или нет данныхVantio ThreatAvertИБ - Межсетевые экраны2014
....ТехносервMicrosoft SharePointCMS - Системы управления контентом, Корпоративные порталы, СЭД2014
....AT Consulting (ЭйТи Консалтинг)Проекты ИТ-аутсорсингаИТ-аутсорсинг2014
....СмартЛабс (SmartLabs)SmartTUBE SDPIPTV - Internet Protocol Television. IP-телевидение2014
....Петер-СервисPeter-service ITCOSS/BSS2014
....Эр-Стайл, ЗАОПроекты внешнего аудита безопасности (в тч PCI DSS и СУИБ)ИБ - Антивирусы, ИБ - Антиспам, ИБ - Аутентификация, ИБ - Межсетевые экраны, ИБ - Предотвращения утечек информации, ИБ - Резервное копирование и хранение данных, ИБ - Средства шифрования2014
....AT Consulting (ЭйТи Консалтинг)DocumentumСЭД, СЭД - Системы потокового распознавания2013
....Сэтонлайн (ЭТП SETonline)SetOnlineSRM - Управление взаимоотношениями с поставщиками, СЭД, СЭД - Системы потокового распознавания, Системы автоматизации торговли2013
....Arbor NetworksArbor Peakflow SPИБ - Межсетевые экраны2013
....NVision Group (Энвижн Груп)Polycom RealPresence Experience (RPX)Видеоконференцсвязь2013
....Ситроникс Информационные ТехнологииMicrosoft Enterprise Agreement Subscription (EAS)Офисные приложения2013
....Веллинк (Wellink)WiSLA (well integrated SLA)OSS/BSS2013
....Док.ру (4Doc.ru)IBM Notes/DominoСЭД2013
....1С-Рарус1С:Предприятие 8.2ERP, SaaS - Программное обеспечение как услуга2013
....Энвижн-КраснодарПроекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыИТ-аутсорсинг, Серверные платформы2012
....AT Consulting (ЭйТи Консалтинг)Oracle HyperionBI, CPM2012
....Без привлечения консультанта или нет данныхCommuniGate ProОфисные приложения2012
....Zelax (Зелакс)ГМ-2-MPR-RSСКС2012
....NVision Group (Энвижн Груп)ЦОД Проекты создания и модернизацииЦентры обработки данных - технологии для ЦОД2012
....Петер-СервисPeter-Service RSSOSS/BSS2012
....Optima (ГК Оптима)2011
....ESET (Исет)ESET NOD32ИБ - Антивирусы, ИБ - Антиспам2011
....М2М телематикаM2M-Cyber GLX LiteИнтернет вещей Internet of Things (IoT), Системы безопасности и контроля автотранспорта, Спутниковая связь и навигация2011
....СмартЛабс (SmartLabs)Проекты внедрения систем цифрового телевидения IPTVIPTV - Internet Protocol Television. IP-телевидение2011
....ТехносервПроекты ИТ-аутсорсингаИТ-аутсорсинг2011
....МАГ КонсалтингMicrosoft SharePointCMS - Системы управления контентом, Корпоративные порталы, СЭД2011
....NVision Group (Энвижн Груп)Проекты СКССКС2011
....Вектор-АвтоСКАУТ - Спутниковый Контроль, Аналитика и Управление ТранспортомСистемы безопасности и контроля автотранспорта, Спутниковая связь и навигация2011
....AT Consulting (ЭйТи Консалтинг)Oracle Hyperion PlanningCPM2011
....Reksoft (Рексофт)2011
....Maykor-GMCSЭЛАР СаперионСЭД, СЭД - Системы потокового распознавания2010
....Системы КлиК (ранее BMicro, БМикро)Клиент-Коммуникатор (КлиК)CMS - Системы управления контентом, CRM, Call-центры, Учетные системы2009
....1С-Рарус1С:Предприятие 8. Управление АвтотранспортомTMS - Управление транспортом, Системы управления автохозяйством (FMS), Учетные системы2008
....WebSoftWebTutorHRM, Корпоративные порталы, Системы дистанционного обучения2007
....QSOFT1С-Битрикс: Управление сайтомCMS - Системы управления контентом, Корпоративные порталы2007
....Tops Consulting (Топс Консалтинг)АНД Проджект: ТелекомERP2006
....Maykor-GMCSMicrosoft Dynamics AXERP2006
....Без привлечения консультанта или нет данныхWindows 8---
....ICore (ЗАО Ай Ко)IBM InfoSphere DataStageСУБД, СХД---
....Без привлечения консультанта или нет данных---
....МЦ НТТ Ростелеком (Московский центр новых технологий и телекоммуникаций)Call-центр - Проекты строительства и модернизации call-центров и контакт-центровCall-центры---
....InfineraInfinera DTNСКС---
....БОСС. Кадровые системыБОСС-КадровикHRM, SaaS - Программное обеспечение как услуга---
....QTECH (Кьютэк)QTECH: PLC-адаптеры QPLAСКС---
....Без привлечения консультанта или нет данных---
....Автелком (Avtelcom)Проектная интеграция (Управление проектами)Системы управления проектами---
....Без привлечения консультанта или нет данныхПроекты внедрения систем цифрового телевидения IPTVIPTV - Internet Protocol Television. IP-телевидение---
....Mont (Монт)Microsoft Office, Microsoft Dynamics NAV, Microsoft SQL ServerОфисные приложения, ERP, СУБД---
....AT Consulting (ЭйТи Консалтинг), Ростелеком-интеграция (РТ-интеграция)Amdocs CMCRM---
....SAP СНГ---
....NVision Group (Энвижн Груп)МЦОД Daterium-1 (MDC10) Ситроникс ДатериумЦентры обработки данных - технологии для ЦОД---
....ФОРС - Центр разработкиOracle Hyperion PlanningCPM---

СТАТУСЫ (8) ПАРТНЕРЫ (6) СТАТЬИ (112)
НОВОСТИ (755) СУДЕБНЫЕ ДЕЛА (2946)


TAdviser рекомендует

10 декабря, Сб.

Бета
Лидеры по внедрениям ИТ в корпоративном секторе

Добавить: