Tieto Россия

Компания

width=200px
Подразделение финской компании Tieto

Собственники:
Tieto


Руководство

С 16 января 2012 г. на должность генерального директора компании «Тието Рус» и регионального менеджера в России назначена Наталья Светушкова.

Активы

У Tieto в России есть собственный небольшой дата-центр в Санкт-Петербурге, клиентами которого в основном являются финские заказчики. В Москве Tieto также предоставляет SaaS-услуги, но на базе арендуемых площадей в «Трастинфо».

Компания намерена развивать отраслевую экспертизу, упрочить свои позиции в сфере консалтинга, бизнес-аналитики и системной интеграции, чтобы предоставлять полный спектр ИТ-услуг и стать лидером в области разработки ИТ-продуктов, в частности – мобильных систем и приложений.

Услуги

Компания предоставляет на российском рынке свои концепции услуг - «мощность по требованию» и облачные SaaS сервисы.

Вычислительные мощности и объемы хранения данных могут быть оптимизированы для каждого бизнес-приложения в соответствии с требованиями к его доступности, производительности и восстановлению. Это обеспечивает клиентам Tieto гибкость и адаптируемость к текущим потребностям рынка. Кроме того, Tieto предлагает услуги технической поддержки пользователей и управления приложениями и сетевыми соединениями в соответствии с установленными требованиями к безопасности, резервному копированию и восстановлению данных.

На Российском рынке стратегия Tieto предусматривает фокусирование на выбранных отраслях и решениях, в частности: для финансового сектора Tieto предлагает продукты Card Suite (давно и хорошо известное в России решение для выпуска и обслуживания банковских карт) и Debt Collection (для автоматизации сбора задолженностей); нефтегазовым компаниям предлагается продукт №1 в области учета углеводородов в мире - Energy Components; Tieto оказывает всестороннюю ИТ-поддержку своим скандинавским заказчикам, а также предлагает всем клиентам в России услуги консалтинга, системной интеграции (на платформах SAP и Microsoft, включая DUET Enterprise), инфраструктурные услуги на базе собственных дата-центров в России и Северной Европе: предоставление вычислительных мощностей (Capacity on Demand), поддержка серверов и бизнес-приложений (Application Service Management, Dynamic SAP Landscape), предоставление готовых к использованию облачных серверов (Tieto Cloud Server) и виртуальных рабочих мест (Tieto Hosted Workspace).

EDI-сертификат

В ноябре 2010 года компания Tieto получила сертификат провайдера услуг EDI (Электронного обмена данными) в ECR-Rus – российском отделении международного комитета ECR. Сообщество ECR выдало компании Tieto сертификат на услуги электронного обмена данными (EDI) в процессе процедуры сертификации на 2011 г. Сертификат подтверждает, что уровень услуг компании соответствует основным требованиям сообщества ECR. Получение сертификата означает, что услуги электронного обмена данными компании Tieto официально признаются в России, что открывает двери для сетей обмена данными, а также улучшает партнерские связи для глобальных и местных клиентов компании. Ожидается, что в России увеличится спрос на услуги не только электронного обмена данными, но и электронного обмена счетами и электронной торговли.

Инвестиционная программа

Tieto приняла решение о начале инвестиций в российский рынок еще в 2007 г. До конца 2009 г. будет вложено около 100 млн евро, рассказал CNews Пекка Вильякайнен (Pekka Viljakainen), исполнительный вице-президент Tieto. 60% этих денег выделены на строительство центров обработки данных (ЦОД) в Подмосковье и Санкт-Петербурге, до 30% – на приобретения, около 10% – на наем и обучение персонала.

Первый из двух ЦОДов – небольшой питерский – уже работает, но в основном с финскими заказчиками Tieto. Подмосковный дата-центр и ИТ-инфраструктура будут значительно более масштабными – на них выделено 98% от общих инфраструктурных затрат. Его запуск должен был состояться до конца 2009 г., но был смещен на 30 июня 2010 г. В дальнейшем Tieto намерена построить и третий ЦОД – он, по словам Вильякайнена, может появиться в Сибири или на Дальнем Востоке (в тех регионах, где будут сосредоточены новые заказчики компании).

В декабре 2009 г. финны планировали начать новую инвестиционную программу в России. Ее масштаб, по словам Вильякайнена, будет превосходить нынешнюю. В первую очередь эти деньги будут направлены на наем и обучение персонала. На найм и обучение персонала в России финны выделили 10 млн евро. К 2011 г. Tieto планирует довести число своих российских сотрудников до 3000 человек.

Таким образом, по числу персонала финская компания может стать одной из крупнейших на российском ИТ-рынке. По данным CNews Analytics, на конец 2008 г. в IBS работало 6800 человек, в «Ланите» - 4000, в «Оптиме» - 3075, в «Техносерве» - 1684, в R-Style - 1980. Сейчас без учета субподрядных организаций в России работает около 300 сотрудников Tieto.

«Мы не планируем покупать ведущих интеграторов, лидеров с тысячами сотрудников, - рассказывает представитель Tieto. – Мы заинтересованы в тех компаниях, которые имеют компетенцию в телеком-, финансовых сферах или работали с энергетическими компаниями. У этих организаций должен быть опыт работы с решениями Microsoft и контакт-центрами, кроме того, в них не должно работать более 300 человек».

Клиенты в России

Сегодня клиентами Tieto в России являются банки «Русский стандарт», ВЭБ, МБРР, ВТБ 24 и некоторые другие.

Оценки экспертов

Эксперты с осторожностью оценивают перспективы Tieto на российском рынке. «В части аутсорсинга ЦОДов рынок в принципе насыщен и здесь Tieto вряд ли может рассчитывать на супервостребованность, - считает Дмитрий Назипов, ИТ-директор ВТБ. – Но поскольку отечественные интеграторы так и не научились внедрять чужие банковские решения, например, АБС, то совместив западный опыт со знанием российского законодательства, компания могла бы найти свою нишу при таких вложениях».

«На российском рынке ИТ-услуг лидируют отечественные компании, - напоминает Елена Семеновская, аналитик IDC. - Причем, список этих компаний мало меняется год от года. Новым игрокам для того чтобы укрепится, необходимо не только инвестировать в ЦОДы и персонал, но еще и выбирать подходящую стратегию». По ее мнению, Tieto предоставляет ИТ-услуги на высоком уровне международных стандартов и, соответственно, по международным расценкам. «Насколько это сейчас под силу российским компаниям - вопрос спорный», - говорит она.

История

2009

  • Сделка по покупке Tieto дочерней компании ТрастИнфо (входит в «Ай-Теко») обсуждалась с конца 2009 г. Ее инициатором, по словам главы "Ай-Теко" Ремизова, стала финская компания.

2010: Покупка T&T Телеком и планы создания СП с "Ай-Теко"

  • В феврале 2010 года Tieto завершила готовившаюся около года покупку питерской «T&T Телеком», раньше работавшей под названием «Дизайн телеком». Продавцом выступил Юрий Песня, называющий себя единственным владельцем компании. Сумму сделки стороны не раскрывают.

Песня назвал выручку своей компании в 2008 г. – $12 млн. «Итоги 2009 г. мы еще не подводили, но по нашим прогнозам падение выручки составит около 30%», - добавил он. Все 80 сотрудников «T&T Телеком» перешли на работу в российскую Tieto. Юрий Песня стал руководителем телеком-направления в российском представительстве.

В рейтинге CNews крупнейших поставщиков ИТ-услуг для операторов связи «Телеком дизайн» занимаk 19 место с выручкой от проектов в сфере телекоммуникаций в 2008 г. более 229 млн руб. По сравнению с 2007 г. этот показатель упал на 3,1%. Доля телеком-проектов в общей выручке оба года была на уровне 82%. Кроме заказчиков из этой сферы («Мегафон», «Вымпелком», «Связьинвест», «Дельта телеком», «Комстар», «Синтерра»), у российской компании есть клиенты в банковской сфере («Мастер банк», «Росбанк» и др.).

Ранее Пекка Вильякайнен говорил CNews, что из инвестиционной программы объемом 100 млн евро 30 млн евро пойдет на покупку российских системных интеграторов. Он заявил, что не вся запланированная на приобретения сумма была вложена в эту сделку и следует ожидать других приобретений.

Эксперты также уверены, что цена «T&T Телеком» далека от полной суммы, выделенной финнами на покупки в России. «Довольно сложно оценить стоимость актива, учитывая отсутствие информации по показателю чистой прибыли, - говорит CNews Эльдар Вагабов, аналитик инвестиционной компании «Финам». – Тем не менее, можно дать такую оценку, исходя из отношения стоимости бизнеса к объему выручки». Аналитик взял за основу публичную группу ИТ-компаний - IBS, акции которой торгуются на бирже. Известна ее капитализация и выручка. Коэффициент отношения стоимости к выручке (Enterprise value to sales) для этой организации составляет 0,42. «Поэтому проданную «T&T Телеком» можно оценить примерно в $3,5 млн, максимум – $5 млн», - заключает Вагабов.

«Оценить объем сделки можно исходя из того, что для операторов связи цена сейчас составляет 1-2 годовых выручки, - считает Олег Тайнов, коммерческий директор «Престиж-интернет». – 1,5 годовых выручки стоит оператор с показателем EBITDA на уровне 15-25%. Я полагаю, что у подобной компании, оказывающей ИТ-услуги операторам и банкам, этот коэффициент ниже, и цена покупки не поднималась выше $12 млн».

«В дальнейшем мы планируем приобретать ИТ-компании, обладающие компетенциями в финансовой, энергетической и телеком-отраслях», - добавляет Вильякайнен.

  • В марте 2010 г. был проведен due diligence дата-центра "Трастинфо", затем полгода заняла работа аудиторов PricewaterhouseCoopers и юристов.

  • 30 июня 2010 г. Tieto открыла в Москве новый дата-центр и представила на российском рынке свои концепции услуг - «мощность по требованию» и облачные SaaS сервисы.

  • Федеральная антимонопольная служба разрешила сделку между финской Tieto и «ТрастИнфо» - дата-центром российского системного интегратора «Ай-Теко». Участники ходатайствовали о приобретении Tieto 100% акций кипрской Trust Info Commercial Limited, занимающейся инвестиционной деятельностью. Как пояснили CNews в ФАС, ходатайство было подано в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 28 «Закона о защите конкуренции». «Это означает, что в результате иностранной сделки по покупке Trust Info Commercial Limited приобретаются права в отношении российского юридического лица – «ТрастИнфо», - говорят в ведомстве.

Заявлялось, что у вновь созданного предприятия будет лишь два акционера, мажоритарная доля у - финской компании, миноритарная – у российской. Тогда процент участия сторон в капитале не разглашался, а по данным CNews Tieto получила опцион на выкуп 100% акций в течение нескольких лет. Совет директоров СП должен состоять из пяти человек, трое из которых будут директорами со стороны Tieto. От финской стороны СП получила 20 млн евро, от российской – дата-центр «ТрастИнфо» на Варшавском шоссе. Для завершения сделки стороны ждали только одобрения ФАС.

  • 2 сентября 2010 г. Алексей Ремизов и на тот момент исполнительный вице-президент Tieto Пекка Вильякайнен (Pekka Viljakainen) подписали соглашение о создании совместного предприятия, которое от российской стороны должно было получить все активы дата-центра, а от финской - инвестиции в развитие. Их первоначальный объем должен был составить 20 млн евро.

Планировалось, что 70% акций новой компании будет владеть финская сторона, а 30% останется у «Ай-Теко». Прописанный в соглашении по требованию Tieto опцион позволял ей довести свою долю до 100% в течение 3 лет.

  • В ноябре 2010 г. в ходе подготовки сделки с "Ай-Теко" Tieto покинул Пекка Вильякайнен.

2011: Tieto отказывается от покупки Трастинфо

В апреле 2011 г. стало известно, что финский сервис-провайдер Tieto не смог завершить сделку по приобретению у российского системного интегратора «Ай-Теко» компании «Трастинфо», управляющей одноименным дата-центром на Варшавском шоссе в Москве.

Как рассказал CNews[1] основатель и председатель совета директоров «Ай-Теко» Алексей Ремизов, стороны уже полностью подготовили сделку – получили одобрение ФАС, российская сторона выполнила формальные внутренние процедуры, оставалось оформить единственный документ.

До 28 февраля 2011 г. (дата окончания действия соглашения) финская компания должна была прислать в «Ай-Теко» акт приема-передачи ЦОДа (одна страница текста), но не сделала этого, не объяснив причин.

В Tieto заявили CNews, что они совместно с «Ай-Теко» «проанализировали ситуацию и пришли к заключению, что в текущих рыночных условиях преимущества от создания совместного предприятия окажутся менее значительными, чем предполагалось первоначально». «Tieto и «Ай-Теко» остаются партнерами и продолжат сотрудничество. Tieto как сервис-провайдер по-прежнему останется одним из крупных клиентов «Трастинфо», разместившим свои ресурсы на арендуемой площадке ЦОД в Москве», - добавила Карина Глухарева, директор по маркетингу Tieto в России и СНГ.

Впрочем, «Ай-Теко», по словам Ремизова, уже не так заинтересована в продаже своего ЦОДа, как за полгода до этого. «От финской стороны мы рассчитывали в первую очередь получить экспертизу удаленного оказания ИТ-услуг, - заявил он CNews. – Но к весне 2011 г. мы поняли, что квалификация наших собственных экспертов уже сопоставима с российским представительством Tieto. Ощутив нежелание завершать сделку со стороны финнов, мы не стали настаивать».

Никаких судебных разбирательств и штрафов по отношению к Tieto не будет, говорит Ремизов. Искать нового покупателя для «Трастинфо» «Ай-Теко» также не планирует.

Примечания


ПЕРСОНЫ (20) ПРОЕКТЫ (13) ПРОДУКТ (1)
ИТ-ПАСПОРТ (1) СТАТУСЫ (1)

Проекты на базе технологии ИБ_-_Средства_шифрования (1)
ЗаказчикПродуктТехнологияГодПроект
- Петрокарт (Petrocard)
3-D Secure (3D-Secure)ИБ - Аутентификация, ИБ - Система обнаружения мошенничества (фрод), ИБ - Средства шифрования2013.10Описание проекта