Федеральная служба
государственной статистики

Росстат

Компания

width=200px
Сотрудников на 2016 год: 23000 человек
200px

Персоны (9)     работают сейчас - 7    работали ранее - 2

Сотрудники компании, известные TAdviser. Добавить персону можно здесь.

ФИОГородДолжность
Бурдаков Михаил ВладиславовичМоскваИТ-директор (CIO)
Бутырев Владимир ВикторовичМоскваСпециалист по связям с общественностью
Ваган Игорь СтаниславовичМоскваПресс-секретарь
Лайкам Константин ЭмильевичМоскваЗаместитель руководителя
Малков Павел ВикторовичРуководитель
Малыгина Мария АлександровнаМоскваСпециалист по связям с общественностью
Оксенойт Георгий КонстантиновичМоскваЗаместитель руководителя
Осипов Павел СтаниславовичМоскваМенеджер по управлению проектами
Рябова Ольга ВладимировнаМосква

ИТ-паспорт (18)

Список известных внедрений ит-систем в компании. Добавить проект.

ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаСАТЕЛПроекты ГИСГИС - Геоинформационные системы2018
Описание проектаКСК ТехнологииКСК Шлюз ЕСМЭВ, КСК СИУМВВ (Система исполнения услуг и межведомственного взаимодействия)Информатизация госфункций, BPM2018
Описание проектаАквариус (Aquarius)2016
Описание проектаПрайм ГрупЦОД Проекты создания и модернизацииЦОД, Центры обработки данных - технологии для ЦОД2016
Описание проектаКрокOVirtВиртуализация2015
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхSamsung Galaxy Tab-серия планшетовПланшетные компьютеры и смартфоны2014
Описание проектаЭЛАР (Электронный архив, НПО Опыт)2014
Описание проектаIBSIBM WebSphereSaaS - Программное обеспечение как услуга, Корпоративные порталы, СОА2013
Описание проектаКрокDocumentumСЭД, СЭД - Системы потокового распознавания2012
Описание проектаАйТи2011
Описание проектаКрокФГИС (индивидуальная разработка)Информатизация госфункций2010
Описание проектаКрокContour BIBI2010
Описание проектаПрогнозPrognoz PlatformBI2010
Описание проектаАйТи2010
Описание проектаIBSЕдиная система сбора, обработки, хранения и представления статистических данных (ЕССО)СЭД2009
Описание проектаАрмада2009
Описание проектаБОСС. Кадровые системыБОСС-КадровикHRM, SaaS - Программное обеспечение как услуга2003
Описание проектаГелиос ИТ (Helios IT)Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыИТ-аутсорсинг, Серверные платформы---

ПАРТНЕРЫ (1) СМ. ТАКЖЕ (20)

Активы

+ Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

Главная задача Федеральной службы государственной статистики (Росстат) – удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций в разнообразной, объективной и полной статистической информации. Для ее решения действует система государственной статистики, в состав которой входят центральный аппарат на федеральном уровне и территориальные органы Росстата, расположенные во всех субъектах Российской Федерации, в которых работает более 23000 работников.

Структура управления

2018: Павел Малков - новый глава Росстата

24 декабря 2018 года было объявлено о назначении Павла Малкова руководителем Федеральной службы государственной статистики (Росстат) вместо Александра Суринова, который возглавлял ведомство в течение 9 лет. Подробнее здесь.

2011: Структура

Ниже представлена структура управления в Росстате по состоянию на 2011 год.

Информационные системы

2018: Полмиллиарда на перепись

Государство выделило 484,6 млн руб. на развитие системы для подготовки, проведения, обработки материалов и получения итогов всероссийской переписи населения в 2018 г[1].

Эта сумма фигурирует в качестве стартовой цены контракта в тендере Федеральной службы государственной статистики (Росстата), запущенном 16 марта 2018 г. Заявки от претендентов будут приниматься до 6 апреля 2018 г.

Назначение системы

Рассматриваемая здесь автоматизированная система Росстата официально предназначена для подготовки, проведения, обработки сведений о населении и получения итогов всероссийских переписей населения включая пробные переписи и даже так называемые микропереписи.

Как говорится в тендерных документах, система представляет собой единый программно-технический комплекс, объединяющий в себе средства для выполнения работ по этапам подготовки, проведения, обработки сведений о переписи населения, включая сканирование и распознавание машиночитаемых бланков, ввод данных через интернет планшетные компьютеры и смартфоны, проведение кодирования и формально-логического контроля, формирование базы данных переписи, получение итоговых таблиц, а также «других операций, необходимых для проведения мониторинга всех этапов переписи», отмечают авторы закупки.

Фронт работ

Из тендерных документов следует, что будущему подрядчику предстоит развить уже существующее в системе ПО для актуализации прописанных в ней списка адресов, подготовки софта сбора необходимых данных, для организации сбора сведений о населении, для «реализацией методов дополнения и анализа статистических данных о численности населения России на основе геоаналитических данных при подготовке и проведени» переписи 2020 г. и т. д.

2017: Подключение к СМЭВ и предоставление отчетов компаний банкам

25 декабря 2017 года стало известно о планах Росстата раскрывать банкам отчетность компаний в круглосуточном режиме. Такое нововведение призвано облегчить бизнесу процесс получения кредитов, полагают эксперты, которые при этом опасаются, что в системе из-за высокой нагрузки будут возникать сбои.

Как пишут «Известия» со ссылкой на председателя Национального совета финансового рынка Андрея Емелина и источник, близкий к Росстату, в начале 2018 года банки начнут получать от Росстата данные бухгалтерской отчетности.

Банки получат от Росстата отчетность бизнеса, начиная с 2018 года
Банки получат от Росстата отчетность бизнеса, начиная с 2018 года
«
Банки смогут получать данные бухгалтерской отчетности компаний в стандартном автоматизированном режиме 24/7. Это важно в рамках проверки платежеспособности компаний. Новый механизм обмена информацией стартует в начале 2018 года, — рассказал глава НСФР.
»

По его словам, к концу декабря 2017 года завершается подключение Росстата к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В результате нововведения объем передачи данных в системе вырастет с 5 Мбайт до 1 Гбайт.

По словам зампреда «Локо-банка» Андрея Люшина, обмен информацией с Росстатом позволит финансовым организациям обезопасить себя от рисков неплатежей, и выдавать кредиты быстрее. Подключение к СМЭВ поможет банкам в выявлении фирм-однодневок, считает ведущий аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА» Екатерина Щурихина. В их отчетности таких компаний обычно отражаются небольшие активы, низкий капитал и финансовый результат на фоне высоких оборотов по счетам в банках, отметила она.

«
Бухгалтерская отчетность — это неотъемлемое звено в цепочке информации, используемой банками при анализе клиента. Если таким образом удастся избавиться от необходимости предоставления непосредственно клиентом указанных документов, то это окажет положительное влияние на сроки принятия кредитного решения, — полагает директор департамента кредитных рисков МСБ Бинбанка Александр Чибисов.[2]
»

2010: АС Всероссийской переписи населения 2010

В сентябре 2010 г. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) объявила итоги открытого конкурса на выполнение работ в рамках комплексного проекта по разработке, внедрению и сопровождению автоматизированной системы для подготовки, проведения, обработки материалов и получения итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. (АС ВПН-2010).

Согласно протоколу, торгами заинтересовалась только одна компания – «Крок инкорпорейтед», конкурсная заявка которой была признана соответствующей требованиям документации. Ценовое предложение «Крок» составило 34,95 млн руб. Для сравнения, начальная стоимость госконтракта, указанная заказчиком, составляла 34,97 млн руб.

Поскольку других заявок на участие в торгах до окончания срока их подачи представлено не было, конкурс был признан несостоявшимся, а проект госконтракта, в соответствии с п. 5 ст. 27 федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», передан единственному участнику тендера – «Крок».

Целью выполнения работ в рамках госконтракта является своевременная подготовка к автоматизированной обработке материалов ВПН-2010, проведение на федеральном уровне автоматизированной обработки материалов ВПН-2010 и получение достоверных итогов ВПН-2010 в сроки, установленные правительством РФ. В результате выполнения работ должно быть доработано находящееся у заказчика программное обеспечение АС ВПН-2010 регионального и федерального уровней. Более подробно ознакомиться с конкурсной информацией можно здесь.

2000-2002: ИТ-система переписи населения 2002 года. Скандал года

В 2000 г. были проведены пробные переписи населения в Москве, Московской обл. и Владивостоке. По утверждению специалистов Госкомстата РФ, в ходе пробных переписей они изучали рынок и присматривались к компаниям, которые могут предоставить подходящие системы для обработки данных.

Компании "Крок" и ABBYY принимали участие в обработке результатов пробной переписи 2000 г. Кроме того, компания ABBYY еще в 1997 г. предлагала Госкомстату свои варианты переписных листов, использование которых, по мнению ее специалистов, могло бы значительно облегчить обработку результатов переписи благодаря применению технологий высокоточного распознавания рукописного текста. Но предложение ABBYY Госкомстат не принял. Специалист Госкомстата РФ Людмила Ерошина сообщила, что переписные листы, которые будут использованы в ходе переписи 2002 г., разрабатывались еще до 1997 г. Тогда же было решено, что применение технологий распознавания текста «совершенно исключается, так как происходит слишком много ошибок». Например, в стране существуют национальности, названия которых слишком близки по написанию (ненцы — немцы). В итоге обработка результатов очередной переписи, как и в 1989 г., будет проведена с использованием большого количества ручного труда.

Около 7,5 тыс. кодировщиков заменят записи, внесенные в анкеты от руки, цифровыми кодами (на эту работу уйдет несколько месяцев). А затем уже закодированные данные будут обрабатываться с помощью вычислительной техники. Специалисты же ABBYY утверждают, что их решение позволяет заносить данные в компьютер без предварительного кодирования, а совершенствование технологий, произошедшее за предыдущие годы, уже сегодня сводит к минимуму погрешности распознавания.

По словам заместителя председателя Госкомстата РФ Сергея Колесникова, переписные листы «утверждены постановлением Правительства РФ и стали результатом длительной работы более чем двух десятков министерств и ведомств, научной общественности». По сравнению с прошлой переписью в них добавились вопросы, отражающие новые социально-экономические и политические реалии, которых не было в дореформенной России. Программа Всероссийской переписи отвечает международным стандартам, рекомендуемым ООН.

  • 26 ноября 2001 года в информационном бюллетене «Конкурсные торги» опубликовано приглашение к участию в открытом конкурсе на размещение заказа на разработку, внедрение и сопровождение аппаратно-программного комплекса первичной обработки материалов Всероссийской переписи населения 2002 г. Срок окончания приема технических предложений компаний-участников был назначен на 10 января 2002 г. Аналитики рынка полагают, что на российском рынке ПО для распознавания текстов работает около 10 компаний. Некоторые из них сотрудничают с государственными организациями, деятельность которых связана c вводом бумажных документов в компьютер (Пенсионный фонд, Центризбирком и др.). Безусловными лидерами в этой области считаются две компании — ABBYY и Сognitive Technologies. Сергей Колесников сообщил, что Госкомстат проводил маркетинговые исследования рынка подобных систем, стало быть, ситуация на этом рынке госзаказчику была хорошо известна.

  • 28 декабря 2001 года конкурсная комиссия начала выдачу конкурсной документации. Ее получили 13 компаний. Пакеты с условиями конкурса содержали технические требования к системе и ее экономико-статистическое описание (собственно постановку задачи). Госкомстат выдвинул также некоторые требования к самим компаниям — участникам конкурса: годовой оборот не менее 5 млн. долл. и наличие лицензий Гостехкомиссии и ФАПСИ.

В соответствии с требованиями Госкомстата заявка на участие в конкурсе должна была содержать два пакета: один с техническим описанием системы, другой с экономическими характеристиками (ценами). По данному поводу юрист компании "Крок" Людмила Космовская замечает: «Такая процедура существует. И, к сожалению или к счастью, проводя тендер, многие организации требуют запечатывать конкурсное предложение в два разных конверта».

  • 14 января 2002 года. В бюллетене «Конкурсные торги» размещено объявление об изменении сроков тендера. Срок окончания приема документов был перенесен на 22 января.

  • 23 января 2002 года. Состоялось вскрытие конвертов с техническими предложениями участников. По данным конкурсной комиссии, за процедурой наблюдали представители всех компаний, подавших заявки на конкурс: ABBYY, Cognitive Technologies, Крок, Step Logic. Тогда же организаторы конкурса объявили, что пакеты с финансовыми предложениями будут вскрыты позже, после процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления технических предложений.

Компания КРОК для обработки первичной информации предложила систему «СВОД-М1», основы для разработки которой были заложены еще в 90-х годах.

ABBYY представила технологию, построенную на базе ПО для автоматического ввода информации с бумажных форм ABBYY FormReader, созданную на основе технологий распознавания и обработки изображений, используемых в системе ABBYY FineReader. Правда, у ABBYY не было затребованных Госкомстатом лицензий. Но в ее конкурсной заявке была информация о субподрядчике, компании «АйТи», имеющей все необходимые сертификаты.

  • 7 февраля 2002 года конкурсная комиссия протестировала работу всех систем, предложенных на конкурс.

  • 8 февраля 2002 года конкурсная комиссия приняла решение о том, что заявка Крок соответствует конкурсной документации. Пакеты с финансовыми предложениями остались невскрытыми.

  • 11 февраля 2002 года был вскрыт конверт с финансовым предложением компании КРОК. Услуги КРОК, которая поставит Госкомстату свою систему СВОД-М1, обойдутся в 51,5 млн. руб. Эта компания и была выбрана в качестве поставщика системы для проведения Всероссийской переписи населения и получила уведомление о победе в конкурсе. Заявки остальных участников были отклонены. Этим компаниям вернули представленную ими документацию и невскрытые пакеты с финансовыми предложениями.

Наличие двух разных пакетов в заявке каждого участника конкурса создало впечатление у ряда СМИ, что тендер Госкомстата был двухэтапным. Однако и госзаказчик, и участники конкурса изначально были осведомлены о том, что тендер будет проходить по стандартной схеме, предполагающей только один этап. В этом случае, по мнению Олега Паршина, эксперта из Института макроэкономических исследований при Минэкономразвития РФ, устроители конкурса были обязаны вскрыть оба пакета заявок одновременно.

Заместитель директора департамента ИТ компании КРОК Андрей Шаин уверен, что в данном конкурсе цена не могла играть решающего значения. «Вопрос цены, безусловно, важный, но не определяющий фактор при выборе того или иного продукта, — считает он. — Мнение участников экспертной группы складывалось из целого ряда параметров — технических, квалификационных, ценовых. Каждый из нас регулярно делает выбор в пользу того или другого продукта, мы смотрим на его марку, качество материалов, стоимость, а главное — оцениваем, сможем ли решить с его помощью задачу, которая перед нами стоит. Именно последний фактор становится наиболее существенным, ведь покупка вещи, которая не справляется с задачей, ради которой она и приобретается, теряет всякий смысл».

  • 16 апреля 2002 года компания ABBYY подала иск в Арбитражный суд г. Москвы, обратив внимание на грубые нарушения в процедуре проведения тендера. Позицию ABBYY в суде представлял член Московской городской коллегии адвокатов Александр Колковский. По его мнению, в ходе проведения конкурса было допущено несколько нарушений законодательства, и в результате конкурс фактически проводился на безальтернативной основе.

Во-первых, пакет с финансовыми характеристиками системы был запечатан и якобы в соответствии с внутренними порядками Госкомстата сразу не вскрывался, поскольку его содержание могло бы повлиять на мнение участников экспертной группы. Во-вторых, как утверждает Александр Колковский, он не нашел результатов голосования в протоколе о заседании конкурсной комиссии. При этом протокол подписан высшими должностными лицами, которым члены комиссии подчиняются напрямую. Вообще же отсутствие в законе о тендерах положения о подборе экспертной комиссии и введении в нее независимых экспертов кажется Александру Колковскому серьезной недоработкой. Он полагает, что таким образом госзаказчики получают карт-бланш при формировании комиссии, что само по себе попустительствует проведению безальтернативных конкурсов. Сергей Колесников по этому поводу замечает: «В состав экспертной комиссии входили специалисты, которым предстоит непосредственно работать с теми технологиями, которые представляются на конкурс. Поэтому выбирались технологические решения, наиболее удобные для работы, эффективные и недорогие».

У адвоката имеются претензии и к другим условиям, записанным в конкурсной документации, представленной Госкомстатом 28 декабря 2001 г. Это — величина оборота компании и наличие лицензий. По его мнению, оборот не показывает динамику компании и ее приверженность новейшим технологиям, поэтому стоило рассматривать иной показатель, скажем прибыль. Условие о лицензиях вообще возникло 28 декабря, а не 26 ноября, а за десять дней никому не удастся получить такую лицензию. Он также обращает особое внимание на перенос сроков и указывает, что с момента указания дополнительных условий до последнего срока подачи должно было пройти 45 дней. А кто знал 28-го числа, что сроки перенесут на конец января? Быть может, и участников было бы не четыре, а больше? Наличие же необходимых лицензий у партнера ABBYY — компании «АйТи» вообще осталось неучтенным.

  • 9 августа 2002 года иск компании ABBYY был удовлетворен, а результаты тендера, а также контракт, подписанный с компанией КРОК, признаны недействительными. По мнению Александра Колковского, независимо от того, как будет развиваться это дело, ABBYY уже удалось добиться многого. «Подобные прецеденты будут препятствовать произволу чиновников, — считает он. — Крайне важно, чтобы российский бизнес научился защищать свои интересы цивилизованными методами».

  • 29 августа 2002 года "Крок" подала апелляционную жалобу в Арбитражный суд г. Москвы. Рассмотрена она будет уже после начала переписи населения. В случае если апелляция будет отклонена и решение в пользу ABBYY останется в силе, государство вынуждено будет компенсировать компании КРОК все затраты и к тому же возместить иной ущерб.

  • По условиям конкурса по выбору поставщика аппаратно-программного комплекса для Всероссийской переписи населения победитель — компания КРОК — должна была определить спецификации оборудования, которое необходимо использовать в системе. Услуги по интеграции оборудования в единую систему, его настройке и обеспечению последующей технической поддержки (сервиса) оставались за победителем. В дальнейшем, в соответствии со спецификациями, разработанными КРОК, Госкомстат РФ провел еще несколько конкурсов по выбору поставщиков аппаратного обеспечения. Победителем в тендере по выбору поставщика сканеров стала компания «Пирит» с техникой Fujitsu. Результаты этого тендера также впоследствии были оспорены одной из проигравших компаний — «Сибкон». Этот иск был отклонен. (По свидетельству участников этого тендера, «Сибкон» предлагала сканеры ДС—300 производства НИИ точных приборов, созданные специалистами КРОК.) Как сообщил президент компании «Пирит» Александр Гуккин, контракт c Госкомстатом на поставку высокоскоростных сканеров Fujitsu уже заключен.

Примечания