Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором

Компания

Храм входит в состав Патриаршего подворья храмов под Бором в Черниговском переулке в Москве.

Собственники:
Русская православная церковь (РПЦ)

Содержание

Персоны (2)     работают сейчас - 1    работали ранее - 1

Сотрудники компании, известные TAdviser. Добавить персону можно здесь.

ФИОГородДолжность
Алфеев Григорий Валериевич (Иларион)Москва
СМ. ТАКЖЕ (5)

Активы

Посвящение

Главный престол освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Иоанн Креститель обличал царя Ирода за то, что он незаконно увел жену у своего родного брата, за что был обезглавлен.

Один боковой престол освящен в честь святителя Николая Мирликийского. Второй - в честь Косьмы и Дамиана Асийских, которые жили в Малой Азии (современная Турция) не позднее IV века. Считается, что Бог даровал им искусство исцелений, что привлекало к ним множество больных, за что они никогда не брали платы, соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Слава о Косьме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками. Имя второго предела связано с одним из жертвователей храма XVIII в. - Косьмой Замятиным.

Настоятели

История

Конец XIV века: основание монастыря

Сложности реконструкции ранней истории Ивановского монастыря связаны прежде всего с тем, что в Москве возможно существовали два монастыря Иоанна Предтечи - на Кулишках и в Замоскворечье.

Согласно распространенной версии, история храма в районе современной улицы Пятницкой восходит к XIV - XV векам, когда в этом месте находился Ивановский (св. Иоанна Предтечи) «под бором» монастырь. Точное время основания монастыря неизвестно.

Какой бор имелся в виду в названии монастыря в равнинном Замоскворечье, теперь судить трудно. В то время как наличие в те временна бора на Ивановской горке в Кулишках подтверждается несколькими характерными топонимами. Когда-то, в незапамятные времена бором был покрыт Кремлевский холм, но к XV веку о нем сохранилось лишь предание, рассказывающее о строительстве из деревьев сведенного бора самого первого московского храма - Рождества Предтечи. Летописец употребляет формулу "глаголют же", то есть "говорят". Скорее всего, и это строительство, и окончательное сведение бора с Кремлевского холма относятся к XII веку[1].

Население всей Москвы в 1400 году составляло всего около 40 тыс человек.

Если Иоанно-Предтечинский монастырь и существовал на этом месте в Замоскворечье, то он был расположен на самой окраине Москвы, на торговой дороге, на самом опасном с точки зрения возможного нападения врагов направлении. Замоскворечье – «Заречье» - и в то время, и позже (вплоть до начала XVII века) было ремесленным посадом, очень небогатым. Дворы были раскинуты очень широко. Москва - "большая деревня" - строилась не особенно добротно: все равно сожгут. И действительно, в период предполагаемого основания монастыря Заречье было дотла уничтожено Тохтамышем в 1382 году и Едигеем в 1408 году.

Оборона кремля во время нашествия Тохтамыша в 1382 году

Академик М.Н. Тихомиров, великий знаток истории древней Москвы, писал о застройке XIV века:

«Заречье еще в большей степени, чем Занеглименье, представляло собой городское предместье. Наши источники ни разу не упоминают о существовании в нем каменных церквей. В этом районе не было даже монастырей».

Отсюда следует, что если Иоанновский монастырь под Бором за Москвой-рекой и был основан в XIV веке, то, вероятно, в самом конце его.

Карта археологических находок в Москве по векам в Музее археологии

К сожалению, единственным упоминанием Ивановского монастыря в Москве в XV-XVI веках, является история о чуде, связанном с рождением Василия II Тёмного в 1415 году. Но, как будет показано ниже, вероятнее всего она связана с монастырём на Кулишках. Поэтому о существовании монастыря за Москвой-рекой даже в XV веке, можно делать предположения только по косвенным признакам.

Первый достоверный факт, связанный с данным местом, относится только к XVI веку: в это время здесь существовала церковь с посвящением св. Иоанну Предтече (см. ниже).

1415: Где находилась обитель, инок которой предсказал благополучное рождение Василия II Тёмного?

Из четырех сыновей Василия I и Софьи Витовны к 1415 году умерли трое. Традиционно считается, что первое упоминание Иоанно-Предтеченского монастыря в районе Пятницкой улицы содержится в летописи при рассказе об обстоятельствах рождения 10 марта 1415 года их пятого сына - будущего великого князя Василия II. Вот как это происшествие описывает Н. М. Карамзин:

«Мать его не скоро разрешилась от бремени и терпела ужасные муки. Беспокойный отец просил одного Святого Инока Иоанновской Обители молиться о Княгине Софии. «Не тревожься! - ответствовал старец: - Бог дарует тебе сына и наследника всей России». Между тем духовник Великокняжеский, Священник Спасского Кремлевского монастыря, сидел в своей келье и вдруг услышал голос: «Иди и дай имя Великому Князю Василию». Священник отворил дверь и, не видя никого, удивился; спешил во дворец и сведал, что София действительно в самую ту минуту родила сына. Невидимого вестника, приходившего к Духовнику, сочли Ангелом; младенца назвали Василием, и народ с сего времени видел в нем своего будущего Государя, ожидая от него, как вероятно, чего-нибудь необыкновенного».

То же сообщение в оригинале в "Пискаревском летописце" (ПСРЛ. Т. 34. М. 1978. С. 160):

"Toe же весны (1415 г.) в великое говенье, марта 10, по нефимоне родися великому князю Василию Дмитреевичю сын Василей. Сице же бяше о рожени[и] его. Егда при[и]де день той в онь же родитися ему, начат мати его вельми изнемогати, яко |л. 459 об.| и к смерти приближитися ей. Князю же великому о сем в скорби велице сущу. Бе же в то время некий старец свят в монастыри святого Иоанна Предотечи под Бором, за рекою Москвою, знаем же бе и великим князем, к нему же и посла, да ш)-щ) помолится о княгини его. Он же отвеща посланному ъ) к нему рек: `Шед рци великому князю, да помолится богу и пречистей его матери и великому мученику Логину сотнику, понеже той дан бысть помочник от бога всему роду вашему, о всех их же требуеть благых. А о княгини своей не скорби, здрава будет и родит тебе сына в вечер сий, наследника тебе`. Еже и бысть. Внегда же родися, |л. 460| и в той час иерею, духовнику великаго князя, седящу в кели[и] своей в монастыри святого Спаса, и се пришед некто ударив в двери его, рек: `Иди, нарцы имя великому князю Василию`. Он же вскоре востав и взем яже суть на то потребна, изыде ис келия, и не виде никого же посланаго по нь, и удивився о сем, яко вскоре отъиде. И поиде таки на двор и се срете и послан ы) по него глаголя, яко да наречет имя рожденому сыну великого князя. И воспроси его, аще он есть и преже приходил по нь, и рече: `Несмь`. И шед нарече имя отрочати Василей, яко же преже слыша. И по том много всех пыта, кого преже послаша |л. 460 об.| по него, или кто есть приходивый, и никто же обретеся. Он же удивися о сем и многим сие поведаша. Мне же о сем Стефан диякон сказа, а о прежнем проречении старца Дементей печатник, а ему сказаша, поведа великая княгиня Мария"[2].

В то же время, некоторые специалисты предполагают, что монах, к которому посылал князь, находился не за Москвой-рекой, а в Ивановском монастыре на Кулишках. Они указывают на то, что известие о чуде появляется при обработке в 1470-х годах Летописного свода 1448 года. Наиболее ранний его список представляет Ермолинская летопись, сохранившаяся в рукописи конца XV века, в которой не упоминается расположение монастыря за Москвой-рекой: "... в монастыре святого Ивана Предтечи, иже под Бором".

В этом случае, появляются серьёзные основания для предположения о том, что в известии о чуде 1415 года речь идёт об Ивановском монастыре на Кулишках.

С другой стороны, путаница в летописях, в первой половине XVI века, вряд ли возникла бы, если бы монастыря за Москвой-рекой никогда не было. Память об обители на этом месте существовала и оформилась в это время в летописную традицию.

1514: Строил ли Алевиз Новый каменный храм в Заречье?

Через 99 лет, в 1514 году, внук Василия II - Василий III - повелел возвести в Москве 11 церквей, «а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин».

В этом году "по благоволению" великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин Новый (вероятно, Альвизо Ламберти да Монтаньяно), архитектор Архангельского собора в Кремле, воздвиг каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Храм был освящен 29 августа 1515 г. По поводу местоположения этого храма ведутся споры.

В 1928 году был опубликован краткий очерк П.Б.Юргенсона об архитектуре Предтеченской церкви в Замоскворечье, в котором описаны остатки храма 1514 года, якобы сохранившиеся в храме XVII века. Автор уверенно отнёс к 1514 году подклет церкви и более предположительно - части её стен. Никаких доказательств в статье приведено не было - Юргенсон исходил только из сопоставления плана подклета с планами московских бесстолпных храмов середины-второй половины XVI в. Однако его работа стала единственной монографической публикацией о храме, выпущенной после брошюры С.Страхова и оказала сильное влияние на представления об этой церкви в советской историографии.

Таким образом, согласно версии специалистов XX века, Алевиз Новый воздвиг Предтеченский храм на месте обветшавшей деревянной церкви Ивановского монастыря под Бором, который и стал первым каменным храмом в Заречье.

Уже к началу 2000-х годов гипотеза о принадлежности подклета храму 1514 года неожиданно обрела новые подробности: в каталоге памятников архитектуры Замоскворечья сообщается, что в его нижней части сохранилась кладка из маломерного "алевизовского" кирпича. Однако остаётся непонятным на чем основано это суждение, так как нижние части подклета облицованы белым камнем и следов кладки из маломерного кирпича здесь обнаружить не удалось (несколько кирпичей, отличающихся от остальных по своим размерам, реставраторы заметили только в четверти дверного проёма, ведущего из подклета четверика в подклет апсиды). По наблюдениям реставраторов, кладка подклета единовременна с кладкой стен, относящихся к XVII столетию. Наконец, даже если бы здесь действительно существовала кладка из маломерного кирпича, она не могла бы подтвердить датировку храма 1514 г., поскольку мнение о маломерном кирпиче как о строительном материале начала XVI в. является несостоятельным: как убедительно показал С.С.Подъяпольский, он распространяется лишь в середине-второй половине столетия. Таким образом, на 2010 год, по данным А.Баталова и Л.Беляева, никаких материальных свидетельств существования каменного храма 1514 года на месте нынешней церкви в Замосковречье обнаружить не удалось[3].

Как уже говорилось выше, в начале XVI в. в Москве существовали два храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, возникших независимо друг от друга в разное время: в Заречье и на Кулишках - на месте современного монастыря на Ивановской горке. При этом следы строительства Алевизом Новым в 1514 году каменного храма "под Бором, за рекою Москвою" отсутствуют. И, напротив, на Кулишках в XVI в. существовал храм, явно построенный итальянским зодчим. Собор здесь был построен одним из итальянских мастеров, работавших при Василии III, предположительно в 1510-1530-е годы.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором на Кулишках. Рисунок А.А.Мартынова. Середина XIX века

В подобной ситуации нельзя исключать, что именно собор Ивановского монастыря под Бором на Кулишках был тем храмом, построенным Алевизом Новым, о котором упоминается в летописях под 1514 г. и с которого началось формирование новой типологии в русской архитектуре первой половины XVI в.

Дополнительным аргументом в пользу этой версии служит то, что в начале XV века территория современного Ивановского монастыря на Кулишках входила в состав усадебных владений великого князя Василия Дмитриевича, где находились его двор, конюшни и сады. Как пишет А.И.Баталов, есть существенные основания подозревать, что именно монастырь на Кулишках уже существовал в 1415 году. На этой территории между 1407 и 1417 годом был построен не только "новый" великокняжеский двор, но и церковь Святого Владимира. Вполне уместно предположить, что и основание загородного ружного великокняжеского монастыря относится к тому же историческому периоду, т.е. к великому княжению Василия Дмитриевича. Ружный означает, что монастырь не имел земли и существовал за счет руги - выплат от государства или от прихожан. В данном случае - на средства великого князя.

Примечательно, что на этот монастырь в XVI-XVII веках не перешёл топоним "в Садех", достаточно распространенный в районе Кулишек и включавшийся в название не только церкви св.Владимира, но и Покровского монастыря, который в конце XV века упоминается как Покрова в Садех. Это может означать, что топоним "под Бором" возник раньше и мог удержаться как раз благодаря храму или монастырскому месту. О древнем происхождении этого топонима может свидетельствовать и то, что в XVII веке он становится малоупотребимым и вытесняется более общим топонимом "на Кулишках".

1530: Упразднение монастыря, храм становится приходским

История не сохранила документальных свидетельств о времени упразднения Ивановского монастыря в Замоскворечье, если он там действительно существовал. По одной из версий он был перенесен на Солянку, поближе к Кремлю, где и поныне пребывает Иоанно-Предтечинский монастырь под Бором на Кулишках. Одни приписывали это деяние великому князю Василию III, называя и дату – 1530 год, другие – Елене Глинской, матери Ивана Грозного, третьи – самому Грозному (как известно, Царь Иван праздновал свое тезоименитство в день усекновения главы Иоанна Предтечи).

Карта Москвы австрийца Сигизмунда Герберштейна (первая треть XVI века)

По другой версии: речь идет о двух изначально независимых монастырях (см. выше). Скорее всего два монастыря не связаны с друг другом преемственностью и речь должна идти о двух разных обителях во имя св.Иоанна Предтечи в Москве, основанных независимо друг от друга и в разное время, считает А.И.Баталов[4].

Так или иначе, Ивановский монастырь «под бором» в Заречье был упразднен в первой половине XVI века, и с той поры храм Иоанна Предтечи действует как приходской.

1565: Княгиня Евдокия Шемякина-Пронская завещает храму шубу

Первый достоверный факт, связанный с местом, на котором сейчас расположен храм в Заречье, относится только к XVI веку: в это время здесь точно существовала церковь с посвящением св. Иоанну Предтече. Упоминание содержится в завещании одной из княгинь.

В частном быту раздача церквам на помин души одежды, даже и женской, производилась прямо выдачею в церковь того или другого платья. В Духовной грамоте княгини Авдотьи (Евдокии) Ивановны Шемякиной-Пронской 7073 (1564/65) года говорится:

"... да к Пятнице за болотом же шубка багрец червьчат, да к Ивану Предотече за Волотом же шупка скорлат червчат".

Скарлат (фр. écarlate) - ярко-красный, алый. Сорт сукна, изготовлявшегося во Фландрии, первоначально только алого цвета. Французские сукна по-русски шарлат. Червчатый - темно-красный цвет.

Шубка была разновидностью шубы. Длина до пят. Ширина подола расставлялась клиньями. От летника шубка отличалась формой рукавов. Рукава шубки не широкие, длинные и откидные. Выше талии делались специальные прорези для рук — рукава зачастую играли декоративную роль. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали на руках в многочисленные поперечные складки. К шубке обычно пристегивали круглый меховой воротник.

Считается, что в XVI веке женские шубы были традиционно белыми, и только в XVII веке их стали покрывать цветными тканями. Но судя по документу, именно такую шубу, покрытую красной французской тканью и завещала Авдотья Шемякина-Пронская храму Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором в Заречье.

Характер упоминания храма в завещании княгини позволяет заключить, что в 1564/65 годах монастыря при этой церкви не было. В тех случаях, когда вклад предназначался монастырю, в Духовной следовало соответствующее указание: "... да к Ивану Златаусту в монастырь..." и т.п.[4]

1578: Иван Грозный встречает у церкви мощи Черниговских чудотворцев

В 1578 году царь Иван IV Грозный, митрополит Московский Антоний, бояре и весь честной народ встречали у церкви Иоанна Предтечи в Замоскворечье святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора, перенесенные крестным ходом из отбитого у поляков Чернигова. Подробнее о событии здесь.

Единственное прижизненное изображение Ивана Грозного, восстановленное Институтом Космических Исследований РАН.

В память об этом на противоположной стороне Черниговского переулка был построен деревянный храм, освященный во имя черниговских чудотворцев.

1612: Частичное разрушение храма во время Смуты

В 1612 году в разгар Смуты, храм Иоанна Предтечи был частично разрушен, так как располагался едва ли не в центре решающей фазы битвы между двумя укрепленными пунктами (острогом в Яндове и Клементьевским).

В ходе Московской битвы недалеко от этой церкви, рядом с Замоскворецким мостом на Большой Ордынке войска князя Дмитрия Трубецкого оборудовали два укрепленных лагеря. К Трубецкому из состава войск Второго ополчения были отправлены несколько конных сотен.

В период первого этапа битвы 22 августа 2016 года Трубецкой занимал наблюдательную позицию. Войска князя не спешили на помощь Дмитрию Пожарскому, который вел сражение на западе от Кремля, говоря: «Богаты пришли из Ярославля и одни могут отбиться от гетмана». Но во второй половине дня пять сотен, которые были приданы к войскам Трубецкого князем Пожарским, и четыре казачьих атамана со своими отрядами самовольно отделились от Трубецкого и, форсировав реку, присоединились к Пожарскому. С помощью прибывшего подкрепления (около 1 000 человек) натиск польско-литовских войск удалось сломить, и их глава - гетман Ходкевич отступил, понеся большие потери. Согласно данным «Нового летописца», было собрано больше тысячи трупов солдат гетмана. Большую часть его войска составляли находившееся на службе у короля Польши запорожцы.

Ходкевич отошёл на исходные позиции на Поклонную гору, однако в ночь на 23 августа (2 сентября) отряд в 600 гайдуков из отряда Невяровского прорвался через Замоскворечье в Кремль к блокированным там польско-литовским интервентам. Это по сути, только ухудшило положение осаждённых, так как к уже сидевшим в Кремле войскам добавились новые, которым также требовались продовольствие и вода. Одновременно с этим войска Ходкевича захватили один из укрепленных «городков» (Георгиевский острожек) у церкви св. Георгия в Яндове.

Перед решающим сражением 23 августа князь Пожарский изменил позиции своих войск. Основные силы были сдвинуты на юг, к берегу Москвы-реки. Главным местом боестолкновения на следующий день стало Замоскворечье и в особенности Клементьевский острог на Большой Ордынке у церкви св. Климента, захваченный поляками и после отбитый русским ополчением.

1658: Строительство каменного храма

Важно, что в Строельной книге 1657 года храм Иоанна Предтечи упоминается как деревянный, подтверждая тем самым предположение о том, что каменного храма до XVII века на этом месте никогда не было.

В 1658 г. храм Иоанна Крестителя был вновь выстроен, уже точно в камне. В XVII веке храм представлял собой бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом четверик (четырёхугольный в плане). Верх церкви приобрёл снаружи форму купола с «полуглавиями» в центре фасадов, над куполом поднялся восьмигранный световой барабан, образуя подобие второго яруса.

От декора XVII века сохранился венчающий карниз и оформление южного портала, ранее скрытого крыльцом. Само крыльцо, за исключением нижней части в виде полой сводчатой камеры, не дошло до наших дней. Остальная часть декора XVII века была восстановлена по сохранившимся фрагментам.

Фото 2013 года

1675: Обновление храма при строительстве церкви Черниговских чудотворцев

Другая дата, 1675 год, вероятно, связана с очередной перестройкой или обновлением церкви, совпавшей по времени со строительством расположенной по соседству каменной церкви Черниговских чудотворцев. Стилистическая общность этих храмов и приёмы в обработке деталей позволяют предполагать, что над ними работала одна и та же артель каменщиков.

Сегодня основной объём церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором в целом сохранил черты постройки XVII века.

Во внутреннем оформлении на сводах и стенах четверика ещё в начале 2000-х были различимы фрагменты орнаментальной росписи конца XVII века, а также скрытая побелкой живопись конца XIX в.

1722: Первое упоминание о приделе св. Николая, трапезная и первая колокольня

К 1722 г. относится первое упоминание о приделе святого Николая Мирликийского храма Иоанна Крестителя. Придел был устроен у северной (обращенной к Кремлю) стены храма Иоанна Предтечи. На южной (лицом к переулку) стороне была устроена паперть, а с запада (со стороны Б. Ордынки) - трапезная и колокольня.

1757-1772: Новая трапезная, перенос придела св. Николая, придел Косьмы и Дамиана

Новые церковные здания в плотно застроенных районах Москвы на протяжении XVIII века возводились скорее как исключение. Гораздо чаще увеличивались размеры уже имеющегося храма: к нему достраивались приделы, "теплая" церковь, колокольня, трапезная.

Так, в 1757 на средства прихожанина церкви купца Фёдора Фёдоровича Замятина, а также его родственника Космы Максимовича Замятина, было начато строительство новой трапезной храма.

В справочнике П.Г.Паламарчука фамилия купцов - Замятнины, но в исповедных ведомостях в приходе церкви Иоанна Предтечи под Бором в 1758 году живет купец Фёдор Фёдоров сын Замятин с семейством. Очевидно, родовое прозвище купеческого семейства связано с прозвищем личным. Некий Замятня был основателем династии или, во всяком случае, ярким её представителем. А прозвище, которое представляет собой производную от слова "замятня", может звучать и как "Замятнины", и как "Замятины"[5].

К трапезной был перенесен придел св. Николая и там же разместился новый придел свв. чудотворцев и бессеребренников Косьмы и Дамиана Асийских. Их освящение состоялось 17 августа 1759 г. Имя второго предела связано с одним из жертвователей - Косьмой Замятиным.

Южный фасад четырёхстолпной сводчатой трапезной (вдоль красной линии Черниговского переулка) соединён с основным зданием церкви, но воспринимаемается как самостоятельный объём. Учащенный ритм пилястр, раскреповка[6] цоколя и карниза, большие окна в наличниках с «ушками» и выступающими треугольными фронтонами, ложные окна цокольного этажа, соответствующие верхнему ряду окон — всё это придает фасадам трапезной чрезвычайную нарядность и пластическую насыщенность.

Основание разобранной колокольни вошло в объём притвора, завершённого в 1770-е годы.

В 1772 г. принял свой окончательный вид купол на главной церкви.

Судя по всему, в это время появился фонарь (от греч. phanos — светоч, факел), навершие купола в виде небольшой башни, через окна которой освещается внутреннее подкупольное пространство и средокрестие здания.

1781: Барокко в оформлении храма и новой колокольни, разборка придела

Одновременно с трапезной начали возводить и новую, отдельно стоящую колокольню на углу Черниговского переулка и Пятницкой улицы (с восточной стороны храма, а не с западной как обычно).

Был построен только первый ярус, строительство было остановлено, потому что заказчик умер. И возобновлено только к 1780 году, когда у прихода появились деньги.

Позже, когда реставраторы приступили к работам по восстановлению дома причта, примыкающего к колокольне, оказалось, что фундамент последней очень мелкозагубленный и стоит на песке:

Когда откапывали подвал, видны были черные слои пожарища, а ниже пепелища – чистейший песок. У многих построек на Пятницкой – фундаменты практически наружного залегания, мелкозаглубленные. Колокольня храма Иоанна Предтечи под Бором – а она же не маленькая, около 50 метров в высоту – тоже стоит на фундаментах, которые залегают всего на полметра. Мы бы сейчас под такое здание сделали бы фундамент на глубину пять метров минимум. А тут полметра всего – и стоит, и не трескается – сколько веков простояла, - вспоминал реставратор Андрей Ивлиев[7].

Строительство колокольни было завершено только в 1781 году. В это же время значительно изменил свой облик и четверик основного объёма храма: лишившись придела он получил оформление в стиле барокко середины XVIII века.

Колокольня, выстроенная в традициях раннего классицизма с элементами барокко, интересна своими различающимися ярусами, которые получили отделку в соответствии с классицистическими канонами: нижний ярус — дорическим ордером, средний — ионическим и верхний — коринфским.

Пышность и торжественность колокольне придают фронтоны в двух нижних ярусах. Завершает небольшая башенка со шпилем.

Нижний четверик отличается массивностью, подчеркнутой большими парными угловыми колоннами и мощью сильно крепованных карниза и парапета. Второй ярус решён в более сдержанных формах. Арочное обрамление его окон повторяет абрис арок нижнего яруса, а над колоннами первого яруса расположены пары пилястр, служащие опорой для фронтонов. Арочный четверик звона поставлен на высокий парапет второго яруса. Для него характерен декор, напоминающий барокко XVIII века: легкая раскреповка углов, гранённый купол с люкарнами и завершение в виде ажурного восьмигранника с фигурной главкой и шпилем.

Специалисты обращают внимание на то, что не сохранившиеся деревянные фигуры евангелистов по углам открытого яруса (ярус звона) также свидетельствуют о барочной подоснове[8].

Архитектурному стилю середины XVIII обязаны своим существованием и вазы на парапете нижнего яруса, восстановленные при реставрации. Однако их форма, равно как и лепной декор — раннеклассические. Это позволяет полагать, что оформление фасадов было выполнено в конце XVIII века.

Богатая пластика трех четвериков колокольни связана с её ролью организующей вертикали в начале Пятницкой улицы. Арочный проём в нижнем ярусе колокольни служил входом на церковный двор, кладка из большемерных кирпичей в подклете, вероятно, является остатками Святых ворот церковной ограды XVII века.

Некоторые источники сообщают, что в старину в Москве первым начинала звон колокольня Ивана Великого, потом - колокола Василия Блаженного, третьим вступала колокольня храма Усекновения главы Иоанна Предтечи.

1787-1798: Восстановление ограды после пожара и строительство церковного дома

Ограда комплекса по переулку отстраивалась после пожара 1787 года.

В 1798 году с западной стороны от церкви появился одноэтажный каменный церковный дом «с регулярною фасадою». Сначала он строился как богадельня. Позже домик использовался как церковно-приходская школа.

За несколько десятилетий реконструкции всего комплекса стиль барокко был вытеснен классицизмом, что сказалось на архитектуре его отдельных частей.

1880: Обновление притвора с западной стороны храма

Около 1880 года был построен сохранившийся до наших дней притвор, расположенный с запада от здания церкви вместо колокольни во всю ширину торца, выделенный на боковых фасадах более широким членением.

Вид в сторону Кремля с колокольни церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, 1868-1880 гг

С запада от притвора прежде стояли церковные ворота, а от восточного угла трапезной до колокольни шла высокая ограда, включавшая стенку церковного крыльца. Более позднее повторение этой ограды было восстановлено при реставрации всего комплекса в 1984 году. Восстановленная ограда выдержана в пропорциях первоначальной, определяемых ритмом фасадов трапезной, и служит объединяющим элементом всего комплекса.

В XIX веке был надстроен второй этаж и изменены фасады церковного дома, построенного в 1798 году.

Image:Храмы_Черниговского_переулка.jpg

Храмы Черниговского переулка в 1882 году. Из альбома: Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви.

1895: Строительство доходного дома

В 1895 г. завершено строительство доходного дома храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором по проекту архитектора Владимира Владимировича Бакарева. Здание примыкает к колокольне (ныне Пятницкая, 4/2, стр.1).

Здание также известно как дом причта, в котором проживали дьяконы, чтецы, пономари, псаломщики и другие служители церкви.

1896-1904: Обновление храма, росписей и иконостаса

В ноябре 1897 г. освятили поновленный Никольский придел, иконы для которого написал К.М. Быковский. В приделе был установлен мраморный иконостас.

В 1896-1904 гг. при участии знаменитого русского архитектора Ф.О. Шехтеля, автора в т.ч. здания Ярославского вокзала в Москве, было произведено обновление храма, в ходе которого были обновлены росписи и иконостас.

Рисунок из журнала "Зодчий", 1899 г.

Украшение храма было завершено к июню 1904 г. Главный четырехъярусный иконостас был изготовлен из белого мрамора, а его Царские врата и боковые двери – из литой бронзы. В подвальном этаже находилась ризница[9].

Иконостас Иоанновского храма под Бором в 1907 году

Ряд церковных владений возводил в конце XIX — начале XX веков архитектор М. Ф. Бугровский.

Вид на колокольню с Пятницкой улицы во время наводнения 1908 года

1929: Закрытие храма

31 декабря 1917 г. (13 января 1918 г.) был опубликован проект Декрета СНК о свободе совести, церковных и религиозных обществах, известного также как Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. 20 января (2 февраля) 1918 года Декрет был принят и спустя три дня вновь опубликован уже как официальный документ.

Согласно этому документу церковь отделялась от государства, что выражалось в полной отмене всех привилегий по религиозному принципу, отказе от религиозных обрядов как официальных церемоний, отмене религиозной присяги, полной секуляризации актов гражданского состояния, приравнивании всех религиозных обществ к «частным обществам и союзам» и отказе от всякой их поддержки со стороны государства. Гражданам предоставлялось право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно исполнять религиозные обряды, не посягая на общественный порядок, права других граждан и Советской Республики. Никто не мог по религиозным убеждениям освобождаться от гражданских обязанностей, допускалась лишь замена одной обязанности другой. Школа отделялась от церкви. В учебных заведениях любого типа, где преподавались общеобразовательные предметы, запрещалось преподавание религиозных вероучений. Разрешалось обучаться и обучать религии лишь «частным образом».

Вышеизложенные статьи декрета представляли собой радикальную, но в целом общедемократическую программу секуляризации общественной жизни. Под большинством из них без колебаний подписались бы политики тогдашних светских государств Запада. Но последние две статьи Декрета резко контрастировали с традиционно-либеральными представлениями о свободе совести. Согласно этим статьям религиозные общества лишались прав юридического лица и права владеть собственностью. Их имущества объявлялись «народным достоянием». Богослужебные здания и предметы отдавались религиозным обществам в «бесплатное пользование» по решению местных или центральных властей.

Лишение религиозных обществ прав юридического лица было актом открытой дискриминации в их отношении, ибо прочие «частные общества и союзы» такие права имели. Лишение религиозных обществ прав собственности даже на храмы и богослужебную утварь ставило эти общества в унизительную зависимость от гражданских властей, создавало почву для прямого вмешательства власти в церковные дела (например, в случае спора между общинами), а также для последующих массовых экспроприаций церковных зданий и предметов культа. По существу, декларируя отделение церкви от государства, большевики одновременно создавали базу для прямого вмешательства государства в церковную жизнь[10].

Еще до официального принятия декрета Наркомпрос издал постановление о национализации всех принадлежавших Церкви учебных заведений независимо от их характера. Национализировалось и передавалось в ведение наркомпроса всё их движимое и недвижимое имущество, все их денежные фонды, ценные бумаги и проценты по ним. Это постановление стало активно проводиться в жизнь. Одновременно началось закрытие «домовых» церквей при разных учреждениях и монастырей.

В 1929 году изменилась политика государства в отношении религии. С этого времени Советское государство окончательно перестало «заигрывать» с какими-либо конфессиями. «Религиозный НЭП», характеризующийся частичной либерализацией, был свернут, началось ужесточение антирелигиозной борьбы. Причём отношение государства к религии становилось все жестче и жестче с каждым годом.

В борьбе с религией пропаганда стала постепенно отходить на второй план, уступая место открытой борьбе с религиозными организациями и репрессиями против верующих.

Главными методами борьбы с религиозными организациями стали конфискация зданий храмов, молитвенных домов, мечетей, синагог; лишение религиозных общин и союзов государственной регистрации, закрытие учебных заведений и изданий, а также фактический запрет на какую-либо активность вне церковных стен[11].

До 1929 года для закрытия любой церкви требовалось согласие Комиссии по делам культов при Президиуме ВЦИК РСФСР. Это существенно препятствовало массовой ликвидации молитвенных зданий.

В 1929 - начале 1930 годов был принят ряд нормативных актов, серьезно ограничивших права религиозных организаций и духовенства и давший местным властям право закрытия церквей.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором был закрыт в конце 1929 г[12].

Черниговский переулок в 1929 году. Автор:Уильям Осгуд Филд

Вид колокольни в 1929 году

26 января 1930 года Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК РСФСР изменила порядок принятия решений о закрытии церквей. Отныне окончательное решение о ликвидации молитвенного здания принимали краевые и областные исполкомы (для автономных республик, не имеющих деления на округа, был сохранен прежний порядок), а верующие получили лишь право обжаловать их решения в Комиссию по вопросам культов. С этого момента начинается массовое закрытие и уничтожение религиозных зданий.

Вид с колокольни на Пятницкую улицу в 1931 году. Фото: Уильям О. Филд

16 мая 1931 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК постановила «по предоставлении НКФ и Рудметалторгом в Комиссию обстоятельного доклада поручить т. Смидович войти в директивные органы с ходатайством разрешить снятие колоколов с молитвенных зданий, в коих прекращен колокольный звон». Колокольную бронзу предполагалось использовать для изготовления мелкой монеты, не предавая данный факт широкой огласки — официальным был лозунг «Переплавим колокола на провода!».[13].

Черниговский переулок в 1930-х

1969: Церковь обезглавлена, внутри Управление продовольственными товарами

Вид колокольни в 1967-68 годах. Фото: В.Сокирко и Л.Ткаченко

Вид колокольни в 1967-68 годах

В 1969 г. М.Л. Богоявленский, один из крупнейших специалистов по истории московских храмов, так описывал состояние храма Иоанна Предтечи:

«Церковь в настоящее время обезглавлена, штукатурка местами отвалилась, колокольня покрашена, позолоты нет. Внутри помещается «Управление продовольственными товарами. Райторготдел Советского района».
Советский район, появившийся в Москве снова после 1969 г, на карте указан цифрой 20

В те годы возникла и долго существовала система распределения продуктов через «Столы заказов». Выглядело это примерно так. Ваше учреждение было прикреплено к столу заказов какого-то продовольственного магазина. Регулировал это прикрепление и выделение заказов торговый отдел районного совета депутатов трудящихся Райторготдел. На общественных началах выделялся уполномоченный по заказам, который контактировал с магазином. Вот уполномоченный оповещает коллектив, что нам сегодня выделено десять заказов в составе: курица одна, колбасы сырокопченой полкило, сливочное масло - две пачки, консервов - две банки. Стоимость такая-то. Желающие приобрести заказ, вносили деньги. При этом общественность в лице, в основном, профорга следила за тем, чтобы очередность получения заказов справедливо соблюдалась.

Уполномоченному обычно выделяли казенную машину. Он ехал в магазин, привозил заказы, и счастливчики шли домой, неся пакет с курицей, полукилограммом сырокопченой колбасы, двумя пачками масла и двумя банками консервов[14].

Прикрепление к магазину и выделение заказов осуществлялось с учетом численности и престижа учреждения. Поступая на новую работу, вы интересовались не только зарплатой, но еще и тем, каковы здесь заказы и как часто они бывают. Более выдающиеся личности получали доступ к кремлевскому распределению.

Советский район впервые был сформирован 14 апреля 1936 года. Территория района включала в себя самый центр города Москвы (примыкала к Кремлю). Позже он был упразднён и возник снова в 1969 году на территориях, которые в настоящее время входят в Южный административный округ города Москвы.

1970-е: Реставрация храмов перед Олимпиадой

Вид храма в 1971 г.

Фото А.Н.Крутова, 1972 г.

Южный фасад храма в 1972 году

Вид трапезной, запечатленный в х/ф "Кортик", 1971-1973

Во второй половине 1970-х гг., когда столица СССР готовилась к приему иностранных гостей в связи с предстоящими олимпийскими играми 1980 года, в ней были проведены масштабные реставрационные работы во многих порушенных памятниках архитектуры. Были отреставрированы и оба храма вместе с отдельно стоящей колокольней в Черниговском переулке. Колокольня реставрировалась архитектором В.А.Жилиной[8].

На Иоанно-Предтечинском храме вновь появились купол и крест, а в интерьере храма были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX вв. В ходе реставрационных работ в 1970—80-х гг. на фасадах храма были восстановлены наличники XVII в., а также перспективный портал на южном фасаде.

На сохранившемся фундаменте была восстановлена и ограда с решеткой между храмом и колокольней. Стены храма были оштукатурены и побелены, трапезная и колокольня - покрашены. Реставрационные работы продолжались вплоть до 1984 г.

1980-е: В храме Иоанна Предтечи зал «Художественное стекло»

Последним владельцем храмов было Министерство промышленности стройматериалов СССР. В 1980-е годы в храме Иоанна Предтечи находился демонстрационно-выставочный зал «Художественное стекло» Государственного научно-исследовательского института стекла.

Вид храма в 1981 году. Автор: И.Нагайцев

Вид Южного фасада в апреле 1981 г. Автор: Чеботарь Александр Мирчевич

Вид колокольни с Пятницкой улицы в 1982 году. Автор: И.Нагайцев

В начале 1980-х на втором этаже колокольни видно застеклённое помещение, где располагается художественная мастерская[15].

Вид храма в 1980-е

Вид колокольни в 1986-88 гг

Вид трапезной в 1980-х годах

1991: Открыт клуб "Третий путь" в одной из квартир доходного дома

Основная статья: Третий путь (клуб в Москве)

В доме причта храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором по адресу ул. Пятницкая, д.4, в советское время располагались коммунальные квартиры. В 1991 году в одной из них был открыт первый в Москве культовый клуб «Третий путь», интерьеры которого были выполнены в стиле "подчёркнуто правдивого городского винтажа". Сюда водили иностранцев на экскурсии как в одну из достопримечательностей столицы: обшарпанные стены, много странных людей, залитые пивом столики. В клубе выступали множество известных российских групп, в том числе "Звуки Му", "Вежливый отказ", "Колибри" и другие. Проходили показы художников-модельеров, в том числе Андрея Бартенева. Подробнее здесь.

1992: Настоятель Сергий Торопцев ведёт борьбу за возвращение храма церкви

В 1991 году в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Алексий II рукоположил протодиакона Сергия Торопцева в священнический сан, а через несколько дней он был назначен настоятелем вновь открытого храма в честь Михаила и Феодора Черниговских чудотворцев.

В течение пяти лет настоятель боролся за возвращение приходу соседнего храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, который был занят демонстрационным залом декоративного стекла. За 1992 – 1994 годы стараниями отца Сергия приходу были возвращены здания богадельни, колокольни и церковного дома[16].

1994: Настоятель Сергий Карамнов начинает восстановление храма

Настоятель Сергий Карамнов

В 1994 году настоятелем подворья Черниговских мучеников был назначен опытный и уважаемый протоиерей Сергий Карамнов, который восстанавливал церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи[16].

1997: Возобновление богослужений

В 1997 году храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором был передан Патриаршему подворью храмов под Бором

В храме возобновились богослужения.

2006: Даниил Воронин назначен настоятелем храма

Сергий Карамнов оставался настоятелем храмов Черниговского Переулка до своей смерти в 2006 году. После его преставления в том же году настоятелем обоих храмов был назначен отец Даниил (Воронин). При нём приходская жизнь здесь ещё более оживилась.

2008: Передача частицы мощей Николая Чудотворца

8 июня 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в дар церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором была передана частица мощей святителя Николая Мирликийского. Силами подворья был изготовлен специальный ковчег, в котором мощи постоянно хранятся.

2010

Размещение аспирантуры и докторантуры им. Кирилла и Мефодия

В июне 2010 года Святейшим Патриархом Кириллом оба храма Черниговского переулка переданы для размещения Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Митрополит Иларион назначен настоятелем храма

1 февраля 2010 года Алфеев Григорий Валериевич (Иларион) возведен в сан митрополита, а 18 августа того же года назначен настоятелем Патриаршего подворья – храмов святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором.

Первая архиерейская литургия с момента возобновления богослужений

11 сентября 2010 года митрополит Иларион совершил архиерейскую литургия – первую с момента открытия в начале 1990-х годов храма в Черниговском переулке.

2012: Начало нового этапа реставрации

В 2012 году начат новый этап реставрации храма. От оригинального убранства мало, что осталось. В Иоанно-Предтеченском соборе сохранился только небольшой фрагмент фрески. Все остальное пришлось восстанавливать с чистого листа. Над росписью, за основу которой был выбран византийский стиль, трудилось около 30 иконописцев. Роспись центральной части храма посвящена житию Иоанна Крестителя, в честь которого и освящен главный престол.

Фото 2013 года

Церковный дом в Черниговском переулке, 2013 год

2015: Завершение реставрации и освящение храма патриархом

Основная статья: Реставрация и освящение храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором в 2009-2015 годах

Вид храма с северо-восточной стороны после окончания реставрации в 2015 г.

В октябре 2015 года в храме была завершена роспись. 1 ноября 2015 года патриарх Кирилл провел освящение храма.

2017

Награждение экс-главы РЖД В.Якунина патриаршим знаком храмостроителя

20 января 2017 года в знак признательности за многолетнюю плодотворную деятельность на благо РПЦ в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором состоялось награждение Владимира Якунина патриаршим знаком храмостроителя. Экс-глава РЖД Якунин возглавляет Фонд Андрея Первозванного.

Как отметил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион, награда эта — благодарность Владимиру Ивановичу за его труды в возрождении древних и строительстве новых храмов: ведь во все времена это дело считалось одним из самых почетных на Руси.

Храм, в котором происходила церемония награждения, выбран неслучайно. Он тоже был восстановлен при активном содействии Владимира Ивановича Якунина.

Вручение первого в России диплома по теологии, признанного государством

3 сентября 2017 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия ​митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию на Черниговском Патриаршем подворье в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором​.​

Архипастырю сослужили:​

  • представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский);
  • заместитель председателя ОВЦС, заведующий кафедрой внешних церковных связей и общественных наук ОЦАД архимандрит Филарет (Булеков); ​
  • заведующий кафедрой библеистики ОЦАД, ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов);
  • заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько);
  • проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин);
  • декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский;
  • секретарь Ученого совета ОЦАД иерей Димитрий Сафонов;
  • инспектор ОЦАД иерей Михаил Немнонов,
  • клирики храма.

После сугубой ектении митрополит Иларион совершил молитву о мире на Украине.

Затем иерарх помолился об упокоении новопреставленного заслуженного артиста России Дмитрия Когана.

По завершении литургии митрополит Иларион прочитал молитву на начало учебного года и окропил учащихся святой водой. Далее владыка обратился к присутствующим с архипастырским словом.

Затем состоялось вручение первого в истории Российской Федерации признанного государством диплома кандидата теологии.

1 июня 2017 года в Объединенном диссертационном совете Д 999.073.04, созданном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского государственного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, состоялась первая защита диссертации по специальности 26.00.01 ― «Теология». По итогам защиты работы на тему «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского» диссовет принял решение присудить протоиерею Павлу Хондзинскому ученую степень кандидата теологии.

Вручая диплом, митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул:

«Мы прошли очень большой путь прежде, чем это стало возможным, потому что долгие годы светские ученые говорили о том, что теология – это никакая не наука, потому что вообще тот, кто в Бога верит, не может считаться ученым. Так и сейчас говорят некоторые биологи, которые пытались сорвать первую защиту кандидатской диссертации по теологии. Но Господь не внял их воплям, Он услышал наши молитвы. И государство в лице Министерства образования и науки проявило спокойствие, выдержку и мудрость. Я сегодня рад вручить этот первый в истории нашего государства диплом протоиерею Павлу Хондзинскому, которого он удостоен за диссертацию, посвященную святителю Филарету Московскому»[17].

Поблагодарив за вручение диплома, отец Павел сказал:

«Очень хочется надеяться, что это событие подводит черту под бурной историей моей защиты и начинает новую – историю полноправного и полнокровного развития богословской науки в общем пространстве гуманитарных наук».

Ректор ОЦАД также вручил удостоверения магистрантам и аспирантам первого года обучения.

Визит архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби

22 ноября 2017 года, в рамках своего первого визита в Россию храм посетил Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби.

У входа в храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором гостя встречал ректор ОЦАД, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Он рассказал гостю об истории Черниговского Патриаршего подворья и о недавно завершенных реставрационных работах, обратил внимание архиепископа на росписи в академическом храме.

Архиепископ молился у частицы мощей святого Иоанна Предтечи и у мироточивой храмовой Казанской иконы Божией Матери.

Митрополит Иларион рассказывал о цели визита Уэлби в Россию:

«Одно из направлений, в котором работает Отдел внешних церковных связей, это координация отношений между Русской Православной Церковью и Церковью Англии. А в Общецерковной аспирантуре мы активно работаем в направлении академического обмена. Архиепископ Джастин Уэлби решил посетить ОЦАД, чтобы встретиться с преподавателями и студентами и прочитать им короткую лекцию. У Архиепскопа вчера прошли переговоры со Святейшим Патриархом Кириллом. Была подписана совместная декларация. В этом документе содержится призыв к международному сообществу о поддержке гонимых христиан на Ближнем Востоке. Эта новость привлекла внимание во всем мире».

2018

Первая литургия по старому обряду

В январе 2018 года в храме впервые совершили литургию древнерусским чином. Богослужение в сослужении представителей старообрядческой традиции возглавил председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополит Волоколамский Иларион.

Митрополит Волоколамский Иларион

После литургии владыка Иларион отметил, что на таком богослужении впервые «в таком количестве собрались вместе клирики, несущие служение по старому обряду».

– Церковь едина, потому что, несмотря на различия во взглядах людей, в их мировоззрении, в их социальном положении, она объединяет всех тех, кто добровольно захотел последовать за Христом. Она объединяет все приходы и все епархии по всему миру. Это единство невозможно поколебать ничем. И если происходит в Церкви какой-либо раскол, то это не Церковь раскалывается надвое или на несколько частей, а отдельные группы людей по тем или иным причинам отходят от Церкви. Церковь же по-прежнему сохраняет свое единство, – отметил в своем слове митрополит.

В заключение владыка Иларион пожелал всем, независимо от традиции, осознавать себя «членами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, о которой Господь наш Иисус Христос сказал, что «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18)».

Агнесс Мариам ас-Салиб и другие гости из Сирии посещают храм

3 марта 2018 г. храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором посетили сирийские участники круглого стола «Будущее христианства на Ближнем Востоке: реальность и прогнозы». В числе гостей были известная своей правозащитной деятельностью католическая монахиня матушка Агнесс Мариам ас-Салиб, сестра Кармель из монастыря св. Иакова в сирийском г. Кара и общественный деятель и защитник Маалюли Абдо Хаддад. Под сводами храма Иоанна Предтечи под Бором Абдо Хаддад прочитал молитву на арамейском языке.

Концерт ансамбля "Хронос"

6 марта 2018 г, по окончании первого дня работы конференции, посвященной регенту и исследователю церковного пения Степану Смоленскому, в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Патриаршего Черниговского подворья состоялся концерт мужского вокального ансамбля «Хронос».

Литургия с участием служителей Православной церкви в Америке

С 22 по 29 июня 2018 года в Москве по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси прошёл Летний институт для представителей Православной церкви в Америке. В работе приняли участие священнослужители Православной церкви в Америке – настоятели и клирики храмов, профессора семинарий. Делегацию возглавлял епископ Санта-Розский Даниил, викарий епархии Сан-Франциско и Запада.

Программа Института включала в себя знакомство с культурными традициями Русской православной церкви, деятельностью синодальных подразделений и духовных школ, приходской жизнью.

Слушатели Летнего института помимо прочего сослужили митрополиту Волоколамскому Илариону за Божественной литургией в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором Черниговского Патриаршего подворья. По окончании богослужения делегацию из Северной Америки тепло приветствовал ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД). Для гостей была проведена экскурсия по ОЦАД и Черниговскому подворью[18].

Богослужения

Расписание богослужений:

  • По субботам утреня и литургия в 8.00, всенощное бдение в 17.00.
  • По воскресеньям одна литургия в 9.00.
  • В прочие дни особо чтимых праздников совершается одна литургия в 8.00 со всенощным бдением накануне в 17.00, или утреня с литургией в 8.00.

Посещение колокольни

На Пасхальную неделю всем желающим разрешается взбираться на колокольню и звонить в колокола.

Май 2011 года. Фото: Nefer Journal [19]

Престольный праздник

Усекновения главы Иоанна Предтечи - Сентябрь 11 [по н.с.]. День Усекновения главы Иоанна Предтечи почитался еще учениками Иоанна Крестителя. На Руси в день его памяти поминали всех православных воинов, «за веру, Отечество и народ живот свой положивших и силою креста победивших смерть». Иванов день назывался «Иван Постный», потому что на него соблюдался строгий пост. В народе даже бытовала пословица:

«Не соблюдешь Иван-пост – прищемят в аду хвост»[20].

Святыни

Частица мощей святителя Николая Мирликийского

Ковчег с мощами многих святых Вселенской Церкви.

Справа от Царских врат в иконостасе храма Иоанна Предтечи находится икона покровителя храма, святого Иоанна Крестителя, перед которой горит неугасимая лампада. Икона выполнена в манере старого византийского письма греческими монахами.

Примечания

  1. Храмы Черниговского переулка
  2. Первое летописное упоминание об Иоанновском монастыре
  3. Андрей Баталов, Леонид Беляев "Сакральное пространство средневековой Москвы", стр. 217
  4. 4,0 4,1 История Московского Ивановского девичьего монастыря в документах XVII - начала XIX века. А.Л.Баталов - вступительная статья
  5. А.И.Федорец, Д.М.Володихин "Традиции православной благотворительности"
  6. Раскреповка – утолщение части стены, образующее вертикальный выступ. Иными словами, раскреповки, это вертикальные утолщения (до 250 мм) протяженного участка
  7. Экскурсия с реставратором Андреем Ивлиевым по Пятницкой улице
  8. 8,0 8,1 Москва. Архитектурный путеводитель. М., Стройиздат, 1997 г. стр. 262
  9. Москва православная. Все храмы и часовни
  10. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В 1917 - 1927 ГОДАХ
  11. Религия в СССР (1929—1942)
  12. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором
  13. Ершов А. Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы / А. Л. Ершов. — Владимир: Калейдоскоп, 2011. — С. 79; ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 5. Л. 2; Д. 2. Л. 9, 12-13; Д. 9. Л. 14.
  14. Валерий Митюшёв. Записки обыкновенного человека
  15. Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором
  16. 16,0 16,1 Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью
  17. Митрополит Иларион вручил первый в истории современной России признаваемый государством диплом кандидата теологии
  18. Летний институт для представителей Православной церкви в Америке прошёл в Москве
  19. Пасхальный перезвон
  20. Большая Ордынка