Алиса Голосовой помощник

Продукт
Название базовой системы (платформы): Yandex SpeechKit Cloud
Разработчики: Яндекс (Yandex)
Дата премьеры системы: 2017/10/10

Содержание

Алиса — голосовой помощник, призванный помочь с решением повседневных задач.

2018

Дополнительный навык «Я – профессионал»

16 октября 2018 года СПбПУ сообщил, что голосовой помощник Алиса научилась помогать в профориентации.

К ней можно обратиться не только за помощью в решении повседневных задач, но и за советом в выборе профессии. Появившийся навык голосового помощника называется «Я – профессионал». Это профориентационный тест, результаты которого расскажут пользователям об их склонностях и подходящих сферах деятельности. С помощью семи оригинальных вопросов о треугольниках, коне и анекдотах пользователю помогут выбрать одну из 11 специальностей, связанных с направлениями олимпиады «Я – профессионал», техническим партнером которой выступает Яндекс. Чтобы начать тест, нужно обратиться к Алисе с просьбой: «Запусти навык `Я – профессионал`».

«
На октябрь 2018 года у олимпиады более 100 работодателей-партнеров, с HR-консультантами большинства из которых мы постоянно работаем. Но Алиса, безусловно, – HR-эксперт олимпиады с искусственным интеллектом.
Валерия Касамара, руководитель олимпиады «Я – профессионал»
»

«Я – профессионал»
«
Профориентация с Алисой – интересная задумка. Очень напоминает игру `Акинатор`, только Алиса решает задачу потруднее – угадывает, кто ты есть. В результате небольшого развлекательного опроса получается результат, который удивительно описывает тебя. Кроме этого, быть может, Алиса разглядит в тебе что-то еще, о чем ты даже не догадываешься.
Андрей Брянский, серебряный медалист по направлению «Машиностроение» из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
»

Регистрация на олимпиаду «Я – профессионал» стартовала 26 сентября 2018 года. До 22 ноября все российские студенты и недавние выпускники вузов могут подать заявки на 54 направления олимпиады. Для участников на портале уже доступны демоверсии заданий и профильные вебинары от преподавателей российских вузов. Эти материалы позволят лучше подготовиться к испытаниям.

Конкурс «Премия Алисы»

10 октября 2018 года Яндекс объявил конкурс «Премия Алисы». Каждый месяц компания будет награждать разработчиков, которые учат Алису различным навыкам. До конца 2018 года они получат в общей сложности больше миллиона рублей. Конкурс запущен в честь дня рождения Алисы.

Премия Алисы

Научить Алису чему-то может любой желающий. Для этого нужно придумать сценарий навыка, запрограммировать его на любом языке и добавить в голосовой помощник через платформу Яндекс.Диалоги. Навык появится в каталоге Алисы и будет доступен всем пользователям. Они смогут найти его в соответствующем тематическом разделе или подборке. А чтобы о добавленном умении Алисы узнали как можно больше людей, можно рассказать о нём, например, в соцсетях.

Раз в месяц команда Алисы будет выбирать пять лучших навыков и награждать их создателей. Премию получат авторы самых популярных навыков, к которым люди возвращаются вновь и вновь. Будет учитываться также, насколько эти навыки полезны — делают ли они жизнь людей приятнее и интереснее. Автор лучшего навыка получит 150 тысяч рублей, остальные победители — 100, 85, 70 и 50 тысяч рублей соответственно. Претендовать на премию могут только независимые разработчики, конкурс продлится до конца 2018 года.

«
Чтобы создать хороший навык, не нужно быть суперпрограммистом. Это может сделать даже новичок. Тут важна сама идея, сценарий взаимодействия с пользователем. Если удастся нащупать что-то, что правда нужно людям, навык станет популярным.
Денис Филиппов, руководитель Алисы
»

Алиса доступна в Яндекс.Браузере для Windows и мобильных устройств, в приложении Яндекс, Навигаторе и Яндекс.Станции. Она умеет искать в интернете, знает множество игр и способна помогать в делах. На октябрь 2018 года в арсенале Алисы 28 тысяч навыков, 900 из них — это чат-боты.

«Алиса» научилась разбираться в музыке и получила компьютерное зрение

У голосового помощника «Алисы», разработанного «Яндексом» появилось компьютерное зрение и музыкальный слух. Если показать «Алисе» фотографию, она поймет, что на ней изображено, а если включить музыку — подскажет песню и предложит послушать ее на «Яндекс.Музыке»[1].

«Алиса» узнает по фото модель и марку машины, породу кошки или собаки, опознает незнакомое здание или памятник, назовет знаменитость или произведение искусства. Если на фотографии есть текст, «Алиса» предложит распознать его и перевести на русский или другой язык с помощью «Яндекс.Переводчика». Увидев смартфон, пару туфель или другой товар — найдет похожие варианты на «Яндекс.Маркете» или в поиске «Яндекса».

«
Если рядом играет музыка, достаточно спросить: «Алиса, что сейчас играет?» — и она подскажет песню и исполнителя. В этом «Алисе» помогает технология «Яндекс.Музыки», созданная на основе нейронных сетей. Технология распознавания изображений, которой пользуется «Алиса», также разработана с применением машинного обучения. Эта же технология работает, например, в поиске по картинкам на компьютере и в приложении Яндекс. Подробнее о том, как применяется компьютерное зрение, рассказал сегодня на конференции YaC Александр Крайнов — руководитель службы компьютерного зрения Яндекса.
»

«
«"Алиса" создана, чтобы помогать людям в повседневных делах — и она делает это все лучше и лучше. Искать в интернете, узнавать ситуацию на дороге или прогноз погоды она умела уже давно, а в этом году научилась еще множеству нужных вещей: вызывать такси, заводить будильник, ставить таймер, — говорит руководитель продукта "Алиса" Илья Субботин. — Теперь "Алиса" умеет подсказывать, что за мелодия играет на радио, или опознать какой-нибудь загадочный фрукт по фотографии. И будет продолжать учиться».
»

2017

Греф назвал голосовой помощник «Яндекса» глупым. «Алиса» не смогла ответить ему из-за первого закона робототехники

Глава Сбербанка Герман Греф 21 декабря заявил, что голосовой помощник «Алиса», выпущенный «Яндексом» в октябре 2017 года, очень глупый и нуждается в доработке. «Я пытался с ней разговаривать, но у меня не очень получилось», — сообщил Греф[2].

При этом Греф отметил, что в «Яндексе» работают потрясающие люди, а инженеры компании ничем не хуже сотрудников Google.

Через несколько часов пресс-служба «Яндекса» ответила главе Сбербанка: «По первому закону робототехники, робот не может причинить вред человеку. А робота, к сожалению, обидеть может каждый». Как рассказала пресс-служба компании «Медузе», «Алиса» не обижается, работает дальше и поздравляет всех с Новым годом.

Презентация системы

10 октября 2017 года компания Яндекс представила Алису — голосового помощника, который поможет найти информацию в интернете, подскажет, где поужинать, расскажет о погоде на завтра и поможет решить множество других повседневных задач.

Возможности

Благодаря нейронной сети, обученной на огромном массиве текстов, с Алисой можно просто поболтать. По словам разработчиков, она умеет распознавать и обрабатывать неполные фразы и вопросы, учитывает контекст сказанного и способна импровизировать, при этом наделена характером и даже чувством юмора.

Например, у Алисы можно спросить: «Где поблизости выпить кофе?», вместо того, чтобы диктовать «кофейня улица космонавтов». Алиса заглянет в Яндекс.Справочник и предложит подходящее место. В ответ на «Отлично, а как туда пройти?» — даст ссылку на уже построенный маршрут в Яндекс.Картах.

Голос и технологии

Распознавать речь, определять значение сказанного и синтезировать голос, чтобы произнести ответ, Алиса умеет благодаря речевым технологиям SpeechKit. Говорит она голосом актрисы Татьяны Шитовой. Алису обучали на записях Шитовой с помощью нейросети, которая склеивает звуки в слова и подбирает интонацию.

«
Мы хотели, чтобы Алиса говорила с людьми на их языке, а не приучала к своему, как это делали компьютерные интерфейсы в прошлом, — рассказал Денис Филиппов, руководитель направления речевых технологий Яндекса. — Для этого, в первую очередь, необходимо, чтобы она понимала настоящую человеческую речь, а не только идеально произнесённые запросы. Это было одним из приоритетов при разработке Алисы, и сейчас, согласно нашим измерениям, она — лучшая из голосовых помощников по распознаванию русской речи. По метрике WER Алиса распознаёт речь с точностью, близкой к человеческой.
»

Работа с сервисами и приложениями

Алиса умеет работать с несколькими сервисами Яндекса, в том числе с Поиском, Картами, Музыкой и Погодой. Согласно планам Яндекса, со временем она научится обращаться к другим сервисам и сможет делать больше — например посоветовать фильм или вызвать такси.

В перспективе другие компании тоже смогут дать Алисе доступ к своим сервисам, а запускать сторонние приложения она уже умеет — можно попросить её открыть Instagram или ВКонтакте.

Доступность

Поговорить с Алисой можно в приложении Яндекс и бета-версии Голосового помощника для Windows. В скором времени она появится в Яндекс.Браузере, а затем и в других продуктах Яндекса.

Смотрите также



ПРОЕКТЫ (1) ИНТЕГРАТОРЫ (1) СМ. ТАКЖЕ (36)