ГЛОНАСС

Продукт
Разработчики: Российские космические системы (РКС)
Дата премьеры системы: 1982
Технологии: Спутниковая связь и навигация

Содержание

История развития системы

2017

Поручение Путина довести точность до уровня GPS

В сентябре 2017 года стало известно о том, что президент России Владимир Путин дал поручение уравнять точность российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС с GPS. Об этом журналистам рассказал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин по итогам заседания Военно-промышленной комиссии РФ.

«
Особый акцент президент поставил по ГЛОНАСС. Он считает, что крайне важно сегодня выйти на равные с американцами позиции: GPS и ГЛОНАСС должны быть равны по своей точности, — сообщил Рогозин.
»

Путин поручил повысить точность ГЛОНАСС до уровня GPS

По его словам, к сентябрю 2017 года ГЛОНАСС уступает GPS по точности примерно вдвое: уровень разрешения систем составляет около 3,6 и 7 метров соответственно.

Рогозин выразил уверенность в том, что запуск новых спутников позволит России составить США достойную конкуренцию. Речь идет о космических аппаратах ГЛОНАСС-К-2, ввод которых в эксплуатацию намечен на конец 2018 — начало 2019 годов.

Спутники третьего поколения ГЛОНАСС-К-2 обладают большей точностью определения координат. Они рассчитаны на 10 лет работы в отличие от спутников предыдущего поколения ГЛОНАСС-М со сроком службы в семь лет.

«
Это позволит начать, собственно говоря, спурт, то есть финишный забег для того, чтобы к 2020 году выйти на абсолютно конкурентные показатели, — сообщил вице-премьер.
»

Во время своего выступления он также отметил, что 95% любого космического аппарата состоит из электронной компонентой базы. Раньше Россия полностью зависела от импорта микросхем, особенно специальных микросхем, которые могут работать в условиях космического пространства, в вакууме, в условиях технологической агрессии так называемых тяжелых частиц, которые выводили космические аппарата из строя. К сентябрю 2017 года вся элементная база стратегических ядерных сил полностью производится на территории РФ, сказал Дмитрий Рогозин.[1]

Повышению точности и надежности отечественной навигационной системы будет способствовать развитие в России системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ). Она состоит из наземных станций и космической группировки –Многофункциональной космической системы ретрансляции «Луч». Наземный сегмент принимает информацию о состоянии спутников, их положении, точности бортовых часов, формирует корректирующую информацию и через спутники «Луч» передает ее потребителям.

Минпромторг вложит 2 млрд в развитие ГЛОНАСС

Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) выделило порядка 1,84 млрд руб. на опытно-конструкторские работы, связанные с развитием российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Информация о соответствующем тендере, состоящем из девяти лотов, появилась на сайте госзакупок[2].

Из опубликованных документов следует, что на создание сверхминиатюрного квантового стандарта частоты для высокоточной аппаратуры потребителей ГЛОНАСС министерство готово потратить 372,7 млн руб. На разработку аппаратно-программных средств для навигационно-информационной системы морского и речного транспорта — 94,8 млн руб. На создание бортового синхронизирующего координатно-временного устройства для малогабаритных космических аппаратов, включая космические аппараты для обеспечения задач мониторинга ионосферы и тропосферы из космоса по сигналам космических аппаратов системы ГЛОНАСС — 287,3 млн руб.

Разработка унифицированных аппаратно-программных средств для применения в составе навигационно-пилотажных комплексов воздушных судов гражданской авиации была оценена Минпромторгом в 280,9 млн руб. Создание навигационного комплекса аппаратно-программных средств для воздушных судов малой авиации, выполняющих сельскохозяйственные и специальные работы, — в 117,9 млн руб. Разработка аппаратно-программных средств для синхронизации телекоммуникационных сетей, объектов топливно-энергетического комплекса и временной привязки шкал времени потребителей — в 96,8 млн руб.


Кроме того, на создание навигационных аппаратно-программных средств для высокоточных измерений абсолютных и относительных координат на земной поверхности из бюджета может быть потрачено до 147,2 млн руб. На разработку аппаратно-программного комплекса навигационно-временного обеспечения потребителей системы ГЛОНАСС в сетях мобильной связи (А-ГЛОНАСС) — до 159,5 млн руб. А на создание высокоточных средств позиционирования на основе псевдоспутников глобальных навигационных спутниковых систем — до 286 млн руб.

Ограничения на госзакупки иностранной аппаратуры для ГЛОНАСС

Правительство расширило список зарубежных радиоэлектронных изделий, на которые распространяется ограничение при совершении госзакупок, добавив в него аппаратуру ГЛОНАСС. Соответствующее постановление было подписано 6 июля 2017 г.

Свои действия правительство поясняет тем, что в России уже производятся микросхемы и модули для ГЛОНАСС, а также светосигнальная аппаратура «с характеристиками, не уступающими зарубежным аналогам». Принятое решение должно повысить ее конкурентоспособность и посодействовать дальнейшему развитию этого рынка в России[3].

2016

ГЛОНАСС заработает под землей и под водой за 28,5 млн долларов

Госкорпорация «Роскосмос» в целях увеличения сфер применения ГЛОНАСС объявила в октябре 2016 года конкурс на выполнение научно-исследовательской работы об использовании перспективных технологий в системе глобальной навигации. Начальная сумма тендера — 1,8 млрд российских рублей.

Главное космическое ведомство России опубликовало на сайте госзакупок объявление о проведении открытого конкурса на выполнение НИР «Комплексные исследования и научно-техническое обоснование использования перспективных технологий в системе ГЛОНАСС». Заявлена также начальная сумма тендера – от 1,8 млрд российских рублей ($28,5 млн – прим. DR).

По условиям конкурса ожидается решение задачи по созданию специальных технологий для использования глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) в условиях городской застройки, в горах, каньонах, в закрытых помещениях, под водой и под землей.

Заявки на участие в тендере будут приниматься госкорпорацией до 3 ноября 2016 г., а итоги конкурса будут объявлены 7 ноября. Планируется, что НИР будет проведена до ноября 2020 г.

Ученые создадут алгоритм утилизации отработавших спутников ГЛОНАСС

Космические аппараты, находящиеся на высоких орбитах, после выработки топлива превращаются в космический мусор. Под влиянием гравитационного поля Земли, Солнца, Луны и других факторов отработавший аппарат изменяет свою орбиту и начинает двигаться по новой траектории, создавая опасность столкновения с действующими спутниками. Эффективного механизма ликвидации отработавших космических аппаратов пока нет ни у одной страны. В 2016 году ученые отдела астрометрии и небесной механики НИИ ПММ ТГУ приступили к созданию алгоритма утилизации нефункционирующих спутников системы ГЛОНАСС, идея которого заключается в выводе отработавших объектов на такую орбиту, которая будет соприкасаться с верхними слоями атмосферы. Попадая в них, космический аппарат сгорит без остатка.

В основу алгоритма лягут результаты фундаментальных исследований сотрудников отдела астрометрии и небесной механики, которым удалось сделать настоящее открытие – выявить закономерности влияния вековых резонансов на орбитальную эволюцию искусственных спутников Земли.

Резонансы, в том числе и вековые, – это генераторы орбитальной эволюции, – объясняет завотделом небесной механики и астрометрии НИИ ПММ ТГУ, доктор физ.-мат. наук, профессор Татьяна Бордовицына. – Они способны переводить небесные объекты с почти круговых орбит на вытянутые, направляя астероиды из внешних областей Солнечной системы во внутренние, а неуправляемые околоземные объекты с почти круговых высоких орбит на орбиты, способные касаться атмосферы.

Сведения о вековых резонансах помогут ученым в космической «уборке». Ученые учтут этот фактор при расчетах количества топлива, необходимого для вывода спутника, заканчивающего свою работу, на орбиту утилизации. По словам Татьяны Бордовицыной, расчеты будут производиться для спутников ГЛОНАСС, но созданный алгоритм подойдет также для ликвидации спутников навигационных систем GPS и Галилео.

Проблема очистки околоземного пространства с каждым годом становится все острее. Согласно данным NASA на высоких орбитах сегодня находится около 22000 объектов искусственного происхождения размером от 10 см и более. Каталогизировано 15855 объектов, только 6% из них – действующие аппараты, а все остальное – космический мусор: 24% приходится на нефункционирующие спутники, 17% – верхние ступени ракет носителей и т.д. Ежегодно в ближнем космосе появляются сотни новых фрагментов. Поэтому уже в обозримом будущем захламленность околоземного пространства может достигнуть такой степени, что выводить новые спутники будет некуда.

2015

Создан необходимый запас спутников для поддержания системы ГЛОНАСС

Компания «Информационные спутниковые системы» (ИСС, Железногорск, Красноярский край) изготовила восемь космических аппаратов "Глонасс-М" для замены в случае необходимости спутников в орбитальной группировке российской навигационной системы ГЛОНАСС, сообщил в июне 2015 года гендиректор ИСС Николай Тестоедов на международном авиакосмическом салоне «Ле Бурже-2015».

«У нас мощный наземный резерв спутников. Изготовлены и находятся на хранении восемь спутников `Глонасс-М`. Сейчас изготавливаем девятый. Эти космические аппараты будут в оперативном режиме запускаться в течение 2015-2017 годов, обеспечивая орбитальную группировку Глобальной навигационной системы», – цитирует Тестоедова «Интерфакс».

Николай Тестоедов напомнил, что Роскосмос и Минобороны РФ приняли решение запускать спутники по оперативной необходимости. «Группировка функционирует очень устойчиво. Все космические аппараты работают. Да, ряд из них имеют ограничения по резервированию систем, но не по функциям. Поэтому сейчас пока вопрос о запуске новых аппаратов не стоит», – сообщил гендиректор ИСС.

Он отметил, что начато серийное производство космических аппаратов новой серии «Глонасс-К1».

«Это аппараты следующего класса. Они негерметичного исполнения, имеют расширенные функции и улучшенные характеристики по навигационному сигналу и точности бортовых часов. Данные спутники будут обеспечивать развитие группировки ГЛОНАСС в 2017-2019 годах», - сказал руководитель ИСС.

По его словам, принятые решения «обеспечат гарантированное поддержание группировки и предоставление бесплатного навигационного сигнала».

2014

В системе ГЛОНАСС произошел масштабный сбой

Орбитальная группировка системы ГЛОНАСС в апреле 214 года вышла из строя, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли. «Отключение системы длилось более 10 часов - примерно с 00:30 до 11:30 по московскому времени 2 апреля 2014 г. Оно было вызвано так называемым «человеческим фактором» - ошибкой в передаче на спутники неверных эфемерид, то есть проблемой в математическом обеспечении деятельности группировки», - сказал собеседник агентства[4].

По его словам, спутники из-за ошибки выдавали неверные данные о своем местоположении (эфемериды). В результате чего потребители получали неверную информацию об их координатах на земле. Как пишет PC World со ссылкой на Дрю Дэвиеса (Drew Davies) из канадской компании Rx Networks, специализирующихся на навигационных сервисах, проблема с неверными данными ГЛОНАСС наблюдалась во всем мире.

Собеседник «Интерфакса» рассказал, что ошибка одновременно возникла почти на всех аппаратах, после чего на сайте Информационно-аналитического центра Роскосмоса спутники были обозначены как передающие неверные эфемериды. По состоянию на четверг 3 апреля, некорректные эфемериды зафиксированы у спутника «Глонасс-М» №746.

Правительство рассчитывает зарабатывать на ГЛОНАСС миллиарды рублей

Правительство России утвердило «дорожную карту» по созданию ОАО «ГЛОНАСС», развитию государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и её использованию в интересах других информационно-навигационных комплексов и систем, создаваемых федеральными органами исполнительной власти и организациями. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации[5].

Реализация «дорожной карты», подготовленной по поручению Президента РФ Владимира Путина, призвана повысить эффективность эксплуатации системы «ЭРА-ГЛОНАСС», которая создана и введена в постоянную эксплуатацию Минтрансом, говорится в документе.

Расширение спектра реализуемых с использованием «ЭРА-ГЛОНАСС» функций, которые предлагаются «дорожной картой», позволит, по мнению Правительства, быстрее и меньшими финансовыми затратами внедрять навигационные технологии.

Здесь же отмечается, что реализация мероприятий «дорожной карты» позволит аккумулировать творческий, научный и ресурсный потенциалы для создания крупномасштабных проектов в области навигационной деятельности.

Разработка, создание, внедрение и эксплуатация интеллектуальных транспортных систем, геоинформационных систем, систем дорожной навигации, систем взимания платы за проезд и иных навигационно-информационных систем на единой технологической базе, положительно отразится на времени и скорости реализации проектов, обеспечит информационную и технологическую безопасность и независимость Российской Федерации, отмечается в документе.

Ожидаемым результатом выполнения мероприятий «дорожной карты» является создание основы для новых технологий гражданского назначения с использованием «ЭРА-ГЛОНАСС», расширения качества и количества, предоставляемых с помощью этой системы, услуг, а также внедрение навигационной информации в различные области повседневной жизни и дальнейшее развитие самой системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с привлечением внебюджетных средств.

«Дорожная карта» рассчитана на 2014 – 2018 гг. При этом для оценки эффективности её реализации выбраны 3 контрольных показателя – снижение затрат из бюджета на эксплуатацию системы, годовой валовый доход ОАО «ГЛОНАСС» и количество госсистем, использующих инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС».

Так, если в 2015 г. при бюджетных затратах на эксплуатацию системы в размере 590 млн р, доход ОАО «ГЛОНАСС» должен составлять 1 млрд р, то в 2018 г. госзатраты должны быть снижены до нуля, а доходы общества, наоборот, возрасти до 5 млрд р. При этом количество государственных информационных систем, использующих инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС», к 2018 г. должно достичь четырех.

ГЛОНАСС пополнилась спутником

1 декабря в 00 часов 52 минуты с космодрома Плесецк была запущена ракета «Союз-2.1б» со спутником «Глонасс-К» на борту. Пуск выполнен совместным расчетом специалистов Минобороны России и предприятий ракетно-космической промышленности.

В соответствии с циклограммой полета КА «Глонасс-М» (производство ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнева», г.Железногорск) выведен на целевую орбиту и принят на управление. Он пополнит действующую орбитальную группировку отечественной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.

Космический аппарат «Глонасс-К» - космический аппарат системы ГЛОНАСС, представляющий третье поколение отечественных навигационных спутников. От спутников предыдущего поколения «Глонасс-К» отличается увеличенным до 10 лет сроком функционирования (вместо 7 лет у «Глонасс-М»), уменьшенной массой (935 кг вместо 1415 кг), введением кодового разделения навигационного сигнала за счет вещания в L3-диапазоне. Кроме того, на новом спутнике размещена аппаратура международной системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ.

2011-2012: Завершение группировки. Разработка ФЦП развития ГЛОНАСС до 2020 г

  • В августе 2011 года в правительство РФ поступил проект федеральной целевой программы развития глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в 2012-2020 гг. Как ранее заявлял вице-премьер Сергей Иванов, на новую ФЦП планируется выделить около 60 млрд руб., однако пока бюджет программы не утвержден: по нему идут споры.

Новая федеральная целевая программа определит планы развития глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в 2012-2020 гг. Проект ФЦП уже представлен в правительство, заявил "Интерфаксу" гендиректор - генконструктор корпорации "Российские космические системы" (РКС), генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич. "Система, конечно, должна развиваться. Именно на это нацелен проект новой федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС", рассчитанной на период с 2012 г. по 2020 г. Программа пока не утверждена. Идут споры по объемам необходимого бюджетного финансирования, а также привлекаемых внебюджетных средств", - уточнил он.

В основе программы - финансирование производства наземной аппаратуры потребителей (НАП) и создание электронных карт.

Юрий Урличич отметил, что развитие ГЛОНАСС во многом определяется наземной составляющей системы, в том числе разработкой аппаратуры потребителей. "Многое зависит от бюджетного заказа", - сказал он.

Генеральный конструктор назвал основных заказчиков ГЛОНАСС. Если прежде основными заказчиками выступали Минобороны и Роскосмос, то теперь к ним добавились МЧС, МВД и Минтранс, который также вынашивает планы по внедрению геоинформационных технологий в автомобильном, авиационном, морском и речном транспорте.

Планы по запуску в 2011 г. пяти космических аппаратов "Глонасс-М" и одного "Глонасс-К" остались неизменными. По состоянию на лето 2011 года в систему входят 23 работающих аппарата, которые обеспечивают практически глобальное покрытие навигационным сигналом территории земного шара.

  • 3 октября 2011 г. стало известно, что запущенный с Плесецка спутник «Глонасс-М» успешно доставлен на орбиту[6]. Ракета-носитель «Союз-2.1Б», выпущенная с космодрома Плесецк, успешно вывела на орбиту спутник системы «Глонасс-М». В 03.55 МСК спутник был взят на управление. Старт ракеты-носителя и выведение космического аппарата на орбиту прошли в штатном режиме, заявил агентству официальный представитель Космических войск России полковник Алексей Золотухин.

Запуск был проведен в резервную дату. Осуществить его 2 октября не получилось из-за надвигавшегося циклона. Первоначально спутник хотели запустить еще в конце августа 2011 г, однако тогда все старты были отложены из-за крушения космического грузовика «Прогресс М-12М» и необходимости выяснить причины этой аварии.

Перед нынешним стартом были проверены все составляющие элементов ракеты. Проверка подтвердила, что «на сегодняшний день данная ракета была работоспособна, все блоки исправны, все нормально», заявил начальник 1 государственного испытательного космодрома, генерал-майор Александр Головко.

После ввода в эксплуатацию спутник завершил формирование космической группировки ГЛОНАСС, рассчитанной на 24 аппарата, работающих в штатном режиме. Как отметил замглавы «Роскосмоса» Анатолий Шилов, российская спутниковая система укомплектована полностью впервые после 15-летнего перерыва. Группировка из 24 спутников позволит принимать сигналы системы ГЛОНАСС без ограничений не только на территории России, но и по всему миру. Увеличится и точность определения координат. Еще 2-3 года назад погрешность определения составляла 30-50 метров. Благодаря введению в строй новых спутников она сократилась до 5-6 метров. Через несколько лет российские учёные надеются выйти на точность определения в 1 метр. Высокоточное позиционирование будет востребовано в таких профессиональных областях, как строительство дорог, мостов и зданий, картография и геодезия, безопасность.

  • На реализацию федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» в 2012–2020 годах государством планируется выделить 330,5 млрд. руб., сообщило агентство Роскосмос. Основной задаче программы является поддержание системы ГЛОНАСС и ее развитие с целью обеспечения конкурентноспособности и создания условий для широкомасштабного ее использования, как у нас в стране, так и за рубежом, говорится в официальном сообщении агентства.

  • 28 ноября 2011 года состоялся успешный запуск ракеты космического назначения «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и навигационным космическим аппаратом «ГЛОНАСС-М». Таким образом, с учетом запуска 4 ноября 2011 года трех космических аппаратов «ГЛОНАСС-М» завершается формирование полного состава орбитальной группировки космических аппаратов системы ГЛОНАСС (24 космических аппарата в трех орбитальных плоскостях). Последний из них планируется ввести в эксплуатацию в начале декабря 2011 года. Итогом станет повышение точности и доступности навигационных определений, а также устойчивости функционирования системы. Таким образом, будет выполнена основная задача федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» — формирование орбитальной группировки полного состава и обеспечение навигационных определений с заданной точностью на всей территории России и в глобальном масштабе.

  • В декабре 2011 года в эксплуатацию был введен 24-й спутник ГЛОНАСС, сообщило Федеральное космическое агентство (Роскосмос). Таким образом, формирование спутниковой группировки российской навигационной системы завершено: для полного покрытия ею всей земной поверхности необходимы как раз 24 космических аппарата, работающих в трех орбитальных плоскостях.

По данным информационно-аналитического центра Роскосмоса, помимо использующихся по целевому назначению 24 спутников еще 3 сейчас находятся на этапе ввода в систему, 2 временно выведены на техобслуживание, один находится на этапе летных испытаний и еще один – в орбитальном резерве. Запуск последнего спутника состоялся 4 декабря. Сроки отправки предыдущих спутников в космос неоднократно переносились, а три из них, напомним, в конце прошлого года вообще были утеряны - из-за технической ошибки вместо орбиты они приземлились в районе Тихого океана.

Из-за постоянных задержек, переносов и аварии группировка была сформирована с большим опозданием: президент Дмитрий Медведев поручал чиновникам сделать это еще до конца 2010 г. После потери трех спутников руководство Роскосмоса рассчитывало по-быстрому заменить их и завершить формирование группировки в марте 2011 г.

В Роскосмосе сообщают, что до конца 2011 г. планируется ввести в эксплуатацию еще два спутника, а в начале 2012 г. – еще один. «Это позволит повысить точность и доступность навигационных определений, создаст орбитальный резерв космических аппаратов, необходимый для повышения устойчивости функционирования системы», - поясняют в федеральном агентстве.

ГЛОНАСС-группировка не в первый раз заработала в полном составе. Число спутников в навигационной системе было доведено до 24 в 1995 г., однако из-за недостатка финансирования программы к 2001 г. сократилось до 6. Первый спутник ГЛОНАСС был запущен в октябре 1982 г.

Завершается формирование федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» на 2012–2020 гг. За этот срок на нее планируется выделить 330,5 млрд руб.

Российские чиновники планируют не только инвестировать, но и зарабатывать на ГЛОНАСС – коммерциализация этой технологии, в том числе - на уровне транспорта и потребительских устройств, является одной из их целей. Ранее власти неоднократно заявляли о возможности введения пошлин на импортные потребительские устройства, не поддерживающие российскую навигационную систему.

В 2011 году на рынке начали появляться первые навигаторы и смартфоны с ГЛОНАСС. Из мировых производителей последних поддержку российской навигационной системы наряду с GPS в вышедших новых устройствах, по крайней мере, на уровне спецификаций, уже заявили Apple, HTC, Samsung и Motorola.

Программа внедрения ГЛОНАСС в Башкирии

В январе 2012 года Башкирия утвердила республиканскую целевую программу (РЦП) "Внедрение спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Республики Башкортостан" на 2012-2015 гг., разработанную в рамках соглашения о сотрудничестве между НИС и правительством республики. Государственным заказчиком-координатором программы определен Государственный комитет Башкирии по транспорту и дорожному хозяйству.

Кроме того, был утвержден бюджет программы общим объемом финансирования 1,496 млрд руб., в том числе средства бюджета республики в размере 442,4 млн руб. В рамках программы будет создана навигационно-информационная инфраструктура Башкирии, в том числе республиканский навигационно-информационный центр с единой многофункциональной навигационной платформой республики, что обеспечит управление республиканскими транспортными средствами, а также специальным ведомственным транспортом в кризисных ситуациях.

На первом этапе реализации программы будут внедрены навигационные системы на базе технологии ГЛОНАСС на пассажирский городской и муниципальный транспорт города Уфы, создан республиканский навигационный центр в правительстве и администрации президента Башкирии.

К 2015 г. системой ГЛОНАСС должно быть оснащено не менее 80% транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, тяжеловесных, крупногабаритных, опасных грузов, сельскохозяйственной техники машинно-технологических станций, а также специальных транспортных средств (МЧС, МВД и скорой и неотложной медицинской помощи). Транспортные средства будут передавать телематические данные в республиканскую навигационно-информационную систему. В результате будут созданы и модернизированы навигационно-информационные системы мониторинга транспорта Башкирии.

В планах также создание эффективной системы высокоточного позиционирования на территории Башкирии на базе системы ГЛОНАСС.

"Создание навигационно-информационной инфраструктуры в Республике Башкортостан будет способствовать развитию транспортного комплекса региона, позволит ввести более эффективные методы управления отраслями экономики и в целом повысит безопасность жизнедеятельности населения республики, качество пассажирских перевозок, увеличит количество рабочих мест", - отметил заместитель председателя Госкомитета Башкирии по транспорту и дорожному хозяйству Андрей Быковский.

Также основными направлениями работы в рамках РЦП станут развертывание на территории Башкирии федеральной системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", что включает в себя создание межрегионального навигационно-информационного центра "ЭРА-ГЛОНАСС" в Уфе.

Россия планирует построить наземные станции дифференциальной коррекции и мониторинга системы ГЛОНАСС в 34 странах. Об этом сообщило в марте 2012 года агентство «ИТАР-ТАСС» со ссылкой на слова генерального директора «Российских космических систем» Юрия Урличича.

Такие станции, которые обеспечивают метровую точность позиционирования системы ГЛОНАСС, будут установлены преимущественно в Южном полушарии. По словам Урличича, с первыми 10-15 странами договоренности будут достигнуты в ближайшее время. По его словам, завершаются переговоры с Австралией, также предполагается разместить станции коррекции в Индонезии, Бразилии, Никарагуа.

  • Система ГЛОНАСС к 2020 году по точности будет не уступать американской GPS. Об этом заявил в апреле 2012 года на VI Международном форуме по спутниковой навигации глава Роскосмоса Владимир Поповкин. Он сообщил, что в 2012 году утверждена новая федеральная целевая программа развития ГЛОНАСС до 2020 года. Среди основных задач — это придание ГЛОНАСС точности не хуже, чем у американской системы.

  • В мае 2012 года на орбите находятся 24 штатно работающих навигационных спутника, и еще четыре аппарата находятся в резерве. Все они обращаются вокруг Земли в трех орбитальных плоскостях на высоте 19 тыс. км. Такое расположение обеспечивает покрытие всей поверхности Земли сигналами навигационной системы с точностью определения координат в несколько метров. На орбиту запущен первый спутник третьего поколения ГЛОНАСС-К1, с которым проводятся эксперименты по расширению навигационных возможностей ГЛОНАСС. В 2013 году планируется перейти на новые спутники ГЛОНАСС-К2, которые станут основой более точной системы глобального позиционирования. Срок службы этих спутников составляет уже десять лет.

  • В мае 2012 года разработчики отчитались о завершении Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», целью которой было восстановление отечественной системы глобального позиционирования.

Cформирована и принята следующая ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» на 2012-2020 годы. Ее представил вице-премьер Владислав Сурков. Он пообещал, что до 2020 года на программу развития российской системы позиционирования будет потрачено из федерального бюджета 300 млрд руб.

Глава Росавиации сообщил о бесполезности ГЛОНАСС на российских самолетах

Российские авиакомпании оснащают воздушные суда ГЛОНАСС-оборудованием, которое не приносит им никакой практической пользы. Об этом правительству доложил глава Росавиации Александр Нерадько, сообщили «Известия» в декабре 2012 года.

«На большинстве отечественных воздушных судов, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, не имеющих цифрового пилотажно-навигационного комплекса, аппаратура спутниковой навигации не взаимодействует с бортовым навигационным комплексом, поэтому автоматическое самолетовождение по сигналам ГЛОНАСС/GPS не обеспечивается, а также не обеспечивается соответствие большинству типов навигационных характеристик PBN (навигация на основе эксплуатационных характеристик)», — пишет Нерадько.

Согласно приказу Минтранса от 13.02.12, отечественные гражданские воздушные суда (как самолеты, так и вертолеты) взлетной массой более 495 кг, используемые для коммерческих перевозок, должны быть оснащены оборудованием ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS до 1 января 2015 г., взлетной массой 5700 кг и более — до 1 января 2016 г. Воздушные суда иностранного производства должны быть оборудованы аппаратурой ГЛОНАСС к январю 2017 г. (от 495 кг), и до начала 2018 г. те, масса которых превышает 5,7 т.

По данным Росавиации, на начало ноября этого года из 1885 отечественных воздушных судов, находящихся в эксплуатации, аппаратурой ГЛОНАСС/GPS было оснащено 530. Стоимость прибора, необходимого к установке, составляет примерно 1 млн руб.

Спустя некоторое время Росавиация опубликовала опровержение информации, появившейся в газете «Известия».

По словам представителей ведомства, никаких писем с подобного рода утверждениями от Росавиации в Правительство Российской Федерации не направлялось.

«Аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС на гражданских воздушных судах выполняет множественные функции в интересах обеспечения безопасности полетов. Это общеизвестный факт, никогда не ставящийся под сомнение специалистами», - говорится в сообщении ведомства.

Как отмечают в Росавиации, при оснащении аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или GPS воздушных судов в тех или иных случаях возникают различные технические проблемы по использованию функциональных возможностей спутниковой системы навигации. Эти проблемы решаются в установленном порядке компетентными организациями.

«Оснащение воздушных судов ГЛОНАСС оборудованием является важным фактором повышения безопасности и эффективной деятельности на воздушном транспорте», - подчеркнул глава Росавиации Александр Нерадько.

2010: Удачные и провальные запуски спутников

К 30 марта 2010 года количество работающих КА было доведено до 21 (плюс 2 резервных КА).

С переходом на спутники `Глонасс-К` точность системы ГЛОНАСС станет сопоставимой с точностью американской навигационной системы GPS — единственной зарубежной развернутой навигационной системой.

В рамках проекта, который является аналогом европейского проекта eCall, планируется оснастить миллионы автомобилей по всей России приемопередатчиками ГЛОНАСС, которые в случае аварии автоматически будут передавать экстренным службам информацию о происшествии и месте, где оно произошло. В Европе с 2014 г. оснащение всех автомобилей тревожной кнопкой системы eCall вводится принудительно.

На «Эру ГЛОНАСС» из федерального бюджета планируется выделить около 4 млрд руб. (на 2010 г. заложено 180 млн. руб.). Помимо бюджетных средств инвестировать 2-3 млрд руб. в проект планирует оператор НИС, который занимается его реализацией.

  • 2 сентября 2010 г. ракета-носитель тяжелого класса «Протон-М», стартовавшая с космодрома Байконур (Казахстан), успешно вывела на околоземную орбиту три космических аппарата «Глонасс-М» с помощью разгонного блока. Это второй запуск космических аппаратов «Глонасс-М» в 2010 г. «Всего на 2010 год запланировано проведение трех запусков блоков `Глонасс-М` — по три космических аппарата в каждом, после чего орбитальная группировка системы `Глонасс` будет доведена до штатной численности — 24 космических аппарата, и будет создан необходимый резерв аппаратов». Всего за историю развертывания системы «Глонасс» на орбиту было выведено более 100 навигационных спутников.

  • 5 декабря 2010 г. запуск ракеты «Протон-М», которая должна была вывести на орбиту три спутника навигационной системы «Глонасс», оказался неудачным — космические аппараты общей стоимостью около $190 млн упали в Тихий океан. Произошла нештатная ситуация, сказал «Ведомостям» представитель ГКНПЦ им. Хруничева (изготовитель «Протона») Александр Бобренев, но подробности комментировать не стал [7].

Спутники «Глонасс-М» должны были подняться на высоту около 20 000 км, но ракета-носитель уклонилась от курса на восемь градусов, что в итоге привело к «утрате космических аппаратов в Тихом океане». Скорее всего, был сбой работы разгонного блока ДМ-3, предполагает сотрудник предприятия, участвовавший в неудачном запуске на Байконуре.

Только потерянная ракета-носитель стоит около $100 млн, оценивает менеджер крупной спутниковой компании. Еще около $90 млн могли стоить затопленные в Тихом океане спутники, подсчитали двое его коллег по рынку. Представитель Роскосмоса стоимость этих аппаратов не комментирует, но заверяет: и спутники, и ракета-носитель были полностью застрахованы, так что государство ущерба не понесет.

С вводом в эксплуатацию этих спутников российская навигационная группировка «Глонасс» покрыла бы практически весь земной шар. Падение ракеты-носителя «Протон» — негативное событие, но оно несущественно повлияет на качество работы «Глонасс», считает Евгений Белянко, главный конструктор группы компаний «М2М телематика» (контролируется «Навигационно-информационными системами», господрядчиком по развитию «Глонасс»). Сейчас на орбите уже 26 спутников «Глонасс», из них два в резерве, и этого вполне достаточно для качественной работы системы на территории России и большей части земного шара, утверждает он.

  • декабрь 2010 года: Глава Роскосмоса Анатолий Перминов сообщил, что упавшие в Тихий океан спутники ГЛОНАСС в скором времени заменят на новые. Но достаточную для покрытия всего Земного шара группировку удастся сформировать лишь к марту 2011 г., тогда как президентом ставилась задача сделать это в 2010 г. Перминов отметил, что сейчас Роскосмос работает над выполнением указания президента - обеспечить группировку из 24 спутников в кратчайшие сроки, и поэтому принято решение включить два космических аппарата - 21-й и 22-й в системе ГЛОНАСС - которые были в резерве. По словам главы Роскосмоса, один из резервных аппаратов уже прошел корректировку и движется в рабочую точку, куда должны были быть запущены упавшие спутники.

Третий спутник попытаются вывести на орбиту ракетой-носителем «Союз». Ее старт с космодрома Плесецк запланирован на 28 декабря 2010 г. Как отмечается, этот спутник принадлежит к новому поколению орбитальных аппаратов – «ГЛОНАСС-К». Судя по словам Перминова, запуск этого спутника станет экспериментом: «планировалось провести с ними достаточно длительные летные испытания, но если он войдет в систему и начнет работать эффективно, то мы сначала поставим его в эксплуатацию, а после его работы займемся новыми летными испытаниями», - пояснил глава Роскосмоса.

  • 21 декабря 2010 года стало известно, что страховка спутников, которые должны были обеспечить системе «Глонасс» 100%-ное покрытие Земли, не покрывала и 5% их цены [7].

Три спутника «Глонасс-М», упавших в Тихий океан, были застрахованы в компании «Спутник» в общей сложности на $3,5 млн — такова сумма договора прямого страхования, рассказал руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Александр Коваль.

Перестраховщик этого риска — «Русский страховой центр» (РСЦ), договор перестрахования заключен на $3,3 млн, говорится в ответе «Спутника» на запрос страхнадзора, цитирует Коваля «Интерфакс».

Цель запроса — определить влияние объема наступивших рисков на платежеспособность страховщиков, отметил Коваль. Сложностей с выплатой страховки ни страховщиком, ни перестраховщиком он не видит: «Службу волновала только потенциальная устойчивость компаний <...> история выплат РСЦ показывает, что компании уже приходилось сталкиваться с подобными убытками».

Зато сумма, на которую были застрахованы спутники, шокировала участников рынка. Она «намного ниже их реальной стоимости», отметил предправления «Согаза» Вадим Янов. Заместитель гендиректора «Ингосстраха» Николай Галушин оценивает стоимость трех утерянных спутников и ракеты в $80-100 млн. «Ингосстрах» в прошлом году выплатил ФГУП «Космическая связь» за частичную гибель спутника «Экспресс-АМ2» почти 1,1 млрд руб., а в 1998 г. — $85 млн за гибель спутника «Купон». Такие риски на 95% перестраховываются на зарубежном рынке, отмечает Галушин.

Представитель Роскосмоса не стал комментировать размер страховки. Телефоны страхователя, ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры», вчера не отвечали. Его офис находится по одному адресу с Роскосмосом. Офис «Спутника» — в соседнем здании.

Спутники «Глонасс», как правило, не страхуются по договорам страхования имущества, рассказали «Ведомостям» два топ-менеджера компаний — лидеров рынка космического страхования. Страхуется ответственность, доставка и проч., но из-за невысокого качества аппаратов страховщики просят повышенный тариф. Крупные страховщики, в том числе «Согаз», предлагали свои услуги по страхованию спутников, говорил недавно Янов, но их предложения не устроили страхователя: по его данным, критерием был тариф.

Космический аппарат «Глонасс-М» № 743 успешно введен весной 2013 года в состав орбитальной группировки ГЛОНАСС, аппарат используется по целевому назначению. Таким образом, орбитальная группировка ГЛОНАСС развернута полностью, сообщил в марте 2013 года информационно-аналитический центр Роскосмоса.

Всего для полноценного функционирования ГЛОНАСС необходимо функционирование на орбите 24 космических аппаратов, именно столько, по данным Роскосмоса, сейчас используется по целевому назначению. Всего же в составе орбитальной группировке ГЛОНАСС сейчас насчитывается 29 аппаратов.

2008-2009: Перенос сроков развёртывания

В конце марта 2008 года совет главных конструкторов по российской глобальной навигационной спутниковой системе (ГЛОНАСС), заседавший в Российском научно-исследовательском институте космического приборостроения, несколько скорректировал сроки развёртывания космического сегмента ГЛОНАСС. Прежние планы предполагали, что на территории России системой станет возможно пользоваться уже к 31 декабря 2007 года; однако для этого требовалось 18 работающих спутников, из которых некоторые успели выработать свой гарантийный ресурс и прекратили работать. Таким образом, хотя в 2007 году план по запускам спутников ГЛОНАСС был выполнен (на орбиту вышли шесть аппаратов), орбитальная группировка по состоянию на 27 марта 2008 года включала лишь шестнадцать работающих спутников. 25 декабря 2008 года количество было доведено до 18 спутников.

На совете главных конструкторов ГЛОНАСС план развёртывания системы был скорректирован с той целью, чтобы на территории России система ГЛОНАСС заработала хотя бы к 31 декабря 2008 года. Прежние планы предполагали запуск на орбиту двух троек новых спутников «Глонасс-М» в сентябре и в декабре 2008 года; однако в марте 2008 года сроки изготовления спутников и ракет были пересмотрены, чтобы ввести все спутники в эксплуатацию до конца года. Предполагалось, что запуски состоятся раньше на два месяца и система до конца года в России заработает. Планы были реализованы в срок.

29 января 2009 года было объявлено, что первым городом страны, где общественный транспорт в массовом порядке будет оснащён системой спутникового мониторинга на базе ГЛОНАСС, станет Сочи. На тот момент ГЛОНАСС-оборудование производства компании «M2M телематика» было установлено на 250 сочинских автобусах.

В ноябре 2009 года было объявлено, что Украинский научно-исследовательский институт радиотехнических измерений (Харьков) и Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (Москва) создадут совместное предприятие. Стороны создадут систему спутниковой навигации для обслуживания потребителей на территории двух стран. В проекте будут использованы украинские станции коррекции для уточнения координат систем ГЛОНАСС.

15 декабря 2009 года на встрече премьер-министра России Владимира Путина с главой Роскосмоса Анатолием Перминовым было заявлено, что развёртывание ГЛОНАСС будет окончено к концу 2010 года.

2001: Принятие программы "Глобальная навигационная система"

В августе 2001 года была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», согласно которой полное покрытие территории России планировалось уже в начале 2008 года, а глобальных масштабов система достигла бы к началу 2010 года. Для решения данной задачи планировалось в течение 2007, 2008 и 2009 годов произвести шесть запусков РН и вывести на орбиту 18 спутников — таким образом, к концу 2009 года группировка вновь насчитывала бы 24 аппарата.

Для восстановления системы были разработаны спутники второго поколения, «ГЛОНАСС-М» — их срок службы семь лет.

1982-1995: Разворачивание группировки

Первый спутник системы ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту 12 октября 1982 года. 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию с орбитальной группировкой из 12 спутников.

В декабре 1995 года спутниковая группировка была развернута до штатного состава — 24 спутника, но из-за короткого срока жизни спутников фактически перестала существовать уже через шесть лет.

Рынок в России

Устройства с поддержкой ГЛОНАСС

Российские предприятия, выпускающие системы с использованием ГЛОНАСС, в основном предлагают решения для мониторинга транспортных средств и автомобильной навигации. В частности, на них специализируются компании «М2М Телематика», РНТ, КБ «Навис» и другие. Крупнейшие проекты внедрений ГЛОНАСС в России в 2008-2009 гг., по данным CNews Analytics, также в основном касаются транспорта. Экспортировать такие решения у россиян пока не получается.

Александру Гурко не известно о каких-либо проектах в области ГЛОНАСС, которые российские компании реализовали за пределами СНГ. Сам НИС, по словам гендиректора оператора, проводит опытную эксплуатацию своих систем либо ждет тендеров в таких странах как Индия, Куба и Венесуэла.

Государственные меры по стимулированию рынка ГЛОНАСС дают ощутимые результаты. Спрос на приемники для российской навигационной системы за 2010 г. вырос в более чем 2 раза, а в следующем году может увеличиться еще в 5 раз. В 2008-2010 гг. было принято «много нормативных документов, чтобы стимулировать рынок ГЛОНАСС», рассказал CNews Борисов Юрий, заместитель министра промышленности и торговли.
«Это и принятие техрегламентов на колесные транспортные средства, которые регламентируют возможность установки аппаратуры ГЛОНАСС/GPS или ГЛОНАСС на транспорт, и принятие закона о навигации, который предусматривает установку на транспортные средства для перевозки особо опасных грузов или пассажиров только систем ГЛОНАСС», - пояснил он.

Кроме того, правительственной комиссией было принято решение поднять пошлины на GPS-приемники и обнулить на двух- или трехсистемные (с использованием ГЛОНАСС и европейской навигационной системы Galileo). На коммуникаторы и сотовые телефоны, по словам Борисова, таможенные тарифы не распространяются.

В результате всех принятых мер, рынок ГЛОНАСС растет впечатляющими темпами. Если в 2008 г. в России было продано около 10 -15 тыс. навигационных приемников отечественного производства, то в 2009 – уже около 40 тыс. Прогноз на 2010 г. их будет поставлено 100 тыс., а на 2011 - около 500 тыс.

Столь бурный рост, по мнению Борисова, происходит за счет формирования емкого госзаказа: «Коллеги из МЧС и МВД имеют в своих трехгодовых бюджетах средства на внедрение систем ГЛОНАСС».

КБ «Навис» в 2010 году занимает 73% рынка приемников ГЛОНАСС в России. Около 16% приемников, по его данным, поставляет Ижевский радиозавод, 8% - компания «Геостар Навигация», 1% - Российский институт радионавигации и времени, 2% - другие производители.

В 2011 г. КБ «Навис» рассчитывает еще увеличить свою долю. Это произойдет за счет развития рынка потребительских устройств с ГЛОНАСС, надеется Шульгин. Ижевский радиозавод, по его мнению, несколько сократит долю, т.к. «ориентирован в первую очередь на госзаказ».

Qualcomm сообщил в декабре 2011 года , что на текущий момент на рынке представлено свыше 15 устройств, работающих на базе двух его мобильных платформ предыдущего поколения с поддержкой ГЛОНАСС на аппаратном уровне. С учетом смартфонов и планшетов на новейшей платформе производителя, которая также поддерживает ГЛОНАСС, число таких устройств исчисляется десятками.

По данным НИС, объем внутреннего рынка чипсетов ГЛОНАСС/GPS для автомобильного транспорта в 2011 году достиг 270 тыс., что в 3 раза больше, чем в 2010 году. Прогнозы на текущий год составляет 500 тыс. устройств. Рост обусловлен спросом на создание навигационно-информационных систем со стороны крупных корпоративных клиентов, а также спросом на отраслевые решения для региональных и ведомственных заказчиков.

Китайцы захватили 15% российского рынка ГЛОНАСС-приемников в течение года

Еще в 2011 году российские производители ГЛОНАСС-приемников для систем мониторинга транспорта не причисляли азиатских вендоров к своим основным конкурентам, а по итогам 2011 г. уже приписывают им 14-17% этого рынка. Представители азиатских компаний в 2012 г. ожидают еще большего спроса на свою продукцию. По экспертным оценкам отечественного поставщика ГЛОНАСС/GPS-приемников для систем спутникового мониторинга транспорта - "ГеоСтар навигации" (входит в ГК "М2М телематика") - доля китайских и тайваньских производителей этой продукции на российском рынке по итогам 2011 г. составила порядка 14-17%. Наиболее заметными азиатскими игроками на рынке ГЛОНАСС/GPS-приемников российские поставщики называют SkyTraq и MStar Semiconductor, обе базирующиеся на Тайване. Продукцию первой в России реализовывает поставщик электронных компонентов "Макро Групп". Менеджер по продукту компании Павел Васенин заявил CNews, что в 2011 г. его компания реализовала "несколько десятков тысяч" двухсистемных приемников SkyTraq. Общий же объем рынка, по его оценкам, составил порядка 250-300 тыс. приемников. В 2012 г., по мнению Васенина, можно ожидать еще большего роста спроса на двухсистемные приемники, в том числе - за счет того, что цена на них будет снижаться.

Как рассказал CNews в феврале 2012 года генеральный менеджер китайской ZTE по России Дин Хаомин (Ding Haomin), его компания сейчас не готовит новых моделей смартфонов с поддержкой ГЛОНАСС ни для одного из российских операторов. По его словам, это связано с отсутствием спроса на такие устройства среди российских потребителей. ZTE создала первый в мире ГЛОНАСС-смартфон на базе чипсета американской Qualcomm, который поступил в продажу только в России в апреле 2011 г. под брендом МТС.

Презентуя это устройство премьер-министру Владимиру Путину в конце 2010 г. председатель совета директоров АФК «Система» (является основным акционером МТС) Владимир Евтушенков говорил об объемах поставок первой партии в 500 тыс. штук. Позднее представители ZTE скорректировали эту цифру примерно до 100 тыс. штук.

В реальности же объем первой партии не превысил 5 тыс. штук, признался Дин Хаомин в разговоре с CNews . При этом распродажа даже такого объема смартфонов заняла у МТС полгода. До начала их продаж ZTE рассчитывала вывести на рынок 3-5 моделей таких устройств. Однако уже через месяц после начала продаж эти планы стали менее определенными.

Планы по выпуску смартфона с ГЛОНАСС пересмотрела и китайская Huawei.

Контроль за местонахождением транспорта

В апреле 2011 года стало известно, что с 1 января 2012 года за отсутствие на коммерческом и спецтранспорте навигационной системы ГЛОНАСС планировалось ввести штраф: для водителей - в размере 2,5 тыс. руб., для предприятий - 30 тыс. руб., предложил Минтранс соответствующие поправки к КоАП.

Пока речь идет только об оснащении системой для спецтранспорта, осуществляющего перевозку пассажиров (лицензионное такси, общественный транспорт), опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Проверять наличие ГЛОНАСС в пунктах техосмотра (еще один проект правительственного постановления, также опубликованный вчера на сайте Минэкономики) ГИБДД начнет с 1 июля 2012 года.

Предложенный вариант санкций значительно мягче первоначальной версии Минтранса, представленной в феврале. Тогда министерство настаивало на тех же 2,5 тыс. руб. для водителя, но также вводило санкции в размере 5 тыс. руб. для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, а также 50 тыс. руб. для юридических лиц. Более жесткими были и сроки введения поправок - с 1 июля 2011 года. Но, как пояснил "Ъ" представитель Минтранса, заявленные сначала "сроки были не слишком реалистичными", и в итоге введение поправок было решено перенести на 1 января следующего года. "Введение системы санкций за отсутствие ГЛОНАСС на транспорте - это, по сути, была единственная эффективная мера по ее внедрению",- признает собеседник "Ъ".

Правда, согласно данным "Российских космических систем", если в 2008 году было внедрено порядка 10 тыс. навигационных систем, то в 2010-м уже порядка 100 тыс. (прогноз на 2011 год - от 200 тыс.). Кроме того, по словам собеседника "Ъ", министерству долго пришлось согласовывать и "делать более гуманными" сами размеры штрафов, которые "представители бизнеса называли во время дискуссий и совещаний грабительскими". "Представители бизнес-сообщества во время встреч ссылались на то, что и сама навигационная система не слишком дешевая (до 20 тыс. руб.), а высокие штрафы за отсутствие навигатора могут и вовсе повредить бизнесу, особенно малому, например небольшим компаниям по оказанию услуг такси или экспедиторским службам",- пояснил он.

Поручение ввести административную ответственность за отсутствие ГЛОНАСС Минтранс получил по итогам совещания у российского премьера Владимира Путина летом прошлого года. Согласно протоколу заседания (от 10 августа 2010 года N ВП-П7-44пр), участники совещания пришли к выводу, что "в регионах РФ начато внедрение спутниковых навигационных технологий, однако в целом уровень оснащенности, а также использование... остаются низким". В начале апреля уже этого года Владимир Путин заявил, что в 2011 году будет разработана новая федеральная целевая программа развития системы ГЛОНАСС, которая будет ориентирована на "практическое внедрение навигационных технологий в большинство отраслей экономики страны". Представитель федерального сетевого оператора ОАО "Навигационно-информационные системы" (НИС ГЛОНАСС; отвечает за коммерциализацию системы) уверяет, что "на российском рынке навигационного оборудования будет достаточно для обеспечения выполнения госпрограммы".

Установка системы ЭРА ГЛОНАСС (экстренное реагирование при авариях) для частных лиц на автомобили, выпущенные до 2013 года, как пояснил в середине апреля представитель НИС ГЛОНАСС Андрей Ионин, пока будет добровольной.

Правительство РФ обязало компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, установить в своих транспортных средствах аппаратуру спутниковой системы ГЛОНАСС или совмещенной системы ГЛОНАСС/GPS. Соответствующее постановление опубликовано на сайте российского правительства 30 сентября 2011 года.

В целях повышения безопасности дорожного движения и сокращения смертности при ДТП Минтранс совместно с МВД, Минздравсоцразвития и Минпромторгом России разработали законопроект, ужесточающий требования к лицензированию транспорта, задействованного в пассажирских перевозках. Согласно документу, с 1 января 2012 года весь российский пассажирский транспорт должен быть оснащен аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Данная норма распространяется только на общественный и коммерческий транспорт, который осуществляет перевозку более 8 человек: автобусы, маршрутки, такси и т.д. Отсутствие навигационного оборудования будет считаться грубым нарушением лицензионных обязательств.

С 1 января 2012 года все автобусы и маршрутные такси (свыше пассажирских 8 мест) в России должны быть оснащены мониторинговой системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Соответствующее постановление Правительства вышло 27 сентября 2011 года за номером №790. Проверять наличие аппаратуры спутниковой навигации начнут в пунктах техосмотра с 1 июля. Штраф за отсутствие ГЛОНАСС составит 2,5 тыс. руб. с водителя и 30 тыс. руб. с юридического лица или индивидуальных предпринимателей.

  • На май 2012 года наиболее распространенным применением навигационной системы ГЛОНАСС в России является контроль за местонахождением транспорта. Государство рассчитывает установить средства контроля за положением общественного транспорта — в планах оснастить бортовой системой навигации и безопасности до 850 тыс. автобусов общественного транспорта и еще 300 тыс. автомобилей, перевозящих наиболее опасные грузы. Пока только 10 тыс. автомобилей оснащены соответствующим оборудованием.

Мониторинг транспорта в Москве

По информации на май 2012 года московскую часть проекта НИС ГЛОНАСС, национальный оператор системы позиционирования, будет реализовывать совместно с компанией «М2М Телематика». В рамках этого проекта, который получил название «Зеленый город», до 22 тыс. транспортных средств будет оснащено навигационным оборудованием, камерами видеонаблюдения и средствами связи. Поступающая в центр управления информация позволит не только определить, где находятся автобусы, но и предсказать их прибытие на конкретную остановку. Некоторые остановки оснастят специальными информационными табло, на которых будет отображаться эта информация. В Москве уже есть четыре автобусных маршрута, которые оснащены всем необходимым оборудованием. Планируется снабдить им также большегрузные и даже легковые автомобили. Предполагается, что это позволит оперативнее реагировать на дорожно-транспортные происшествия.

Контроль перевозки алкогольной продукции по территории России

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка взяла под контроль перевозку спирта и спиртосодержащей продукции по всей территории Российской Федерации. В соответствии с требованиями Приказов Росалкогольрегулирования (РАР) от 7 сентября 2012 г. №256 и №258 в части учета объемов перевозок участники рынка не смогут получить лицензию на транспортировку алкоголя, если транспортные средства, перевозящие спирт, не будут оснащены специальным бортовым оборудованием на основе технологий ГЛОНАСС.

Внедрение навигационных технологий обеспечит максимальную прозрачность процесса перевозки алкогольной продукции, исключая, таким образом, любые манипуляции с изменением температурных режимов в цистернах или несанкционированными сливами на всех этапах транспортировки.

Ужесточение правил перевозки спирта со стороны РАР связано с усилением контроля над нелегальным оборотом алкогольной продукции на российском рынке. По данным федерального правового портала law.edu.ru, доходы теневых структур от реализации незаконно произведенного спиртного составляют около 20 миллиардов рублей в год.

Контроль перевозок спирта – первый и самый важный шаг на пути к упорядочиванию алкогольного рынка, созданию единых и прозрачных для всех участников правил. Ранее отсутствие инструментов контроля не позволяло комплексно отслеживать и оперативно пресекать нарушения, связанные с перевозкой спирта: от производства до розлива. Благодаря разработанному бортовому оборудованию такая возможность появилась.

В соответствии с требованиями Росалкогольрегулирования, а также учетом требований Приказа Минтранса России №285 от 31 июля 2012 г. в части повышения безопасности перевозок опасных грузов создано уникальное взрывозащищенное оборудование на основе технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС. Бортовое устройство работает по специальному алгоритму и передает в автоматизированную систему контроля перевозок всю полноту информации о состоянии жидкости в цистернах на этапе залива/слива и непосредственно транспортировки.

Измерительные датчики (расходометры и уровнемеры), входящие в состав бортового оборудования, позволяют в режиме реального времени и с высокой точностью измерять плотность, температуру и уровень спирта в емкостях, учитывая при этом малейшие отклонения.

Совместные предприятия в России

В 2010 г. Trimble с госхолдингом «Российские космические системы» образовала совместное (50/50) предприятие «Руснавгеосеть», чтобы создать в России и СНГ инфраструктуру высокоточного позиционирования на основе ГЛОНАСС для гражданских потребителей. «Руснавгеосеть» стала первым российско-американским предприятием в области спутниковой навигации. «Российский рынок спутниковой навигации открыт для конкуренции, от которой в итоге технологически выигрывают устройства для конечного потребителя», - считают в Trimble.

Сейчас «Руснавгеосеть» завершает разработку навигационного приемника ГЛОНАСС/GPS/GALILEO для референсных станций, ведет разработку программного обеспечения, формирует коммерческие предложения для заказчиков, сообщили CNews в компании. Определяющим фактором выбора партнера для создания совместного предприятия, по словам представителя «Руснавгеосеть» Александра Зубахина, являлась не страновая принадлежность, а сама компания: «Trimble имеет широкий международный опыт, а также успешный опыт создания международных совместных предприятий».

Использование за пределами России

2015: ГЛОНАСС разместит наземные станции в Китае

Станции дифференциальной коррекции и мониторинга ГЛОНАСС будут размещены на территории Китая, сообщает «Интерфакс».

«Составлены и подписаны соответствующие документы, регламентирующие проведение работ по размещению станций системы дифференциальной коррекции и мониторинга ГЛОНАСС в Китае», — заявил гендиректор «Российских космических систем» Андрей Тюлин.

Система дифференциальной коррекции и мониторинга предоставляет спутниковой навигационной системе информацию о целостности навигационного поля, а также о точных координатах спутников и частотно-временных параметрах системы.

Станции, аналогичные тем, которые будут размещены в Китае, уже есть в России (19 станций), в Антарктиде (3 станции) и в Бразилии (одна станция). Еще две станции планируют построить в Казахстане, одну — в Белоруссии.

2014

В Иране будет установлено оборудование для обслуживания системы «ГЛОНАСС»

Система «ГЛОНАСС» будет определять координаты целей с точностью до сантиметра после того, как в Иране разместят станции для коррекции сигнала. Они являются вспомогательным оборудованием, позволяющим безошибочно вычислять местонахождение объектов на расстоянии до двухсот километров от опорных баз. Для обеспечения безошибочного функционирования ГЛОНАСС в Иране также будет установлена квантово-оптическая система.

Этот проект осуществляется в рамках обширного российско-иранского сотрудничества в области освоения космоса. Строительство новых станций дифференциальной коррекции и мониторинга в разных уголках мира позволяет существенно повышать качество работы ГЛОНАСС. Наблюдая из таких точек за движением спутника, можно вносить существенные исправления в математическую модель, позволяющую узнавать местоположение целей на Земле. Соответственно, чем больше СДКМ будет следить за перемещением космического аппарата в реальном режиме времени, тем точнее будут совпадать вычисленные координаты с реальными.

Еще не так давно ГЛОНАСС определял координаты с точностью не более 35 метров, два года назад она была доведена примерно до трех метров, а по мере распространения СДКМ по странам и континентам точность достигнет практически идеальных значений. Это заметно упростит работу транспорта, спасательных служб, органов оперативного реагирования, выведет на качественно новый уровень любительский туризм, краеведение, работу военно-патриотических поисковых отрядов. Заметно упростится и труд рыболовов, лесников, животноводов, которым по роду деятельности приходится много перемещаться, не имея никаких ориентиров.

В ближнем зарубежье подобные корректирующие сигнал станции будут улучшать работу ГЛОНАСС с территории Казахстана, Украины и Белоруссии.

Россия собирается сотрудничать с Кубой в развитии ГЛОНАСС

Правительство РФ внесло в июне 2014 года в Госдуму законопроект о ратификации соглашения между правительствами России и Кубы о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

"Соглашение носит рамочный характер и определяет необходимые принципы, нормы и условия для развития двусторонних отношений в области космической деятельности, в том числе по вопросам охраны прав интеллектуальной собственности, регулирования защиты и обмена различного вида информацией", — говорится в сообщении.

Соглашение отвечает интересам Российской Федерации, в том числе связанным с необходимостью установки станций системы дифференциальной коррекции и мониторинга системы ГЛОНАСС на территории Республики Куба, добавляется в справке к документу.

Система ГЛОНАСС в ее гражданской части предназначена для формирования навигационного сигнала, с помощью которого возможно высокоточное определение координат и скорости движения любых подвижных объектов, оснащенных приемниками системы. Она также обеспечивает решение задач в интересах безопасности России.

Кабмин пояснил, что соглашение c Кубой для его вступления в силу подлежит ратификации, так как оно "содержит иные правила", чем те, которые прописаны в действующем законодательстве страны.

Документ был рассмотрен и одобрен на заседании правительства РФ 5 июня 2014 года.

ГЛОНАСС на китайской территории

Между Россией и Китаем будет подписан меморандум о размещении трех наземных станций ГЛОНАСС на китайской территории. В свою очередь Китай разместит три станции системы Beidou в РФ. Об этом вчера СМИ сообщил в июне 2014 года заместитель руководителя Федерального космического агентства (Роскосмос) Сергей Савельев. По его словам, меморандум уже готов к подписанию, и Роскосмос подтверждает намерение о сотрудничестве и об установке станций на взаимовыгодных условиях.

В ноябре 2014 года было сообщено, что ОАО «Российские космические системы» (РКС), входящее в ОРКК, готово к размещению в Китае станций системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ) российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. РКС представляет высокотехнологичные разработки в сфере навигации, дистанционного зондирования Земли, связи и безопасности в составе объединенной экспозиции ОРКК на Китайской международной авиационно-аэрокосмической выставки (Airshow China 2014).

Размещение станций российской системы дифференциальной коррекции и мониторинга на территории КНР повысит навигационные характеристики для потребителей сигналов ГЛОНАСС. СДКМ – функциональное дополнение к спутниковой навигационной системе ГЛОНАСС; предоставляет информацию о целостности навигационного поля, корректирующую информацию к эфемеридам (координатам спутников) и частотно-временным параметрам, и данные о величине вертикальной ионосферной задержки.

Высокоточные навигационные технологии незаменимы на транспорте и в сельском хозяйстве, в поиске и спасении людей, при мониторинге окружающей среды, охране правопорядка и мониторинге сложных инженерных сооружений. Работа служб доставки, управление транспортом банков и инкассаторских организаций, оптимизация логистических процессов, контроль местоположения техники основаны на современных навигационных сервисах.

Спрос на услуги по предоставлению высокоточной навигации Precision Point Positioning (PPP) растет, и успешная совместная работа с китайскими партнерами по взаимному размещению наземных средств коррекции в России и КНР для ГЛОНАСС и китайской Beidou особенно актуальна.

По данным на ноябрь 2014 года на территории России находится 19 станций СДКМ, позволяющих потребителям принимать навигационный сигнал с точностью до одного метра. Три станции – в Антарктиде, одна в Бразилии, две планируется открыть в Казахстане и одну в Белоруссии.

Россия и Индия будут сотрудничать в сфере ГЛОНАСС

В октябре 2014 года в Дели состоялась встреча Российско-индийской рабочей группы по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству. Представители Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства жилищного строительства, Центробанка России и соответствующих профильных индийских ведомств обсудили перспективные направления сотрудничества двух стран. Во встрече принял участие руководитель службы международных проектов НП «ГЛОНАСС» Бондаренко Александр .

Обсуждая вопросы взаимодействия в области навигационных технологий на основе ГЛОНАСС, стороны подтвердили, что успешный опыт реализации масштабных проектов в области спутниковой навигации, наработанный Федеральным сетевым оператором в сфере навигационной деятельности НП «ГЛОНАСС», может быть использован в Республике Индия.

В рамках стратегической программы Make in India, о запуске которой недавно объявил индийский премьер-министр Нарендра Моди, стороны рассматривают возможность развертывания в Индии производства навигационных устройств с поддержкой ГЛОНАСС.

Для внедрения навигационных технологий на основе ГЛОНАСС в Индии были выбраны приоритетные направления:

  • управление силами и средствами полиции и специальных служб;
  • создание национальной системы экстренного реагирования при авариях;
  • создание систем контроля и эффективного управления муниципальными перевозками, а также обеспечения безопасности пассажиров;
  • создание систем контроля коммерческого транспорта;
  • внедрение навигационных технологий в деятельность страховых компаний;
  • контроль состояния стационарных и природных объектов;
  • строительство систем платности дорог.

Вопросы сотрудничества России и Индии, в том числе в области спутниковых навигационных технологий, будут рассматриваться 5 ноября в ходе очередного заседания Межправительственной Российско-Индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству под председательством вице-премьера России Дмитрия Рогозина и министра иностранных дел Республики Индии Сушмы Сварадж.

В декабре 2014 года в рамках официального визита президента Российской Федерации Владимира Путина в Индию был подписан ряд соглашений, направленных на укрепление сотрудничества двух стран. Одним из них стал меморандум о взаимопонимании между Некоммерческим партнерством «ГЛОНАСС» и индийской компанией Eirene Systems Private Limited (ESPL).

Согласно подписанному меморандуму, стороны будут расширять и укреплять сотрудничество в сфере совместного развития спутниковых навигационных систем и геоинформационных систем путем совместной разработки, производства и реализации решений, технологий и продуктов в этой области. Интеграция усилий будет способствовать успешной реализации проектов по внедрению навигационно-информационных услуг на основе ГЛОНАСС в Индии.

Для развития проектов с использованием навигационных будет создано совместное российско-индийское предприятие. Организация будет заниматься производством оборудования и внедрением навигационно-информационных систем.

В рамках СП предполагается развертывание национальной навигационной платформы для обеспечения потребителей навигационно-информационными услугами на основе ГЛОНАСС. Первоочередными проектами могут стать «Безопасный автобус», модернизация сил и средств полиции, решение для контроля ж/д перевозок, управление логистическими цепочками. Также планируется обсудить проведение НИОКРа по созданию навигационного приемника с поддержкой российской ГЛОНАСС и индийской IRNSS по технологии 40 нм.

2013: Как ЦРУ и Пентагон добились запрета ГЛОНАСС в США

В конце 2013 года президент США Барак Обама подписал закон о расходах на оборону, который фактически запрещает строительство на американской территории станций российской системы ГЛОНАСС[8].

Чтобы станции были допущены на территорию США, министр обороны и директор национальной разведки должны заверить конгресс, что объекты не станут использоваться для разведывательной деятельности против США и будут передавать только открытые данные. При этом система ГЛОНАСС не должна повысить эффективность российских вооружений и ослабить позиции американской системы GPS на рынке.

В ноябре 2013 газета New York Times писала, что ЦРУ и Пентагон официально обратились в Государственный департамент США с просьбой не допускать строительства на территории Соединенных Штатов центров мониторинга российской спутниковой системы ГЛОНАСС. Военные и спецслужбы аргументировали свою позицию опасениями, что с помощью центров мониторинга Россия может осуществлять слежку за секретными объектами и увеличивать точность управления своими ракетами.

Источник РБК на двигателестроительном предприятии «Энергомаш», расположенном в подмосковных Химках, рассказал, что с США в 1997 году подписан опцион на поставку 101 двигателя РД-180, предназначенного для американских ракет «Атлас». Примерная стоимость контракта – 1 млрд. долл. Покупателем выступает американская компания United Launch Alliance (совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing). Опцион, по словам собеседника РБК, рассчитан до 2020 года, к настоящему моменту выполнен примерно на 70%.

В рамках опциона, продолжил источник, из переданных американской стороне 70 двигателей, примерно 40 уже вывели на орбиту ракеты «Атлас-5». По словам сотрудника НПО «Энергомаш», с американской стороной также уже есть договоренности о поставке им в период до 2017 года еще 29-ти двигателей. Стоимость одного двигателя в настоящий момент, по словам источника, примерно 10-15 млн. долл.

Россия направила запрос в США на строительство станций системы ГЛОНАСС в мае 2012г. Роскосмос планировал разместить там восемь станций. Разработка системы ГЛОНАСС была начата в 1970-е гг., а полностью принята в эксплуатацию Министерством обороны в 1993г. Россия опередила в этом американского конкурента - GPS, который официально был признан готовым к эксплуатации спустя два года - в 1995г.

В ноябре 2014 года в условиях санкций США отказались от переговоров с Россией по размещению станций навигационной системы ГЛОНАСС на американской территории. Россия оставит в силе запрет на использование в военных целях станций GPS, находящихся в нашей стране, однако новых ограничений вводить не будет. Об этом сообщил заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин в интервью ИАР "ТАСС".

Всего на территории России действует 11 станций GPS. Они расположены в Калужской и Свердловской областях, Красноярском крае, Республике Саха - Якутия, Иркутске, Магадане, Южном Сахалине, Петропавловске-Камчатском. Наземные станции используются для уточнения координат, но их отключение не нарушит функционирование системы GPS, заявлял ранее чиновник одного из профильных ведомств США. Можно исказить передачу сигнала, снизить точность, но отключить его невозможно, уточнял человек, близкий к Пентагону.

2011

Шведы: ГЛОНАСС работает лучше, чем GPS

Шведская компания Swepos, национальная сеть спутниковых опорных станций, предоставляющих данные о позиционировании в режиме реального времени, заявила, что в северных широтах ГЛОНАСС работает лучше, чем GPS, сообщает Reuters.

Данные со спутников, полученные через опорные станции Swepos, предоставляются компаниям для решения задач, требующих точных координат: например, для геодезических сервисов, составления географических баз данных, изучения движения земной коры с миллиметровой точностью.

«Она (система ГЛОНАСС, - прим. CNews) работает немного лучше в северных широтах, потому что орбиты ее спутников расположены выше, и мы видим их лучше, чем спутники GPS», - заявил замглавы подразделения геодезических исследований Swepos Бо Йонссон (Bo Jonsson). Он также отметил, что 90% их клиентов используют ГЛОНАСС в комбинации с GPS.

Стоит отметить, что российскую навигационную систему шведская компания использует уже несколько лет: так, в 2006 г. сеть Swepos совокупно насчитывала 120 станций с приемниками ГЛОНАСС и GPS.

По состоянию на апрель 2011 года на орбите работают 23 спутника ГЛОНАСС. Для глобального покрытия необходимо 24 спутника. До конца года Путин потребовал довести численность космических аппаратов в группировке до 29-30.

Американцы и англичане встраивают ГЛОНАСС в свои чипы

Чипы с поддержкой ГЛОНАСС для потребительских устройств готовят сразу несколько западных производителей микроэлектроники: помимо французской STMicroelectronics, о решении, которой CNews писал несколько дней назад, российской навигационной системой заинтересовались компании Atheros (США), Broadcom (США) и CSR (Великобритания).

Как рассказал CNews директор китайского производителя навигаторов Mio по региону EMEA Стив Чанг (Steve Chang), с перечисленными поставщиками из США и Великобритании его компания уже ведет переговоры о поставках ГЛОНАСС-чипов для использования в навигаторах.

В Atheros, основным направлением деятельности которой является разработка Wi-Fi чипов для компьютеров и ноутбуков, подтвердили CNews, что ряд их новых GPS-решений будет поддерживать ГЛОНАСС. Представитель компании Грег Вуд (Greg Wood) сообщил, что анонсировать эти решения планируется в ближайшее время. Спецификации продуктов пока не раскрываются.

В начале 2010 г. о покупке Atheros за $3,1 млрд объявил Qualcomm, производитель процессоров для мобильных устройств, который также уже представил чипы с ГЛОНАСС. Одна из моделей используется в смартфоне производства китайской ZTE – он в конце декабря 2010 г. был продемонстрирован премьер-министру Владимиру Путину в качестве первого устройства такого рода с ГЛОНАСС. Продавать смартфон с весны начнет МТС под своим брендом.

Решение с поддержкой ГЛОНАСС числится в списке продуктов, которые в 2011 г. планирует представить Broadcom, разработчик микросхем для средств связи. В частности, в roadmap компании заявлена модель многофункционального монолитного чипа с поддержкой систем навигации ГЛОНАСС, GPS и японской QZSS.

Компания SirF (с 2009 г. - в составе группы компаний CRS), специализирующаяся на разработке чипсетов и софта для потребительских навигационных устройств, еще несколько лет назад сообщала о намерениях выпускать решения с поддержкой всех коммерчески выгодных навигационных систем, включая ГЛОНАСС. Директор по маркетингу SirF Грег Турецки (Greg Turetzky) отмечал рост спроса на оборудование с ГЛОНАСС на мировом и российском рынке.

2010

По состоянию на август 2010 г. в США расширяется рынок устройств с возможностью навигации в системе ГЛОНАСС. Причиной этого видят российскую политику, которая проводится в данном направлении. «Россия поддерживает долгосрочную политику открытого и бесплатного доступа к сигналам ГЛОНАСС по всему миру. В результате компании-производители оборудования для спутниковой навигации используют ГЛОНАСС в своих решениях», - заявил CNews представитель Trimble.

Известно, что поддержка российской навигационной системы ведет к существенному удорожанию стоимости устройств. GPS-приемники американской Trimble серии Net-G3 можно купить в России у дистрибутора «Прин» за 255 тыс. руб. (август 2010 г), а аналогичные устройства с поддержкой ГЛОНАСС и европейской GALILEO – уже за 295 тыс. руб.

Поддержка двух и более систем дает ощутимые преимущества в точности и надежности определения координат, а также независимость от доступности сигналов одной единственной спутниковой системы. Оборудование с возможностью навигации в системе ГЛОНАСС Trimble продает с 2006 г.,

Устройства с поддержкой навигации в системе ГЛОНАСС уже предлагают и другие иностранные производители: например, японская Topcon, швейцарская Leica Geosystems, канадские Novatel («дочка» шведской Hexagon) и SkyWave Mobile Communication, бельгийская Septentrio. Продуктовые линейки этих компаний включают приемники или терминалы для промышленного использования, оборудованные модулем ГЛОНАСС/GPS. Они применяются для инженерно-строительных задач, в геодезии, картографии, сельском хозяйстве.

В геодезии навигационные приемники используются при построении и проектировании геодезических сетей, проведении работ по землеустройству и межеванию, для наблюдения за деформациями поверхности земли. В сельском хозяйстве они могут использоваться, например, при внедрении точного земледелия, предполагающего, что агротехнические операции, например - внесение удобрений, проводится не равномерно, как в традиционном земледелии, а дифференцированно для каждой точки поля.

Рост интереса иностранцев к ГЛОНАСС подтверждает Александр Гурко, генеральный директор российского федерального ГЛОНАСС-оператора «Навигационно-информационные системы» (НИС). Все больше и западных, и азиатских производителей оборудования для навигации, по его словам, оснащают свою продукцию ГЛОНАСС или рассматривают такую возможность: «Этот рынок обладает большим потенциалом, поэтому он и интересен иностранцам».

Риска того, что иностранцы отберут у России рынок ГЛОНАСС-устройств, Гурко не видит. Более того, по мнению гендиректора НИС, выход технологии за пределы страны необходим для ее развития. «Ни в коем случае не следует ограничивать этот рынок для зарубежных производителей: как известно, технологии, использование которых носит лишь локальный характер, со временем с большей вероятностью становятся нежизнеспособными, - уверен он. - Государство заинтересовано в распространении этой технологии по всему миру».

См. также

Примечания



ПРОЕКТЫ (34) ПРОЕКТЫ НА БАЗЕ (308) ИНТЕГРАТОРЫ (16)
РЕШЕНИЕ НА БАЗЕ (39) СМ. ТАКЖЕ (678) ОТРАСЛИ (30)
ГЕОГРАФИЯ

ЗаказчикИнтеграторГодПроект
- Агрофирма Мценская
Фарватер (CAN-технологии)2017.03Описание проекта
- Министерство транспорта РФ
Кронштадт2017.02Описание проекта
- ФСК ЕЭС - Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы2015.10Описание проекта
- Департамент здравоохранения Владимирской области
Ростелеком Центр (ЦентрТелеком) Макрорегиональный филиал2015.09Описание проекта
- Региональный навигационно-информационный центр Владимирской области (РНИЦ)
МегаФон2014.08Описание проекта
- Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы2014.08Описание проекта
- Единые Техно Системы (ЕТС)
Без привлечения консультанта или нет данных2013.11Описание проекта
- Транснефть АК
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы2013.11Описание проекта
- Министерство внутренних дел РФ (МВД)
DEPO Computers (ДЕПО Электроникс)2013.07Описание проекта
- Аэропорт Внуково
SpaceTeam (СпейсТим)2013.06Описание проекта
- Росводоканал ГК
Без привлечения консультанта или нет данных2013.06Описание проекта
- Башавтотранс ГУП
МегаФон2013.04Описание проекта
- Сандвик Майнинг энд Констракшн СНГ (Sandvik)
Интеллектуальные телематические системы и сервисы (ИТС&С)2012.11Описание проекта
- Правительство Камчатского края
Без привлечения консультанта или нет данных2012.09Описание проекта
- Центральная диспетчерская служба Воронежа
МегаФон2012.04Описание проекта
- Министерство информационных технологий и связи Свердловской области
Без привлечения консультанта или нет данных2012.03Описание проекта
- 780 Ремонтный завод ТСК
ГЛОНАСС Северо-Запад2012.01Описание проекта
- Третий парк
ГЛОНАСС Северо-Запад2012.01Описание проекта
- Правительство Курганской области
Без привлечения консультанта или нет данных2011.09Описание проекта
- Администрация республики Дагестан
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы2011.08Описание проекта
- Башкирнефтепродукт
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы2011.08Описание проекта
- Администрация Новокузнецкого района Кемеровской области
Единая Национальная Диспетчерская Система (ЕНДС)2011.04Описание проекта
- Газпром газораспределение Тула
Без привлечения консультанта или нет данных2011.04Описание проекта
- Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
Российские космические системы (РКС)2011.03Описание проекта
- Министерство транспорта РФ
Без привлечения консультанта или нет данных2011.02Описание проекта
- Кофе Хауз
Геолайф ГК (Geolife)2010.12Описание проекта
- Автобаза Правительства Ленинградской области
ГЛОНАСС Северо-Запад2010.10Описание проекта
- Министерство внутренних дел (МВД) республики Карелия
ПетерСтар2010.10Описание проекта
- Государственная фельдъегерская служба РФ (ГФС России)
ГЛОНАСС Северо-Запад2010.08Описание проекта
- Администрация Липецкой области
МегаФон2010.07Описание проекта

<< < 1 2 > >>


Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2015 год
2016 год
2017 год
Текущий год

  Omnicomm (1, 7)
  Motorola Solutions (1, 2)
  Антор Бизнес Решения (Antor) (1, 1)
  Адвантум (Advantum) (1, 1)
  Автодория (1, 1)
  Другие (3, 3)

Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения

За всю историю
2015 год
2016 год
2017 год
Текущий год