Концепция и особенности модели DaaS. Видение ГК "Навигатор" и HP

Продукт
Название базовой системы (платформы): HP Device as a Service (HP DaaS)
Разработчики: Навигатор (nav-it.ru)
Технологии: DaaS - Desktop as a Service

К 2020 году термин Device as a Service (DaaS) или его русский перевод – «устройство как услуга» получил широкое распространение на рынке, но каждый из игроков интерпретирует его по-своему. ГК Навигатор одной из первых получила статус HP DaaS партнёра, и уже больше года реализует проекты в этом направлении. В данной статье раскрывается видение услуги Device as a Service (DaaS) для персональных устройств и объясняется, почему именно такой подход выбран.

Только ленивый не упоминает о том, что в портфеле решений компании есть услуга DaaS, но в подавляющем большинстве под этим подразумевается покупка оборудования с привлечением одного из финансовых инструментов: операционного или финансового лизинга, рассрочки или товарного кредита. При этом в основной массе оборудование так или иначе по завершению контракта переходит в собственность покупателя (лизингополучателя), поэтому это уже нельзя называть DaaS. В данном варианте теряется сама суть термина, и устройство перестает быть сервисом, а становится товаром.

С точки зрения автора статьи, только операционный лизинг, как инструмент финансирования, может быть частью полноценного DaaS проекта. В этом случае оборудование не переходит в собственность потребителя услуги, применяется выгодная ставка, исключается остаточная стоимость и по принятым системам учёта РСБУ и МСФО расходы признаются как OPEX. Вариант аренды оборудования от поставщика возможен только на малых и средних проектах. В качестве лизингодателя привлекается HPE Financial Services, поскольку они могут предоставлять операционный лизинг в двух валютах, имеют возможность заключения рамочного договора и гибко подходят к типам финансируемого оборудования.

Интерфейс системы управления DaaS
Интерфейс системы управления DaaS

Вторым существенным моментом, определяющим суть термина DaaS, является набор услуг, который оказывается помимо передачи самого устройства. На взгляд автора необходимо выстроить правильный баланс между сервисами производителя оборудования и его поставщиком. Где применимо, используются все возможности производителей, как заводские настойки, кастомизация, маркирование, так и до комплектации коробки аксессуарами для рабочего места, так как для крупных и регионально распределённых проектов это сокращает сроки и стоимость работ на местах.

Полный набор услуг по комфортному предоставлению и развертыванию этого сервиса:

  • доставка до использования,
  • погрузочно-разгрузочные работы,
  • развертывание без остановки работы,
  • настройка и введение в домен,
  • обучение пользователя мало известным для него особенностям техники,
  • утилизация упаковки,
  • при необходимости утилизацию или выкуп старого устройства.

Третьим этапом DaaS проекта является сам процесс использования сервиса заказчиком. И тут появляется значительное отличие от обычной поставки и поставки с лизингом. В базовом сценарии ГК "Навигатор" обязуется решать вопросы доступности сервиса: предоставлять подменный фонд, осуществлять ремонт на месте эксплуатации. Перспективным решением по обеспечению доступности стала для ГК "Навигатор" система HP TechPulse с помощью, которой группа обеспечивает мониторинг здоровья устройств по 8 показателям, проактивную замену в случае риска выхода из строя, а так же предоставляет ИТ специалистам заказчика консультации по ошибкам приложений и операционной системы, по статистике использования оборудования, качеству его соответствия конкретным рабочим нагрузкам каждого пользователя. Для заказчиков с развитой первой линей поддержки предлагается взять на себя уровни выше по клиентскому оборудованию, в том числе с использованием средств удалённого управления аппаратного уровня Intel vPro и AMD DASH. Где требуется, предлагается организовать все линии своими силами. Неотъемлемой частью услуги DaaS является выделение заказчику персонального менеджера, который полностью контролирует процесс предоставления сервиса.

Ещё один важный вопрос - оптимальный срок проекта DaaS или возможные границы предоставления услуг. С точки зрения терминологии очень бы хотелось предоставить сервис с любым сроком возврата оборудования, как уже привыкли потребители облачных сервисов (от одного часа), но в российских реалиях и с учётом особенностей «не облачной» передачи устройств пользователям это невозможно. В сложившейся практике привлечения финансирования в проект есть возможность устанавливать срок от года до пяти лет. Практика ГК "Навигатор" показывает, что оптимальный вариант - 3 года исходя из следующих параметров:

  • оптимальные финансовые условия операционного лизинга с учётом остаточной стоимости оборудования, достаточный горизонт финансового и организационного планирования;
  • соответствие циклам обновления оборудования, которые сильно сжимаются последние годы - за этот срок происходит существенный рост производительности, улучшается безопасность, меняются форматы устройств;
  • обеспечение оптимальной доступности сервиса, риск возникновения проблем с оборудованием заметно вырастает к концу 4-ого года эксплуатации, особенно с мобильными устройствами (деградация батарей, шоковые условия эксплуатации).

Проект DaaS с трёхлетним сроком уже максимально близок к коробочному решению, но, безусловно, тщательно анализируется ситуация с текущим парком устройств заказчика, анализируются возможности/задачи внутреннего ИТ и обсуждаются задачи бизнеса, чтобы найти оптимальное решение для проекта с разными сроками обновления для разного клиентского оборудования.

Подводя итог нужно сказать, что реализация DaaS проектов действительно отличается от простых поставок: это длительные отношения с ИТ, финансами заказчика и, что важнее, его пользователями. Сколько бы парт-номеров производителей, контрактов, систем не было бы в бекэнде проекта, ГК "Навигатор" стремится, чтобы словами заказчиков DaaS выражался достаточно просто - проект обеспечения сотрудников компании высоко доступными, технологически актуальными персональными устройствами с регулярными фиксированными платежами.

Виктор Гурманский



Подрядчики-лидеры по количеству проектов

За всю историю
2017 год
2018 год
2019 год
Текущий год

  ЛанКей (LanKey) (1)
  Другие (0)

Данные не найдены

Данные не найдены

Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2017 год
2018 год
2019 год
Текущий год

  Microsoft (9, 37)
  VMware (8, 3)
  ActiveCloud by Softline (АктивХост РУ) (2, 2)
  Citrix Systems (2, 1)
  Oracle (3, 0)
  Другие (7, 0)

  Microsoft (1, 2)
  ActiveCloud by Softline (АктивХост РУ) (1, 2)
  Другие (0, 0)

  Microsoft (1, 1)
  Другие (0, 0)

Данные не найдены

Данные не найдены

Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения

За всю историю
2017 год
2018 год
2019 год
Текущий год

  Microsoft Hyper-V - 37 (37, 0)
  ActiveDesk - 2 (2, 0)
  VMware ESXi - 2 (2, 0)
  Citrix XenServer - 1 (1, 0)
  DEAC Виртуальный рабочий стол (DaaS) - 0 (0, 0)
  Другие 0

  ActiveDesk - 2 (2, 0)
  Microsoft Hyper-V - 2 (2, 0)
  Другие 0

  Microsoft Hyper-V - 1 (1, 0)
  Другие 0
Данные не найдены
Данные не найдены