Этран - Электронная транспортная накладная

Продукт
Разработчики: ИнтэлЛекс (Intellex)
Дата премьеры системы: 17 сентябрь 2002 года
Дата последнего релиза: 2014/09/17
Отрасли: Транспорт
Технологии: Учетные системы

Содержание



ЭТРАН (Электронная ТРАнспортная Накладная) - автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов. Система впервые включает клиента (грузоотправителя, грузополучателя, экспедитора) в технологический цикл приема заявок и оформления перевозок, обеспечивая ему возможность оформления заявки на перевозку, подготовки электронной накладной, получения итоговых документов, получения результатов расчетов провозной платы по перевозкам и отслеживания хода перевозок грузов со своего рабочего места. Также, клиенту предоставляется возможность получения информации обо всех грузах, отправленных в его адрес.

В основу решения положены требования, установленные Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

Изначально созданная как прикладной инструмент, система ЭТРАН на седьмом году своего существования перешла к функционированию в качестве полноценной учетной системы, способной контролировать бизнес-процессы грузоперевозок.

  • ЭТРАН охватывает 100% железнодорожных грузоперевозок на территории Российской Федерации.
  • В месяц через ЭТРАН проходит (по данным за сентябрь 2017 года) 5 млн документов различного типа.
  • C сентября 2016 по август 2017 через систему было оформлено 1 334 тыс тонн грузов.
  • К ЭТРАН подключено 45 203 пользователей из 3 875 подразделений ОАО «РЖД» и 8 367 внешних организаций-клиентов.

2017: 15 лет

17 сентября системе ЭТРАН исполнилось 15 лет. Система постоянно совершенствуется и обрастает новыми функциями. В этом году приоритетным для системы направлением стало ускорение оформления перевозок. Специалистами «ИНТЭЛЛЕКС» была проведена масштабная работа по внедрению автоматического согласования заявок на перевозку: практически полностью исключено согласование на дорожном уровне. Ведётся работа и с международными перевозками.

Благодаря этой опции повысилась клиентоориентированность Российских железных дорог. Согласно исследованию журнала «РЖД-Партнёр»[1] оперативность согласования заявок оценена выше, чем в предыдущем квартале 2017 года. Этот критерий занимает второе место по количеству набранных итоговых баллов. «Заявки согласовываются очень быстро. В среднем процесс согласования по внутрироссийским перевозкам занимает от 3 до 5 минут», – сообщил один из респондентов. Ранее время согласования составляло несколько суток.

Технология перемещения[2], внедрённая в декабре 2016 года, способствовала реализации проекта автоматического согласования. Также было автоматизировано согласование запросов-уведомлений, которое позволяет согласовать документы на подсыл порожних вагонов и тем самым разгрузить припортовые станции.

Технология перемещения вагонов с путей необщего пользования припортовых станций позволила освободить подъездные пути, сократила порожний пробег вагонов, позволила повысить уровень доходов операторов подвижного состава за счёт сокращения простоев.

В 2017 году к ним прибавились другие запросы-уведомления по вагонам, прибывшим на станцию назначения с грузами. Согласование по нормативам составляло до 4 часов. Сейчас грузоотправителям не нужно столько ждать. Вагон оформляется за минуты. Клиенты пересмотрели свои внутренние бизнес-процессы, оптимизировали их. После согласования запросов-уведомлений вагон технически готов продолжать работу.

Развивается система информирования. Через email и портал ОАО «РЖД» сейчас можно получить информацию о выводе вагонов на пути общего пользования и прибытии вагона на приграничную станцию.

Владелец вагона также имеет возможность проинформировать перевозчика о том, куда направить вагон далее. Для вагонов, отправившихся в путь по договору СМГС, не указываются сведения по заявке, и цели перевозки. По прибытии на территорию России эти данные могут быть оперативно внесены, что также уменьшает время простоя вагона.

Летом в Пекине ОАО «РЖД» и Китайские железные дороги подписали соглашение об электронном обмене данными при перевозках грузов в международном железнодорожном сообщении.

Основная цель соглашения — обеспечить передачу в реальном времени данных перевозочных и товаросопроводительных документов. Специалистами «ИНТЭЛЛЕКС» была проведена подготовительная работа и внедрение электронного документооборота на этом направлении.

Объем перевозок между странами растёт, транзитные контейнерные перевозки по направлению Китай — Россия — Европа за последние два года увеличились на 90%.

В перспективе электронный документооборот упростит контрольные процедуры в пунктах пропуска и сократит время таможенного оформления, тем самым повысив скорость движения поездов на российско-китайской границе. Таким образом, транзитный потенциал МТК Приморье-1 и Приморье-2 будет в полной мере реализован.

2016: ЭТРАН - добавлены формы документов

20 сентября 2016 года компания ИнтэлЛекс сообщила каким ЭТРАН будет в 2017 году.

Компания планирует увеличить количество электронных финансовых документов, доступных для оформления в системе, поддерживать единое информационное бизнес-пространство и работать над переводом документации по экспортным перевозкам в электронный вид.

Документооборот в ЭТРАН, (2014)


В 2016 году в состав электронного документооборота ОАО «РЖД» с применением системы ЭТРАН вошли формы документов:

  • уведомление о подаче вагонов клиенту, досылочная дорожная ведомость;
  • уведомление о завершении грузовой операции или подаче вагонов на выставочный путь;
  • акт выполненных работ, перечень к нему и счет-фактура.

Кроме того в ЭТРАН реализованы:

  • поддержка процесса ускоренного согласования заявок формы ГУ-12 на перевозку грузов;
  • поддержка соглашений о внесении изменений в заявки ГУ-12 по фактическому приёму груза к перевозке;
  • технология «Правил перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте», в соответствии с новыми редакциями документов «Устав железнодорожного транспорта» и «Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом»;
  • технология автоматизированного применения Приказа Минтранса России от 07.07.2015 № 214 «Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозок, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования основанием отказа в согласовании запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов»;
  • обновления, связанные с изменением «Правил приёма заявок на железнодорожном транспорте» и «Правил исчисления сроков доставки».
  • возможность подачи и согласования заказов на предоставление вагонов ОАО «ФГК» через «единое окно» АС ЭТРАН.

Запуск технологии подачи и согласования заявок через единое окно (на примере перевозок в полувагонах ОАО «ФГК») позволил создать единое информационное пространство перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя и оператора подвижного состава.

С помощью АС ЭТРАН грузоотправитель имеет возможность заказать перевозку напрямую у перевозчика, а вагоны — у оператора подвижного состава. При этом участники процесса действуют в едином информационном поле заявок на перевозку грузов, заказов подвижного состава и перевозочных документов. По мнению разработчиков, такой подход повышает эффективность электронного взаимодействия и уменьшает затраты от неэффективного планирования и транспортировки грузов.

2014: ЭТРАН оснащается функционалом информирования

17 сентября 2014 года компания ИнтэлЛекс сообщила о развитии функционала системы ЭТРАН за счёт автоматизации уведомления клиентов с помощью SMS или посредством e-mail.

Обновленная система ЭТРАН проследит за таможенным оформлением грузов и пришлет SMS о прибытии вагона.

Компания «ИнтэлЛекс» автоматизировала взаимодействие между железной дорогой и таможней в области импорта, экспорта и транзита грузов, запустила в опытную эксплуатацию SMS и e-mail информирование клиентов и мониторинг кредиторской заложенности.

Своевременное информирование клиента о необходимости пополнить счет поможет избежать задержек оформления перевозок из-за недостаточности средств на лицевом счету. Менеджер ЦФТО может рассчитать уровень планируемого расхода, сумму необходимой оплаты и сообщить эти данные клиенту.

2012

17 сентября 2012 года система ЭТРАН ОАО «РЖД», разработанная специалистами ЗАО «ИнтэлЛекс», отметила свой первый юбилей. В 2012 году система развивалась в нескольких направлениях: от простого учета услуг к большому количеству управляющих решений; от внутреннего обмена данными к трансграничному.

За счет реализации проекта трансграничного обмена данными система ЭТРАН перешагнула границы России: уже налажен двухсторонний обмен электронными накладными на порожние вагоны между Россией и Финляндией, приходят вагоны с электронными накладными из Латвии. С начала 2012 года ведутся подготовительные работы по организации электронного документооборота с республикой Беларусь. В ближайшей перспективе эксперимент по обмену электронными накладными может быть распространен на перевозки в направлении остальных стран Балтии, а также Казахстана и Киргизии.

Создание функций, направленных на повышение качества планирования перевозок в целом и перемещения порожних вагонов в частности, также стали важным направлением деятельности разработчиков системы в этом году. В настоящий момент для решения маркетинговых задач реализованы контроли различного уровня, например, касающиеся планирования перевозок, обработки уведомлений о перемещении порожних вагонов, работы с доверенностями на право отправления порожнего вагона.

«Важным достижением года стало введение функционала `Контроли ЦФТО[1]", который позволил нам отказаться от ведения части оперативных контролей в пользу заказчика. Новый функционал, несомненно, сделал общение пользователей с системой ЭТРАН еще комфортнее», — поделился итогами года руководитель отдела разработки программного обеспечения компании «ИнтэлЛекс» Николай Артамонов.

По данным за июль-август 2012 года в системе ежемесячно оформляется более 1,5 миллионов накладных на перевозку. Юбилейную накладную ровно через 10 лет после оформления первой накладной завела в систему ЭТРАН агент СФТО со станции Уфа Куйбышевской железной дороги Самойлова Лада Владимировна. Напомним, что первая электронная накладная была оформлена в 07:48 по московскому времени на станции Злобино Красноярской железной дороги.


Базовый функционал

  • Оперативный контроль над ходом согласования заявок.
  • Планирование расходов Клиента за счет предварительного расчета стоимости перевозки по подаваемой заявке.
  • Возможность оперативного уточнения заявки до начала перевозки груза (по каждой отправке).
  • Возможность оформления перевозочных документов с использованием данных согласованной заявки.
  • Исключение вероятных ошибок в расчете провозной платы, связанных с ручным вводом перевозочных документов работником железной дороги.
  • Сокращение времени оформления перевозки за счет использования технологии обмена электронными данными.
  • Подача заявок в электронном виде с указанием пограничных передаточных станций в соответствии с планом формирования
  • Возможность получения оперативной информации о состоянии лицевого счета.
  • Наличие средств защиты информации, сертифицированных соответствующими государственными органами;
  • Наличие механизмов электронно-цифровой подписи, позволяющих после создания удостоверяющих центров перейти на полностью безбумажную технологию обмена документами;
  • Полный технологический цикл формирования документов в соответствии с Правилами перевозок грузов (заявка, перевозочные документы по отправлению на основе заявки, раскредитованные документы по прибытию дополнением документов по отправлению и т.д.);
  • Оформление всех видов железнодорожных документов, сопутствующих перевозке грузов.

Примечания

  1. Журнал «РЖД-Партнёр» проводит исследование по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом – Индекс общего уровня удовлетворённости качеством услуг (далее – Индекс качества).
  2. Постановление Правительства РФ от 31.10.2015 № 1180 «Об утверждении Правил перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте». Распоряжение ОАО «РЖД» от 14.06.2016 № 1144р «Об утверждении Технологии взаимодействия подразделений ОАО «РДЖ» при организации перемещения порожних грузовых вагонов с припортовых железнодорожных станций».




Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2016 год
2017 год
2018 год

Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения

За всю историю
2016 год
2017 год
2018 год