Boeing 737

Продукт
Разработчики: Boeing (Боинг)
Отрасли: Транспорт

Содержание

2020

В ПО самолётов Boeing нашли новый брак

6 февраля 2020 года стало известно о новом дефекте в программном обеспечении самолёта Boeing 737 MAX. Как сообщает Bloomberg со ссылкой на главу Федерального авиационного управления США (FAA) Стива Диксона (Steve Dickson), речь идет о неполадках в системе стабилизации.

Проблема связана с неверной работой светового индикатора, предупреждающего о неисправности системы продольной балансировки в самолете. Лампочка на приборной доске «остается включенной дольше необходимого», пояснил он.

В программном обеспечении Boeing 737 MAX нашли новый дефект
В программном обеспечении Boeing 737 MAX нашли новый дефект

Производитель выявил неисправность во время летных испытаний и сообщил о ней Федеральному авиационному управлению в конце 2019 года.

Boeing собирается переписать программное обеспечение 737 MAX. Компания планирует обновить софт для двух бортовых компьютеров, которые должны во время полета по очереди считать параметры самолета.

Отмечается, что проблему необходимо устранить, прежде чем авиалайнер можно будет вернуть в эксплуатацию после снятия с производства. Сколько времени может потребовать устранение неполадки, не сообщается.

Boeing официально объявила, что эксплуатация проблемного самолета 737 MAX может возобновиться не ранее середины 2020 года. Российские авиакомпании заказали 59 машин этого типа. Источники газеты «Коммерсантъ» среди участников рынка говорят, что после формального начала поставок до реальных полетов дело дойдет нескоро — еще придется переобучать пилотов, что может занять несколько месяцев из-за ограниченного количества тренажеров.

6 февраля 2020 года Стив Диксон заявил журналистам в Лондоне, что сертификационный полет (ключевой регуляторный шаг, позволяющий лайнера снова начать летать с пассажирами) 737 MAX может состояться в течение следующих нескольких недель.

6 февраля 2020 года, когда стало известно о новом программном браке в самолётах 737 MAX, акции Boeing подорожали на 3,7%. За 12 предыдущих месяцев котировки компании просели на 15,7%.[1]

Boeing взяла в кредит $12 млрд для покрытия убытков из-за самолётов с бракованным ПО

В конце 2020 года стало известно о договоренностях, которые Boeing достигла с несколькими банками по поводу предоставления кредитов на общую сумму $12 млрд. Эти деньги компания потратит на покрытие убытков, связанных с производством и эксплуатацией самолётов 737 Max с дефектным программным обеспечением, из-за которого произошли две авиакатастрофы.

Boeing получил первый за 20 лет годовой убыток из-за 737 MAX
Boeing получил первый за 20 лет годовой убыток из-за 737 MAX

Как пишет Financial Times, кредитные организации предоставят Boeing финансирование в виде ссуды с плавающей датой выдачи и двухлетним сроком погашения. В число банков, согласившихся оказать финансовую поддержку компании, вошли Bank of America, Citigroup, JP Morgan Chase, Wells Fargo, Morgan Stanley.

CNBC сообщает, что сумма кредита по меньше на $2 млрд больше, чем первоначально требовалось, что является вотумом доверия производителю со стороны кредиторов. По данным телеканала, ранее в январе 2020 года компания вела с банками переговоры о получении кредита на сумму от $10 млрд.

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings снизило долгосрочный кредитный рейтинг компании до A- с A из-за неопределенности срока возвращения 737 MAX к полетам после двух катастроф, предпосылкой которых стали конструктивные особенности самолета.

Из финансовой отчетности Boeing за 2019 год следует, что компания списала около $9,2 млрд из-за 737 MAX. В эту сумму входят выплаты компенсаций клиентам. Полные потери от запрета полетов и остановки производства этого типа компания оценивает в $18,6 млрд. Только остановка и последующее возобновление производства Boeing 737 MAX будут стоить $4 млрд.

Из-за этих денежных потерь Boeing получила в 2019 году первый годовой убыток с 1997-го. Компания заявила, что ожидает возвращения самолетов 737 MAX в эксплуатацию в середине 2020 года.[2]

Сбой в ПО самолетов Boeing 737 глушит дисплеи в кабине пилота

В программном обеспечении самолетов Boeing 737 Next Generation обнаружена курьезная уязвимость[3]: на дисплеях в кабине пилота перестают отображаться данные, когда авиалайнер идет на посадку в определенных аэропортах. Сбой происходит, когда экипаж самолета пытается запрограммировать автопилот для захода на посадку по приборам на определенные взлетно-посадочные полосы[4].

Если говорить точнее, дисплеи в кабине пилота гаснут при заходе на посадку в семи аэропортах. Пять из них находятся в США, еще два – в Южной Америке (Колумбии и Гайане).

Процедура захода на посадку по приборам позволяет пилотам безопасно посадить самолет при любых погодных условиях, независимо от видимости.

«
«Все шесть дисплеев были заглушены выбранным инструментом захода на посадку по приборам при истинном курсе 270 градусов и оставались пустыми, пока не была выбрана другая взлетно-посадочная полоса», – говорится[5] в сообщении Федерального управления гражданской авиации США, описывающем три инцидента, имевших место при заходе на посадку Boeing 737 Next Generation в аэропорту Барроу (Аляска, США) в 2019 году.
»

Хотя федеральное управление не раскрывает технических подробностей, известно, что у семи взлетно-посадочных полос были «значения широты и долготы, запускавшие режим заглушки дисплеев». Похоже, эти значения каким-то образом вызывали взаимодействие бортовых компьютеров, в результате чего на дисплеях переставала отображаться информация.

Проблема затрагивает модели самолетов 737-600, -700, -700C, -800, -900 и -900ER с программным обеспечением Common Display System Block Point 15 (CDS BP 15) и системами управления полетом U12.

Поставщик деталей для Boeing 737 MAX уволил тысячи сотрудников

Один из крупнейших поставщиков деталей для Boeing 737 MAX компания Spirit AeroSystems временно увольняет около 2,8 тысячи сотрудников из-за приостановки производства этого самолета, говорится на сайте компании[6][7].

«
"Spirit прибегает к таким действиям из-за приостановки производства 737 МАХ и сохраняющейся неопределенности о времени возобновления производства и об уровне производства, когда оно будет возобновлено", - говорится в заявлении.
»

2019

Самолёты создавали «клоуны под надзором обезьян». Обнародована скандальная переписка сотрудников

В начале января 2020 года компания Boeing опубликовала документы о разработке ПО самолетов 737 MAX, два из которых рухнули в ноябре 2018 года и марте 2019-го и унесли жизни 346 человек. В том числе была опубликована скандальная переписка сотрудников, критикующих проект. Один из сотрудником Boeing в обсуждении проблем компьютерного управления лайнером описал проект как «разработанный клоунами под надзором обезьян».

Сотрудник Boeing в переписке назвал 737 MAХ «спроектированным клоунами»
Сотрудник Boeing в переписке назвал 737 MAХ «спроектированным клоунами»

Американские законодатели обвинили компанию в том, что она приняла «скоординированные меры», чтобы скрыть критику сотрудников по поводу несостоятельности ПО самолета 737 MAX и тренажеров для управления данным лайнером. Переписка о клоунах и обезьянах датирована апрелем 2017 года, когда два сотрудника обменивались сообщениями в чате, выражая озабоченность по поводу бракованного ПО.

Некоторые сообщения показывают, что Boeing пыталась избежать дорогостоящего и длительного обучения пилотов на тренажере перед полетами. Один из сотрудников спрашивал другого, посадил бы тот своих родственников на самолет 737 MAX, пилот которого обучался на таком тренажере, и оба решают, что не стали бы.[8]

Кроме того, в переписке высмеивается взаимодействие Boeing с Федеральным авиационным управлением (FAA), которое должно было проверить и одобрить тренажер. В сообщении от ноября 2015 года отражены методы лоббирования, используемые при разговорах с регуляторами.

«
Вероятно, нам понадобится поддержка на самом высоком уровне, когда придет время для окончательных переговоров, — отмечал один из сотрудников в переписке.
»

Компания направила копию сообщений — более 100 страниц документации — в профильные комитеты палаты представителей и сената конгресса. В заявлении Boeing говорится, что эта переписка «абсолютно неприемлемая». Компания извинилась за содержащиеся там «провокационные заявления» перед регулятором, конгрессом, клиентами и пассажирами.

Прекращение производства из-за бракованного ПО

В середине декабря 2019 года Boeing прекратила производство самолётов 737 MAX, которые разбились из-за бракованного ПО и унесли жизни сотен людей.

В компании считают, что сокращение производства позволит ей сосредоточиться на доставке уже готовых самолетов.

Boeing прекратила производство самолётов 737 MAX, которые разбились из-за бракованного ПО
Boeing прекратила производство самолётов 737 MAX, которые разбились из-за бракованного ПО
«
Мы считаем, что это решение является наименее разрушительным для поддержания долгосрочной системы производства и исправности цепочки поставок… Ранее мы заявляли, что будем постоянно проводить переоценку производственных планов, если запрет на полеты MAX будет продолжаться дольше, чем мы ожидал, — добавили в Boeing.
»

В корпорации подчеркнули, что сотрудников, задействованных в сборке лайнеров 737 Max, сокращать не собираются. Они либо продолжат трудиться над производством самолётов этой модели, либо перейдут на другие производства.

Как пишет издание The Wall Street Journal, ежемесячно производилось около 40 самолетов 737 MAX, а в резерве к декабрю 2019 года есть еще 400 экземпляров.

Прекращение полетов одной из самых продаваемых моделей Boeing – 737 MAX – уже обошлось концерну в $9 млрд. Но компания продолжала собирать самолёты. На фоне новостей о сворачивании производства акции компании потеряли 4,5% стоимости. При этом с начала 2019 года по середину декабря котировки компании поднялись на 1%, а рыночная капитализация составила около $192,3 млрд.

Как рассказали «Коммерсанту» источники в российских авиакомпаниях, остановка сборки не приведет к отказам перевозчиков от эксплуатации самолетов американского производителя: в мире только Airbus может конкурировать с Boeing, но заказы на воздушные суда расписаны на пять лет вперед.

По данным The Wall Street Journal и Reuters, Федеральное управление гражданской авиации США разрешит возобновить полеты 737 MAX не раньше февраля 2020 года.[9]

Россия подала к Boeing первый в мире иск из-за самолётов 737 MAX с бракованным ПО

26 августа 2019 года стало известно о первом иске, который подал клиент к Boeing в связи с эксплуатацией самолётов 737 MAX с бракованным программным обеспечением, из-за которого произошли авиакатастрофы.

Этим клиентом оказалась российская лизинговая компания «Авиакапитал-сервис» (АКС; на 100% принадлежит госкорпорации «Ростех»), пишет издание Financial Times (FT) со ссылкой на иск, направленный в суд округа Кук города Чикаго.

Структура «Ростеха» готова урегулировать спор с Boeing во внесудебном порядке
Структура «Ростеха» готова урегулировать спор с Boeing во внесудебном порядке

В АКС говорят, что из-за аварий и приостановлении полетов 737 MAX 8 даты поставки лайнеров пришлось перенести с октября 2019 года на март 2022 года. Компания уже оплатила аванс и теперь несёт потери.

Истец требует расторгнуть контракт на покупку 35 самолетов Boeing 737 Max 8 и выплатить $115 млн компенсации (в том числе $35 млн предоплаты и $75 млн упущенной выгоды), а также штрафы, в несколько раз превышающие компенсации.

Адвокат российской компании Стивен Маркс заявил, что в Boeing уже предлагали компенсацию его клиенту, но она была несоразмерной. АКС заявила о готовности решить спор с Boeing без суда.

В АКС утверждают, что две катастрофы (в Эфиопии и Индонезии) с Boeing 737 MAX были вызваны «небрежными действиями и решениями» концерна, который разработал «дефектный» лайнер и утаил эту информацию от американских регуляторов. По версии истца, информацию о лётной пригодности модели скрыли от покупателей и пилотов намеренно.

Как отмечает FT, речь идёт о первом иске по поводу отмены заказа на 737 Max. До этого несколько авиакомпаний только говорили о планах требовать от Boeing компенсацию за простой своих лайнеров. В их числе были китайские перевозчики, а также европейский Norwegian Airlines. В отчете Boeing говорилось, что компания ведет переговоры со своими клиентами и зарезервировала $4,9 млрд на покрытие потенциальных претензий.[10]

ПО для разбившихся самолётов Boeing создавали индийцы

В конце июня 2019 года стало известно о том, что программное обеспечение для разбившихся самолетов Boeing 737 Max создавали индийские низкоквалифицированные программисты. Для разработки софта американская компания пользовалась услугами аутсорсинга.

Как сообщает Bloomberg со ссылкой на сотрудников Boeing, из-за сокращения расходов руководство компании увольняло профессионалов и нанимало на их места людей без необходимых знаний и опыта в аэрокосмической отрасли.

Boeing массово сокращала квалифицированный персонал и отдавала работу на аутсорсинг малоопытным инженерам, которые зачастую работали всего $9 в час
Boeing массово сокращала квалифицированный персонал и отдавала работу на аутсорсинг малоопытным инженерам, которые зачастую работали всего $9 в час

Например, как рассказал бывший программист Boeing Марк Рабин (Mark Rabin), индийская ИТ-компания HCL Technologies, сотрудничавшая с корпорацией, брала на работу недавних выпускников вузов. Молодые специалисты писали коды с отклонениями от установленных норм.

По словам Рабина, работа над программным обеспечением шла медленно, так как требовала множества согласований и исправлений из-за плохо написанного кода.

Сотрудники из индийских компаний также помогали проводить летные испытания Boeing. Один из бывших сотрудников HCL написал о том, что у печально известной модели 737-Max не было проведено достаточного количества испытаний, что привело к нескольким авиакатастрофам

Собеседники информагентства говорят, что решение Boeing привлечь для работы индийцев могло преследовать и другие цели помимо сокращения издержек. Например, именно эта стратегия могла принести Boeing контракт от Индии на покупку военных и гражданских самолетов объемом $22 млрд, который американцы получили в январе 2017 года.

В Boeing заверяют, что компания доверяла инженерам из HCL разработку системы MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System), с который связывают катастрофы рейса JT-610 Lion Air возле Джакарты в октябре 2018 и рейса ET302 Ethiopian Airlines под Аддис-Абебой в марте 2019-го.[11]

Крушение самолетов из-за отсутствия симуляторов для пилотов, которых обучали только в программе для планшета iPad

В октябре 2018 года и марте 2019-го произошли крушения самолетов Boeing 737 MAX — в Индонезии и Эфиопии соответственно. В общей сложности погибло 346 человек, в том числе граждане России.

В марте 2019 года стало известно о слабой подготовке пилотов перед началом управления Boeing 737 MAX. Вместо дорогостоящих симуляторов они использовали лишь приложение в iPad.

Как пишет издание The New York Times, летчики узнавали о Boeing 737 MAX в двухчасовом учебном курсе в iPad-программе от Boeing, а также использовали свой опыт для создания 13-страничного справочника по различиям между этой модели самолета и его предшественником, включая изменения в дисплеях и двигателях. В учебных материалах не упоминалось новое программное обеспечение.

Пилоты разбившихся Boeing 737 Max учились управлять самолетом на iPad вместо дорогих симуляторов
Пилоты разбившихся Boeing 737 Max учились управлять самолетом на iPad вместо дорогих симуляторов

В случае с другими новыми авиалайнерами пилоты, как правило, готовятся к полетам на дорогом технически продвинутом оборудовании, которое реалистично имитирует управление самолетом и обучает новым функциям.

Представители профсоюзов пилотов из Southwest Airines и American Airlines неоднократно обращались в Boeing с просьбой создать симулятор для модели Boeing 737 MAX, однако компания совместно с Федеральным управлением гражданской авиации США решили, что пилоты не нуждаются в дополнительной подготовке. Они посчитали, что их достаточно проинформировать о возможных проблемах и о том, как будет работать новое ПО.

О том, что система автоматически толкает нос Boeing 737 MAX вниз при определенных обстоятельствах, пилотов никто не уведомлял, отмечает газета.

«
Они строили самолет и все еще дорабатывали его. Данные для создания симуляторов не были доступны до того момента, когда он уже был готов к полету, — рассказал представитель Ассоциации южных авиалиний (the Southwest pilots association) Грэг Боуэн.
»

[12]

2018: Дрон пробил носовую часть идущего на посадку Boeing 737

В декабре 2018 года стало известно о том, что пассажирский самолет Boeing 737-800, принадлежащий авиакомпании Aeromexico, получил повреждения носовой части при посадке в аэропорту Тихуаны в Мексике. Причиной этому стало столкновение с беспилотным летательным аппаратом.

Как сообщает информационное агентство Bloomberg, незадолго до приземления экипаж самолета, выполнявшего рейс из Гвадалахары в Тихуану, услышал звук сильного удара и попросил командно-диспетчерский пункт проверить, не поврежден ли нос. К счастью, посадка прошла нормально, и никто не пострадал.

В Мексике дрон врезался в нос пассажирского самолета при посадке
В Мексике дрон врезался в нос пассажирского самолета при посадке

После приземления выяснилось, что у самолета повреждена носовая часть фюзеляжа. Предварительное расследование показало столкновение с дроном. Хотя закон запрещает дронам летать в районе аэропортов, огромное количество небольших устройств не отслеживаются на радарах, а владельцы беспилотников не знают правил их использования или пренебрегают ими.

В ноябре 2017 года в Аргентине Boeing 737-800 столкнулся с дроном при заходе на посадку в аэропорту Буэнос-Айреса. Самолет направлялся из города Трелью, при столкновении он получил небольшие повреждения носовой части.

Дрон пробил носовую часть Boeing 737 во время полета
Дрон пробил носовую часть Boeing 737 во время полета

По состоянию на 17 декабря 2018 года Национальный совет по безопасности транспорта США (FAA) расследовал одно подтвержденное столкновение в воздухе с участием беспилотника. В сентябре 2017 года армейский вертолет столкнулся с небольшим устройством в штате Нью-Йорк, однако это нанесло ему незначительный ущерб.

Тогда эксперты сделали вывод о том, что БПЛА способны наносить самолетам больший ущерб, чем птицы аналогичного размера, поскольку они содержат металлические детали. Исследование показало, что возможно значительное повреждение ветровых стекол, крыльев и хвостовых поверхностей самолетов.[13]

1988: Срыв крыши у пассажирского самолета во время полёта

Авиалайнер Boeing 737-297 авиакомпании Aloha Airlines выполнял внутренний рейс AQ 243 по маршруту Хило—Гонолулу, а на его борту находились 6 членов экипажа и 89 пассажиров. Но через 23 минуты после взлёта у самолёта внезапно сорвало значительную часть конструкции фюзеляжа в носовой части, в результате чего пассажиры и стюардессы подверглись действию набегающего потока воздуха и кислородному голоданию, погибла одна бортпроводница. Пилоты благополучно посадили самолёт в аэропорту Кахулуи острова Мауи. Выжили 94 человека, 65 из них получили ранения.

Срыв крыши у самолёта рейса 243 — хороший пример, зачем надо быть пристёгнутым в течении всего полёта. Происшествие с Boeing 737 над Кахулуи, 28 апреля 1988 года.
Срыв крыши у самолёта рейса 243 — хороший пример, зачем надо быть пристёгнутым в течении всего полёта. Происшествие с Boeing 737 над Кахулуи, 28 апреля 1988 года.

Окончательный отчёт расследования был опубликован 14 апреля 1989 года.

Согласно отчёту, причинами аварии стали:

  • коррозия металла,
  • плохая эпоксидная связка частей фюзеляжа,
  • усталость заклёпок,
  • повреждения металла фюзеляжа (из-за множества циклов «взлёт-посадка»; самолёт совершал только короткие рейсы).

Примечания



ПРОЕКТЫ (1) ИНТЕГРАТОРЫ (1) СМ. ТАКЖЕ (4)

ЗаказчикИнтеграторГодПроект
- Boeing (Боинг)
HCL Technologies---Описание проекта