Проект

Почта России с 1 сентября перейдёт на единую систему онлайн-франкирования для борьбы с «серой почтой»

Заказчики: Почта России

Москва; Логистика и дистрибуция

Продукт: ФГИС (индивидуальная разработка)

Дата проекта: 2015/01  - 2017/09
Технология: Информатизация госфункций
подрядчики - 80
проекты - 195
системы - 45
вендоры - 25

В соответствии с приказом Минкомсвязи России №368 от 8 августа 2016 года, опубликованным и вступившим в силу 6 февраля 2017 года, с 1 февраля 2018 года все применяемые в стране франкировальные машины должны быть подключены к единому серверу Почты России, что позволит дистанционно контролировать отправку письменной корреспонденции и, тем самым, более эффективно бороться с «серой почтой».

По данным на август 2017 года, потери Почты России от пересылки неучтенной и неоплаченной письменной корреспонденции, так называемой «серой почты», составляют несколько миллиардов рублей в год. Значительная часть этого объема приходится на поддельные франкировальные оттиски.

Переход на онлайн-систему франкирования

11 августа 2017 года Почта России объявила о переходе с сентября 2017 года на онлайн-систему франкирования.

« Это позволит исключить нанесение поддельных государственных знаков почтовой оплаты, а также организовать надлежащий контроль и учет со стороны предприятия за отфранкированной письменной корреспонденцией, — заявил генеральный директор Почты России Николай Подгузов. »

В течение года к единой системе были подключены более 700 новых высокопроизводительных франкировальных машин Почты России, установленных по всей стране. Совокупная мощность установленных машин кратно превышает суммарные объемы письменной корреспонденции, пересылаемые в Российской Федерации, и может удовлетворить потребности всего рынка. При этом новая система замещает массу ручных процессов — ввод денег производится в онлайн-режиме без выезда специалиста к клиенту, отпадает потребность вести старый архаичный журнал франкирования, а сверка и выставление актов проходит на основе данных единой системы и является прозрачной для клиентов.

Предпосылки перехода на онлайн-систему

По данным федерального почтового оператора, свыше 70% франкировальных машин, используемых государственными и коммерческими организациями, уже выработали свой ресурс и должны быть списаны. При этом на рынке появляются современные модели франкировальной техники. Специалисты Почты России провели испытания 7 различных моделей и признали их соответствующими предъявляемым требованиям.

После публикации приказа Почта России провела консультации со всеми пользователями франкмашин касательно запуска единой онлайн-системы. В ходе консультаций им было предложено выбрать один из трех вариантов перехода к новому стандарту франкирования: покупка собственной франкировальной машины; переход на франкирование в Почту России или отказ от франкирования и переход на нанесение почтовых марок либо использование литерных конвертов.

Выбор большинства

Для принятия окончательного решения 5 304 организациям-пользователям франкировальной техники был предоставлен калькулятор для расчета полной текущей стоимости нанесения франка с учетом расходов на приобретение франкмашины, расходных материалов, стоимости оплаты труда персонала и картриджей с краской, чтобы они могли сами оценить экономическую целесообразность выбора того или иного сценария. В результате данных расчетов выяснилось, что из-за низкой загруженности собственных франкмашин отправителей организации несут существенные издержки. Так, средняя стоимость нанесения оттиска франка на собственных машинах отправителей может составлять порядка 5-7 рублей, что выше, чем средневзвешенный тариф на франкирование Почты России в размере 1,3 рублей.

По итогам консультаций 94% всех пользователей (4 977 организаций) решили отказаться от собственного франкирования, сочтя его экономически нецелесообразным. Данные организации, в том числе государственные, в настоящее время либо уже заключили договор с Почтой России, либо находятся в стадии его оформления.

Решение для меньшинства

Незначительная часть организаций-пользователей (327 организаций, или 6% от общего количества) рассматривают приобретение собственных франкировальных машин в связи с особенностями хозяйственной деятельности. В связи с тем, что среди таких организаций большая часть является государственными органами и подпадает по действие федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Минкомсвязи России в согласовании с Экспертным Советом при Правительстве Российской Федерации и Почтой России приняло решение о введении дополнительного переходного периода до 1 февраля 2018 год. Это позволит государственным организациям провести соответствующие закупочные процедуры и перейти на единую онлайн-систему франкирования.

Для государственных организаций и органов власти вариант заключения договора с Почтой России — это возможность оптимизировать бюджетные расходы. Коммерческие компании также могут сократить свои траты на пересылку корреспонденции, воспользовавшись комплексными сервисами Почты России.

Инвестиции на 2017

Как стало известно в апреле 2017 года, инвестиционная программа Почты России на 2017 год предполагает выделение 3,94 млрд рублей на обеспечение почтовой инфраструктуры техническими средствами. В частности, на систему защиты доходов франкировальных машин (используются крупными корпоративными клиентами для нанесения на письма отметок об оплате) и на разработку автоматизированной системы управления ими выделено 775 млн рублей.

По информации Почты России, потери предприятия от оборота неучтенной письменной корреспонденции составляют миллиарды рублей в год, 80% от которых приходятся на неучтенные франкировальные машины. Но внедрение системы защиты доходов франкировальных машин и вместе с утвержденным Минкомсвязью порядком их функционирования делают процесс отправки корреспонденции полностью открытым и прозрачным.[1]

Масштабирование проекта

В 2016 году система защиты доходов франкировальных машин масштабирована на всю страну. Благодаря установке современного оборудования Почта России смогла оптимизировать количество точек обслуживания корпоративных клиентов по всей России, а именно — сократить число отделений, работающих на прием почтовых отправлений от корпоративных клиентов с 2700 до 550, при этом повысить качество сервиса, ускорить доставку, а также разгрузить остальные почтовые отделения — сократить очереди и усилить контроль над поступающей корреспонденцией. В результате мощности Почты России позволяют франкировать весь объем письменной корреспонденции — более 2,5 млрд писем в год.

Внедрение системы защиты доходов франкировальных машин

18 декабря 2015 года Почта России объявила о завершении первого этапа внедрения системы защиты доходов франкировальных машин. Она позволит из единого корпоративного центра дистанционно контролировать работу и процесс оплаты доставки письменной корреспонденции с помощью франкировальных машин по всей стране, что ускорит процесс приема и обработки корреспонденции.[2]

По данным на декабрь 2015 года к системе подключены 17 новых франкировальных машин, установленных в Московском автоматизированном сортировочном центре (АСЦ) Почты России в Подольске. Они позволяют взвешивать письма в динамическом режиме и автоматически тарифицировать их в зависимости от веса, а также делать оттиски на письмах в виде бинарных кодов. Совокупная мощность установленных машин превышает 220 тыс. писем в час. При этом средний объем писем, поступающий в Московский АСЦ от корпоративных клиентов, составляет 250 тыс. писем в сутки.

Установленное оборудование позволит Почте России франкировать весь объем письменной корреспонденции корпоративных клиентов, избавляя их от необходимости приобретать и обслуживать франкировальные машины, закупать расходные материалы и картриджи.

До конца декабря в Москве франкировальными машинами и оборудованием оснастили 17 специализированных почтовых отделений, что позволило ежемесячно обрабатывать более 100 млн отправлений. Для сравнения, по данным на декабрь 2015 года в Москве через 400 точек приема партий отправлений ежемесячно проходит около 15 млн писем.

« Действующий до сих формат работы с корпоративными клиентами не соответствовал потребностям бизнеса и не позволял нам оперативно отслеживать и контролировать поступающие объемы письменной корреспонденции. Наша цель — создать удобную, современную и прозрачную систему работы с крупными отправителями корреспонденции, повысить качество и скорость их обслуживания, — рассказала Инесса Галактионова, заместитель генерального директора Почты России по почтовому бизнесу. — В Москве вместо 400 отделений приема письменной корреспонденции, в которых юридические лица зачастую фактически блокировали доступ к почтовым услугам для физических лиц, мы открываем 17 специализированных отделений, оснащенных современным оборудованием. »

Примечания