Проект

«Ильюшин» выбрал поставщика Siemens PLM на 276 млн рублей

Заказчики: Авиационный комплекс им С.В.Ильюшина (ПАО Ил)

Машиностроение и приборостроение

Продукт: Siemens NX
Второй продукт: Teamcenter

Дата проекта: 2016/04
Бюджет проекта: 276 000 000 руб.
Количество лицензий: 2200
Технология: PLM - Управление жизненным циклом изделия
подрядчики - 58
проекты - 290
системы - 93
вендоры - 47
Технология: САПР
подрядчики - 86
проекты - 417
системы - 394
вендоры - 133
СМ. ТАКЖЕ (1)

В июне 2016 года «АК им. С.В. Ильюшина» подвел итоги аукциона[1] на поставку лицензий программного обеспечения Siemens PLM. Начальная цена договора составляла 290 млн руб. Победителем была выбрана компания «Авиационный Консалтинг–ТЕХНО», снизившая цену контракта до 276 млн руб. Помимо нее в торгах участвовала также компания «Борлас Секьюрити Системз».

Исходя из данных, представленных на портале госзакупок, это рекордная по сумме единовременная закупка инженерного ПО для «Ильюшина». В 2015 году, например, эта компания закупала ПО Siemens PLM на сумму около 99 млн руб.

В состав закупки входят более 1800 лицензий различного ПО Siemens, включая продукты NX для проектирования? и TeamCenter для управления данными об изделии в режиме реального времени на различных этапах его жизненного цикла более чем на 400 рабочих мест. ПО будет использоваться, например, для прочностного и кинематического анализа, проектирования деталей из листового метала, штамповок, систем электрожгутов и трубопроводов, для решения задач эскизного проектирования и др. Также планируется обеспечить формирование базы знаний в системах Siemens TeamCenter и NX.

В обосновании закупки говорится, что ПО необходимо для создания новых автоматизированных рабочих мест опытного конструкторского бюро, отвечающих современным отраслевым требованиям. С помощью софта Siemens в компании рассчитывают обеспечить создание и сопровождение электронной конструкторской документации на всех этапах жизненного цикла нового изделия.

За всю историю существования КБ «Ильюшин» на серийных заводах было выпущено более 60 тыс. самолетов марки «Ил».
За всю историю существования КБ «Ильюшин» на серийных заводах было выпущено более 60 тыс. самолетов марки «Ил».

В самом «АК им. С.В. Ильюшина» на момент публикации материала не ответили на вопросы TAdviser о закупке. В пресс-службе «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК), в состав которой входит компания, заявили TAdviser, что корпорация активно участвует в программах импортозамещения инженерного ПО. В частности, расширяется использование пакетов инженерного анализа «Логос» разработки РФЯЦ-ВНИИЭФ, анализа аэродинамики Flowvision разработки компании «Тесис», анализа логистической поддержки и разработки эксплуатационной документации воздушных судов производства компании НИЦ «Прикладная логистика» и многими другими.

Вместе с другими предприятиями промышленности отрабатывается стандартный порядок взаимодействия предприятий-потребителей с поставщиками инженерного ПО, позволяющий пользователям получить не просто работающее программное обеспечение, а программный продукт, включающий систему поддержки и дальнейшего развития, добавили в ОАК.

«
Стратегический подход ОАК заключается в том, что в первую очередь развиваются так называемые «прорывные» направления, на которых разработчики и изготовители авиационной техники могут получить явное конкурентное преимущество при создании авиационной техники, - рассказали TAdviser в пресс-службе корпорации. - Кроме того, мы уделяем особое внимание интеграции продуктов разных разработчиков на наших площадках. По мере развития отечественных продуктов мы будем наращивать использование отечественного ПО при создании авиационной техники.
»

В разработчике инженерного ПО «Аскон» полагают, что часть закупаемого АК им. С.В. Ильюшина софта можно было бы заменить на их продукты. NX - CAD-система тяжелого класса и более полно решает задачи авиастроения, продукт вырос из авиационной промышленности и отвечает специализированным требованиям проектирования изделий авиационной и космической техники, отметил в разговоре с TAdviser представитель «Аскон». В свою очередь, «Компас-3D» по своим функциональным возможностям относится к системам среднего класса и предназначен для решения универсальных общемашиностроительных задач.

«
Мы можем выразить сомнение, целесообразно ли оснащать все 400 с лишним мест такой дорогостоящей системой, - заявили TAdviser в «Аскон». - По нашему опыту, в авиационных конструкторских бюро многие специалисты занимаются разработкой деталей и узлов, для которых не нужна специализированная тяжелая CAD-система. На таких рабочих местах вполне можно использовать «Компас-3D». При необходимости, разработанные в «Компас-3D» модели затем передаются в NX через обменные форматы.
»

В компании привели в пример Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. Чаплыгина в Новосибирске, где рассматривают возможность использования САПР «Компас» для проектирования трехмерных моделей, в том числе, для расчетных исследований.

«
Несмотря на трудности, в «Компасе» вполне возможно построить параметрическую модель крыла с настраиваемыми параметрами, такими как размах, стреловидность, углы крутки, длины хорд и тому подобное, не уступая по функциональности NX, в котором работаю сейчас, - говорит инженер Сергей Фонин из Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина.
»

Он добавил, что у «Компас» есть важное преимущество по сравнению с NX: при построении сплайна, координаты точек или полюсов хранятся в специальной таблице, которую можно редактировать в любой момент, в то время как в NX доступа к такой таблице нет. По словам инженера, в параметрических моделях крыльев часто возникает необходимость изменения или замены профилей на другие, и вышеуказанная особенность позволяет выполнять такую работу быстро и с минимальными затратами.

Примечания