Проект

Беспилотный КамАЗ ожидается до конца 2017

Заказчики: КамАЗ

Набережные Челны; Машиностроение и приборостроение



Дата проекта: 2015/03
Бюджет проекта: 390 000 000 руб.
СМ. ТАКЖЕ (16)

Смотрите также: Автопилот (беспилотный автомобиль)

2016

Cognitive Technologies и «Камаз» выпустят промышленную версию автомобиля с элементами ИИ до конца 2017

Компании Cognitive Technologies и «Камаз» планируют выпуск промышленной версии «Камаз» с элементами искусственного интеллекта до конца 2017 г.

«Законченную версию ADAS первого уровня с элементами искусственного интеллекта для `Камаза` мы планируем выпустить к началу следующего года. Это уже будет реальный предпромышленный прототип, который может быть доведен до стадии промышленного производства уже к концу 2017 года», — рассказала Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies. «На прошлой неделе мы сдали один из последних этапов работ в рамках соглашения с Минобранауки России и вышли на финишную прямую — выпуск предпромышленной версии системы помощи водителю или ADAS (Advanced Driver Assistance System) для `Камаза` с элементами искусственного интеллекта», — добавила она.

Предполагается, что разработанная ADAS будет соответствовать первому уровню общепринятой международной классификации SAE International, предусматривающей работу систем предупреждения об опасности столкновении с автомобилями, пешеходами, пересечении линии разметки, а также идентификации дорожных знаков. Второй уровень ADAS — это уже будет активная помощь водителю, предусматривающая вмешательство в систему управления (притормаживание, удержание в полосе и т.д.). По классификации SAE International существует есть 6 классов автономности: от уровня 0 — полностью ручное управление до 5 — полностью беспилотный автомобиль.

Особенностью подхода Cognitive Technologies является использование в качестве технологической основы так называемой пассивной (поглощающей сигнал) модели компьютерного зрения, когда необходимая для формирования управляющего воздействия информация считывается с видеокамер. Собственно, по таким же принципам действует и человек. Этот подход применяется в России в дополнение к активной (излучающей) части модели, на которой базируются многие зарубежные проекты, например, Google Car, уточнили в компании.

По словам представителей Cognitive Technologies, важнейшей особенностью проекта является возможность реальной работы в российских условиях. В отличие от зарубежных разработчиков, ориентирующихся во многом на идеальные условия дорожного движения (качественную разметку, благоприятные погодные условия, отсутствие повреждений дорожного покрытия и т.д.), подход российской компании к созданию системы машинного зрения позволяет распознавать дорожную сцену (в том числе границы дороги, ширину полос движения и т.д.) в отечественных реалиях. Например, учеными Cognitive Technologies была создана модель, позволяющая беспилотнику работать в условиях бездорожья, когда учитываются значительные вертикальные колебания и перемещения автомобиля. Она позволяет даже в таких условиях устойчиво распознавать все объекты дорожной сцены.

Динамика проекта

В сентябре 2016 года участники проекта создания беспилотного КамАЗа сообщили о продолжении развития проекта.

В феврале 2015 года компании Cognitive Technologies и «Камаз» объявили о начале совместных работ по созданию беспилотного грузовика. Созданием «мозга» для автомобиля занялась Cognitive Technologies. Осенью 2015 года разработчики показали первый прототип беспилотного грузовика[1].

Согласно заявлению ПАО «Камаз», в рамках проекта работы ведутся по трем основным направлениям:

  • Создать для водителя умного помощника, способного выполнять адаптивный круиз контроль и экстренно затормозить в критических ситуациях
  • Создать систему автопилотирования в определенных условиях (например, в пробке)
  • Создать систему автопилотирования

КамАЗ - беспилотник, (2015)

В проекте «Беспилотный Камаз» Cognitive Technologies использовала весь опыт и достижения. Специалисты компании научили систему пилотирования создавать зону интереса – узкую область фовеального зрения, которая окружает наблюдаемый объект.

«
Разработанная технология дает возможность обрабатывать только необходимую информацию, причем с более высокими показателями качества. Представляете, какое это нам дает преимущество в экономии вычислительные ресурсов и повышении быстродействия обработки информации, когда вместо всего снятого с видеокамеры изображения, нам достаточно обработать 5-7 его процентов.

Юрий Минкин, руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies
»

По мнению представителей компании, качество технического зрения в итоге оказалось лучше, чем физическое зрение человека.

Разработчики сообщили о внимании к проблеме безопасного использования беспилотного автотранспорта.

«
Работы в направлении обеспечения безопасности у нас ведутся полным ходом. У Cognitive Technologies над этой проблемой работает отдельная группа и существует большой опыт разработок. Для обеспечения безопасности с точки зрения снижения аварий компанией привлекаются внешние эксперты, создается база прецедентов, что позволяет нам учиться на ошибках других, как например, в случае аварии Tesla. Многие ситуации отрабатываются специалистами на виртуальном полигоне.
»

Не забыли разработчики о защите автомобиля от внешнего вмешательства.

Финансирование

На сентябрь 2016 года в проект «Беспилотный Камаз» государство в лице Минобрнауки выделило около 300 млн. руб. в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы». Около 90 млн. руб. инвестиций принадлежат ПАО «Камаз». С учетом общей стоимости проекта, одидается дополнительное финансирование (стоимость проекта может достичь 20 млрд. руб., это разработка беспилотного грузовика, создание полигона, практические испытания и переход к стадию промышленного использования).


Испытания

Согласно заявлению компаний на сентябрь 2016 года, в проекте ведется активная работа по созданию полигона для практических испытаний беспилотного грузовика. Систему искусственного интеллекта будут испытывать на «виртуальном полигоне», который откроется на базе центра робототехники Московского института стали и сплавов. По мнению разработчиков, «виртуальный полигон» поможет сэкономить около 2 млрд руб.

Представление об обучении системы искусственного интеллекта на виртуальном полигоне, (2013)

В создании "виртуального полигона" принимают участие эксперты из Кембриджского и Массачусетского технологических институтов. Их оценки шансов российских компаний на глобальный успех весьма сдержанны.

Для начала испытаний беспилотного Камаза в реальных условиях, необходимо решить вопросы в законодательной области - определить, какую ответственность за управление беспилотным автомобилем будет нести производитель транспортного средства. Соответствующие поправки необходимо внести в Уголовный и Гражданский кодексы, ПДД, КоАП и некоторые технические регламенты. МВД предполагает, что многие преступники будут пытаться использовать систему автопилотирования в качестве орудия для совершения преступлений.

Представители проекта «Беспилотный Камаз» также ведут работу с регуляторами в части законодательства.

«
Мы активно работаем над созданием законодательной базы. В этом году нами были инициированы слушания в Государственной Думе по проблеме законодательного обеспечения движения беспилотного транспорта в России. Мы предложили варианты определений, что такое беспилотное транспортное средство, что такое субъект ответственности, что такое оператор, а что – водитель. Учитывая это, передвижение беспилотных транспортных средств по дорогам общего пользование сможет начаться только через несколько лет. По нашим оценкам, такие испытания могут начаться не раньше 2019 - 2020 года.
»

Беспилотный грузовик разрабатывается только для гражданских целей, однако, по мнению экспертов, в дальнейшем спектр применения этой техники будет расширен.

Начало серийного производства беспилотных автомобилей намечено на 2025 год.

Cognitive Technologies выпустила автопилот C-Pilot

Подробнее: C-Pilot

Чтобы не разбить беспилотный автомобиль, россияне допускают наезд на пешехода и собаку

Разработчики беспилотного автомобиля на базе КамАЗа попросили людей морально оценить ситуации, с которыми будет сталкиваться искусственный интеллект. Респондентам было предложено выбрать модель поведения в ситуациях, когда на дороге внезапно появляется человек или собака[2].

Каждый четвертый участник опроса (25,7%) согласился с тезисом, что задавить вышедшего на дорогу человека перед движущимся автомобилем с автономным управлением было бы правильнее, чем съехать в кювет и допустить гибель находящегося внутри этого автомобиля пассажира.

Если же на дороге внезапно появилась собака, задавить ее готово вдвое больше респондентов — 55,2%. Другие 40,1% готовы спасти жизнь животного путем применения экстренного торможения, даже если это приведет к столкновению с идущим следом транспортным средством, не соблюдшим дистанцию. Примечательно, что о судьбе собаки женщин задумывается на 13% больше, чем мужчин.

Большинство респондентов (71%) так или иначе выступили за то, чтобы направить беспилотный автомобиль в кювет во избежание нанесения травм людям, случайно вышедшим на проезжую часть перед автомобилем, даже несмотря на то, что попадание в кювет может нанести непоправимый ущерб беспилотному транспортному средству и привести к критическим для жизни и здоровья пассажира травмам.

Достаточно большое количество респондентов (43%) высказалось за идею разработки системы определения ценности жизней участников аварии. «Было предложено использовать результаты мгновенного поиска информации в интернете и соцсетях для составления подробного портрета участника ДТП, чтобы на основании этих данных искусственный интеллект мог принимать решение о том, кем жертвовать, а кого спасать. К примеру, если перед автороботом в кабине которого находится человек с запятнанной репутацией, на дорогу выбегает передовик производства, то искусственный интеллект должен будет гарантированно направить машину в кювет», — пояснили исследователи.

Всего в опросе приняли участие 1384 респондента из России, в том числе 73,8% мужчин и 26,2% женщин. Возраст основной группы респондентов - до 30 лет (60,6%). Доля респондентов в возрасте от 31 до 50 лет - 33,5%, от 50 лет - 5,9% (из них 3,7% пенсионеров). Опрос был проведен через интернет.

Обозначение дорог для беспилотных ТС

29 июня 2016 года компания Cognitive Technologies сообщила о совместной с дизайн-студией Артемия Лебедева разработке проектов предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для информирования участников движения о появлении беспилотных транспортных средств: «Внимание, на участке беспилотные транспортные средства», «Начало дорожного участка с участием беспилотного транспорта», «Конец дорожного участка с участием беспилотного транспорта».

Проектные изображения знаков, (2016)

Пакет документов с дизайн-макетами соответствующих дорожных знаков направлен в Государственное специализированное монтажно-эксплуатационного предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГУП ГОССМЭП МВД России).

Дорожные знаки планируется концептуально утвердить и, после согласования с Госавтоинспекцией, официально и заблаговременно ввести в эксплуатацию к 2020 году – когда, по мнению разработчиков технологий беспилотного транспорта из компании Cognitive Technologies, беспилотники впервые появятся на дорогах общего пользования, как полноценные участники дорожного движения.

Первичное применение знаков ожидается к 2018 году, когда на дорогах (в том числе на специально выделенных полосах) крупных городов появятся первые беспилотные автомобили. В качестве пилотных регионов для тестирования беспилотных автомобилей выбраны Москва, Московская область и Республика Татарстан.

Знаки разработаны по заказу Cognitive Technologies с учетом визуальной преемственности и юридического соответствия всем современным требованиям: прежде всего, речь идет о соблюдении в знаках норм ГОСТ Р 52290-2004 и других стандартов о дорожных знаках, принятых в России.

«
Дорожные знаки для беспилотников должны иметь простой символический ряд и емко передавать суть сообщения, не вызывая у автомобилистов ложных ассоциаций и смешения с другими общепринятыми знаками. Специалистам студии Лебедева удалось точно справиться с поставленной задачей.

Андрей Черногоров, генеральный директор Cognitive Technologies
»

Знаки планируется включить в раздел №5 «Знаки особых предписаний» правил дорожного движения. Согласно действующей редакции ПДД, знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения. Знак, связанный с движением на участке дороги наряду с пилотируемыми автомобилями еще и беспилотных, должен обязать водителей на время движения по участку дороги в зоне действия знака, отказаться от резких перестроений. Кроме того, водителям следует особо следить за соблюдением дистанции, чтобы искусственно не создавать стрессовые ситуации для системы БПТС, которая может в первое время воспринимать импульсивные действия водителей как ДТП.

2015

300 млн рублей на беспилотное транспортное средство

В феврале 2015 года Cognitive Technologies и «Камаз» сообщили о начале совместного проекта, по итогом которого к 2020 году на базе автомобиля «Камаз» планируется создать беспилотное транспортное средство нового поколения.

На реализацию проекта государство в лице Минобрнауки выделило 300 млн руб. в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы». Соответствующий конкурс ведомства Cognitive Technologies выиграла в 2014 году. Согласно его условиям, еще 90 млн руб. в проект вложит «Камаз».

В Cognitive Technologies рассказали TAdviser, что проект предполагает создание в будущем совместного предприятия с «Камазом». Позднее будет обсуждаться и вопрос принадлежности прав на разработки по проекту.

По предварительным оценкам, стоимость беспилотного автомобиля будет не выше стоимости обычного автомобиля «Камаз» более чем на 10%-15%, привели TAdviser данные в компании.

Автомобиль-беспилотник на базе транспортного средства «Камаз» будет ориентирован на работу в российских условиях

Представители Cognitive Technologies также сообщили порталу, что в проекте используются не только прежние наработки, но и вся школа распознавания и обработки изображений, сознанная на базе их компании и ее научного коллектива на протяжение последних 40 лет.

Для создания автомобиля-беспилотника планируется задействовать технологии Cognitive Technologies в области компьютерного зрения. В частности, пассивную (поглощающей сигнал) модель компьютерного зрения, когда необходимая для формирования управляющего воздействия информация, считывается с видеокамер. В компании отмечают, что этот подход применяется в России в дополнение к активной (излучающей) части модели, на которой базируются многие зарубежные проекты, например Google Car.

Важнейшей особенностью проекта в Cognitive Technologies называют возможность реальной работы именно в российских условиях.

«В отличие от зарубежных разработчиков, ориентирующихся во многом, на идеальные условия дорожного движения - качественную разметку, благоприятные погодные условия и другое - подход Cognitive Technologies к созданию системы машинного зрения позволяет распознавать дорожную сцену, в том числе границы дороги, ширину полос движения даже в отсутствии какой-либо разметки», - отмечают в компании.

Разрабатываемый комплекс будет должен обеспечить автоматическую работу транспорта при различных погодных условиях кроме случаев недостаточной видимости, определяемых требованиями ПДД. Система обязана детектировать пешеходов вне зависимости от направления их движения. Время, отведенное для обнаружения опасности и реакции на нее, составит не более 0.3 сек.

Также предусматривается возможность обнаружения на дороге практически любых препятствий, включая животных, в том числе и собак, что качественно выделяет российское решение от существующих сегодня зарубежных аналогов.

Кроме того, система будет способна детектировать и распознавать дорожные знаки, участников движения независимо от ракурса, частичного заслонения и направления движения, а также сигналы светофора.

Руководитель проекта по созданию систем машинного зрения Cognitive Technologies д.т.н Олег Славин отмечает, что многие ведущие мировые автопроизводители уже имеют опытные образцы беспилотных транспортных средств, однако они вряд ли смогут рассчитывать на их применение в российских реалиях.

«Задача наших разработок состоит в том, чтобы создать более совершенную систему. Если она будет эффективно работать на российских дорогах, однозначно, мы получим конкурентное преимущество и на мировом рынке», - говорит он.

Cognitive Technologies ищет таланты для разработки беспилотного транспортного средства

В феврале 2015 года Cognitive Technologies объявила Конкурс «Cognitive Vehicle Detection Benchmark» на лучшую разработку программного обеспечения (ПО) детекции транспортных средств движущихся по дорогам, на изображениях, полученных с движущейся видео-камеры (видео регистраторa).

Участникам, предложившим наиболее интересные решения поставленной задачи будет предложена работа в департаменте разработок и программных проектов Cognitive Technologies с возможностью осуществлять научную деятельность в области машинного зрения, а также денежные призы: за I место – 100 тыс. рублей, за II место 80 тыс. рублей и за III место 50 тыс. рублей.

Заявки будут оцениваться по следующим критериям: качество детектирования, производительность программы, ресурсоемкость программы, уровень научной и практической новизны.

Конкурсная комиссия сформирована из сотрудников компании Cognitive Technologies и института системного анализа РАН, специалистов в области машинного зрения.

По словам руководителя проекта по созданию систем машинного зрения Cognitive Technologies д.т.н, Олега Славина, «Организаторы конкурса не ожидают от его участников программ коммерческого качества и не планируют использование представленных на конкурс программ в коммерческих целях. Его целью является набор перспективных разработчиков в творческую группу, перед которой стоят интересные практические задачи итогом решения которых должно будет стать создание беспилотного автомобиля к 2020 году. Участие в подобных проектах – это реальная возможность ощутить себя в составе команды, создающей прорывные технологии».

Конкурс пройдет в два этапа. На первой стадии участники должны будут представить решение поставленной в его условиях задачи. Те из них, кто представит по мнению Конкурсной комиссии наиболее удачные, с точки зрения соответствию критериям оценки решения, будут приглашены на конференцию, в рамках которой они должны будут подготовить презентации своих результатов.

Итоги конкурса предполагается подвести в конце апреля месяца 2015 года.

Первые испытания беспилотного грузовика КАМАЗ

Монтаж оборудования на первом беспилотном «КАМАЗе» завершился в начале мая в научно-техническом центре КАМАЗа (НТЦ). На серийный КАМАЗ-5350 установили компоненты, необходимые для отработки разных режимов автономного движения автомобиля: радары, лидар (активный оптический сенсор, испускающий лазерные лучи в сторону цели во время движения транспорта), видеокамеры, системы связи и бортовые компьютеры. Был собран мобильный пункт дистанционного управления – джойстик, с помощью которого можно будет управлять автомобилем. Ранее в Набережных Челнах грузовик прошел предполигонные испытания, подтвердившие качество сборки и работу всех систем, сообщила пресс-служба КАМАЗа.

Как заявил гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, в дальнейшем испытания продолжатся на одном из полигонов МЧС РФ. «Серийное производство машины может начаться не раньше, чем через два года», – подчеркнул глава автогиганта.

По словам главного конструктора по инновационным продуктам НТЦ КАМАЗа Сергея Назаренко, в первых полигонных испытаниях заняты два автомобиля: беспилотник на базе серийного грузовика и обычный «КАМАЗ», который требуется для имитации движения в колонне и других режимов.

Специалисты компаний «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies приступили к настройке и обучению автомобиля разным режимам движения. В планах испытаний – порядка десяти вариантов движения, среди которых режим дистанционного управления, режим движения по заданному маршруту, движение в колонне и другие. Также планируется апробация автономного движения автомобиля по информации получаемой только с видеокамер и сигналов GPS/Глонасс, без помощи радаров и лидаров. Испытания должны показать, что «видит» машина, корректно ли определяется дистанция. Система распознавания объектов по видеосигналу постоянно отлаживается, чтобы довести вероятность распознавания до 100%. Во время испытаний, разумеется, водитель в машине будет, для подстраховки.

Работа по проекту «Авторобот» ведется в трех направлениях: SmartPilot, AirPilot и RoboPilot. Первое – создание умных помощников для автомобиля, которые помогают водителю: могут затормозить автомобиль в случае опасности, осуществляют адаптивный круиз-контроль. Второе направление, AirPilot – создание машин с дистанционным управлением. Третья система, RoboPilot, позволяет машине работать вообще без водителя или в режиме Автопилота, когда водитель имеет возможность отвлечься на некоторое время от управления грузовым автомобилем. Ожидается, что на дорогах общего пользования такие беспилотники могут появиться в 2025-27 годах.

«Беспилотный автомобиль уже сегодня способен самостоятельно управлять педалями газа и тормоза, приводом руля и автоматической коробкой передач. Разработки идут в штатном режиме», - цитирует РИА «Новости» заявление президента компании Cognitive Technologies Ольги Усковой.

Как сообщается, испытания проводились на ограниченной, замкнутой территории 200×50 метров, скорость движения при этом не превышала 10 км/ч. В ближайшее время испытания продолжатся на одном из полигонов МЧС в Московской области, отмечает компания. Планируется отработка режимов детекции границы дороги, участников движения, дорожных знаков, объезда, или остановки перед препятствием, движения в колонне и других.

«Отработка режима детекции дороги и других элементов дорожной сцены представляет собой один из наиболее ответственных элементов испытаний, поскольку связана с оценкой работы искусственного интеллекта в «чистом виде», без помощи каких-либо дополнительных устройств и приборов.

НИТУ «МИСиС» включился в проект создания беспилотного грузового автомобиля

25 июня 2015 года стало известно о разработке НИТУ «МИСиС» программного обеспечения для автомобилей-беспилотников КАМАЗа.

НИТУ «МИСиС» действует в проекте как разработчик программного комплекса активной безопасности грузового автотранспорта на базе технологий стереоптического компьютерного зрения и анализа дорожной среды. Кроме того, университет проводил тестирование и адаптацию локационного оборудования под задачи проекта.

На испытаниях прототипа беспилотного автомобиля, проведенных на полигоне МЧС в подмосковном Ногинске, разработанное инженерами НИТУ «МИСиС» программное обеспечение, отвечающее за обнаружение повреждений дорожного полотна и прогнозирование положения транспортных средств на дороге, показало отличные результаты и получило высокую оценку от представителей КАМАЗа и Cognitive Technologies.

Директор Центра нанотехнологий, профессор кафедры материаловедения и инженерных наук университета Торонто Гарри Руда высоко оценил предлагаемое решение проблем, связанных с «отклонениями от стандартных дорожных ситуаций, например, в случае сложных погодных условий (туман или сильный дождь), когда базовая система компьютерного зрения (использование дорожной разметки) может отказать». Кроме того, применяемая участниками проекта модель машинного зрения создает условия для «повышения эффективности процесса принятия решений в режиме реального времени».

На 25 июня 2015 года ни одному из разработчиков беспилотных автомобилей, кроме консорциума КАМАЗCognitive TechnologiesНИТУ «МИСиС» не удалось решить проблему работы беспилотника под дождем или снегом.

Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies, отметила: «Положительная оценка научно-технического подхода участников консорциума, полученная от ученых с мировым именем, подтверждает высокие перспективы заявленных разработок и дает небезосновательные ожидания широких возможностей применения его результатов не только в России, но и на мировом рынке».

Компания Cognitive Technologies в рамках проекта отвечает за создание системы искусственного интеллекта, которая позволит беспилотному транспортному средству анализировать дорожную ситуацию и осуществлять управление в автономном режиме.

Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС», подчеркнула: «Университет привлекает к совместной работе с КАМАЗом и Cognitive Technologies молодых и талантливых инженеров, студентов и выпускников НИТУ «МИСиС» из Студенческого конструкторского бюро и стартапа «Карфидов Лаб». Наше сотрудничество не ограничивается только текущими разработками: по предложению партнеров в университете будет создана целевая магистратура «Международный центр робототехники» для привлечения самых одаренных и успешных студентов, которые в будущем смогут принимать участие в этом проекте».

Ожидается, что проект будет реализован к 2020 году. Согласно предварительным планам, в 2016 году подобные грузовики введут в эксплуатацию на площадках КАМАЗа.

Технология моделирующая элементы человеческого зрения

Компания Cognitive Technologies, являющаяся основным разработчиком системы искусственного интеллекта в российском проекте по созданию беспилотного транспортного средства на базе КАМАЗ разработала технологию, позволяющая автороботу видеть и понимать участников дорожной сцены по тем же принципам, как это делает человек. В компании считают, что это позволяет более эффективно распознавать дорожную сцену и в итоге, может послужить серьезным конкурентным преимуществом в соперничестве с известными зарубежными разработчиками автороботов.

Известно, что возможность видеть удаленные предметы человеку обеспечивает узкая зона фовеального зрения (или центрального), находящаяся в центре зрительной оси глаза (см. рис. 1). Именно она позволяет видеть их в высоком разрешении. При этом, остальные элементы сцены, находящиеся в зонах периферийного и близкого к периферийному зрению, наблюдаются в низком разрешении.

«В каком-то смысле нам удалось построить компьютерную модель фовеального зрения», комментирует ситуацию генеральный конструктор Cognitive Technologies Василий Постников. «В любой момент времени мы научились строить так называемую зону интереса - узкую область фовеального зрения, окружающую наблюдаемый объект (см. рис. 2)».

Такой подход позволяет в любой момент времени видеть в высоком разрешении лишь те элементы дорожной сцены (дорожное полотно, обочина, транспортные средства, знаки и т.д.), которые нужны для анализа текущей ситуации. «Разработанная технология дает возможность обрабатывать только необходимую информацию, причем с более высокими показателями качества. Представляете, какое это нам дает преимущество в экономии вычислительные ресурсов и повышении быстродействия обработки информации, когда вместо всего снятого с видеокамеры изображения, нам достаточно обработать 5-7 его процентов», говорит Постников. Технология успешно работает на всех элементах дорожной сцены, находящихся как на близком, так и на далеком расстоянии от наблюдателя. «По сути, мы обеспечиваем качество технического зрения, лучшее, чем физическое зрение человека», заключает он.

В основе предложенного метода лежит принцип внутреннего самоподобия дорожной сцены. Разработчики научились выявлять наиболее общие, фундаментальные признаки, присуще дорожному полотну, будь это автомагистраль, проселочная или грунтовая дорога. Это позволяет распознавать дорожное полотно с высокой точностью и обеспечивать устойчивую работу разработанных на основе новой технологии Cognitive Technologies алгоритмов на различных конфигурациях дороги и в различных условиях: поворотах в разные стороны, подъемах, спусках, в ночное время, зимний период, а также в неблагоприятных погодных и климатических условиях.

Созданная технология получила название «виртуальный тоннель», поскольку именно такую форму напоминает удаляющаяся последовательность прямоугольных зон интереса.

Каково оно - моральное право на убийство?

14 декабря 2015 года компания Cognitive Technologies, сообщила о формировании сценариев поведения беспилотного автомобиля.

Одна из важнейших проблем, которую приходится решать разработчикам - поведение авторобота в критических ситуациях, когда избежать аварии невозможно и ущерб здоровью и даже жизни для участников дорожной ситуации неизбежен. Для определения морального права - кем из участников дорожного движения придется вынужденно жертвовать в подобных случаях, компания Cognitive Technologies при поддержке НИТУ МИСиС, МФТИ проводит социологическое исследование среди граждан Российской Федерации. Его результаты компания предполагает использовать в качестве основного материала для подготовки законодательных инициатив, регламентирующих поведение беспилотного автомобиля, как во время испытаний, так и, впоследствии, на дорогах общего пользования.

Исследования предполагается провести для различных целевых групп: молодежной (от 14 до 30 лет), средней (31 – 50 лет) и старшей (старше 50). Также будет обращаться внимание на различие в ответах мужской и женской аудитории респондентов. Предполагается, кроме того, рассмотреть и различие в ответах у отдельных социальных групп.

Организаторы исследования подготовили описания 5 типичных ситуаций с участием авторобота, когда избежать аварии невозможно, предполагающих 16 вариантов поведения. При этом рассматриваемая в исследовании модель предполагает полную автономность автомобиля, когда вмешательство водителя в процесс управления полностью исключено. Респондентам будет необходимо ответить на вопросы, каким, по их мнению, должно быть поведение беспилотного автомобиля в каждом из случаев.

В их числе ситуации:

  • Ситуация 1. Предположим, беспилотный автомобиль движется со скоростью 80 км/ч. Внезапно перед ним на дороге появляется собака. Как должен поступить авторобот, понимая, что экстренное торможение в данной ситуации бесполезно? Продолжить движение и задавить собаку, нарушить правила, с угрозой потери водительских прав, перестраиваясь на встречную полосу, отделенную двойной сплошной линией разметки или совершить съезд в кювет, понимая, что это приведет к неминуемым глобальным повреждениям автомобиля и критическим для жизни и здоровья травмам водителя авторобота?

Ситуация 1 (2015)
  • Ситуация 2. Предположим, беспилотный автомобиль А движется со скоростью 80 км/ч. Сценарий предусматривает внезапное появление на дороге перед ним нескольких человек. Как должен поступить авторобот, понимая, что экстренное торможение в данной ситуации бесполезно? Продолжить движение и совершить наезд на людей, совершить перестроение на встречную полосу, отделенную двойной сплошной лилией разметки по которой движется автомобиль Б или совершить съезд в кювет, понимая, что это приведет к неминуемым глобальным повреждениям автомобиля и критическим для жизни и здоровья травмам водителя авторобота?

Ситуация 2 (2015)
«
Для беспилотных автомобилей уже сегодня необходимо создать соответствующую нормативную базу – своего рода моральный кодекс, который регламентирует поведение искусственного интеллекта беспилотного автомобиля в том числе и в критических ситуациях, которые, к сожалению, с неизбежностью возникают на дороге.
Ольга Ускова, президент компании Cognitive Technologies
»

Исследование размещено в сети интернет по адресу: www.cognitive.ru/survey/. Принять в нем участие может любой желающий.

Компания предполагает подвести итоги до конца января 2016 года.

Примечания