Проект

«Гражданские самолеты Сухого» начинают использовать дроны при производстве «Суперджетов»

Заказчики: Гражданские самолеты Сухого (ГСС)

Москва; Машиностроение и приборостроение

Продукт: Winnum Platform

Дата проекта: 2018/03  - 2018/06
Технология: Интернет вещей Internet of Things (IoT)
подрядчики - 149
проекты - 395
системы - 363
вендоры - 238

2019: Начало использования дронов на производстве

«Гражданские самолеты Сухого» расширяют применение интернета вещей на производстве, планируя использование дронов для контроля качества внешней поверхности самолетов, рассказали представители компании в сентябре 2019 года. Это стало ответом на запрос от бизнеса сократить сроки и трудоемкость проведения операций, связанных с этим процессом, пояснил директор департамента ИТ компании Роман Марковский.

«
У нас сейчас идет объединение с корпорацией «Иркут», будет унификация систем и комплектующих для самолетов Superjet 100 с «МС-21». Соответственно, технологии, которые мы сейчас оттачиваем на нашем самолете, который, в отличие от «МС-21», уже выпускается серийно, могут использоваться и для среднемагистральной машины, - говорит Марковский.
»

В цехе окончательной сборки «Гражданских самолетов Сухого» в Комсомольске-на-Амуре есть шесть производственных участков сборки самолетов из готовых комплектующих, и такт выполнения работ на каждом участке составляет одну рабочую неделю. Каждую неделю все шесть самолетов, над которыми одновременно могут вестись работы, перемещаются с одного производственного участка на другой, объяснил Александр Кузнецов, заместитель директора департамента ИТ по развитию, который занимается поиском и апробацией новых технологий.

Авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре, где собирают самолеты Sukhoi Superjet <i>(фото - ТАСС/Сергей Савостьянов)</i>
Авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре, где собирают самолеты Sukhoi Superjet (фото - ТАСС/Сергей Савостьянов)


При этом на каждой площадке рабочая неделя начинается с осмотра внешней поверхности, по результатам которого фиксируются все отклонения от производственных операций. Например, вмятины, сколы, царапины и т.д. Операция осмотра внешней поверхности может занимать 1-2 дня.

Задумка компании заключается в том, чтобы из этого процесса полностью исключить человеческий фактор, полностью его автоматизировать, при этом сократив сроки осмотра внешней поверхности до 2-х часов. Дроны должны собирать данные и автоматически передавать их на сервер для анализа без участия человека. Включение сотрудника в процесс предполагается уже после того, как все данные проанализированы и классифицированы.

В проектируемом «Гражданскими самолетами Сухого» решении используются дроны простых моделей производства компании DJI – по два дрона на одну площадку, работающие в полностью автономном режиме. Роман Марковский рассказал TAdviser, что для позиционирования дронов в помещении возможно использование эмулятора GPS, устанавливаемый в цеху. Точность позиционирования составляет два сантиметра.

Также в решении задействованы еще несколько цифровых технологий, таких как видеоаналитика и нейронные сети. Видеоаналитика позволяет сократить время: обработка собранных дронами массивов данных – фото- и видеоматериала – человеком занимала бы больше времени. Здесь компания использует свои наработки в области видеоаналитики, уже опробованные на ее складе. Работа над видеоаналитикой для осмотра поверхности по состоянию на сентябрь все еще ведется.

Нейросети, в свою очередь, позволят решить задачу по определению типа выявленного дефекта. Система должна классифицировать порядка 70 типов дефектов на основании постоянно пополняемой базы данных из десятков тысяч фотографий и видео. Это, в свою очередь, минимизирует человеческий фактор как в нахождении дефектов, так и в определении его типа, говорит Александр Кузнецов.

«
Такое решение позволит не только сократить сроки осмотра, но и повысить качество: когда поверхность осматривает человек – это субъективный метод контроля. Сотрудник может иметь плохое зрение или быть уставшим, например. А техника не устает, - отмечает Кузнецов.
»

Система с дронами подключена к платформе интернета вещей Winnum, которую использовали ранее «Гражданские самолеты Сухого» в проекте «Интеренета вещей» (о том, как устроена платформа, см. в блоке ниже). Для этого было использовано решение Winnum Air, позволяющее подключать беспилотники. Они подключаются фактически так же, как и датчики оборудования.

В «Гражданских самолетах Сухого» рассматривают возможность передачи в дальнейшем авиакомпаниям, эксплуатирующим ее самолеты, осмотр их поверхности на основе дронов как дополнительный сервис. Они могли бы применять его перед полетом для осмотра воздушного судна, добавил Александр Кузнецов.

Роман Марковский в разговоре с TAdviser отметил, что в этом случае, впрочем, могут быть ограничения касательно эксплуатации дронов на улице: в сильную непогоду – дождь и ветер, облет с помощью наиболее распространенных дронов может быть затруднительным. Сильный дождь, к примеру, ставит под сомнение возможность получения материалов с видеокамеры.

Роман Марковский рассказал TAdviser, что помимо платформы интернета вещей на производстве «Гражданские самолеты Сухого» также внедряют платформу эксплуатации, позволяющую получать эксплуатационную статистику с летающих самолетов – телеметрические данные, данные технических и полетных служб, бортового журнала, а также логистических служб авиакомпаний. Их сбор уже организован с самолетов почти всех авиакомпаний, эксплуатирующих «Суперджеты». По словам Марковского, компания планирует увязывать данные, которые накапливаются с производства, с эксплуатационными, чтобы искать различные корреляции.

Правда, пока данные в режиме реального времени в полете собираются в минимальном объеме, поскольку спутниковый канал передачи данных стоит дорого. Информация обычно снимается, когда самолет приземляется.

2018: Платформа интернета вещей

«Гражданские Самолеты Сухого» провели пилотное внедрение технологий интернета вещей (IoT) в процессе сборки самолетов и рассматривают их использование в процессах производства новой модели воздушного судна. Об этом рассказал заместитель директора департамента ИТ компании Игорь Зыков, выступая на конференции TAdviser SummIT 30 мая 2018 года.

Технологии интернета вещей применили в цеху конечной сборки воздушных судов в Комсомольске-на-Амуре. Он представляет собой ангар, где собирают фюзеляж, соединяют крылья, оснащают судно двигателем и т.д., пояснил Зыков.

Игорь Зыков на TAdviser SummIT
Игорь Зыков на TAdviser SummIT

IoT был задействован в трех процессах: контроль размещения воздушных судов на площадках производства, контроль климатических условий на производстве и контроль затяжки ключевых болтовых соединений.

В первом случае IoT использовался для мониторинга размещения самолетов на площадках производства в режиме онлайн с реальным отображением расположения воздушных судов в графическом виде. Также было реализовано отображение плановых и фактических производственных данных по этапам.

Слайд из презентации Игоря Зыкова на TAdviser SummIT 2018
Слайд из презентации Игоря Зыкова на TAdviser SummIT 2018

Во втором случае с помощью IoT осуществлялся онлайн-мониторинг климатических параметров: температуры, влажности, запыленности, поступающих от датчиков, анализ и сравнения данных с допустимыми значениями. В случае возникновения отклонений показателей от заданных происходит информирование пользователя.

Что касается процесса затяжки ключевых болтовых соединений, здесь IoT-платформа применяется для сбора данных, поступающих с динамометрических ключей, анализа и сравнения параметров с данными сменного задания. Пользователь получает оповещение в случае возникновения отклонений показателей от заданных. Также осуществляется сбор, анализ и представление статистических данных о выполненных работах.

Отображаемые параметры контроля затяжки ключевых болтовых соединений (из презентации Игоря Зыкова на TAdviser SummIT 2018)
Отображаемые параметры контроля затяжки ключевых болтовых соединений (из презентации Игоря Зыкова на TAdviser SummIT 2018)

Для реализации задумки была использована готовая платформа промышленного интернета вещей (IIoT) – Winnum, разработанная резидентом «Сколково».

Проект реализовывался для того, чтобы показать бизнесу, как можно использовать новые технологии, объяснил Игорь Зыков. К июню была проведена демонстрация проекта руководству, и теперь предстоит решить, какое развитие сможет получить эта технология.

Скорее всего, IoT-платформа будет применяться в новой продуктовой программе, включающей создание самолета Superjet на 75 мест, предположил заместитель директора департамента ИТ «Гражданские Самолеты Сухого». О начале разработки этой модели воздушного судна компания сообщала в феврале 2018 года.

О TAdviser SummIT

Конференция TAdviser SummIT состоялась в Москве 30 мая 2018 года года и привлекла более 600 участников. Главными темами мероприятия стали повышение эффективности бизнеса и государства с помощью цифровых технологий. Представители крупных компаний-заказчиков и госсектора представили лучшие практики использования ИТ в своих организациях, а поставщики ИТ-решений – свои новые разработки. В рамках пленарной части и пяти тематических секций прозвучало более 60 докладов и публичных дискуссий. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.

Фотогалерея TAdviser SummIT 2018