Проект

Ростех разработал Единый агрегатор торговли "Березка" и опубликовал регламент его функционирования

Заказчики: Федеральное казначейство Министерства финансов РФ

Москва; Государственные и социальные структуры

Продукт: ФГИС (индивидуальная разработка)

Дата проекта: 2013/10  - 2018/12
Технология: Информатизация госфункций
подрядчики - 103
проекты - 252
системы - 49
вендоры - 30

Содержание

Решение о создании единой информационной системы в сфере госзакупок (ЕИС) было принято в рамках реализации 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу с 1 января 2014 года. Одной из целей создания ЕИС является повышение прозрачности закупок.

Назначение системы

ЕИС пришла на смену официальному порталу госзакупок zakupki.gov.ru, на базе которого она и создавалась. Существенное отличие ЕИС от портала госзакупок заключается в размещении в ней всей информации о закупке, начиная с планов закупки и план-графиков и заканчивая детальным описанием этапов выполнения заключенного госконтракта.

Помимо информации непосредственно о закупках, система также должна содержать реестр контрактов, список недобросовестных поставщиков, библиотеку типовых контрактов, реестры жалоб и банковских гарантий.

Кроме того, в ЕИС должны добавляться результаты аудита в сфере закупок и информация о ценах на рынке товаров, работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одна из возможностей системы - организация с ее помощью общественного обсуждения закупок.

Ход проекта

2018

Единый агрегатор торговли «Березка» (ЕАТ)

Ростех в лице специализированной организации «РТ-Проектные технологии» разработал Единый агрегатор торговли «Березка» (ЕАТ) и опубликовал для пользователей регламент его функционирования. Это сделано в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р «О создании единого агрегатора торговли».

Регламент представляет собой документ, который определяет порядок взаимодействия поставщиков, заказчиков и оператора ЕАТ («РТ-Проектные технологии») в процессе проведения закупок товаров, работ и услуг (ТРУ) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

«
«Регламент разработан для обеспечения публично-правовых, единых, прозрачных, недискриминационных и доступных требований ко всем участникам рынка. Порядок проведения закупок определен таким образом, чтобы обеспечить государственному и муниципальному заказчику получение необходимых ТРУ по наименьшим ценам. При этом поставщики могут расширить рынки сбыта, предложив свои ТРУ новым потенциальным клиентам в сфере госзакупок малого объема», – комментирует заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Александр Назаров.
»

Процедура регистрации заказчиков на ЕАТ требует предварительной регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Заказчику необходимо лишь подтвердить полученную от ЕАТ форму, подписав ее сертификатом своей электронной подписи из ЕИС. Поставщики обязаны в соответствии с регламентом представить заявление и документы, а также заполнить необходимые формы. Оператор ЕАТ проверяет информацию, представленную поставщиком, и только после этого аккредитовывает его на ЕАТ.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р и регламенту ЕАТ государственные и муниципальные заказчики вправе провести закупку и не на ЕАТ. Это возможно в случаях если они не нашли соответствующего товара, работы или услуги на ЕАТ, если в течение двух часов с момента размещения их заявления на закупку на ЕАТ не поступило предложений от поставщиков, аккредитованных на ЕАТ, или если у заказчика есть предложения о поставке идентичных ТРУ по более низкой цене вне ЕАТ.

«
«Отдельный раздел регламента посвящен информационному взаимодействию с ЕИС, региональной автоматизированной информационной системой Правительства Москвы «Портал Поставщиков», республиканским порталом малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан и другими аналогичными информационными ресурсами. Информация о ТРУ может вноситься в ЕАТ из региональных систем и наоборот. Это крайне важно для наиболее эффективной работы системы», – комментирует Александр Назаров.
»

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р регламент функционирования ЕАТ должен быть размещен оператором в ЕИС до 1 июня 2018 года. ЕАТ должен обеспечивать применение информации о ТРУ, содержащейся в каталоге ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенном в ЕИС. Функционирование ЕАТ осуществляется без расходования бюджетных средств.

Распоряжение Правительства также определяет, что федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения* должны осуществлять с 1 ноября 2018 года закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

С 01 июня по 01 июля 2018 года все заинтересованные лица могут ознакомиться с регламентом и направить оператору ЕАТ в письменной форме свои вопросы и предложения, возникающие при ознакомлении с регламентом. Информация принимается по адресу электронной почты eat@rt-pt.ru, а также посредством телефонных звонков оператору ЕАТ по номерам телефонов (колл-центр), которые будут опубликованы 30 июня 2018 года на сайте agregatoreat.ru

Ростех в лице «РТ-Проектные технологии» является единственным исполнителем госконтрактов с Федеральным казначейством по развитию и эксплуатации Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) в 2017–2018 гг., является разработчиком информационно-аналитической системы (ИАС) мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2017

Контракт на 0,5 млрд руб на развитие системы с «РТ-Проектные технологии»

Госкорпорация «Ростех» 20 октября 2017 года объявила о том, что её дочерняя компания — «РТ-Проектные технологии» — заключила очередной контракт на развитие единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок на 2017-2018 гг., который будет выполняться в 3 этапа. Стоимость договора, заключенного с «Центром по обеспечению деятельности Казначейства России», составляет 511,5 млн рублей.[1]

«Дочка» «Ростеха» заключила новый контракт на развитие единой системы закупок

В «Ростехе» отмечают, что команда специалистов госкорпорации, накопившая существенный опыт в рамках создания информационно-аналитической системы мониторинга и контроля за осуществлением закупок лекарственных препаратов (ИАС), сосредоточится на ключевых работах, присущих генеральному подрядчику и необходимых для продолжения реформы, повышения прозрачности и эффективности государственного заказа. В частности, это развитие каталога товаров работ и услуг как основного инструмента структурирования сведений о закупках с целью анализа фактических закупочных цен и характеристик закупаемой продукции, нормирования, прогнозирования спроса, определения начальных максимальных цен, мониторинга закупок по завышенным ценам.

Помимо этого, команда «РТ-Проектные технологии» будет выполнять работы по согласованию с заказчиком частных технических заданий на систему, включающих детализированные требования ко всей ее будущей функциональности, описания автоматизируемых бизнес-процессов, применяемые технологии, работы по разработке рабочей документации на систему, контроль выполнения работ по разработке программного обеспечения, пуско-наладке и опытной эксплуатации системы. В части разработки программного обеспечения на основании подготовленного «РТ-Проектные технологии» частного технического задания и рабочей документации будут привлекаться внешние исполнители.

В целом контракт на развитие ЕИС разбит на три логических этапа.

Первый этап

Первый этап посвящен важнейшим доработкам, связанным с вступающими в силу нормативно-правовыми актами, технологическим работам по обеспечению резервирования системы, технологической модернизации и документированию системы с точки зрения обеспечения соответствия требованиям регулятора в сфере информационной безопасности.

Также предполагается функциональное развитие системы, в частности, работы по формированию структурированного универсального передаточного документа, подтверждающего исполнение контракта, реализации положений Постановления Правительства № 615 (процедуры закупок услуг по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах) в части ведения реестра договоров о проведении капитального ремонта, формирования и размещения сведений в реестре недобросовестных подрядных организаций.

Выполнение первого этапа (до конца 2017 года) доверено компании «Ланит-технологии», имеющей многолетнюю компетенцию в данном виде работ. Сумма контракта с ней составляет около 115 млн рублей. На последующих этапах разработчики ПО ЕИС будут определяться на конкурсах.

Второй этап

В число задач второго этапа входят работы по:

  • развитию функциональности каталога товаров, работ и услуг и его применению при осуществлении закупок, *внедрению в тестовом режиме процедуры подписания и включения в реестр контрактов электронного акта выполненных работ,
  • развитию аналитической системы с учетом расширения состава информации, формируемой в ЕИС в структурированном виде,
  • созданию мобильного приложения по поиску размещаемых в ЕИС закупок,
  • обеспечению возможности электронного обмена с ФНС по получению сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Третий этап

На третий этап запланирован самый большой объем работ, требующих проектирования бизнес-процессов. В частности, предполагаются работы по переводу всех процедур в электронный вид: если по состоянию на октябрь 2017 года реализован только электронный аукцион, то в 2018 году законопроектом предусмотрен перевод всех (более 14 видов) закупок в электронный вид и обеспечение интеграции с электронными площадками.

Также в перечень работ третьего этапа включены:

  • разработка конструктора электронных контрактов,
  • формирование отчетов заказчиков об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций,
  • создание единого реестра субподрядных договоров.

В рамках контракта будет сделан задел для полномасштабного перевода ЕИС на свободное программное обеспечение (СПО). Поскольку ЕИС является высоконагруженной системой, обрабатывает большие объемы данных и содержит большое количество автоматизированных бизнес-процессов, замещение будет проходить аккуратно, с обязательной апробацией технологий на менее критичных компонентах ЕИС и последующим тиражированием на всю систему. Поэтому полный перевод ЕИС на СПО рассматривается как задача, выходящая по срокам за рамки 2018 года, сообщили в «Ростехе».

Система госзакупок оказалась «Ростеху» не по зубам. На помощь снова позвали «Ланит»

«Ростех», в феврале 2017 года назначенный правительством единственным исполнителем госконтрактов с Федеральным казначейством по развитию и эксплуатации единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), решил разделить свои функции со структурами «Ланита», хорошо знакомого с этой системой.

В контуре «Ростеха», как сообщала госкорпорация ранее, комплексным обслуживанием ЕИС должна заниматься ее дочерняя структура - «РТ-проектные технологии». С ней в конце июня 2017 года Казначейство заключило два госконтракта на услуги по эксплуатации ЕИС и работы по развитию системы.

Госконтракт на услуги по эксплуатации ЕИС рассчитан на исполнение в два этапа - с 1 июля по 30 сентября 2017 года и с 1 октября по 31 декабря 2017 года[2]. Его сумма составляет 175 млн рублей.

В свою очередь, контракт на развитие ЕИС с «РТ-проектные технологии» рассчитан на срок до конца 2017 года[3]. Его объем - 200,2 млн рублей. Основная часть работ включает доработку различных функций системы. Также предстоит разработать ПО для новых функций: например, для возможности закупать услуги по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, ведения каталогов товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

«Ростех» привлек компании «Ланита» в качестве субподрядчиков по эксплуатации и развитию ЕИС в сфере закупок

Параллельно с заключением контрактов с Казначейством «РТ-проектные технологии» тоже разместила закупки услуг и работ по эксплуатации и развитию ЕИС, определив их единственными исполнителями структуры «Ланита» - «Онланта» и «Ланит-технологии».

Контракт на эксплуатацию с «Онланта» объемом 58,3 млн рублей должен быть заключен на срок с 1 июля по 31 августа 2017 года, следует из закупочной документации[4]. Контракт на развитие системы «РТ-проектные технологии» планирует заключить с «Ланит-Технологии» со сроком до конца 2017 года и ценой в 199,7 млн рублей[5].

«Ланит» осуществлял разработку и запуск системы. В начале 2015 года Федеральное казначейство заключило с компанией госконтракт[6] объемом 525 млн руб. на выполнение работ по созданию, развитию и обеспечению функционирования прикладного ПО системы. Позднее, в сентябре, с компанией был заключен еще один контракт[7] на выполнение работ по развитию системы объемом 143 млн руб.

Техподдержкой ЕИС в 2016 году занималась «Онланта». Конкурс на эксплуатацию системы в первом полугодии 2017 года также выиграла она.

Ранее к функционированию ЕИС возникали серьезные претензии, касающиеся сбоев и некорректной работы системы. В начале 2017 года ситуация оказалась особенно критической: из-за сбоев в системе зависли торги на миллиарды рублей (подробнее об этом - в блоках ниже). На этом фоне мэр Москвы Сергей Собянин предлагал разрешить городам федерального значения — Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю, - а также субъектам РФ с объемом госзакупок более 100 млрд рублей в год использовать в этой сфере собственные интернет-порталы.

Ранее, когда первый вице-премьер Игорь Шувалов убеждал президента Владимира Путина в целесообразности передачи системы закупок «Ростеху», он отмечал, что для перевода всех закупок в электронный вид нужна «существенная доработка функционала» ЕИС, а «РТ-проектные технологии» обладает техническими ресурсами и высококвалифицированными специалистами»[8].

В «Ростехе» заявили TAdviser, что субподрядные организации «Онланта» и «Ланит-Технологии» работают с системой с 2009 года в части проектирования и создания, а с 2011 года также ответственны за ее эксплуатацию и развитие. Благодаря длительной работе над проектом «Онланта» и «Ланит-Технологии» обладают профессиональной экспертизой в части, например, нормативно-правого обеспечения, многолетним опытом автоматизации закупочной деятельности, создания и эксплуатации высоконагруженных государственных информационных систем.

«
Привлечение структуры «Ланита» к выполнению задач по развитию текущей функциональности ЕИС и обеспечению её стабильной работы на данном этапе является понятным и прозрачным шагом. Кроме того, привлечение подрядчиков, знакомых с работой системы, исключит риски выхода ЕИС из строя в ходе ее масштабной модернизации, - считают в «Ростехе».
»

Задача «РТ-проектные технологии» чуть шире: помимо обслуживания, это еще и модернизация существующей системы, добавили в госкорпорации. В компании пояснили TAdviser, что для этого специалисты «РТ-проектные технологии» возьмут на себя создание и развитие единого каталога товаров работ и услуг как основного инструмента структурирования сведений о закупках. У пользователей новой системы будет возможность сравнивать цены, выполнять данную процедуру оперативно без ввода и анализа огромного количества данных, а также автоматически получать на всех этапах предупреждение о возможных отклонениях в цене или качестве.

Это важно для анализа фактических закупочных цен и характеристик закупаемой продукции, нормирования, прогнозирования спроса, определения начальных максимальных цен, мониторинга закупок по завышенным ценам. Все участники закупок, включая контролирующие органы, смогут в режиме реального времени автоматически анализировать массивы информации и получать рекомендации по ценам. У контролирующих органов появится дополнительный превентивный инструмент контроля в области госзакупок, объясняют в «Ростехе».

«
Объединение усилий «РТ-проектные технологии» и «Ланит» поможет выполнить задачу максимально качественно, - уверены в госкорпорации.
»

В «Ростехе» отмечают, что госкорпорация в лице «РТ-проектные технологии» не ставит перед собой цель получить прибыль от разработки ЕИС. На данный момент только 6% от общего контракта пойдет на погашение операционных издержек работы компании. Это длительный проект и ключевую прибыль от него планируется получить в долгосрочной перспективе по итогам продажи дополнительных услуг (например, получение справок) в рамках работы каталога после его запуска.

Ответственным за госзакупки стал Минфин

Согласно постановлению Правительства РФ от 14 апреля 2017 года №446 контроль за государственными закупками передан Министерству финансов. Ранее эти функции выполняло Минэкономразвития.

«
Подписанным постановлением Минфин России определён федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на исполнение функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также ведению реестра инвестиционных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, - говорится в тексте документа.
»

Правительство назначило «Ростех» единственным исполнителем работ по развитию и эксплуатации системы госзакупок

20 февраля 2017 года «Ростех» сообщил, что правительство РФ приняло решение о выборе госкорпорации единственным исполнителем госконтрактов с Федеральным казначейством по развитию и эксплуатации ЕИС в сфере закупок в 2017-2018 гг. В контуре «Ростеха» комплексным обслуживаем системы займется компания «РТ-проектные технологии».

Решение правительства принято в соответствии с поручением президента Владимира Путина и направлено на совершенствование ЕИС с целью реального снижения цен и обеспечения справедливой конкуренции в сфере закупок, говорится в сообщении «Ростеха».

В основу проекта развития ЕИС заложен ряд ключевых элементов: создание справочников (классификаторов), каталогов продукции, баз данных средневзвешенных цен, аналитической системы. Реализация проекта должна обеспечить сквозной процесс от системного планирования закупок до заключения контрактов, отмечают в «Ростехе».

На этапе планирования закупок будет проводиться автоматическое формирование справочников классификаторов и каталогов на все товарные группы, формирование прозрачного конкурентного ценообразования и оценки результатов проведения работ и оказания услуг. На всех этапах работы ЕИС будет обеспечена функция автоматического предупреждения о возможных отклонениях в ценовых и в качественных показателях.

Преимуществом данного подхода по отношению к существующему в «Ростехе» называют возможность автоматического анализа больших массивов информации в режиме реального времени с формированием предварительных рекомендаций по ценам всем участникам закупок, включая контрольно-надзорные органы.

«
Это позволит госзаказчикам обеспечить не только сравнение стартовых цен, сокращение количества рутинных операций по ручному вводу и анализу больших объемов данных, принятие своевременных и взвешенных решений, но и обеспечить сокращение коррупционной составляющей и реальное снижение цен. Контролирующие органы, в свою очередь, получат дополнительный превентивный инструмент для недопущения нарушений в области закупочной деятельности, - отмечают в «Ростехе».
»

На момент принятия правительственного решения «Ростех» в рамках рабочих групп с Казначейством приступил к разработке системного проекта на развитие функциональности ЕИС. Работа с ЕИС будет осуществляться силами отечественных разработчиков на основе российского ПО с открытым исходным кодом, заявили в «Ростехе».

Из-за сбоев в системе госзакупок зависли торги на миллиарды рублей

В январе 2017 года с вступлением в силу изменений в 44-ФЗ о контрактной системе заказчики по всей России, попадающие под действие этого закона, столкнулись с проблемами размещения информации о закупках в федеральной ЕИС закупок. Из-за сбоев в системе возникли, например, проблемы с размещением в ЕИС планов-графиков закупок, а без их публикации тендеры проводить нельзя. За нарушение правил размещения данных в ЕИС заказчикам грозят штрафы.

Федеральное казначейство, отвечающее за эксплуатацию ЕИС, в январе признало наличие технических проблем и принесло публичные извинения заказчикам за массовые случаи невозможности размещать данные о закупках. Однако оперативно устранить проблемы на начало февраля так и не удалось.

2 февраля 2017 года руководитель Департамента Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев в ходе открытой дискуссии о ЕИС закупок сообщил, что более 1,5 тысяч контрактов было отправлено московскими заказчиками на регистрацию в ЕИС, но они «зависли» в системе из-за технических проблем. Он отметил, что технические сбои в работе федеральной системы не позволяют городским заказчикам своевременно осуществлять закупки необходимых товаров, работ и услуг для исполнения социальных обязательств. Ежегодный совокупный объем закупок Москвы составляет порядка 500 млрд рублей – 10% от всех закупок РФ, отметил Дегтев.

Руководитель Департамента Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев поддерживает идею мэра города разрешить субъектам РФ размещать закупки на региональных площадках

Председатель Комитета по госзаказу Санкт-Петербурга Дмитрий Сачков рассказал, что на начало февраля город не имеет возможности разместить большую часть процедур.

Антон Емельянов, директор «Единой электронной торговой площадки», на открытой дискуссии отметил, что такая ситуация бьет не только по заказчикам, но и по бизнесу – поставщикам. Он привел данные, что обычно в январе госзаказчики по России объявляют порядка 10 тысяч закупочных процедур объемом примерно на 20 млрд рублей. По итогам января 2017 года объявлено примерно в 7 раз меньше закупочных процедур с объемом менее 9 млрд рублей. Фактически, бизнес, из года в год участвующий в торгах, не увидел порядка 10-11 млрд рублей, на которые рассчитывал, сказал Емельянов.

Ранее мэр Москвы Сергей Собянин предложил премьер-министру Дмитрию Медведеву разрешить городам федерального значения — Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю, - а также субъектам РФ с объемом госзакупок более 100 млрд руб. в год использовать в этой сфере собственные интернет-порталы.

Эксперты, участвовавшие в открытой дискуссии о ЕИС закупок, эту идею поддерживают. Дегтев из Департамента по конкурентной политике предлагает использовать региональный ресурс в дополнение к федеральной ЕИС закупок. Городская система ЕАИСТ, работающая более 10 лет, способна обеспечить проведение закупок по единым правилам, заявил он.

Замруководителя ДИТ Москвы Александр Горбатько пояснил, что городской портал закупок технически интегрирован с федеральной системой закупок и выступает ее продолжением. Информация, размещаемая на городском портале, может автоматически отображаться в ЕИС.

Гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Сергей Габестро считает, что юридически значимые действия по закупкам могут проводиться на разрозненных региональных площадках. ЕИС закупок он предлагает отвести роль центра, где всем будут доступны загруженные данные, вместо центра по сбору файлов, как это есть сейчас.

Изменения в закон о контрактной системе увеличили число организаций, которые обязаны «контрактоваться» в ЕИС, что делает систему и нагрузку на нее огромной. Текущая модель нереализуема в ближайшей перспективе, полагает Габестро.

За последние несколько лет систем не просто тормозит, она никуда не развивается, говорит Илия Димитров, исполнительный директор некоммерческой организации «Ассоциация электронных торговых площадок». Это несет риски и для заказчиков, и социальные, и для бизнеса. Иван Ястреб, замруководителя проекта ОНФ «За честные закупки», отметил, что активисты его организации еще в 2015 году говорили, что к запуску в 2016 году единая система не готова. Не готова она оказалась и в 2017 году. Децентрализация – это, возможно, необходимая мера, т.к. органы власти должны выполнять свои обязательства, и технические проблемы не должны сказываться на поставках лекарств, продуктов питания, обеспечения детских садов и др.

Ранее, в конце января, положительную резолюцию президента Владимира Путина получила инициатива Игоря Шувалова назначить «РТ-проектные технологии» («дочку» «Ростеха») единственным исполнителем обслуживания ЕИС госзакупок. Первый вице-премьер поручил Минэкономразвития, Минфину и Казначейству внести в правительство акт о назначении «РТ-проектные технологии» единственным исполнителем. (Подробнее об этом – в отдельном блоке ниже).

Опрошенные TAdviser эксперты поддерживают эту идею. Сергей Габестро из НАИЗ отметил, что существует схожая международная практика, например, в Корее, Германии, Франции и других, когда правительство имеет партнером крупную корпорацию. Это не решит сразу проблему с ЕИС, которая есть, но должно в будущем, полагает он. Надо передавать систему корпорации и «растить партнера», сказал Габестро TAdviser.

С мнением Габестро согласен Александр Горбатько из ДИТ Москвы. По его мнению, пройдет какое-то время, прежде чем заработает команда, которая поймет, как сейчас работает система и почему она не работает так, как положено. Возможно, пройдет немало времени, считает он. Партнер государству нужен финансово устойчивый и развивающийся на 3-5 лет вперед. Такой партнер как «Ростех» - почему бы нет, отметил Горбатько в разговоре TAdviser.

Геннадий Дегтев заявил TAdviser, что его департамент поддержит любого исполнителя работ, который создаст систему, работающую без сбоев. Какое для этого нужно решение – это в компетенции правительства, добавил он.

Собянин предложил использовать региональные системы госзакупок вместо ЕИС

Мэр Москвы Сергей Собянин предложил премьер-министру Дмитрию Медведеву разрешить городам федерального значения — Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю,— а также субъектам РФ с объемом госзакупок более 100 млрд руб. в год использовать в этой сфере собственные интернет-порталы, не зависящие от ЕИС закупок. Об этом в январе 2017 года сообщила газета «Коммерсант» со ссылкой на письмо Собянина[9].

Сергей Собянин просит независимости от ЕИС госзакупок для регионов

Собянин в своем письме отмечает, что в работе ЕИС наблюдаются регулярные технические сбои. Это, по его мнению, мешает публикации сведений о госзакупках и контрактах, тем самым ведет к их срыву. В связи с этим мэр предложил дать субъектам РФ возможность использовать независимые региональные информационные системы для данных целей.

В Комитете по госзаказу Санкт-Петербурга говорят, что их специалисты в ручном режиме исправляют ошибки, выданные ЕИС госзакупок и поддерживают инициативу Сергея Собянина. В комитете также предложили приоритетно размещать информацию в региональных системах с последующим обязательным размещением в ЕИС. Региональные системы представляют логический механизм учета, планирования и исполнения закупочных операций, что нельзя сказать о ЕИС. Правильнее было бы использовать ее для сбора и аналитики данных регионов, полагают в Санкт-Петербурге.

В Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) отмечают, что региональные системы автоматизации закупок уже работают во многих регионах.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов, курирующий вопросы госзакупок, поручил Минэкономразвития, Минфину и Казначейству проработать предложение московской мэрии. В Минэкономразвития сообщили, что оно изучается.

В Кремле согласились отдать систему закупок «Ростеху»

Письмо Игоря Шувалова президенту Владимиру Путину с предложением назначить «РТ-проектные технологии» («дочку» «Ростеха») единственным исполнителем обслуживания ЕИС госзакупок получило положительную резолюцию. Об этом 24 января 2017 года сообщила газета «Коммерсант»[10].

Представитель Шувалова подтвердил изданию, что первый вице-премьер уже поручил Минэкономразвития, Минфину и Казначейству внести в правительство акт о назначении «РТ-проектные технологии» единственным исполнителем.

Владимир Путин поддержал предложение Игоря Шувалова передать систему госзакупок «Ростеху»

Изначально в Белом доме рассчитывали с помощью ЕИС перевести все госзакупки в электронный вид осенью 2016 года, но затем переход на электронные процедуры сдвинули на 1 января 2018 года из-за неготовности каталога товаров, работ и услуг и самой системы. Шувалов отмечал, что для перевода всех закупок в электронный вид нужна существенная доработка функционала ЕИС, а «РТ-проектные технологии» «обладает техническими ресурсами и высококвалифицированными специалистами».

Источник «Коммерсанта», близкий к «Ростеху», говорит, что «РТ-проектные технологии» будут оператором, привлекающим другие компании — внутри «Ростеха» или вне его. В компании заявили изданию, что сейчас «критически важная система» реализована на платформе Oracle, что несет риск «утечки информации, дистанционного отключения систем или санкционного давления». В компании считают, что новую ЕИС нужно создать «на основе российских софтов с открытым исходным кодом и силами отечественных разработчиков», используя для ее создания «большие данные, роботизированное ведение классификаторов и справочников-каталогов, методы искусственного интеллекта и многофакторного предикативного анализа предмета закупок на всех стадиях».

«Универсальным прототипом» новой системы должна стать ИАС закупок лекарств — президент поручил «Ростеху» и нескольким ведомствам создать ее в августе 2016 года.

Перезапуск ЕИС в 2017-2019 годах будет стоить 350 млн руб. в год — за счет госпрограммы по управлению государственными финансами. Источники «Коммерсанта» в Белом доме пояснили, что передачу ЕИС будет контролировать казначейство.

2016

Правительство готовится отдать «Ростеху» разработку системы закупок

1 декабря 2016 года стало известно о планах правительства отдать «Ростеху» госконтракт на систему закупок. Корпорация может стать единственным поставщиком без конкурса.

В ноябре 2016 года первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минфину, Минэкономразвития, ФАС и Федеральному казначейству подготовить доклад президенту о назначении «РТ-проектные технологии» («дочка» «Ростеха») единственным разработчиком Единой информационной системы закупок, пишут «Ведомости» со ссылкой на текст этого поручения.

Авторам доклада, который Шувалов должен был получить еще в середине ноября, необходимо было указать стоимость госконтракта на создание, ведение и обслуживание системы. Создание новой системы с нуля и перенос накопленной информации потребует около 1 млрд рублей, считает глава Cognitive Technologies Андрей Черногоров.

За разработку единой информационной системы, запущенной в 2016 году, отвечает «Ланит», за техподдержку — его «дочка» «Онланта». В начале года Минэкономразвития говорило о необходимости заменить иностранное оборудование и программы, на которых строится система госзакупок, на российское, поскольку зарубежные решения могут повлиять на ее работоспособность.

«Ланит», Cognitive Technologies, IBS и «Крок» заявляли о готовности доработать систему. «Ростех», также претендующий на этот госконтракт, предлагает создать систему заново на принципах государственно-частного партнерства. Чтобы государство не тратило больше денег на развитие системы, а, наоборот, сэкономило бы 1 трлн рублей после того, как «Ростех» создаст в ней каталог, писал генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов в письме Игорю Шувалову.

По данным «Ведомостей», Минфин готово поддержать назначение единственным исполнителем компании «Ростеха», «принимая во внимание критическую важность обеспечения бесперебойной работы» системы. [11]

Минэкономразвития предлагает отдать систему госзакупок в частные руки

В начале мае 2016 года стало известно о планах Минэкономразвития по передаче системы госзакупок в частные руки. Для этого на ней могут сделать площадку для торгов и ввести платные услуги, пишут «Ведомости».

В апреле 2016 года Минэкономразвития отправило в правительство письмо, в котором предложило развивать единую информационную систему (ЕИС), собирающую данные обо всех закупках государства и госкомпаний, как объект концессии. Представитель министерства подтвердил изданию, что этот вопрос прорабатывается.

Минэкономразвития предлагает отдать систему госзакупок в частные руки

ЕИС аккумулирует данные обо всех госзакупках и закупках госкомпаний в открытом доступе. Начиная с 2017 года в системе также появится каталог товаров, в который за плату по регулируемому тарифу Минэкономразвития предлагает включать товары поставщиков. Таким образом, процедура станет более конкурентной и выгодной для частных инвесторов, отмечают в министерстве.

Кроме того, как говорят в Минэкономразвития, ЕИС могла бы функционировать как торговая площадка, а концессионеры смогли зарабатывать на обеспечении заявки, которое вносят поставщики. По словам чиновника министерства, при полном переходе госзакупок и закупок госкомпаний в электронный формат ожидаемый годовой доход всех электронных площадок, где будут проходить торги, составит 32–48 млрд рублей.

Еще одно прибыльное направление ­— создание платежной системы концессионера для онлайн-расчетов между заказчиками и поставщиками, говорится в презентации Минэкономразвития.[12]

Минэкономразвития задумалось над импортозамещением в ЕИС

В середине февраля 2016 года газета «Ведомости» опубликовала материал, в котором сообщила о предложении Минэкономразвития заменить иностранное ПО на российское в Единой информационной системе госзакупок (ЕИС). Участники рынка считают, что такое импортозамещение возможно, но оно будет непростым.

ЕИС во многом зависит от зарубежного оборудования и софта, что может негативно повлиять на функционирование системы, например, из-за введения международных санкций, пишет издание со ссылкой на письмо Минэкономразвития Федеральному казначейству. Последнее согласно с необходимостью заменить импортные программы на российские и намерено искать подходящие решения, сообщил заместитель руководителя казначейства Сергей Гуральников.

Минэкономразвития опасается, что иностранное ПО и оборудование могут повредить Единой информационной системы госзакупок

Вместе с тем он признал, что альтернатив западным продуктам, которые бы не уступали им по производительности, пока нет. Их надо искать, тестировать и убедиться, что не пострадает то, что уже работает, и, возможно, в 2016 году будет принято решение, на какое ПО переходить, сообщил Гуральников.

Президент «Ланита» (разработчик ЕИС) Георгий Генс уверен, что перевести систему на российское программное обеспечение точно можно, однако придется кардинально менять архитектуру и создавать множество решений, которые есть в стандартных продуктах IBM и Oracle.

Систему нужно будет перестраивать почти с нуля, предупреждает президент IT-интегратора IBS Сергей Мацоцкий. Придется переходить на новые базы данных, это может привести к сбоям в работе, замечает предправления ГК «АйТи» Тагир Яппаров.

Как сообщил газете представитель Минэкономразвития, стоимость проекта импортозамещения технологий в ЕИС должна быть определена казначейством. Георгий Генс полагает, что переход обойдется значительно дороже поддержки иностранных решений, поскольку система госзакупок является сложной и очень нагруженной, и она должна работать непрерывно.[13]

Единую систему закупок запустили с множественными недоработками

В январе 2016 года организация Общероссийский народный фронт (ОНФ) провела мониторинг работы ЕИС в сфере закупок, которая по указанию Дмитрия Медведева должна была заработать в полную силу с начала года, и сообщила об обнаруженных множественных недоработках системы.

«
Часть функционала ЕИС, над которой трудились 11 месяцев, не работает, в большинстве разделов система ссылается на старую версию сайта государственных закупок. Разрекламированный новый дизайн появился только на лицевых страницах, а с такими необходимыми функциями, как, например, просмотр детальной информации, возникают проблемы, - заявили в ОНФ
»

Одна из ошибок системы - по некоторым поисковым запросам портал закупок выдает на самой первой странице конкурсы от 2012 года

С 1 по 6 января портал госзакупок был закрыт на регламентные работы. 6 января пользователи впервые смогли увидеть новую систему. С 9 на 10 января вновь ЕИС была отключена для проведения регламентных работ. В воскресенье 10 числа система заработала с незначительными изменениями дизайна на ряде страниц.

В числе проблем, с которыми сталкиваются пользователи при работе с системой, - не работает система поиска и фильтрации, в реестре контрактов на обновленном сайте отсутствует поиск по исполнителю (подрядчику), что затрудняет мониторинг контрактов, заключенных с конкретным поставщиком. Многие разделы не функционируют, в некоторых присутствуют только тестовые записи, не выводятся данные, в ряде разделов сервер выдает ошибку.

«
Учитывая, что даже при тестировании базовых внешних функций мы сталкиваемся с таким количеством недоработок, можно предположить, что внутренние механизмы ЕИС находятся в еще более плачевном состоянии, - говорят в ОНФ.
»

Разработку и запуск системы осуществлял «Ланит». В начале 2015 года Федеральное казначейство заключило с компанией госконтракт[14] объемом 525 млн руб. на выполнение работ по созданию, развитию и обеспечению функционирования прикладного ПО системы. Позднее, в сентябре, с компанией был заключен еще один контракт[15] на выполнение работ по развитию системы объемом 143 млн руб.

В Федеральном казначействе и в «Ланите» не прокомментировали проблемы в работе ЕИС на момент публикации материала. В Минэкономразвития заявили TAdviser, что все представленные замечания прорабатываются с техническими специалистами, и необходимые меры будут приняты в кратчайшие сроки.

«
19 января 2016 года в Минэкономразвития России было проведено первое совещание с представителями заинтересованных органов власти, организациями, электронными площадками, экспертами, эксплуатирующими ЕИС, по функционированию и повышению качества работы ЕИС. Был отмечен ряд вопросов, требующих доработки. В настоящее время соответствующие работы проводятся Федеральным казначейством, - сказали TAdviser в ведомстве.
»

Приемка работ осуществлялась межведомственной комиссией с участием Минэкономразвития, ФАС, Минкомсвязи, Минфина и Федерального Казначейства. В период приемки система функционировала без сбоев, добавили в Минэкономразвития.

2015

Медведев утвердил срок запуска единой системы в сфере закупок

В январе 2015 года председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок. В соответствии с документом, Федеральное казначейство должно обеспечить ввод системы в эксплуатацию не позднее 1 января 2016 года, а в срок до 1 мая 2015 года - утвердить состав межведомственной комиссии по созданию системы в сфере закупок и положение о этой комиссии.

Документом также определяется, что перечень подсистем (компонентов, модулей) ЕИС в сфере закупок определяется в технической документации на основании функциональных требований к этой системе, которые устанавливаются Минэкономразвития.

Ранее в Минэкономразвития заявляли TAdviser, что, по мнению ведомства «из системного понимания закона», система должна была быть введена в эксплуатацию с таким расчетом, чтобы с ее использованием можно было планировать закупки на 2016 год. То есть, окончательный ввод системы в эксплуатацию предполагался на 4-й квартал 2015 года.

ТЗ на создание ЕИС по госконтракту, который Минэкономразвития заключило с научно-исследовательским центром ВШЭ, было разработано в 2013 году, а в течение 2014 года оно прошло дополнительно 2 этапа доработки, рассказали TAdviser в ведомстве.

Доработки были связаны с изменениями в закон 44ФЗ, которые были приняты в декабре 2013 года и в июне 2014 года, а также в связи с принятыми подзаконными актами, которые конкретизируют вопросы планирования, нормирования, обоснования закупок. В июле 2014 года появилась итоговая редакция ТЗ. Параллельно с доработкой ТЗ осуществлялась проработка финансово-экономического обоснования стоимости этого проекта, а по состоянию на ноябрь 2014 года казначейство вело работу по подготовке документации на заключение контракта на создание ЕИС.

Единая информационная система устранит «аномально» устойчивые связи в закупочном процессе

Возможность отслеживать «аномально» устойчивые связи между поставщиком и заказчиком, а также отклонения цен позволит Единая информационная система закупок, которая заменит официальный сайт www.zakupki.gov.ru. Об этом сообщил глава департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ Максим Чемерисов в декабре 2015 года.

Ведомство предлагает все конкурентные процедуры перевести в электронный вид. «Это станет прорывным шагом», - уверен М. Чемерисов, отмечая, что в таком случае все процессы торгов станут максимально публичными.

В числе дополнительный функций Единой информационной системы появится единый каталог товаров и услуг, который позволит обеспечить создание системы единого ценообразования в сфере закупок.

Также должно быть осуществлено ограничение сроков взаиморасчета по контрактам, считает М. Чемерисов. «Задержки расчетов с поставщиками является серьезным препятствием эффективного ведения бизнеса. Этот барьер мы должны устранить», - сказал М. Чемерисов.

Раскрытие информации о субподрядчиках позволит устранить злоупотребления со стороны как заказчиков, так и поставщиков. Кроме того, должны быть установлены дополнительные требования к приемке выполненных услуг и поставленных товаров.

«Кроме того, необходимо усилить контроль за порядком закупок в чрезвычайных ситуациях – в этом секторе есть риск злоупотреблений в плане превышения органами власти своих полномочий», - отметил М. Чемерисов.

2014

Передача проекта от МЭР к Казначейству

В конце сентября 2014 года в соответствии с постановлением правительства полномочия по созданию и развитию ЕИС были переданы от Минэкономразвития Федеральному казначейству. К Казначейству перешла также обязанность установления порядка регистрации в ЕИС и использования системы.

«Закрепленная постановлением схема распределения полномочий между Минэкономразвития и Казначейством позволяет максимально эффективно использовать имеющуюся у нас экспертизу по созданию государственных информационных систем федерального уровня, а также ту информационно-технологическую инфраструктуру, которой наше ведомство располагает», — сказал по этому поводу 12 ноября 2014 года Сергей Гуральников, заместитель руководителя Казначейства.

В Минэкономразвития относительно передачи функций по созданию ЕИС от их ведомства к Казначейству заявили TAdviser, что это обусловлено, во-первых, тем, что принято решение создавать ЕИС на базе уже существующего официального сайта zakupki.gov.ru, который находится в ведении Федерального казначейства, а, во-вторых, с тем, что сейчас Федеральное казначейство совместно с Минфином разрабатывают государственную информационную систему «Электронный бюджет», которая должна быть интегрирована в единые информационные системы. Поэтому целесообразно, чтобы эти два государственных информационных ресурса находились под управлением одного ведомства, заключили в Минэкономразвития.

Федеральное Казначейство о системе

По мнению Сергея Гуральникова, использование программно-аппаратного комплекса официального сайта РФ при создании ЕИС позволит уменьшить сроки и сократить стоимость реализации проекта.

«Такой подход, как мне видится, обеспечит реализацию основного приоритета создания и поэтапный запуск функционала новой системы без излишних потрясений как для заказчиков, так и поставщиков», — сказал Гуральников.

По его мнению, это также обеспечит максимальную преемственность того функционала, который уже был создан ранее, и возможность использования новых технологических инструментов для его совершенствования.

Гуральников также пояснил, что в настоящее время бюджетный закупочный процесс на технологическом уровне является разрозненным. Заказчики вынуждены работать в нескольких информационных системах, перенося данные из одной в другую, а также дублируя их. Отсутствие единых справочников, классификаторов в бюджетных и закупочных системах, по заверению чиновника, требует дополнительных трудозатрат на обеспечение непротиворечивости этих данных в различных системах.

Говоря о масштабах системы, Гуральников сообщил, что ЕИС будет представлять собой информационную площадку для работы порядка 1,5 млн участников — организаций-заказчиков и поставщиков.

«Мы планируем, что порядка 5 млн извещений будет публиковаться в ЕИС в течение года, — заявляет чиновник. — В связи с этим предстоит дополнительная работа совместно с Минкомсвязи по резервированию данных ЕИС при использовании инфраструктуры электронного правительства".

В Казначействе уверены, что нововведения, реализованные в ЕИС, позволят получить единый цикл электронных закупок, сократив временные и финансовые издержки всех участников электронного взаимодействия: «Это, несомненно, повысит прозрачность и доступность информации о госзакупках, расширит возможности по аналитике и поиску, приведет к снижению стоимости госконтрактов, позволит расширить контингент участников».

Доклад о Контрактой системе Сергея Гуральникова на CNews FORUM 2014


Замечания Счетной палаты к реализации проекта

В ноябре 2014 года по итогам проверки эффективности использования средств в рамках формирования контрактной системы за 9 месяцев Счетная палата сообщила, что результаты ранее выполненной ВШЭ работы не использовались, а срок запуска единой информационной системы в сфере закупок теперь и вовсе не определен.

«Учитывая, что для формирования программно-аппаратного комплекса ЕИС и ее опытной эксплуатации необходим определенный срок, а конкурс на разработку системы до настоящего времени не объявлен, декларируемая задача по повышению прозрачности закупок за счет внедрения ЕИС в 2014–2015 годах выполнена не будет», - отмечают в Счетной палате.

2013: ВШЭ создает концепцию за 6,9 млн руб

Работы над созданием системы начались еще в 2013 году. Тогда в сентябре правительство наделило Минэкономразвития функциями по выработке требований по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС, а также установлению порядка регистрации и порядка пользования ею.

Единая информационная система в сфере закупок должна прийти на смену порталу zakupki.gov.ru

В 2013 году Минэкономразвития заключило контракт [16] с «Высшей школой экономики» (ВШЭ) на разработку концепции и технического задания на создание ЕИС. Стоимость этих работ составила 6,9 млн руб. при максимальной (начальной) цене контракта в 37 млн руб. Помимо ВШЭ на выполнение этих работ претендовали также NVision Group, «Ланит», Inline Technologies и другие, однако ВШЭ предложила наиболее низкую цену.

Осенью 2013 года в Минэкономразвития заявляли, что ЕИС будет создана к 2015 году, а позднее, в декабре, заявили, что поэтапное введение системы начнется только с 2016 года. Тогда же чиновники сообщали, что в марте-апреле 2014 года Минэкономразвития объявит тендер и заключит контракт на создание ЕИС.

Примечания

  1. Закупка №0895100000117000231
  2. Оказание услуг по эксплуатации Единой информационной системы в сфере закупок
  3. Выполнение работ по развитию прикладного программного обеспечения Единой информационной системы в сфере закупок
  4. Оказание услуг по эксплуатации единой информационной системы в сфере закупок
  5. Закупка у единственного поставщика на оказание услуг по развитию единой информационной системы в сфере закупок
  6. Выполнение работ (оказание услуг) по созданию, развитию и обеспечению функционирования прикладного ПО для информационного обеспечения реализации положений № 44-ФЗ
  7. Выполнение работ по развитию прикладного ПО для информационного обеспечения реализации положений № 44-ФЗ
  8. "Ростех" пересчитает госзакупки
  9. "Ростех" пересчитает госзакупки
  10. "Ростех" пересчитает госзакупки
  11. Правительство готовится отдать «Ростеху» систему закупок
  12. Систему госзакупок хотят отдать в концессию
  13. Иностранцы могут повредить информационную систему госзакупок, опасается Минэкономразвития
  14. Выполнение работ (оказание услуг) по созданию, развитию и обеспечению функционирования прикладного ПО для информационного обеспечения реализации положений № 44-ФЗ
  15. Выполнение работ по развитию прикладного ПО для информационного обеспечения реализации положений № 44-ФЗ
  16. Минэк рассказал о единой системе, которая заменит портал госзакупок