Проект

"Ситроникс" получит 6 млрд руб на избавление Москвы от пробок

Заказчики: Правительство Москвы

Москва; Государственные и социальные структуры

Продукт: Комплексные проекты создания инженерных систем
Второй продукт: АПК Безопасный город

Дата проекта: 2011/04

Содержание

СМ. ТАКЖЕ (10)

В апреле 2011 г. стало известно, что Правительство Сергея Собянина начало внедрять в Москве интеллектуальную транспортную систему, которая должна разгрузить город от пробок[1].

«Ситроникс» выиграл конкурс на разработку интеллектуальной транспортной системы (ИТС), рассказали «Ведомостям» несколько бизнесменов, работающих в сфере транспорта. Эту информацию подтвердили высокопоставленный чиновник мэрии и вице-президент «Ситроникса» Ирина Ланина. Компания до конца 2011 года разработает концепцию ИТС и создаст единый центр управления дорожным движением, сказал близкий к ней источник.

Москва Умный город (Smart city)

Финансирование

На реализацию ИТС в 2011 г. из бюджета будет выделено 6,257 млрд руб., говорится в московской транспортной программе. Эти деньги «Ситроникс» получит в конце 2011 года, когда уже выполнит работы, говорят собеседники «Ведомостей».

Близкий к мэрии источник рассказывает, что «Ситроникс» будет модернизировать существующую систему управления светофорным движением «Старт» (будут закуплены новые светофоры, детекторы, системы видеофиксации) и систему управления общественным транспортом (оснастит подвижной состав «Мосгортранса» навигаторами). «Если называть вещи своими именами, пока речь идет лишь о модернизации существующей системы», — говорит партнер Strategy Partners Александр Ованесов.

Контракт с Москвой сопоставим по объему с квартальной выручкой «Ситроникса». Сотрудничество «Ситроникса» с Москвой начало развиваться только недавно, говорит Ланина. До сих пор у компании был, по сути, лишь один крупный московский контракт — с метрополитеном на поставку бесконтактных проездных (примерно на $100 млн).

Крупнейшие международные компании не были приглашены на торги, жалуется топ-менеджер Международного дорожного консорциума (объединяет разработчиков систем и программного обеспечения для транспортной сферы — сингапурскую AA Traffic, французскую STI и британскую Verrus). Конкурс был закрытый, участники должны были иметь разрешения от ФСО, ФСБ на работу с правительственными трассами, говорит источник, близкий к мэрии. Чиновник мэрии напоминает, что структура АФК «Система» — «Навигационно-информационные системы» — готовила технико-экономическое обоснование для одной из основных составляющих новой транспортной системы — единого диспетчерского центра по управлению пассажирским транспортом, а также является федеральным оператором системы «Глонасс», необходимой для его функционирования.

Ожидаемые результаты проекта

За счет внедрения интеллектуальной транспортной системы задержки транспорта снизятся на 10%; пропускная способность повысится от 5 до 15%, средняя скорость движения – на 17%; время поездки сократится на 15–20%, обещано в проекте московской транспортной программы.


В мае 2011 года ЗАО "Ситроникс-КАСУ" и "НИС ГЛОНАСС" подписали соглашение на выполнение работ в рамках реализации проекта "Создание интеллектуальной транспортной системы города Москвы" (ИТС Москвы).

В рамках соглашения "НИС ГЛОНАСС" примет участие в проектировании ключевой и фундаментальной части структуры ИТС Москвы – "Единого диспетчерского центра по управлению пассажирским транспортом" (ЕДЦ).

Специалисты Федерального сетевого оператора также будут создавать зональные центры управления, оснащать пассажирский транспорт Москвы многофункциональными навигационными устройствами и системами безопасности.

В конце января 2011 года Федеральный сетевой оператор разработал Техническое задание (ТЗ) и технико-экономическое обоснование (ТЭО) на создание ЕДЦ и представил их на рассмотрение в Департамент Транспорта Правительства Москвы.

Внедрение ИТС Москвы позволит эффективно решать проблему пробок в столице, контролировать и управлять сложнейшими транспортными узлами, обеспечивать профилактику ДТП. Планируется, что Единый диспетчерский центр в рамках ИТС Москвы будет создан уже к концу 2011 года.

Спутниковые навигационные системы – важнейшая часть построения структуры ИТС, так как только они позволяют получать необходимые данные о местоположении сотен тысяч транспортных средств одновременно.

Уникальность информации космических навигационных систем - в доступности, масштабируемости, независимости и 100% достоверности. Технологическая основа ЕДЦ – отечественная ГНСС ГЛОНАСС.


Интеллектуальная транспортная система (далее ИТС) предназначена для эффективного управления транспортными потоками, увеличения пропускной способности улично-дорожной сети, предотвращения автомобильных заторов, уменьшения задержек в движении транспорта, повышения безопасности дорожного движения, информирования участников движения о складывающейся дорожно-транспортной ситуации и вариантах оптимального маршрута движения, обеспечения бесперебойного движения наземного городского пассажирского транспорта.

Состав ИТС:

  • система мониторинга параметров транспортных потоков;
  • система информирования участников дорожного движения;
  • система управления техническими средствами регулирования и организации дорожного движения;
  • система телеобзора;
  • система управления парковочным пространством;
  • система фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения;
  • системанавигационно-информационного обеспечения на основе ГЛОНАСС.

Функции государственного заказчика на выполнение работ по созданию ИТС возложены на Государственное казенное учреждение города Москвы — Центр организации дорожного движения Правительства Москвы.

До конца 2013 года планируется выполнить работы по обустройству улично-дорожной сети города и подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта техническими средствами ИТС в полном объеме, что позволит обеспечить:

  • адаптивное управление светофорными объектами (перекрестками);
  • сбор и анализ данных о параметрах транспортных потоков;
  • информирование участников дорожного движения о складывающейся ситуации, в том числе выбор вариантов и расчет маршрутов движения;
  • повышение безопасности дорожного движения;
  • бесперебойное движение наземного городского пассажирского транспорта.

В 2011 году разработан эскизно-технический проект ИТС г.Москвы, начаты и ведутся работы по обустройству улично-дорожной сети города и подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта техническими средствами ИТС, созданию управляющего аппаратно-программного комплекса, центров управления движением и центра обработки данных системы фотовидеофиксации.

Также в 2011 году в рамках реализованных пилотных проектов отработаны различные технические решения, осуществлена опытная эксплуатация оборудования и программного обеспечения.

В результате проведенных работ уже сегодня имеется возможность получения и анализа данных о параметрах транспортных потоков с 30% точек, планируемых к обустройству до конца 2013 года, в адаптивный режим управления введено 72 светофорных объекта (перекрестков) и до конца года их будет 85, осуществляется диспетчерское управление и контроль движения части подвижного состава ГУП «МОСГОРТРАНС», в рамках пилотной зоны реализуется функция автоматизированного информирования участников дорожного движения о складывающейся ситуации, функционирует Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве (далее ЦАФАП ОДД).

Смотрите также

Примечания