Проект

Шадаев: Электронные медкарты не поддаются монетизации

Заказчики: Министерство здравоохранения Московской области

Красногорск; Государственные и социальные структуры

Подрядчики: СофТраст (SofTrust)
Продукт: ТрастМед

Дата проекта: 2014/10
Технология: Учетные системы
подрядчики - 363
проекты - 3925
системы - 954
вендоры - 446
Команда проекта со стороны ЗаказчикаИнтегратора-Консультанта
не указана

Министерство госуправления, ИТ и связи Московской области стремится отойти от классической схемы создания ИТ-систем за счет бюджетных средств. Вместо этого оно старается привлекать инвесторов, которые вложились бы в проект и затем «отбивали» свои вложения за счет платных сервисов, привязанных к созданной системе. В портфолио министерства уже несколько подобных проектов, однако с одним из важнейших - внедрением электронной медицинской карты - реализовать эту схему не удалось: ведомство не смогло придумать механизмов ее коммерциализации.

В августе 2015 года министр госуправления, ИТ и связи Московской области Максут Шадаев рассказал TAdviser о том, как в его регионе продвигается проект внедрения электронной медицинской карты пациента. По словам Шадаева, подрядчик по разработке решения, на базе которого создается карта, а также по ее внедрению был выбран в прошлом году. По итогам конкурса им стала белгородская компания «Софтраст». Объем контракта с поставщиком составил порядка 90 млн рублей и рассчитан на два года.

Московская область разово лицензировала продукт «Софтраста» и получила право использовать его без ограничений во всех учреждениях здравоохранения региона. До конца 2015 года систему планируется внедрить во всех детских поликлиниках области, а также в женских консультациях. В общей сложности в 2015 году требуется подключить 146 детских поликлиник и 68 женских консультаций.

В 2016 году планируется подключить к электронным картам на базе того же решения и поликлиники для взрослых. Впоследствии электронные карты должны быть также введены в стационарных лечебных учреждениях.

Разработка медицинской электронной карты велась на средства регионального бюджета. Стоит отметить, что в ИТ-министерстве Московской области в качестве наиболее предпочтительной модели финансирования создания ИТ-систем видят частно-государственное партнерство: в рамках него инвестор реализует проект на собственные средства, а затем получает возможность на нем зарабатывать за счет организации вокруг ИТ-системы различных платных сервисов. В регионе есть уже несколько примеров[1] по созданию систем по такой схеме.

Электронные медкарты оказались «крепким орешком»: по словам Максута Шадаева, проект был реализован за счет бюджетных средств, поскольку пока не удалось придумать механизма его коммерциализации.

Финансирование проекта по созданию электронной карты пациента за счет частных средств также рассматривалось, однако в итоге он был оплачен за счет средств областного бюджета, рассказал TAdviser Максут Шадаев.

«Это одна из немногих историй, где мы не смогли придумать механизм коммерциализации», - заявил он TAdviser.

Одной из идей, по словам Шадаева, является предоставление на коммерческой основе доступа к электронным историям болезней страховщикам, проводящим экспертизу счетов на услуги, которые по линии ФОМС предоставляют медицинские учреждения для получения финансирования. В некоторых случаях страховщики направляют своих представителей непосредственно в медучреждение, где те поднимают первичную документацию медицинских карт и оценивают соответствие того, что написано в карте тому счету, который выставлен.

Доступ к электронным историям болезней позволил бы им более эффективно проводить экспертизу, избавившись от необходимости ездить в медучреждения, рассуждает министр. Его ведомство ведет дискуссии со страховщиками по этому поводу. Финальной стоимости такой услуги, которую можно было бы обозначить страховщикам, пока нет. По словам Шадаева, в конце года, когда система будет внедрена в детских поликлиниках, можно будет сформировать конкретное предложение.

Система электронных карт пациентов, как и остальные системы региона, в обязательном порядке интегрируются с федеральными системами, говорит министр.

Когда Московская область определялась с тем, как строить в регионе стратегию здравоохранения, изучался, в том числе, опыт Москвы в этой области, в том числе – по электронным медицинским картам.

«Отличие нашего проекта от аналогичного московского состоит в том, что мы делаем очень глубокое внедрение, но на конкретно взятом сегменте – детском, а не идем всюду ровным слоем, - говорит Шадаев. - Мы исходили из того, что на начальном этапе нам надо закрыть только детский сегмент, но полностью. Потому что дети – это наше все и, кроме того, у детей нет длинной накопленной истории болезни, которую очень сложно перевести в электронный вид. После этого мы сможем оценить с точки зрения финансовых ресурсов, какие у нас остаются возможности, чтобы закрыть взрослый сегмент».

Примечания