Проект

Как «Обувь России» блокчейном защитилась от сисадминов-злоумышленников и других мошенников

Заказчики: Обувь России

Новосибирск; Легкая промышленность

Продукт: 1С:Предприятие 8.3
На базе: 1С:Предприятие 8.0

Дата проекта: 2018/01
Технология: ERP
подрядчики - 910
проекты - 9203
системы - 685
вендоры - 279
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
подрядчики - 706
проекты - 5911
системы - 1284
вендоры - 710

Дмитрий Карпенко, ИТ-директор ГК «Обувь России» - одного из крупнейших российских обувных ритейлеров, в октябре 2018 года рассказал, как в компании используется блокчейн для защиты данных по договорам с клиентами и о том, где еще можно было бы применить эту технологию.

«Обувь России» присутствует примерно в 200 российских городах, имеет около 670 магазинов сети. Помимо основного направления деятельности – продаж обуви и сопутствующих товаров, компания также предоставляет, в том числе, финансовые сервисы. Они включают возможность для клиентов приобретать товары в рассрочку и брать займы на различные цели. На финансовые сервисы приходится порядка 50% выручки компании, а анализ компании показывает, что их доля в выручке продолжит расти, говорит Карпенко.

В сфере финансовых сервисов, на уровне договоров рассрочки и займа, и была реализована технология блокчейн. Задача, для которой она здесь используется, - защита данных по финансовым договорам с клиентами от изменений.

Как работает система. Слайд из презентации Дмитрия Карпенко
Как работает система. Слайд из презентации Дмитрия Карпенко

Договора включают анкету, содержащую персональные данные клиента, и связанные с этими данными транзакции. В случае несанкционированных изменений по договорам компания несет репутационные и финансовые риски, объясняет ИТ-директор «Обуви России». Например, изменение данных может привести к закрытию должников, из-за чего компания несет финансовые потери. Компании нужна была технология, которая может защитить данные от несанкционированных изменений изнутри и извне, в том числе, со стороны привилегированных пользователей, таких как системный администратор или программист.

Как работает система. Слайд из презентации Дмитрия Карпенко
Как работает система. Слайд из презентации Дмитрия Карпенко

Еще одна причина внедрения для решения этой задачи блокчейна – аудит, который проходит «Обувь России» как публичная компания. Он затрагивает и ИТ-системы. Во время последнего аудита аудиторы рекомендовали компании усилить контроль за данными, содержащимися в системе, которая управляет финансовыми сервисами. Сделать это именно на блокчейне компанию также сподвигла ограниченность бюджета на проект.

Компания реализовала проект собственными силами, без использования внешних платформ, разработала решение совместно с партнером. Технология интегрирована в ИТ-системы компании и адаптирована под «1С», на которой автоматизированы все бизнес-процессы группы.

Работает созданная система следующим образом. При оформлении договора после его верификации с него снимается хеш (короткая символьная строка, которая присуща каждому конкретному массиву входящей информации), который шифруется и передается в распределенный реестр. Договоры, оформленные в течение дня, объединяются в блоки и также шифруются. Каждый хеш договора и блока содержат в себе ссылку на предыдущий блок или договор. При любом изменении договора у него меняется хеш-сумма, это фиксируется, и происходит оповещение/предупреждение контролирующего персонала.

Реестр распределяется по трем дата-центрам компании, расположенным в разных точках страны.

Работать во всех точках «Обувь России» система начала в мае 2018 года. С этого времени по октябрь группа оформила более 300 тыс. договоров рассрочки и денежного займа с использованием блокчейна. В компании заявляют, что технология подтвердила свою эффективность. Теперь «Обувь России» рассматривает возможности ее тиражирования на другие бизнес-процессы: бухгалтерский учет и CRM.

По словам Дмитрия Карпенко, блокчейн можно было бы использовать, например, для системы лояльности: для обеспечения соответствия данных в системах «Обувь России» и ее партнеров, связанных с программой лояльности.