Проект

«ГЛОНАСС» и «Рексофт» работают над вторым этапом проектирования платформы «Автодата»

Заказчики: Содействие развитию и использованию навигационных технологий (НП ГЛОНАСС)

Телекоммуникация и связь

Продукт: Проекты ИТ-аутсорсинга

Дата проекта: 2018/12  - 2020/09
Технология: ИТ-аутсорсинг
подрядчики - 540
проекты - 1663
системы - 93
вендоры - 79
Технология: Информатизация госфункций
подрядчики - 146
проекты - 478
системы - 75
вендоры - 47
СМ. ТАКЖЕ (7)

2020

Подробности второго этапа работ по созданию платформы «Автодата»

2 июля 2020 года «Рексофт» (Reksoft) сообщил подробности второго этапа работ по созданию федеральной сервисной навигационно-телематической платформы «Автодата». В его рамках была выполнена вторая часть научно-исследовательской работы «Проектирование Платформы «Автодата», а именно были разработаны техническое задание на создание Платформы и ее эскизный и технический проекты. Генеральным подрядчиком работ выступила компания «Рексофт», один российских разработчиков ПО. Второй этап проектирования продлится до конца сентября 2020 года.

«
Этот проект стал логичным продолжением первого этапа создания Платформы - «Разработки концепции Платформы «Автодата», в котором также активное участие принимал «Рексофт». В ходе создания концепции были проведены десятки встреч с потенциальными участниками и потребителями услуг Платформы «Автодата». Анализ рынка телематических услуг в России и мире показал, что на июль 2020 года более 70% коммерческого транспорта уже подключено к различным телематическим платформам. Результаты этого исследования были использованы при разработке концепции Платформы «Автодата». Также был проведен глубокий анализ состава данных, которые Платформа может получать из более чем 50 источников. Ключевым моментом концепции являлось описание услуг Платформы, предоставляемых в формате «данные как сервис» для государственных и коммерческих организаций, — прокомментировал базу второго этапа создания Платформы «Автодата» Игорь Кравченко, заместитель директора по инновационным рынкам компании «Рексофт».
»

На втором этапе на основе существующей концепции было разработано детальное техническое задание на создание платформы «Автодата», описывающее все требования к ее функциональным и техническим возможностям и предоставляемым услугам. Особое внимание в нем было уделено принципам максимальной открытости и масштабируемости Платформы с точки зрения ее долгосрочного развития. Другим важным моментом при разработке технического задания стало определение бизнес-процессов взаимодействия с Платформой потребителей услуг и поставщиков данных. При формировании требований к этим бизнес-процессам командой «Рексофт» использовались современные подходы к созданию сквозных бизнес-цепочек, начиная от получения Платформой данных, заканчивая предоставлением услуг потребителям.

В рамках эскизного проектирования была проведена большая работа по расчету объемов входных данных от основных источников Платформы «Автодата», с учетом среднесрочных прогнозов подключения транспортных средств к телематическим и сервисным платформам участников рынка, а также объемов данных из подсистем ИТС, государственных и подведомственных информационных систем. Предполагается, что прогнозный объем входных данных за 6-ой год эксплуатации платформы превысит 15 Пбайт, а необходимый объем хранилища данных с учетом резервирования составит более 170 Пбайт. На основе информации, полученной из десятков различных систем путем обогащения и обработки методами искусственного интеллекта, предиктивной и рекомендательной аналитики, будут сформированы данные высокой степени обработки, предоставляемые Платформой «Автодата» большому кругу потребителей в качестве услуги.

Разработанная в рамках технического проектирования архитектура Платформы основана на подходах и технологиях, используемых при построении систем обработки больших данных. «Автодата» спроектирована таким образом, что не имеет единой точки отказа и концентрации нагрузки и предполагает работу в двух и более территориально распределенных ЦОД в режиме разделения нагрузки. Таким образом, Платформа практически не имеет ограничений по масштабированию как с точки зрения роста объема данных, так и по увеличению числа предоставляемых услуг.

Также в техническом проекте была проработана первая очередь коммерческих услуг, которые будут предоставляться Платформой «Автодата». В нее вошли услуги, предоставляемые на основе формируемого Платформой «озера» больших данных. Командой «Рексофт» были проработаны логика и механизмы их предоставления. Потенциальными потребителями этих услуг являются автопроизводители, страховые компании, лизинговые компании, компании-операторы автомобильных аукционов, корпоративные автопарки, автотранспортные предприятия, станции технического

обслуживания, автодилеры, собственники транспортных средств, операторы дорог, центры организации дорожного движения, региональные органы исполнительной власти и местного самоуправления, рекламные и маркетинговые агентства, финансовые учреждения и др.

Здесь же были разработаны требования к пользовательской аналитике и статистике, способы доступа пользователей к данным в соответствии с их ролевой моделью. Также подготовлена вся необходимая информация для разработки пользовательских интерфейсов и уровня представления услуг.

В отдельное направление были выделены разработка требований и проектирование подсистемы защиты информации, в рамках которых были разработаны модель угроз, модель нарушителя, определены и обоснованы классы защищенности по ПнД и ГИС. В ходе проектирования были определены меры и средства защиты информации, обеспечивающие соответствие подсистемы защиты информации Платформы «Автодата» всем требованиям регуляторов для выбранных классов защищенности.

«
Платформа «Автодата» создается на принципах открытой децентрализованной платформы и входит в класс наиболее масштабных инновационных федеральных проектов. На ее основе можно создать целый ряд прикладных и востребованных услуг для государства, бизнеса и простых водителей, - отметили в пресс-службе НП «ГЛОНАСС».
»

«
Национальная Платформа «Автодата» предназначена для сбора, верификации, обогащения, обработки, анализа и дальнейшего практического применения автомобильных «больших данных» с использованием технологий: алгоритмов и технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Такие масштабные консалтинговые и нетривиальные задачи всегда серьезно мотивируют команду. Второй этап проекта, за который отвечал «Рексофт», был выполнен за 4 месяца. Это стало возможным за счет консолидации усилий распределённой команды высококлассных специалистов под централизованным управлением, а также благодаря экспертному опыту и серьезной вовлеченности в проект представителей заказчика - НП «ГЛОНАСС»», - прокомментировал проект Игорь Кравченко, заместитель директора по инновационным рынкам компании «Рексофт».
»

В России запустят "цифрового дальнобойщика" для контроля грузов и водителе

15 июня 2020 года стало известно о создании в России «Цифрового дальнобойщика» — сервиса, позволяющего отслеживать перемещение груза, контролировать установку прицепа, смену водителя, а также конечную разгрузку. Подробнее здесь.

В России колонны фур начинают ездить без остановок благодаря умной системе

18 мая 2020 года стало известно о запуске в России системы свободного проезда колонны грузовиков. Она делает так, чтобы фуры проезжали городские улицы без остановок на светофорах, сокращая объём вредных выбросов и износ асфальтового покрытия.

Как рассказал РИА Новости представитель рабочей группы НТИ «Автонет», пресс-секретарь НП «Глонасс» Ярослав Федосеев, технология функционирует в Курске, а её вывод на федеральный уровень в России запланирован на 2021 год.

Система для снижения выбросов от грузовиков появится в регионах РФ в 2021 году

Система собирает информацию о количестве, местонахождении и скорости передвижения машин. Для этого используют телематические устройства и системы спутниковой навигации.

Данные передаются в платформу «Автодата». Затем вся полученная информация соотносится с сигналами светофоров. Водители получат рекомендации по режиму движения (выбор скорости), что позволит сократить число остановок грузового транспорта, он будет проезжать светофоры колоннами, максимально быстро без ущерба окружающей среде, сообщил Федосеев.

«
Грузовые автомобили — тяжёлое испытание для города. Они портят экологию, разбивают дороги, представляют опасность для других участников дорожного движения из-за ограниченного обзора. Помимо этого снижается пропускная способность перекрестка и повышается риск ДТП, — отметил он.
»

По оценкам авторов инициативы, её распространение позволит снизить число ДТП, сократить расход топлива минимум на 20%, уровень выбросов – примерно на 10%, а износ дорожного полотна на некоторых участках — до 15% после 2-3 лет эксплуатации асфальта.

Проект системы для свободного проезда колонны грузовиков ранее был представлен Минпромторгу, Минтрансу и МВД. В сентябре 2020 года он будет представлен на межведомственной рабочей группе в рамках платформы «Автодата».[1]

Всегда зелёный: в России запустили ИИ-систему для водителей

11 мая 2020 года стало известно о запуске в Волгограде системы, предназначенной для создания так называемого «зелёного коридора» на дорогах. Умная технология включает перед водителями зелёный свет светофора, позволяя им проезжать по улицам города без остановки. Это должно сократить пробки.

О проекте, получившем название «Зелёная волна», РИА Новости рассказал представитель рабочей группы НТИ «Автонет», пресс-секретарь НП «Глонасс» Ярослав Федосеев.

В России заработала ИИ-система, которая включает зеленый свет перед водителями. Они едут без остановки
«
Система проанализирует временной сдвиг в изменении зеленой и красной фазы светофоров. Далее автовладельцы будут получать информацию о рекомендуемой скорости, чтобы попасть в «зеленую волну». Общая рекомендация будет действительна для всех полос на дороге, — сообщил он.
»

Проект предполагает запуск использующей искусственный интеллект системы, которая собирает данные с автомобилей, телематических устройств и систем спутниковой навигации информацию о количестве, местонахождении и скорости передвижения автомашин и соотносить её с сигналами светофоров. Затем эта система передаёт рекомендации по скорости движения автовладельцам.

Для этого большинство автомобилей в городе должны быть оснащены технологиями связи V2X (сервисами, посредством которых автомобили взаимодействуют друг с другом, окружающей средой и инфраструктурой).

Ожидается, что внедрение технологии сократить время проезда по дорогам в среднем до 20%. Запуск системы на федеральном уровне в России запланирован в 2021 году. Интерес к проекту проявили более 20 регионов, сообщил Федосеев.

По его словам, проект «Зелёная волна» ранее был Минпромторгу, Минтрансу и МВД, а в сентябре 2020 года будет представлен в правительстве на межведомственной рабочей группе в рамках платформы «Автодата».[2]

В России появились умные дороги, предупреждающие водителей об открытых люках

15 апреля 2020 года стало известно о появлении в России умных дорог, предупреждающих водителей о пешеходах и открытых люках поблизости. Такие пилотные проекты запущены в Самаре, Волгограде и Курске, рассказал РИА Новости представитель рабочей группы НТИ «Автонет», пресс-секретарь НП «Глонасс» Ярослав Федосеев.

По его словам, технология призвана снизить на дорогах количество опасных ситуаций и ДТП с участием пешеходов, особенно в условиях плохой видимости (ночью, в дождь, туман). Интерес к этой системы проявили 20 регионов России, в том числе Башкирия, Хабаровский край, Красноярский край, Пензенская и Калининградская области.

В России появились умные дороги, предупреждающие водителей об открытых люках

Система фиксирует вибрацию от пешеходов и открытых люков на дорогах и передает данные на бортовой компьютер через технологию V2X — она позволяет автомобилям взаимодействовать между собой и окружающей инфраструктурой. Кроме того, информация об открытых люках будет передаваться в систему «Безопасный регион».

Вся собранная информация будет храниться на платформе «Автодата». Речь идёт о данных об эксплуатации автомобиля, а также о внешней окружающей среде — качестве дороги, погодных условиях, географии использования.

По результатам обработки данных водители будут видеть процентное соотношение загруженности ряда на 500 м и 1 км. Технология позволяет определить точность расположения события до 1 м. Плотность определения — до 20 человек на 20 м участка обочины. Воспользоваться сервисом можно будет с помощью мобильного приложения.[3]

«
В России достаточно высокая смертность с участием пешеходов. Наша технология позволит снизить риски минимум на 20-25%. Мы ожидаем, что в ближайшие четыре-пять лет технология акустического мониторинга будет тиражирована в большинство регионов России, — сообщил Федосеев.
»

В России запустят ИТ-систему для отслеживания непристёгивающихся водителей

17 февраля 2020 года стало известно о предстоящем запуске в России ИТ-системы для отслеживания непристёгивающихся водителей. Соответствующая функция с 2022 года будет реализована в рамках проекта по сборку автомобильных данных «Автодата». При этом регистрируемая информация о пристегивании водителей ремнями безопасности будет обезличена, и штрафы выноситься не будут, рассказал ТАСС официальный представитель НП «ГЛОНАСС» и НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев.

«
Платформа «Автодата» не будет знать, кто сидит в машине и кто ее владелец. Будет лишь общее представление о соблюдении норм безопасности. Задача создать «большого брата» или всевидящее око не стоит, — заверил Федосеев, добавив, что сведения уже собирают автодилеры, автопроизводители и нелегальные сервисы техобслуживания.
»

Пристегивание водителя ремнем безопасности смогут отследить удаленно с 2022 года

Кроме того, система начнет собирать данные о техническом состоянии автомобиля, экологические параметры и информацию навигационного характера. Эта информация, как говорит Ярослав Федосеев, может быть передана дистанционно посредством беспроводной интернет-связи или же при подключении автомобиля через порт автодиагностики на станции техобслуживания.

В НТИ «Автонет» объём российского рынка транспортной телематики по итогам 2019 года оценивают в 15 млрд рублей и ожидают, что расходы будут расти примерно на 10% в год.

«
Данные, формируемые транспортными средствами - это колоссальный ресурс для экономического роста. Благодаря их обработке можно будет отслеживать динамику загрязнения окружающей среды, загруженности дорог, соблюдение требований безопасности, а также общее состояние автомобильного парка, — отметили в «Автонете».
»

В феврале 2020 года ГИБДД опубликовала статистику по штрафам за 2019 год, из которой следует, что езда с непристегнутым ремнем безопасности является одним из самых распространенных нарушений. Всего за год было выписано 142,1 млн административных постановлений, что на 14 млн больше, чем в 2018 году. Сколько среди них пришлось на штрафы за отказ пристёгиваться, не сообщалось.[4]

2019

Разработана система, которая сообщает водителю о свободной парковке и приближении пешеходов

В декабре 2019 года стало известно о разработанной НТИ «Автонет» системе, которая сообщает водителю о приближении пешеходов, появлении машин в «слепых» зонах и наличии парковочных мест. Сервис будет реализован в рамках телематической платформы «Автодата», которая, как ожидается, к 2025 году соберёт миллионы гигабайт автомобильных данных.

Речь идёт о технологии V2X, позволяющей транспортным средствам обмениваться данными между собой, а также с объектами дорожной инфраструктуры. Это решение начнут внедрять в «Сколково» в марте 2020 года, а его полноценный запуск состоится в течение того же года, сообщил ТАСС официальный представитель НТИ «Автонет» и пресс-секретарь НП «Глонасс» Ярослав Федосеев.

Стало известно о разработанной НТИ «Автонет» системе, которая сообщает водителю о приближении пешеходов, появлении машин в «слепых» зонах и наличии парковочных мест

По словам заместителя руководителя департамента ЖКХ, транспорта и благоустройства фонда «Сколково» Кирилла Жанайдарова, в единую платформу планируется включить системы распознавания номеров, фото- и видеофиксации, диспетчеризацию электрозарядных станций и поездок на автобусах, автомобильные мойки и цифровую карту дорог.

«
Фактически у водителя будет вся эта информация на борту его автомобиля. У него появится возможность забронировать парковочное место или возможность зарядки электромобиля онлайн, отследить перемещение автобусов, встать дистанционно в очередь на автомойку. Внедрение умной мобильности является логичным этапом развития транспорта как сервиса, — рассказал он.
»

Позже технологию, которую сначала опробуют в «Сколково», начнут внедрять в других российских городах, заявили представители «Автонет». Отмечается, что в будущем автомобильные данные инновационного центра можно будет сравнивать с аналогичными системами других городов, сопоставлять информацию, делать выводы и выбирать наиболее практичные и результативные технологические решения.[5]

Для проекта «Автодата» нужно ещё 1,3 млрд рублей

11 ноября 2019 года стало известно о том, что для развития платформы «Автодата» дополнительно потребуется около 1,3 млрд рублей бюджетных средств. Ранее государство уже выделило 325 млн рублей.

О новых расходах «Ведомостям» рассказал советник руководителя НТИ «Автонет» и вице-президент НП «Глонасс» Евгений Белянко.

Стало известно о том, что для развития платформы «Автодата» дополнительно потребуется около 1,3 млрд рублей бюджетных средств

По его словам, новые средства пойдут на доработку программного обеспечения для этих сервисов, закупку оборудования и тестирование. Белянко надеется на выход проекта на самоокупаемость за 3–5 лет.

В конце октября 2019 года президент России Владимир Путин поручил разработать нормативную базу под создание платформы «Автодата» и обеспечить доступ к собираемым через нее данным для отечественных разработчиков продуктов и услуг.

Проект «Автодата» предполагает создание национальной платформы, которая будет собирать, хранить и обрабатывать автомобильные и транспортные данные уже существующих цифровых систем. Это данные об эксплуатации автомобиля, здоровье водителей, а также о внешней окружающей среде: качестве дороги, погодных условиях, географии использования и так далее.

Как писал в начале сентября 2019 года «Коммерсантъ», собирать и обрабатывать данные с автомобиля для «Автодаты» можно будет только с согласия собственника, за исключением случаев, когда к этому обязывает закон. Данные будут собирать только с машин, эксплуатируемых на территории РФ, они станут открытыми и к ним должен быть обеспечен недискриминационный доступ.

По данным собеседников издания, сбор информации может быть выгоден российским автоконцернам для планирования производства сервисов и продуктов. При этом статистику аварий, информацию о транспортных потоках, а также деньги и технологии при реализации инициативы получит государство.[6]

Завершение работ по подготовке концепции

17 июня 2019 года компания "Аладдин Р.Д" сообщила, что ее эксперты завершили работы по подготовке концепции информационной безопасности для телематической платформы "Автодата".

"Автодата" станет российской сервисной навигационно-телематической платформой, обеспечивающей формирование массива статистических и аналитических данных о колёсных транспортных средствах, дорожной инфраструктуре и иной информации в транспортной сфере, в том числе связанной с логистикой людей и вещей. Заказчиком проекта является НП "ГЛОНАСС".

Научным руководителем работ выступил Олег Левенков, руководитель отдела управления проектами "Аладдин Р.Д.". В рамках работ над концепцией специалисты "Аладдин Р.Д." провели анализ типовой телематической системы и её взаимодействий со смежной информационной системой, разработали обобщённую модель угроз и нарушителя безопасности информации для бортового телематического оборудования, подготовили перечень мер нейтрализации угроз безопасности информации, обрабатываемой на бортовом телематическом оборудовании, и предложений по созданию системы защиты информации "Платформа "АвтоДата", а также обеспечению информационной безопасности при взаимодействии со смежными информационными системами.

Создание платформы "Автодата" позволит сформировать массив "больших" данных автотранспортной сферы с момента выпуска в обращение до утилизации автомобиля, включая данные о функционировании бортовых систем, поведении водителя и взаимодействии с инфраструктурой, а также создаст цифровую среду для поддержки движения транспорта с различными степенями автоматизации по дорогам общего пользования.

Интеллектуальная транспортная инфраструктура

Примечания