Проект

«Элвис-плюс» получила госконтракт на поставку 567 защищенных ПК для ЗАГСов

Заказчики: Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Москва; Государственные и социальные структуры

Продукт: ФГИС (индивидуальная разработка)
Третий продукт: Postgres Pro Enterprise

Дата проекта: 2016/03  - 2018/09
Технология: Информатизация госфункций
подрядчики - 110
проекты - 370
системы - 61
вендоры - 36
Технология: BI
подрядчики - 280
проекты - 2233
системы - 762
вендоры - 320
Технология: СУБД
подрядчики - 181
проекты - 484
системы - 250
вендоры - 112
Технология: Центры обработки данных - технологии для ЦОД
подрядчики - 244
проекты - 614
системы - 543
вендоры - 176

Содержание

СМ. ТАКЖЕ (4)

В России планируется создать федеральный регистр, содержащий сведения о населении страны. В качестве основы для его создания рассматривается Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС), запуск которого в промышленную эксплуатацию запланирован на октябрь 2018 года. Оператором ЕГР ЗАГС, в соответствии с федеральным законом № 219-ФЗ от 23.06.2016 года, назначена ФНС.

Ход создания реестра

2018

«Элвис-плюс» получила госконтракт на поставку 567 защищенных ПК для ЗАГСов

19 июля 2018 года появилась информация о том, что изготовлением и поставкой защищенных компьютеров для ЗАГСов займется компания «Элвис-плюс».

Согласно информации, опубликованной на сайте госзакупок, компания оказалась единственным участником электронного аукциона с начальной ценой госконтракта в 38,4 млн рублей. В результате чего победа была присуждена компании без снижения цены лота.

По условиям контракта, до 30 сентября 2018 года «Элвис-плюс» необходимо поставить 567 компьютеров во все региональные управления Федеральной налоговой службы. Собранные комплексы при это должны включать аппаратно-программную платформу, представляющую собой системный блок с комплектом предустановленного ПО и пятью носителями ключевой информации, а также жидкокристаллический монитор, клавиатуру и «мышь».

В соответствии с техзаданием тендера поставщик должен предоставить заказчику ПК на процессорах стандартной архитектуры x86-64 с числом ядер не менее четырех и тактовой частотой не менее 2 ГГц, оперативной памятью DDR3 не менее 4 ГБ, жестким диском не менее 32 ГБ и интегрированным видеоконтроллером.

Установленная на ПК операционная система должна быть с открытым исходным кодом и иметь сертификаты надзорных органов по четвертому классу защищенности. Специализированное ПО должно представлять собой прикладной софт, реализующий протокол удаленного доступа к виртуальным рабочим столам. Диагональ экрана монитора должна составить не менее 21 дюйма.

Что касается безопасности ПК, то, как указано в техзадании, защищенные компьютеры для ЗАГСов должны обладать системой контроля вскрытия корпуса с возможностью блокировки ПК, реализованной на аппаратном уровне. Она должна детектировать нарушение целостности корпуса как при включенном, так и при отключенном внешнем питании.

Программно-аппаратная платформа ПК также должна обеспечивать доверенную загрузку ОС, замкнутость программной среды, контроль целостности ОС, ролевой доступ к средствам защиты, выполнение криптографических функций на российских алгоритмах, регистрацию событий, работу с ключевыми документами, очистку памяти для предотвращения доступа к остаточной информации.

Среди других требований к программно-аппаратной платформе ПК:

  • обеспечение двухфакторной аутентификации пользователей при запуске ОС с использованием носителя ключевой информации.
  • оснащение программным агентом безопасности (VPN-клиентом), реализующим криптографическую защиту информации, передаваемой ПК в каналы связи. VPN-клиент должен быть совместим с установленным в ЦОДе ФНС, обрабатывающем информацию ЗАГСов, ПО «Застава-офис» и «Застава-управление» (разработки «Элвис-плюс»).[1]

Глава ФНС Мишустин раскрыл «кухню» подготовки единого реестра населения России

Единый регистр населения России планируется создавать в течение трех лет с момента принятия соответствующего федерального закона, рассказал в интервью газете «Коммерсант» в июне 2018 года глава ФНС Михаил Мишустин[2]. Закон, по его словам, находится в процессе согласования с другими ведомствами, а концепция такого реестра уже принята правительством.

«
Новый федеральный ресурс, который мы концептуально осмысляем сейчас, должен связать сведения о гражданах РФ, а также иностранцах, прибывших в Россию, из различных ресурсов, там должны быть данные о физическом лице, о его образовании, семейном положении, занятости, льготах, отраслевых идентификаторах, о тех же ИНН, СНИЛС, других идентификаторах, которые нужны людям в повседневной жизни. В системе и сам гражданин, и органы власти должны иметь доступ к этому «золотому профилю» — мне кажется, это очень важный функционал, нам нужно абсолютно однозначное соответствие между актами гражданского состояния и сведениями о самом человеке в федеральном облаке, - отметил Мишустин.
»

По словам Михаила Мишустина, ФНС не собирается использовать данные о гражданах как-то закрыто (фото - nalog.ru)

Возможности и ценность ресурса будут огромными, добавил глава ФНС. Так, государство сможет на основе объективных данных оказывать адресную социальную поддержку, более эффективно планировать и выполнять государственные программы, вообще отказаться от переписи населения. Это качественно другой уровень цифрового государства.

Основой для создания регистра населения должна послужить система единого реестра актов гражданского состояния, запуск которой запланирован на октябрь 2018 года. При этом, по словам Михаила Мишустина, эта система была технически готова уже в первом квартале 2018 года, но сроки немного сдвинулись.

«
По первоначальному замыслу мы выходили на промышленную эксплуатацию системы с января 2018 года. Сейчас уменьшается количество ЗАГСов, их уже меньше 6 тыс., в начале процесса их было около 6,3 тыс. Все они работали на различных информационных системах, свести их воедино было очень сложно, и работать с их статистикой и отчетностью тоже невозможно. Поэтому и возникла необходимость создания единого федерального ресурса об актах гражданского состояния — решение о наделении ФНС полномочиями оператора принято руководством страны еще в 2016 году. Эту задачу ФНС решает совместно с Минюстом и Минфином, которые обеспечивают нормативно-методологическую поддержку, - пояснил Мишустин.
»

Глава ФНС отметил, что федеральная информационная система тестируется в опытной эксплуатации в масштабах всей страны.

Ее создание в первую очередь позволит упростить и унифицировать работу 15 тыс. сотрудников ЗАГСов: все они будут с октября работать в онлайн-режиме, в едином облаке, по единым стандартам и правилам. Благодаря единому реестру не придется больше пересылать бумаги из одного ЗАГСа в другой, а тем более направлять отчетность на бумаге федеральным органам исполнительной власти, связанные со статистикой ЗАГСа. Статистика будет автоматически доступна в среде электронного правительства, указал глава ФНС.

«
Благодаря автоматизации мы ожидаем, что время оказания любой услуги в ЗАГСе сократится до 15 мин. Больше ничего не придется заполнять, все заявления сформирует сотрудник ЗАГСа, от гражданина требуется подпись. Услуги будут оказываться экстерриториально: в рамках одного визита гражданина в любой удобный ЗАГС за считанные минуты можно будет получить повторное свидетельство, - отметил Мишустин.
»

Параллельно запуску системы до 2021 года надо решить задачу перевода с бумажных книг в электронный вид исторических записей ЗАГС, произвести ретроконверсию бумажных книг начиная с 1926 года, и подъем исторических сведений в созданную систему. Это позволит сформировать основу для формирования реестра населения РФ. Делается это так, чтобы эта информация была удобна и доступна, в том числе для социологических исследований, для проведения аналитики.

Кроме того, появляются электронные сервисы ЗАГС, привязанные к единому порталу госуслуг, на котором можно будет узнать об имеющихся в реестре ЗАГС записях в отношении самого себя и несовершеннолетних детей. Кроме того, с помощью мобильного приложения, отсканировав QR-код или введя номер записи, можно будет за несколько секунд проверить подлинность свидетельства из ЗАГСа, которое гражданин держат в руках.

Создание средства двухфакторной аутентификации на базе ESMART Token ГОСТ

Группа Компаний ISBC совместно с компанией Элвис-Плюс приняла участие в создании «Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния» (ЕГР ЗАГС) для ФНС России. Об этом 24 апреля 2018 года сообщила ISBC.

Группа Компаний ISBC создала для ЕГР ЗАГС средство строгой двухфакторной аутентификации на базе СКЗИ ESMART Token ГОСТ.

Результатом проекта стало создание единой облачной среды, объединившей все органы ЗАГС страны. ФНС России организована закупка и поставка 15 000 аппаратно-программных комплексов. Все уполномоченные сотрудники подключены к инфраструктуре Реестра и, после подтверждения доступа с помощью ESMART Token ГОСТ, оказывают государственные услуги в режиме онлайн.

«
«Основной особенностью решения ISBC является высокая защищенность в соответствии с требованиями системы сертификации ФСБ России. ESMART Token ГОСТ создан на базе отечественной микросхемы MIK 51, что гарантирует отсутствие каких-либо аппаратных «закладок». Решение ESMART Token ГОСТ сертифицировано как КС3. Российский чип обеспечивает аппаратную поддержку криптографических алгоритмов, реализованных нативно в ОС смарт-карты (в маске чипа) и без использования Java-апплетов. Перевод единого реестра записей в цифровой формат на основе АПК «Застава-ТК» повысит качество услуг ЗАГС, а применение отечественного средства криптографической защиты информации ESMART Token ГОСТ предотвратит угрозы несанкционированного доступа к персональным данным граждан России».

Сергей Панов, генеральный директор ООО «АТ бюро», входящего в Группу Компаний ISBC'
»

На октябрь 2018 г. намечен запуск Единого государственного реестра ЗАГС

Федеральная налоговая служба (ФНС) к октябрю 2018 года запустит единый государственный реестр актов гражданского состояния, который объединит разрозненные системы ЗАГСов и станет основой для создания в России единого Реестра населения, заявил в феврале глава ФНС Михаил Мишустин[3].

"На октябрь 2018 г. намечен запуск Единого государственного реестра ЗАГС", - отметил Мишустин. Единый реестр заменит 6,4 тыс. разрозненных региональных информационных систем органов ЗАГС. Это позволит полностью централизовать информацию об актах гражданского состояния, упростить процедуру регистрации актов гражданского состояния и предоставления сведений, заложить фундамент для создания Реестра населения России".

В свою очередь глава Минфина Антон Силуанов отметил, что реестр должен объединить цифровые системы Реестра адресов, Реестра населения, а так же Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). "Это станет основой цифровой экономики", - пояснил Силуанов.

2017

Поставка 15 тыс. компьютеров для сотрудников ЗАГСов с АПК ТОНК

Группа Компаний ТОНК завершила работы по участию в проекте ЕГР ЗАГС в сотрудничестве с компанией "ЭЛВИС-Плюс".

ГК ТОНК выступила в качестве поставщика аппаратных платформ на базе ТОНК TN1402 с датчиком вскрытия корпуса устройства с возможностью блокирования АПК. Всего за два месяца было изготовлено, оснащено программным обеспечением и в августе 2017 года уже доставлено во все ЗАГСы Российской Федерации 15 тыс. аппаратно-программных комплексов, представляющих собой защищённые рабочие места сотрудников ЗАГС. И в этом немалая заслуга принадлежит партнёрам компании — транспортно-экспедиционной компании NLS.

Компания "Элвис-Плюс" специально для этого проекта разработала аппаратно-программный комплекс (АПК) «Застава-ТК», который предназначен для защиты корпоративных вычислительных ресурсов и реализует целый ряд целевых функций, в том числе, шифрование, контроль целостности данных, криптографическая аутентификация абонентов, с реализацией функций электронной подписи в соответствии с Федеральным законом №63-ФЗ.

По информации «Элвис-Плюс», продукт «Застава-ТК» реализует концепцию универсального рабочего места для государственных и корпоративных территориально распределённых ИС и компьютерных сетей, в которых требуется обеспечить централизованную обработку, хранение и доступ к данным с использованием облачных технологий и VDI с высокой степенью защищённости.

АПК «Застава-ТК» является изделием полностью российского производства, с готовым набором средств защиты информации и сервисом электронной подписи, без применения наложенных аппаратно-программных модулей доверенной загрузки, подчеркнули в компании. Продукт реализован на аппаратной платформе ТОНК TN1402 с установленной операционной системой Alt Linux СПТ 7.0, оснащен датчиком вскрытия корпуса устройства с возможностью блокирования АПК. Комплекс сертифицирован по классу КС3 в системе сертификации ФСБ России (получен сертификат № СФ/124-3150 от 30.06.2017).

Состав АПК «Застава-ТК»:

  • Аппаратная платформа ТОНК TN1402 — компьютер в форм-факторе «тонкий клиент».
  • Электронный идентификатор ESMART Token ГОСТ, аппаратно реализующий российские стандарты электронной подписи, шифрования, хэширования и являющийся ключевым носителем.
  • Операционная система AltLinux СПТ 7.0, 64-битная версия.
  • СКЗИ «КриптоПро CSP» версия 4.0.
  • Программное обеспечение на базе «Застава-Клиент», версия 6.
  • ПО ESMART Token ГОСТ, реализующее программный интерфейс, выполненный по спецификации PKCS11.

«
Реестр ЗАГС создан с целью объединения в одном ресурсе записей всех актов гражданского состояния с 1926 года. Предложенное «Элвис-Плюс» решение отвечает всем требованиям по информационной безопасности, предъявляемым к защищенным рабочим местам сотрудников, оказывающим государственные услуги гражданам на всей территории РФ независимо от их места проживания и хранения информации. Внедрение АПК «Застава-ТК» обеспечит простоту и надежность, повысит эффективность и позволит гарантировать безопасность работы пользователей ЕГР ЗАГС, — считает заместитель начальника Управления, начальник отдела информационной безопасности ФНС России Александр Соловьёв.
»

«
Проект создания ЕГР ЗАГС является одним из ключевых для нашей компании, — подчеркнул заместитель генерального директора по производственной деятельности «Элвис-Плюс» Сергей Панов. — Для его реализации мы в сжатые сроки разработали и представили решение по защите рабочих мест пользователей ЗАГС высокой степени готовности при развёртывании и подключении. Особенностями нашего решения являются уникальная архитектура защиты, возможность оперативного масштабирования, минимальное время восстановления после программных сбоев и возможность централизованного обновления всего ПО АРМ ЕГР ЗАГС. В условиях существующих киберугроз АПК «Застава-ТК» предоставляет информационным ресурсам заказчика защиту в полном соответствии с действующим законодательством.
»

IBS поставит ФНС России системы безопасности для реестра ЗАГС

В конце июля 2017 года ФНС России подвела итоги тендера на создание программно-аппаратных комплексов систем обеспечения информационной безопасности (ПАК СОБИ) для ИТ-инфраструктуры «Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния» (ЕГР ЗАГС).[4]

IBS поставит ФНС системы безопасности для реестра ЗАГС

На тендер с начальной ценой контракта 236 млн рублей поступили заявки от компаний «ИБС Экспертиза» (IBS) и «ИТ Спектр». Максимальное снижение стоимости договора допустила IBS (232,5 млн рублей), она и была объявлена победителем.

В марте 2017 года IBS выиграла другой аукцион ФНС в рамках проекта по созданию реестра ЗАГС. За 590 млн рублей эта компания поставит госзаказчику оборудование, ПО, а также окажет сопутствующие услуги для создания программно-аппаратного комплекса ИТ-инфраструктуры данной системы.

Текущая закупка предусматривает поставку оборудования и лицензий на различное ПО. Кроме того, в перечень услуг входят работы по созданию программно-аппаратных комплексов для ИТ-инфраструктуры ЕГР ЗАГС и пользовательского доступа.

Создание ПАК СОБИ для ИТ-инфраструктуры ЕГР ЗАГС (ЦОД и налоговых органов) оценивалось заказчиком в 159 млн рублей. Из этой сумму на оборудование и пусконаладочные работы должно было быть потрачено 22 млн рублей, на разработку документации – 6,5 млн рублей, на программное обеспечение – почти 131 млн рублей.

Аппаратная часть комплекса включает межсетевые экраны и серверы, криптографический шлюз, электронные замки, компьютеры и мониторы. В программную входят операционные системы, СУБД, средства защиты виртуализации и мониторинга событий ИБ, антивирусы и пр.

На создание ПАК СОБИ для ИТ-инфраструктуры пользовательского доступа выделялось 61,6 млн рублей. Здесь также основная часть бюджета должны была пойти на оплату ПО – 49,7 млн рублей. В 9,5 млн рублей оценивалось оборудование и пусконаладка, в 2,5 млн рублей – разработка документации.

Еще 15 млн рублей планировалось потратить на 86 программно-аппаратных комплексов для налоговых органов. Стоимость каждого оценивалась в 175 тыс. рублей.

С учетом снижения цены победителем закупки озвученные цены немного изменятся.

Конкретные наименования оборудования и программных продуктов заказчик не называл. Однако, для операционных систем и СУБД в документации приводилось обоснование невозможности соблюдения запрета на иностранное ПО.

Весь проект рассчитан на 60 дней с даты заключения контракта.

"Элвис-Плюс" получает 982 млн руб на компьютеры для реестра ЗАГС

В июне 2017 года ФНС России подвела итоги аукциона на изготовление и поставку программно-аппаратных комплексов (ПАК) защищённых компьютеров Единого государственного реестра ЗАГС. Стоимость контракта оценивалась в 997 млн рублей.[5]

Защищённые компьютеры для реестра ЗАГС обойдутся ФНС в миллиард рублей

В аукционе приняли участие две компании - "Элвис-Плюс" и "Депо Электроникс". Победа досталась "Элвис-Плюс" благодаря снижению цены контракта до 982 млн рублей.

Согласно ТЗ, каждый ПАК должен состоять из системного блока с комплектом предустановленного ПО и двумя носителями ключевой информации, ЖК монитора, клавиатуры и мыши. Всего заказчик хочет получить 15 тыс. таких комплектов.

В системном блоке должен быть установлен 4-ядерный процессор (x86-64 бит) с тактовой частотой не менее 2 ГГц. Объем оперативной памяти должен составлять не менее 4 ГБ. Обязательно наличие 32 ГБ SSD или Disk On Module.

Аппаратно-программная платформа должна быть оснащена встроенными аппаратными средствами контроля вскрытия корпуса системного блока, с возможностью блокирования функционирования ПАК. Встроенные аппаратные средства контроля вскрытия корпуса системного блока должны иметь возможность детектировать вскрытие как при включённом, так и при отключённом внешнем питании. При срабатывании датчика вскрытия корпуса системного блока во включённом состоянии аппаратно-программной платформы, она должна автоматически выключиться или должна автоматически запуститься процедура перезагрузки.

Комплект предустановленного ПО должен состоять из операционной системы (ОС), VPN клиента и специального программного обеспечения - тонкого программного клиента, реализующего протокол удалённого доступа к виртуальным рабочим столам ЕГР ЗАГС.

ОС должна быть с открытым исходным кодом с возможностью предоставления исходных кодов для лабораторий, проводящих сертификационные мероприятия. Система должна быть сертифицирована по требованиям руководящего документа «Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации» – по 4 классу защищённости.

Аппаратно-программная платформа должна обеспечивать двухфакторную аутентификацию пользователей при запуске ОС с использованием носителя ключевой информации. При извлечении этого носителя сеанс работы должен быть завершён.

Все оборудование должно быть поставлено не позднее 15 августа 2017 года.

ФНС потратит почти 590 млн рублей на ИТ-инфраструктуру Единого реестра ЗАГС

ФНС России продолжает проект по созданию и развитию федеральной государственной информационной системы ведения единого государственного реестра ЗАГС. 7 марта 2017 года ведомство подвело итоги аукциона на приобретение оборудования, программного обеспечения, а также сопутствующих услуг для создания программно-аппаратного комплекса ИТ-инфраструктуры данной системы.[6]

ФНС потратит почти 590 млн рублей на ИТ-инфраструктуру Единого реестра ЗАГС

Участие в аукционе приняли две компании - "ИБС Экспертиза" и "Инлайн технолоджис". Наиболее низкую цену госконтракта (589,3 млн руб.) предложила "ИБС Экспертиза", эта компания и была признана победителем.

В рамках текущего проекта ФНС планирует создать ПАК, в состав которого должна войти ИТ-инфраструктура защищенного сегмента системы, сегмента пользовательского доступа, сегмента взаимодействия со СМЭВ и инфраструктура для системы обеспечения информационной безопасности (СОБИ).

Структура ИТ-инфраструктуры ФГИС «ЕГР ЗАГС»

Все работы по поставке и созданию соответствующих сегментов и систем должны быть выполнены с даты заключения госконтракта и не позднее 30 мая 2017 года.

В перечень необходимых аппаратных решений входят машины баз данных, платформы виртуализации, вычислительные платформы аналитики, серверы, персональные компьютеры, СХД, сетевые коммутаторы и маршрутизаторы, монтажные шкафы. Что касается софта, то здесь список поставки включает операционные системы, а также ПО для отчетности и аналитики, мониторинга и управления, резервного копирования и восстановления данных, виртуализации и СУБД.

Конкретные наименования ни для софта, ни для «железа» не называются, однако в документации приведен список требований по каждому типу решений. Некоторые типы программных продуктов упоминаются в обосновании невозможности соблюдения запрета на иностранное ПО. В частности, это касается одного из четырех типов ОС и системы резервного копирования данных.

Единый реестр ЗАГС создается на базе российских серверов и ПО с открытым кодом

К декабрю 2017 года ФНС рассчитывает завершить вторую очередь создания и внедрения федеральной государственной информационной системы ведения единого реестра ЗАГС. В конце января 2017 года ведомство выбрало поставщика для выполнения этих работ[7].

Заявки на участие в тендере ФНС подавали две компании - «ИБС Экспертиза» и «Главный научный инновационный внедренческий центр» (ГНИВЦ). Победителем стал ГНИВЦ, предложивший выполнить все условия контракта за 139 млн рублей.

В числе задач, которые требуется решить в рамках этой очереди, - общесистемное проектирование системы, разработка функционального программного обеспечения, его внедрение, опытная эксплуатация и ряд других работ. Также от подрядчика требуется разработать обучающие материалы для подготовки персонала к работе с новой системой.

Общее количество сотрудников органов ЗАГС, осуществляющих деятельность с использованием системы, составит около 16 тысяч

Ранее, в октябре 2016 года, налоговая заключила контракт объемом 76,6 млн рублей с «Главным научным инновационным внедренческим центром» (ГНИВЦ) на выполнение работ первой очереди создания системы ведения реестра ЗАГС. В его рамках были разработаны проектные решения на создание централизованной ИТ-инфраструктуры, типовой ИТ-инфраструктуры органов ЗАГС и решения по обеспечению информационной безопасности.

Первая очередь работ по контракту между ФНС и ГНИВЦ предполагала также разработку требований к услугам связи ФЦОД и РЦОД ФНС, к обеспеченности услугами связи органов ЗАГС и к переносу наследуемых данных из действующих региональных систем.

К выполнению части работ ГНИВЦ первой очереди привлекал субподрядчика – «ИБС Экспертизу» как единственного поставщика. За 5,81 млн рублей интегратор должен был разработать разделы ТЗ на создание федеральной системы в части требований к комплексу технических средств, проектные решения на создание централизованной ИТ-инфраструктуры системы и проектные решения типовой ИТ-инфраструктуры органов ЗАГС[8].

В итоге централизованная ИТ-инфраструктура реестра ЗАГС была спроектирована на базе программно-аппаратных комплексов «Скала-СР/Postgres», разработанных IBS совместно с Depo Computers, работающих под управлением операционной системы ALT Linux SPT и СУБД Postgres Pro Enterprise.

В ней также используется серверная виртуализация компании "Росплатформа" на базе платформ «Скала-Р» серии 300 и «Скала-СР/Аналитика» с применением учетно-аналитической системы «Полиматика». Использование пплатформы «Скала-Р» серии 300 предполагается и для организации виртуальной инфраструктуры пользовательского доступа (VDI).

Объектами автоматизации федеральной государственной информационной системы ведения единого государственного реестра ЗАГС являются органы, уполномоченные на регистрацию актов гражданского состояния. Общее количество объектов автоматизации составляет 6,4 тыс. органов записи актов гражданского состояния, 234 консульских учреждения РФ за пределами территории РФ на территории 147 государств, приводятся данные в одном из ТЗ по проекту. Общее количество сотрудников органов ЗАГС, осуществляющих деятельность с использованием системы, составит около 16 тысяч.

2016

Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании единого реестра ЗАГС

20 мая 2016 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЗАГС).

Ранее глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова ("Справедливая Россия") пояснила, что такой реестр будет содержать:

  • свод записей актов гражданского состояния;
  • сведения о религиозных обрядах до того, как были образованы или восстановлены ЗАГСы;
  • о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния за пределами РФ.

Согласно законопроекту, электронные документы ЗАГС будут равнозначны составленным на бумаге. Законопроектом определяется срок завершения работ по переводу в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния до 31 декабря 2019 года[9].

Информация из всех ЗАГСов страны должна быть внесена в Единый реестр к 2018 году

План выделения 10,6 млрд руб на создание реестра

В апреле 2016 года стала известна ориентировочная стоимость разработки электронного единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЗАГС), оператором которого будет Федеральная налоговая служба (ФНС).

Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Правительства РФ, 14 апреля 2016 года будет рассмотрен законопроект о создании единого реестра ЗАГС, который, по мнению Министерства финансов (разработчик законопроекта), позволит улучшить качество администрирования доходов бюджетной системы России.

Создание единого реестра ЗАГС, оператором которого будет Федеральная налоговая служба, обойдется в 10,6 млрд рублей

Кроме того, Минфин рассчитывает, что единая информационная система поможет уменьшить сроки оказания госуслуг по регистрации актов гражданского состояния, а также обеспечить их оказание по месту жительства заявителя.

Источник «Интерфакса», знакомый с сопроводительными документами к законопроекту, говорит, что создание единого реестра ЗАГС обойдется государству в 10,6 млрд рублей. Эти инвестиции начнут окупаться с 2020 года за счет сокращения 500 млн рублей ежегодных расходов на содержание и обслуживание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в регионах, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Законопроект, одобренный комиссией правительства по законопроектной деятельности 11 апреля 2016 года, предполагает перевод в электронную форму книг регистрации актов гражданского состояния.[10]

Проводится обсуждение законопроектов

В марте 2016 года на портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов был опубликован текст законопроекта, регулирующего порядок ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния[11].

Оператором информационной системы, согласно законопроекту, станет Федеральная налоговая служба. На базе сведений реестра ЗАГС будет формироваться регистр населения Российской Федерации, говорится в законопроекте.

Другие госорганы смогут получать сведения из реестра через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Реестр ЗАГС объединит все записи актов гражданского состояния с 1926 года в одном ресурсе. Запуск ФГИС «ЕГР ЗАГС» действующим законодательством запланирован на 1 января 2018 года. До этой даты региональные органы власти будут вносить в реестр записи из книг регистрации актов гражданского состояния, составленных до вступления в силу закона.

Внедрение единого программного обеспечения, завершение перевода всех имеющихся записей в электронный вид, включение их в состав сведений ФГИС «ЕГР ЗАГС» позволит предоставлять услуги ЗАГС гражданам, независимо от их места проживания и места хранения информации.


Актовые книги, собранные из вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, подлежат уничтожению после включения содержащихся в них записей в реестр, говорится в законопроекте.

Президент Путин указал правительству внести в Думу проекты законов о реестре

В январе 2016 года Президент Владимир Путин подписал указ о дополнительных мерах по укреплению платёжной дисциплины при осуществлении расчётов с ПФР, ФСС и ФОМС, которым постановил правительству до 1 мая 2016 года внести в Госдуму проекты двух законов[12].

Первый должен предусматривать «возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти функций по администрированию страховых взносов», уплачиваемых в перечисленные фонды.

Второй касается возложения на тот же орган функций по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния.

Какие проблемы решат и создадут единый реестр ЗАГС и база населения России

Упрощение госуслуг

На начало 2016 года в России, по данным Минюста, существует 2,6 тыс. загсов и 3,8 тыс. органов местного самоуправления сельских поселений. Органы ЗАГС на федеральном уровне никому не подчиняются: они учреждаются региональными правительствами в виде самостоятельных органов исполнительной власти либо в виде структурных подразделений других органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Сведения ЗАГС часто требуются для предоставления госуслуг. По состоянию на март 2016 года они имеют статус документов личного хранения и, соответственно, их требуется предъявлять в форме бумажных документов при получении госуслуг.

«
План исключения сведений ЗАГС из списка документов личного хранения существует. Для этого все ЗАГСы были подключены к СМЭВ и научились отвечать на межведомственные запросы. Но проблема заключается в том, что если у гражданина не спросить, в каком из ЗАГСов содержится запись, то ведомство, предоставляющее услугу, не знает, куда направлять запрос, и вынуждено его направлять веерно по всей стране, - объясняет TAdviser собеседник в одном из федеральных ведомств. - Это абсолютно нерабочая схема. Для того, чтобы межведомственные запросы заработали, необходимо, чтобы была центральная система, которая знает, где хранится необходимый акт
»

О создании такой системы, по информации TAdviser, Минкомсвязи несколько лет вело переговоры с Министерством юстиции (курирует ЗАГСы на федеральном уровне). Договориться ведомства не смогли и в итоге создание системы было поручено ФНС.

Предотвращение мошенничества

«
Основная проблема в том, что государство ничего не знает о своих гражданах, - объясняет TAdviser собеседник в другом федеральном ведомстве. - Все реестры ФОИВов разрознены. У ФНС есть один срез, у ПФР – другой, у ФМС - третий. По ЗАГСам еще один срез. Государство не может сделать одну большую связку по гражданину - о том, что он родился, учился, женился, платит налоги, социальные взносы
»

К тому же многие базы не являются федеральными. В первую очередь, это ЗАГСы, добавляет собеседник.

«
Нет статистики и нельзя посчитать – сколько было браков, разводов. Не во всех субъектах есть региональная база. Если решения и есть, то сделаны на коленке. Их нельзя состыковать. Когда начинаются вопросы социальных вычетов, статусов людей, выясняется, что можно, например, пять раз жениться. Приходишь, подаешь заявление в ЗАГС, а они не знают, что в другом субъекте ты уже женат. Ради материнского капитала люди регистрируют в разных ЗАГСах рождение одного и того же ребенка. Такое возможно даже внутри одного региона
»

Централизация ЗАГСов, а затем и общий реестр населения со статусами, по мнению собеседника TAdviser, позволит решить эти проблемы. Еще один бонус от ее возникновения может заключаться в том, что отпадет необходимость проводить перепись населения и тратить на это огромные деньги, добавляет он.

Раздвоение ответственности

Укрупнение и концентрация административных и информационных ресурсов хорошо соответствует логике современного российского госуправления, считает Михаил Брауде-Золотарев, директор центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС.

Основной аргумент в поддержку таких инициатив, как правило, это "повышение эффективности". В данном случае, объясняет он, единый информационный ресурс должен улучшить собираемость налогов и обязательных взносов за счет сопоставления разного рода информации, относящейся к налогоплательщикам и ранее содержавшейся в разных информационных ресурсах.

«
К сожалению иные последствия, как правило, в таких случаях просчитываются хуже. Примеров "раздвоения" ответственности, когда выполнение функций остается за одними органами, а ведение информационного ресурса переходит к другому, в последние годы было много, а удачных среди них, напротив, немного, - говорит эксперт. - И в целом как концентрация полномочий, так и создание информационных "супербаз" вряд ли может быть инструментом, если собственно функции и порядок их исполнения при этом не изменяется
»

Угрозы безопасности данных

Также, по мнению Брауде-Золотарева, растут угрозы сохранности персональных данных. Более критичны оказываются отказы систем.

«
Такого рода последствия должны просчитываться и обсуждаться. В данном случае такого обсуждения я не заметил
»

Особняком стоит включение в единый ресурс сведений о населении Российской Федерации, в том числе о регистрации актов гражданского состояния, отмечает эксперт.

«
Несмотря на то, что точный состав этих данных пока не определен, одних только сведений ЗАГС достаточно, чтобы говорить, что это революция. Между делом в стране может быть создан регистр населения, да еще и с привязкой к нему большого числа персональных данных
»

В большинстве развитых стран мира, по словам Брауде-Золотарева, стараются избегать такого рода концентрации персональных данных, более того, законодательно вводятся запреты на сопоставление и автоматическую обработку сведений, относящихся к разным сферам госуправления. Чаще всего "баррикады" разного рода высоты ставят между регистрационным, налоговым и социальным учетом населения, ограничивают использование единых идентификаторов этих ресурсах и т.п.

«
У нас побеждает технократическая, а не правовая точка зрения. Я не уверен, что это правильно
»

Еще один собеседник TAdviser говорит, что последние десять лет в России было установлено табу на создание полноценного регистра населения. Причины, по его мнению, две - проблема "большого брата" и недовольство РПЦ.

Примечания

  1. Собирать защищенные ПК для ЗАГСов будет компания основателя Almaz и Runa Capital
  2. «Вы вернулись в правовое поле — к вам нет вопросов»
  3. ФНС создаст единый реестр ЗАГСов
  4. Закупка №0173100007817000029
  5. Закупка №№0173100007817000013
  6. Закупка№0337100017717000092
  7. Выполнение работ по созданию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра ЗАГС (вторая очередь) и ее внедрению
  8. Работы по созданию федеральной государственной информационной системы Единого государственного реестра ЗАГС в 2016 году (первая очередь), в части проектирования создания ИТ-инфраструктуры в соответствии с ТЗ
  9. Госдума рассматривает создание единого государственного реестра ЗАГС
  10. Создание единого реестра ЗАГС обойдется в 10,6 млрд руб
  11. Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»
  12. Указ, направленный на совершенствование порядка уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования и укрепление платёжной дисциплины