Регистр населения России на базе реестра ЗАГС (проект ФНС).
 
Проект

Информационная безопасность единого реестра ЗАГС обойдется в 230 млн рублей

Заказчики: Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Москва; Государственные и социальные структуры

Продукт: ФГИС (индивидуальная разработка)
Третий продукт: Postgres Pro Enterprise

Дата проекта: 2016/03  - 2018/09
Технология: Информатизация госфункций
подрядчики - 83
проекты - 200
системы - 47
вендоры - 27
Технология: BI
подрядчики - 257
проекты - 2120
системы - 683
вендоры - 280
Технология: СУБД
подрядчики - 163
проекты - 445
системы - 237
вендоры - 104
Технология: Центры обработки данных - технологии для ЦОД
подрядчики - 214
проекты - 533
системы - 531
вендоры - 167
СТАТЬИ (1)

Ход создания реестра

2017

IBS поставит ФНС России системы безопасности для реестра ЗАГС

В конце июля 2017 года ФНС России подвела итоги тендера на создание программно-аппаратных комплексов систем обеспечения информационной безопасности (ПАК СОБИ) для ИТ-инфраструктуры «Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния» (ЕГР ЗАГС).[1]

IBS поставит ФНС системы безопасности для реестра ЗАГС

На тендер с начальной ценой контракта 236 млн рублей поступили заявки от компаний «ИБС Экспертиза» (IBS) и «ИТ Спектр». Максимальное снижение стоимости договора допустила IBS (232,5 млн рублей), она и была объявлена победителем.

В марте 2017 года IBS выиграла другой аукцион ФНС в рамках проекта по созданию реестра ЗАГС. За 590 млн рублей эта компания поставит госзаказчику оборудование, ПО, а также окажет сопутствующие услуги для создания программно-аппаратного комплекса ИТ-инфраструктуры данной системы.

Текущая закупка предусматривает поставку оборудования и лицензий на различное ПО. Кроме того, в перечень услуг входят работы по созданию программно-аппаратных комплексов для ИТ-инфраструктуры ЕГР ЗАГС и пользовательского доступа.

Создание ПАК СОБИ для ИТ-инфраструктуры ЕГР ЗАГС (ЦОД и налоговых органов) оценивалось заказчиком в 159 млн рублей. Из этой сумму на оборудование и пусконаладочные работы должно было быть потрачено 22 млн рублей, на разработку документации – 6,5 млн рублей, на программное обеспечение – почти 131 млн рублей.

Аппаратная часть комплекса включает межсетевые экраны и серверы, криптографический шлюз, электронные замки, компьютеры и мониторы. В программную входят операционные системы, СУБД, средства защиты виртуализации и мониторинга событий ИБ, антивирусы и пр.

На создание ПАК СОБИ для ИТ-инфраструктуры пользовательского доступа выделялось 61,6 млн рублей. Здесь также основная часть бюджета должны была пойти на оплату ПО – 49,7 млн рублей. В 9,5 млн рублей оценивалось оборудование и пусконаладка, в 2,5 млн рублей – разработка документации.

Еще 15 млн рублей планировалось потратить на 86 программно-аппаратных комплексов для налоговых органов. Стоимость каждого оценивалась в 175 тыс. рублей.

С учетом снижения цены победителем закупки озвученные цены немного изменятся.

Конкретные наименования оборудования и программных продуктов заказчик не называл. Однако, для операционных систем и СУБД в документации приводилось обоснование невозможности соблюдения запрета на иностранное ПО.

Весь проект рассчитан на 60 дней с даты заключения контракта.

ФНС потратит миллиард на компьютеры для реестра ЗАГС

В июне 2017 года ФНС России подвела итоги аукциона на изготовление и поставку программно-аппаратных комплексов (ПАК) защищённых компьютеров Единого государственного реестра ЗАГС. Стоимость контракта оценивалась в 997 млн рублей.[2]

Защищённые компьютеры для реестра ЗАГС обойдутся ФНС в миллиард рублей

В аукционе приняли участие две компании - "Элвис-Плюс" и "Депо Электроникс". Победа досталась "Элвис-Плюс" благодаря снижению цены контракта до 982 млн рублей.

Согласно ТЗ, каждый ПАК должен состоять из системного блока с комплектом предустановленного ПО и двумя носителями ключевой информации, ЖК монитора, клавиатуры и мыши. Всего заказчик хочет получить 15 тыс. таких комплектов.

В системном блоке должен быть установлен 4-ядерный процессор (x86-64 бит) с тактовой частотой не менее 2 ГГц. Объем оперативной памяти должен составлять не менее 4 ГБ. Обязательно наличие 32 ГБ SSD или Disk On Module.

Аппаратно-программная платформа должна быть оснащена встроенными аппаратными средствами контроля вскрытия корпуса системного блока, с возможностью блокирования функционирования ПАК. Встроенные аппаратные средства контроля вскрытия корпуса системного блока должны иметь возможность детектировать вскрытие как при включённом, так и при отключённом внешнем питании. При срабатывании датчика вскрытия корпуса системного блока во включённом состоянии аппаратно-программной платформы, она должна автоматически выключиться или должна автоматически запуститься процедура перезагрузки.

Комплект предустановленного ПО должен состоять из операционной системы (ОС), VPN клиента и специального программного обеспечения - тонкого программного клиента, реализующего протокол удалённого доступа к виртуальным рабочим столам ЕГР ЗАГС.

ОС должна быть с открытым исходным кодом с возможностью предоставления исходных кодов для лабораторий, проводящих сертификационные мероприятия. Система должна быть сертифицирована по требованиям руководящего документа «Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации» – по 4 классу защищённости.

Аппаратно-программная платформа должна обеспечивать двухфакторную аутентификацию пользователей при запуске ОС с использованием носителя ключевой информации. При извлечении этого носителя сеанс работы должен быть завершён.

Все оборудование должно быть поставлено не позднее 15 августа 2017 года.

ФНС потратит почти 590 млн рублей на ИТ-инфраструктуру Единого реестра ЗАГС

ФНС России продолжает проект по созданию и развитию федеральной государственной информационной системы ведения единого государственного реестра ЗАГС. 7 марта 2017 года ведомство подвело итоги аукциона на приобретение оборудования, программного обеспечения, а также сопутствующих услуг для создания программно-аппаратного комплекса ИТ-инфраструктуры данной системы.[3]

ФНС потратит почти 590 млн рублей на ИТ-инфраструктуру Единого реестра ЗАГС

Участие в аукционе приняли две компании - "ИБС Экспертиза" и "Инлайн технолоджис". Наиболее низкую цену госконтракта (589,3 млн руб.) предложила "ИБС Экспертиза", эта компания и была признана победителем.

В рамках текущего проекта ФНС планирует создать ПАК, в состав которого должна войти ИТ-инфраструктура защищенного сегмента системы, сегмента пользовательского доступа, сегмента взаимодействия со СМЭВ и инфраструктура для системы обеспечения информационной безопасности (СОБИ).

Структура ИТ-инфраструктуры ФГИС «ЕГР ЗАГС»

Все работы по поставке и созданию соответствующих сегментов и систем должны быть выполнены с даты заключения госконтракта и не позднее 30 мая 2017 года.

В перечень необходимых аппаратных решений входят машины баз данных, платформы виртуализации, вычислительные платформы аналитики, серверы, персональные компьютеры, СХД, сетевые коммутаторы и маршрутизаторы, монтажные шкафы. Что касается софта, то здесь список поставки включает операционные системы, а также ПО для отчетности и аналитики, мониторинга и управления, резервного копирования и восстановления данных, виртуализации и СУБД.

Конкретные наименования ни для софта, ни для «железа» не называются, однако в документации приведен список требований по каждому типу решений. Некоторые типы программных продуктов упоминаются в обосновании невозможности соблюдения запрета на иностранное ПО. В частности, это касается одного из четырех типов ОС и системы резервного копирования данных.

Единый реестр ЗАГС создается на базе российских серверов и ПО с открытым кодом

К декабрю 2017 года ФНС рассчитывает завершить вторую очередь создания и внедрения федеральной государственной информационной системы ведения единого реестра ЗАГС. В конце января 2017 года ведомство выбрало поставщика для выполнения этих работ[4].

Заявки на участие в тендере ФНС подавали две компании - «ИБС Экспертиза» и «Главный научный инновационный внедренческий центр» (ГНИВЦ). Победителем стал ГНИВЦ, предложивший выполнить все условия контракта за 139 млн рублей.

В числе задач, которые требуется решить в рамках этой очереди, - общесистемное проектирование системы, разработка функционального программного обеспечения, его внедрение, опытная эксплуатация и ряд других работ. Также от подрядчика требуется разработать обучающие материалы для подготовки персонала к работе с новой системой.

Общее количество сотрудников органов ЗАГС, осуществляющих деятельность с использованием системы, составит около 16 тысяч

Ранее, в октябре 2016 года, налоговая заключила контракт объемом 76,6 млн рублей с «Главным научным инновационным внедренческим центром» (ГНИВЦ) на выполнение работ первой очереди создания системы ведения реестра ЗАГС. В его рамках были разработаны проектные решения на создание централизованной ИТ-инфраструктуры, типовой ИТ-инфраструктуры органов ЗАГС и решения по обеспечению информационной безопасности.

Первая очередь работ по контракту между ФНС и ГНИВЦ предполагала также разработку требований к услугам связи ФЦОД и РЦОД ФНС, к обеспеченности услугами связи органов ЗАГС и к переносу наследуемых данных из действующих региональных систем.

К выполнению части работ ГНИВЦ первой очереди привлекал субподрядчика – «ИБС Экспертизу» как единственного поставщика. За 5,81 млн рублей интегратор должен был разработать разделы ТЗ на создание федеральной системы в части требований к комплексу технических средств, проектные решения на создание централизованной ИТ-инфраструктуры системы и проектные решения типовой ИТ-инфраструктуры органов ЗАГС[5].

В итоге централизованная ИТ-инфраструктура реестра ЗАГС была спроектирована на базе программно-аппаратных комплексов «Скала-СР/Postgres», разработанных IBS совместно с Depo Computers, работающих под управлением операционной системы ALT Linux SPT и СУБД Postgres Pro Enterprise.

В ней также используется серверная виртуализация на базе платформ «Скала-Р» серии 300 и «Скала-СР/Аналитика» с применением учетно-аналитической системы «Полиматика». Использование пплатформы «Скала-Р» серии 300 предполагается и для организации виртуальной инфраструктуры пользовательского доступа (VDI).

Объектами автоматизации федеральной государственной информационной системы ведения единого государственного реестра ЗАГС являются органы, уполномоченные на регистрацию актов гражданского состояния. Общее количество объектов автоматизации составляет 6,4 тыс. органов записи актов гражданского состояния, 234 консульских учреждения РФ за пределами территории РФ на территории 147 государств, приводятся данные в одном из ТЗ по проекту. Общее количество сотрудников органов ЗАГС, осуществляющих деятельность с использованием системы, составит около 16 тысяч.

2016

Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании единого реестра ЗАГС

20 мая 2016 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЗАГС).

Ранее глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова ("Справедливая Россия") пояснила, что такой реестр будет содержать:

  • свод записей актов гражданского состояния;
  • сведения о религиозных обрядах до того, как были образованы или восстановлены ЗАГСы;
  • о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния за пределами РФ.

Согласно законопроекту, электронные документы ЗАГС будут равнозначны составленным на бумаге. Законопроектом определяется срок завершения работ по переводу в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния до 31 декабря 2019 года[6].

Информация из всех ЗАГСов страны должна быть внесена в Единый реестр к 2018 году

Проводится обсуждение законопроектов

В марте 2016 года на портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов был опубликован текст законопроекта, регулирующего порядок ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния[7].

Оператором информационной системы, согласно законопроекту, станет Федеральная налоговая служба. На базе сведений реестра ЗАГС будет формироваться регистр населения Российской Федерации, говорится в законопроекте.

Другие госорганы смогут получать сведения из реестра через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Закон должен вступить в силу с 1 января 2018 года. До этой даты региональные органы власти будут вносить в реестр записи из книг регистрации актов гражданского состояния, составленных до вступления в силу закона.

Актовые книги, собранные из вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, подлежат уничтожению после включения содержащихся в них записей в реестр, говорится в законопроекте.

Президент Путин указал правительству внести в Думу проекты законов о реестре

В январе 2016 года Президент Владимир Путин подписал указ о дополнительных мерах по укреплению платёжной дисциплины при осуществлении расчётов с ПФР, ФСС и ФОМС, которым постановил правительству до 1 мая 2016 года внести в Госдуму проекты двух законов[8].

Первый должен предусматривать «возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти функций по администрированию страховых взносов», уплачиваемых в перечисленные фонды.

Второй касается возложения на тот же орган функций по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния.

Финансирование создания единого реестра ЗАГС

В апреле 2016 года стала известна ориентировочная стоимость разработки электронного единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЗАГС), оператором которого будет Федеральная налоговая служба (ФНС).

Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Правительства РФ, 14 апреля 2016 года будет рассмотрен законопроект о создании единого реестра ЗАГС, который, по мнению Министерства финансов (разработчик законопроекта), позволит улучшить качество администрирования доходов бюджетной системы России.

Создание единого реестра ЗАГС, оператором которого будет Федеральная налоговая служба, обойдется в 10,6 млрд рублей

Кроме того, Минфин рассчитывает, что единая информационная система поможет уменьшить сроки оказания госуслуг по регистрации актов гражданского состояния, а также обеспечить их оказание по месту жительства заявителя.

Источник «Интерфакса», знакомый с сопроводительными документами к законопроекту, говорит, что создание единого реестра ЗАГС обойдется государству в 10,6 млрд рублей. Эти инвестиции начнут окупаться с 2020 года за счет сокращения 500 млн рублей ежегодных расходов на содержание и обслуживание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в регионах, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Законопроект, одобренный комиссией правительства по законопроектной деятельности 11 апреля 2016 года, предполагает перевод в электронную форму книг регистрации актов гражданского состояния.[9]

Какие проблемы решат и создадут единый реестр ЗАГС и база населения России

Упрощение госуслуг

На начало 2016 года в России, по данным Минюста, существует 2,6 тыс. загсов и 3,8 тыс. органов местного самоуправления сельских поселений. Органы ЗАГС на федеральном уровне никому не подчиняются: они учреждаются региональными правительствами в виде самостоятельных органов исполнительной власти либо в виде структурных подразделений других органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Сведения ЗАГС часто требуются для предоставления госуслуг. По состоянию на март 2016 года они имеют статус документов личного хранения и, соответственно, их требуется предъявлять в форме бумажных документов при получении госуслуг.

« План исключения сведений ЗАГС из списка документов личного хранения существует. Для этого все ЗАГСы были подключены к СМЭВ и научились отвечать на межведомственные запросы. Но проблема заключается в том, что если у гражданина не спросить, в каком из ЗАГСов содержится запись, то ведомство, предоставляющее услугу, не знает, куда направлять запрос, и вынуждено его направлять веерно по всей стране, - объясняет TAdviser собеседник в одном из федеральных ведомств. - Это абсолютно нерабочая схема. Для того, чтобы межведомственные запросы заработали, необходимо, чтобы была центральная система, которая знает, где хранится необходимый акт »

О создании такой системы, по информации TAdviser, Минкомсвязи несколько лет вело переговоры с Министерством юстиции (курирует ЗАГСы на федеральном уровне). Договориться ведомства не смогли и в итоге создание системы было поручено ФНС.

Предотвращение мошенничества

« Основная проблема в том, что государство ничего не знает о своих гражданах, - объясняет TAdviser собеседник в другом федеральном ведомстве. - Все реестры ФОИВов разрознены. У ФНС есть один срез, у ПФР – другой, у ФМС - третий. По ЗАГСам еще один срез. Государство не может сделать одну большую связку по гражданину - о том, что он родился, учился, женился, платит налоги, социальные взносы »

К тому же многие базы не являются федеральными. В первую очередь, это ЗАГСы, добавляет собеседник.

« Нет статистики и нельзя посчитать – сколько было браков, разводов. Не во всех субъектах есть региональная база. Если решения и есть, то сделаны на коленке. Их нельзя состыковать. Когда начинаются вопросы социальных вычетов, статусов людей, выясняется, что можно, например, пять раз жениться. Приходишь, подаешь заявление в ЗАГС, а они не знают, что в другом субъекте ты уже женат. Ради материнского капитала люди регистрируют в разных ЗАГСах рождение одного и того же ребенка. Такое возможно даже внутри одного региона »

Централизация ЗАГСов, а затем и общий реестр населения со статусами, по мнению собеседника TAdviser, позволит решить эти проблемы. Еще один бонус от ее возникновения может заключаться в том, что отпадет необходимость проводить перепись населения и тратить на это огромные деньги, добавляет он.

Раздвоение ответственности

Укрупнение и концентрация административных и информационных ресурсов хорошо соответствует логике современного российского госуправления, считает Михаил Брауде-Золотарев, директор центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС.

Основной аргумент в поддержку таких инициатив, как правило, это "повышение эффективности". В данном случае, объясняет он, единый информационный ресурс должен улучшить собираемость налогов и обязательных взносов за счет сопоставления разного рода информации, относящейся к налогоплательщикам и ранее содержавшейся в разных информационных ресурсах.

« К сожалению иные последствия, как правило, в таких случаях просчитываются хуже. Примеров "раздвоения" ответственности, когда выполнение функций остается за одними органами, а ведение информационного ресурса переходит к другому, в последние годы было много, а удачных среди них, напротив, немного, - говорит эксперт. - И в целом как концентрация полномочий, так и создание информационных "супербаз" вряд ли может быть инструментом, если собственно функции и порядок их исполнения при этом не изменяется »

Угрозы безопасности данных

Также, по мнению Брауде-Золотарева, растут угрозы сохранности персональных данных. Более критичны оказываются отказы систем.

« Такого рода последствия должны просчитываться и обсуждаться. В данном случае такого обсуждения я не заметил »

Особняком стоит включение в единый ресурс сведений о населении Российской Федерации, в том числе о регистрации актов гражданского состояния, отмечает эксперт.

« Несмотря на то, что точный состав этих данных пока не определен, одних только сведений ЗАГС достаточно, чтобы говорить, что это революция. Между делом в стране может быть создан регистр населения, да еще и с привязкой к нему большого числа персональных данных »

В большинстве развитых стран мира, по словам Брауде-Золотарева, стараются избегать такого рода концентрации персональных данных, более того, законодательно вводятся запреты на сопоставление и автоматическую обработку сведений, относящихся к разным сферам госуправления. Чаще всего "баррикады" разного рода высоты ставят между регистрационным, налоговым и социальным учетом населения, ограничивают использование единых идентификаторов этих ресурсах и т.п.

« У нас побеждает технократическая, а не правовая точка зрения. Я не уверен, что это правильно »

Еще один собеседник TAdviser говорит, что последние десять лет в России было установлено табу на создание полноценного регистра населения. Причины, по его мнению, две - проблема "большого брата" и недовольство РПЦ.

Примечания

  1. Закупка №0173100007817000029
  2. Закупка №№0173100007817000013
  3. Закупка№0337100017717000092
  4. Выполнение работ по созданию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра ЗАГС (вторая очередь) и ее внедрению
  5. Работы по созданию федеральной государственной информационной системы Единого государственного реестра ЗАГС в 2016 году (первая очередь), в части проектирования создания ИТ-инфраструктуры в соответствии с ТЗ
  6. Госдума рассматривает создание единого государственного реестра ЗАГС
  7. Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»
  8. Указ, направленный на совершенствование порядка уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования и укрепление платёжной дисциплины
  9. Создание единого реестра ЗАГС обойдется в 10,6 млрд руб