Проект

Сбербанк: Использовать биометрию или нет - решение останется за клиентом

Заказчики: Сбербанк РФ

Москва; Финансовые услуги, инвестиции и аудит

Подрядчики: RecFaces (РекФэйсис)
Продукт: RecFaces Id-Me

Дата проекта: 2017/07  - 2017/12
Технология: ИБ - Биометрическая идентификация
подрядчики - 78
проекты - 299
системы - 163
вендоры - 102
СМ. ТАКЖЕ (1)

2018: Сбербанк: Использовать биометрию или нет - решение останется за клиентом

Сбербанк, неоднократно делавший громкие заявления о планируемом внедрении биометрической идентификации клиентов, включая таковую по отпечаткам пальцев, на деле пока не спешит с реализацией этих планов. По состоянию на 2 квартал 2018 года дело все еще ограничивается, главным образом, пилотными проектами и входом по отпечатку пальца в мобильный банк, а также исследованиями отношения аудитории к таким технологиям.

В 2015 году представители Сбербанка заявляли о том, что уже в 2017-2018 годах проверка личности по отпечатку пальца может появиться во всех отделениях Сбербанка и использоваться в том числе для выдачи кредитов и оплаты услуг ЖКХ[1]. Тем не менее, в 2018 году банк все еще продолжает исследовать отношение к такому виду идентификации.

Сбербанк изучает, готовы ли клиенты предоставлять ему свои отпечатки пальцев (фото - imenno.ru)

В одном из опросов своих клиентов, который банк проводит весной, присутствует вопрос о том, не против ли будет клиент предоставить свои отпечатки пальцев в целях повышения защиты от мошенничества.

«
Сбербанк регулярно проводит опросы с целью повышения качества обслуживания наших клиентов. Использование биометрических технологий в финтехе было признано наиболее прорывным направлением по результатам исследования Juniper от 2016 года, поэтому мы уже не первый год изучаем отношение наших клиентов к подобным инновациям, - объяснили TAdviser в Сбербанке.
»

При этом, даже если отношение клиентов к сдаче «биоматериала» окажется преимущественно положительным, пользоваться биометрической идентификацией или нет - должно остаться на усмотрение клиентов, следует из ответа Сбербанка.

«
Отпечаток пальца стал привычным для миллионов пользователей смартфонов по всему миру, однако это лишь один из возможных способов, которые могут использоваться при идентификации. Сбербанк также изучает возможность узнавать клиентов по лицу и голосу. В любом случае, решение использовать конкретную технологию или нет останется за клиентом, - заявили TAdviser в Сбербанке.
»

В банке отметили, что всегда можно воспользоваться классическим способом идентификации по паспорту, а альтернативные способы идентификации и аутентификации лишь помогут сделать сервис быстрее, удобнее и безопаснее.

Наряду с изучением отношения клиентов к сдаче отпечатков пальцев, Сбербанк продолжает «пилот» по идентификации по пальцу в нескольких точках «Азбуки Вкуса» и кафе «Прайм». Там клиенты могут зарегистрировать там свой палец и оплачивать покупки без пластиковой карты и телефона. Надо отметить, что это долгоиграющий пилот - о его запуске Сбербанк сообщал еще в 2016 году.

Отдельно Сбербанк внедряет биометрическую аутентификацию для управления доступом сотрудников к информационным системам.

Примечания

2017: Пилот - первый банкомат Сбербанка с распознаванием клиентов по лицу

В июне 2017 года Сбербанк запустил пилотный проект по идентификации клиента в банкомате по биометрическим данным лица. Устройство, на котором тестируется биометрическая технология, установили в Agile-офисе Сбербанка на Кутузовском проспекте, 32. На момент запуска пилота функция доступна только для сотрудников банка и только для выполнения безналичных операций, уточнили TAdviser в Сбербанке.

Разработчик биометрии, использующейся в тестовом банкомате Сбербанка, – запатентованный алгоритм компании Toshiba, а ее поставщиком выступила компания RecFaces.

В Сбербанке рассказали TAdviser, что сотруднику, который хочет воспользоваться новой возможностью банкомата, сначала необходимо зарегистрировать биометрический шаблон, обратившись к сотруднику банка. После этого он может подойти к банкомату, оснащенному биометрией, нажать на кнопку «Обслуживание по биометрии» и выполнить необходимые операции.

В пилотном режиме идентификация по лицу позволяет выполнять только безналичные операции

Биометрическая аутентификация человека по геометрии лица довольно распространенный способ идентификации и аутентификации, отмечают в Сбербанке. Для построения трехмерной модели человеческого лица выделяют контуры глаз, бровей, губ, носа, и других элементов, после чего вычисляют расстояние между ними и строят трехмерную модель. Для определения уникального шаблона, соответствующего определенному человеку, требуется от 12 до 40 характерных элементов. Шаблон должен учитывать множество вариаций изображения на случаи поворота лица, наклона, изменения освещенности, изменения выражения и т.д.

«
По результатам исследований, проведенных в банке, технология распознавания лица воспринимается клиентами более позитивно, чем другие биометрические параметры, - рассказали TAdviser в Сбербанке. - К тому же, технология идентификация по лицу является более продвинутой и защищенной по сравнению, например, с идентификацией по отпечатку пальца. Папиллярный узор отпечатка пальца очень легко повреждается и существует высокая степень отказа у людей с сухой кожей и пенсионеров.
»

Технология распознавания по лицу защищена от фрода в виде фотографий и видеозаписи, поскольку идентификация осуществляется в видимом и инфракрасном спектрах, добавили в Сбербанке.

В числе преимуществ распознавания клиентов по лицу в Сбербанке видят уменьшение времени обслуживания, снижение фрода и со стороны клиентов, и со стороны персонала за счет повышения надежности аутентификации.

Пилотный проект продлится до конца 2017 года. По его результатам в 2018 году банк будет рассматривать возможность тиражирования этого функционала.

Помимо биометрии, в том же банкомате Сбербанк тестирует видео-консультирование клиентов. Для получения виде-консультации необходимо нажать на кнопку «Видеосвязь» на экране устройства. Клиент видит на экране консультанта, который оказывает поддержку в осуществлении необходимых операций и предлагает другие услуги банка.