Проект

Сбербанк РФ (IBM WebSphere)

Заказчики: Сбербанк РФ

Москва; Финансовые услуги, инвестиции и аудит

Продукт: IBM WebSphere

Дата проекта: 2009/07  - 2010/02
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
подрядчики - 671
проекты - 5571
системы - 1211
вендоры - 676
Технология: Корпоративные порталы
подрядчики - 245
проекты - 904
системы - 268
вендоры - 163
Технология: СОА
подрядчики - 78
проекты - 271
системы - 76
вендоры - 54

Содержание

Команда проекта со стороны ЗаказчикаИнтегратора-Консультанта
Кулик Вадим (Директор Управления розничных рисков Сбербанка России)
Макеев Алексей (Директор бизнес-направления SOA компании «Неофлекс»)

Компания «Неофлекс» завершила проект, выполненный для Сбербанка России в рамках проекта «Кредитная фабрика».

Цель создания скоринговой системы – частично автоматизировать оценку потенциального заемщика (речь только о физлицах) и принятие решения о том, стоит ли выдавать ему кредит.

Технологии и исполнители в проекте

Конкурс по выбору исполнителя был проведен в 2008 году. В нем участвовали четыре компании. Информация о потенциальном заемщике берется, в том числе, и из внешних источников - бюро кредитных историй (БКИ) и др. Также внедренное ПО передает затем нужную для заключения договора информацию в учетные системы территориальных банков. Непосредственно за прием и рассмотрение кредитных заявок отвечает внедренное решение Experian. В центральном аппарате (ЦА) «Сбербанка» развернуто решение «Неофлекса» (исполнитель работ) на платформе IBM WebSphere Process Server, в территориальных банках - на IBM WebSphere ESB. За связь между ними отвечает разработка на IBM WebSphere MQ. Аппаратуру и лицензии на ПО поставляли другие подрядчики.

К сути

Интеграционное решение развернуто в 18 территориальных банках Сбербанка. Оно обеспечивает сбор данных, необходимых для оценки платежеспособности потенциальных заемщиков, а также передачу в учетные системы территориальных банков информации, необходимой для заключения кредитных договоров.

Задачи

Перед компанией «Неофлекс» стояла задача: разработать и внедрить решение, автоматизирующее сбор данных (из систем банка и партнеров), которые необходимых для принятия решения о выдаче кредита, и передачу в учетные системы территориальных банков информации по одобренным кредитным заявкам.

Реализация

Проект выполнен в течение полутора лет.

Разработанное «Неофлекс» решение включает решение "центр", функционирующее в центральном аппарате Сбербанка России, и локальные решения, действующие в территориальных банках. Для реализации проекта использована платформа IBM WebSphere. Обмен данными между центральной и локальными частями решения выполняет транспортная система, организованная при помощи IBM WebSphere MQ. Сбор данных из различных информационных каналов и обработка для подготовки принятия решения осуществляется продуктом Transact SM.

Этапы

Внедрение выполнялось в три этапа:

  • в июле 2009 года - первый этап, в рамках которого был произведен запуск в промышленную эксплуатацию в Московском и Северо-Западном территориальном банках;
  • в период с августа до конца 2009 года - еще в семи тербанках Сбербанка, расположенных на европейской территории России;
  • с февраля по август 2010 года включительно - в Алтайском, Байкальском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном, Поволжском, Сибирском, Северном и Северо-Восточном территориальных банках.

Затраты

Финансовые детали проекта исполнитель не раскрывает. В «Сбербанке» не ответили на вопрос о стоимости проекта. Источник CNews в руководстве одной из крупных ИТ-компаний, сотрудничающих со «Сбербанком», в ответ на просьбу CNews оценить затраты на подобный проект заявил, что сделать это не так просто. «Поскольку штат компании-исполнителя не так велик (по данным рейтинга CNews100 «Крупнейшие ИТ-компании России 2009» в «Неофлексе» работает 155 человек – прим. CNews), то вероятнее всего подрядчик работал в центральном аппарате банка, - считает он. – Компания специализируется именно на интеграции уже существующих систем, так что возможно речь идет о создании шлюза на WebSphere. В этом случае «Неофлекс» мог получить за работу сумму, исчисляемую сотнями тысяч долларов».

Источник CNews добавил, что для оценки проекта важно понимать, с какими именно АБС из работающих в «Сбербанке» (ЦФТ, «Гамма», xBank и др.) интегрируется кредитный скоринг. В «Неофлексе» не стали комментировать и это. Что касается числа работавших на проекте сотрудников, то оно менялось в зависимости от этапа: в среднем около 10 человек, максимально до 15.

Еще о тесте

В ходе приемо-сдаточных испытаний было выполнено нагрузочное тестирование. Результаты подтвердили готовность решения к обеспечению требуемых заказчиком параметров производительности, пиковой нагрузки и отказоустойчивости.

Заказчик

«Решение находится в промышленной эксплуатации и демонстрирует устойчивую, стабильную работу, – отмечает Ирина Кремлева, заместитель директора департамента рисков Сбербанка России. – Сегодня оно обеспечивает обработку нескольких десятков тысяч заявок в сутки».

Интегратор

Проект имел сложную организационную и технологическую составляющую, отмечает Алексей Макеев, директор направления SOA компании «Неофлекс». По результатам проекта к интеграционному решению «Кредитной фабрики» подключено в общей сложности более 250 информационных систем.

Результаты проекта

Всего у «Сбербанка» 18 территориальных банков. Количество обрабатываемых системой заявок на кредиты от физлиц исчисляется десятками тысяч в сутки, говорит Ирина Кремлева, заместитель директора департамента рисков «Сбербанка». Теперь по заверению «Неофлекса» при подаче в любом из них заявления на получение кредита будет действовать одна и та же процедура. Развертывание решения в одном территориальном банке занимало от двух недель до 1,5 месяцев. В подрядчике говорят, что оно позволяет снизить время ожидания клиентом ответа по кредитной заявке с семи до двух дней.