Сбербанк (PostgreSQL).
 
Проект

Сбербанк выбрал подрядчика для перехода на Postgres

Заказчики: Сбербанк РФ

Москва; Финансовые услуги, инвестиции и аудит

Продукт: PostgreSQL СУБД

Дата проекта: 2015/06  - 2018/07
Технология: СУБД
подрядчики - 165
проекты - 449
системы - 241
вендоры - 105

Содержание

СМ. ТАКЖЕ (1)

2017

*Выбор подрядчика по поддержке Postgres

Компания «Постгрес Профессиональный» (ППГ) в течение одного года будет оказывать Сбербанку услуги поддержки свободно распространяемой СУБД PostgreSQL на платформе x86 архитектуры (ОС Windows, Red Hat Enterprise Linux). Стоимость контракта составит около 9 млн рублей.

«Постгрес Профессиональный» будет оказывать Сбербанку услуги поддержки PostgreSQL

Соперником ППГ в финальной части тендера Сбербанка была компания "Арсиэнтек". Она оценивала свои услуги в меньшую сумму, однако, итоговая оценка заявки этой компании все-равно оказалась ниже. В первой части тендера также участвовали компании "АМТ Груп", "Инфосистемы Джет".

При оценке заявок Сбербанк, среди прочего, учитывал, какое количество сотрудников участника закупки имеют статус Major Contributors и будут участвовать в оказании услуг, а также наличие у потенциального подрядчика собственных доработок СУБД и включение их в основную ветвь PostgreSQL. В России, по данным официального сайта PostgreSQL, всего три человека имеют статус Major Contributors, и все они работают в "Постгрес Профессиональный". Это Олег Бартунов, Александр Коротков и Федор Сигаев.

Если судить по тендерным процедурам Сбербанка, данная закупка является первым случаем расходов банка на услуги, непосредственно связанные с СУБД Postgres. Представители участников конкурса, к которым TAdviser обращался с просьбой сообщить о примерах применения этой СУБД в банке, отмечали, что пока слабо себе представляют эту ситуацию.

Контракт с победителем предусматривает пять основных блоков услуг. Первый – это консультации работников банка по использованию, настройке и оптимизации СУБД в соответствии с рекомендациями, определенными в документации к СУБД и проектным опытом специалистов исполнителя. Консультирование проводится по вопросам администрирования и настройки производительности, техническим аспектам работы, выполнению обновления или резервного копирования и т.д.

Второй блок - доступ к «горячей линии» поддержки. Здесь исполнитель обеспечивает единую точку приема телефонных обращений, обращений по электронной почте и через веб-портал по вопросам эксплуатации и использования СУБД в режиме 24х7;

Третий блок - регулярный анализ состояния СУБД. В рамках этого процесса исполнитель обеспечивает проверку функционирования системы, выдает рекомендации по мониторингу ключевых параметров работы и устранению обнаруженных недостатков, а также предоставляет исправления, обновления и новые версии СУБД или ее компонентов.

Четвертый блок услуг включает поиск и профилактику неисправностей СУБД. Здесь исполнитель анализирует заявки сотрудников банка по вопросам эксплуатации СУБД и ищет решения обозначенных проблем.

И последний пятый блок - это устранение неисправностей СУБД. Исполнитель должен выявлять причины возникновения неработоспособности системы, вырабатывать рекомендации по их устранению, участвовать в подготовке и применении восстановительного решения. Восстановительные работы могут оказываться, в том числе, и в нерабочее время, в выходные и праздничные дни по запросу заказчика.

Для справки, на техподдержку Oracle в 2017 году банк потратит примерно в 50 раз больше средств, чем на Postgres.

2015

Подготовка к миграции

В ноябре 2015 года в Сбербанке сообщили TAdviser, что изучают возможности СУБД PostgreSQL для оптимального позиционирования ее в своей инфраструктуре с точки зрения производительности, надежности и интеграции.

По словам представителя Сбербанка, для этого проводится тестирование, в том числе с привлечением внешних подрядчиков и компаний дистрибутивов данной СУБД. Прорабатываются вопросы сценариев миграции с СУБД Oracle и Microsoft SQL, оцениваются масштабы и трудозатраты на произведение изменений в рамках этих сценариев, анализируется зрелость локальных компаний, осуществляющих развитие данной СУБД и ее сервисную поддержку.

Серверы Oracle в МегаЦОДе Сбербанка

Параллельно с этим службы поддержки ИТ работали над интеграцией СУБД PostgreSQL в существующий инфраструктурный ландшафт банка. Производилась настройка и отладка технологий резервирования данных, мониторинга состояния. Также проводились консультации с компаниями, которые предлагают услуги по поддержке СУБД, говорил представитель Сбербанка.

Отдельным вопросом, по его словам, стояло обеспечение отказоустойчивости, в том числе на случай локальной катастрофы. В этой активности сравнивались плюсы и минусы решений, предлагаемых самой СУБД, по отношению к классическим технологиям построения кластерных конфигураций, таких как MC/Service Guard от HP.

« На тестовых стендах СУБД продемонстрировала соответствие требованиям, которые предъявляются к промышленным СУБД. Окончательные выводы о нише, в которой возможно применение PostgreSQL можно будет сделать после получения опыта промышленной эксплуатации одной из автоматизированных систем, - говорил TAdviser представитель банка »

В Сбербанке добавляли, что окончательного решения о потенциальной системе, которая будет одной из первых мигрирована на СУБД PostgreSQL, еще не принято.

Сбербанк задумался о переходе на PostgreSQL

О том, что Сбербанк рассчитывает перевести ряд своих ИТ-систем на СУБД PostgreSQL впервые TAdviser рассказал главный архитектор ИТ банка Андрей Хлызов в сентябре 2015 года. На вопрос, о каких именно системах идет речь, он отвечать отказался. Вместе с тем, Хлызов объяснил, что эти планы связаны с несколькими причинами:

« С одной стороны, мы и российского производителя хотим поддержать, а с другой – защититься от возникших санкционных рисков, - сказал он »

Хлызов добавил, что Сбербанк очень внимательно и пристально рассматривает вопрос использования свободного программного обеспечения (СПО), но везде его использовать не будет, потому что «тут есть свои проблемы».

По словам Андрея Хлызова, Сбербанк начал изучение возможностей Postgres еще в 2015 году

По состоянию на сентябрь 2015 года свободно распространяемое ПО, по словам Хлызова, в Сбербанке широко используется, например, в решениях для задач обработки больших данных.

Главный архитектор ИТ Сбербанка также рассказал TAdviser, что на фоне возникших санкционных рисков в области ИТ Сбербанк разработал различного рода планы на случай прекращения поддержки ИТ-продуктов от мировых вендоров. Эти планы касаются не только СУБД, но и «железа», вопросов принятия решений при возникновении ситуаций, затрудняющих использование зарубежных продуктов, а также вопросов найма дополнительного персонала, если потребуется.

Андрей Хлызов добавил в разговоре с TAdviser, что вопросом перехода с ИТ-решений крупных мировых вендоров на альтернативные решения «Сбербанк» озадачивался еще до санкций: «еще до того, как разразился кризис, мы поняли, что не планируем сидеть на решениях крупнейших мировых вендоров до скончания света». Связано это было тогда, в первую очередь, с экономическими вопросами, пояснил он.

Читайте также

Статья об информационных системах Сбербанка и их развитии