Проект

У пользователей системы для оплаты проезда лицом в московском метро многократно списываются деньги

Заказчики: Московский метрополитен

Москва; Транспорт

Подрядчики: VisionLabs (ВижнЛабс)
Продукт: Проекты систем контроля доступа, основанные на идентификации человека (биометрия)

Дата проекта: 2019/04 — 2021/10
Технология: ИБ - Биометрическая идентификация
подрядчики - 209
проекты - 703
системы - 382
вендоры - 242
Технология: СКУД - Системы контроля и управления доступом
подрядчики - 143
проекты - 307
системы - 258
вендоры - 180

Содержание

СМ. ТАКЖЕ (1)

ВТБ и «Ростелеком» запустили оплату поездок в московском метро по лицу

Основная статья: ТБ и «Ростелеком» запустили оплату поездок в московском метро по лицу

2022: Многократное списывание денег системой

Как стало известно 12 января 2022 года, у пользователей системы для оплаты проезда лицом в московском метро многократно списываются деньги. В банке ВТБ, ответственном за платежные операции, подтвердили проблему и пообещали вернуть деньги.

«
Утром 12 января 2022 года при проведении плановых работ в системах авторизации банка ВТБ у некоторых пользователей приложения «Мосметро» произошли некорректные списания. Сегодня [12 января] до 20.00 все некорректные списания вернутся. Мы приносим свои искренние извинения и хотим всем, с кем это произошло, вручить небольшие сувениры, — указано в сообщении на сайте банка.
»

У пользователей системы для оплаты проезда лицом в московском метро многократно списываются деньги

Пострадавших просят связаться по электронной почте. Как сообщил Telegram-канал «Новости Москвы», у некоторых пользователей системы Face Pay, использующейся для оплаты проезда в метро Москвы по изображению лица, были списаны деньги многократными платежами по 23 рублей. В ВТБ не назвала общую сумму некорректно списанных средств.

Это не первые претензии пользователей к работе Face Pay. В январе 2022 года член Совета по правам человека (СПЧ) Игорь Ашманов заявил, что его знакомого оштрафовали на 3 тыс. рублей за отсутствие маски. Штраф якобы пришёл по фото, сделанного системой Face Pay. В пресс-службе столичного метро ответили, что это невозможно, так как система не умеет сопоставить фотографию лица с его личными данными. Более того, у неё нет полномочий выписывать штрафы.

«
Зашифрованные биометрические данные хранятся на защищённых серверах метро в закрытом контуре. Платёжные данные хранятся исключительно на стороне банка. Метрополитен строго соблюдает действующее законодательство и использует данные пассажиров, которые подключились к Face Pay, только по назначению — для оплаты проезда в метро с помощью распознавания лица, — заключили в пресс-службе метрополитена Москвы.
»

С 1 января 2022 года оплата проезда по карте «Тройка» и по банковской карте выросла на 5 и 4 рубля соответственно. Стоимость проезда по системе Face Pay осталась неизменной - 46 рублей.[1][2]

2021

2 тыс. человек задержали с помощью системы распознавания лиц в московском метро

В метро Москвы с 1 сентября 2020 года работает система биометрического распознавания лиц «Сфера». С ее помощью столичные правоохранители задержали 2032 преступника, о чем стало известно 29 декабря 2021 года.

Система использует технологию, которая преобразовывает изображение лица человека, прошедшего через турникет, в уникальный биометрический ключ-вектор. Система используется МВД, ФСБ и ФСИН, где она сопряжена с базами данных федерального и оперативного розыска, обновляющимися каждый час. Столичные власти предоставляют правоохранителям доступ к системе.Российский рынок ERP-систем сократился, но приготовился к росту. Обзор и рейтинг TAdviser 250 т

Также благодаря системе сотрудники полиции рассказали, что поймали человека, поменявшего имя, фамилию, год рождения. Система распознала и помогла задержать его, он разыскивался много лет за серьезное преступление.[3]

Полицейские приняли москвичей, оплативших проход в метро лицом, за безбилетников и заставили повторно оплатить проезд

22 октября 2021 года стало известно о том, что полицейские приняли москвичей, оплативших проход в метро лицом, за безбилетников. Стражи правопорядка заставили пассажиров повторно оплатить проезд.

Полицейские приняли жителей Москвы, оплативших проход в метро лицом, за безбилетников и заставили повторно оплатить проезд

Как сообщает Telegram-канал «Осторожно, новости», инцидент произошел на на станции «Пражская». С проблемами столкнулась семейная пара. Супруги прошли турникеты с помощью системы распознавания лица — друг за другом, дверцы между ними не закрывались. И это сразу же привлекло внимание полицейских. По словам пассажирки, они не представились, вели себя хамски, не хотели ничего слушать про FacePay.

Ее супруг подчинился, затем, как утверждает девушка, сотрудник полиции заявил, что они нарушители и их оштрафуют на 2,5 тысячи рублей за неоплаченный проезд. Супруги попытались объяснить, что оба прошли по «оплате лицом».

Сначала Елена подумала, что это какой-то розыгрыш и попыталась уйти, однако в этот момент к сотруднику правоохранительных органов присоединился его коллега, полицейские требовали, чтобы они оплатили проезд.

Устав спорить, пара вернулась к турникетам. Супруги, решив, что и так потеряли много времени и уже опаздывают на работу, повторно оплатили проезд. После этого они оставили жалобу на полицейских, начата проверка, говорится в публикации.

Впоследствии столичный Дептранс отреагировал на эту новость и сообщил свою версию произошедшего:

«
20 октября 2021 года девушка прошла в метро по Face Pay, а ее муж — за ней без оплаты. Полиция справедливо потребовала у мужчины оплатить проезд. Девушка же решила пойти другим путем и опубликовала видео с заявлением про несправедливое отношение со стороны сотрудников полиции: якобы они вместе с мужем прошли с использованием биометрии.

Этой девушкой оказалась Елена С., сотрудница метрополитена. В то утро на «Пражской» она действительно вошла на станцию по биометрии. Стоит отметить, что сотрудники метро проходят на станции только по биометрии: сервис используется вместо личной бесконтактной карты, персональной для каждого работника. Но её муж, который не является сотрудником мосметро, «проскочил» через турникеты следом за ней. Это хорошо видно на изображении с камер. Поэтому сотрудник полиции совершенно справедливо потребовал у него оплатить проезд.

»

[4]

Москвичи начали сдавать биометрию для оплаты в метро

15 октября 2021 года на всех станциях метро Москвы заработала оплата проезда при помощи системы распознавания лиц Face Pay. За первые 3 дня данные в эту систему загрузили 30 тыс. человек, что может соответствовать более 1% пассажиров. О том, что москвичи стали активно сдавать биометрию для оплаты проезда по лицу, «Коммерсанту» рассказали в ГУП «Московский метрополитен».

Там заявили, что к середине октября 2021 года система доступна на 240 станциях (без учета МЦК, МЦД и монорельса), а в ближайшие два-три года пользоваться Face Pay будут 10–15% пассажиров.

Москвичи начали сдавать биометрию для оплаты в метро

Visionlabs стала технологическим партнером проекта Face Pay в московском метро. В компании заверили, что система узнает человека даже при частичном перекрытии лица, например, при наличии очков, медицинских масок и головных уборов.

Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов в разговоре с газетой заявил, что при реализации проекта выполняются все требования законодательства в части хранения и обработки персональных данных.

«
Мы не храним изображения лиц. Биометрические данные пользователей Face Pay автоматически преобразуются в зашифрованный биометрический ключ. Эти ключи генерируются так, что обратная расшифровка в изображение невозможна, — говорит он.
»

Использование компьютерного зрения повышает безопасность процесса оплаты, уверяют в Visionlabs. Биометрический идентификатор невозможно потерять или забыть, а значит исключается возможность его использования третьими лицами. Для защиты от спуфинг-атак помогают алгоритмы Liveness, которые решают задачу верификации живого человека и противодействуют непрограммным атакам в виде масок, изображений или видео на телефоне.

Вероятность того, что система перепутает людей, очень низкая, считает эксперт по системам безопасности «Крок» Артем Романов. По его словам, достаточно долгое время реагирования системы в первую очередь связано с повышением достоверности распознавания и исключением ошибок.[5]

Запуск на всех станциях московского метро

Тестовая система оплаты проезда лицом запущена на всех станциях метро Москвы. Об этом пресс-службе столичной подземки сообщила 20 сентября 2021 года.

Пройти по Face Pay в метро можно через турникеты, где на полу есть круглый черный стикер. На Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линиях акция «Время ранних» действует и для тестировщиков Face Pay (проезд 23 рубля вместо 46).

Для оплаты проезда с помощью распознавания лица пассажиру достаточно будет зарегистрироваться в мобильном приложении, загрузить фото своего лица и привязать банковскую карту или «Тройку». В итоге при проходе через турникет человек смотрит в камеру, система находит его снимок, сопоставляет с лицом и пропускает. Деньги же списываются с карты автоматически. В любой момент можно отказаться от участия в тестировании.

Тестовая система оплаты проезда лицом Face Pay запущена на всех станциях московского метро
«
14 линий и 241 станция метро подключены к сервису Face Pay. Москва стала первым городом в мире, где услуга распознавания лиц для оплаты проезда используется в таком масштабе. Сегодня начался финальный этап тестирования, по результатам которого мы будем готовы запустить инновационный сервис для всех пассажиров метро, — заявил глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов.
»

По его словам, к сентябрю 2021 года прорабатывается возможность запуска сервиса Face Pay на Московском центральном кольце и Московских центральных диаметров, наземного транспорта и наземном транспорте. Кроме того, планируется запустить систему скидок.

Мэр Москвы Сергей Собянин ранее заявил, что Face Pay станет доступна на всех линиях метро в октябре 2021 года (к 20 сентября к систему подключили 5 последних линий).

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники, первые тесты показывали, что система распознавания лиц пропускает пассажиров быстрей, чем традиционный турникет с транспортными картами.[6]

Обнаружение системой «умного» видеонаблюдения 221 правонарушителя в розыске

Система распознавания лиц «Сфера» помогла найти в московском метро правонарушителей, находящихся в розыске, а также потерявшихся людей, сообщили 13 августа 2021 года в Департаменте транспорта Москвы.

В июле 2021 года с помощью «умного» видеонаблюдения удалось обнаружить 221 человека. Большинство из них - люди в розыске, пойманные интеллектуальными камерами в столичной подземке. Так, 25 июля на станции «Братиславской» с помощью этой системы задержали человека, которого обвиняют в убийстве.

Ещё одна важная задача «Сферы» - поиск пропавших без вести. За месяц система помогла найти 35 человек, из которых 12 - дети.

Инфографика — пресс-служба Департамента транспорта Москвы

Технология преобразовывает лицо пассажира, прошедшего через турникет, в уникальный биометрический ключ. Если человек находится в розыске, система тут же оповестит полицию. Все фиксации лиц других пассажиров метро защищены шифрованием и остаются на 100% анонимными. Данные хранятся в центре обработки информации, доступ к которым есть только у правоохранительных органов.

По состоянию на август 2021 года в метро Москвы тестируется оплата проезда с помощью системы FacePay.[7]

2020

Ликсутов: Оплата проезда в метро по распознаванию лица будет запущена в 2021 году

3 декабря 2020 года стали известны сроки запуска системы распознавания лиц для оплаты проезда в московском метро. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, технология заработает в 2021 году.

«
Это будет точно в следующем году. Уже сейчас на своих сотрудниках мы тестируем эту систему с двумя крупными российскими банками, у них уже есть система по распознаванию лиц, — сообщил Ликсутов в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
»

Он уточнил, что метрополитен даст только инфраструктуру, связанную с биометрией, а персональные платежные данные будут храниться в банках. При этом распознавание лица может работать, даже если пассажир будет в маске. По словам Ликсутова, на всех турникетах столичной подземки и Московского центрального кольца (МЦК) уже стоят камеры, которые распознают лица.

Максим Ликсутов заявил, что оплата проезда в метро по распознаванию лица будет запущена в 2021 году
«
Наша система позволит распознавать лицо, а если вы подсоединены к банковской карте, где есть ваши биометрические данные, то вы пройдете с открытым турникетом, — пояснил заммэра.
»

Ранее замглавы Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов выступил против оплаты проезда через распознавание лиц, поскольку это может использоваться для вмешательства в частную жизнь. По его мнению, пока не существует надёжного механизма защиты персональных данных, а также согласия на добавление биометрии человека в транспортную базу данных, применять такие системы не стоит.

Максим Ликсутов также заявил, что столичные власти активно ведут переговоры с Apple о том, чтобы добавить транспортную карту «Тройка» для оплаты проезда во всех видах транспорта Москвы в платёжную систему Wallet. По словам Ликсутова, американская компания пообещала, что «Тройка» будет одной из первых транспортных карт в системе в мире.[8]

Старт тестирования системы оплаты проезда распознаванием лица на всех станциях московского метро

2 сентября 2020 года Департамент транспорта Москвы объявил о тестовом запуске системы распознавания лиц для оплаты проезда на всех станциях столичного метро. Один из этапов испытаний продлится около месяца.

«
В ближайшее время система будет активно развиваться в части сервисов для пассажиров. В частности, ввода системы FacePay — с помощью нее можно будет по скану лица оплачивать проезд. Сейчас мы проверяем ее вместе с нашими банковскими партнерами. Планируем завершить один из этапов испытаний к 1 октября – и сразу расскажем о промежуточных итогах, — говорится в сообщении департамента.
»

Начало тестирования системы оплаты проезда распознаванием лица в московском метро

Кроме того, московские власти рассчитывают, что видеонаблюдение поможет отслеживать загруженность поездов. Информация будет поступать в городские мобильные приложения, чтобы пассажиры могли выбирать наиболее свободные вагоны, что важно в нынешних эпидемиологических условиях.

Также система видеонаблюдения поможет отследить загруженность поездов. Информация будет передаваться в приложения, чтобы пассажир смог выбрать наиболее свободные вагоны.

В пример департамент транспорта приводит пекинский метрополитен, где камеры выявляют людей, которым нужна медицинская помощь (например, упавших в обморок). Подобную систему в дальнейшем планируется ввести и в Москве.

Как пишет «Коммерсантъ», полноценный запуск системы распознавания лиц в метрополитене может затянуться: это следует из тендерной документации на поставку камер и серверов для подземки.

К началу сентября 2020 года на станциях подземки работает около 5 тыс. камер с функцией распознавания лиц, на идентификацию одного лица в потоке пассажиров «требуется несколько секунд». К городской системе видеоаналитики подключены 105 тыс. «потоков с камер» (всего в столице насчитывается более 175 тыс. видеокамер), а розыском правонарушителей с их помощью занимаются правоохранительные органы.[9]

Покупка камер видеонаблюдения на 1,4 млрд рублей

21 июля 2020 года стало известно о том, что московское метро закупит камеры с системой распознаванием лиц на сумму 1,39 млрд рублей. Оборудование будет установлено в 1500 вагонах, сообщается в материалах на сайте госзакупок. Подробнее здесь.

2019

В метро Москвы запущена система пропуска по лицу и ладони

18 декабря 2019 года стало известно о запуске в Московском метрополитене биометрической идентификации (по распознаванию лица и ладони) сотрудников для прохода и допуска в помещения. Это пилотный проект Ассоциации финансовых технологий (АФТ) и Банка России. Подробнее здесь.

Как работает система распознавания лиц в метро Москвы

11 сентября 2019 года стало известно о запуске системы распознавания лиц для оплаты проезда на станции «Сухаревская» московского метрополитена.

Как сообщили ТАСС в пресс-службе Сбербанка (участвует в пилотном проекте, который проводится совместно с VisionLabs), для оплаты проезда пассажирам необходимо скачать на телефон мобильное приложение и пройти процедуру регистрации: сделать селфи и ввести данные банковской карты.

Система распознавания лиц для оплаты проезда в метро

После этого достаточно будет войти в зону рядом с турникетом, отмеченную чёрным кругом, и посмотреть в камеру возле валидатора. Платформа распознает лицо пассажира, откроет створки турникета и спишет с карты необходимую сумму за проезд.

Для оплаты проезда деньги списываются через эквайринг Сбербанка. Система заморозит стоимость поездки (42 рубля) на счёте для гарантии, что привязанная карта действительна.

Как сообщает РИА Новости со ссылкой на главу департамента транспорта Москвы Максима Лискутова, чтобы воспользоваться услугой, пользователям метрополитена нужно будет предварительно ввести в систему свои биометрические данные.

По словам Лискутова, это сложный проект, рассчитанный на долгосрочную перспективу. Перед его полномасштабным запуском нужно провести тестирование в час пик и на станциях с небольшим трафиком.

«
Думаю, что к концу следующего года можно говорить про какие-то результаты и пилотное внедрение на постоянной основе, — сообщил он.
»

Если пилотный проект окажется успешным, то систему оплаты проезда с использованием биометрических данных установят на всех станциях Московского метрополитена, а в будущем и на всех видах общественного транспорта в столице и в других городах России, уточнили в Сбербанке. Максим Лискутов подчеркнул, что внедрить технологию в метро не получится так же быстро, как банковские карты и карты «Тройка».[10]

«Умные» камеры видеонаблюдения на турникетах

11 апреля 2019 года стало известно о появлении «умных» камер видеонаблюдения на турникетах в московском метрополитене. Система, распознающая лица, заработала на станции «Октябрьское Поле».

Камеры расположены на стойках турникетов на уровне лица взрослого человека. При считывании билета на камере загорается зеленый сигнал. Камеры установлены на турникетах, работающих и на вход, и на выход.

Как рассказал РБК источник на ИТ-рынке, технология биометрической идентификации разработана компанией VisionLabs. Ее глава Александр Ханин подтвердил данную информацию и отметил, что к моменту запуска камеры предназначены «только для обеспечения безопасности». При этом Ханин не стал разъяснять функциональность разработки.

Турникеты московского метро начали использовать систему распознавание лиц
«
Решение об окончательной конфигурации и архитектуре проекта, порядке его внедрения и сроках работы пока не принято, — сообщил изданию представитель столичного метрополитена.
»

Он также добавил, что «к пилоту подключено несколько лучших российских ИТ-компаний».

Источник РБК рассказал, что идентичный турникет установлен в главном офисе Сбербанка и предназначен для тестирования пропускной системы с помощью распознавания лиц.

Настроить систему распознавания лиц для оплаты проезда несложно, но ее необходимо подключить к Единой биометрической системе (ЕБС), говорит замгендиректора компании «Программный продукт» (разрабатывает билетные системы для пригородного сообщения и метрополитен) Тимур Аитов. К 11 апрелю 2019 года в ЕБС зарегистрировано недостаточное количество пользователей для массового использования биометрии в метро, уточняет эксперт.

Издания напоминает, что возможность использования биометрии при оплате проезда в московском метро обсуждается несколько лет. Внедрять такие системы в общественном транспорте нужно аккуратно, чтобы сделать интеграцию комфортной для пассажиров и не испугать их, полагает заместитель директора Аналитического кредитного рейтингового агентства Александр Гущин.[11] 

Примечания