2017/09/14 16:18:37

Андрей Бурин, «ФОРС-Центр разработки»: Рынку очень не хватает «крепких» ИТ-профессионалов

Андрей Бурин, руководитель департамента по работе с госсектором компании «ФОРС-Центр разработки» (ГК ФОРС), в интервью TAdviser рассказал о сотрудничестве ФОРС с российскими вузами с целью подготовки ИТ-кадров, о том, какие решения компания предлагает для госсектора и почему России нужен федеральный CIO.

Андрей Бурин, руководитель департамента по работе с государственным сектором, компания «ФОРС-Центр разработки» (ГК ФОРС)

По словам главы Минкомсвязи, для обеспечения прорыва в цифровой экономике России нужно увеличить количество ИТ-специалистов более чем в 2 раза – с 400 тыс. до 1 млн. Согласны ли вы с такой оценкой?

Андрей Бурин: Наличие высококвалифицированных кадров в области ИТ является одним из решающих факторов для перехода к цифровой экономике. Только за последний год, по подсчетам экспертов, потребность в работниках этой отрасли увеличилась более чем на 70%. Спрос на эту категорию специалистов давно опережает предложение. Причем растет востребованность не только в отношении традиционных специальностей — разработчиков и тестировщиков, но и относительно новых — аналитиков, архитекторов информационных систем, специалистов по работе с большими данными и в области интернета вещей, SMM-продвижению (Social Media Marketing), цифровой лингвистике и пр. Эти кадры нужно массово где-то готовить, чтобы «уникальные» на сегодня специалисты перестали быть таковыми и начали конкурировать между собой.

Причем речь идет об обучении не только вчерашних школьников, но и тех людей, которые по тем или иным причинам вынуждены переквалифицироваться и получить новую специальность. Структурная перестройка экономики неизбежно вызовет отмирание ряда профессий — это уже происходит, поэтому необходимо обеспечить плавное «перетекание» человеческих ресурсов из одних сфер в другие.

В условиях рыночной экономики, которую мы строим, все ее сферы связаны между собой. Так, потребность в ИТ-специалистах рождает спрос на услуги обучения и переподготовки, а это уже предмет развития цифровой экономики в области образования.

Ощущаете ли вы дефицит квалифицированных ИТ-кадров у себя в компании? Работаете ли вы с вузами для взращивания нужных специалистов?

Андрей Бурин: Такой дефицит ощущают все ИТ-компании без исключения, потому что рынку очень не хватает «крепких» профессионалов, которые бы обладали глубокой экспертизой и практическим опытом реализации проектов.

Да, мы работаем с вузами. Среди них — Высшая школа экономики, где у нас своя кафедра, Российский университет дружбы народов, Московский институт электронной техники в Зеленограде. Наши специалисты ведут там учебные курсы и семинары. Кроме того, мы принимаем студентов на практику из МГТУ им. Баумана, МАИ, МЭИ, помогаем им в подготовке курсовых и дипломных работ, здесь они получают практический опыт. Некоторые остаются у нас работать.Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 6.9 т

Но главное — в нашей компании есть множество собственных образовательных ресурсов. К нам приходят учиться как студенты, так и ИТ-специалисты, чтобы повысить свой профессиональный уровень, приобрести знания в новых для себя областях. Речь идет об Учебно-консультационном центре ФОРС, где наши сотрудники и любые другие ИТ-специалисты проходят обучение, расширяют и углубляют свою экспертизу, получают статус сертифицированного специалиста в какой-либо области. В рамках УКЦ ФОРС действует Центр компетенций по базам данных. Партнеры и заказчики могут пройти обучение в FORS Solution Center, где представлена линейка новейших программно-аппаратных комплексов. Кроме того, у нас действует Партнерская Академия, ISV Migration Center и Центр компетенций по облачным технологиям SkyFORS.

Расскажите о наиболее крупных и интересных проектах в госсекторе, которые выполняла ваша компания в 2016-2017 годах.

Андрей Бурин: Уже несколько лет мы сотрудничаем с Роскосмосом, где внедрен ряд систем, среди которых и решение по автоматизации закупочной деятельности. В ходе проекта было настроено информационное взаимодействие с порталом госзакупок, внутренней бюджетной и аналитической системами, системой управления пользователями и нормативно-справочной информацией.

Продолжается сотрудничество с Федеральным казначейством в области развития и эксплуатации подсистемы ведения нормативно-справочной информации, являющейся одной из центральных подсистем государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет ГИИС».

Московский городской фонд обязательного медицинского страхования также остается для нас важным заказчиком, где мы ведем технологические работы по развитию отдельных подсистем и компонент автоматизированной информационной системы обязательного медицинского страхования.

Компания активна на региональных рынках. Так, продолжается сотрудничество с Тульской областью, где мы вместе с заказчиком занимаемся поддержкой и развитием региональной информационной системы электронного правительства, которая заслуженно заняла одно из центральных мест в цифровой карте Тульской области. Предлагаемые нашей компанией компоненты информационной системы электронного правительства соответствуют не только всем основным региональным потребностям, но и требованиям со стороны Минкомсвязи, включая интеграцию с федеральными сервисами по последним действующим спецификациям, использование централизованных сервисов Единой системы идентификации и авторизации, а также сервисов и виджетов Единого портала госуслуг.

Большое внимание уделяется направлениям автоматизации медицины и спорта на региональном уровне. Среди предлагаемых региональным заказчикам решений — медицинские информационные системы, компоненты и модули, применяемые в области телемедицины для дистанционного мониторинга пациентов, а также информационные системы для комплексной автоматизации спортивных учреждений.

Какую долю в выручке ФОРС занимают проекты в госсекторе? Как и за счет чего изменилась эта доля за последние годы?

Андрей Бурин: За последние годы она принципиально не менялась. На проекты в госсекторе у нас всегда приходилось более половины выручки — от 60 до 75%. Иными словами, госучреждения — это ключевые для нас заказчики. Среди них федеральные министерства и ведомства, региональные органы власти.

Однако за последние годы произошло некоторое изменение в структуре выручки по проектам в госсекторе. Спрос сместился от заказной разработки в область интеграции имеющихся у заказчика приложений, в направлении комплексных сервисных проектов, активно стал расти интерес к облачным сервисам и услугам.

Как изменились потребности госзаказчиков? Участились ли запросы на решения с поддержкой СПО?

Андрей Бурин: Да, потребности заказчиков несколько изменились. Идет активное смещение спроса в сторону комплексных проектов — таких как технологический аудит существующих у заказчика баз данных, систем и приложений, их актуализацию, стандартизацию и интеграцию, а также обеспечение комплексного сервисного сопровождения. Государственные заказчики за прошедшие годы вложили значительные средства в автоматизацию своих процессов, причем, зачастую, такая автоматизация была лоскутной, теперь пришла пора заставить работать свои приложения, а также обеспечить процесс их внедрения и бесперебойной эксплуатации.

За последние годы был создан ряд государственных интегрированных информационных систем — таких как ГИС ЖКХ, ГИС ГМП, ГИС ТЭК, ГИС «Электронный бюджет», АИС «Налог 3» и другие. Они предъявляют гораздо более строгие требования к безопасности, технической поддержке, процессам интеграции и квалификации эксплуатирующего их персонала.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросах использования СПО. Спрос на такие решения серьезно вырос за последние два года. И наша компания существенно расширила свои компетенции по этому направлению за счет использования платформ с открытым программным кодом. Заказчики стараются систематизировать картину сложившегося ИТ-ландшафта, выработать единые требования к интеграционным процессам и вопросам информационной безопасности, что позволило бы им создать механизм переиспользования ранее полученных результатов и сформировать принципы и границы применимости проприетарных или свободно-распространяемых программных средств.

Какие отраслевые решения для госсектора предлагает ваша компания?

Андрей Бурин: В рамках практически любого проекта выполняется заказная разработка, которая впоследствии может применяться и в других, схожих по целям и задачам проектах. Так, например, было с программными компонентами «Электронного правительства», которые внедрялись как на федеральном, так и на региональном уровне. Практически мы создали тиражируемое решение для автоматизации госусуслуг.

Для нужд государственного и муниципального управления мы можем также предложить решения для автоматизации контрольно-надзорной и жилищно-инспекционной деятельности, управления договорами и управления закупками. Последнее разработано нами не так давно и стало ответом на принятие Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который серьезно усложнил закупочную деятельность за счет бюджетных средств. Теперь, чтобы эффективно и без выплаты штрафов делать закупки, нужна специализированная система, которую мы сделали и успешно внедряем.

Отдельного внимания заслуживает направление бизнес- и технологического консалтинга, которое мы активно развиваем в рамках наших интеграционных проектов. Нам также есть что предложить в области промышленного интернета вещей и облачных услуг.

С какими основными проблемами, на ваш взгляд, сталкиваются регионы при реализации ИТ-проектов? Какие направления информатизации актуальны для регионов сейчас?

Андрей Бурин: Можно выделить несколько направлений, где ожидается наибольший спрос в ближайшие годы:

  • Работы по унификации процессов и регламентов оказания государственных, региональных и муниципальных услуг в регионах. Вообще, одно из основных направлений сейчас — это централизация информационных ресурсов в рамках всей страны, разработка единых регламентов и нормативов в отношении ряда госуслуг, особенно на региональном и муниципальном уровнях. В связи с этим перед регионами стоит задача упорядочения и унификации данных своих региональных информационных систем для приведения их к единому формату, принятому на федеральном уровне.
  • Автоматизация в области имущественной и градостроительной деятельности, управления объектами недвижимости и городской инфраструктурой.
  • Все более широкое применение ИТ на транспорте. Уже сейчас существует автоматизированное управление логистикой перевозок и единый платежный документ для оплаты проезда.
  • Переход к цифровому здравоохранению, что включает целый комплекс мер — таких как комплексная автоматизация ЛПУ, введение электронных медицинских карт в регионах, подключение к ЕГИСЗ, телемедицина и др.
  • Развитие региональных систем в рамках проекта «Безопасный город».
  • Расширение автоматизации контрольно-надзорной деятельности, что позволит снизить административную нагрузку на граждан и организации, осуществляющих предпринимательскую деятельность. По данным Минкомсвязи РФ, на данный момент 65% учреждений региональных органов власти, обладающих полномочиями контроля и надзора, не используют информационные системы в своей профильной деятельности.

Проблемы же на региональном уровне, как и на федеральном уровне — все те же, но более локализованные. Например, проблемы с финансированием, когда не все главы субъектов понимают необходимость инвестирования в ИТ-отрасль. Хотя все чаще регионы начинают развиваться в этом направлении комплексно, а именно — от создания и внедрения ИТ-систем до строительства в регионе инновационных центров и технопарков. Другая проблема связана с кадровым обеспечением профильными специалистами — системы создаются сложные, а специалисты по их эксплуатации дорогие и зачастую просто отсутствуют в регионе.

Однако, хоть и не везде, но проблемы начинают решаться. Недостающее финансирование приходит благодаря государственно-частному партнерству, а недостаток специалистов отчасти компенсируется переходом к облачной модели предоставления сервисов и услуг.

Как вы считаете, необходим ли в России федеральный CIO? Если да, то какие задачи, нерешенные до сих пор, он мог бы взять на себя?

Андрей Бурин: Конечно, он необходим — так же, как необходимы соответствующие руководители по остальным направлениям нашей экономики и сфер жизни. Сейчас федеральным CIO фактически является Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Список задач, требующих решения, уже сформирован, и он постоянно актуализируется, программы и стратегии разработаны, управленческая вертикаль в области информационно-коммуникационных технологий выстроена как на федеральном, так и на региональных уровнях, поэтому остается малое — продолжить, а некоторые вещи только начать реализовывать. Глобальная цель — это формирование современной цифровой экономики.

193