2017/01/10 14:52:59

Информационные технологии в РЖД

Статья посвящена вопросам создания, развития и эксплуатации информационных систем "Российских железных дорог" (РЖД).

Содержание

2016

Цифровая железная дорога в ОАО РЖД (элементы ИТ-стратегии)

Грузовые перевозки РЖД

Пассажирские перевозки РЖД

Целевая архитектура ЦОД РЖД

Цифровая связь РЖД

В РЖД не доверили "Ай-Теко" и "Бостон консалтинг" писать ИТ-стратегию

В РЖД отказались от привлечения сторонних консультантов и решили самостоятельно разработать новую ИТ-стратегию, рассказал TAdviser ИТ-директор компании Евгений Чаркин.

Напомним, в конце 2015 года Евгений Чаркин занял пост CIO в холдинге РЖД, а в июле 2016 года компания попыталась найти подрядчика для разработки своей новой ИТ-стратегии до 2020 года. Холдинг готов был потратить на это 190 млн рублей, объявив открытый конкурс. Разработать стратегию планировалось в три этапа к концу 2016 года.

К будущему подрядчику РЖД предъявила жесткие требования, в первую очередь, по квалификации сотрудников. В частности, работой для железных дорог должны были заняться не менее 10 человек, каждый из которых имеет степень MBA. При этом люди должны были учиться в одном из пяти лучших в мире вузов по рейтингу Financial Times: Harvard Business School, Insead, London Business School, Stanford Graduate School of Business, University of Pennsylvania Wharton. Кроме того, каждый из этих сотрудников за последние три года должен был разрабатывать бизнес-стратегии минимум в 3 проектах.

Плюс к этому, шансы подрядчика повышались, если компания участвовала в проектах для международных железнодорожных компаний.

При таких требованиях на конкурс заявилась всего одна компания – ООО «Бостон Консалтинг Груп» (в документах конкурса отмечается, что от ее лица выступают несколько юрлиц: «Бостон Консалтинг Груп» и «Ай-Теко»).

Однако ее заявку в РЖД отклонили, как раз потому, что компания не подтвердила, что у нее есть десяток специалистов с требуемым опытом разработки бизнес-стратегий. В итоге конкурс признали несостоявшимся. Снова проводить его РЖД не стала, и в итоге в компании решили своими силами продумать ИТ-стратегию. Для этого команду высококлассных специалистов собрали в штате РЖД, рассказал ИТ-директор компании.

« Мы разрабатываем [стратегию] внутренней проектной командой, – пояснил TAdviser Евгений Чаркин. - Считаю, что сформировавшаяся внутренняя команда одна из самых высокопрофессиональных на рынке. »

При этом в сентябре 2016 года РЖД объявила конкурс на 17 млн рублей, чтобы найти подрядчика, который проконтролирует и обеспечит качество разрабатываемой ИТ-стратегии. То есть сторонние консультанты должны будут проводить совещания с высшим руководством РЖД, анализировать документы и давать рекомендации по их доработке, чтобы итоговая стратегия соответствовала стандартам и лучшим практикам в сфере ИТ.

Победителем конкурса стала компания Bain & Company Russia (сумма контракта – 15 млн рублей). Известно, что она же плотно сотрудничает с «Аэрофлотом» по разным проектам, в частности, разрабатывает для авиаперевозчика стратегию обработки и анализа Big Data. Bain & Company занимает первое место в мировом рейтинге консалтинговых компаний 2017 Vault Consulting 50.

Планы по импортозамещению ИТ-продуктов

23 мая 2016 года стало известно о планах РЖД увеличить долю российского программного обеспечения в своей ИТ-системе до 80% через четыре года. В случае с ИТ-оборудованием ожидается показатель в 60%. Это заявление сделал директор по информационным технологиям РЖД Евгений Чаркин в ходе форума «ИТ+Суверенитет», сообщает ТАСС.

« Если говорить о наших планах, то к 2020 году мы планируем, что 100% алгоритмов и методик будут российскими, 80% программного обеспечения будет российским. По аппаратному обеспечению, очень надеюсь, эта цифра будет 60%, но для этого нужно сделать очень серьезный рывок, — сказал Чаркин. »

По его словам, Россия сильно отстает от западных стран в части производства оборудования, однако РЖД все равно старается по возможности отдавать предпочтение отечественной сборке.

РЖД планирует увеличить долю российского ПО до 80% в своей ИТ-системе

К маю 2016 года в ИТ-системе РЖД используется 90% алгоритмов и методик, разработанных российскими компаниями. В отношении софта и оборудования доля отечественных решений составляет 30% и 10% соответственно. При этом 80% АСУТП переведено на отечественные платформы, отметил Евгений Чаркин.

Он добавил, что РЖД, будучи госкомпанией, заинтересована в поддержке государством финансирования разработчиков высокопроизводительных СУБД и элементной базы для аппаратного обеспечения.

« С точки зрения ПО существует жесткое требование — интеллектуальная собственность должна быть передана РЖД независимо от внешних подрядчиков, — отметил Чаркин. »

Он напомнил, что компания РЖД встала на путь импортозамещения в 2007 году, сделав это по трем основным причинам: независимость и производственная безопасность, социальный фактор и экономическая целесообразность (отечественные разработки ПО должны быть на порядок дешевле, чем западные).[1]

Новый ИТ-директор обновляет ИТ-стратегию

В марте 2016 года новый ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказал о планах и задачах, связанных с информатизацией предприятия. Основная задача до конца 2016 года – гармонизация существующей ИТ-стратегии РЖД.

Евгений Чаркин обновляет ИТ-стратегию РЖД

Чаркин перечислил основные тренды, которые будут заложены в обновленную ИТ-стратегию компании.

Это, во-первых, развитие максимально удобных и инновационных сервисов для пассажиров и грузоперевозчиков. В частности – реализация стабильного Wi-Fi в поездах дальнего следования, построение беспроводной связи в пригородных электричках, а также создание приложений для всех основных мобильных платформ.

Второе направление развития ИТ РЖД - разумное импортозамещение системного ПО на базе свободного программного обеспечения. При этом, как подчеркнул Чаркин, все прикладное ПО, работающее в КИС РЖД, уже сейчас отечественное.

Повышение эффективности автоматизации базовых технологий грузоперевозок, включая предиктивный ремонт и эксплуатацию подвижного состава, третий тренд обновляемой стратегии. Его реализация призвана дать экономический эффект и повысить безопасность пассажирских и грузоперевозок, что является одним из приоритетов деятельности РЖД.

Четвертое направление – дальнейшее развитие всех ИС, автоматизирующих поддерживающие бизнес-процессы (финансы, управление персоналом и другие).

В развитии инфраструктуры компании сделана ставка на централизацию и консолидацию ресурсов, уход от местных дата-центров к единым корпоративным, в связи с чем планируется шире использовать облачные решения (в том числе – отечественные) и виртуализацию.

В контексте эффективного управления ИТ-ресурсами РЖД важный момент - реализация концепции категорийного управления закупками, что в перспективе позволит оптимизировать расходы на покупку ИТ за счет использования эффекта масштаба.

В рамках создания обновленной стратегии, уточнил также ИТ-директор РЖД, будет разработана дорожная карта для каждой информационной системы, выявлено, какие системы являются целевыми, базовыми для каждого производственного процесса, какие из ИС будут оставлены, какие - замещаться.

В части ИТ-бюджета на текущий год предполагается правильная расстановка приоритетов по финансированию и реализации ИТ-проектов, подчеркнул Евгений Чаркин. Бюджет по инвестициям в ИТ на текущий год, отметил он, составляет около 8 млрд рублей, что, по его оценке, для такой огромной компании как РЖД не слишком много.

Рассмотрением и корректировкой инвестиционных программ занимается специально созданный Координационный совет, где встречаются представители функциональных подразделений и ИТ-служб. Данная работа, по словам Чаркина, должна завершиться в течение ближайшего месяца.

В рамках обновленной ИТ-стратегии не предполагается создания специализированной дочерней компании, которая аккумулировала бы все задачи по разработке, внедрению и сопровождению ИТ-инфраструктуры, ныне распределенные между Главным вычислительным центром РЖД, НИИАС и ОЦРВ, но будет создан центр управления ИТ-архитектурой.

2013

Обновление парка ПК и оргтехники

В апреле 2013 года в РЖД говорили TAdviser о планах потратить более 600 млн рублей на обновление компьютерного парка и оргтехники в своих территориальных подразделениях.

Наиболее крупным единовременным приобретением техники стала покупка свыше 10 тыс. моноблоков HP Compaq Pro 6300 для оснащения рабочих мест сотрудников в рамках программы по информатизации РЖД на 2013 год, которые обошлись примерно в 300 млн рублей, говорил собеседник TAdviser.

Вместе с этими моноблоками сотрудники РЖД получили порядка 1,7 тыс. принтеров Xerox и более 2 тыс. сканеров Fujitsu.

Компьютеры и оргтехнику в рамках этого проекта планировалось поставить в филиалы РЖД в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Ярославле, Воронеже, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Чите, Хабаровске и Южно-Сахалинске до конца ноября 2013 года.

Модернизация ЦОД

Порядка 2 млрд рублей в 2013 году РЖД направил на модернизацию Главного вычислительного центра и его структурных подразделений. Подробнее о проекте.

2012

Обновление парка ПК и оргтехники

В 2012 году затраты РЖД на компьютеры и оргтехнику превысили 1 млрд рублей. В филиалы компании для оснащения рабочих мест в рамках программы информатизации было поставлено свыше 28 тыс. ПК с мониторами, более 5 тыс. принтеров и около 1,5 тыс. сканеров.

ИТ-бюджет

По словам ИТ-директора РЖД Алексея Илларионова, расходы на ИТ в компании составляют "0,6-0,7%, максимум 1% от всех капитальных затрат холдинга". Всего же на ИТ в 2012 году РЖД планировал направить 18 млрд рублей.

При этом, Илларионов отмечал, что ежегодно ИТ-бюджет сокращается. Это происходит за счет общей оптимизации всей ИТ-инфраструктуры.

2010

ИТ-инфраструктура РЖД: 4000 систем и 12000 сотрудников

На 2010 год среди 4 тыс. информационных систем РЖД есть «беспрецедентные по размеру и не имеющие аналогов в мире», говорил ИТ-директор компании Алексей Илларионов. В качестве примеров таких ИС он приводил управление грузовыми и пассажирскими перевозками и технологический документооборот.[2]

« В РЖД эксплуатируется один из самых крупных в стране информационных комплексов, - заявлял он на конференции «Инфотранс». - 64 мэйнфрейма, более чем 300 корпоративных серверов, объем памяти хранилищ – более 2 ПБ, более 280 тыс. ПК. У нас 12 тыс. сотрудников занимаются информатизацией компании. Эксплуатируются более 4 тыс. информационных систем (ИС), все они имеют различный масштаб, но среди них есть беспрецедентные по размеру и не имеющие аналогов в мире »

Перечисление ИС Илларионов начал с комплекса управления грузовыми перевозками. «Ежесуточно он обеспечивает обработку свыше 6 млн операций с подвижным составом, - оценивал он. – В 2010 г. мы реализовали пилотный проект автоматизированной системы для оптимизации распределения приватных вагонов (т.е. грузовых вагонов, имеющих собственника, прим. CNews) и обеспечения ими заявленной потребности грузоотправителей». По словам Илларионова, вопрос повышения эффективности встал после перехода всех вагонов в частную собственность.

Далее Илларионов рассказал об управлении пассажирскими перевозками.

« Это достаточно крупный информационный комплекс, обеспечивающий продажи билетов, управление парком вагонов, - говорил он. – Активно развивается АСУ «Экспресс», в ней появилось много новых возможностей, в частности поддержка продаж билетов через интернет. За девять месяцев 2010 г. мы продали более 5,5 млн билетов, что вдвое превосходит показатель прошлого года. Система электронного технологического документооборота компании оттестирована с нагрузкой около 280 млн документов с ЭЦП. По масштабу проекта управления ИТ-услугами, насколько я знаю, мы являемся крупнейшими в мире »

Перечислив наиболее значимые для РЖД проекты, Алексей Илларионов предложил использовать наработки РЖД за пределами транспортной сферы. «Наш центр разработки и внедрения обеспечил полный контроль над ключевыми разработками и существенно снизил нашу зависимость, в т.ч. и финансовую, от внешних разработчиков, - говорил он. - У нас появилась возможность использовать этот потенциал для внешнего рынка».

« Возможно предложение нового формата взаимодействия с нашими партнерами, - развивал мысль ИТ-директор. – Мы зачастую воспринимаемся как потребитель решений. Я думаю, что достаточно перспективным для нас является переход к партнерству по совместному предоставлению ИТ-услуг. Достаточно большое количество разработанных в РЖД систем являются готовыми продуктами »

По мнению Илларионова, от РЖД многие участники транспортного рынка и госорганы могли бы быстро получить адекватные инструменты управления.

ИТ-паспорт


ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
....Без привлечения консультанта или нет данныхКонсалтинговые проекты, Комплексные проекты по информационной безопасностиИТ-аутсорсинг, ИБ - Антивирусы, ИБ - Антиспам, ИБ - Аутентификация, ИБ - Межсетевые экраны, ИБ - Предотвращения утечек информации2017
....ТрансТелеКом (ТТК)Услуги телефонии и связи2016
....ТрансТелеКом (ТТК)Услуги телефонии и связи2016
....Крок, ФОРС - Центр разработкиOracle database, Oracle Application Server (Oracle AS Portal)СУБД, Корпоративные порталы2016
....Hitachi Data Systems CorporationHitachi Compute Blade 2000Серверные платформы2016
....Digital Design (Диджитал Дизайн)Корпоративный портал - проекты модернизацииКорпоративные порталы2016
....Digital Design (Диджитал Дизайн), CommuniGate Systems (СталкерСофт)CommuniGate ProОфисные приложения2015
....ЮНИС Лабс Солюшинз (Unis Labs Solution)ЮНИС Лабс: Система проектного мониторингаСистемы управления проектами2015
....ОЦРВ, Нейронные системыIBM MaximoEAM2015
....Digital Design (Диджитал Дизайн)Citrix XenAppВиртуализация2014
....SAP СНГSAP HANA (High Performance Analytic Appliance)СУБД2014
....SAS Institute Inc. (САС Институт)SAS Visual AnalyticsBI, Ситуационные центры2014
....Элвис-НеоТекРЛС Orwell-RСистемы видеонаблюдения2014
....МТС (Мобильные ТелеСистемы)Услуги телефонии и связи2014
....1С:Первый БИТ (ранее 1С:Бухучет и Торговля)БИТ:Аппетит.РесторанУчетные системы2014
....Digital Design (Диджитал Дизайн)2014
....СмартинжинирингПроекты построения комплексной ИТ-инфраструктуры, Проектная интеграция (Управление проектами)ИТ-аутсорсинг, Серверные платформы, Системы управления проектами2013
....ЛАНИТПроекты VPNVPN - Виртуальные частные сети2013
....Без привлечения консультанта или нет данныхCisco TelePresenceВидеоконференцсвязь2013
....Текора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)Текора: Система электронного документооборота на платформе SAPСЭД2013
....Текора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)SAP: ИТ-решение по управлению железнодорожными грузоперевозкамиTMS - Управление транспортом2013
....Cisco Systems Russia (Сиско Системс)Cisco Unified CMBE 3000IP-телефония2012
....ИнтэлЛекс (Intellex)Банк показателей работы пассажирского хозяйстваOLAP, OSS/BSS2012
....Digital Design (Диджитал Дизайн)HP ITSM Assessment for Virtualized EnvironmentsITSM - Системы управления IT-службой, Виртуализация2012
....NVision Group (Энвижн Груп)Проекты ВКС (видеоконференцсвязь)Видеоконференцсвязь2012
....Digital Design (Диджитал Дизайн)HP Service Manager (HPSM)ITSM - Системы управления IT-службой2012
....Лаборатория КасперскогоKaspersky Total Space SecurityИБ - Антивирусы, ИБ - Антиспам, ИБ - Межсетевые экраны2012
....НорбитSAP BusinessObjectsBI2012
....ОЦРВSAP ERP HCMHRM2011
....НИИАС Институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспортеAnyLogicBPM, САПР2011
....ВидеоМост (VideoMost)ВидеоМост (VideoMost) ВКСSaaS - Программное обеспечение как услуга, Видеоконференцсвязь2011
....БОСС. Кадровые системыБОСС-КадровикHRM, SaaS - Программное обеспечение как услуга2011
....АиТ СофтАиТ:Управление персоналомHRM2011
....Виззара (Vizzara)ITV ИнтеллектСистемы видеонаблюдения2011
....Digital Design (Диджитал Дизайн)Microsoft System Center Configuration Manager (SCCM)ITSM - Системы управления IT-службой2011
....NAVATOracle Siebel CRMCRM2011
....ТехносервCisco UCS Unified Computing SystemВиртуализация, Центры обработки данных - технологии для ЦОД2011
....САПРАН (SAPRUN)SAP BPC - BusinessObjects Planning and ConsolidationBI, BPM, CPM, ERP, Системы управления проектами2010
....TrustVerse (ТрастВерс)IDM система КУБ (Комплексная система информационной безопасности)ИБ - Аутентификация, ИБ - Межсетевые экраны, ИБ - Предотвращения утечек информации2010
....Текора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)ТЕКОРА: Информационный Инкубатор Инновационных Идей» (система «4И»)2010
....Текора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)ТЕКОРА: ИнвестУчетные системы2010
....ИнфоТеКС (Infotecs)ViPNet CSPVPN - Виртуальные частные сети, ИБ - Средства шифрования2010
....Аплана Софтвер (Aplana)SAS Data Integration StudioBI2010
....Текора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)ТЕКОРА: КапстройBPM, Учетные системы2010
....ТехносервVMware ViewВиртуализация2010
....Энергоаудитконтроль Инженерный центрПроекты АСКУЭАСКУЭ2009
....Техносерв, ОЦРВSAP ERPERP2009
....Проектная практикаMicrosoft Enterprise Project Management (EPM)Системы управления проектами2008
....ИнтэлЛекс (Intellex)Этран - Электронная транспортная накладнаяУчетные системы2004
....SAS Institute Inc. (САС Институт)SAS Enterprise Risk ManagementBI---
....SAS Institute Inc. (САС Институт)SAS Enterprise Intelligence Platform (SAS EIP)BI---
....1С Акционерное общество, Корпорация Галактика---
....ЭЛАР (Электронный архив, НПО Опыт)ЭЛАР ПланСканСЭД - Системы потокового распознавания---
....SAP СНГSAP NetWeaver Business Warehouse (SAP BW/4HANA)BI, СУБД, СХД---
....Геотехнологии НПЦМТС Телематика M2MИнтернет вещей Internet of Things (IoT)---
....Транс-ИТЭкспресс-5CRM, SRM - Управление взаимоотношениями с поставщиками, TMS - Управление транспортом, Системы автоматизации торговли---
....Digital Design (Диджитал Дизайн)АВАКОР Автоматизация внутреннего аудита, контроля и оценки рисков---
....Без привлечения консультанта или нет данныхCall-центр - Проекты строительства и модернизации call-центров и контакт-центровCall-центры---

Примечания



TAdviser рекомендует

24 января, Вт.

Бета
Лидеры по внедрениям ИТ в корпоративном секторе

Добавить: