2018/05/15 17:35:39

Пассажирские авиаперевозки

.

Содержание

Мировой рынок

Мировой рынок авиаперевозок пассажиров пережил кризис 2008 года снижением роста с 8,8% в 2007 году до 1,5% в 2008 году и падением количества пассажиров на 4% в 2009 году. Происходило и снижение наполнения самолета пассажирами. Так в 2008 году процент занятости кресел снизился до 76,5% с 2007 года, когда процент был 77,1%. А уже в 2009 году процент упал до 74,2%.

В целом можно отметить, что мировой рынок авиаперевозок пассажиров практически выправился за два года и опять пошел в рост. Хотя по итогам 2017 года докризисных темпов роста (2007 г. – 8,8%) так пока и не достиг. Основной причиной можно назвать ухудшение общей геополитической ситуации в мире, связанной с войнами на Ближнем Востоке.

Что касается прогнозов развития мирового рынка на 2018 год, то по прогнозам UNWTO (Всемирная туристическая организация) общий пассажиропоток авиакомпаний по всему миру в 2018 году может увеличиться на 10%. Основной причиной такого резкого роста рынка за последние 10 лет они считают глобальный экономический подъем, который отразится на высоком спросе на международный и местный туризм. Аналитики компании Uniteller менее оптимистичны в своих прогнозах и считают, что мировой рынок авиаперевозок пассажиров вырастет не более, чем на 7-8% в 2018 году. Таким образом, можно ожидать, что мировой пассажиропоток к концу 2018 года составит 4,3-4,5 млрд. человек.

Рынок России

Анализ российского сегмента авиа-пассажиропотока показал, что он был более чувствителен к происходящим за это десятилетие событиям.

Российский рынок также, как и мировой просел в кризис 2008 года: темпы роста сократились с 18,4% в 2007 году до 10,7% в 2008 году. Однако уже в 2009 году падение пассажиропотока оказалось гораздо более существенным, чем в целом по миру: -9,4% в России против -4% по миру.

В 2010 году рынок вырос на 26,3%, в основном за счет восстановления экономики (ВВП набрал положительную динамику +4,5% после -7,8% в 2009 году), за счет отложенного спроса на туризм, а также за счет вступления в силу федеральной программы по субсидированию авиаперелетов с Дальнего Востока. Программа вступила в силу в 2009 году, но свою мощь набрала именно в 2010 году, когда программой воспользовалось 327 тысяч человек. Позже к программе были добавлены Калининград и другие российские города. В 2014 году в программу был включен Крым.

В дальнейшем в 2011-2013 гг. рынок пассажирских авиаперевозок замедлил свои темпы роста до 12,6-15,5% в год. Основная причина – снижение темпов роста экономики. ВВП с 7,8% в 2010 году до 1,3% в 2013 году. Существенные проблемы начались после введения санкций против России в 2014 году, а также после отмены всех рейсов на египетские курорты с 7 ноября 2015 года. Максимальное снижение количества пассажирских авиаперевозок было достигнуто в 2016 году, когда спад составил -3,8%. В эти годы происходили большие перемены: снижение реальных доходов населения, переориентация турпоездок с внешних на внутренние.

В 2017 году на рынке авиаперевозок был отмечен взрывной рост – 18,6%. Было перевезено рекордное количество пассажиров – 105,1 млн. человек. Эксперты считают причинами этого:

  • Отложенный спрос.
  • Укрепление рубля (на 11% в евро и на 13% в долларах), что положительно повлияло на международные перелеты.
  • Увеличение посещения российских курортов россиянами – Сочи и Крым, как в летний, так и в зимний период для катания на горных лыжах.
  • Увеличение доли полетов лоукостерами на 30%. Снижение цен на лоукостеры по России на 7%. Причина – отказ от перевозки багажа и от питания на борту.
  • Открытие турецкого направления.

Что касается прогнозов развития российского сегмента авиапассажироперевозок в 2018 году, то по оценкам АКРА он вырастет на 5,5% и составит 110,8 млн. человек. Главные причины:

  • Открытие Турции и ожидаемое открытие Египта дополнительно увеличит пассажиропоток на 1,9% в том числе и за счет чартерных перевозок.
  • Чемпионат мира по футболу даст прирост пассажиропотока примерно на 1,3%.
  • Открытие аэропорта в Симферополе на 6,5 млн. пассажиров в год даст прирост турпотока в Крым на 20%.
  • Открытие 3 мая 2018 года нового терминала «В» в аэропорту Шереметьево для внутренних авиалиний с пропускной способностью 20 млн. пассажиров в год.
  • Поможет росту и развитие низкобюджетного сектора перевозок.
  • Снижению международных перевозок в пользу внутренних будет способствовать ослабление рубля. Так, с декабря 2017 года рубль ослаб относительно евро на 7,7%. Ослабление рубля будет также положительно влиять на въездной туризм. В последнее время турпоток особенно растет из Китая. Причем иностранные туристы для экономии могут пересесть на российские авиалинии, отказавшись от иностранных. Существенного повышения цен на билеты не будет по причине высокой конкуренции среди авиаперевозчиков.
  • Рост ВВП до 1,7%.
  • Увеличение реальных доходов населения.
  • Сохранение текущего уровня безработицы.

Если посмотреть на перспективы развития рынка до 2020 года, то эксперты АКРА не видят объективных причин для дальнейшего быстрого роста отрасли. Отмечается, что рост составит 2,4% в год. Основные факторы, которые приводят эксперты: рост зарплат и реальных доходов населения ожидается в пределах 1-3%, сохранение текущего уровня безработицы, позитивный общеэкономический фон, а также снижение процентных ставок на потребительские кредиты.

Аналитики компании Uniteller более оптимистичны в своих прогнозах по российскому рынку и считают, что в 2018-2020 гг ежегодный рост может составить 2,7-3%. Причины – повышение Всемирным банком прогноза по росту экономики России на 2018 год с 1,4% до 1,7%, а до 2020 года – до 1,8%. Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП к 2020 году до 2,3%. ИНП РАН ожидает рост реальных доходов жителей России на 6% в 2018 году, на 3% в 2019 и на 3,7% в 2020 году. Все это должно способствовать увеличению спроса населения на авиапоездки.

См. также