2018/07/09 14:25:21

Ринат Хабибуллин, ICL Services: Технологичность — один из серьезных плюсов Microsoft Dynamics AX
Интервью TAdviser

Ринат Хабибуллин, руководитель направления корпоративных приложений и разработки ПО компании ICL Services, в интервью TAdviser поведал о распространенности системы Microsoft Dynamics AX в России и её плюсах, назвал основных отечественных конкурентов Axapta, а также рассказал о специфике работы по направлению Microsoft Dynamics AX в ICL Services.

Ринат
Хабибуллин
Практике внедрения и сопровождения ERP-систем в нашей компании больше 25 лет

TAdviser: Как широко распространена Microsoft Dynamics AX среди российских предприятий, компаний?

Ринат Хабибуллин:ERP-система Microsoft Dynamics AX на российском рынке присутствует порядка 20 лет, реализовано порядка 500 проектов по ее внедрению.

Каков типовой портрет предприятия — владельца этой системы?

Ринат Хабибуллин:Типичный заказчик — представитель крупного бизнеса с количеством рабочих мест от 500. Для российского рынка также характерным признаком заказчика системы Axapta является то, что компания или предприятие является структурным подразделением международной компании, в которой ERP-система от Microsoft является корпоративным стандартом. Другой тип российского заказчика — те, кого не удовлетворяет функциональность отечественных решений, когда бизнес-процессы устроены достаточно сложно. Как правило, это производственные предприятия, представители ритейла, логистические компании.

Отраслевой признак популярности системы Axapta присутствует?

Ринат Хабибуллин:Решение внедряется во всех отраслях. Если же говорить о нашей специфике, то в плане внедрения Microsoft Dynamics AX мы специализируемся на производственном секторе экономики, в основном — машиностроительной отрасли, а также в сфере логистики и ритейла. Что касается сопровождения системы, мы работаем во всех отраслях.

Какая версия системы на сегодня является самой продвинутой? Самая распространенная среди российских пользователей?

Ринат Хабибуллин:Самая последняя версия — Dynamics 365 for Finance and Operations, в России ее внедрений пока нет. Самые распространенные среди наших клиентов: AX 2009, AX 2012, AX 4.0. На версии 3.0 клиентов осталось немного, но мы поддерживаем все версии системы.

С чем связано отсутствие проектов внедрения Dynamics 365?

Ринат Хабибуллин:Это связано с отсутствием российской локализации. Microsoft откладывает самые сложные с точки зрения локализации версии, а российская локализация системы — одна из самых проблематичных, что связано с особенностями нашего законодательства.

Насколько серьезную конкуренцию системе в этом сегменте составляют российские разработки? Повлияло ли импортозамещение?

Ринат Хабибуллин:Среди российских разработок, в первую очередь, отметим ERP-систему от компании «1C», которая развивается быстрыми темпами, и, естественно, мы замечаем влияние импортозамещения на рынок в целом. Конкурировать с «» на этом сегменте достаточно тяжело, новых внедрений Axapta становится все меньше, поэтому на направлении Microsoft Dynamics AX мы делаем фокус на сопровождении уже внедренных систем, причем не только в России, но и за рубежом. Также у нас есть команда по поддержке решений на 1С.

Можно ли сделать вывод, что компания работает с Axapta несколько по инерции?

Ринат Хабибуллин:Нет, это не так. Просто изменился фокус на данном направлении бизнеса в связи с изменением ситуации на российском рынке. А на зарубежных рынках Axapta по-прежнему востребована, продолжаются внедрения.

Означает ли это, что акцент по ERP-направлению бизнеса компании смещается на зарубежные рынки?

Ринат Хабибуллин:Нет. Российский рынок систем остается для нас приоритетным, ведь практике внедрения и сопровождения ERP-систем в нашей компании больше 25 лет. Microsoft Dynamics AX на сегодня — лишь одна из ERP-систем, которыми мы занимаемся.

Насколько сложна Microsoft Dynamics AX в сопровождении, развитии? Дружелюбна ли она по отношению к тем, кто ее поддерживает, заботится о ее работоспособности и эффективности?

Ринат Хабибуллин:Технологичность — один из серьезных плюсов платформы. Вести разработку на ее основе достаточно легко. Среда разработки и большие возможности системы нравятся специалистам, в том числе начинающим. Мы не раз удостоверялись в этом на своем опыте. Здесь хотелось бы отметить, что, помимо поддержки и развития, мы оказываем услуги по обучению разработке в AX. И имели возможность убедиться, что за короткий промежуток времени разработчики заказчика уже могут реализовывать 70% необходимых модификаций. Система очень дружелюбна и к администраторам, и к разработчикам.

Каковы самые важные факторы, делающие оправданным выбор в пользу аутсорсинга Microsoft Dynamics AX?

Ринат Хабибуллин:Первый фактор — отсутствие собственных специалистов во внутренней ИТ-службе заказчика. Второй важный момент — небольшой объем задач, недостаточный для загрузки собственных специалистов. И третье — невозможность справиться своими силами с выполнением работы в срок. Четвертый фактор коррелируется со вторым — экономическая эффективность аутсорсинга. И пятый фактор в пользу аутсорсинга — большой опыт, знание практик специализированной компанией. В большинстве случаев собственная команда не способна дойти до необходимых решений просто в силу отсутствия этого опыта. Мы можем предлагать заказчику опыт, опробованный в других проектах.

Каких правил следует придерживаться предприятию, чтобы избежать ошибок на стадии выбора партнера?

Ринат Хабибуллин:В первую очередь, надо смотреть на отзывы клиентов предполагаемого партнера, сколько лет работает компания на этом рынке, насколько она стабильна. Важный показатель — количество консультантов в компании, а не только разработчиков. Причем тех, кто участвовал в проектах по внедрению, а не только в сопровождении — именно на этапе внедрения набирается основной опыт. Наличие у интегратора опыта реализации проектов в той отрасли, где работает заказчик, тоже важный фактор.

Насколько болезненна смена партнера по аутсорсингу в случае ошибочного выбора?

Ринат Хабибуллин:Смена партнера может оказаться болезненной, если бывший партнер не документировал доработки системы. Также могут быть серьезные сложности — если исполнитель шел на поводу у заказчика, делал всё, что тот захочет в плане доработок системы, не фильтруя запросы с точки зрения анализа их реальной необходимости, возможности их архитектурной реализации. Подобными неконтролируемыми доработками можно развалить любую систему. Новому провайдеру придется переделывать, возвращая правильный режим работы, тогда как пользователи уже привыкли к неверной реализации.

Первый фактор связан с отсутствием исполнительской дисциплины у исполнителя?

Ринат Хабибуллин:Не только и не столько — заказчик сам зачастую не хочет платить деньги за выполнение дополнительной работы по документированию изменений. Поэтому, с точки зрения минимизации рисков, важно включать эту опцию в договор.

Возможна ли комбинация двух вариантов сопровождения — аутсорсинг и поддержка своими силами? В каком виде?

Ринат Хабибуллин:Да, это возможно, и в нашем портфеле проектов есть такие кейсы, когда первую линию поддержки осуществляют специалисты заказчика, а мы подключаемся уже на второй и третьей линиях. Что касается выполнения модификаций системы, то, соответственно, заказчик может брать на себя несложные доработки и передавать на аутсорсинг сложные вещи, для выполнения которых у специалистов не хватает квалификации. Здесь самое главное — регламентировать работу с точки зрения взаимодействия линий поддержки и правил совместной разработки.

Есть ли у системы какие-то узкие, опасные места, куда специалист заказчика должен соваться только очень хорошо подумав, где даже малейшая ошибка может стать критичной для работы всей системы?

Ринат Хабибуллин:Практически в каждом бизнес-процессе и модуле системы можно сделать такую ошибку, которая загубит работу данного модуля. Но один из самых непростых в системе — механизм сводного планирования, пронизывающий всю систему, начиная с плана продаж и заканчивая производственным планом и планом закупок. Ошибку здесь допустить достаточно просто, и скажется она на работе всей системы.

Сколько специалистов работает в компании ICL Services на направлении внедрения, поддержки Microsoft Dynamics AX?

Ринат Хабибуллин:Более 40 специалистов, 80% имеют сертификаты Microsoft в логистике, производстве, финансах, разработке и администрировании.

Сколько всего проектов по Microsoft Dynamics AX в портфеле компании — внедрения, сопровождения?

Ринат Хабибуллин:В нашем портфеле — более 20 проектов по внедрению и сопровождению Dynamics AX, а также более 50 проектов по ERP.

Какой проект из стартовавших в этом году Вы хотели бы выделить особо?

Ринат Хабибуллин:Из недавно стартовавших в нашем портфеле имеется крупный проект по внедрению Microsoft Dynamics AX 2012 на одном машиностроительном предприятии. Там будут внедряться практически все основные модули системы — обслуживание нормативно-справочной информации, планирование производственной деятельности, управление производством, закупками, продажами, складом, калькуляция себестоимости, ТОиР, управление качеством, интеграция с системами заказчика.

Планы по направлению по Microsoft Dynamics AX на этот год и ближайшую перспективу?

Ринат Хабибуллин:Мы активно работаем над существующими проектами и планируем новые, по сопровождению Dynamics AX как на российском, так и на зарубежных рынках.