2018/01/15 16:10:49

Автомобильный рынок в России

.

Содержание

Новости, объем и структура продаж

2017

Рост продаж на 12%

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в 2017 году выросли на 11,9% — до 1,596 млн машин, сообщила в январе 2018 года Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Таким образом, авторынок показал рост впервые за последние четыре года. Продажи в декабре 2017 года увеличились на 14% — до 166 тыс. штук.

Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер заметил, что в декабре рынок находился «в гармонии с предыдущими месяцами», подчеркнув также «слабый старт в январе и феврале» 2017 года (восстановление спроса началось в марте). По мнению эксперта, рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, однако в 2017 году прервалась полоса падения продаж, которая наблюдалась последние четыре года.

По данным АЕБ, лидеры продаж — Lada и корейские Kia и Hyundai — сохранили свои позиции. Так, продажи Kia выросли на 22% до 181,9 тыс. машин, Volkswagen — на 21% до 89,5 тыс. штук, Ford — на 18% до 50,4 тыс. штук. Продажи лидера рынка Lada увеличились на 17% до 311,6 тыс. автомобилей. Из наиболее популярных марок спад в 2017 году показал только УАЗ: реализация машин бренда снизилась на 15% до 41,6 тыс. штук. На третьем месте по продажам за год после Lada и Kia находится Hyundai, объем реализации которой вырос на 9% до 157,9 тыс. автомобилей.

Самой продаваемой моделью в 2017 году стала Kia Rio (96,7 тыс. машин), за ней следуют Lada Granta (93,7 тыс.) и Lada Vesta (77,3 тыс.). На четвертом и пятом местах модели Hyundai — Solaris (68,6 тыс.) и Creta (55,3 тыс.).[1]

Самые продаваемые марки автомобилей в России в 2017 году:

Марка Продажи (в штуках)
Lada 311 588
Kia 181 947
Hyundai 157 858
Renault 136 682
Toyota 94 238
Volkswagen 89 469
Nissan 76 000
ГАЗ 58 617
Skoda 62 302
Ford 50 360

Проект Стратегии развития экспорта автопрома

Минпромторг России представил в июне 2017 года проект стратегии развития экспорта автомобильной промышленности и производства автокомпонентов в Российской Федерации на период до 2025 года. Документ определяет приоритетные направления развития экспорта, меры поддержки отрасли, целевые показатели и ресурсное обеспечение.

Развитие экспорта позволит продолжить долгосрочную программу развития автомобильной промышленности и дать дополнительный стимул для локализации в России ключевых технологий, которые используются во многих отраслях промышленности.

В рамках проекта было проведено широкое обсуждение потенциала экспорта автопрома, барьеров и необходимых мер поддержки с участниками отрасли. По результатам было выделено четыре основных направления Стратегии, по каждому из которых подготовлена конкретная программа мероприятий:

  • Создание общей институциональной среды для работы экспорто-ориентированных предприятий автомобильной отрасли, включая крупных автопроизводителей, а также средние и малые компании, работающие на рынке компонентов и субкомпонентов;
  • Поддержка экспорта национальных производителей, включая развитие сбытовых/сервисных сетей, развитие и адаптацию продуктов, эффективные схемы финансирования;
  • Стимулирование международных автопроизводителей к размещению в России сборочных производств экспортно-ориентированных моделей для глобального рынка;
  • Стимулирование международных автопроизводителей к размещению в России заказов на компоненты для зарубежных сборочных производств.

Программа мероприятий включает как организационные меры, включая формирование Зон Свободной Торговли с приоритетными рынками и точечную доработку законодательной среды, так и меры налогового стимулирования и финансовой поддержки.

В базовом сценарии реализации стратегии и предлагаемых мер поддержки ожидается увеличение объемов экспорта продукции автопрома в размере 4,9 млрд долларов США.

2016

Объём экспорта 2,4 млрд долларов

В 2016 году совокупный объем экспорта продукции автомобильной промышленности составил 2,4 млрд долл. США без учета шин (3,4 млрд долл. США с учетом шин). Всего в 2016 году экспортировано 82 тыс. автомобилей, в том числе 67 тыс. легковых, 6 тыс. легких коммерческих, 8 тыс. грузовых и около 2 тыс. автобусов.

Продажи автомобилей в РФ упали до минимума с 2010 года

Продажи новых автомобилей в России в январе 2016 года сократились на 29 процентов, до 82 тысяч машин. Это, пишет газета «Коммерсант», всего лишь на 8 тысяч автомобилей меньше, чем было продано в январе 2010 года, когда на российском авторынке были зафиксированы минимальные за последние семь лет продажи[2].

Официальные данные о продажах автомобилей в январе Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), ведущая статистику по всем маркам, обнародует лишь в середине февраля. Однако, пишет «Коммерсант», рассчитать общие результаты для рынка можно уже сейчас, исходя из опубликованной статистики отдельных марок.

Падение продаж до худшего за последние семь лет уровня, отмечает издание, произошло несмотря на действующие госпрограммы утилизации, льготного автокредитования и лизинга. На эти программы только в 2015 году из бюджета был потрачен 31 миллиард рублей. В 2010 году, напоминает «Коммерсант», госпрограмм по поддержке авторынка не было.

2015: Снижение продаж на 35% до 1,6 млн машин

В 2015 г. российский рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизился на 35,7%, или на 890,187 тыс. машин, по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.

В 2015 г. было продано всего 1 млн 601,216 тыс. автомобилей.

Консолидированный прогноз членов АЕБ на 2016 г. - 1,53 млн автомобилей при условии, что не будет существенных изменений в государственной поддержке автомобильного сектора.

"В таком случае представляется возможным остановить дальнейшее падение рынка на уровне ниже 5% в годовом исчислении. Это было бы некоторым прогрессом в сравнение с драматическим снижением в недавнем прошлом. Однако надо помнить, что неизвестно, когда в конце концов рынок стабилизируется и вернется к столь необходимому росту", - отметил Шрайбер.

Тройку лидеров российского рынка возглавляет "АвтоВАЗ", далее – VW, KIA.

Девять моделей из десятки лидеров продаж в 2015 г. новых легковых автомобилей - местного производства.

В топ-10 самых популярных марок в 2015 г. входят Lada, KIA, Hyundai, Renault, Toyota, Nissan, VW, УАЗ, ГАЗ, Škoda.

В топ-10 самых популярных моделей входят Lada Granta, Hyundai Solaris, KIA Rio, VW Polo, Renault Duster, Renault Logan, Lada Largus, Lada Kalina, Lada 4x4, Chevrolet Niva.

На фоне снижения продаж и нестабильности курса рубля в 2015 году автоконцерн General Motors объявил об уходе с российского рынка бренда Opel и большей части моделей бренда Chevrolet.

Калининградский автозавод «Автотор» после ухода Opel и Chevrolet решил законсервировать около половины своих мощностей, а завод GM в Санкт-Петербурге прекратил работу. «АвтоВАЗ» был вынужден перейти на сокращенную рабочую неделю[3], а ряд других автозаводов в РФ останавливали конвейеры на длинные «зимние каникулы» в декабре 2015 — январе 2016 годов.

2012: Рост продаж на 10% до 2,76 млн штук

Продажи новых автомобилей в России по итогам 2012 года увеличились в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом на 21% - до 71 миллиарда долларов, сообщил на пресс-конференции руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers (PWC) Стенли Рут.

Так, объем продаж новых российских автомобилей за 2012 год сократился на 3%, до 6,7 миллиарда долларов, иномарок российского производства - вырос на 32%, до 31,2 миллиарда долларов, импорт новых автомобилей увеличился на 17%, до 33,1 миллиарда долларов.

Продажи легковых автомобилей в России в 2012 году в количественном выражении выросли на 10% - до 2,76 миллиона единиц, сообщает PWC.

Продажи автомобилей отечественных брендов показали снижение на 6,5% - до 580 тысяч единиц, иномарок российского производства - рост на 17% до 1,215 миллиона единиц, импорт новых автомобилей вырос на 15% - до 965 тысяч штук.

Агентство отмечает, что после нескольких лет сильной волатильности продаж на авторынке стали заметны признаки стабильности на пути к устойчивому умеренному росту.

Так, иномарки отечественного производства показали лучший рост продаж в 2012 году и увеличили долю на авторынке до 44%, отмечает PWC[4].

Наиболее популярной маркой машин в России остается Lada, а самой продаваемой легковушкой — Lada Priora, чей годовой тираж превысил 125,9 тысячи машин. Второй по популярности маркой стала Chevrolet, а лидером продаж среди иностранных моделей — Hyundai Solaris.

Обеспеченность населения автотранспортом

В мае 2012 года Россия заняла 46-е место в рейтинге ста наиболее обеспеченных автотранспортом стран мира, расположившись между Мексикой и Сербией. По данным агентства "Автостат", подготовившего рейтинг, в России на каждую тысячу жителей приходится 271 транспортное средство, включая и коммерческие машины. В Мексике этот показатель составляет 276 машин на тысячу жителей, а в Сербии - 252 транспортных средства[5].

Возглавило рейтинг королевство Монако, из тысячи человек 908 владеют тем или иным видом автотранспорта. На втором месте оказались США с 802 машинами на тысячу человек, а третью строчку заняла Исландия - 746 автомобилей. В десятку лидеров также вошли Люксембург (739 авто на тысячу жителей), Новая Зеландия (718 машин), Австралия (688), Мальта (679), Кипр (675), Италия (672) и Канада (602).

Любопытно, что Китай, располагающий самым большим автомобильным парком в мире, занял только 86-ю строчку рейтинга - в этой стране на тысячу жителей приходится только 47 автотранспортных средств.

В середине мая 2012 года ВЦИОМ провел опрос, согласно которому каждый пятый россиянин планирует приобрести автомобиль, причем в большинстве случаев - иномарку. 46 процентов из опрошенных планируют приобрести машину в кредит.

Иномарки российского производства

Производство в Петербурге

  • C января по октябрь 2012 года петербургские автозаводы Toyota, General Motors, Nissan и Hyundai выпустили 317 тысяч автомобилей, что на 61 процент выше показателя аналогичного периода 2011 года. Об этом сообщает "Auto-Dealer-СПб". К концу года объем произведенных в северной столице машин достигнет 390 тысяч.

По итогам десяти месяцев 2012 года, доля петербургского автопрома составила 19,8 процентов от общероссийского производства машин. При этом рост производства в Санкт-Петербурге существенно выше, чем в среднем по стране.

Так, в октябре в Питере производство выросло на 18 процентов по сравнению с 2011 годом - до 35 тысяч машин. В среднем по стране этот показатель составил всего 11 процентов. Общее производство машин в России с января по октябрь выросло на 14 процентов.

На ноябрь 2012 года на заводах Санкт-Петербурга выпускается 10 моделей машин. Среди них:

  • Hyundai Solaris,
  • Kia Rio,
  • Chevrolet Cruze,
  • Opel Astra и
  • Toyota Camry, которые входят в топ-25 самых продаваемых легковушек в России. Кроме того, в Санкт-Петербурге собирают:
  • Nissan Teana,
  • Nissan X-Trail,
  • Nissan Murano,
  • Infiniti FX и
  • Infiniti M.

В Ленинградской области (Всеволожск) также собирают автомобили Ford Focus и Mondeo.

В общей сложности, по данным Ассоциации европейского бизнеса, за десять месяцев 2012 года в России было продано свыше 2,44 миллиона машин. К концу года продажи могут составить 2,85 миллиона автомобилей.

  • По итогам первого квартала 2012 года объем производства автомобилей на петербургских автомобильных заводах увеличился в 2,3 раза и составил в общей сложности 91 161 автомобиля. В первом квартале 2010 года суммарный объем производства автомобилей в Санкт-Петербурге составил всего 39 100 автомобилей.

На апрель 2012 года на автомобильных заводах Петербурга выпускаются следующие модели:

  • Nissan Tiana,
  • Nissan Murano,
  • Nissan X-Trail,
  • Toyota Camry,
  • Hyundai Solaris,
  • Kia Rio,
  • Chevrolet Cruze,
  • Chevrolet Captiva и
  • Opel Antara.

Реализация всех проектов автокластера привлекла в экономику города общий объем инвестиций в размере 81,8 млрд рублей. При этом вышеупомянутые зарубежные автопроизводители планируют расширить линейку выпускаемых в регионе моделей, а некоторые компании, в не имеющие здесь производства, рассматривают возможность открыть его.

Доля иномарок российского производства

  • Доля иномарок в автопарке России на начало 2012 года составила 46,3 процента. В течение 2011 года этот показатель увеличился на 3,3 процента по сравнению с 2010 годом. Наибольшая доля иномарок зафиксирована в Приморском крае - 87 процентов. В Москве аналогичный показатель составил 68,4 процента. Средний возраст иномарок по России составил 8,4 года[6].

  • В первом квартале 2012 года доля иномарок российского производства в общем объеме выпуска легковых автомобилей в России достигла 68,9 процента, сообщает "Автостат" со ссылкой на исследование "АСМ-Холдинга". В общей сложности за первые три месяца в России были выпущены 449,6 тысячи машин, из которых 309,7 тысячи - иномарки. По сравнению с первым кварталом 2011 года производство иномарок в России выросло на 42,7 процента.

Крупнейшим производителем иномарок в России стало калининградское предприятие "Автотор", с конвейеров которого сошли 56065 автомобилей марок Kia, BMW, Chevrolet и Opel. Петербургский завод Hyundai занял второе место, выпустив в январе-марте 2012 года 54510 машин Solaris и Rio.

Увеличение доли иномарок в общем объеме производства машин в России связано с расширением модельного ряда и увеличением производственных мощностей иностранных производителей, а также с уменьшением производства российским автопромом. Как отмечает "Автостат", в 2007 году доля иномарок российского производства в общем объеме выпуска машин в России составляла 35,4 процента, а еще тремя годами ранее - всего 11,6 процента. Впервые доля иномарок превысила порог в 50 процентов и достигла 52 процентов в 2010 году.

Аналитические отчеты в свободном доступе

Итоги первого полугодия 2011 года на российском автомобильном рынке, PwC

Смотрите также

Примечания