2017/04/20 19:48:46

Автопилот (беспилотный автомобиль)

Автопилот — устройство или программно-аппаратный комплекс, ведущий транспортное средство по определённой, заданной ему траектории. Наиболее часто автопилоты применяются для управления летательными аппаратами (в связи с тем, что полёт чаще всего происходит в пространстве, не содержащем большого количества препятствий), а также для управления транспортными средствами, движущимися по рельсовым путям. Современный автопилот позволяет автоматизировать все этапы полёта или движения другого транспортного средства. Беспилотный автомобиль — транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия человека[1] .

Содержание

Общие принципы работы беспилотного автомобиля

Общие принципы работы у всех беспилотных автомобилей примерно одинаковы. Предлагаем ознакомиться с ними на примере автомобиля Toyota Prius в версии Google.

Принцип работы беспилотного автомобиля Toyota Prius в версии Google. Secret-seo.ru

Стоит отметить, что в последнее время разработчики приходят к идее использовать совместно с указанным оборудованием высокоточные карты. Автономное передвижение только лишь с помощью датчиков требует постоянного сканирование окрестности и, как результат, огромных вычислительных мощностей. Высокоточные карты позволяют автомобилю передвигаться даже по дорогам, не имеющим специальную разметку, а датчики предполагается использовать только для своевременной реакции автомобиля на изменения ситуаций на дорогах (переход дороги пешеходами, обгоны и др.).

Технология V2X

В автомобили встроено множество сенсоров, таких как камеры и радары. Телематические решения для транспорта предусматривают использование Wi-Fi и технологии сотовой связи в качестве еще одного сенсора. V2X - это использование радиотехнологий в автомобилях для обеспечения активной безопасности. Машина сможет взаимодействовать со всем, что находится вокруг нее[2].

В автомобили, как и в мобильных телефонах, проникают технологии Wi-Fi и сотовой связи. Обычно они используются для подключения мультимедийных систем, но сейчас всё чаще с помощью Wi-Fi и мобильной связи создаются точки доступа, чтобы пассажиры могли легко использовать мобильный интернет в пути.

Но еще один случай использования Wi-Fi и мобильной связи заключается в предотвращении аварийных ситуаций.

К недостаткам камер и радаров можно отнести то, что они могут отслеживать ситуацию только в непосредственной близости от машины. Если автомобиль через 100 метров окажется на оживленном перекрестке, то камеры и радарные сенсоры должны видеть других участников дорожного движения прежде, чем устройства предсказать возможность аварии. Подключенные к Wi-Fi или сотовой связи автомобили, выезжающие, например, из-за угла, могут получить достаточный объем информации о местоположении друг друга и заранее изменить маршрут, чтобы избежать столкновения.

Благодаря технологии V2X, подключенные автомобили в скором времени смогут сообщить водителю, что расположено впереди вне его поля зрения. В наши дни технология самоуправляемых автомобилей развивается настолько быстро, что трудно предсказать технические характеристики машин, которые будут сходить с конвейера к концу следующего десятилетия.

Еще одним преимуществом V2X перед другими сенсорами является ее диапазон. Сотовые и Wi-Fi-передатчики имеют гораздо больший диапазон, что позволяет им отправлять и получать данные намного раньше времени. Диапазон других датчиков примерно составляет от 15 метров (~50 футов) до 75 метров (~250 футов).

Известно, что беспроводная связь станет играть гораздо более важную роль, чем сейчас. В первую очередь, пассажиры в салоне получат новые сервисы, базирующиеся на доступе в Интернет и определении местоположения, независимо от типа автомобиля: традиционного или которые перемещаются самостоятельно. Однако последний тип машин будет гораздо лучше осведомлен об окружающей обстановке, чем самые высокотехнологичные Tesla или элитные Mercedes Benz, что представлены на рынке сейчас.

Многие автомобили используют радар для предупреждения столкновений, а самоуправляемые автомобили для осуществления навигации по заданным маршрутам полагаются на камеры, радары и лидары (высокоточные датчики на основе отражения света от различных поверхностей). Технология позволит водителям и самоуправляемым автомобилям не только избежать столкновений, но также отправлять и получать все типы данных, чтобы помочь уравновесить городской трафик и сэкономить топливо. Беспроводная «автомобиль-подключенный-ко-всему» технология, также известная по сокращению V2X, получит наибольшее распространение.

Преимущества и недостатки

Преимущества

  • перевозка грузов в опасных зонах, во время природных и техногенных катастроф или военных действий.
  • снижение стоимости транспортировки грузов и людей за счёт экономии на заработной плате водителей.
  • более экономичное потребление топлива и использование дорог за счёт централизованного управления транспортным потоком.
  • экономия времени, ныне затрачиваемого на управление ТС, позволяет заняться более важными делами или отдохнуть.
  • у людей с ослабленным зрением появляется возможность самостоятельно перемещаться на автомобиле.
  • минимизация ДТП, человеческих жертв.
  • повышение пропускной способности дорог за счёт сужения ширины дорожных полос.

Недостатки

  • Ответственность за нанесение ущерба.[3]
  • Утрата возможности самостоятельного вождения автомобиля.[4]
  • Надёжность программного обеспечения.[5]
  • Отсутствие опыта вождения у водителей в критической ситуации.[6]
  • Потеря рабочих мест людьми, чья работа связана с вождением транспортных средств.[7][8]
  • Потеря приватности.[9]
  • Минирование беспилотных автомобилей.[10]
  • Этический вопрос о наиболее приемлемом числе жертв, аналогичный проблеме вагонетки, стоящий перед компьютером автомобиля при неизбежном столкновении.[11][12]

Некоторые системы полагаются на инфраструктурные системы (например, встроенные в дорогу или около неё), но более продвинутые технологии позволяют симулировать присутствие человека на уровне принятия решений о рулении и скорости, благодаря набору камер, сенсоров, радаров и систем спутниковой навигации.

Рынок России

В 2016 году был на 20 лет согласован план развития в нашей стране рынка аппаратно-программных решений для беспилотных автомобилей. Для этого была создана специальная дорожная карта «Автонет». Согласно плану, в настоящий момент наше стране необходимо сосредоточиться на развитии 3-х основных направлений:

  • Создание автономного специализированного интеллектуального автомобиля
  • Создание системы, позволяющей контролировать транспортные потоки
  • Разработка специализированных сенсоров и ПО

По озвученным прогнозам, ожидается, что к 2020 году рынок каждого из этих направлений достигнет отметок в $ 600 млрд, $ 300 млрд и $ 200 млрд. соответственно.

Согласно концепции «Автонет» к 2018 году в России планируется создать специально оборудованный полигон, позволяющий тестировать и сертифицировать создаваемые решение, а также наладить серийное производство систем помощи водителю. К 2020 году будет создана аппаратно-программная платформа для разрабатываемых решений, а еще через 10 лет будет создано ПО, позволяющее управлять транспортными средствами дистанционно. К 2035 году для создаваемых решений появятся высокоскоростные автотранспортные коридоры и системы, обеспечивающие использование генерируемой транспортной информации.

Искусственный интеллект

Подробнее: Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)

Беспилотник на российских дорогах за и против

Руководитель автомобильной лаборатории «Яндекса» — о беспилотных машинах и их перспективах[13]:

От стадии «сейчас», когда все автомобили преимущественно ручные, до стадии, когда все автомобили будут преимущественно беспилотными, можно обозначить несколько этапов. Потому что мне, честно говоря, с трудом верится, что сейчас мы водим обычные машины, и вдруг бац, что-то случится, выходишь на улицу — знак висит: «машине с водителем туда нельзя».

Нам кажется, что люди и сами еще к этому не готовы. Допустим, садишься в машину с семьей в беспилотник, он едет со скоростью 15 километров в час, все здорово. И вдруг он начинает резко ускоряться. Что в этот момент с людьми происходит? Скорее всего, дети… нет, дети довольны. Их мать бьется в истерике: «Куда ты меня посадил, дай выйти отсюда». Человечество должно привыкнуть к этому, и даже, кажется, есть такие сценарии постепенного перехода.

При этом просто так беспилотники не появится, для этого нужен какой-то толчок. Либо в экономике должно как-то складываться, что ты понимаешь — беспилотные автомобили дешевле, неважно — в производстве, в эксплуатации и так далее. Либо очень сильно вырастает потребность в этом, то есть люди по каким-то причинам начинают хотеть, чтобы были беспилотники. И сейчас, мне кажется, экономический вопрос замедляет переход к беспилотным авто, неважно каким — легковым, грузовым и прочим.

Понятное дело, что в России дороги-дураки, и есть страны, где дороги действительно лучше, хотя, так или иначе, с проблемой плохих дорог сталкиваются везде. Не надо считать, что «у них там» все размечено, все подкрашено, и как только затерлась эта полоса, сразу выбегает человек и подкрашивает эту полосу. Всякое бывает, но беспилотный транспорт тоже проходит через какие-то стадии.

Раньше казалось, что нужно на дороге нужно использовать [технологию для получения информации об удаленных объектах] лидары — постоянно все сканировать. Потом стали говорить, что это дорого, и массовое производство наладить не получится, давайте делать камеры. Человек ездит, [ориентируясь] глазами, значит и камерой можно. И поэтому возник такой подход: есть дороги, камера должна хорошо видеть, хорошо отрабатывать, поэтому должна быть четкая разметка и так далее.

Сейчас есть утверждение, что для вождения автомобиля обязательно нужны высокоточные карты. И кажется, что правда — где-то в комбинации этих всех вещей. Да, можно увесить машину датчиками, она будет постоянно в режиме реального времени все сканировать, все понимать, но для этого нужна сильная вычислительная мощность прямо внутри машины. Благодаря высокоточным картам мы можем от этого уйти. С помощью карты и высокоточного позиционирования машина понимает, как нужно ехать по этой дороге даже без разметки. Но датчики и камеры нужны, чтобы реагировать на мгновенно меняющиеся вещи — пешеходы, упавшее дерево. И, кажется, будущее — в комбинации новой суперсовременной картографии и уточняющих данных датчиков. В этом случае будет баланс по цене и производительности.

Тема беспилотного транспорта — это очень важный тренд. Но дело в том, что тут и есть вопросы, которые слишком важны, чтобы решать их быстро. Потому что ведь это же не проблема — разрешить или запретить машинам без водителей ездить по дорогам общего пользования. Ведь все же упирается в одну простую вещь: пока они ездят безаварийно, все ок. Но если, не дай Бог, что-то случилось, зацепил кого-нибудь, неважно, человека или машину, а ты сидишь такой, с айпадом внутри, тебя полицейский вытаскивает, а ты говоришь: «Вы что? Я-то тут при чем? Она сама ездит, я на заднем сиденье сидел, я даже дотянуться до кнопки „стоп` не мог».

Или есть же более сложные моральные задачки. Машина понимает, что аварии не избежать. И у нее есть выбор: спасать водителя, или спасать людей в других машинах, или просто других пешеходов. То есть когда ты начинаешь про это думать, вот от технологий переходишь вот к таким вещам, ты думаешь: «Блин, не зря вот эти три закона робототехники придумали!». И пока то же самое не сформулируют люди для беспилотников, суть — те же роботы, о каком законодательстве можно говорить?

2017

Система ИИ для беспилотного зерноуборочного комбайна

Компания Cognitive Technologies анонсировала в апреле 2017 года технологию компьютерного зрения для автоматического вождения зерноуборочного комбайна.

«Предполагается, что наша система сначала будет установлена на экспериментальном образце сельхозтехники, — рассказала Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies. — Мы затратили на ее разработку более трех лет и получили отличные результаты. Обладая функцией автоматического подруливания при уборке урожая, российские комбайны смогут на равных конкурировать с мировыми с/х-брендами, которые уже обладают аналогичным функционалом».

В России займутся созданием трасс для беспилотных машин

К 2030 году Росавтодор планирует оборудовать десять тысяч километров дорог для движения беспилотных автомобилей, заявил глава ведомства Роман Старовойт, сообщает в марте РБК.

Издание напоминает, что первая в России трасса для беспилотников будет создана в Татарстане. Для этих целей подготовят федеральную дорогу от Казани до Набережных Челнов. Работы по реконструкции шоссе должны завершиться в течение двух лет. Старовойт подчеркнул - прежде всего предстоит обеспечить полноценную радиовидимость таких трасс, чтобы по ним смогли передвигаться беспилотные транспортные средства.

Профстандарт "специалист транспортных ИТ-систем"

Компания Traft, развивающая интеллектуальную транспортную систему Traft-OnLine, разработала перечень компетенций для специалистов в области управления транспортными ИТ-системами. Соответствующий проект направлен в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для дальнейшей доработки и включения нового профстандарта в единый федеральный реестр. Подобное программное обеспечение должно лечь в основу единой экосистемы для управления беспилотным транспортом к 2022 году.

Стандарт призван оптимизировать и ускорить рекрутинговые процессы в отечественных предприятиях, которые сегодня занимаются разработкой ИТ-решений для отрасли логистики, грузоперевозок, закупок и снабжения, а также для всех разработчиков беспилотных транспортных средств (БПТС), уровня «Камаз», ГАЗ, VolgaBus. «Беспилотные технологии и специальное ПО для автоматизации грузоперевозок идут рука об руку, беспилотники не смогут работать вне экосистемы специальных программных продуктов, которые сегодня уже свели человеческое участие во всех вопросах грузоперевозок к минимуму. По подсчетам аналитиков компании, разработанный стандарт сможет привлечь и адаптировать в сфере беспилотного транспорта в течение ближайших 10 лет более 11 тыс. специалистов.

Профессиональный стандарт «специалист транспортных ИТ-систем» является уровневым и учитывает специфику работы данного работника в транспортной компании малого, среднего и большого размера (ранжируются по количество грузоперевозок за период 1 рабочий день, неделя, календарный месяц), а также в логистических проектах по модели p2p — виртуальных биржах, где заказчики могут напрямую размещать задания и искать перевозчиков в режиме реального времени. Среди списка компетенций, в частности, значатся опыт работы в системах управления ресурсами предприятия «1C» на уровне работы в системах «1С:Предприятие» или российских аналогах, понимание главных технологических принципов работы глобальных навигационных спутниковых систем GPS-ГЛОНАСС, опыт в настройке СУБД PostgreSQL.

Также в сотрудничестве с Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом Traft планирует разработать еще 22 профессиональных стандарта. В их числе — специалисты по проектированию и производству БПТС, технологи по сборке и производству, операторы специального оборудования, сборщики по различным направлениям, механики, тестировщики БПТС на виртуальных полигонах, разработчики навигационных систем для беспилотников, специалисты по проектированию и строительству дорог, рассчитанных на передвижение по ним БПТС.

Отдельный профстандарт будет разработан для специальности «сценарист дорожной сцены». Речь идет о программистах, которые занимаются исключительно разработкой предустановленных алгоритмов быстрого реагирования беспилотника на чрезвычайные происшествия во время движения, когда логика компьютерной программы может слишком буквально понять ситуацию на дороге и лишь ее усугубить.

Каждый форс-мажор в разные промежутки времени один и тот же водитель реагирует по-разному. На это влияет его усталость, погодные условия, характеристики самого автомобиля. Беспилотник же не сразу обзаведется эвристической способностью самообучения на дороге, поэтому сегодня важно вложить в его алгоритмы некие априорные базовые сценарии поведения в неожиданных ситуациях, которые сделают его безопасным для всех участников дорожного движения».

Сценарист дорожной сцены должен быть не просто первоклассным программистом, но еще и тонким психологом с огромным опытом управления транспортными средствами.

Применять новые профстандарты планируется не только при оценке навыков и квалификации специалистов отрасли, но и с целью оптимизации государственных образовательных стандартов. Также на их базе могут быть актуализированы образовательные программы учебных заведений, которые готовят кадры для автомобильной, авиастроительной, инженерной отраслей, пояснили в компании.

Вопросы профессиональных стандартов обострены и общегосударственной повесткой дня. Так, с 1 июля 2016 г. профстандарты в России стали обязательными для предприятий всех форм собственности. Вступила в силу статья 195.3 Трудового кодекса, устанавливающая порядок применения профстандартов. Отныне действует правило: если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

855 профессиональных стандартов насчитывалось в реестре, размещенном на сайте Минтруда, на 26 декабря 2016 г. Пятью месяцами ранее, 25 июля, их было 818. К 2018 г. Минтруд планирует довести число профстандартов до 1500.

«Яндекс» разрабатывает беспилотные автомобили

В феврале 2016 года стало известно о планах «Яндекса» разрабатывать беспилотные автомобили. Компания намерена стать одним из пионеров рынка технологий автономного управления транспортными средствами.

Как пишут «Ведомости», на сайте «Яндекса» появилось объявление о вакансии разработчика-исследователя, которому предстоит заниматься технологиями распознавания светофоров, знаков, полос и разметки, машин и других участников дорожного движения. Также «Яндекс» хочет научиться сопоставлять поток входящих данных с камер и радаров, моделировать окружающие объекты, следить за ними и предсказывать поведение, планировать и исполнять маневры, говорится в сообщении компании. Подробнее смотрите История Яндекс.

Мнение россиян и американцев

Компания Cognitive Technologies, разработчик технологий искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств, подвела итоги социологического исследования, проведенного среди граждан России и США. Опрос проводился при поддержке Международного центра робототехники, МФТИ, НИТУ МИСиС, а также американской компании VidiaScope Inc. с целью изучение мнения потенциальных пользователей интеллектуальных систем помощи водителю в России и США, на предмет того, каким должен быть беспилотный автомобиль.

Всего в исследовании приняло участие более 33 тыс. человек из России (из 36 регионов) и 7 тыс. из США.

Согласно исследованию, желание воспользоваться беспилотником уже сегодня выразило более 56% опрошенных граждан России и 68% США. Причем за океаном число американских женщин (43% от общего числа респондентов) в этом желании превысило число мужчин (37%). В России картина оказалась обратная. Процент заинтересованных в поездке на автороботе мужчин оказался выше практически в три раза — 42,6% против 14,9%.

В России, кроме того, наибольший интерес к поездкам на беспилотниках проявился у самой возрастной категории респондентов. За это проголосовали более 67% участников опроса старше 50 лет. А также самой низковозрастной группы (до 35 лет) — более 60% молодежи, отметили в компании.

Число в разной степени неуверенных в своем желании воспользоваться беспилотником россиян (около 39%) превысило аналогичный показатель американцев (26%). Зато в России практически никто не выразил категорический отказ проехать на беспилотнике. Этот показатель у нас был зафиксирован лишь на уровне статистической погрешности, менее 1%, тогда как в США он, на удивление, оказался большим в разы — 6%.

Первой неожиданностью исследования стало то, что из преимуществ, предоставляемых беспилотным транспортом, снижению аварийности на дорогах (30% голосов «За») граждане России предпочли возможность заниматься в автороботе другим делом. За это проголосовало больше половины респондентов — 55%. Причем более равнодушно к проблеме безопасности отнеслись российские женщины. Эту опцию выделили более 70% представительниц прекрасного пола.

В США ситуация оказалась обратной. Именно предоставление возможности более безопасного и низкоаварийного движения привлекла практически половину американцев — 49%.

У россиян и американцев оказались весьма схожие взгляды на потенциальные угрозы, которые могут в какой-то степени нести в себе беспилотные автомобили. Наших сограждан в этом смысле больше всего пугает возможность технического сбоя системы беспилотника. Это отметили более 51% респондентов. Аналогичный показатель в США составил 44%. За невозможность в принципе повлиять на ситуацию в процессе автономного движения проголосовало порядка 34% американцев и 29% российских участников опроса. Причем у нас основной вклад в этот процент внесла женская половина (47%).

Опасность хакерского взлома интеллекта беспилотника обеспокоила лишь 16% отечественных респондентов и 19% в США. В персональных интервью американцы также обращали внимание на свои опасения по поводу сохранности их персональных данных во время осуществления каких-либо коммуникаций в беспилотнике.

Из всех предложенных вариантов занятий в беспилотнике практически половина россиян выбрала отдых — 48%. Посвятить время работе пожелала треть опрошенных — 27%. Развлекаться предпочли около 17% респондентов. Причем из всех возрастных категорий отдыхать больше пожелали те, кому до 35 лет и от 35 до 50 лет, (48% и 52% соответственно), а работать, тем, кому уже за 50 (44%).

В США выразили желание работать в автороботе 39% респондентов. Практически для такого же количества американцев оказался важнее отдых — 38%. И около 20% пожелали развлекаться.

Всем способам свободного времяпровождения в беспилотнике граждане России предпочли общение в социальных сетях и игры, а также просмотр видео — 33% и 35% соответственно. Посвятить свой досуг чтению согласны более 21%.

Большая часть американцев (более 40%) также готовы общаться с друзьями, в том числе в соцсетях, и играть. 29% намерены смотреть кино и ТВ, 18% — читать. Заниматься сексом за океаном предпочитают почти 1,5%, что примерно в три раза, больше, чем в России.

4% россиян и 9% американцев предпочли просто смотреть в окно. В персональных интервью российские респонденты отметили, что это необходимо для контроля за дорожной ситуацией, поскольку еще не до конца доверяют искусственному разуму.

Среди других предпочтений (около 7%) наши соотечественники отметили такие формы развлечений как: кутить, есть, заниматься сексом, спать и т.д. Для сравнения, американцы (менее 1%) готовы молиться, заниматься спортом, принимать наркотики, спать и т.д.

Одним из основных итогов исследования стала востребованность рынком функционала интеллектуальной системы помощи водителю, который может появиться на российском рынке уже в 2017 г. Более 28% граждан России заявили о желании уже сегодня использовать интеллектуальную систему предупреждений об опасных ситуациях на дороге (опасное сближение, нарушение действия знака, выход из полосы без включения сигнала поворотника и т.д.). Причем, предлагаемый функционал даже превысил интерес к таким возможностям беспилотника, как автоматическая парковка (13%) и автономное движение по автомагистрали (17%). Но наиболее востребованной для россиян опцией стала полная автоматизация движения в пробках (37%). Небезынтересно, что использовать возможности интеллектуального помощника больше захотели женщины (36% против 26% мужчин). Они также активно голосовали за автопарковку (22% против 9%), как, впрочем, и наиболее возрастная аудитория (старше 50 лет — 22%).

Американская аудитория, в большей степени знакомая с практикой использования интеллектуальных помощников водителя, выразила желание в их применении в 24% случаев. Правда, в заокеанской версии опроса делалась сноска на дополнительную возможность работы системы в условиях недостаточной видимости, а также плохих погодных и дорожных условиях. Такое же количество граждан США готовы приобретать функционал автономного движения по автомагистрали. За полную автоматизацию движения в пробках высказались 35% американцев. За приобретение возможности автопарковки проголосовало 11%.

Как и ожидалось, больше половины россиян (59%) готовы заплатить за возможности автономного движения не более 15% от стоимости автомобиля. В США, где рынок находится в более «подогретом» состоянии, на это готовы пойти 42% граждан. 32% граждан России готовы дополнительно платить за технологии будущего в размере до 30% стоимости авто (этот показатель в США составляет 45%) и лишь 8% согласны доплатить до 50% от всей стоимости автомобиля. В США эта цифра составила 11%. И на более чем 50% от стоимости автомобиля за право беспилотной езды готовы раскошелиться менее 1% россиян против 3% американцев. Интересно, что больше тратить на покупку беспилотника в России готовы женщины. Доля проголосовавших за стоимость автопилота до 30% стоимости авто женщин (45%) практически в двое больше мужчин (26%). Также процент женщин, готовых купить функционал беспилотника по самой дорогой цене, в два раза превысил процент мужчин.

Проект автопилота MatrЁshka получит поддержку НТИ

Платформа «MatrЁshka» компании Volgabus - проект в области беспилотных технологий, который получит поддержку в рамках дорожной карты «Автонет» Национальной Технологической Инициативы (НТИ). 8 февраля 2017 года он был одобрен на заседании межведомственной рабочей группы при президиуме Совета по модернизации экономики и инновационному развитию РФ.

2016

Traft включен в национальный проект Росавтодора по развитию беспилотного транспорта в России

В конце 2016 года Федеральное агентство Росавтодор включило транспортную компанию Traft в качестве отраслевых экспертов в свой федеральный проект «Караван» по развитию технической базы и инфраструктуры для развития беспилотного транспорта на территории Российской Федерации. В рамках межведомственного сотрудничества эксперты Traft примут участие в разработке единых технических нормативов в области движения автомобилей с автопилотом. В дальнейшем данные стандарты будут распространены на все федеральные трассы страны. Подробнее: Караван Проект Росавтодор по развитию перевозок беспилотным транспортом.

Traft объявил конкурс на закупку ПО для беспилотных грузовиков

Логистическая компания Traft объявила в ноябре 2016 года о начале приема заявок от отечественных и западных автопроизводителей и ИТ-разработчиков на внедрение в грузовой транспорт своего автопарка аппаратно-технических комплексов для беспилотного управления. Об этом говорится в специальном документе, разосланном в российские ИТ-компании, занимающиеся разработкой беспилотных систем, и представительства отечественных и зарубежных автомобильных брендов. Подробнее о проекте - смотрите здесь.

Bright Box разрабатывает систему беспилотного вождения автомобиля на основе компьютерных игр

Компания Bright box, разработавшая connected car решения Nissan Smart Car для Ближнего Востока, KIA Remoto и Infiniti в России и более 90 мобильных приложений для 450 дилерских центров, анонсировала в ноябре 2016 года разработку системы беспилотного вождения автомобиля, работающей с применением обучающейся на сгенерированных кадрах из компьютерных игр и реальных кадрах съемки с улиц нейросети компьютерного зрения. Подробнее: Remoto Pilot.

Система компьютерного зрения Cognitive Technologies для беспилотных авто

Компания Cognitive Technologies разработала технологию компьютерного зрения, благодаря которой авторобот будет способен с высокой точностью интерпретировать сложные ситуации, возникающие, как правило, в критических ситуациях – внезапном появлении на дороге других участников движения, пешеходов, посторонних предметов.

Технология, как считают в компании, позволит избежать ошибок, которые допускали известные зарубежные системы при распознавании объектов дорожной сцены.
«Фактически мы в чём-то научились моделировать функцию гиппокампа человека, который выделяет и удерживает в потоке внешних сигналов наиболее важную информацию по текущей ситуации, выполняя функцию хранилища кратковременной памяти, как ОЗУ компьютера», – комментирует руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Юрий Минкин. Известно, что гиппокамп также определяет степень важности запоминаемой информации и принимает решение, что нужно сохранить, а что забыть.

При этом система хранит в памяти не всю картинку, полученную с видеокамеры, а лишь наиболее важные её элементы, непосредственно влияющие на дорожную обстановку и безопасность. Это даёт возможность не хранить все изображение целиком, а лишь 5–10% его объёма и не требует какого-либо значительного повышения ресурсов вычислительного устройства. Также это позволяет использовать видеокамеры не с самой высокой разрешающей способностью или относительно узкоугольные объективы.

Использование технологии, по мнению разработчиков, даст серьёзное преимущество над аналогами, поскольку она позволяет решить одну из главных проблем для любой системы компьютерного зрения – распознавания объектов, находящихся на самой границе картинки (см. рис. 1). Как показывает практика, именно в этих случаях возникает наибольшее количество ошибок детекции объектов. При использовании модели Cognitive Technologies для их распознавания мы получаем отступ (padding – зона, выделенная цветом на рисунке 1 между прямоугольниками A’B’C’D’ и ABCD), который необходим для работы нейронных сетей глубокого обучения и других сверточных нейронных сетей.

Когда объект попадает на границу картинки (поля зрения видеокамер) ABCD, распознать его очень сложно (часть автомобиля, обведённого кругом, попавшего в поле зрения камер – прямоугольник ABCD). Эта проблема успешно решается, когда искусственный интеллект авторобота дополняет знание о текущей дорожной ситуации данными из ближайшего прошлого – из своей оперативной памяти (моделирование функции гиппокампа человека). Картинка, попавшая в поле зрения видеокамер мгновением ранее A’B’C’D’, содержит информацию об объекте (автомобиль, обведённый кругом), достаточную для его распознавания.

Использование подобной технологии позволило бы системе компьютерного зрения, установленной на автомобиле Tesla, избежать аварии, произошедшей в мае этого года (см. рис. 2). «Наша система смогла бы детектировать транспортное средство, приближавшееся сбоку, – утверждает Юрий Минкин. – Программная эмуляция большего угла охвата видеокамер позволила бы «увидеть» колеса, подвеску, а также другие элементы грузовика и в итоге идентифицировать приближающийся объект как автомобиль. И, кроме того, выиграть доли секунды, крайне необходимые для принятия правильного решения в критической ситуации».

Моделирование функции гиппокампа в аналогичных ситуациях позволяет использовать максимально полные данные о дорожной ситуации. На картинке ABCD, попадающей в поле зрения камер авторобота, сложно распознать светлое изображение на светлом фоне, однако, воспроизведённые «из памяти» данные (картинка A’B’C’D’), включающие колеса и другие элементы грузовика позволяют точно детектировать объект как транспортное средство.

Путину предложили создать в России открытую ОС для беспилотных автомобилей

Совет по инновационному развитию и модернизации при Президенте России одобрил дорожную карту «Автонет», описывающую предложения по развитию российского рынка решений для автомобилей с интеллектуальными информационными системами (АсИС) и интеллектуальными транспортными системами (ИТС) до 2035 г[14].

Документ разрабатывался в рамках проекта Национальной технологической инициативы (НТИ), созданного по поручению Президента России Владимира Путина. Рабочей группой, разрабатывавшей данную дорожную карту, руководили гендиректор КАМАЗ Сергей Когозин и замминистра промышленности и торговли Александр Морозов.


К 2035 г. доля автомобилей с интеллектуальными системами составит 10%, большая часть коммерческих перевозок будет автоматизирована. А все автотранспортные средства будут оборудованы системами типа V2V (Vehicle-to-vehicle) и V2I (Vehicle-to-infrastructure), обеспечивающие общение машин друг с другом и дорожной инфраструктурой соответственно.

Ожидается, что к 2018 г. в сфере АсИС будет сформирован рынок систем помощи водителям (ADAS). К 2020 г. получат распространение системы частичной автономности вождения, к 2025 г. - высокой автономности, а к 2035 г. удастся достичь полной автономности вождения.

Среди АсИС выделяются следующие сегменты: системы специального назначения для дальних грузоперевозок по роботированным автотранспортным коридорам и перевозок по замкнутым и ограниченным территориям; сенсоры и специализированное ПО для управления автономными и частично автономными транспортными средствами; системы управления транспортными потоками и интеллектуальными транспортно-логическими системами.

Три сценария развития

Существуют три сценария развития рынка АсИС в России. Инерционный сценарий предполагает, что российские потребители будут полностью применять импортные системы помощи водителю. Это приведет к «вымыванию» с рынка отечественного автопрома из-за отсутствия отечественных систем.

Умеренный сценарий предполагает господдержку при приобретении лицензий ведущих мировых производителей по модели АсИС, систем ИТС для АсИС и применение систем помощи водителю. Лицензирование будет осуществляться с некоторым уровнем локализации. Из-за лицензионных ограничений предприятия отечественного автопрома будут занимать «маргинальное положение» с постепенным снижением доли в пользу зарубежных.

Наконец, инновационный сценарий предполагает разработку базовых модификаций систем помощи водителю, систем автопилота и АсИС, а также системы ИТС для АсИС. В России будет производиться программное и аппаратное обеспечение как для внутреннего рынка, так и на экспорт. Такой подход потребует наличия госпрограмм по собственной разработке АиИС.

Коридоры для беспилотных автомобилей

Согласно планам, записанным в дорожной карте, в 2018 г. в России должен появиться полигон для испытаний и сертификации АсИС. В том же году будет налажено серийное производство систем помощи водителю. К 2020 г. в России появится собственная аппаратная и программная платформа для АсИС, а в 2031 г. - система дистанционного управления.

К 2035 г. будут созданы высокоскоростные автотранспортные коридоры для АсИС и системы, обеспечивающие использование генерируемой транспортной информации. Также в 2017 г. будет проведен конкурс разработчиков на создание свободной робототехнической операционной системы для АсИС - РОС АсИС «Икс-нет». К 2025 г. данная система будет интегрирована в решения производителей.

Названы сроки появления беспилотных автомобилей на российских дорогах

21 октября 2016 года стало известно о сроках начала тестирования и предполагаемого появления беспилотных автомобилей на российских дорогах. Информация об этом появилась на сайте мэрии Москвы.

Беспилотные машины для каршеринга появятся на московских дорогах в тестовом режиме в 2017 году. Сначала такой автотранспорт будет испытываться без человека, затем за руль посадят водителя, который в случае нештатной ситуации сможет управлять автомобилем сам. Робомобили смогут работать в двух режимах: ручном и автоматическом.

Беспилотные машины для каршеринга появятся на московских дорогах в тестовом режиме в 2017 году

Предполагается, что самоуправляемый автомобиль будет собран из различных деталей вручную, а после этого оснащен множеством датчиков и регистраторов, при помощи которых электроника сможет различать сигналы светофоров, распознавать переходящих дорогу пешеходов и т. п. Для производства таких машин рассматриваются как зарубежные, так и российские компании.

« Перед тем как в Москве запустят беспилотный каршеринг, машины, способные передвигаться по городу автономно, проедут несколько сотен тысяч километров для проверки надежности технологии, — сообщил генеральный директор компании-оператора каршеринга «Делимобиль» Станислав Грошов. »

Дорожные испытания первых образцов беспилотных автомобилей будут проводиться на специально отведенной площадке, после чего их подвергнут тестам с имитацией городских условий - на огороженной территории одного из предприятий, с домами и дорогами. Принимать участие в испытаниях на первом этапе будут сотрудники компании, а на втором — добровольцы, которым позволят беспрепятственно ездить по территории завода.

В московской мэрии сообщили, что аренда беспилотных автомобилей может появиться не раньше 2018-2019 годов. Для вывода такого транспорта на дороги общего пользования на постоянной основе предстоит внести соответствующие изменения в правила дорожного движения (ПДД).

Когда беспилотные автомобили будут доступны для аренды, в них на первых порах будет находиться водитель. В дальнейшем москвичи смогут управлять беспилотниками голосом. Ожидается, что такие машины будут самостоятельно ориентироваться в транспортном потоке и соблюдать ПДД. [15]

В Москве беспилотные автобусы появятся только через 5–10 лет

В столице беспилотные автобусы появятся только через 5–10 лет — после того как проект признают успешным и безопасным в других странах. Департамент транспорта города Москвы изучит опыт Сингапура, где сейчас разрабатывается автоматизированная система управления автобусами.

«Беспилотные технологии — это, несомненно, технологии будущего. Но пока даже ведущие производители подвижного состава отмечают, что это ещё первые шаги. Когда мы убедимся на примере других стран, в том числе Сингапура, что система беспилотного управления автобусами не является сырой, а достаточно безопасна, мы обязательно обсудим с российскими автобусными производителями возможный запуск подобных проектов в Москве, — рассказал заммэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов во время визита делегации Правительства Москвы в Республику Сингапур. — Полностью автоматизированный автобус, по нашим оценкам, появится не раньше, чем через 5–10 лет. С учётом нашей интеграции в мировую систему городского транспорта все такие новинки в Москве тоже будут реализованы»[16].

Для того чтобы беспилотные машины могли ездить по городу, они должны обмениваться сигналами с установленными в городе светофорами. «Все наши светофорные объекты соединены с ЦОДД, поэтому технически мы сможем передавать необходимые сигналы беспилотным автобусам, когда они появятся». «Водитель все равно будет присутствовать в салоне, просто сможет выполнять гораздо меньше операций, чем обычно. Пока ни в одной стране мира массового использования автобусов без водителей нет, только в рамках пилотных проектов», — добавил Максим Ликсутов.

Трассу Казань – Набережные Челны подготовят для беспилотных автомобилей

Руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт сообщил в сентябре 2016 года о старте проекта «Караван» по использованию беспилотных автомобилей на федеральных трассах, сообщает агентство городских новостей «Москва»[17].

В частности, на пилотном участке трассы КазаньНабережные Челны планируется нанести специальную дорожную разметку и установить датчики движения беспилотников.

«Мы как дорожники, готовясь к тому, что инфраструктура в ближайшее время примет беспилотные автомобили, начали реализацию своего проекта «Караван», который предусматривает наличие беспилотных автомобилей на федеральной дороге. Мы заинтересованы в том, чтобы как можно меньше инвестиций понадобилось в федеральную дорожную сеть для принятия таких автомобилей. Поэтому мы синхронно с нашими коллегами из Финляндии и Германии начали оснащать свою инфраструктуру, совместно с компаниями, которые производят такие автомобили», — уточнил Старовойт.

Он также рассказал, что тестируемые транспортные средства предусматривают наличие контролера автомобилей для принятия экстренных решений по их движению. В будущем такие машины будут осуществлять движение без участия человека: в Финляндии в настоящее время запущен автобус, двигающийся без водителя, в направлении создания беспилотных авто работает КамАЗ.

Эксперты считают, что к 2020 году в мире будет минимум 10 млн беспилотных автомобилей.

«Яндекс» собирается запустить в столице беспилотное такси

Ожидается, что проект будет реализован на базе сервиса «Яндекс.Такси». Как сообщила в сентябре 2016 года сетевому изданию m24.ru руководитель PR-проектов сервиса Элина Ставиская, сейчас компания ведёт переговоры с несколькими представителями автомобильной промышленности. Предметом обсуждений является старт тестирования системы полуавтономного управления машиной[18].

Кроме того, Ставиская отметила, что «Яндекс.Такси» видит большой потенциал в интегрировании службы интеллектуального распределения заказов и беспилотных автомобилей.

Начались испытания первого в России беспилотного трактора

В середине сентября 2016 года на одном из агрокомплексов Рязанской области началась серия испытаний беспилотного трактора «АгроБот». В течение ближайшего года компания предполагает провести серию тестовых внедрений «АгроБота» и отработку основных операций в беспилотном режиме за счет использования сценариев автономной работы.

«Яндекс» внедрит искусственный интеллект в автомобили КамАЗ

Специалисты компании «Яндекс» и ПАО «КАМАЗ» заключили летом 2016 года соглашение о сотрудничестве, которое предполагает оснащение автомобилей Камского автозавода системами искусственного интеллекта, сообщает пресс-служба «Яндекса».

Совместная работа будет вестись по нескольким направлениям. В частности, речь идет об адаптации сервисов для грузовых машин и внедрении голосового управления мультимедийной системой автомобиля. Кроме того, такие технологии искусственного интеллекта «Яндекса», как компьютерное зрение, машинное обучение и речевые технологии, станут основой для возможности полуавтономного управления автомобилем.

Подробнее: Проект:КамАЗ Шатл Беспилотный автобус

Cognitive Technologies анонсировала автопилот C-Pilot

Российская компания Cognitive Technologies заявила летом 2016 года о начале продаж интеллектуальной системы автономного вождения C-Pilot. Система предназначена для установки как на легковые авто, так и на другие типы автомобилей. Сognitive Technologies, созданная в 1993 г., в основном занимается разработкой и внедрением ПО для документооборота и распознавания текстов, однако, уже несколько лет разрабатывает системы искусственного интеллекта для грузовой и сельскохозяйственной техники.

Коммерциализация C-Pilot предполагается в двух форматах: ОЕМ (встраивание технологии в системы различных автопроизводителей) и массовые продажи программно-аппаратного комплекса. Сейчас C-Pilot ведет переговоры «с несколькими зарубежными и российскими автопроизводителями» о поставках C-Pilot в формате ОЕМ. Первые продажи системы ожидаются в начале 2017 года.

Подробнее: C-Pilot Интеллектуальная система автономного вождения

2015

"КБ Аврора" совместно с ГК «ГрузовичкоФ» готовят к выпуску "беспилотный" автомобиль

14 декабря 2015 года компания «КБ Аврора» сообщила о подписании соглашения с группой компаний «ТаксовичкоФ» и «ГрузовичкоФ» о совместной работе над созданием центра разработок беспилотных транспортных средств. Подробнее.

КамАЗ: 300 млн рублей на беспилотное транспортное средство

В феврале 2015 года Cognitive Technologies и «Камаз» сообщили о начале совместного проекта, по итогом которого к 2020 году на базе автомобиля «Камаз» планируется создать беспилотное транспортное средство нового поколения.

На реализацию проекта государство в лице Минобрнауки выделило 300 млн руб. в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы». Соответствующий конкурс ведомства Cognitive Technologies выиграла в 2014 году. Согласно его условиям, еще 90 млн руб. в проект вложит «Камаз».

Подробнее: Проект:Беспилотный автомобиль КамАЗ

Оценки и новости мирового рынка

По прогнозам Boston Consulting Group (BCG), к 2026 году общий объем рынка беспилотных машин может составить около $42 млрд. Ожидается, что доля беспилотных автомобилей в общей структуре мировых продаж достигнет отметки в 12-13%. Иными словами, на рынок будет выпущено около 14 млн беспилотных автомобилей. 500 тыс. из них будут полностью автономными. McKinsey Global Institute еще более оптимистичен в своих прогнозах, полагая что общая доля беспилотных машин (как полностью автономных, так и полуавтономных) к 2025 году достигнет 15-20%[19].

По некоторым оценкам, всего через несколько десятков лет беспилотные автомобили позволят человечеству в сумме сэкономить около $1 трлн. и на 70% снизить количество ДТП с летальным исходом. Автоматизация уже сейчас позволяет значительно снизить аварийность. Например, автоконцерн Audi в 2016 году заявил, что благодаря использованию в автомобилях системы экстренного торможения, общее количество травм пассажиров за последние 5 лет сократилось почти на 38%.

Среди компаний, которые сейчас активно занимаются разработкой беспилотных автомобилей, можно выделить такие крупные автоконцерны, как Volkswagen, General Motors, Jaguar Land Rover, Toyota, Audi, BMW и др. Также стоит отметить активную вовлеченность в этот процесс Google и Apple.

2017

Bosch о подключении автомобилей к сети и автоматизированного вождения

  • По данным исследований Bosch, автоматизация транспортных средств позволит снизить количество несчастных случаев на 1/3 только в одной Германии. Сегодня причиной 90% аварий на дорогах является человеческий фактор.
  • Автоматизированное вождение улучшает поток движения, увеличивая пропускную способность регулируемых перекрестков до 80%. Тем самым снижается расход топлива (до 39%) и вредное воздействие на окружающую среду (сокращение СО2 в выхлопных газах – до 400 куб. тонн в год).
  • К 2025 году примерно половина всех автомобилей будут оснащены информационно-развлекательными системами и смогут поддерживать функции смартфонов. Кроме того, до 70% новых мотоциклов будут оснащены системами подключения к сети.
  • До 2025 года вычислительная мощность ПО для грузовых автомобилей увеличится почти в 20 раз, что позволит сэкономить время и средства транспортно-экспедиторских компаний.
  • Облачный сервис Bosch предупреждает об ошибочных действиях водителя в течение 10 сек. Подобные функции подключения к сети могут сохранить около 11 тыс. жизней до 2025 года.
  • Сервис действует в 30 странах, обслуживая на 16 языках. В его компетенцию входит поддержка eCalls и сбор данных для техпомощи при авариях. В 2015 году сервис Bosch обработал более 120 млн звонков для более 1000 компаний.
  • Согласно данным Еврокомиссии, автоматическая система уведомлений eCall поможет сохранить до 2,5 тыс. жизней на европейских дорогах ежегодно.

Bosch и Daimler

Компании Bosch и Daimler совместно работают над разработкой системы управления для беспилотного транспортного средства. Компании создали альянс, направленный на разработку системы для автономных автомобилей (SAE-уровень 4) и транспортных средств, не требующих участия водителя (SAE-уровень 5). Эти инновации могут стать реальностью уже до начала следующего десятилетия. Подробнее смотрите Bosch Бортовой компьютер с искусственным интеллектом.

Прогноз AT Kearney и Berg Insight

По данным исследования компании AT Kearney, через 20 лет объем рынка технологий автономного вождения составит $560 млрд. Пик развития технологий придется на 2020–2030 годы. Аналитики Berg Insight прогнозируют, что первые самоуправляемые машины на дорогах общего пользования появятся в 2020 году. Их количество в это время составит порядка 200 тыс. единиц. Стоимость первых моделей вряд ли будет ниже $100 тыс.

Intel заплатила 15 миллиардов долларов за разработчика камер для беспилотных автомобилей

Корпорация Intel объявила о покупке израильской Mobileye, которая специализируется на оптических системах для беспилотных автомобилей. Американцы выкупят все акции Mobileye, сумма сделки составит около 15 миллиардов долларов. Объединенная лаборатория по созданию оборудования для беспилотных автомобилей будет расположена в Израиле. Ожидается, что сделка по покупке Mobileye будет завершена в течение девяти месяцев.

Volkswagen Sedric - концепт-кар с функцией автопилота

Концерн Volkswagen представил в марте 2017 года видение индивидуальной мобильности и комплексную концепцию мобильности будущего. Ее главным элементом стал концепт-кар, в котором реализована функция беспилотного управления. Volkswagen Sedric (от self-driving car — автопилотируемый автомобиль) даёт возможность на конкретном примере познакомиться с этой инновационной формой индивидуальной мобильности, доступной для всех и ориентированной на персональные потребности и желания. Первый концептуальный автомобиль служит платформой для отработки идей всех марок концерна Volkswagen и подчеркивает важность технологий автоматизированного управления автомобилем в стратегии будущего развития компании.

Ford инвестирует $1 млрд в искусственный интеллект для автономного авто

В период 2017-2022 годы Ford Motor Company инвестирует $1 млрд в Argo AI, компанию в области искусственного интеллекта, с целью разработки виртуальной системы управления автономным автомобилем, который бренд выведет на рынок к 2021 году, а также потенциальной продажи лицензии на технологию другим компаниям.

Самоуправляемые автомобили помогут США экономить до $340 млрд в год

Использование самоуправляемых автомобилей, благодаря резкому сокращению дорожно-транспортных происшествий, поможет сэкономить бюджету США сотни миллиардов долларов. Об этом сообщается в исследовании, которое провели аналитики Global Positioning Specialists. Результаты доклада позволяют подчеркнуть потенциал экономической целесообразности от использования технологий автопилота в легковом транспорте[20].

Эксперты спрогнозировали, что США теряет на устранение последствий и в результате ДТП более $306 млрд ежегодно. Это больше, чем любая другая страна в мире. Аналитики вычислили процент валового внутреннего продукта (ВВП), который ежегодно теряется во всех видах дорожных катастроф. Затем эксперты включили в отчет показатели предполагаемой экономии, достигаемой от применения самоуправляемых автомобилей. Подсчитано, что беспилотные машины могут сократить до 90% аварий, вызванных человеческим фактором.

Если бы все автомобили в США были самоуправляемыми, то бюджет страны мог сохранил около $340 млрд от потерь в ВВП, вызванных дорожными авариями. Кроме того, снизится и количество смертей в дорожных происшествиях. Смертность на дорогах США в 2015 году составила 35 тыс. человек (прирост по сравнению с 2014 годом - +7,2%). Около трети ДТП с жертвами произошло по вине нетрезвых водителей, а каждое десятое – из-за невнимательности водителей.

В докладе также отмечается, что технологии самоуправляемых автомобилей необходимо доводить до «ума», потому как использование «сырых» решений вряд ли повысит уровень безопасности на дорогах.

Китай построит самый большой в мире полигон для беспилотников

К 2025 году ведущие автопроизводители планируют вывести на рынок как минимум по 5 моделей с автопилотами.

До конца 2017 года в Китае появится самый большой в мире испытательный полигон для беспилотных автомобилей. Новая площадка, как сообщает China Daily, будет построена в городе Чжанчжоу в провинции Фуцзянь на юго-востоке страны[21].

Стоимость полигона площадью 56 квадратных километров оценивается в $1,4 миллиона. На территории будет создана сеть автомобильных дорог, оснащённых необходимой инфраструктурой и дорожными знаками.

Участие в проекте примут государственная компания China Merchants Group, частная Shenzhen Qianhai Frontt Capital Management и CRI Intelligent Auto Research Institute. Техническую поддержку в создании нового полигона окажет университет штата Мичиган и созданный при их помощи тестовый центр MCity в Анн-Арборе.

Смотрите также: Холдинг TIS по заказу Traft и при поддержке Росавтодора построил в России первый спецполигон для тестирования беспилотных грузовиков на базе складского комплекса "Шахово" в Подмосковье. Результаты тестов беспилотных грузовых автомобилей на готовом к открытию специальном полигоне в Подмосковье позволят ускорить процесс запуска фур с автопилотом на федеральных дорогах страны (подробнее).

Volvo Cars и Autoliv создали компанию для разработки ПО автопилотов

Премиальный автопроизводитель Volvo Cars и разработчик систем безопасности для автомобильной отрасли Autoliv подписали в начале 2017 года соглашение о создании совместного предприятия Zenuity, которое будет разрабатывать программное обеспечение для автопилотов и систем помощи водителю.

Zenuity станет участником развивающегося рынка программного обеспечения для систем автономного управления. Впервые премиальный автопроизводитель объединяет усилия с ведущим разработчиком систем помощи водителю и технологий автономного управления.

2016

10 наиболее важных событий в мире в области беспилотных автомобилей

Международный центр робототехники (IRC) совместно с Российской ассоциацией искусственного интеллекта (РАИИ) представили в декабре рейтинг наиболее важных событий в мире в области беспилотных автомобилей за 2016 год.

Организаторы исследования отмечают, что основным итогом исследования стало практическое отсутствие ярких технологических достижений. Подавляющее большинство отобранных экспертами событий представляют собой те или иные собой коммерческие результаты.

  • Возглавляет рейтинг событий результат, достигнутый в законодательной сфере. По мнению организаторов исследования, ключевые проблемы в развитии всего направления беспилотного транспорта сегодня связаны не с возможностью создания новых технологий и решений, а именно, с законодательством. Оно является основным тормозом процесса перехода к беспилотным системам. Поэтому результат, связанный с выпуском рекомендаций Министерством транспорта США, позволяющий реально ускорить процесс внедрения автономных технологий, оказался вне конкуренции.
  • На втором месте исследования альянс ведущих производителей систем помощи водителю Mobileye с Delphi Automotive. Действительно, возможности объединения усилий ведущих производителей программных систем помощи водителю и аппаратных решений выглядят более чем обнадеживающе и могут изменить расклад сил на формирующемся рынке беспилотных систем.
  • На третьей позиции российская компания Cognitive Technologies. Ее технологическая победа – возможность моделирования функции гиппокампа человека позволяет существенно повысить безопасность беспилотного автомобиля. Специалисты компании уверены в том, что благодаря этой технологии им бы удалось избежать знаковой аварии с автофургоном светлого цвета, в которую попал автомобиль Tesla. К сожалению, это оказалось единственным научно-практическим достижением в 2016 году. С другой стороны, «Россия отстала на несколько лет со стартом своих проектов в направлении беспилотных систем, поэтому сегодня, мы имеем возможность наблюдать и анализировать путь, пройденный ведущими научно-технологическими центрами мира по разработке систем искусственного интеллекта для беспилотных автомобилей. В этом смысле, наша страна имеет прекрасный шанс создавать более совершенные и более конкурентные технологии для автороботов. Можно рассчитывать, что их число из года в год будет увеличиваться», считает Президент РАИИ, д.ф.-м.н, проф., Геннадий Осипов.

Список наиболее важных событий в мире в области беспилотных автомобилей за 2016 год.

1. Министерство транспорта США выпустили рекомендации по беспилотным автомобилям. Они призваны снять конфликт с местными законами и ускорить принятие технологии.
2. Альянс Delphi Automotive и Mobileye по созданию полноценного автопилота к 2019 году
3. Российская компания Cognitive Technologies реализовала возможность моделирования функции гиппокампа человека в своей системе ИИ для беспилотного автомобиля
4. Первая в истории коммерческая перевозка на беспилотном автомобиле. Грузовик с автопилотом компании Otto Group доставил партию пива Budweiser из города Форт-Коллинз в Колорадо-Спрингс (США)
5. Apple объявляет о возобновлении работ по созданию беспилотного автомобиля
6. В Дубае запустили первый беспилотный автобус
7. Uber запустил первые беспилотные такси в США
8. Появление первого беспилотного такси в Сингапуре
9. Авария автопилота Tesla в которой погиб водитель
10. NVIDIA показала беспилотный авто, способный ездить без дороги



Беспилотный грузовик впервые доставил партию пива

Грузовик с автопилотом компании Otto Group доставил партию пива Budweiser из города Форт-Коллинз в Колорадо-Спрингс (США), сообщается на сайте компании Anheuser-Busch[22].

Отмечается, что это первая в истории коммерческая перевозка на беспилотном автомобиле.

На всем протяжении пути (более 193 км) машиной управляла автоматическая система при поддержке управления транспорта штата Колорадо.

При этом водитель также находился в кабине, но в работу системы не вмешивался, наблюдая за ней со спального места в задней части кабины.

В Otto добавили, что с автопилотом у водителей появится возможность отдохнуть в пути, как того требует законодательство США, и, возможно, даже вздремнуть. К тому же водители не будут тратить время на остановки, что поможет ускорить доставку грузов, а компании не нужно будет нанимать второго водителя для смены.

Беспилотные автомобили вышли на дороги Великобритании

Специалисты из Оксфордского университета – основатели стартапа Oxbotica – вывели осенью 2016 года прототип беспилотного авто на общественные дороги Великобритании, сообщает TechCrunch[23][24].

Инженеры продемонстрировали свое «детище» в августе, а осенью начались его полноценные испытания на дорогах общего пользования в Милтон-Кинс (в Гринвиче они запланированы на 2017 год). Автомобиль будет самостоятельно передвигаться со скоростью восемь километров в час, за рулем будет находиться водитель-испытатель, готовый в любой момент перехватить управление. Модель создана на основе электромобиля Renault Twizy.

Для его управления используется программное обеспечение Selenium, использующее показания GPS, камер и лидара. Управляющая система может передвигаться и без сигнала от навигационных спутников, ориентируясь только по окружающим объектам — такая функция полезна в тоннеле или на подземной парковке. По словам разработчиков, особое внимание уделялось передвижению на низкой скорости в сложном окружении — в рамках предыдущих испытаний беспилотник учился ездить в пешеходных зонах.

Испытания прототипа Oxbotica — часть проекта беспилотной пассажирской капсулы LUTZ Pathfinder. Ожидается, что после успешных тестов Selenium на прототипе Renault управляющая система будет установлена на 40 беспилотных капсул LUTZ, которые будут передвигаться по улицам Милтон-Кинс и Ковентри. На этом этапе электромобили смогут развивать скорость до 24 километров в час.

США боятся, что беспилотные автомобили станут оружием для охоты на людей

Министерство транспорта США выпустило руководство по эксплуатации беспилотных автомобилей на американских дорогах, которое должно облегчить этим устройствам путь на рынок. Руководство содержит раздел, посвященный кибербезопасности, который состоит из 15 параметров, по которым оценивается информационная защищенность устройства[25].

Однако, по словам Джона Симпсона (John Simpson) из некоммерческой организации защиты потребителей Consumer Watchdog, руководство не устанавливает определенного и обязательного ИБ-стандарта для беспилотных авто. В этом и заключается его главный недостаток, поскольку в США все чаще звучат опасения, что беспилотники станут страшным оружием в руках хакеров-террористов, если те начнут перехватывать над ними контроль. С другой стороны, широкое распространение таких авто может полностью исключить аварии на дорогах и спасти таким образом до 30 тыс. жизней американцев ежегодно.

Основные уязвимости: V2V и GPS

Предполагается, что беспилотные автомобили смогут обмениваться информацией друг с другом и с объектами дорожной инфраструктуры, то есть их системы не будут закрытыми. Открытость систем сделает их уязвимыми для взлома, как это произошло с Jeep Cherokee в 2015 г. Взломав джип по интернету, хакер перехватил управление автомобилем, после чего производитель Fiat Chrysler Automobiles был вынужден пропатчить ПО на 1,4 млн устройств.

Однако эта же система обмена информацией, получившая название V2V (англ. «vehicle-to-vehicle» – от средства к средству), должна защитить беспилотные автомобили, поскольку взлом группы скоординированных относительно друг друга средств является более сложной задачей для хакера. Такого мнения придерживается Мэри Каммингс (Mary Cummings), директор лаборатории Humans and Autonomy в Университете Дьюка.

Уязвимость интерфейса внешнего доступа

Технический директор российской ИБ-компании «Монитор безопасности» Георгий Лагода утверждает, что уязвимыми для хакеров являются не только беспилотные автомобили, но и традиционные авто с беспроводным интерфейсом доступа к двигателю (например, через так называемый ODBC-порт). По словам Лагоды, производители менее серьезно относятся к безопасности протоколов коммуникаций встроенного оборудования.

Лагода отмечает, что сегодня на многих крупных конференциях по безопасности, как в России, так и в США, стоят тестовые автомобили, к которым могут подключиться ИБ-эксперты, чтобы попробовать найти уязвимости. Более того, некоторые ИБ-компании уже успели потратить более 10 тыс. часов на подобные исследования и добились значительных успехов в перехвате управления и коррекции показателей бортовых приборов. Соответственно, «черным» хакерам такое тоже под силу.

Полноценный автопилот Tesla. Видео

Компания Tesla Motors опубликовала в октябре видео, на котором ее автомобиль едет по городу без участия человека. Ранее 20 октября глава компании Илон Маск сообщил, что все машины, выпущенные в дальнейшем, будут оснащены полноценным автопилотом, и пообещал показать видео позже.

На новых автомобилях Tesla Motors будут установлены восемь камер, которые должны обеспечить 360-градусный обзор на дистанции до 250 метров, а также 12 усовершенствованных ультразвуковых датчиков, определяющих объекты. Раньше у Tesla был автопилот, который умел работать только при участии человека[26].

NVIDIA показала беспилотный авто, способный ездить без дороги

Демонстрация состоялась 28 сентября в рамках конференции GPU Technology Conference в Амстердаме. Также один из крупнейших разработчиков графических ускорителей и процессоров NVIDIA Corporation показала возможности открытой платформы Driveworks Alpha 1 для беспилотных машин[27].

Платформа Driveworks Alpha 1 — это аппаратное и программное решение для разработчиков. Программную часть платформы, которая позволяет беспилотным автомобилям ориентироваться на дороге и реагировать на изменение дорожной ситуации, в компании намерены обновлять каждые два месяца.

На основе решения компании уже разрабатываются автомобили Baidu, nuTonomy, Volvo, TomTom и автобусы WEpods.

Panasonic тестирует прототип беспилотного и самопаркующегося автомобиля

Инженеры японской компании Panasonic представили в сентябре 2016 года экспериментальный прототип автомобиля, способного самостоятельно ориентироваться в пространстве и даже парковаться без участия человека. Тестирование двухместного компакт-кара, оборудованного пятью бортовыми камерами и сенсорами, прошло на специально оборудованной площадке[28].

Испытания помогли оценить, насколько точно и адекватно камеры распознают окружающее пространство и препятствия на пути автомобиля, а также проверить управляемость машины и качество торможения. В результате ни один человек и манекен, установленный на дороге, не пострадали. В обозримом будущем инженеры планируют полевые испытания на реальных улицах.

В последние годы корпорация Panasonic активно развивает направление b2b и, в частности, производство решений и компонентов для автомобильной отрасли. И если первоначально аудио- и видеотехнологии Panasonic использовались для создания информационно-развлекательных систем, то теперь компания уделяет все большее внимание интерфейсам «человек-машина» и системам безопасности.

К 2019 финансовому году Panasonic рассчитывает увеличить объем продаж своего автомобильного бизнеса до 2,1 трлн йен, сделав решения для электромобилей основным драйвером роста. Доходы от технологий автоматизированного вождения, по расчетам компании, должны вырасти в полтора раза уже в ближайшие пару лет.

Проект Drive Me: автопилотируемые машины Volvo вышли на дороги общего пользования

Премиальный автопроизводитель Volvo официально запускает в сентябре 2016 года проект «Drive Me» – это эксперимент по тестированию автомобилей с автопилотом на дорогах общего пользования. В рамках проекта «Drive Me» 9 сентября 2016 года компания выпустила на дороги шведского Гётеборга свой самый первый автомобиль с автопилотом.

Сборка внедорожника Volvo XC90 с системой автопилота была завершена в специализированном цехе завода в городе Торсланда. Это первый Volvo из целой серии автомобилей с системами автономного управления, которые будут переданы обычным семьям Гётеборга для использования в своих повседневных поездках.

В компании Volvo уверены, что внедрение технологий автономного управления позволит сократить количество ДТП на дорогах. Более того, такие технологии обещают значительно разгрузить дороги и снизить уровень загрязнения, а водители смогут более эффективно для себя использовать время в поездке.

  

Volvo предлагает всем клиентам систему полуавтономного управления Pilot Assist второго поколения, которая устанавливается в моделях 90-й серии (XC90, S90, V90). Pilot Assist включает функцию аккуратного подруливания, выравнивая автомобиль на полосе в пределах дорожной разметки на скорости до 130 км/ч, причем для работы системы не требуется впереди идущее транспортное средство. Автомобили, участвующие в проекте «Drive Me», позволят водителям убрать руки с рулевого колеса и не касаться педалей при движении в пределах специально выделенных зон для автономного управления в пригородах Гётеборга. Управление будет осуществляться системой, которую в Volvo называют «Autonomous Driving Brain».

>>Видео Volvo Drive Me<<

Главное отличие проекта «Drive Me» от подобных экспериментов в области автономного управления заключается в изначальном подходе, когда в центре внимания разработчиков находится пользователь. Вместо того чтобы полагаться лишь на результаты исследований своих инженеров, в Volvo уделяют большие внимание отзывам людей, которые используют автомобили с автопилотами в повседневной жизни.

Выбрав такой подход, компания намерена совершенствовать свои технологии автономного управления, чтобы они в наибольшей степени отвечали запросам клиентов к моменту вывода автопилотируемых машин на коммерческий рынок в 2021 году.

После сборки автомобили проекта «Drive Me» пройдут фазу всесторонних испытаний, что позволит обеспечить безупречную работу всех функций системы автономного управления. По завершении испытаний, контролируемых инженерами Volvo, автомобили будут переданы пользователям, участвующим в проекте «Drive Me».

Проводимый в Гётеборге экспериментальный проект «Drive Me» является первым из числа подобных инициатив Volvo по испытанию машин с автономным управлением. Схожий проект будет проводиться в 2017 году в Лондоне. Также в Volvo рассматривают заявки от ряда городов в Китае, которые также высказали пожелание участвовать в проекте «Drive Me». Автомобили Volvo с автопилотами могут появиться на улицах китайских городов в течение ближайших лет.

В Дубае запустили первый беспилотный автобус

Десятиместный автобус совершил свое первое путешествие в начале сентября 2016 года. Длина маршрута составила 700 метров. Инновационный транспорт, разработанный французской группой Easy Mile в сотрудничестве с компанией Omnix, оснащен электрическим двигателем и развивает скорость до 40 километров в час. «Испытательный срок» для автобуса составит один месяц.

Исследователи отметили, что такой автобус может адаптировать свою скорость к окружающей обстановке, а также быстро затормозить, если навстречу выбежит пешеход. На микроавтобусе можно будет добраться до основных туристических достопримечательностей Дубая.

Разработчики отметили, что запуск такого автобуса — очень важный шаг на пути внедрения беспилотного транспорта в Дубае. К 2030 году около четверти всего транспорта города будет полностью автоматизированным.

На улицы Сингапура вышло первое в мире беспилотное такси

Летом 2016 года в Сингапуре начала работать первая в мире служба беспилотного такси. Шесть электрокаров будут перевозить пассажиров по территории в 2,5 квадратных мили в одном из деловых районов города, сообщает 25 августа Associated Press[29].

Автопарк, состоящий из автомобилей Renault Zoe и Mitsubishi i-MiEV, принадлежит компании nuTonomy. К концу этого года руководство компании надеется увеличить число беспилотных такси до 12 единиц, а к 2018 году заменить все такси в городе на автомобили без водителей. Отмечается, что в настоящее время для пользования услугами беспилотных такси нужно получить специальное приглашение от компании.

По словам главного операционного директора компании Дага Паркера, внедрение в инфраструктуру Сигапура проекта nuTonomy позволит сократить число машин в городе с 900 тыс. до 300 тыс.

Американские производители создадут универсальный автопилот

Летом 2016 года стало известно, что в январе 2017 года компании Delphi Automotive и Mobileye намерены продемонстрировать систему, способную контролировать движение автомашины в сложных дорожных условиях. Полностью автоматизированная система управления, возможно, будет устанавливаться на автомобилях конвейерной сборки уже с 2019 года. С таким прогнозом выступила газета Wall Street Journal[30], сообщившая об объединении ресурсов для такой системы двух крупных компаний по производству запчастей – Delphi Automotive и Mobileye.

Сейчас они поставляют только отдельные компоненты системы – датчики и программное обеспечение для прототипов машин с автопилотом.

Компании намерены показать систему, способную контролировать движение автомашины, например, на круговой развязке, а также осуществлять выезд с второстепенной дороги на оживленное шоссе или делать левый поворот через полосу встречного движения. Как заявил в интервью газете главный управляющий компании Delphi Кевин Кларк, в этот проект «будет вложено несколько сотен миллионов долларов».

«Компании рассчитывают на то, что на базе партнерства удастся создать систему управления, пригодную для установки на все типы автомобилей – от небольших машин до пикапов, – пишет газета. – Производство такой системы позволит этим компаниям занять лидирующие позиции в борьбе за поставки высокотехнологичных систем для беспилотных автомашин. Наше объединение происходит в момент, когда крупные автопроизводители сами предпринимают попытки создать автоматическую систему управления для своих машин».

Как отмечает издание, компании Alphabet и General Motors уже «давали понять, что выпустят такие системы раньше», Volvo намерена провести испытания беспилотного автомобиля в будущем году, а Nissan и Tesla намереваются создать конкурентоспособные системы к концу нынешнего десятилетия.

Первая жертва автопилота

Так или иначе, в Tesla считают, что тяжесть последствий ДТП объясняется именно длинным свесом грузового автомобиля. В компании отмечают, что если бы автомобиль врезался в прицеп, то водитель мог бы выжить, — подобные аварии с участием Tesla уже неоднократно происходили.

Власти США летом 2016 года приступили к расследованию причин первого смертельного ДТП с участием автомобиля, который двигался на автопилоте. Сама авария произошла в штате Флорида еще в мае, но известно об инциденте, в котором погиб водитель, стало только в июле. Электромобиль Tesla Model S с включенным автопилотом протаранил на шоссе тягач с прицепом, который двигался в перпендикулярном направлении, пытаясь пересечь перекресток. Как сообщила пресс-служба Tesla, авария произошла из-за стечения трагических обстоятельств[31].

В Tesla полагают, что причина ДТП может состоять в том, что автоматика, под управлением которой находилось транспортное средство, не успела распознать опасность из-за белого цвета прицепа грузовика на фоне яркого неба. По той же причине, по предположению автопроизводителя, не среагировал вовремя и сам водитель, который мог бы взять управление машиной на себя: яркое солнце могло ослепить его. По другой версии, автопилот мог дать сбой из-за длинного свеса прицепа фуры и большого дорожного просвета, что помешало радарам «увидеть» препятствие впереди.

Последствия оказались чудовищными: автомобиль проехал под фурой, в результате чего у седана снесло крышу, затем вылетел с шоссе, протаранив два забора, и остановился, врезавшись в столб. В результате многочисленных столкновений 40-летний водитель электрического седана Джошуа Браун скончался на месте инцидента от полученных травм.

Так или иначе, в Tesla считают, что тяжесть последствий ДТП объясняется именно длинным свесом грузового автомобиля. В компании отмечают, что если бы автомобиль врезался в прицеп, то водитель мог бы выжить, — подобные аварии с участием Tesla уже неоднократно происходили.

Эта авария с участием транспортного средства с автономным управлением стала первой, в которой погиб человек. При этом автомобили Tesla с функцией автопилота в общей сложности проехали уже более 200 млн км. В то же время, согласно статистике, в США один смертельный случай в результате ДТП в среднем приходится на 145 млн км пробега всех автомобилей.

Кем пожертвовать: пассажиром или пешеходом?

Кем пожертвовать: пассажиром или пешеходом? MIT сделал тест на моральные дилеммы, с которыми столкнутся самоуправляемые автомобили[32].

Мораль искусственного интеллекта — один из самых обсуждаемых вопросов, связанных с наступлением эры роботов. Массачусетский технологический институт (MIT) разработал специальный тест, который помогает лучше понять, с какими моральными дилеммами сталкиваются разработчики искусственного интеллекта, а заодно разобраться со своими нравственными ориентирами.

Тест очень простой. В нем надо поставить себя на место искусственного интеллекта самоуправляемой машины и выбирать, кем в ДТП можно пожертвовать — пешеходами на перекрестке или пассажирами в автомобиле. Иногда надо выбирать между тем, кого из пешеходов надо задавить, а кого — спасти.

Всего в тесте 13 вопросов. Количество пассажиров и пешеходов в некоторых задачах разное, в некоторых — одинаковое. Кроме того, отличается их возраст, пол, социальное положение. В некоторых вопросах есть домашние животные — они приравнены к другим пассажирам и пешеходам.

Для примера возьмем следующую задачу: в машине сидят женщина и двое детей (мальчик и девочка), а по пешеходному переходу идут женщина и две старушки. Необходимо выбрать, кого из них искусственному интеллекту спасать, а кем — жертвовать.

В конце теста пользователю рассказывают, кем он жертвует чаще всего и как отвечали другие люди, которые прошли тест.

На сайте MIT можно также придумать собственную моральную задачу на основе вопросов теста и посмотреть, какие вопросы поставили другие пользователи.

США: компьютер, управляющий автомобилем вместо человека, может считаться водителем

10 февраля 2016 года национальное управление по безопасности движения на автострадах США (англоязычная аббревиатура NHTSA) сообщила, что с точки зрения закона компьютер, управляющий автомобилем вместо человека, может считаться водителем[33].

Это заключение позволяет сделать вывод - Google значительно продвинулась в деле внедрения беспилотных автомобилей[34], поскольку агентство не против, чтобы машины без водителей двигались по автострадам при условии ответственности Google. Но федеральным законом решение агентства считать нельзя — это только рекомендация.

В действующих ПДД США водителем считается тот, кто находится на месте за рулем транспортного средства. Но Google планирует создать автомобиль, соответствующий четвертому уровню автоматизации управления, описанному в предварительной версии стандарта, опубликованного в мае 2013 года. В этом авто не будет обычных органов управления — рулевого колеса, педалей, рычагов. В компании считают: возможность вмешательства пассажиров в управление снижает безопасность движения.

Управление безопасности движения планирует рассмотреть возможность изменения соответствующих разделов федеральных стандартов безопасности транспортных средств, но для этого требуется время.

2015

Авария беспилотного автомобиля Google

Беспилотный автомобиль от Google попал в серьезное ДТП, которое обошлось без жертв, но три сотрудника Google получили травмы. «Самоходный» гибридный кроссовер Lexus RX 450h подъезжал к перекрестку, когда движущиеся перед ним два автомобиля неожиданно начали тормозить, несмотря на разрешающий проезд сигнала светофора. Водители этих авто увидели затор после перекрестка и, несмотря на горящий «зеленый», не решились выезжать на пересечение улиц, чтобы не заблокировать движение на перекрестке. Автономный Lexus также затормозил. Водитель же ехавшей позади «гугломобиля» машины среагировать не успел и на скорости 27 км/ч врезался в Lexus. Позже выяснилось, что управлявший этой машиной мужчина даже не успел нажать педаль тормоза до момента удара.

Смотрите также (Робототехника)



  1. Wikipedia: Беспилотный автомобиль
  2. Умным городам нужны умные транспортные средства
  3. Gurney, Jeffrey K. «Sue My Car Not Me: Products Liability and Accidents Involving Autonomous Vehicles», 2013 U. Ill. J. L. Tech. & Pol'y, Fall 2013.
  4. New Allstate Survey Shows Americans Think They Are Great Drivers - Habits Tell a Different Story
  5. Self-driving cars to jolt market by 2035
  6. Reliance on autopilot is now the biggest threat to flight safety, study says
  7. Will The Google Car Force A Choice Between Lives And Jobs?
  8. |Mass unemployment fears over Google artificial intelligence plans
  9. What If Your Autonomous Car Keeps Routing You Past Krispy Kreme?
  10. Mark Harris FBI warns driverless cars could be used as 'lethal weapons'. theGuardian.com (16 July 2014).
  11. Patrick Lin The Ethics of Autonomous Cars. The Atlantic (October 8, 2013).
  12. Tim Worstall When Should Your Driverless Car From Google Be Allowed To Kill You?. Forbes (2014-06-18).
  13. «Водителя в автомобиле может и не оказаться» Руководитель автомобильной лаборатории «Яндекса» — о беспилотных машинах и их перспективах
  14. [http://corp.cnews.ru/news/top/2016-11-23_putinu_predlozhili_sozdat_v_rossii_otkrytuyu_os CNews: Путину предложили создать в России открытую ОС для беспилотных автомобилей]
  15. Тестирование беспилотных машин каршеринга начнётся в следующем году
  16. В Москве изучат возможность запуска беспилотных автобусов
  17. Росавтодор может установить на участке трассы Казань-Набережные Челны датчики для беспилотных автомобилей
  18. [http://www.m24.ru/articles/116817 Беспилотные такси могут появиться в Москве Подробнее: http://www.m24.ru/articles/116817?utm_source=CopyBuf]
  19. Беспилотные автомобили. Состояние рынка, тренды и перспективы развития
  20. Самоуправляемые автомобили помогут США экономить до $340 млрд в год
  21. Китай построит самый большой в мире полигон для беспилотников
  22. Беспилотный грузовик впервые доставил партию пива
  23. Self-driving cars take to UK streets for first public road tests
  24. S&T RF
  25. CNews: США боятся, что беспилотные автомобили станут оружием для охоты на людей
  26. Полноценный автопилот Tesla. Видео
  27. LIFE: NVIDIA показала беспилотный авто, способный ездить без дороги
  28. CNews: Panasonic тестирует прототип беспилотного и самопаркующегося автомобиля
  29. ИА REGNUM: На улицы Сингапура вышло первое в мире беспилотное такси
  30. Delphi, Mobileye Join Forces to Develop Self-Drive System
  31. Первая жертва автопилота. В США расследуют первое смертельное ДТП с Tesla на автопилоте
  32. MIT сделал тест на моральные дилеммы, с которыми столкнутся самоуправляемые автомобили
  33. Управление безопасности движения США готово рассматривать компьютер в качестве водителя
  34. Беспилотный автомобиль Google

Отрасли: Транспорт

TAdviser рекомендует

27 апреля, Чт.


Бета
Лидеры по внедрениям ИТ в корпоративном секторе

Добавить: