Авторское право в интернете. Государственные и социальные структуры, Интернет-сервисы, Юриспруденция, Россия
 
ТоварыВалюты, ЦБАкции
18 декабря 04:15
Золото ЦБ
₽2381
11,04
Золото
$1257
-0,11%
Серебро ЦБ
₽30,32
0,68
Серебро
$16,1
-0,16%
Нефть
$63,2
-0,19%

₽2,13
0,00

₽0,18
0,00
Br
₽29,0
0,03

₽69,4
0,03
€ / $
1,17
0,00%
Bitcoin
$18276
-4.25%
Ethereum
$697
-3.43%
Ростелеком
₽64,3
0,31%
Яндекс
₽1895
-1,25%
Mail.ru
$28,6
-0,69%
Luxoft
$54,6
2,06%
Epam
$106,7
1,54%
Мегафон
₽524,0
1,35%
МТС
₽266,0
3,83%
Veon
$3,9
-1,53%
Qiwi
₽847
2,54%
РБК
₽5,9
-1,84%
2017/12/06 14:56:56

Авторское право в интернете

.

Содержание

Хронология событий

2017

Еврокомиссия назвала направления развития борьбы с интернет-пиратством

Европейская комиссия представила осенью 2017 года ряд новых мер по защите авторских прав. В частности, Брюссель предложил поощрение добровольного отказа компаний от размещения рекламы на пиратских сайтах, внедрение новых технологий борьбы с пиратством на основе блокчейн, а также распространение подробных рекомендаций относительно толкования действующего законодательства. Кроме того, была отмечена важность оказания целевой поддержки властям третьих стран для развертывания борьбы в глобальном масштабе, пишет Mediasat[1].

По словам члена Еврокомиссии, добровольные соглашения между представителями индустрии могут дать больший эффект в борьбе с контрафактом и пиратством, нежели судебные иски. Для сокращения финансирования пиратских сайтов необходима работа с двумя главными целевыми группами – рекламодателями и платежными системами.

Впервые на повестку дня было вынесено использование для борьбы с онлайн-пиратством технологии блокчейн, которая может найти применение для отслеживания несанкционированного использования аудиовизуальных произведений. Кроме того, Еврокомиссия выпустила новое руководство по интерпретации Директивы об усилении защиты прав интеллектуальной собственности IPRED от 2004 г. В частности, в руководстве даются рекомендации по отправке запросов на блокировку сайтов и освещается проблема фильтрации загруженной в сети информации.

ABI Research: Пиратство ежегодно наносит провайдерам убыток в размере $6-8 млрд

Видеопиратство – копирование и продажа контента, защищённого авторским правом – является проблемой с момента появления в 1979 году VHS–кассет и начала эры видеозаписи, отмечает исследовательская фирма ABI Research. Однако пиратство в очередной раз сменило свою форму: оно вышло за пределы пиратских сет-топ-боксов и захватило сферу перераспределения контента в широкополосных сетях.

Среди наиболее распространённых сегодня форм пиратства – использование приставок Kodi со специальной прошивкой, живые потоки в социальных сетях, торренты с эксклюзивными сериалами и фильмами, дистрибуция в интернете через файловые шлюзы, а также незаконное передача паролей. Провайдеры услуг ежегодно недополучают из-за пиратства прибыли на сумму от 6 до 8 миллиардов долларов.

«Поставщики контента должны изменить свой подход к борьбе с пиратством с ориентированного на устройства – в частности, с использованием систем условного доступа (CAS) и систем управления цифровыми правами (DRM) на комплексный сервис-ориентированный подход с использованием современных инструментов противодействия пиратству», – советует вице-президент агентства ABI Research Сэм Роузен.

Список самых важных инструментов борьбы с пиратством включает в себя систему нанесения водяных знаков на принципах сессии, мониторинг пиратства в режиме реального времени, направленный на выявление фактов пиратского потребления контента, их локализацию, а также их пресечения путём прекращения деятельности источника такого контента или отключения его от сети. Среди прочих инструментов – управление совместным использованием паролей, а также работа с другими поставщиками контента на рынке с целью принятия эффективных мер, направленных на борьбу с пиратством. Авторы подготовленного агентством ABI Research отчёта «Защита контента и маркировка его водяными знаками» прогнозируют, что к 2022 году примерно 400 миллионов долларов, или же приблизительно 33% доходов рынка DRM перейдёт в доходы, ориентированные на услугу, либо получаемые от деятельности, приравненной к услуге (aaS).

Сайты, посвящённые освещению новостей и миру технологий, часто занимают весьма неоднозначную позицию по отношению к пиратству. К примеру, издание New York Times уверяет свою аудиторию в том, что «правительство вряд ли будет вас преследовать» за передачу кому-либо своих паролей, а TechRadar ставит приставки Kodi в один ряд с ОТТ приставками – такими, как Roku и Apple TV.

Тема пиратства часто появляется в заголовках новостей – достаточно вспомнить, к примеру, сообщения о том, что очередной эпизод «Игр престолов» от компании HBO до момента начала его официальной трансляции по телевидению или распространения по заказу. По словам Роузена, компания HBO пострадала от пиратов в нескольких плоскостях – включая проблемы кибер-безопасности и утечку на разных этапах производственной цепочки. Обнадёживает тот факт, что как в случае с утечкой в производственной цепочке HBO, так и в недавних случаях с пиратским распространением контента Британской премьер-лиги, обладатели прав на контент очень быстро обратились в суды, а суды, в свою очередь, приняли незамедлительные меры, продемонстрировав лучшую в сравнению с прошлым кооперацию и срочность.

Несмотря на важность защиты всех видов контента, относящегося к сфере ОТТ и платного ТВ, в настоящее время в экосистеме видео наблюдается существенный рост инвестиций в новые типа контента, для которых опасность пиратства намного выше той, которая имела место быть в прошлом. Инвестиции в производство эксклюзивного контента, ранние релизы в системе VoD и создание Ultra HD контента создают условия, при которых доступ к контенту получают лишь провайдеры определённых платформ, работающих на рынке. Это побуждает пользователей обращаться к пиратам в случаях, когда они не могут найти нужный им контент на своей любимой платформе либо считают его слишком дорогим. К 2022 году примерно 32% от всех доходов в сфере платного ТВ и ОТТ будет связано именно с этими типами контента.

Минкультуры отрегулирует антипиратскую деятельность поисковиков

Минкультуры России опубликовало[2] поправки к закону "Об информации", которые регулируют деятельность поисковых систем при выдаче ссылок на пиратский контент. Как говорится в пояснительной записке к документу, сейчас отсутствует механизм, который бы позволял правообладателям обращаться к поисковику с требованием прекращения выдачи таких ссылок. Кроме того, отсутствует механизм ограничения доступа к анонимным сайтам, а сами поисковики как таковые законодательно не обязаны прекращать выдачу ссылок на нелегальные ресурсы[3].

В связи с этим министерство предлагает обязать поисковики размещать на своем сайте информацию для направления заявления о прекращении выдачи ссылок, а также предусмотреть возможность направления такого заявления посредством заполнения электронной формы. Предлагается обязать поисковик после получения заявления правообладателя в течение суток удалить ссылки на пиратские ресурсы либо направить заявителю мотивированный отказ.

Роскомнадзору, в свою очередь, предлагается на основании вступившего в силу судебного акта в течение трех рабочих дней направлять не только провайдерам уведомление о принятии мер по ограничению доступа, но и операторов поисковых систем уведомлять об обязанности прекратить выдачу ссылок на ресурсы.

Поправки также вводят механизм блокировки анонимных сайтов, содержащих нелегально размещенный контент. Как поясняют в министерстве, в настоящее время абсолютное большинство заявлений подается в отношении сайтов, владельцев которых невозможно установить. Учитывая, что на прохождение всей судебной процедуры для блокировки пиратского сайта требуется 6-8 месяцев, правообладатель не имеет возможности возместить расходы, связанные с судебной процедурой, а также взыскать компенсацию за нарушение прав.

Минкультуры предлагает Роскомнадзору в течение суток с момента получения заявления об ограничении доступа направлять операторам связи требование о принятии мер и извещать владельца анонимного сайта и провайдера хостинга об ограничении доступа к такому сайту. В течение десяти рабочих дней владелец такого сайта может обратиться в ведомство с заявлением об отмене принятых мер.

Поисковики начали удалять пиратские сайты из выдачи

Роскомнадзор намерен направить поисковым системам обращения с требованием удалить из выдачи ссылки на навечно заблокированные сайты, в том числе торрент-трекеры. Об этом пишут в октябре "Известия" со ссылкой на представителя ведомства Вадима Ампелонского.

Согласно поправкам в закон, вступившим в силу 1 октября, поисковики обязаны удалять из выдачи ссылки на пиратские ресурсы и их "зеркала". Однако пока что в большинстве поисковых систем все еще можно обнаружить, например, популярные торрент трекеры, такие как Rutracker.

Между тем, по данным издания, 70% новых пользователей приходят на подобные ресурсы по ссылкам из поисковой выдачи.

Минкомсвязи получило полномочия по блокировке сайтов

Государственная Дума одобрила в июне 2017 года во втором чтении законопроект о блокировки «зеркал» пиратских сайтов. Соответствующий документ представляет из себя поправки к Закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации»[4]. Законопроект первоначально был разработан Минкомсвязи. В начале 2017 г. его утвердило Правительство, после чего документ был внесен в ГосДуму. В марте законопроект был утвержден депутатами в первом чтении.а

Смотрите подробнее Цензура (контроль) в интернете. Опыт России

Мировые студии объединились, чтобы бороться с пиратством

Ведущие представители мировой киноиндустрии основали объединение для борьбы с пиратством в интернете. В антипиратский Альянс вошли тридцать компаний, в том числе HBO, Netflix, Amazon, BBC, Lionsgate, NBCUniversal, Sony Pictures, Warner Bros. Entertainment, The Walt Disney Company, Paramount, Metro-Goldwyn-Mayer, Sky, Twentieth Century Fox и другие мощные игроки рынка. В том числе из Европы и Азии, пишет газета "Коммерсантъ".

Объединение будет работать совместно с Американской ассоциацией кинокомпаний, предупреждая появление пиратских копий в интернете и взаимодействуя с правоохранительными органами в различных странах для расследования дел, связанных с пиратством.

В 2016 году пользователи 5,4 млрд раз скачивали нелегальные копии фильмов через торрент-трекеры. Согласно оценкам правообладателей, из-за пиратства американская киноиндустрия теряет около $6,1 млрд каждый год.

Хакеры украли новых «Пиратов Карибского моря»

В мае 2017 года стало известно о том, что хакеры украли фильм студии Disney и требуют с нее выкуп, угрожая в противном случае опубликовать украденное. Скорее всего, речь идет о новых «Пиратах Карибского моря». Disney отказывается платить этот выкуп и пытается решить проблему с помощью правоохранительных органов. [5]

Исполнительный директор кинокомпании Walt Disney Боб Айгер (Bob Iger) признал, что неизвестные злоумышленники получили доступ к еще не выпущенному фильму киностудии. По сведениям Hollywood Reporter, свое признание Айгер сделал, выступая на встрече с представителями компании ABC в Нью-Йорке. Информацию подтверждают несколько источников издания. Айгер отметил, что злоумышленники требуют огромный выкуп в биткоинах и грозят выпустить в Сеть сначала первые пять минут фильма, затем первые двадцать, а там и весь фильм, если их требования не будут выполнены.

Хакеры похитили следующую часть фильма «Пираты Карибского моря»

В настоящее время Disney готовит к выпуску фильмы «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» и «Тачки 3». «Пираты» должны выйти на экраны 19 мая 2017 года. «Тачки» выйдут 16 июня. Преждевременная утечка любого из этих фильмов чревата крупными финансовыми потерями для их создателей, поскольку именно первые несколько дней проката определяют, отобьются ли расходы на создание киноленты или нет. Все фильмы серии «Пираты Карибского моря» характеризуются очень высокими бюджетами. Последний фильм не исключение: по некоторым данным, бюджет уже перевалил за отметку 320 млн долларов, что на 70 млн больше запланированного изначально. Провал фильма в прокате станет для Disney очень болезненным ударом.

До недавнего времени ходили слухи, что хакеры смогли похитить черновой вариант фильма «Звездные войны: последний джедай», но оказалось, что это не соответствует действительности.

Ранее в 2017 году хакеры украли и выложили на The Pirate Bay большую часть эпизодов нового, еще не вышедшего сезона сериала «Оранжевый – хит сезона». Злоумышленник, называющий себя в твиттере thedarkoverlord, пытался добиться от компании-прокатчика Netflix выплаты крупного выкупа, но получил отказ, после его опубликовал 10 эпизодов сериала.[6]

По утверждению самого thedarkoverlord, в его распоряжении еще несколько не вышедших фильмов и сериалов, так что еще несколько кино и телекомпаний вскоре могут столкнуться с попытками шантажа, как ранее столкнулись компании UTA, ICM и WME.

« Голливуд нередко становится объектом нападения со стороны хакеров, однако вымогательство подобного рода – это нечто новое, - говорит Дмитрий Гвоздев, генеральный директор компании «Монитор безопасности». – То, что пока киностудии отказываются платить, является скорее хорошей новостью. Однако стоит хотя бы одной из них поддаться, как атаки с целью выкупа приобретут характер эпидемии. Но в данном случае возможно использование модной темы взлома для продвижения своего продукта. Кинопроизводителям впору закладывать в бюджеты своей продукции отдельную статью на обеспечение кибербезопасности, а, возможно, и рекламу взлома. »

Беларусь возглавила список самых пиратских стран

Компания Muso по разработке антипиратских технологий подготовила список стран, чьи пользователи чаще всего посещали пиратские ресурсы. Как пишет Quartz[7], из рейтинга понятно, что жители стран с наименьшим средним доходом чаще других заходят на ресурсы с контрафактным контентом. На первом месте по количеству посещений на одного пользователя оказалась Беларусь[8].

В топ-10 в большинстве своем оказались страны из бывшего Советского союза. Например, следом за Беларусью разместилась Литва, Грузия, Украина и Латвия. В таблице также приведен показатель валового национального дохода на душу населения.


Из десятки выбиваются лишь только Израиль и Сингапур. Насчет последнего западные медиа недоумевают: как четвертая богатейшая страна мира могла оказаться в этом рейтинге? Неужели ее жители скупятся заплатить мизерную для себя сумму по сравнению с белорусами и украинцами за легальные онлайн-сервисы наподобие Netflix.

Также был представлен график динамического изменения популярности пиратских сайтов.

Россия в приоритетном списке США наблюдения в связи с пиратством

Торговое представительство США опубликовало ежегодный отчет о состоянии в сфере защиты интеллектуальной собственности в более чем 30 странах мира. Россия остается в приоритетном списке наблюдения в 2017 году, говорится в документе. В этот список входит 11 стран, в числе которых также Китай, Украина, Кувейт и Чили[9].

Среди проблем, которые выделило ведомство в России – нарушение авторских прав, подделка товарных знаков и непрозрачные процедуры организации коллективного управления правами. США обеспокоены сообщениями о том, что правоприменение в области пиратства продолжало снижаться в 2016 году, увеличивается объем контрафактной торговли товарами из-за рубежа и у российских правоохранительных органов по-прежнему не хватает персонала, опыта и политических рычагов для борьбы с преступлениями в области интеллектуальной собственности.

Россия предприняла некоторые позитивные шаги в 2016 году, но в целом ситуация остается крайне сложной. Мосгорсуд вынес более 700 предварительных предписаний в отношении нарушителей. Однако недостаточная защита прав интеллектуальной собственности является постоянной проблемой, и общее количество рейдов, уголовных обвинений и осуждений продолжает снижаться.

По данным отчета, неэффективная защита авторских прав, в том числе в интернете, остается серьезной проблемой, наносящей ущерб российским и зарубежным правообладателя. В России находятся несколько сайтов, которые способствуют онлайн-пиратству. Количество нелегальных копий фильмов, записанных в кинотеатрах, выросло на 300% за год.

В стране принят закон, который позволяет правообладателям обращаться в суд, но не предпринимаются шаги для того, чтобы найти корень проблемы, а именно обратиться с претензиями в отношении владельцев крупных коммерческих сайтов, торгующих пиратскими материалами, включая программное обеспечение.

В заключение документа говорится, что США призывают Россию разработать более всеобъемлющую, прозрачную и эффективную стратегию обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности с целью сокращения нарушений, в частности, продажи контрафактных товаров и пиратства контента. США продолжат следить за прогрессом России в этих направлениях.

РОЦИТ: Более 70% активного Рунет-сообщества готовы платить за легальный контент

Вопреки мнению о неготовности пользователей платить за легальный контент, исследование РОЦИТ показало, что активное интернет-сообщество готово на законных основаниях приобретать контент у правообладателей.

Контент – это вся цифровая информация в интернете – музыка, видео, тексты, фотографии. Официального определения «легальный контент», как такового не существует. Можно сказать, что легальный – это контент, защищенный правообладателем. Чаще всего создатель контента использует несколько механизмов для защиты своего интеллектуального труда:

  • Расположение на изображении Watermark (водяной знак) – отличительный знак, который сохраняется при копировании изображения/фотографии
  • Запрет на копирование программными средствами
  • Предупреждающее всплывающее окно, о том, что контент принадлежит правообладателю и при его копировании обязательно указание источника/автора

В некоторых случаях автор контента просит оплатить использование созданной лично им цифровой информации. Купить платный контент можно непосредственно у его владельца, а можно воспользоваться многочисленными приложениями или веб-сервисами, аккумулирующими схожий цифровой контент. Наибольшей популярностью у респондентов пользуются музыкальные сервисы. Более 60% опрошенных слушают музыку онлайн. Не отстают и онлайн-кинотеатры. Уже 38% пользователей покупают или арендуют просмотр фильмов и сериалов. Также стоит отметить, что уже более 30% респондентов готовы платить за контент от 100 до 300 рублей в месяц и 8% готовы отдавать до 5000 рублей за использование легального сервиса.

Тенденция к «экологичному» потреблению, безусловно, есть, но цифровых пиратов это не останавливает. Пиратские ресурсы продолжают осуществлять свою незаконную деятельность на просторах Рунета. Они предлагают некачественный сервис, демонстрируя рекламу запрещенных на территории РФ продуктов и сервисов, таких как финансовые пирамиды или казино.

Все ещё большое число пользователей продолжают потреблять нелегальный контент, не задумываясь о негативных последствиях такой деятельности. Согласно совместному исследованию РОЦИТ и онлайн-кинотеатра Окко, 20% респондентов используют для просмотра видео нелегальные онлайн-кинотеатры один раз в неделю и чаще. Треть опрошенных, зная, что реклама на нелегальных ресурсах приносит доходы, которые идут на противозаконную деятельность интернет-пиратов, продолжают пользоваться нелегальными сервисами и это знание их не останавливает.

Цифровые пираты в буквальном смысле продают просмотры пользователей своим недобропорядочным рекламодателям, и совершенно не заинтересованы ни в качестве сервиса, ни в качестве контента. Именно поэтому при просмотре видео с пиратского ресурса раз в 15 минут транслируется реклама, аудиодорожка видео не совпадает с картинкой или видео просто обрывается. Клиентский сервис для пиратов просто не существует, тогда как добросовестные и легальные ресурсы ставят во главу бизнеса – лояльность пользователей и их ценности.

Правообладатели стали в пять раз чаще жаловаться на пиратские сайты

Более 2 тыс. заявлений правообладатели направили в Роскомнадзор с жалобами на 27 тыс. пиратских сайтов в 2016 году. Это в пять раз больше обращений, чем было направлено годом ранее, сообщает в апреле 2017 года ComNews.

В результате Мосгорсуд направил регулятору 812 определений – это в четыре раза больше, чем в прошлом году. На основании 129 решений были навсегда заблокированы 213 сайтов. Сейчас в реестре запрещенной информации значится 88,5 тыс. ресурсов – это на 30% больше, чем в 2015 году. Более 26 тыс. сайтов внесено в реестр распространения экстремистской информации, обнаружено более 24 тыс. "зеркал" экстремистских сайтов.

Также отмечается рост числа пользователей, которые приобретают легальный контент – с 8 млн в 2013 году до 22 млн в 2016-м. Продажи онлайн-видео выросли на 20% в прошлом году, до 4,5 млрд рублей.

В течение года Роскомнадзор также планирует внедрить программное обеспечение для отслеживания противоправного контента на мобильных устройствах.

Австралия: потребление пиратского контента постепенно снижается

Количество австралийцев, потребляющих пиратский контент, постепенно снижается, свидетельствуют аналитики Creative Content Australia. В 2016 году доля скачиваний фильмов снизилась на 1% по сравнению с предыдущим годом и составила 14%, на 3% упала доля скачиваний ТВ-шоу[10].

В 2015 году 14% респондентов заявили, что смотрели трансляции пиратского видео на вебсайтах, тогда как в 2016 году таких пользователей оказалось уже 11%. Общая доля трансляций пиратских фильмов разными способами снизилась с 13% до 9%.

Снижение пиратства и контрафакции на 1% увеличит экономику ОЭСР на $30 млрд

Глобальный рынок контрафактной и пиратской продукции и услуг составил от $923 млрд до $1,13 трлн в 2013 году, по подсчетам агентства Frontier[11]. Это практически эквивалентно размеру всей экономики Испании в 2015 году[12].

Экономические последствия от деятельности пиратов с точки зрения вытесненного бизнеса, налоговых убытков, нереализованных инвестиций и т.п. составили $737-898 млрд.

По оценкам агентства, пресечение данной незаконной деятельности будет иметь ощутимые последствия. Так, снижение объемов пиратства и контрафакции на один процент дало бы дополнительные $30-54 млрд к росту экономики стран Организации экономического сотрудничества и развития только в 2017 году.

Почти 90% пользователей в России не считают онлайн-пиратство незаконным

87% российских потребителей, опрошенных компанией Irdeto, убеждены, что производство и распространение пиратского видеоконтента не запрещено законом, а 66% считают, что трансляция и загрузка пиратского контента также легальна. Более половины респондентов (57%) при этом сами активно потребляют пиратский контент. Почти четверть таких пользователей (22%) просматривают его один или несколько раз в неделю.

Даже узнав о том, что из-за видеопиратства продюсерские студии теряют прибыль и это сказывается и на качестве, и на объеме инвестиций в съемку новых фильмов и сериалов, почти половина (48%) опрошенных указала, что этот факт не снизит незаконное потребление видео с их стороны. Как оказалось, всего только 12% потребителей готовы, в свете полученной информации, полностью прекратить просмотр пиратского контента.

Что касается наиболее популярного пиратского контента, то, по данным исследования, 38% потребителей предпочитают пиратский просмотр фильмов, которые идут в кинотеатрах. Кроме того, 21% потребителей наиболее заинтересованы в просмотре пиратских версий телесериалов. Прямые спортивные трансляции, а также оригинальный OTT-контент от Netflix, Hulu и других провайдеров не так популярны в России — в пользу этих трех категорий делает выбор менее 5% респондентов. Что касается методов, используемых для просмотра или доступа к пиратскому контенту, то подавляющее большинство (75%) потребителей предпочитают просматривать пиратский контент на своем ноутбуке или компьютере, и гораздо меньше - на планшете (5%) или смартфоне (4% – Android, 1% Apple iOS).

Каждый третий пользователь в США смотрит пиратский контент

Исследование, проведенное Irdeto[13], показало, что 74% американских потребителей считают производство и распространение пиратского видео незаконным. 69% также согласны, что стриминг и загрузка такого контента нелегальны. Несмотря на это, почти треть (32%) респондентов отметили, что они смотрят пиратское видео.

Респондентам во время проведения исследования говорили, что пиратство приводит к финансовым потерям студий, следовательно, те не могут вкладываться в новый контент. Однако 39% опрошенных сказали, что эта информация не влияет на их желание смотреть пиратское видео. Только 19% заявили, что финансовый ущерб от пиратства может остановить их от просмотра такого контента.

Многие потребители не понимают полностью, какой негативный эффект пиратство оказывает на медиаиндустрию. Когда пользователи смотрят нелегальное видео, студии теряют деньги, которые могли бы вложить в создание нового контента, и в то же время доход получают преступные организации.

24% потребителей пиратского контента больше интересуются сериалами. Еще 24% пытаются искать фильмы, которые идут в кинотеатрах. 18% заинтересованы в копировании DVD и Blu-ray фильмов, 10% - в спортивных трансляциях, 9% - в контенте Netflix, Hulu и других OTT-платформ.

2016

Group-IB: Рынок контрафактного онлайн-видео 3,3 млрд руб

В 2016 году рынок контрафактного онлайн-видео вырос более чем в два раза, достигнув 3,3 млрд руб. При этом суммарный доход пиратов рунета в 2016 г. оценивается примерно в 4,3 млрд рублей. А ежегодные потери государства в виде недополученных налогов и сборов составляют порядка 1 млрд руб., пишут "Известия".

Как показало исследование "Экономика пиратских сайтов – 2016" компании Group-IB, самые высокие доходы в данной сфере имеют поставщики нелегального онлайн-видео. Если в 2015 г. они заработали 1,5 млрд руб., то в 2016-ом уже в два раза больше.

Компания составила своеобразный рейтинг доходов нелегальных онлайн-кинотеатров, часть из которых уже заблокирована регулятором. Так, первое место в списке самых успешных пиратских ресурсов занял Seasonvar.ru. Его посещаемость достигает 1 млн человек в сутки, а доход в 2016 году составил 192,3 млн руб.

На втором месте My-hit.org, ежедневная аудитория которого насчитывает 397 тыс. человек, а доход равен 70 млн руб. На третьей позиции HDrezka.me, ныне заблокированный по требованию правообладателей. Его посещаемость достигала 315 тыс. человек в день, а доход составлял 69,4 млн рублей. Далее следуют заблокированные Kinokrad.co (271 тыс. человек, 59,7 млн руб.) и Baskino.Club (234 тыс. человек, 41 млн руб.).

По подсчетам Group-IB, среднестатистический онлайн-кинотеатр в среднем зарабатывает порядка 9 млн руб. в год. При рассмотрении источников прибыли оказывается, что основными являются доходы от подписки, размещения рекламы и сбор добровольных пожертвований. Со временем пиратские ресурсы становятся все более узнаваемыми, адаптируются к нюансам законодательства и открывают новые способы обхода блокировок, что позволяет им процветать. Бороться с нарушителями было бы проще, если бы сами правообладатели уделяли больше внимания защите своего контента, считают в компании.

EY: Масштабы видеопиратства в России

По данным компании EY, объем пиратского рынка пользовательского домашнего видео в России может достигать 30-40 млрд. рублей в год, а суточная аудитория нелегально видео в нашей стране составляет около 4,5 млн человек, в то время как легального видео — 1,1 млн человек[14].

В России не произошло замещения расходов на физические носители расходами на стриминговые сервисы
Среднесуточная пиратская аудитория длинного и среднего видеоконтента составляет 4-5 млн человек
Перевод пиратских пользователей на легальную модель потребления способен увеличить совокупный объем рынка VoD на 9-11 млрд руб.

Facebook внедрит сервис, который позволит идентифицировать правообладателей

На Facebook появится функция, позволяющая идентифицировать авторство музыкальных произведений. Сервис будет схож с Google Content ID, который используется YouTube. После того, как идентификация будет внедрена, представители звукозаписывающих компаний смогут заключить договор о лицензировании авторских материалов, которые размещаются в соцсети. Сроки введения сервиса и заключения соглашений еще не озвучены.

Минкультуры предлагает ввести штрафы за скачивание пиратского контента

Министерство культуры России предлагает ввести штрафы для пользователей за скачивание нелегального контента. Это является одной из мер по ужесточению антипиратского законодательства, которые прорабатывает ведомство.

"Министерство культуры поддерживает резкое ужесточение антипиратского законодательства, соответствующие предложения мы разрабатываем с депутатами Государственной думы", - цитирует RNS министра Владимира Мединского. По его словам, тема обсуждалась на встрече с вице-спикером Госдумы Петром Толстым на заседании комитетов по культуре и СМИ.

Мединский считает, что необходимо значительно ужесточить антипиратское законодательство, и введение штрафов за скачивание – лишь одно из предложений министерства.

"Если более жесткий вариант антипиратского законодательства, принятый во всем цивилизованном мире, не будет у нас принят и не будет исполняться, можно будет поставить крест на существовании автора, творца как институции, способной зарабатывать себе на хлеб", — отметил Мединский.

Определять нарушителя, скачавшего пиратский контент, предполагается, вероятно, по IP-адресу, затем ему будет направлено уведомление о штрафе. В Германии уже действует подобная система, и пользователям за нелегальное скачивание грозят штрафы до 1000 евро.

"Газета.ру" через суд блокирует сайт на 15 дней за пиратство статьи

В июле 2016 года Мосгорсуд принял решение о блокировке портала story-media.ru сроком на 15 суток по заявлению интернет-издания «Газета.ру», следует из документов на сайте суда. Это обеспечительная мера для защиты «интеллектуальных прав на литературное произведение», указано в решении. Предмет спора – текст под названием «Баку – жемчужина Каспия», размещенный на story-media.ru. «Газета.ru» считает его копией статьи Елизаветы Маетной «Цигель-цигель-ай-лю-лю: чем заняться в Баку» (опубликована в марте 2016 г. на «Газета.ru»).

К этому времени чаще всего антипиратским законом продолжают пользоваться производители фильмов и сериалов. Опрошенные «Ведомостями» эксперты говорят, что решение Мосгорсуда по иску «Газета.ru» – первый известный им случай, когда СМИ воспользовалось антипиратским законом для защиты от плагиата текстов.

До сих пор для борьбы с перепечаткой полных версий своих новостей СМИ использовали другие статьи Гражданского кодекса (ГК) – прежде всего общую статью о защите исключительных прав на произведение (ст. 1252).

Антипиратский закон состоит из поправок в статьи ГК (ст. 1253.1 об ответственности информационного посредника), в закон об информации и т. д. То есть до сих пор СМИ могли лишь требовать удаления копий текстов и настаивать на штрафе для нарушителя, а также денежной компенсации, но не блокировки нарушителей.

Хотя перепечатка чужих новостных текстов целиком или целыми абзацами довольно распространенная практика в рунете, СМИ редко предъявляют претензии к нарушителям через суд. Самый известный случай такого рода – иск «Ведомостей» к РБК в 2006 г.: газета обвинила холдинг в массовом копировании текстов и потребовала выплатить 282 млн руб. компенсации. Суд признал, что РБК незаконно использовал публикации «Ведомостей», но снизил компенсацию в сто раз[15].

Чаще всего СМИ письменно требуют у нарушителей удалить нелегально перепечатанные тексты и, как правило, крупные сайты в такой ситуации устраняют нарушения, говорят опрошенные «Ведомостями» юристы издательских домов. Главный юрист «Коммерсанта» Георгий Иванов и юрист еще одного издания считают, что блокировка нарушителей в соответствии с антипиратским законом может быть эффективна для СМИ, когда тексты перепечатывает иностранный сайт или ресурс, с владельцами которого невозможно связаться. Оба юриста уверены, что статьи СМИ в этой ситуации полностью подпадают под определение оригинального литературного произведения.

2015

"Газета.ру" через суд блокирует сайт за пиратство инфографики

«Газета.ru» применила антипиратский закон, чтобы защитить права на инфографику. В сентябре 2015 г. по требованию этого СМИ Мосгорсуд заблокировал сайт go2life.net, который скопировал трехмерное изображение из статьи «Танки Первой мировой».

Закон защищает музыку, книги и ПО

С 1 мая 2015 г. "антипиратский закон" расширен на музыку, литературные произведения и программное обеспечение (ПО).

2013

Copyright Alert System в США

В США в феврале 2013 года вступила в действия система Copyright Alert System, разработанная интернет-провайдерами еще в 2011 году в рамках соглашения о противоборстве пиратству. По условиям соглашения, если провайдер замечает факт нелегального скачивания продукции, пользователю высылается до шести предупреждений, после чего следуют санкции на усмотрение провайдера. Так, пользователю могут снизить скорость интернета, постоянно перенаправлять его на страницу с требованием связаться с провайдером, который может провести с клиентом разъяснительную беседу об авторских правах или принять другие меры по своему усмотрению.

РФ: Закон защищает видеоконтент

В 2013 году вступил в силу т.н. "антипиратский закон", который первоначально распространялся только на видеоконтент. Закон позволяет правообладателям добиваться блокировки пиратских сайтов. В случае неоднократного нарушения авторских прав предусмотрена «вечная блокировка» ресурсов.

2011

Минэк представляет Володину предложения по цифровым меткам

В октябре 2011 г. Минэкономразвития представило вице-премьеру России Вячеславу Володину предложения по изменению авторского права в эпоху интернета. Главная его идея — по умолчанию все правообладатели согласны на бесплатное использование фильмов и музыки в Сети в личных целях. Те, кто не согласен, должны сообщить об этом через специальные цифровые метки, встраиваемые в аудио- и видеофайлы.

Авторское право надо менять, считают авторы предложений, поскольку интернет изменил экономику интеллектуальной собственности. В дополнение к традиционным отношениям «правообладатель–пользователь» в Сети появились «информационные посредники» — операторы связи, интернет-порталы и т.п., обеспечивающие доставку контента от правообладателя пользователю и от одного пользователя другому. Если раньше пользователь «пассивно потреблял» музыку и фильмы, созданные на профессиональном дорогостоящем оборудовании, то сейчас он может сам копировать контент и размещать в Сети материалы, на которые не имеет прав. Вместе с тем Сеть дала правообладателям возможность зарабатывать не только на продаже контента, но иными способами, например, за счет рекламы на сайтах.

Минэкономразвития предлагает принцип «все, что не запрещено, разрешено». По умолчанию — считать, что все правообладатели согласны на использование их материалов в личных целях. А те, кто не согласен, должны уведомить об этом пользователей. Вопрос в том, как это сделать.

Замминистра Воскресенский пишет письмо зампреду Володину

В феврале 2011 г. правительственный совет по развитию кинематографии поручил четырем министерствам — Минэкономразвития, Минкомсвязи, МВД и Министерству культуры — подготовить предложения по обеспечению авторского права в интернете. Результатом этой работы стало сентябрьское письмо замминистра экономического развития Станислава Воскресенского зампреду Вячеславу Володину. Автору письма тесно в рамках одной только России. В этом документе Воскресенский напоминает о трансграничном характере интернета и предлагает сформулировать единые международные правила для авторских прав в Сети. И сделать их частью Бернской конвенции или других базовых межнациональных соглашений об интеллектуальной собственности.

В некоторых странах граждан преследуют за использование в личных целях пиратского контента, который разместили в Сети другие люди. Так, в России о «незаконном использовании объектов авторского права» говорится в ст. 146 УК. Воскресенский считает такой подход «чрезмерно жестким». Рядовому пользователю интернета сложно проверить происхождение размещенных в Сети материалов и разобраться, имеет ли он право использовать их в личных целях.

Минкомсвязи России уже разрабатывает концепцию единой платформы цифрового контента. Замысел такой: все композиторы, кинопродюсеры и другие обладатели авторских прав будут представлять файлы с музыкой или видео на некий общегосударственный сервер. Там файл музыки или фильма снабдят специальной цифровой меткой, по которой его использование в интернете можно будет отслеживать. И только после этого материал пойдет в тираж. Предполагается, что метка позволит задавать условия — кто и на каком оборудовании сможет слушать или смотреть защищенные записи и фильмы. А если правообладатель не передал свой контент на государственный сервер — значит, он не хочет защищать свою собственность[16].

Вот через такие метки представители Минэкономразвития и предлагают регулировать доступ к творениям правообладателей. Ответственность за незаконное размещение контента в интернете Воскресенский предлагает сохранить. Но с двумя оговорками. Во-первых, надо более четко, чем сегодня, разъяснить в законах, что такое «использование в личных целях», за которое ответственности быть не должно. Во-вторых, некоторым участникам рынка — прежде всего электронным библиотекам — нужно дать право свободно оцифровывать контент без разрешения правообладателя. Но только с условием, что бесконтрольного распространения контента через библиотеки не будет. Как отмечается в письме, указанные предложения были направлены в Министерство культуры, Минкомсвязи и МВД, но эти ведомства пока не сформулировали свою позицию.

2010: Опыт Великобритании и Франции

В Великобритании с 2010 года практикуется мягкая предупредительная система — пользователь, скачивающий нелегальные файлы сначала получает предупреждение, и только в случае рецидива на него может быть наложено ограничение со стороны провайдера — в виде уменьшения скорости или временного отключения интернета. Большие штрафы — до 50 тысяч фунтов стерлингов предназначены только для тех, кто использует скачанный контент в коммерческих целях.

Во Франции действует закон Dadvsi, касающийся вопросов авторских прав, согласно которому за распространение пиратского контента полагается штраф в размере до €300 тыс. и/или до трех лет тюрьмы. Первоначально помимо владельцев торрент-ресурсов и файлообменных сетей санкции закона Dadvsi предлагалось применять и к обычным пользователям, однако впоследствии их сочли слишком жесткими и от наказания пользователей отказались.

Смотрите также

  1. Европейская комиссия активизировала борьбу с онлайн-пиратством
  2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части защиты авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет»)
  3. Минкультуры отрегулирует антипиратскую деятельность поисковиков
  4. Минкомсвязи дали право внесудебной расправы с «пиратами» в Рунете
  5. Disney Chief Bob Iger Says Hackers Claim to Have Stolen Upcoming Movie
  6. Hackers threaten to leak 'Pirates 5' unless Disney pays up
  7. One of the world’s wealthiest countries is also one of its biggest online pirates
  8. Беларусь возглавила список самых пиратских стран
  9. Россия вошла в приоритетный список наблюдения в связи с пиратством
  10. Австралия: потребление пиратского контента постепенно снижается
  11. Frontier presents report into economic impact of counterfeiting and piracy
  12. Кабельщик: Снижение пиратства и контрафакции на 1% увеличит экономику ОЭСР на $30 млрд
  13. Many US Consumers Don't Care About Revenue Damage Piracy Causes Media Industry
  14. Масштабы видеопиратства в России и потенциальный эффект от его снижения
  15. СМИ впервые воспользовалось антипиратским законом
  16. Россиянам дадут презумпцию бесплатного интернет-контента