2017/08/18 10:56:36

Беспилотные автомобили в России

С 2015 года компании в России активно развивают технологии, необходимые для создания беспилотных автомобилей.

Содержание

Как устроен беспилотный автомобиль

Основная статья: Автопилот (беспилотный автомобиль)

Мировой рынок

Основная статья: Беспилотные автомобили (мировой рынок)

2017

В Москве появился первый полигон для тестирования беспилотного транспорта

Первый открытый полигон для тестирования беспилотных автомобилей появился в технопарке «Калибр» на улице Годовикова в Останкинском районе Москвы. Трасса длиной 400 метров воспроизводит городскую среду: на ней есть автобусные остановки, пешеходные переходы, дорожные знаки, разметка, соответствующая ГОСТу, а также круговое движение.

«Для компаний, ведущих разработки в области беспилотных транспортных средств, важна инфраструктура, позволяющая тестировать автомобиль и `обучать` его. В целях содействия резидентам технопарка был организован специальный опытный полигон, который используется для обкатывания беспилотников», — рассказали в пресс-службе Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства.

Тестирование беспилотных автомобилей на полигоне уже началось. Резиденты технопарка приняли участие в создании технической части четырех беспилотных автобусов для крупного российского машиностроительного холдинга, в частности разработали двигатель и электронику. Автомобили учат взаимодействовать как с дорожной инфраструктурой, так и с пешеходами на зебре. Их роли играют сами сотрудники технопарка.

Полигон будет использоваться не только резидентами, но и студентами и аспирантами московских технических вузов.

В 2017 году отечественные производители городского электротранспорта и беспилотников получат субсидии в размере 900 млн рублей. Производство этих высокотехнологичных транспортных средств открывает новые возможности для городского планирования и улучшения экологической обстановки.

В России построят специальные дороги для беспилотных авто

Компания «Автодор» начала работы по проектированию в России дорог для «автомобилей будущего». Рассказывая о старте программы, глава госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах отметил летом 2017 года , что для беспилотных авто нужны трассы первой технической категории, которые нужно еще построить или модифицировать. На таких дорогах должен быть обеспечен максимальный уровень безопасности для всех участников дорожного движения, который будет обеспечиваться за счет связи «дорога-машина» и «машина-машина». «Не может автомобиль будущего двигаться по трассе, которая пересекается другими дорогами. То есть на ней должны быть полностью исключены пересечения в одном уровне», – пояснил он.

На подготовительном этапе, по словам Кельбаха, компания разрабатывает принципиально новую дорожную систему. Некоторые изменения уже внедрены. Так, на автозаправках, расположенных вдоль дорог «Автодора», появились парковки для электромобилей, а также возводятся отдельные электрозаправки.

Cognitive Technologies провела полевые испытания беспилотного комбайна

15 августа Cognitive Technologies объявила о проведении первых полевых испытаний комбайна в беспилотном режиме. Работы проводились в Ростовской области совместно с партнером компании — «Ростсельмаш». Экспериментальный образец комбайна RSM 181 TORUM был оснащен системой автоматического вождения Cognitive Agro Pilot.

Во время проведения работ по уборке урожая водитель экспериментального образца комбайна должен был присутствовать в кабине и выполнять функцию контролера. Под управлением ИИ Cognitive Agro Pilot комбайн способен в автоматическом режиме подруливать, совершать повороты, пока не дойдет до конца прогона — до окончания круга (до места обрыва границы поля) либо до перпендикулярной кромки. При этом комбайнеру подается сигнал взять управление на себя. Если управление не будет взято, комбайн останавливается. Подробнее об испытаниях можно прочитать здесь.

«Росэлектроника» изготовила опытные образцы оборудования для беспилотного комбайна

Холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех» 8 августа объявил об изготовлении опытных образцов навигационно-связных элементов бортового и диспетчерского оборудования для системы управления беспилотной сельскохозяйственной техникой. Работы выполняются в интересах группы компаний «Ростсельмаш» московским НИИ микроэлектронной аппаратуры «Прогресс».

В России появится сервисная платформа для организации движения беспилотников

Как стало известно 25 июля, президент России Владимир Путин дал поручение правительству РФ до 1 декабря подготовить предложения о создании российской сервисной информационно-телематической платформы, которая в дальнейшем станет основной для организации беспилотного автомобильного движения, пишут «Известия» со ссылкой на текст распоряжения главы государства.[1]

Фото: geektimes.ru

Предполагается, что платформа будет аккумулировать информацию в транспортной сфере, включая оценку загруженности дорог, оптимизировать транспортные потоки, прогнозировать возникновение чрезвычайных и опасных ситуаций, следить за состоянием оборудования городской и транспортной инфраструктуры. Сбор данных о движении транспорта будет производиться из систем «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Платон», МЧС, Минтранса, ГИБДД, от операторов охранно-поисковых систем и техпомощи и других частных и государственных инфосистем.

Система должна стать универсальной базой для реализации концепции «подключенного автомобиля», а также взять на себя обеспечение платежных сервисов, таких как оплата парковки, сбор платы за проезд, транспортный налог, оплата мультимодального проезда.

В соответствии с поручением президента, разработкой проекта займется правительство совместно с Агентством стратегических инициатив и заинтересованными российскими ИТ-компаниями. Вопросы информационного обмена и сопряжения будут проработаны с АО ГЛОНАСС, Минтрансом, Минприроды, «Ростелекомом» и другими операторами государственных и негосударственных систем, а также сервис-провайдерами.

В 2018 году в Москве могут впервые протестировать сети 5G на беспилотном транспорте

В 2018 году в Москве могут состояться первые испытания сетей связи пятого поколения (5G) на беспилотном транспорте. В связи с этим в столице потребуется обеспечить высокую плотность размещения базовых станций. По мнению министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова, каждые 400-500 метров должна быть установлена новая базовая станция, подключенная по волоконно-оптической линии связи. Подробнее об этом читайте в статье Развитие сетей 5G в России.

В России легализуют связь между беспилотными автомобилями

Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) на заседании 30 июня 2017 г. рассмотрит вопрос об использовании диапазона частот 5,9 ГГц (5855 - 5925 МГц) для интеллектуальных транспортных систем (ITS). Об этом говорится в повестке заседания ГКРЧ, имеющимся в распоряжении CNews[2].

ГКРЧ еще в 2011 г. выделила диапазон 5,9 ГГц для ITS. Однако тогда максимально возможная ЭИИМ (эффективная изотропно излучающая мощность) радиоэлектронных средств в данном диапазоне была установлена на уровне «минус» 10 дБВт (децибелл-ватт), что эквивалентно 20 дБм (децибел-милливатт).

В результате на нынешний момент применение ITS в России ограничено системами взимания платы за проезд транспорта. В то же время, как отмечается в подготовленном для ГКРЧ отчете Научно-исследовательского института Радио (НИИР), данный тип систем является уже устаревшим, хотя он и дал толчок для развития ITS.

Страховка для грузоперевозки с участием беспилотника

Заказчиком продукта выступает отечественная транспортная компания Traft, которая до конца лета 2017 года должна совершить первую в стране грузоперевозку на большегрузном автомобиле с применением технологий беспилотного управления.

Перевозчик хочет застраховать ответственность водителя-оператора беспилотного грузовика перед другими участниками дорожного движения во время экспериментального рейса. Ведь согласно действующему европейскому законодательству, действие которого распространяется и в нашей стране (Венская конвенция о дорожном движении) управление беспилотной фурой должно в обязательном порядке контролироваться человеком, непосредственно находящимся за рулем и выполняющим надзорные функции за правильностью работы всех систем автопилота, включая датчики, сонары, лидары и другие электронные и аппаратные компоненты.

Исполнительный директор Traft Артур Мурадян, объясняя выбор страхового подрядчика, отметил, что "компании нужен был максимально компетентный партнер - не только по части страхового регулирования, но и с точки зрения уже имеющегося у него опыта разработки инновационных страховых продуктов с использованием аппаратно-технических средств". Эксперт напомнил, что именно ИНТАЧ первым в стране успешно запустил массовый розничный страховой продукт КАСКО на основе телематики - водитель по желанию может установить специальное устройство, которое анализирует стиль вождения и поведение на дороге и при аккуратном вождении позволит снизить стоимость полиса. Данный проект приглянулся Traft, после чего перевозчик и обратился к страховщику за помощью.

Страховой продукт длябеспилотника (БПТС) должен включать себя покрытие трех видов ответственности: производителя аппаратно-технических, электронных и информационно-коммуникационных компонентов и решений для БПТС; ответственность настройщика и тестировщика компонентов для БПТС на базе коммерческого промышленного образца легкового или грузового ТС; ответственность эксплуатанта БПТС.

Но на практике такое страхование в современных реалиях оказалось пока трудно реализуемым: в законодательстве отсутствует определение беспилотного транспортного средства и водителя-оператора беспилотника и нет регуляторных понятий, кому предъявлять претензии в случае ДТП. Последние значимые шаги в этом направлении делались еще в марте 2016 года, когда Комиссии ГД РФ по развитию стратегических информационных систем проводила круглый стол, на котором чиновники согласовали проект ряда будущих изменений и поправок в ПДД, уголовный и гражданский кодексы, которые должны будут регулировать вопросы беспилотного транспорта на дорогах общего пользования, и с тех пор заметного законодательного развития тема не получала, отмечает эксперт.

Поэтому за основу страховки на данный момент взята классическая модель страхования ответственности владельца транспортного средства. Относительно беспилотных автомобилей такое страхование в России применяется впервые. Также обе компании договорились накапливать данные о движении БПТС по полигонам и трассам, так как для создания комплексного страхового продукта и просчета рисков необходима статистика об эксплуатации транспортного средства.

«Сейчас мы работаем над экспериментальной моделью страхового продукта для БПТС: сначала страхуется только ответственность водителя-оператора БПТС. Само понятие "оператор" применительно к водителю транспортного средства вводится российскими страховыми компаниями впервые. В дальнейшем будет разработано комплексное страхование БПТС, для чего будут использованы накопленные данные обо всех передвижениях грузовика, поведении водителя и о том, как себя ведет в результате эксплуатации система управления БПТС – комментирует Василий Бусаров, директор по страхованию INTOUCH. – С появлением на дорогах беспилотного транспорта рынок автомобильного страхования ждут коренные изменения, и мы начинаем смотреть в будущее уже сейчас». В страховой компании также отмечают, что ее экспертам на основе данных, полученных в ходе экспериментальной поездки на беспилотнике, необходимо будет понять, в чем на страховой практике будут главные отличия между водителем и оператором. Изначально действия водителя подразумевают полную вовлеченность и ответственность за действия транспортного средства, в то время как оператор - фигура обслуживающая, несколько отстраненная от прямого контроля за автомобилем и, следовательно, лишь косвенно отвечающая за его действия. Данные, собранные в ходе эксперимента, фактически помогут определить, где проходит грань между поведением искусственного интеллекта и зоной ответственности живого человека, отмечают эксперты.

Исследование Gemalto

Почти половина опрошенных в России потребителей (49%) считает, что беспилотные автомобили, вероятнее всего, уже в ближайшее десятилетие станут одним из основных видов транспорта — таковы результаты недавнего опроса, опубликованные компанией Gemalto. Однако поскольку более половины респондентов (58%) в настоящее время не доверяют технологиям автономного вождения, автопроизводителям и их технологическим партнёрам по автомобильной экосистеме, если они действительно хотят воплотить эти технологии в жизнь, предстоит разрабатывать защищенные и безопасные сервисы, чтобы завоевать доверие конечных пользователей. В ходе исследования, проведенного компанией YouGov по заказу Gemalto, было опрошено более 1000 российских потребителей с целью выяснить их отношение к новой экосистеме автомобильного транспорта: подключенным к сети автомобилям, технологиям автономного вождения и новым моделям собственности, ставшим возможными благодаря экономике совместного потребления.

Преимущества беспилотных и подключенных к сети автомобилей

По мере запуска многочисленных испытаний беспилотных автомобилей по всему миру у потребителей растёт уверенность в том, что за технологиями автономного вождения — будущее, при этом почти половина опрошенных (49%) считает, что беспилотные автомобили станут преобладающей формой транспорта уже через 10 лет.

Кроме того, респонденты проявляют большой интерес и к тем преимуществам, которые доступны уже в краткосрочной перспективе, при подключении автомобиля к Интернету. Отвечая на вопрос об основных приоритетах при аренде подключенного к сети автомобиля, в числе основных ответов респонденты называли удобство вождения (основной приоритет для 49% опрошенных), экономия средств (44%) и наличие защищенного Wi-Fi доступа (45%).

Наряду с этим существуют и более развитые и инновационные функции, которыми можно воспользоваться, если оснастить автомобиль защищенным беспроводным модулем, разработанным для автомобильной промышленности. Эта технология позволяет автомобилям взаимодействовать с системами управления дорожным движением и системами дорожной инфраструктуры, получать данные в режиме реального времени о ситуации на дорогах и информацию о безопасности дорожного движения, информацию от служб спасения, взаимодействовать с системами взимания платы за проезд, а также получать информацию о доступных парковочных местах. Помимо этих функций, наиболее привлекательной для потребителей является возможность защитить свой автомобиль от воров и угонщиков (упоминается 84% потребителей). Среди этой функциональности чаще всего респонденты упоминают возможность получения оперативной информации о дорожном трафике по маршруту следования (80%), доступ к более точным спутниковым картам (75%) и получение в режиме реального времени информации о свободных парковочных местах (67%).

Задача, стоящая перед автопроизводителями: завоевать доверие

Несмотря на все предполагаемые преимущества беспилотных технологий потребителям по-прежнему необходимы гарантии собственной безопасности. Говоря о сегодняшнем дне, более половины принявших в опросе потребителей (58%) не доверили бы беспилотному автомобилю совершить всю поездку целиком. Сегодня у респондентов имеются опасения, что хакеры могут получить контроль над автомобилем, что способно в свою очередь привести к аварийным ситуациям (такие опасения есть у 63% потребителей). Кроме того, пользователи опасаются по поводу конфиденциальности своих данных, при этом только 26% потребителей доверяют автопроизводителям и считают, что они способны при обработке собираемых данных с подключенных к сети автомобилей обеспечить должный уровень безопасности.

В случае подключенных к сети автомобилей, а также в случае автономных автомобилей, риски безопасности весьма разнообразны. Речь может идти и о хищении пользовательских данных, и об отключении автомобилей, и о захвате отдельных автомобилей или атаках на целый автопарк. Более того злоумышленники могут перехватывать управление автомобилем и выполнять «неожиданные» действия. Очевидно, что потребителям известно о подобных потенциальных угрозах, что и вызывает у них опасения. Всё это вполне определенно указывает на то, что автопроизводителям необходимо озаботиться укреплением доверия в этой новой экосистеме мобильности. Данная задача имеет первостепенное значение для ускорения внедрения новых технологий и является критически важной для обеспечения общего роста и успеха подключенных к сети автомобилей.

Безопасность через дизайн

Чтобы развеять опасения пользователей в отношении безопасности, автопроизводителям следует использовать многоуровневый подход к обеспечению безопасности через дизайн (security-by-design) — в данной ситуации устранение ошибок по мере их выявления неприемлемо. Этот подход начинается с обеспечения безопасности подключенного к сети автомобиля, его микропрограммного обеспечения (прошивки) и прикладных приложений с помощью инфраструктуры открытых ключей (PKI), сервисов управления ключами и оформлением удостоверений (identity issuance). Но кроме того важно уметь защитить данные, передаваемые по направлению к автомобилю или от него — как во время хранения, так и в процессе их передачи, что осуществляется с помощью высокоскоростной технологии шифрования данных. Подобный подход позволил бы обеспечить безопасный доступ к автомобилю, а также помог бы защитить пользователей от утраты данных, кражи интеллектуальной собственности, мошеннических действий или простоя оборудования.

Существуют определенные области, в которых у большинства традиционных автопроизводителей пока что не накопилось обширных компетенций. Чтобы справиться с поставленной задачей, им потребуется нарастить экспертизу в области информационной безопасности, а также сотрудничать с экспертами в этой сфере, чтобы обеспечить полную защиту своих систем. Вместе с тем, автопроизводителям необходимо быть открытыми и готовыми перенимать опыт от экспертов в области ИТ-безопасности, чтобы обеспечить внедрение передового опыта и самых эффективных подходов к защите информационных систем.

Дорожный знак для беспилотных автомобилей

Дорожный знак, разработанный Студией Артемия Лебедева специально для беспилотных автомобилей, будет установлен на полигоне в Шахово

Транспортная компания Traft, готовящая летом первую в России грузоперевозку с использованием беспилотных грузовиков, получила право на установку специальных знаков на территории своего полигона в Шахово. Знаки «Внимание, на участке беспилотные транспортные средства», «Начало дороги с участием беспилотного транспорта» и «Конец дороги с участием беспилотного транспорта» созданы в соответствии со стандартами дорожных знаков и относятся к пятому разделу ПДД «Знаки особых предписаний».

В Traft знаками решили оборудовать внутренний периметр шаховского полигона, а во время проведения первой беспилотной грузоперевозки согласовать с Госавтоинспекцией и другими ответственными органами установку временных знаков на том участке дороге, где будет проводится тестирование.

Система ИИ для беспилотного зерноуборочного комбайна

Компания Cognitive Technologies анонсировала в апреле 2017 года технологию компьютерного зрения для автоматического вождения зерноуборочного комбайна.

«Предполагается, что наша система сначала будет установлена на экспериментальном образце сельхозтехники, — рассказала Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies. — Мы затратили на ее разработку более трех лет и получили отличные результаты. Обладая функцией автоматического подруливания при уборке урожая, российские комбайны смогут на равных конкурировать с мировыми с/х-брендами, которые уже обладают аналогичным функционалом».

В России займутся созданием трасс для беспилотных машин

К 2030 году Росавтодор планирует оборудовать десять тысяч километров дорог для движения беспилотных автомобилей, заявил глава ведомства Роман Старовойт, сообщает в марте РБК.

Издание напоминает, что первая в России трасса для беспилотников будет создана в Татарстане. Для этих целей подготовят федеральную дорогу от Казани до Набережных Челнов. Работы по реконструкции шоссе должны завершиться в течение двух лет. Старовойт подчеркнул - прежде всего предстоит обеспечить полноценную радиовидимость таких трасс, чтобы по ним смогли передвигаться беспилотные транспортные средства.

Профстандарт "специалист транспортных ИТ-систем"

Компания Traft, развивающая интеллектуальную транспортную систему Traft-OnLine, разработала перечень компетенций для специалистов в области управления транспортными ИТ-системами. Соответствующий проект направлен в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для дальнейшей доработки и включения нового профстандарта в единый федеральный реестр. Подобное программное обеспечение должно лечь в основу единой экосистемы для управления беспилотным транспортом к 2022 году.

Стандарт призван оптимизировать и ускорить рекрутинговые процессы в отечественных предприятиях, которые сегодня занимаются разработкой ИТ-решений для отрасли логистики, грузоперевозок, закупок и снабжения, а также для всех разработчиков беспилотных транспортных средств (БПТС), уровня «Камаз», ГАЗ, VolgaBus. «Беспилотные технологии и специальное ПО для автоматизации грузоперевозок идут рука об руку, беспилотники не смогут работать вне экосистемы специальных программных продуктов, которые сегодня уже свели человеческое участие во всех вопросах грузоперевозок к минимуму. По подсчетам аналитиков компании, разработанный стандарт сможет привлечь и адаптировать в сфере беспилотного транспорта в течение ближайших 10 лет более 11 тыс. специалистов.

Профессиональный стандарт «специалист транспортных ИТ-систем» является уровневым и учитывает специфику работы данного работника в транспортной компании малого, среднего и большого размера (ранжируются по количество грузоперевозок за период 1 рабочий день, неделя, календарный месяц), а также в логистических проектах по модели p2p — виртуальных биржах, где заказчики могут напрямую размещать задания и искать перевозчиков в режиме реального времени. Среди списка компетенций, в частности, значатся опыт работы в системах управления ресурсами предприятия «1C» на уровне работы в системах «1С:Предприятие» или российских аналогах, понимание главных технологических принципов работы глобальных навигационных спутниковых систем GPS-ГЛОНАСС, опыт в настройке СУБД PostgreSQL.

Также в сотрудничестве с Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом Traft планирует разработать еще 22 профессиональных стандарта. В их числе — специалисты по проектированию и производству БПТС, технологи по сборке и производству, операторы специального оборудования, сборщики по различным направлениям, механики, тестировщики БПТС на виртуальных полигонах, разработчики навигационных систем для беспилотников, специалисты по проектированию и строительству дорог, рассчитанных на передвижение по ним БПТС.

Отдельный профстандарт будет разработан для специальности «сценарист дорожной сцены». Речь идет о программистах, которые занимаются исключительно разработкой предустановленных алгоритмов быстрого реагирования беспилотника на чрезвычайные происшествия во время движения, когда логика компьютерной программы может слишком буквально понять ситуацию на дороге и лишь ее усугубить.

Каждый форс-мажор в разные промежутки времени один и тот же водитель реагирует по-разному. На это влияет его усталость, погодные условия, характеристики самого автомобиля. Беспилотник же не сразу обзаведется эвристической способностью самообучения на дороге, поэтому сегодня важно вложить в его алгоритмы некие априорные базовые сценарии поведения в неожиданных ситуациях, которые сделают его безопасным для всех участников дорожного движения».

Сценарист дорожной сцены должен быть не просто первоклассным программистом, но еще и тонким психологом с огромным опытом управления транспортными средствами.

Применять новые профстандарты планируется не только при оценке навыков и квалификации специалистов отрасли, но и с целью оптимизации государственных образовательных стандартов. Также на их базе могут быть актуализированы образовательные программы учебных заведений, которые готовят кадры для автомобильной, авиастроительной, инженерной отраслей, пояснили в компании.

Вопросы профессиональных стандартов обострены и общегосударственной повесткой дня. Так, с 1 июля 2016 г. профстандарты в России стали обязательными для предприятий всех форм собственности. Вступила в силу статья 195.3 Трудового кодекса, устанавливающая порядок применения профстандартов. Отныне действует правило: если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

855 профессиональных стандартов насчитывалось в реестре, размещенном на сайте Минтруда, на 26 декабря 2016 г. Пятью месяцами ранее, 25 июля, их было 818. К 2018 г. Минтруд планирует довести число профстандартов до 1500.

«Яндекс» разрабатывает беспилотные автомобили

В феврале 2016 года стало известно о планах «Яндекса» разрабатывать беспилотные автомобили. Компания намерена стать одним из пионеров рынка технологий автономного управления транспортными средствами.

Как пишут «Ведомости», на сайте «Яндекса» появилось объявление о вакансии разработчика-исследователя, которому предстоит заниматься технологиями распознавания светофоров, знаков, полос и разметки, машин и других участников дорожного движения. Также «Яндекс» хочет научиться сопоставлять поток входящих данных с камер и радаров, моделировать окружающие объекты, следить за ними и предсказывать поведение, планировать и исполнять маневры, говорится в сообщении компании. Подробнее смотрите История Яндекс.

Мнение россиян и американцев

Компания Cognitive Technologies, разработчик технологий искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств, подвела итоги социологического исследования, проведенного среди граждан России и США. Опрос проводился при поддержке Международного центра робототехники, МФТИ, НИТУ МИСиС, а также американской компании VidiaScope Inc. с целью изучение мнения потенциальных пользователей интеллектуальных систем помощи водителю в России и США, на предмет того, каким должен быть беспилотный автомобиль.

Всего в исследовании приняло участие более 33 тыс. человек из России (из 36 регионов) и 7 тыс. из США.

Согласно исследованию, желание воспользоваться беспилотником уже сегодня выразило более 56% опрошенных граждан России и 68% США. Причем за океаном число американских женщин (43% от общего числа респондентов) в этом желании превысило число мужчин (37%). В России картина оказалась обратная. Процент заинтересованных в поездке на автороботе мужчин оказался выше практически в три раза — 42,6% против 14,9%.

В России, кроме того, наибольший интерес к поездкам на беспилотниках проявился у самой возрастной категории респондентов. За это проголосовали более 67% участников опроса старше 50 лет. А также самой низковозрастной группы (до 35 лет) — более 60% молодежи, отметили в компании.

Число в разной степени неуверенных в своем желании воспользоваться беспилотником россиян (около 39%) превысило аналогичный показатель американцев (26%). Зато в России практически никто не выразил категорический отказ проехать на беспилотнике. Этот показатель у нас был зафиксирован лишь на уровне статистической погрешности, менее 1%, тогда как в США он, на удивление, оказался большим в разы — 6%.

Первой неожиданностью исследования стало то, что из преимуществ, предоставляемых беспилотным транспортом, снижению аварийности на дорогах (30% голосов «За») граждане России предпочли возможность заниматься в автороботе другим делом. За это проголосовало больше половины респондентов — 55%. Причем более равнодушно к проблеме безопасности отнеслись российские женщины. Эту опцию выделили более 70% представительниц прекрасного пола.

В США ситуация оказалась обратной. Именно предоставление возможности более безопасного и низкоаварийного движения привлекла практически половину американцев — 49%.

У россиян и американцев оказались весьма схожие взгляды на потенциальные угрозы, которые могут в какой-то степени нести в себе беспилотные автомобили. Наших сограждан в этом смысле больше всего пугает возможность технического сбоя системы беспилотника. Это отметили более 51% респондентов. Аналогичный показатель в США составил 44%. За невозможность в принципе повлиять на ситуацию в процессе автономного движения проголосовало порядка 34% американцев и 29% российских участников опроса. Причем у нас основной вклад в этот процент внесла женская половина (47%).

Опасность хакерского взлома интеллекта беспилотника обеспокоила лишь 16% отечественных респондентов и 19% в США. В персональных интервью американцы также обращали внимание на свои опасения по поводу сохранности их персональных данных во время осуществления каких-либо коммуникаций в беспилотнике.

Из всех предложенных вариантов занятий в беспилотнике практически половина россиян выбрала отдых — 48%. Посвятить время работе пожелала треть опрошенных — 27%. Развлекаться предпочли около 17% респондентов. Причем из всех возрастных категорий отдыхать больше пожелали те, кому до 35 лет и от 35 до 50 лет, (48% и 52% соответственно), а работать, тем, кому уже за 50 (44%).

В США выразили желание работать в автороботе 39% респондентов. Практически для такого же количества американцев оказался важнее отдых — 38%. И около 20% пожелали развлекаться.

Всем способам свободного времяпровождения в беспилотнике граждане России предпочли общение в социальных сетях и игры, а также просмотр видео — 33% и 35% соответственно. Посвятить свой досуг чтению согласны более 21%.

Большая часть американцев (более 40%) также готовы общаться с друзьями, в том числе в соцсетях, и играть. 29% намерены смотреть кино и ТВ, 18% — читать. Заниматься сексом за океаном предпочитают почти 1,5%, что примерно в три раза, больше, чем в России.

4% россиян и 9% американцев предпочли просто смотреть в окно. В персональных интервью российские респонденты отметили, что это необходимо для контроля за дорожной ситуацией, поскольку еще не до конца доверяют искусственному разуму.

Среди других предпочтений (около 7%) наши соотечественники отметили такие формы развлечений как: кутить, есть, заниматься сексом, спать и т.д. Для сравнения, американцы (менее 1%) готовы молиться, заниматься спортом, принимать наркотики, спать и т.д.

Одним из основных итогов исследования стала востребованность рынком функционала интеллектуальной системы помощи водителю, который может появиться на российском рынке уже в 2017 г. Более 28% граждан России заявили о желании уже сегодня использовать интеллектуальную систему предупреждений об опасных ситуациях на дороге (опасное сближение, нарушение действия знака, выход из полосы без включения сигнала поворотника и т.д.). Причем, предлагаемый функционал даже превысил интерес к таким возможностям беспилотника, как автоматическая парковка (13%) и автономное движение по автомагистрали (17%). Но наиболее востребованной для россиян опцией стала полная автоматизация движения в пробках (37%). Небезынтересно, что использовать возможности интеллектуального помощника больше захотели женщины (36% против 26% мужчин). Они также активно голосовали за автопарковку (22% против 9%), как, впрочем, и наиболее возрастная аудитория (старше 50 лет — 22%).

Американская аудитория, в большей степени знакомая с практикой использования интеллектуальных помощников водителя, выразила желание в их применении в 24% случаев. Правда, в заокеанской версии опроса делалась сноска на дополнительную возможность работы системы в условиях недостаточной видимости, а также плохих погодных и дорожных условиях. Такое же количество граждан США готовы приобретать функционал автономного движения по автомагистрали. За полную автоматизацию движения в пробках высказались 35% американцев. За приобретение возможности автопарковки проголосовало 11%.

Как и ожидалось, больше половины россиян (59%) готовы заплатить за возможности автономного движения не более 15% от стоимости автомобиля. В США, где рынок находится в более «подогретом» состоянии, на это готовы пойти 42% граждан. 32% граждан России готовы дополнительно платить за технологии будущего в размере до 30% стоимости авто (этот показатель в США составляет 45%) и лишь 8% согласны доплатить до 50% от всей стоимости автомобиля. В США эта цифра составила 11%. И на более чем 50% от стоимости автомобиля за право беспилотной езды готовы раскошелиться менее 1% россиян против 3% американцев. Интересно, что больше тратить на покупку беспилотника в России готовы женщины. Доля проголосовавших за стоимость автопилота до 30% стоимости авто женщин (45%) практически в двое больше мужчин (26%). Также процент женщин, готовых купить функционал беспилотника по самой дорогой цене, в два раза превысил процент мужчин.

Проект автопилота MatrЁshka получит поддержку НТИ

Платформа «MatrЁshka Беспилотный автобус» компании Volgabus - проект в области беспилотных технологий, который получит поддержку в рамках дорожной карты «Автонет» Национальной Технологической Инициативы (НТИ). 8 февраля 2017 года он был одобрен на заседании межведомственной рабочей группы при президиуме Совета по модернизации экономики и инновационному развитию РФ.

2016

Traft включен в национальный проект Росавтодора по развитию беспилотного транспорта в России

В конце 2016 года Федеральное агентство Росавтодор включило транспортную компанию Traft в качестве отраслевых экспертов в свой федеральный проект «Караван» по развитию технической базы и инфраструктуры для развития беспилотного транспорта на территории Российской Федерации. В рамках межведомственного сотрудничества эксперты Traft примут участие в разработке единых технических нормативов в области движения автомобилей с автопилотом. В дальнейшем данные стандарты будут распространены на все федеральные трассы страны. Подробнее: Караван Проект Росавтодор по развитию перевозок беспилотным транспортом.

Traft объявил конкурс на закупку ПО для беспилотных грузовиков

Логистическая компания Traft объявила в ноябре 2016 года о начале приема заявок от отечественных и западных автопроизводителей и ИТ-разработчиков на внедрение в грузовой транспорт своего автопарка аппаратно-технических комплексов для беспилотного управления. Об этом говорится в специальном документе, разосланном в российские ИТ-компании, занимающиеся разработкой беспилотных систем, и представительства отечественных и зарубежных автомобильных брендов. Подробнее о проекте - смотрите здесь.

Bright Box разрабатывает систему беспилотного вождения автомобиля на основе компьютерных игр

Компания Bright box, разработавшая connected car решения Nissan Smart Car для Ближнего Востока, KIA Remoto и Infiniti в России и более 90 мобильных приложений для 450 дилерских центров, анонсировала в ноябре 2016 года разработку системы беспилотного вождения автомобиля, работающей с применением обучающейся на сгенерированных кадрах из компьютерных игр и реальных кадрах съемки с улиц нейросети компьютерного зрения. Подробнее: Remoto Pilot.

«Автонет» - создан план развития рынка решений для беспилотного авто

В 2016 году был на 20 лет согласован план развития в нашей стране рынка аппаратно-программных решений для беспилотных автомобилей. Для этого была создана специальная дорожная карта «Автонет». Согласно плану, в настоящий момент наше стране необходимо сосредоточиться на развитии 3-х основных направлений:

  • Создание автономного специализированного интеллектуального автомобиля
  • Создание системы, позволяющей контролировать транспортные потоки
  • Разработка специализированных сенсоров и ПО

По озвученным прогнозам, ожидается, что к 2020 году рынок каждого из этих направлений достигнет отметок в $ 600 млрд, $ 300 млрд и $ 200 млрд. соответственно.

Согласно концепции «Автонет» к 2018 году в России планируется создать специально оборудованный полигон, позволяющий тестировать и сертифицировать создаваемые решение, а также наладить серийное производство систем помощи водителю. К 2020 году будет создана аппаратно-программная платформа для разрабатываемых решений, а еще через 10 лет будет создано ПО, позволяющее управлять транспортными средствами дистанционно. К 2035 году для создаваемых решений появятся высокоскоростные автотранспортные коридоры и системы, обеспечивающие использование генерируемой транспортной информации.

Система компьютерного зрения Cognitive Technologies для беспилотных авто

Компания Cognitive Technologies разработала технологию компьютерного зрения, благодаря которой авторобот будет способен с высокой точностью интерпретировать сложные ситуации, возникающие, как правило, в критических ситуациях – внезапном появлении на дороге других участников движения, пешеходов, посторонних предметов.

Технология, как считают в компании, позволит избежать ошибок, которые допускали известные зарубежные системы при распознавании объектов дорожной сцены.
«Фактически мы в чём-то научились моделировать функцию гиппокампа человека, который выделяет и удерживает в потоке внешних сигналов наиболее важную информацию по текущей ситуации, выполняя функцию хранилища кратковременной памяти, как ОЗУ компьютера», – комментирует руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Юрий Минкин. Известно, что гиппокамп также определяет степень важности запоминаемой информации и принимает решение, что нужно сохранить, а что забыть.

При этом система хранит в памяти не всю картинку, полученную с видеокамеры, а лишь наиболее важные её элементы, непосредственно влияющие на дорожную обстановку и безопасность. Это даёт возможность не хранить все изображение целиком, а лишь 5–10% его объёма и не требует какого-либо значительного повышения ресурсов вычислительного устройства. Также это позволяет использовать видеокамеры не с самой высокой разрешающей способностью или относительно узкоугольные объективы.

Использование технологии, по мнению разработчиков, даст серьёзное преимущество над аналогами, поскольку она позволяет решить одну из главных проблем для любой системы компьютерного зрения – распознавания объектов, находящихся на самой границе картинки (см. рис. 1). Как показывает практика, именно в этих случаях возникает наибольшее количество ошибок детекции объектов. При использовании модели Cognitive Technologies для их распознавания мы получаем отступ (padding – зона, выделенная цветом на рисунке 1 между прямоугольниками A’B’C’D’ и ABCD), который необходим для работы нейронных сетей глубокого обучения и других сверточных нейронных сетей.

Когда объект попадает на границу картинки (поля зрения видеокамер) ABCD, распознать его очень сложно (часть автомобиля, обведённого кругом, попавшего в поле зрения камер – прямоугольник ABCD). Эта проблема успешно решается, когда искусственный интеллект авторобота дополняет знание о текущей дорожной ситуации данными из ближайшего прошлого – из своей оперативной памяти (моделирование функции гиппокампа человека). Картинка, попавшая в поле зрения видеокамер мгновением ранее A’B’C’D’, содержит информацию об объекте (автомобиль, обведённый кругом), достаточную для его распознавания.

Использование подобной технологии позволило бы системе компьютерного зрения, установленной на автомобиле Tesla, избежать аварии, произошедшей в мае этого года (см. рис. 2). «Наша система смогла бы детектировать транспортное средство, приближавшееся сбоку, – утверждает Юрий Минкин. – Программная эмуляция большего угла охвата видеокамер позволила бы «увидеть» колеса, подвеску, а также другие элементы грузовика и в итоге идентифицировать приближающийся объект как автомобиль. И, кроме того, выиграть доли секунды, крайне необходимые для принятия правильного решения в критической ситуации».

Моделирование функции гиппокампа в аналогичных ситуациях позволяет использовать максимально полные данные о дорожной ситуации. На картинке ABCD, попадающей в поле зрения камер авторобота, сложно распознать светлое изображение на светлом фоне, однако, воспроизведённые «из памяти» данные (картинка A’B’C’D’), включающие колеса и другие элементы грузовика позволяют точно детектировать объект как транспортное средство.

Путину предложили создать в России открытую ОС для беспилотных автомобилей

Совет по инновационному развитию и модернизации при Президенте России одобрил дорожную карту «Автонет», описывающую предложения по развитию российского рынка решений для автомобилей с интеллектуальными информационными системами (АсИС) и интеллектуальными транспортными системами (ИТС) до 2035 г[3].

Документ разрабатывался в рамках проекта Национальной технологической инициативы (НТИ), созданного по поручению Президента России Владимира Путина. Рабочей группой, разрабатывавшей данную дорожную карту, руководили гендиректор КАМАЗ Сергей Когозин и замминистра промышленности и торговли Александр Морозов.


К 2035 г. доля автомобилей с интеллектуальными системами составит 10%, большая часть коммерческих перевозок будет автоматизирована. А все автотранспортные средства будут оборудованы системами типа V2V (Vehicle-to-vehicle) и V2I (Vehicle-to-infrastructure), обеспечивающие общение машин друг с другом и дорожной инфраструктурой соответственно.

Ожидается, что к 2018 г. в сфере АсИС будет сформирован рынок систем помощи водителям (ADAS). К 2020 г. получат распространение системы частичной автономности вождения, к 2025 г. - высокой автономности, а к 2035 г. удастся достичь полной автономности вождения.

Среди АсИС выделяются следующие сегменты: системы специального назначения для дальних грузоперевозок по роботированным автотранспортным коридорам и перевозок по замкнутым и ограниченным территориям; сенсоры и специализированное ПО для управления автономными и частично автономными транспортными средствами; системы управления транспортными потоками и интеллектуальными транспортно-логическими системами.

Три сценария развития

Существуют три сценария развития рынка АсИС в России. Инерционный сценарий предполагает, что российские потребители будут полностью применять импортные системы помощи водителю. Это приведет к «вымыванию» с рынка отечественного автопрома из-за отсутствия отечественных систем.

Умеренный сценарий предполагает господдержку при приобретении лицензий ведущих мировых производителей по модели АсИС, систем ИТС для АсИС и применение систем помощи водителю. Лицензирование будет осуществляться с некоторым уровнем локализации. Из-за лицензионных ограничений предприятия отечественного автопрома будут занимать «маргинальное положение» с постепенным снижением доли в пользу зарубежных.

Наконец, инновационный сценарий предполагает разработку базовых модификаций систем помощи водителю, систем автопилота и АсИС, а также системы ИТС для АсИС. В России будет производиться программное и аппаратное обеспечение как для внутреннего рынка, так и на экспорт. Такой подход потребует наличия госпрограмм по собственной разработке АиИС.

Коридоры для беспилотных автомобилей

Согласно планам, записанным в дорожной карте, в 2018 г. в России должен появиться полигон для испытаний и сертификации АсИС. В том же году будет налажено серийное производство систем помощи водителю. К 2020 г. в России появится собственная аппаратная и программная платформа для АсИС, а в 2031 г. - система дистанционного управления.

К 2035 г. будут созданы высокоскоростные автотранспортные коридоры для АсИС и системы, обеспечивающие использование генерируемой транспортной информации. Также в 2017 г. будет проведен конкурс разработчиков на создание свободной робототехнической операционной системы для АсИС - РОС АсИС «Икс-нет». К 2025 г. данная система будет интегрирована в решения производителей.

Названы сроки появления беспилотных автомобилей на российских дорогах

21 октября 2016 года стало известно о сроках начала тестирования и предполагаемого появления беспилотных автомобилей на российских дорогах. Информация об этом появилась на сайте мэрии Москвы.

Беспилотные машины для каршеринга появятся на московских дорогах в тестовом режиме в 2017 году. Сначала такой автотранспорт будет испытываться без человека, затем за руль посадят водителя, который в случае нештатной ситуации сможет управлять автомобилем сам. Робомобили смогут работать в двух режимах: ручном и автоматическом.

Беспилотные машины для каршеринга появятся на московских дорогах в тестовом режиме в 2017 году

Предполагается, что самоуправляемый автомобиль будет собран из различных деталей вручную, а после этого оснащен множеством датчиков и регистраторов, при помощи которых электроника сможет различать сигналы светофоров, распознавать переходящих дорогу пешеходов и т. п. Для производства таких машин рассматриваются как зарубежные, так и российские компании.

« Перед тем как в Москве запустят беспилотный каршеринг, машины, способные передвигаться по городу автономно, проедут несколько сотен тысяч километров для проверки надежности технологии, — сообщил генеральный директор компании-оператора каршеринга «Делимобиль» Станислав Грошов. »

Дорожные испытания первых образцов беспилотных автомобилей будут проводиться на специально отведенной площадке, после чего их подвергнут тестам с имитацией городских условий - на огороженной территории одного из предприятий, с домами и дорогами. Принимать участие в испытаниях на первом этапе будут сотрудники компании, а на втором — добровольцы, которым позволят беспрепятственно ездить по территории завода.

В московской мэрии сообщили, что аренда беспилотных автомобилей может появиться не раньше 2018-2019 годов. Для вывода такого транспорта на дороги общего пользования на постоянной основе предстоит внести соответствующие изменения в правила дорожного движения (ПДД).

Когда беспилотные автомобили будут доступны для аренды, в них на первых порах будет находиться водитель. В дальнейшем москвичи смогут управлять беспилотниками голосом. Ожидается, что такие машины будут самостоятельно ориентироваться в транспортном потоке и соблюдать ПДД. [4]

В Москве беспилотные автобусы появятся только через 5–10 лет

В столице беспилотные автобусы появятся только через 5–10 лет — после того как проект признают успешным и безопасным в других странах. Департамент транспорта города Москвы изучит опыт Сингапура, где сейчас разрабатывается автоматизированная система управления автобусами.

«Беспилотные технологии — это, несомненно, технологии будущего. Но пока даже ведущие производители подвижного состава отмечают, что это ещё первые шаги. Когда мы убедимся на примере других стран, в том числе Сингапура, что система беспилотного управления автобусами не является сырой, а достаточно безопасна, мы обязательно обсудим с российскими автобусными производителями возможный запуск подобных проектов в Москве, — рассказал заммэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов во время визита делегации Правительства Москвы в Республику Сингапур. — Полностью автоматизированный автобус, по нашим оценкам, появится не раньше, чем через 5–10 лет. С учётом нашей интеграции в мировую систему городского транспорта все такие новинки в Москве тоже будут реализованы»[5].

Для того чтобы беспилотные машины могли ездить по городу, они должны обмениваться сигналами с установленными в городе светофорами. «Все наши светофорные объекты соединены с ЦОДД, поэтому технически мы сможем передавать необходимые сигналы беспилотным автобусам, когда они появятся». «Водитель все равно будет присутствовать в салоне, просто сможет выполнять гораздо меньше операций, чем обычно. Пока ни в одной стране мира массового использования автобусов без водителей нет, только в рамках пилотных проектов», — добавил Максим Ликсутов.

Трассу Казань – Набережные Челны подготовят для беспилотных автомобилей

Руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт сообщил в сентябре 2016 года о старте проекта «Караван» по использованию беспилотных автомобилей на федеральных трассах, сообщает агентство городских новостей «Москва»[6].

В частности, на пилотном участке трассы КазаньНабережные Челны планируется нанести специальную дорожную разметку и установить датчики движения беспилотников.

«Мы как дорожники, готовясь к тому, что инфраструктура в ближайшее время примет беспилотные автомобили, начали реализацию своего проекта «Караван», который предусматривает наличие беспилотных автомобилей на федеральной дороге. Мы заинтересованы в том, чтобы как можно меньше инвестиций понадобилось в федеральную дорожную сеть для принятия таких автомобилей. Поэтому мы синхронно с нашими коллегами из Финляндии и Германии начали оснащать свою инфраструктуру, совместно с компаниями, которые производят такие автомобили», — уточнил Старовойт.

Он также рассказал, что тестируемые транспортные средства предусматривают наличие контролера автомобилей для принятия экстренных решений по их движению. В будущем такие машины будут осуществлять движение без участия человека: в Финляндии в настоящее время запущен автобус, двигающийся без водителя, в направлении создания беспилотных авто работает КамАЗ.

Эксперты считают, что к 2020 году в мире будет минимум 10 млн беспилотных автомобилей.

«Яндекс» собирается запустить в столице беспилотное такси

Ожидается, что проект будет реализован на базе сервиса «Яндекс.Такси». Как сообщила в сентябре 2016 года сетевому изданию m24.ru руководитель PR-проектов сервиса Элина Ставиская, сейчас компания ведёт переговоры с несколькими представителями автомобильной промышленности. Предметом обсуждений является старт тестирования системы полуавтономного управления машиной[7].

Кроме того, Ставиская отметила, что «Яндекс.Такси» видит большой потенциал в интегрировании службы интеллектуального распределения заказов и беспилотных автомобилей.

Начались испытания первого в России беспилотного трактора

В середине сентября 2016 года на одном из агрокомплексов Рязанской области началась серия испытаний беспилотного трактора «АгроБот». В течение ближайшего года компания предполагает провести серию тестовых внедрений «АгроБота» и отработку основных операций в беспилотном режиме за счет использования сценариев автономной работы.

Руководитель автолаборатории "Яндекса" о перспективах беспилотников

В августе 2016 года руководитель автомобильной лаборатории «Яндекса» поделился своим мнением о беспилотных машинах и их перспективах[8]:

От стадии «сейчас», когда все автомобили преимущественно ручные, до стадии, когда все автомобили будут преимущественно беспилотными, можно обозначить несколько этапов. Потому что мне, честно говоря, с трудом верится, что сейчас мы водим обычные машины, и вдруг бац, что-то случится, выходишь на улицу — знак висит: «машине с водителем туда нельзя».
Нам кажется, что люди и сами еще к этому не готовы. Допустим, садишься в машину с семьей в беспилотник, он едет со скоростью 15 километров в час, все здорово. И вдруг он начинает резко ускоряться. Что в этот момент с людьми происходит? Скорее всего, дети… нет, дети довольны. Их мать бьется в истерике: «Куда ты меня посадил, дай выйти отсюда». Человечество должно привыкнуть к этому, и даже, кажется, есть такие сценарии постепенного перехода.
При этом просто так беспилотники не появится, для этого нужен какой-то толчок. Либо в экономике должно как-то складываться, что ты понимаешь — беспилотные автомобили дешевле, неважно — в производстве, в эксплуатации и так далее. Либо очень сильно вырастает потребность в этом, то есть люди по каким-то причинам начинают хотеть, чтобы были беспилотники. И сейчас, мне кажется, экономический вопрос замедляет переход к беспилотным авто, неважно каким — легковым, грузовым и прочим.
Понятное дело, что в России дороги-дураки, и есть страны, где дороги действительно лучше, хотя, так или иначе, с проблемой плохих дорог сталкиваются везде. Не надо считать, что «у них там» все размечено, все подкрашено, и как только затерлась эта полоса, сразу выбегает человек и подкрашивает эту полосу. Всякое бывает, но беспилотный транспорт тоже проходит через какие-то стадии.
Раньше казалось, что нужно на дороге использовать [технологию для получения информации об удаленных объектах] лидары — постоянно все сканировать. Потом стали говорить, что это дорого, и массовое производство наладить не получится, давайте делать камеры. Человек ездит, [ориентируясь] глазами, значит и камерой можно. И поэтому возник такой подход: есть дороги, камера должна хорошо видеть, хорошо отрабатывать, поэтому должна быть четкая разметка и так далее.
Сейчас есть утверждение, что для вождения автомобиля обязательно нужны высокоточные карты. И кажется, что правда — где-то в комбинации этих всех вещей. Да, можно увесить машину датчиками, она будет постоянно в режиме реального времени все сканировать, все понимать, но для этого нужна сильная вычислительная мощность прямо внутри машины. Благодаря высокоточным картам мы можем от этого уйти. С помощью карты и высокоточного позиционирования машина понимает, как нужно ехать по этой дороге даже без разметки. Но датчики и камеры нужны, чтобы реагировать на мгновенно меняющиеся вещи — пешеходы, упавшее дерево. И, кажется, будущее — в комбинации новой суперсовременной картографии и уточняющих данных датчиков. В этом случае будет баланс по цене и производительности.
Тема беспилотного транспорта — это очень важный тренд. Но дело в том, что тут и есть вопросы, которые слишком важны, чтобы решать их быстро. Потому что ведь это же не проблема — разрешить или запретить машинам без водителей ездить по дорогам общего пользования. Ведь все же упирается в одну простую вещь: пока они ездят безаварийно, все ок. Но если, не дай Бог, что-то случилось, зацепил кого-нибудь, неважно, человека или машину, а ты сидишь такой, с айпадом внутри, тебя полицейский вытаскивает, а ты говоришь: «Вы что? Я-то тут при чем? Она сама ездит, я на заднем сиденье сидел, я даже дотянуться до кнопки „стоп` не мог».
Или есть же более сложные моральные задачки. Машина понимает, что аварии не избежать. И у нее есть выбор: спасать водителя, или спасать людей в других машинах, или просто других пешеходов. То есть когда ты начинаешь про это думать, вот от технологий переходишь вот к таким вещам, ты думаешь: «Блин, не зря вот эти три закона робототехники придумали!». И пока то же самое не сформулируют люди для беспилотников, суть — те же роботы, о каком законодательстве можно говорить?

«Яндекс» внедрит искусственный интеллект в автомобили КамАЗ

Специалисты компании «Яндекс» и ПАО «КАМАЗ» заключили летом 2016 года соглашение о сотрудничестве, которое предполагает оснащение автомобилей Камского автозавода системами искусственного интеллекта, сообщает пресс-служба «Яндекса».

Совместная работа будет вестись по нескольким направлениям. В частности, речь идет об адаптации сервисов для грузовых машин и внедрении голосового управления мультимедийной системой автомобиля. Кроме того, такие технологии искусственного интеллекта «Яндекса», как компьютерное зрение, машинное обучение и речевые технологии, станут основой для возможности полуавтономного управления автомобилем.

Подробнее: Проект:КамАЗ Шатл Беспилотный автобус

Cognitive Technologies анонсировала автопилот C-Pilot

Российская компания Cognitive Technologies заявила летом 2016 года о начале продаж интеллектуальной системы автономного вождения C-Pilot. Система предназначена для установки как на легковые авто, так и на другие типы автомобилей. Сognitive Technologies, созданная в 1993 г., в основном занимается разработкой и внедрением ПО для документооборота и распознавания текстов, однако, уже несколько лет разрабатывает системы искусственного интеллекта для грузовой и сельскохозяйственной техники.

Коммерциализация C-Pilot предполагается в двух форматах: ОЕМ (встраивание технологии в системы различных автопроизводителей) и массовые продажи программно-аппаратного комплекса. Сейчас C-Pilot ведет переговоры «с несколькими зарубежными и российскими автопроизводителями» о поставках C-Pilot в формате ОЕМ. Первые продажи системы ожидаются в начале 2017 года.

Подробнее: C-Pilot Интеллектуальная система автономного вождения

2015

"КБ Аврора" совместно с ГК «ГрузовичкоФ» готовят к выпуску "беспилотный" автомобиль

14 декабря 2015 года компания «КБ Аврора» сообщила о подписании соглашения с группой компаний «ТаксовичкоФ» и «ГрузовичкоФ» о совместной работе над созданием центра разработок беспилотных транспортных средств. Подробнее.

КамАЗ: 300 млн рублей на беспилотное транспортное средство

В феврале 2015 года Cognitive Technologies и «Камаз» сообщили о начале совместного проекта, по итогом которого к 2020 году на базе автомобиля «Камаз» планируется создать беспилотное транспортное средство нового поколения.

На реализацию проекта государство в лице Минобрнауки выделило 300 млн руб. в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы». Соответствующий конкурс ведомства Cognitive Technologies выиграла в 2014 году. Согласно его условиям, еще 90 млн руб. в проект вложит «Камаз».

Подробнее: Проект:Беспилотный автомобиль КамАЗ

Читайте также



Примечания