2014/10/16 14:02:38

Владимир Андреев: За год мы поняли, что работаем уже совсем на другом рынке

Прошел год с нашего последнего разговора, и сегодня мы снова рассуждаем с Владимиром Андреевым – президентом компании «DocsVision (ДоксВижн)» - о том, что изменилось за это время на рынке систем электронного документооборота и какой ответ даёт Docsvision на изменения рынка.

Каталог СЭД/ECM-систем,
компаний-разработчиков и интеграторов доступен на TAdviser

TAdviser: Владимир, какие изменения на российском рынке СЭД/ECM Вы бы отметили за прошедший период?

Владимир Андреев: С одной стороны, рынок за прошедший год не потрясли какие-либо революционные изменения: не появилось новых игроков, не возникло фундаментальных изменений спроса и предложения. С другой стороны, за этот год мы поняли, что работаем уже совсем на другом рынке. Прежде всего, это связано с насыщением первичной потребности в системах электронного документооборота среди традиционных потребителей. Если смотреть в целом по отрасли, то количество новых проектов впервые стало уступать проектам, связанным с расширением масштаба и функциональности СЭД, и проектам переходов с одной системы на другую. Таким образом, основной задачей сегодня стало не насыщение ряда базовых потребностей, а повышение эффективности уже внедренных систем. При этом новые потребители СЭД приходят, как правило, с совершенно другими задачами, отличающимися от того, что мы традиционно понимали под функциональностью СЭД.

TAdviser: И какие это потребности?

Владимир Андреев: Прежде всего, автоматизация различных бизнес-процессов, связанных с обработкой документов и другой информации. Здесь можно выделить два типа задач: автоматизацию различных аспектов договорной деятельности и задачи, которые имеют ярко выраженный отраслевой характер. Если раньше СЭД автоматизировала в основном задачи общего административного управления, закреплённого в практиках документационного обеспечения управления, то в последние годы фокус сместился к автоматизации договорного документооборота (который, надо сказать, имеет гораздо больше специфики для конкретной организации и потому требует гораздо более гибких инструментов автоматизации). Наша платформа как раз ориентирована на внедрения для автоматизации подобного рода специфических процессов.

Еще большее разнообразие функций требуется при автоматизации процессов с отраслевой спецификой. Вот несколько примеров проектов, в которых автоматизировались специфические процессы для разных отраслей:

  • Строительство: управление проектно-конструкторской документацией, процесс формирования плана проекта, подготовка смет.
  • Банковский сектор: управление персональными досье пользователей, процесс валютного контроля, процесс выдачи кредита малым предприятиям.
  • Финансы: управление депозитарными счетами пользователей.
  • Энергетика: управление процессом подключения мощностей.
  • Ритейл: управление счетами фактурами и накладными.
  • Государственное управление: управление ходом исполнения федеральных программ, контроль хода проектов, учет обращения граждан.

В этом списке реализованных проектов есть и ряд процессов, которые не имеют ярко выраженной отраслевой специфики, но выходят далеко за границы традиционных задач СЭД (управление доверенностями, автоматизация задач претензионно-исковой работы, управление совещаниями и т.п.) Все эти процессы, хоть и лежат в очень разных предметных областях, строятся на основе общих базовых механизмов, предлагаемых современными СЭД: документах и электронных формах, процессах и задачах, групповых представлениях данных. Система электронного документооборота становится адекватным инструментом для автоматизации этих задач. Именно в последнее время фокус внимания наших заказчиков смещается от задач ОРД и ДОУ к задачам автоматизации бизнеса в различных его проявлениях.

TAdviser: Что Вы предлагаете в ответ на потребность в повышении эффективности СЭД?

Владимир Андреев: Основной рычаг повышения эффективности использования СЭД заключается именно в расширении номенклатуры автоматизируемых задач на базе единой платформы. Начиная с внедрения какого-то одного или нескольких процессов на базе платформы СЭД, заказчики, получив опыт внедрения и квалификацию в её использовании, могут самостоятельно или с привлечением партнеров «закрывать» с помощью системы и другие задачи, доселе не автоматизированные. Использование общей платформы даёт огромный выигрыш в сравнении с «кусочной» автоматизацией, где каждый контур автоматизируется с помощью различных приложений. Выигрыш здесь обеспечивает как концентрация компетенции, так и удобство администрирования/сопровождения приложений, экономия вычислительных мощностей. Но самое главное - в удобстве пользователя, ведь он, обучившись работе в одном приложении, без труда обучается использовать все новые и новые приложения в рамках единой системы в привычном интерфейсе. Ведь, как известно, одна из ключевых проблем при внедрении системы – преодоление сопротивления персонала внедрению новых процессов и технологий. Так что речь идет о классическом варианте повышения эффективности: экономии на масштабе в комплексном варианте.

TAdviser: Какие еще перспективные направления развития систем на базе СЭД Вы видите?

Владимир Андреев: Сейчас происходит переосмысление того, как надо автоматизировать задачи управления в организациях. Прежде всего, речь идет о следующих аспектах: автоматизация задач ситуативного управления, поиск упрощенных методик поддержки процессного и проектного управления, повышение роли неформальных коммуникаций и, так называемой, групповой работы в процессе управления с совмещением в едином инструментарии задач корпоративного управления и средств повышения персональной продуктивности. За счет богатого инструментария современной СЭД именно она становится основной базой для поиска решения этих проблем. Мы достаточно активно реагируем на эти потребности и постоянно готовим новые функции системы для решения данных задач. В частности, в ближайшее время мы выпустим совершенно новый модуль, который реализует функции Adaptive Case Management на базе Docsvision 5, и ряд других новшеств, отвечающих на данные вызовы.

Другой важнейший и крайне перспективный тренд в развитии рынка СЭД – это переход на безбумажный юридически значимый документооборот. Он сулит нам огромные выгоды и повышение эффективности корпоративных бизнес-процессов. И, хотя конечный спрос имеет пока достаточно ограниченный характер, а заказчики крайне осторожно подходят к этому переходу, в нашей платформе имеются все необходимые инструменты для реализации подобных проектов. Уже сейчас мы имеем несколько примеров реализации подобных задач.

TAdviser: Каковы, на Ваш взгляд, основные перспективы дальнейшего развития рынка СЭД?

Владимир Андреев:Помимо перечисленных трендов, в ближайшем будущем (в силу общих проблем в экономической ситуации в стране) все большую роль будут иметь внедрения на основе если не готовых коробочных продуктов на базе платформ (в нашей отрасли это не всегда возможно), то на основе уже имеющихся удачных проектных практик и готовых компонентов решений. Все более будут востребованы инструменты «быстрой кастомизации», которые ориентированы на создание приложений менее квалифицированными инженерами. Важную роль будут также играть инициативы государства в рамках «дорожной карты по переходу на безбумажный документооборот». Возможно, это потребует внесения существенных изменений в продукты, представленные сейчас на рынке.

Определенную роль в ближайшее время будет играть проблематика импортозамещения, которая немного усилит позиции отечественных систем. В общем, нас ждут интересные события, в которых, надеюсь, мы будем активными участниками.