2016/12/02 18:56:41

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

ЕАЭС — международная организация региональной экономической интеграции — создан в 1994 году в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. Государствами-членами ЕАЭС являются Российская Федерация, республики Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия.

Содержание

История

2017

Россия готовится ратифицировать протокол о единой ИТ-системе госзакупок в ЕАЭС

19 мая 2017 года комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы РФ рекомендовал ратифицировать протокол, направленный на определение правил и процедур регулирования госзакупок в ЕАЭС. Также планируется провести интеграцию веб-ресурсов, на которых проходят онлайн-торги стран-участниц Содружества.

Проведение унификации систем госзакупок в ЕАЭС будет проходить в два этапа. До 1 января 2018 года, согласно протоколу, будут внесены соответствующие изменения в национальное законодательство. Второй этап, до 1 января 2019 года, будет направлен на технологические изменения, которые обеспечат информационную открытость госзакупок и совместимость технологических платформ.

Соглашение о зоне свободной торговли стран СНГ от 18 октября 2011 года будет являться правовой базой для создания общего рынка госзакупок. Протокол о правилах и процедурах регулирования государственных закупок был принят Советом глав правительств СНГ 7 июня 2016 года в Бишкеке. В пояснительной записке, которую подготовило правительство РФ для ратификации протокола Госдумой, указано, что протокол соответствует положениям договора о создании ЕАЭС, который был подписан 20 мая 2014 года.

ЕЭК предлагает синхронизировать цифровые повестки в сфере промышленности

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) направила в начале года правительствам стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предложения о поддержке ряда инициатив по дигитализации экономик в рамках промышленной политики и структурированию этой деятельности в странах ЕАЭС. Предложения ЕЭК включают концепцию создания «цифровых фабрик» с механизмами её реализации. Концепция должна охватывать все этапы производства, от проектирования до получения готового продукта[1].

Среди ключевых технологий — аддитивное производство, высокопроизводительные автоматизированные линии быстрого производства электронной компонентной базы, технологии и программное обеспечение роботизированного управления производством, национальные CAD/CAE/CAM-системы, новые технологии сборочного производства, системы управления жизненным циклом изделия. Проект «Цифровая фабрика» тесно связан с концепциями «Индустрия 4.0» (Германия) и «Цифровое производство» (США).

Подробнее смотрите - Евразийская экономическая комиссия

2016

Подписание «Заявления​ о цифровой повестке ЕАЭС»

26 декабря на заседании Высшего Евразийского экономического совета главы государств-членов подписали «Заявление​ о цифровой повестке ЕАЭС».

Решением о формировании цифровой повестки был установлен срок до 1 декабря 2017 года для разработки и представления на рассмотрение Евразийского межправительственного совета основных направлений реализации цифровой повестки до конца 2025 года правительствами государств-членов союза.

Минкомсвязи предложила ввести единые тарифы на услуги связи в ЕАЭС

Глава Минкомсвязи Николай Никифоров провел в ноябре рабочую встречу с членом коллегии (министром) Евразийской экономической комиссии по внутренним рынкам, информатизации и информационным и коммуникационным технологиям Карине Минасян. Главной темой встречи стал вопрос формирования единого цифрового пространства Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Никифоров отметил, что этот вопрос является необходимой составляющей процесса интеграции стран-участниц союза, их включения в процесс глобальной цифровой трансформации. Он также подчеркнул необходимость в рамках создаваемой стратегии определить конкретные направления деятельности, в которых все страны смогут найти консенсус. В частности, этими направлениями являются реестр отечественного программного обеспечения, а также электронное участие в государственных закупках.

Российская сторона также предложила создать единое тарифное пространство на услуги связи, а также унифицировать национальные законодательства в области персональных данных.

В марте 2016 года в ходе встречи министра с Минасян обсуждались организационные и технические условия создания функциональной архитектуры трансграничного цифрового пространства доверия. В частности — интегрирование различных информационных систем и использование Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) странами-участницами ЕАЭС.

Маркировка предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха

С 1 апреля 2016 года в Российской Федерации идет пилотный проект по маркировке «предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха», находящихся в обороте на территории Российской Федерации, контрольными идентификационными знаками (КиЗ) со встроенным RFID-чипом.

Проект осуществляется в рамках Соглашения стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) от 8 сентября 2015 года. В настоящее время Соглашение ратифицировано всеми странами-участницами ЕАЭС и это означает, что экспериментальный этап проекта, целью которого было тестирование и обкатка системы, закончен, и маркировка предметов одежды из натурального меха в Российской Федерации становится обязательной.

Подробнее: Насколько подорожают шубы из-за обязательного чипирования

2015: Формирование союза

В январе 2015 года в Евразийский экономический союз вошли республика Беларусь, республика Казахстан, Российская Федерация и республика Армения. В августе того же года к ним присоединилась Кыргызская Республика.

Вопрос цифровой экономической трансформации в рамках ЕАЭС был поднят уже в первый год существования межгосударственного объединения. Так, 18 июня 2015 года в Санкт-Петербурге на Деловом форуме Шанхайской организации сотрудничества министр ЕЭК Карине Минасян обозначила новое направление для сотрудничества — развитие цифрового пространства государств ЕАЭС и ШОС, так называемой цифровой экономики.

2014: Создание ЕАЭС

29 мая 2014 года в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали документы о создании с 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор был заключен с целью обеспечения экономического прогресса путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами-членами общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики.[2]

Система управления будет схожа с той, которая действует с 2012 г. после трансформации Таможенного союза в Единое экономическое пространство (ЕЭП). Члены коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и ее председатель Виктор Христенко сохранят должности. Договор завершает пятилетний этап формирования союза, который начался в 2009 г. с созданием Таможенного союза, объясняет министр торговли ЕЭК Андрей Слепнев: союз станет самостоятельным субъектом международного права.

Кликните на изображении два раза, чтобы увеличить его

Единый рынок товаров и услуг

Три страны договариваются о создании единого рынка товаров и услуг, хотя в полной мере он заработает не раньше 2025 г. — должны быть созданы единые рынки газа и нефти. Торговая политика ЕАЭС не поменяется: единые таможенное регулирование и тариф, свободное перемещение товаров. Не изменятся и нормативы распределения доходов от ввозных пошлин: 87,97% получит Россия, 7,33% — Казахстан, 4,7% — Белоруссия.

В соглашении прописаны механизмы защиты рынка от импорта. Могут устанавливаться сезонные пошлины на срок до 6 месяцев, применяться защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

«В критических обстоятельствах» комиссия ЕАЭС может до завершения расследования вводить на 200 дней ретроактивные антидемпинговые пошлины. Пока идет антидемпинговое расследование, есть риск, что импортеры завезут годовой запас товаров, и нужно этот ущерб предотвращать. Это разрешенный ВТО инструмент», — рассказывает Слепнев[3].

О возможности введения таких пошлин гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов просил премьера Дмитрия Медведева еще в 2013 г. Без этого защитные расследования бессмысленны, объяснял он.

Единый режим для инвестиций

В странах союза планируется унифицировать режим для инвестиций. Инвесторы получат право возмещать за счет государства ущерб их вложениям в результате беспорядков, войн и революций. Национализация частных активов, с одной стороны, запрещена, с другой — в приложении о защите инвестиций описан механизм компенсации: она должна быть рыночной, выплачиваться быстро, за задержку могут начисляться проценты.

Россия, Белоруссия и Казахстан договорятся проводить единую макроэкономическую, антимонопольную, валютную и финансовую политику (общий финансовый мегарегулятор планируется создать к 2025 г.). О переходе на единую валюту в документе не говорится. Государства смогут «в исключительных случаях» вводить валютные ограничения на срок до 1 года.

Каждая страна будет вправе проводить собственную промышленную политику, в том числе субсидировать предприятия. Но они смогут оспорить в суде ЕЭАС меры поддержки промышленности, применяемые в другой стране.

Единые рынки услуг, трудовых ресурсов, техрегулирования и лицензирования

Договором предусмотрено формирование единого рынка услуг, отмечает Слепнев: «На услуги приходится половина экономики, и единый рынок услуг будет формироваться по принципу: бизнес сможет осуществлять деятельность на территории всего объединения по тем же правилам, что действуют в его стране».

В ЕЭАС будут общий рынок трудовых ресурсов, одинаковое техническое регулирование и лицензирование.

Фактически с созданием союза ничего не поменяется — большинство норм уже действует после создания ЕЭП, констатирует Александр Кнобель из РАНХиГС: создание союза — политический шаг. Страны СНГ беспошлинно торгуют друг с другом с 1992 г. и создание Таможенного союза, а теперь Евразийского не приведет к существенному росту взаимного оборота, объясняет он, чтобы этого добиться, нужно снимать нетарифные ограничения.

Преимущества создания единого цифрового пространства стран ЕАЭС

Евразийский экономический союз был учрежден как международная организация региональной экономической интеграции, в рамках которой обеспечиваются «четыре свободы» движения: товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В условиях единого цифрового пространства потребуется дополнить этот перечень «пятой свободой» — обмена информацией.[4]

В целом цифровая интеграция в рамках ЕАЭС, на этапе построения новой цифровой экономики в 2017 году, может обеспечить целый ряд преимуществ.

Объединение ресурсов, данных, компетенций и точек зрения

Страны союза смогут совместно использовать имеющийся потенциал как в части техники и технологий, так и в части цифровых данных, наработанных и нарабатываемых компетенций и, что не менее важно, точек зрения на происходящее. Объединение всех видов ресурсов крайне важно для их совместного и планомерного наращивания.

Ускорение процесса цифровизации

Вовлечение большего числа участников в построение цифрового пространства не через бюрократизацию процесса, а на основе интенсивного инициативного взаимодействия должно в среднесрочной перспективе ускорить цифровую трансформацию экономик государств-членов союза. В свою очередь, подобная трансформация должна способствовать и ускорению самих экономик стран союза.

Стандартизация

Подготовка единых стандартов, как обязательных для применения, так и рекомендуемых, позволяет контролировать и упорядочивать рынки ЕАЭС и трансграничные сделки. Помня о всех возможных минусах, свойственных запретительной стандартизации, в рамках дискуссии государств-членов союза возможно выработать наиболее подходящие варианты и технологии применения обязательных и рекомендованных правил и процедур.

Управление цифровыми рисками и экономическая безопасность

Единые политика и практика в отношении безопасности должны способствовать устойчивому развитию цифровой экономики за счет совместной наработки соответствующих компетенций и кейсов. Скоординированная защита экономических интересов потребителей (граждан), коммерческих и некоммерческих организаций, государственных структур на межгосударственном уровне имеет большое значение не только для отдельных государств, но и для межгосударственных объединений. В перспективе, формируя единый центр по цифровой безопасности, ЕАЭС способен обеспечить стабильную цифровую экономическую зону для всех государств-членов и повысить привлекательность для присоединения других стран.

Интеграция через совместные проекты

Союзное объединение и скоординированное развитие цифрового пространства позволяет избежать деструктивной внутренней конкуренции. Поднять уровень развития слабых в области цифровизации участников и усилить компетенции сильных возможно через проекты, которые интегрируют множество субъектов из разных государств-членов. Кроме того, совместные проекты позволяют довести опыт различных субъектов до требуемого общего уровня в рамках всего союзного пространства.

Усиление внутренних рынков

Через разработку и внедрение новых информационных технологий, через построение цифровых платформ, через интенсивное информационное взаимодействие и обмен цифровыми большими данными ЕАЭС способен усилить внутренние рынки и поддержать собственный бизнес в конкурентной борьбе. Сбалансированное соревновательное, но не уничтожающее конкурирование на внутренних рынках разумно поддерживать с применением актуальных и релевантных методов, технологий и инструментов.

Отладка в «песочницах» новых проектов и платформ

Скорости цифровой экономики предлагают бизнесу несколько иные модели, основанные на более энергичных и быстрых вариантах прохождения деловых циклов, в том числе жизненных циклов товаров (услуг). Большие данные и предсказательная аналитика, гибкие подходы к управлению, готовность пользователей к новинкам и иные факторы формируют особые условия, в которых сокращается время, отводимое бизнесу на принятие решения. В пространстве ЕАЭС вполне целесообразно сформировать некие виртуальные или межгосударственные зоны — «песочницы» — для широкого тестирования новых продуктов и сервисов бизнеса под соответствующим контролем. Причем это может быть интересно не только для субъектов внутри союза, но и для внешних субъектов, желающих войти с инновациями на внутренние рынки ЕАЭС.

Трансграничные интеграторы

Ведение бизнеса в рамках цифровой экономики предполагает приоритет информационных методов, технологий и инструментов, что приводит к широкому применению цифровых платформ как предметно-ориентированных автоматизированных информационных систем. Территориальные ограничения для цифрового бизнеса при этом не до конца, но во многом снимаются. Цифровые платформы в таком случае становятся преимущественными трансграничными интеграторами для бизнеса в государствах-членах союза. Дальнейшее выстраивание единого и сильного внутреннего рынка ЕАЭС зависит от результативности внедряемых цифровых платформ, вовлеченных в единую цифровую экосистему.

Улучшение межгосударственного взаимодействия

Большая и значимая часть реального экономического объединения может быть реализована через цифровую экосистему и специализированные платформы. Здесь важна роль межгосударственных автоматизированных информационных систем, особенно когда стоит задача по всесторонней модернизации, кооперации и повышению конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобального мира. Главная задача, которая стоит перед подобными цифровыми платформами — это организация взаимодействия Евразийской экономической комиссии с органами законодательной, судебной, исполнительной власти государств-членов союза и с различными экономическими субъектами — как внутренними, так и внешними.

Сохранение социально-культурной и исторической целостности

Совместными усилиями государства-члены союза могут объективно и адекватно выработать единую стратегию формирования и развития цифрового пространства, которая позволит сохранить не только экономическую самостоятельность, но и социальные, моральные, культурные, исторические ценности, присущие каждой из стран ЕАЭС. При этом отработка межкультурных факторов цифровой экономики для последующей активной совместной работы государств-членов ЕАЭС способна в долгосрочной перспективе сформировать цифровое пространство, значимое и полезное для населения всех стран, объединенных в союз.

Международная цифровая конкуренция и партнерство

Евразийский экономический союз имеет все шансы стать одним из лидеров глобального цифрового пространства, только если не упустит конкурентов на старте. Однако новая экономика требует достаточно гибкого подхода и не исключает, при явной конкуренции, тесного партнерства по отдельным направлениям, рыночным сегментам и технологическим нишам. Евразийской экономической комиссии придется приложить усилия не только для решения проблем единой технологической цифровизации, технической и управленческой стандартизации, трансформации и платформизации рынков, эффективного использования кадрового потенциала и т.п., но и для решения вопросов межгосударственной коммуникации, цифрового образования, сближения суверенных позиций, развития продуктивного информационного пространства, инициирования специальных рабочих групп и «союзных» компаний или ассоциаций. Потребуются время и силы, чтобы минимизировать скептицизм в отношении совместного развития единого цифрового пространства и наладить реальное доверие в ЕАЭС на всех уровнях взаимодействия.

Примечания