2024/01/10 17:46:07

Железнодорожные грузоперевозки
(рынок России)

.

Содержание



2023: Железнодорожные грузоперевозки в России снизились на 0,2%

Железнодорожные грузоперевозки в России за 2023 год снизились на 0,2% в сравнении с 2022-м и достигли 1,23 млрд тонн. Об этом в РЖД сообщили 9 января 2024 года.

Согласно материалам компании, в 2023 году железными дорогами было погружено:

  • каменного угля – 350,3 млн тонн (-1,2% к 2022 году);
  • кокса – 11,5 млн тонн (+13,7%);
  • нефти и нефтепродуктов – 210,1 млн тонн (-2,7%);
  • руды железной и марганцевой – 110,3 млн тонн (-4,3%);
  • черных металлов – 67,8 млн тонн (+2,3%);
  • лома черных металлов – 13,7 млн тонн (+6,7%);
  • химических и минеральных удобрений – 63,8 млн тонн (+5,4%);
  • цемента – 24,3 млн тонн (-2,2%);
  • лесных грузов – 26,9 млн тонн (-14,2%);
  • зерна – 32,8 млн тонн (+37,1%);
  • строительных грузов – 129,7 млн тонн (-3,1%);
  • руды цветной и серного сырья – 17,7 млн тонн (-1,3%);
  • химикатов и соды – 21,8 млн тонн (-4,5%);
  • промышленного сырья и формовочных материалов – 32,9 млн тонн (+6,1%);

Грузооборот в 2023 году составил 2636,7 млрд тарифных тонно-км (на уровне 2022 года), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии – 3274,6 млрд тонно-км (-0,8%).

Погрузка на РЖД в декабре 2023 года составила 100,7 млн тонн, что на 1,9% ниже показателя аналогичного периода предыдущего года. Грузооборот за декабрь 2023 года составил 208,9 млрд тарифных тонно-км (-6,5%).Как зародилась масштабная коррупционная схема при внедрении ИТ в ПФР при участии «Техносерва» и «Редсис». Подробности 38.6 т

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на РЖД, замедление динамики погрузки в четвертом квартале связано с сохраняющимися ограничениями экспортных поставок нефтепродуктов, снижением перевозок строительных грузов из-за завершения ряда крупных инфраструктурных проектов в центральной части страны, закрытием на внеплановый ремонт ряда предприятий-грузоотправителей, увеличением времени простоя локомотивов в ремонте у сервисных компаний и развернутыми на сети масштабными строительными и ремонтными работами.[1]

2021: ГЛОНАСС стал обязательным для всех локомотивов в России

В января 2021 года начал действовать приказ Министерства транспорта РФ об оснащении оборудованием ГЛОНАСС железнодорожного транспорта. Система спутниковой навигации должна быть установлена в локомотивах пассажирских поездов и составов, перевозящих специальные и опасные грузы, а также коммунальные отходы. Подробнее здесь.

2016 год

Грузооборот на железных дорогах РФ в 2016 году вырос на 1,6%, до 2,342 трлн тонно-километров. Погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" в 2016 году, по оперативным данным, составила 1 млрд 222,3 млн тонн, что на 0,6% больше, чем за предыдущий год[2]. В частности:

  • отправка каменного угля выросла на 1,7% (до 328,6 млн тонн);
  • строительных грузов – на 7,9% (до 141 млн тонн);
  • железной и марганцевой руды – на 0,5% (до 109,5 млн тонн);
  • химических и минеральных удобрений – на 4% (до 53,5 млн тонн);
  • лесных грузов – на 6,9% (до 42,2 млн тонн);
  • зерна – на 1,5% (до 19 млн тонн);
  • цветной руды и серного сырья – на 3,1% (до 21,1 млн тонн);
  • лома черных металлов – на 0,3% (до 15 млн тонн);
  • кокса – на 5,5% (до 11,7 млн тонн)

В то же время погрузка нефти и нефтепродуктов в 2016 г. сократилась на 6,1% (до 235,8 млн тонн), черных металлов – на 0,5% (до 71 млн тонн), цемента – на 6,9%, до 26,7

2013 год

Однако уже по итогам первого полугодия 2013 года аналогичные показатели продемонстрировали отрицательную динамику: объем погрузки по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократился на 3,5% до 606 млн.т., грузооборот – на 3,2% до 1069 млрд. т-км.

Основными видами погрузок по итогам I полугодия 2013 года остались каменный уголь 25,1%, нефть и нефтепродукты – 20,6%, строительные грузы – 13,6%, руда железная и марганцевая – 9% от общего объема грузов. При этом наиболее существенно на общей ситуации в отрасли в I полугодии 2013 года отразилось падение погрузок строительных материалов и нефти.

Среди основных операторов грузового состава наибольшую долю занимает холдинг UCL Rail – владелец «Первой грузовой компании» - крупнейшего вагонного оператора в России. Основной его конкурент - ОАО «Федеральная грузовая компания», существовавшая до ноября 2012 года как «Вторая грузовая компания» (ВГК). Кроме того, на рынке действует ряд других значимых игроков, каждый из которых продолжает укреплять свои позиции за счет крупных и мелких слияний и поглощений.

По мнению экспертов, до конца 2013 года не стоит ожидать существенных изменений в отрасли, прирост рынка за год будет близок к нулю.

2012 год

По итогам 2012 года, несмотря на спад промышленного производства в целом по стране, отрасли удалось продемонстрировать положительную динамику развития. В частности, объем погрузки увеличился на 2,4% в сравнении с показателем 2011 года и составил 1272 млн.т., грузооборот – на 4,4% до 2222 млрд. т-км[3].

Примечания

  1. План побежал впереди паровоза
  2. Данные ИА «INFOLine»
  3. Данные DISCOVERY Research Group