2018/01/12 11:27:59

ИТ-проекты ЕАЭС

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) активно развивает проекты в сфере интеграции информационных систем и развития цифровой повестки.

Содержание

2018: Создание единой цифровой платформы

11 января 2017 года президент России Владимир Путин сообщил о создании единой цифровой платформы в рамках Евразийского эко­но­ми­чес­кого союза (ЕАЭС).

«
Эти платформы — они в Штатах создаются и в Европе создается единая европейская платформа. Мы, в принципе, сейчас работаем над тем, чтобы создать такую платформу единую в рамках Евразийского экономического союза. Мы можем это сделать, причем на справедливой основе, разделяя и риски и направления деятельности между всеми участниками, так, чтобы мы не были рабами каких-то уже имеющихся платформ, а создавали собственную, — сообщил Путин на встрече с руководителями печатных средств массовой информации и информагентств.
»

Владимир Путин сообщил о разработке единой цифровой платформы в рамках ЕАЭС

По словам главы государства, цифровая экономика настолько многообразна, что каждое ее направление требует пристального внимания. Наиболее глубинным президент считает применение цифровых технологий в промышленности.

В качестве примера он привел слова экспертов, которые говорят, что пройдет какое-то время, и любой товар будет так оцифрован, будет находиться в таких информационных цифровых платформах, что без использования информации из этих платформ, вообще нельзя будет ничего построить и модернизировать.

«
И те, кто будет обладать этими платформами, будут хозяевами мира. Вы сделали машину, хотите ее модернизировать, а модернизация будет происходить цифровым способом, в рамках этих платформ, в которых все хранится. Нам хочется поменять такую-то муфту, или такую-то гайку. Мы туда должны зайти и вместе с этой платформой решать. У кого в руках эта платформа, тот и хозяин положения, и если мы пропустим этот момент, вот тогда мы безнадежно отстанем. Этого не случилось, слава богу, и, надеюсь, не случится, — сказал Владимир Путин.
»

Он добавил, что далеко в этом направлении продвинулся Сбербанк. Кроме того, по его словам, соответствующие специалисты работают в администрации президента и правительстве.[1]

2017

Госорганы смогут закупать ПО из стран Евразийского экономического союза

В декабре 2017 года Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщило о том, что Правительство РФ разрешило использовать программное обеспечение (ПО), происходящее из государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС), для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Соответствующее постановление, которое подписал Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, также предусматривает создание единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных и единого реестра программ для ЭВМ и баз данных из других государств ЕАЭС. Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года[2].

Согласно постановлению Правительства РФ для ведения реестров российского и евразийского ПО будет создана специальная федеральная государственная информационная система. Также уточняется порядок и сроки внесения изменений сведений о правообладателях ПО.

Цифровая прослеживаемость

«В ближайшее время будет запущен первый проект в рамках реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – цифровая прослеживаемость, которая создает условия взаимного цифрового обмена и взаимодействия прежде всего в сфере торговли и, конечно, для госорганов», – об этом сообщила член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Карине Минасян в декабре 2017 года.

По словам министра, цифровая прослеживаемость позволит бизнесу, потребителям и государственным органам видеть весь путь товара от производства до покупателя и упростить взаимодействие всех участников цепочки.

Карине Минасян напомнила, что 11 октября президенты стран ЕАЭС утвердили Основные направления реализации цифровой повестки Союза до 2025 года. «Документ открыл новую цифровую страницу в евразийской интеграции, – отметила министр ЕЭК. – В нем мы определили рамки цифровой интеграции. То есть решили, где именно мы будем совместно реализовывать цифровую повестку. Также были прописаны механизмы реализации. Решено реализовывать повестку самым быстрым и надежным способом – через инициативы».

Цифровая прослеживаемость движения продукции, товаров, услуг и цифровых активов Союза – первый из приоритетов для инициатив. Всего их на сегодня утверждено шесть. Еще пять это: цифровая торговля, цифровые транспортные коридоры, цифровая промышленная кооперация, соглашение об обороте данных, система регулятивных «песочниц».

По примерным подсчётам, реализация совместной цифровой повестки ЕАЭС принесет Союзу дополнительный прирост ВВП до 1% в год, а также почти 8 млн новых рабочих мест к 2025 году. Кроме того, консолидация усилий позволит странам ЕАЭС стать полноправным участником глобального цифрового рынка.

Единое платежное пространство ЕАЭС

22-23 ноября 2017 года в Ереване прошла вторая рабочая встреча глав Национальных платежных систем и Национальных (Центральных) банков стран СНГ. Во встрече приняли участие представители национальных платежных систем и национальных банков России, Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана.

Встречу открыли Комлев Владимир, генеральный директор АО «НСПК» (оператор платежной системы «Мир»), и Ишхан Мхитарян, исполнительный директор ЗАО «Армениан Кард», которые рассказали участникам о реализации проекта межсистемной интеграции и обеспечении взаимного приема карт «Мир» и АрКа в инфраструктуре двух стран.

Генеральный директор АО «НСПК» Владимир Комлев рассказал о ключевых этапах проекта – от подписания меморандума между НСПК и Армениан Кард в июле 2016 года до подготовки инфраструктур банков-участников двух платежных систем к взаимному приему карт осенью 2017 года. Он отметил: «Сегодня целый ряд армянских банков использует созданные в НСПК технологии для перехода карт АрКа с магнитной полосой на карты с чипом. У АрКа теперь у нее есть разработанный НСПК и полностью EMV-совместимый чип. Технологическая основа, которую мы предлагаем – это контактное, бесконтактное и мобильное приложения, ядро терминала – соответствует самым передовым стандартам, и мы безвозмездно передаем ее нашим армянским коллегам. Сегодня наши платежные карты принимаются в инфраструктурах участников платежных систем обеих стран. Все расчеты проводятся в национальных валютах – рублях и драмах, через расчетные банки двух платежных систем – ВТБ и Америабанк, а не конвертируются в доллары или евро, как это происходит при платежах по картам международных платежных систем. Поэтому для держателей карт АрКа и «Мир» стоимость таких операций гораздо дешевле. Конечно, мы продолжим вместе с коллегами раскрывать сети приема, решать вопрос брендирования. В каждой стране есть свои особенности регулирования, законодательства, культуры, и какие-то вопросы в рамках интеграции с другими платежными системами – участниками Рабочей встречи нам придется решать заново. Но мы планируем завершить формирование единого платежного пространства стран ЕАЭС до конца 2019 года».

ЕЭК представила проект Основных направлений цифровой повестки

Минимум 11% от ожидаемого совокупного роста ВВП Евразийского экономического союза (ЕАЭС) к 2025 году будет обеспечивать реализация цифровых проектов и инициатив. Если страны Союза не обеспечат синхронизацию своих усилий по реализации цифровой повестки, ее вклад в рост ВВП будет вдвое ниже. Об этом говорится в проекте Основных направлений реализации цифровой повестки[3] Евразийского экономического союза до 2025 года, который размещен на правовом портале Евразийской экономический комиссии (ЕЭК) для общественного обсуждения.

Наиболее значимыми источниками прироста ВВП вследствие реализации общей цифровой повестки могут стать такие факторы, как устранение нормативно-правовых барьеров и развитие экономики данных, каждый из которых даст ежегодный прирост ВВП ЕАЭС на 0,3% и 0,2% соответственно. Рост занятости в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обеспечит дополнительный рост общей занятости в странах Союза на 2,46% к 2025 году. К этому же году дополнительный прирост объема экспорта ИКТ-услуг может составить до 74%.

Проект Основных направлений реализации цифровой повестки подготовлен правительствами государства-членов совместно с Комиссией во исполнение поручения глав стран ЕАЭС. В нем определены цели, принципы, задачи, направления и механизмы сотрудничества государств Союза в цифровой сфере.

Согласно Основным направлениям страны Союза самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют национальную политику в сферах цифровизации, связи и информатизации, но придерживаются в этой сфере согласованной политики. Совместная работа в рамках цифровой повестки позволит стимулировать и поддерживать новые цифровые инициативы и проекты; ускорит процессы свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; повысит конкурентоспособность хозяйствующих субъектов и граждан за счет цифровых преобразований во всех сферах жизни общества; создаст условия для устойчивого развития экономик государств Союза при переходе на новые технологический и экономический уклады; обеспечит кооперацию хозяйствующих субъектов на основе сквозных цифровых процессов, создание и развитие цифровых активов; введет государства ЕАЭС в глобальные, макрорегиональные и региональные процессы цифровой трансформации с учетом возникновения новых возможностей и рисков; поддержит диалог между всеми заинтересованными организациями и гражданами стран Союза для продвижения лучших практик в области цифровой экономики и т.д.

Реализация цифровой повестки Союза возможна в том числе через разработку специальных механизмов проработки и согласования государствами-членами инициатив; реализацию проектов в рамках цифровой повестки; применение «регулятивных песочниц» и т.д.

Совместные инициативы и проекты в рамках цифровой повестки позволят значительно расширить возможности государств, граждан и хозяйствующих субъектов как внутри ЕАЭС, так и на внешних рынках.

Заинтересованные стороны смогут представлять инициативы в Комиссию, которая с участием экспертной площадки прорабатывает и согласовывает их с государствами-членами.

После проработки и согласования инициативы формируется проект. Для его реализации государства-члены имеют возможность прорабатывать различные механизмы финансирования, такие как механизмы целевого и проектного финансирования, механизмы на основе консорциумов и государственно-частного партнерства, в том числе механизмы с использованием сервисной модели, вырабатываемые за счет привлечения институтов финансирования, включая Евразийский банк развития.

Проект Основных направлений сопровождается также проектом перечня первоочередных инициатив в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС. Перечень составлен на основании предложений представителей органов государственной власти и бизнеса стран Союза, а также членов рабочих групп на начальном этапе проработки цифровой повестки ЕАЭС. Среди предложений – инициативы по цифровой прослеживаемости, цифровой промышленной кооперации, развитию электронной торговли и другие.

Система межгосударственного обмена данными с применением ЭЦП

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 24 апреля 2017 года согласован план мероприятий по реализации первого этапа Стратегии развития трансграничного пространства доверия Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

«Это важная отправная точка для формирования в странах ЕАЭС новой культуры обмена данными в режиме реального времени. Переход к онлайн-сервисам во взаимоотношениях государства и общества, органов власти и бизнеса стран ЕАЭС — насущная необходимость. Создание безопасных с точки зрения киберугроз и эффективных инструментов межгосударственного электронного взаимодействия — одна из ключевых задач ЕЭК», — подчеркнула Карине Минасян, член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК[4].

Трансграничное пространство доверия — это совокупность правовых, организационных и технических условий, согласованных государствами-членами с целью обеспечения доверия при межгосударственном обмене данными и электронными документами между уполномоченными органами, пояснили в ЕЭК.

Упомянутая выше стратегия определяет основные цели, задачи и принципы развития трансграничного пространства доверия в ЕАЭС для массового использования имеющих юридическую силу электронных документов и сервисов при межгосударственном информационном взаимодействии стран Союза и Комиссии. Реализовать стратегию предполагается в течение 8 лет в рамках трех этапов.

Субъектами электронного взаимодействия на первом этапе станут должностные лица и сотрудники органов государственной власти стран ЕАЭС и ЕЭК. К концу 2017 года в ЕАЭС должна заработать система межгосударственного обмена данными с применением электронной цифровой подписи.

Как отметила Карине Минасян, «план мероприятий подготовлен для реализации первого этапа стратегии. Его приоритетом должно стать обеспечение возможности для всех органов государственной власти стран ЕАЭС использовать преимущественно электронные документы, подписанные электронными цифровыми подписями».

В рамках реализации первого этапа стратегии могут существенно повыситься оперативность служебной переписки и реализация общих процессов государств-членов и органов Союза, в значительной степени могут быть снижены издержки по доставке бумажных писем.

Во втором полугодии планируется разработать порядок взаимодействия бизнеса Союза с органами государственной власти стран ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией, так называемую модель B2G. Благодаря этому у бизнеса появится возможность подавать заявки на госзакупки, оформлять таможенные декларации в электронном виде и т.д.

Согласно плану, также намечена подготовка мероприятий по масштабированию трансграничного пространства доверия в целях взаимодействия с международными организациями и государствами, не являющимися членами ЕАЭС.

Преимущества создания единого цифрового пространства стран ЕАЭС

Евразийский экономический союз был учрежден как международная организация региональной экономической интеграции, в рамках которой обеспечиваются «четыре свободы» движения: товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В условиях единого цифрового пространства потребуется дополнить этот перечень «пятой свободой» — обмена информацией.[5]

В целом цифровая интеграция в рамках ЕАЭС, на этапе построения новой цифровой экономики в 2017 году, может обеспечить целый ряд преимуществ.

Объединение ресурсов, данных, компетенций и точек зрения

Страны союза смогут совместно использовать имеющийся потенциал как в части техники и технологий, так и в части цифровых данных, наработанных и нарабатываемых компетенций и, что не менее важно, точек зрения на происходящее. Объединение всех видов ресурсов крайне важно для их совместного и планомерного наращивания.

Ускорение процесса цифровизации

Вовлечение большего числа участников в построение цифрового пространства не через бюрократизацию процесса, а на основе интенсивного инициативного взаимодействия должно в среднесрочной перспективе ускорить цифровую трансформацию экономик государств-членов союза. В свою очередь, подобная трансформация должна способствовать и ускорению самих экономик стран союза.

Стандартизация

Подготовка единых стандартов, как обязательных для применения, так и рекомендуемых, позволяет контролировать и упорядочивать рынки ЕАЭС и трансграничные сделки. Помня о всех возможных минусах, свойственных запретительной стандартизации, в рамках дискуссии государств-членов союза возможно выработать наиболее подходящие варианты и технологии применения обязательных и рекомендованных правил и процедур.

Управление цифровыми рисками и экономическая безопасность

Единые политика и практика в отношении безопасности должны способствовать устойчивому развитию цифровой экономики за счет совместной наработки соответствующих компетенций и кейсов. Скоординированная защита экономических интересов потребителей (граждан), коммерческих и некоммерческих организаций, государственных структур на межгосударственном уровне имеет большое значение не только для отдельных государств, но и для межгосударственных объединений. В перспективе, формируя единый центр по цифровой безопасности, ЕАЭС способен обеспечить стабильную цифровую экономическую зону для всех государств-членов и повысить привлекательность для присоединения других стран.

Интеграция через совместные проекты

Союзное объединение и скоординированное развитие цифрового пространства позволяет избежать деструктивной внутренней конкуренции. Поднять уровень развития слабых в области цифровизации участников и усилить компетенции сильных возможно через проекты, которые интегрируют множество субъектов из разных государств-членов. Кроме того, совместные проекты позволяют довести опыт различных субъектов до требуемого общего уровня в рамках всего союзного пространства.

Усиление внутренних рынков

Через разработку и внедрение новых информационных технологий, через построение цифровых платформ, через интенсивное информационное взаимодействие и обмен цифровыми большими данными ЕАЭС способен усилить внутренние рынки и поддержать собственный бизнес в конкурентной борьбе. Сбалансированное соревновательное, но не уничтожающее конкурирование на внутренних рынках разумно поддерживать с применением актуальных и релевантных методов, технологий и инструментов.

Отладка в «песочницах» новых проектов и платформ

Скорости цифровой экономики предлагают бизнесу несколько иные модели, основанные на более энергичных и быстрых вариантах прохождения деловых циклов, в том числе жизненных циклов товаров (услуг). Большие данные и предсказательная аналитика, гибкие подходы к управлению, готовность пользователей к новинкам и иные факторы формируют особые условия, в которых сокращается время, отводимое бизнесу на принятие решения. В пространстве ЕАЭС вполне целесообразно сформировать некие виртуальные или межгосударственные зоны — «песочницы» — для широкого тестирования новых продуктов и сервисов бизнеса под соответствующим контролем. Причем это может быть интересно не только для субъектов внутри союза, но и для внешних субъектов, желающих войти с инновациями на внутренние рынки ЕАЭС.

Трансграничные интеграторы

Ведение бизнеса в рамках цифровой экономики предполагает приоритет информационных методов, технологий и инструментов, что приводит к широкому применению цифровых платформ как предметно-ориентированных автоматизированных информационных систем. Территориальные ограничения для цифрового бизнеса при этом не до конца, но во многом снимаются. Цифровые платформы в таком случае становятся преимущественными трансграничными интеграторами для бизнеса в государствах-членах союза. Дальнейшее выстраивание единого и сильного внутреннего рынка ЕАЭС зависит от результативности внедряемых цифровых платформ, вовлеченных в единую цифровую экосистему.

Улучшение межгосударственного взаимодействия

Большая и значимая часть реального экономического объединения может быть реализована через цифровую экосистему и специализированные платформы. Здесь важна роль межгосударственных автоматизированных информационных систем, особенно когда стоит задача по всесторонней модернизации, кооперации и повышению конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобального мира. Главная задача, которая стоит перед подобными цифровыми платформами — это организация взаимодействия Евразийской экономической комиссии с органами законодательной, судебной, исполнительной власти государств-членов союза и с различными экономическими субъектами — как внутренними, так и внешними.

Сохранение социально-культурной и исторической целостности

Совместными усилиями государства-члены союза могут объективно и адекватно выработать единую стратегию формирования и развития цифрового пространства, которая позволит сохранить не только экономическую самостоятельность, но и социальные, моральные, культурные, исторические ценности, присущие каждой из стран ЕАЭС. При этом отработка межкультурных факторов цифровой экономики для последующей активной совместной работы государств-членов ЕАЭС способна в долгосрочной перспективе сформировать цифровое пространство, значимое и полезное для населения всех стран, объединенных в союз.

Международная цифровая конкуренция и партнерство

Евразийский экономический союз имеет все шансы стать одним из лидеров глобального цифрового пространства, только если не упустит конкурентов на старте. Однако новая экономика требует достаточно гибкого подхода и не исключает, при явной конкуренции, тесного партнерства по отдельным направлениям, рыночным сегментам и технологическим нишам. Евразийской экономической комиссии придется приложить усилия не только для решения проблем единой технологической цифровизации, технической и управленческой стандартизации, трансформации и платформизации рынков, эффективного использования кадрового потенциала и т.п., но и для решения вопросов межгосударственной коммуникации, цифрового образования, сближения суверенных позиций, развития продуктивного информационного пространства, инициирования специальных рабочих групп и «союзных» компаний или ассоциаций. Потребуются время и силы, чтобы минимизировать скептицизм в отношении совместного развития единого цифрового пространства и наладить реальное доверие в ЕАЭС на всех уровнях взаимодействия.

Россия готовится ратифицировать протокол о единой ИТ-системе госзакупок в ЕАЭС

19 мая 2017 года комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы РФ рекомендовал ратифицировать протокол, направленный на определение правил и процедур регулирования госзакупок в ЕАЭС. Также планируется провести интеграцию веб-ресурсов, на которых проходят онлайн-торги стран-участниц Содружества.

Проведение унификации систем госзакупок в ЕАЭС будет проходить в два этапа. До 1 января 2018 года, согласно протоколу, будут внесены соответствующие изменения в национальное законодательство. Второй этап, до 1 января 2019 года, будет направлен на технологические изменения, которые обеспечат информационную открытость госзакупок и совместимость технологических платформ.

Соглашение о зоне свободной торговли стран СНГ от 18 октября 2011 года будет являться правовой базой для создания общего рынка госзакупок. Протокол о правилах и процедурах регулирования государственных закупок был принят Советом глав правительств СНГ 7 июня 2016 года в Бишкеке. В пояснительной записке, которую подготовило правительство РФ для ратификации протокола Госдумой, указано, что протокол соответствует положениям договора о создании ЕАЭС, который был подписан 20 мая 2014 года.

ЕЭК предлагает синхронизировать цифровые повестки в сфере промышленности

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) направила в начале 2017 года правительствам стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предложения о поддержке ряда инициатив по дигитализации экономик в рамках промышленной политики и структурированию этой деятельности в странах ЕАЭС. Предложения ЕЭК включают концепцию создания «цифровых фабрик» с механизмами её реализации. Концепция должна охватывать все этапы производства, от проектирования до получения готового продукта[6].

Среди ключевых технологий — аддитивное производство, высокопроизводительные автоматизированные линии быстрого производства электронной компонентной базы, технологии и программное обеспечение роботизированного управления производством, национальные CAD/CAE/CAM-системы, новые технологии сборочного производства, системы управления жизненным циклом изделия. Проект «Цифровая фабрика» тесно связан с концепциями «Индустрия 4.0» (Германия) и «Цифровое производство» (США).

Как считает член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Сергей Сидорский, странам союза целесообразно синхронизировать работу по реализации национальных цифровых повесток с цифровой повесткой в сфере промышленности государств-членов. Это позволит реализовать общие технологические цифровые платформы, системные и сквозные проекты.

«По нашим данным, доля цифровой экономики к ВВП в странах ЕАЭС уже составляет более 2,8%, или $85 млрд. Почти весь эффект от дигитализации сосредоточен в таких секторах экономики, как финансы, торговля, развлечения и медиа. В сфере промышленности и АПК доля цифровой экономики еще незначительна», — отметил Сергей Сидорский.

По данным промышленного блока ЕЭК и оценкам консалтинговых компаний, доля цифровой экономики в мировом ВВП составляет 5,5%. Дигитализация может принести дополнительно более $30 трлн доходов для мировой экономики до 2025 г. Эксперты отмечают, что к 2020 г. более 50 млрд устройств и вещей будет подключено к интернету. Программное обеспечение стало неотъемлемой частью большинства выпускаемых промышленных товаров, иногда достигая в конечной стоимости товара 90%. Например, автоконцерны отмечают, что в ближайшие годы около 50% стоимости автомобиля будет составлять «цифровая» начинка.

Согласно исследованию, проведенному промышленным блоком ЕЭК, в государствах ЕАЭС созданы все предпосылки для цифровой трансформации промышленности: сформирована или начала формироваться нормативная база, создана инфраструктура, развиваются цифровые платформы в разных секторах экономики.

Кроме того, в рамках ЕАЭС уже есть опыт совместных проектов в сфере цифровой экономики, которые связаны с промышленностью. Это оснащение транспортных средств системой ЭРА-ГЛОНАСС, введение электронного паспорта транспортного средства, создание информационных баз данных в сфере обращения лекарственных средств, введение механизма мониторинга прослеживаемости товаров, введение идентификации и маркировки отдельных видов товаров, создание Евразийской сети промышленной кооперации и Евразийской сети трансфера технологий.

Данные, необходимые для выработки общих подходов в рамках ЕАЭС, и анализ ситуации с цифровизацией экономик в промышленности содержатся в специальном докладе промышленного блока ЕЭК. Доклад с результатами анализа также направлен в правительства государств союза. Документ размещен по информационном портале ЕЭК в разделе «Промышленность» в интернете.

Ожидается, что до 31 марта 2017 г в Комиссию поступит информация о существующих программах, планах и мерах государственной поддержки цифровой промышленности в странах ЕАЭС. Комиссия также рассчитывает получить предложения от стран-участниц ЕАЭС для проекта концепции создания условий для цифровой трансформации промышленности государств-членов ЕАЭС и формирования единого цифрового пространства ЕАЭС. До конца 2017 г. ЕЭК планирует направить сводный вариант документа в страны Евразийского экономического союза для рассмотрения и доработки.

2016

Утвержден план разработки «Цифровой повестки ЕАЭС»

26 декабря 2016 г на заседании Высшего Евразийского экономического совета главы государств-членов подписали «Заявление​ о цифровой повестке ЕАЭС».

Решением о формировании цифровой повестки был установлен срок до 1 декабря 2017 года для разработки и представления на рассмотрение Евразийского межправительственного совета основных направлений реализации цифровой повестки до конца 2025 года правительствами государств-членов союза.

Идеи Минкомсвязи РФ: общий реестр отечественного ПО, использование СМЭВ, э-госзакупки, единые тарифы на связь и унификация законов по защите персданных

Глава Минкомсвязи Николай Никифоров провел в ноябре рабочую встречу с членом коллегии (министром) Евразийской экономической комиссии по внутренним рынкам, информатизации и информационным и коммуникационным технологиям Карине Минасян. Главной темой встречи стал вопрос формирования единого цифрового пространства Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Никифоров отметил, что этот вопрос является необходимой составляющей процесса интеграции стран-участниц союза, их включения в процесс глобальной цифровой трансформации. Он также подчеркнул необходимость в рамках создаваемой стратегии определить конкретные направления деятельности, в которых все страны смогут найти консенсус. В частности, этими направлениями являются реестр отечественного программного обеспечения, а также электронное участие в государственных закупках.

Российская сторона также предложила создать единое тарифное пространство на услуги связи, а также унифицировать национальные законодательства в области персональных данных.

В марте 2016 года в ходе встречи министра с Минасян обсуждались организационные и технические условия создания функциональной архитектуры трансграничного цифрового пространства доверия. В частности — интегрирование различных информационных систем и использование Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) странами-участницами ЕАЭС.

Маркировка изделий из натурального меха

С 1 апреля 2016 года в Российской Федерации идет пилотный проект по маркировке «предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха», находящихся в обороте на территории Российской Федерации, контрольными идентификационными знаками (КиЗ) со встроенным RFID-чипом.

Проект осуществляется в рамках соглашения стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) от 8 сентября 2015 года. Позже соглашение было ратифицировано всеми странами-участницами ЕАЭС и это означает, что экспериментальный этап проекта, целью которого было тестирование и обкатка системы, закончен, и маркировка предметов одежды из натурального меха в странах ЕАЭС стала обязательной.

Подробнее: Государственная информационная система маркировки товаров

Примечания