2023/11/03 15:41:51

Цифровизация образования в России

.

Содержание

Основная статья: ИТ в образовании (EdTech, EduTech)

Технологии в сфере дошкольного образования (KidTech)

Цифровизация школьного образования

Основная статья: Цифровизация школ в России

Единое электронное образовательное пространство

Основная статья: Единое электронное образовательное пространство России

Искусственный интеллект в образовании

Основная статья: Искусственный интеллект в образовании

Технологии дистанционного обучения

Основная статья: Технологии дистанционного обучения

Глушилки в школах и вузах

Основная статья: Глушилки в школах и вузах

Цифровые дипломы

Основная статья: Цифровые дипломы

2024

В России создается Единый реестр цифровых документов об образовании

В феврале 2024 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о проведении эксперимента по формированию цифровых документов об образовании и создании соответствующего реестра. Подробнее здесь.

В России появилась ГИС оценки качества образования

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства о правилах формирования и ведения Федеральной информационной системы оценки качества образования. Об этом 18 февраля 2024 года сообщила пресс-служба кабмина. К этому времени утвержденный документ еще не опубликован. Подробнее здесь.

2023

Мишустин утвердил стратегию цифровой трансформации образования. Основные положения

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил стратегическое направление в области цифровой трансформации образования. Соответствующий документ был опубликован в октябре 2023 года. Предыдущая версия стратегия от 2021 года утратила силу. Отмечается, что корректировка стратегии потребовалась в том числе для обновления перечня «наиболее актуальных и востребованных технологических направлений и решений в сфере искусственного интеллекта».

Михаил Мишустин

Согласно документу, стратегическое направление утверждается до 2030 года и поэтапно охватывает дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование, а также соответствующее дополнительное образование. Авторы стратегии рассчитывают на следующие результаты ее реализации к 2030 году:

Утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации образования
  • обучающимся, родителям (законным представителям) и педагогическим работникам обеспечен равный доступ на безвозмездной основе к верифицированному цифровому образовательному контенту, создающему для всех участников образовательных отношений равные образовательные возможности, нацеленному на реализацию образовательных программ, построение индивидуальных образовательных траекторий, а также на повышение профессиональной компетентности педагогических работников (проект «Библиотека цифрового образовательного контента»);
  • обучающимся, родителям (законным представителям) и педагогическим работникам предоставлена возможность с учетом подборки верифицированного цифрового образовательного контента выстраивать индивидуальный план обучения в соответствии с интересами и способностями обучающегося, получать профессиональную психолого-педагогическую консультативную помощь, управлять образовательной траекторией в соответствии с уровнем подготовки и интересами, осуществлять взаимодействие с наставниками (проект «Цифровой помощник ученика»);
  • родителям (законным представителям) предоставлены возможности для организации образовательной деятельности обучающегося, получения профессиональной психолого-педагогической консультативной помощи (проект «Цифровой помощник ученика»);
  • обучающимся, родителям (законным представителям) и педагогическим работникам предоставлена возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, а также предоставлена возможность сформировать пакет документов для их подачи на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования (формирование цифрового портфолио ученика осуществляется с согласия родителей (законных представителей) (проект «Цифровое портфолио ученика»);
  • педагогическим работникам и обучающимся обеспечена возможность применения автоматизированной проверки домашних заданий и планирования образовательных программ с привлечением систем искусственного интеллекта, сформирована упрощенная эффективная система, помогающая выявить, развить и поддержать таланты у детей, а также предоставлена возможность снижения административной нагрузки на педагогических работников и оказания профессиональной психолого-педагогической консультативной помощи обучающимся и их родителям (законным представителям) (проект «Цифровой помощник учителя»);
  • образовательным организациям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлена возможность введения электронного документооборота, который позволяет снизить уровень бюрократизации образовательной деятельности, даст возможность принимать управленческие решения на основе анализа больших данных с помощью интеллектуальных алгоритмов (проект «Система управления в образовательной организации»).

В России принят закон о создании ГИС оценки качества образования

25 июля 2023 года Госдума в третьем (окончательном) чтении приняла закон о создании в России Федеральной информационной системы оценки качества образования (ГИС «ФИС ОКО»). Ее оператором назначен Рособрнадзор. Подробнее здесь.

Названы 7 задач цифровизации российского образования

Российские педагоги рассматривают цифровую трансформацию образования (ЦТО) как неизбежный процесс изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы, который разворачивается в быстро развивающейся цифровой образовательной среде и направлен на решение задач социально-экономического развития страны в условиях четвертой промышленной революции и становления цифровой экономики. Об этом говорится в исследовании НИУ ВШЭ, опубликованном в 2023 года. Эксперты выделили 7 основных задач цифровизации российского образования.

  • Развитие материальной инфраструктуры. Сюда входит строительство дата-центров, появление новых каналов связи и устройств для использования цифровых учебно-методологических материалов.
  • Внедрение цифровых программ. Другими словами, создание, тестирование и применение учебно-методических материалов с использованием технологий машинного обучения, искусственного интеллекта и так далее.
  • Развитие онлайн-обучения. Постепенный отказ от бумажных носителей информации.
  • Разработка новых систем управления обучением (СУО). В дистанционном образовании СУО называются программы по администрированию и контролю учебных курсов. Такие приложения обеспечивают равный и свободный доступ учеников к знаниям, а также гибкость обучения.
  • Развитие системы универсальной идентификации учащегося.
  • Создание моделей учебного заведения. Чтобы понять, куда должно двигаться школьное и университетское образование в плане технологий, нужны примеры того, как это должно работать в идеале: с использованием новых СУО, инструментов и устройств Индустрии 4.0 и так далее.
  • Повышение навыков преподавателей в сфере цифровых технологий.

Названы 7 задач цифровизации российского образования

Как отмечается в исследовании, распространение цифровых технологий способствует качественным изменениям в сфере производства и на глобальных рынках. Эти перемены захватывают и сферу образования. Природные ресурсы и дешевый труд, которые по-прежнему важны, становятся второстепенными факторами социальноэкономического развития в условиях перехода от массового производства стандартизованной продукции к производству общедоступной индивидуализированной продукции. Его основой является синтез сложившегося ранее материального производства (новые материалы, автоматизированное проектирование/производство) и цифровых технологий (ЦТ), который ведет к широкому использованию методов искусственного интеллекта и распространению Интернета вещей (IoT). Умные изделия становятся нормой в мире, где интеллектуальные компьютеризованные устройства (роботы), состоящие из них комплексы и сети приобретают способность к взаимодействию при подготовке и развертывании автоматизированных производственных процессов, указывают специалисты.

Названы 7 задач цифровизации российского образования

По их словам, инвестиции в развитие цифровой инфраструктуры системы образования должны быть соотнесены с ожиданиями стейкхолдеров относительно эффектов. Информационные технологии действительно способствуют повышению эффективности преподавания и обучения в классе, реализуя глубокую интеграцию с образованием и преподаванием, улучшают входные и выходные преимущества, способствуют улучшению качества жизни учащихся, поддерживают изменения модели образовательного процесса. Именно это должно стать направлением будущей трансформации и развития обучения, уверены в НИУ ВШЭ.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И КИТАЕ

Как в России проходит цифровизация образования и что планируется

Одним из направлений концепции технологического развития России, которая была принята в конце мая 2023 года, является цифровая трансформация образовательной сферы. Об этом процессе в начале июля 2023 года «Известиям» рассказали в крупнейших вузах РФ.

По мнению ректора Центрального университета Евгения Ивашкевича, происходящая к июлю 2023 года цифровая трансформация уже меняет ландшафт образования и определяет несколько ключевых тенденций, среди которых:

  • возрастание роли цифровых технологий в самом учебном процессе;
  • персонализация образовательной программы для каждого студента;
  • развитие цифровых инструментов подтверждения отдельных квалификаций и навыков для ИТ-специалистов, отличных от привычных университетских дипломов;
  • гибкая адаптация образовательных программ к потребностям рынка труда и усиление связей между образовательными учреждениями и работодателями;
  • усиление связей между университетами, обмен учебными курсами и создание сетевых образовательных структур.

Цифровая трансформация уже меняет ландшафт образования

В Высшей школе экономики (ВШЭ) считают, что необходимость быстро реагировать на запросы рынка и возрастающую скорость технологических инноваций приведет к пересмотру всей системы образования и развитию экосистемного подхода.

«
Важно, чтобы образовательная среда была открыта для максимального раскрытия потенциала ее пользователей с учетом происходящих изменений спроса на труд, обеспечения эффективного сквозного процесса формирования программ, трансфера технологий и целеориентированного обучения, включающего опережающее развитие компетенций и навыков, — пояснили изданию в Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
»

Генеральный директор АНО «Развитие человеческого капитала» Максим Киселёв считает, что с приходом диджитализации должна измениться и парадигма образования в России, оно должно стать более практикоориентированным.

С приходом диджитализации должна измениться и парадигма образования в России, оно должно стать более практикоориентированным
«
Образование – это не про набивание знаний в голову, а про возможность потом эти знания применить. Как мне кажется, акцент нашего образования многие годы был смещён как раз в первую сторону, - добавил он.
»

К июлю 2023 года в России продолжается реализация стратегии цифровой трансформации науки и высшего образования, которую разработали в Минобрнауки. Этот документ состоит из 7 проектов:

  • «Датахаб» (система управления данными сферы науки и высшего образования, цель которой - повышение качества данных и систематизацию работы с ними для их использования в принятии управленческих решений);
  • «Архитектура цифровой трансформации» (рАрхитектура цифровой трансформации );
  • «Цифровой университет» (проект, направленный на создание и развитие цифровых сервисов в сфере науки и высшего образования, охватывающих все виды бизнес-процессов);
  • «Единая сервисная платформа науки» (она должна стать единой экосистемой сервисов для проведения исследований и разработок, с целью повышения их качества и доступности, а также снижения затрат путем создания единой биржи исследований и необходимой инфраструктуры);
  • «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования» (по этому проекту должна быть сформирована единая информационная среда взаимодействия образовательных организаций и поставщиков и вендоров оборудования и программного обеспечения, а также должны быть созданы единые инструменты мониторинга уровня цифровизации образовательных организаций);
  • «Цифровое образование» (проект, направленный на повышение уровня цифровых компетенций обучающихся, научно-педагогических работников, а также формирования компетентной команды управления процессом цифровой трансформацией);
  • «Сервис хаб» (будет представляет собой единую сервисную систему для цифровой трансформации бизнес-процессов Минобрнауки и вузов. Основная цель проекта - систематизация и регламентирование бизнес-процессов за счет создания информационной системы).[1]

2022

В России разработали цифровую платформу для поддержки проектной деятельности в образовании

В октябре 2022 года стало известно о создании в России цифровой платформы для поддержки проектной деятельности в вузах. Это разработка Московского политехнического университета. Подробнее здесь.

В дипломы выпускников колледжей в России добавят QR-коды с данными о навыках студента

В дипломы выпускников колледжей в России добавят QR-коды с данными о навыках студента. Об этом пресс-служба Минпросвещения РФ сообщила 18 августа 2022 года.

В соответствии с приказом ведомства, по двумерным матричным кодам, которые будут использовать образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования, будет доступна полная информация о компетенциях студента – как о теоретических знаниях, так и о практических навыках. QR-код откроет доступ к цифровому паспорту компетенций выпускника, говорится в сообщении министерства.

В дипломы выпускников колледжей в России добавят QR-коды

Кроме того, в приложения к диплому с 2023 года будут включать сведения о содержании и условиях прохождения практической подготовки по образовательным программам федерального проекта «Профессионалитет», в том числе информацию о месте прохождения учебной и производственной практики и о видах деятельности, освоенных студентом.

Приказ вступит в силу 1 марта 2023 года.

В мае 2022 года стало известно о том, что Минобрнауки России прорабатывает вопрос использования в документах об образовании и квалификации QR-кодов, чтобы работодатели имели доступ к портфолио выпускника.Интервью TAdviser: Вячеслав Касимов, ИБ-директор МКБ — о применении DevSecOps при разработке веб-приложений 8.1 т

По словам заместителя министра науки и высшего образования РФ Петра Кучеренко, Минобрнауки подготовило предложения «по формированию цифрового профиля компетенций и достижений гражданина». Туда предлагается включать индивидуальные документально подтвержденные достижения, «предъявляемыми в соответствии с порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Речь, в частности, идет о достижениях в профессиональном спорте, включая статус призера Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы, знаки отличия ГТО, дипломы с отличием об имеющемся образовании, о волонтерской деятельности, участии в олимпиадах школьников. [2]

Мишустин упростил вузам и научным организациям закупку компьютеров и ПО

В конце мая 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которым упростил процедуру закупок материалов и оборудования для научных и образовательных организаций. В список вошли химикаты, компьютеры и программное обеспечение, электронное и оптическое оборудование.

Теперь, как сообщила 27 мая 2022 года пресс-служба кабмина, научные и образовательные организации смогут приобретать такие товары через электронный запрос котировок, что позволит значительно сократить сроки закупки. Порядок закупок через электронный запрос котировок не будет зависеть от цены контракта и годового объема закупок.

Мишустин упростил вузам и научным организациям закупку компьютеров и ПО

Прежде вузы и научные центры покупали необходимое оборудование с помощью открытого конкурса, что исключало возможность оперативных закупок.

Предполагается, что инициатива Правительства РФ позволит снизить риски возникновения дефицита импортного оборудования и избежать срыва запланированных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

В апреле 2022 года правительство России внесло в Госдуму закон об упрощении системы госзакупок в условиях санкций. Законопроект предлагает исключить информацию о закупках из публичного поля, чтобы защитить участников госзакупок от риска санкций.

Со стороны российских властей поступает помощь, нацеленная на недопущение возникновения в стране дефицита техники, в том числе и компьютеров. Речь идет о параллельном импорте, под которым подразумевается ввоз на территорию России товаров без разрешения правообладателя. Такой импорт существовал в России и до санкций, но в сравнительно небольших масштабах. Еще в конце марта 2022 года власти официально дали добро на него, а немного позже отменили штрафы за отсутствие на ввозимой электронике российских приложений. [3]

2021

Обновление парка ПК в российских вузах на компьютеры с процессорами «Байкал» и «Эльбрус»

13 декабря 2021 года стало известно об обновлении парка персональных компьютеров в российских вузах: вместо зарубежного оборудования будут использоваться системы на отечественных процессорах «Байкал» и «Эльбрус».

Как уточнил «Коммерсанту» замглавы Минпромторга Василий Шпак, речь идет о замене вычислительной техники в образовательных учреждениях, которые занимаются подготовкой специалистов в области радиоэлектроники. В качестве первого места для импортозамещения ПК выбрана Ассоциация вузов по электронно-компонентной базе (в нее входят МИЭТ, МИФИ, ЮФУ и еще 29 вузов, занимающихся подготовкой инженерных кадров для радиоэлектроники).

Правительство РФ начинает пересаживать студентов на компьютеры с процессорами «Байкал» и «Эльбрус»

В компании МЦСТ (разработчик процессоров «Эльбрус») отметили, что ее техника уже есть в классах МТУСИ и МИИТ. В свою очередь в «Байкал Электроникс», разработчике процессоров «Байкал», рассказали, что системный блок на нем обходится в 60 тыс. рублей. Гендиректор компании Андрей Евдокимов заметил, что 1500 рабочих мест в вузах обойдутся в 100 млн рублей, однако на российские аппаратные платформы надо переводить и серверную инфраструктуру, и суперкомпьютерные кластеры, поэтому затраты на проект могут оказаться сильно выше.

По мнению руководителя отдела аналитики «СерчИнформа» Алексея Парфентьева, российские процессоры к декабрю 2021 года отстают от иностранных аналогов по производительности, поэтому для выполнения повседневных задач потребуется больше единиц оборудования. Ещё одна проблема — вузы должны будут фактически закупить «железо» и программы. Кроме того, нельзя исключать все зарубежное, потому что выпускники выходят на рынок труда и им нужно знать самую разную инфраструктуру и программы, добавил эксперт.

Топ-менеджер крупной российской ИТ-компании сказал изданию, что главным барьером на пути реализации этого проекта является отсутствие экосистемы ПО, особенно инженерного, вокруг компьютеров на платформах «Байкал» и «Эльбрус».[4]

Мишустин утвердил стратегическое направление в области цифровой трансформации общего образования

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил стратегическое направление в области цифровой трансформации образования до 2030 года. Соответствующий документ 7 декабря 2021 года был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

В нем говорится, что стратегическим направлением охвачены все уровни общего образования, а также среднее профессиональное образование. Направление относится к сфере деятельности Минпросвещения РФ.

Михаил Мишустин утвердил стратегическое направление в области цифровой трансформации общего образования

Согласно распоряжению Правительства РФ, в процессе реализации направления в образовательную систему внедрят технологии искусственного интеллекта, большие данные, облачные сервисы и т.д. На их основе создадут платформы:

  • «Цифровой помощник ученика»;
  • «Цифровой помощник родителя»;
  • «Цифровой помощник учителя»;
  • «Цифровое портфолио ученика»;
  • «Библиотека цифрового образовательного контента».

Предполагается, что такие сервисы дадут возможность пользоваться цифровым образовательным контентом в реализации углубленных программ, индивидуальных образовательных траекторий, повышать профессиональный уровень учителей.

Также может быть автоматизирована проверка домашних заданий благодаря искусственному интеллекту, обеспечена возможность собрать цифровой портфолио школьника для поступления в вуз и колледж.

«
Целью цифровой трансформации является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью, — отмечается в документе.
»

Для реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения: в 2022 году их доля должна составить 37,5%, в 2023-м – 39,5%, в 2024-м – 40,8%, в 2030-м – 100%.[5][6]

Создание реестра образовательных онлайн-сервисов

В конце ноября 2021 года стало известно о том, что в России создают Федеральный реестр электронных образовательных ресурсов. Соответствующий законопроект ранее был одобрен Госдумой в первом чтении. Подробнее здесь.

Мишустин разрешил биометрическую идентификацию студентов при итоговой аттестации в вузах

В сентябре 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства, которым разрешил применять Единую биометрическую систему (ЕБС) при проведении итоговой аттестации в вузах в 2021/2022 учебном году. Нововведение станет доступно студентам, которые обучаются по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Подробнее здесь.

Введение в вузах единой электронной зачетной книжки

Глава Минцифры Максут Шадаев в начале сентября 2021 года анонсировал предстоящее введение в вузах единой электронной зачетной книжки. По словам министра, новшество заработает в начале 2022 года. Подробнее здесь.

В вузах России начали принимать онлайн-экзамены с идентификацией через ЕБС

8 июля 2021 года стало известно об использовании биометрии для идентификации студентов вузов, сдающих экзамены. В этом эксперименте задействовано семь вузов. Подробнее здесь.

Минпросвещения назвало 5 приоритетов цифровой трансформации общего образования в регионах

В начале июня 2021 года стало известно о пяти основных направлениях цифровой трансформации общего образования в регионах России. Их перечислило Министерство просвещения РФ. Подробнее здесь.

Российские разработчики просят «Просвещение» о совместимости электронных учебников с российскими ОС

В середине апреля 2021 года стало известно о письме Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» в издательство «Просвещение». Авторы обращения просят обеспечить совместимость развиваемого издательством приложения для работы с электронными учебниками с российскими операционными системами. Подробнее здесь.

Минцифры запустило масштабный проект по переводу вузов на отечественное ПО

13 апреля 2021 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ сообщило о запуске масштабного проекта по переводу российских вузов на отечественное программное обеспечение. ИТ-импортозамещение началось в МГТУ им. Н. Э. Баумана, реализацией этой инициативы занялся НИИ «Восход». Подробнее здесь.

Мишустин утвердил онлайн-защиту диссертаций на постоянной основе

В марте 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства о новом порядке защиты диссертаций. Один из пунктов касается защиты через интернет.

Документ наделяет диссертационные советы правом проводить заседания в онлайн-формате, который был введён в качестве одной из мер борьбы с коронавирусом COVID-19, на постоянной основе. Члены совета и оппоненты смогут принимать в них участие дистанционно, что значительно упростит организацию и сам процесс аттестации, сообщает пресс-служба кабмина.

Возможность онлайн-защиты диссертаций была введена на время пандемии коронавируса в мае 2020 постановлением правительства № 751. Новым документом постановление № 751 признается утратившим силу, а нормы о дистанционной защите диссертаций прописываются в положении о присуждении ученых степеней.

Михаил Мишустин утвердил онлайн-защиту диссертаций на постоянной основе

Постановление правительства от 20 марта 2021 года расширяет действия положения о присуждении ученых степеней, утверждённого постановлением Правительства № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» от 24 сентября 2013 года в отношении порядка защиты диссертаций форматом дистанционного присутствия членов диссертационного совета «с использованием видеоконференцсвязи при условии аудиовизуального контакта с участниками заседания.

В дополнение, заседание диссертационного совета записывается в виде стенограммы и аудиовидеозаписи, с обязательной фиксацией на аудиовидеозаписи присутствия всех членов диссертационного совета и оппонентов, а также выступления соискателя ученой степени, оппонентов, членов диссертационного совета и других лиц, присутствующих на этом заседании.

В случае онлайн-присутствия членов диссертационного совета после окончания защиты диссертации проводится раздельное тайное голосование через интернет по присуждению ученой степени.[7]

Студентам разрешили сдавать экзамены удалённо с помощью ЕБС

Студенты в России смогут сдавать экзамены удалённо с идентификацией по лицу. Об этом 7 марта 2021 года сообщает пресс-служба кабинета министров. Подробнее здесь.

2020

Правительство РФ представило итоги цифровизации высшего образования. Доклад

8 июня 2021 года Правительство РФ представило доклад, посвященный реализации государственной политики в сфере образования по итогам 2020 года. Часть документа посвящена цифровизации.

Доклад включает данные мониторинга системы образования, а также информацию, сформированную на основе данных федерального статистического наблюдения и ведомственных мониторингов. Издание D-Russia обращает внимание на части документа, имеющие отношение к информационным технологиям:

Правительство РФ представило доклад о реализации государственной политики в сфере образования в 2020 году
  • В 2020 году Минобрнауки предоставило 44 вузам субсидии в размере 423,5 млн рублей для финансовой и методологической поддержки цифровизации учреждений. С 2022 года такая поддержка включена в национальный проект «Наука и университеты» с общим объёмом финансирования 3,8 млрд рублей.

  • На базе образовательных организаций, расположенных в сельской местности и в малых городах, в 80 субъектах РФ в 2020 году создан 2951 Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

  • Доля государственных средних учебных заведений, подключённых к интернету в 2020 году, составила 73,22% при плановом значении 63,6%.

  • Запущено мероприятие по дополнительному оснащению компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе запланировано выделение средств из федерального бюджета в форме субсидий бюджетам субъектов РФ на приобретение оборудования – в объёме 8,8 млрд рублей на оснащение в 2021-2022 годах 3314 образовательных организаций.

  • Университет ИТМО разработал информационный ресурс «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС). В 2020 году на онлайн-курсах СЦОС прошли обучение более 1,7 млн человек.[8]

Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования

Минпросвещение научит учителей работать с цифровыми платформами

20 августа 2020 года Минпросвещения сообщило о создании цифровой образовательной среды (ЦОС), чтобы научить учителей работать с цифровыми платформами. При реализации этой инициативы ведомство намерено использовать опыт уже реализованных федеральных и региональных проектов в сфере образования, а также опыт крупных игроков российского рынка образования, заявил замдиректора департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Александр Лямин. Подробнее здесь.

Изучение искусственного интеллекта включат в школьную программу в России

В конце февраля 2020 года стало известно о том, что изучение искусственного интеллекта включат в школьную программу в России. Новый предмет появится в программе в 2021 году — его начнут вводить постепенно. За три года систему начнут изучать в половине общеобразовательных учреждений.

Кроме того, во всех субъектах страны с 2021 года стартует всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту, дающая льготы на поступление в вузы, сообщает РИА Новости со ссылкой на проект дорожной карты развития ИИ в России. Документ разработан Сбербанком и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ).

Минпросвещения РФ к 2021 году включит изучение искусственного интеллекта (ИИ) в школьную программу

Предполагается, что Минпросвещения в 2021 году проведет апробацию учебных модулей «Искусственный интеллект» в составе основных общеобразовательных программ не менее чем в 1% общеобразовательных организаций, а к концу 2024 года обеспечит охват не менее 50% общеобразовательных организаций.[9]

Авторы инициативы также предлагают повысить квалификацию по искусственному интеллекту у более 15 тыс. педагогов в России. Эти мероприятия будут проводиться в рамках федерального проекта. 

По словам доцента кафедры информационных технологий Алтайского государственного педагогического университета (АлтГПУ) Алексея Ушакова, целесообразность включения в школьную программу изучения искусственного интеллекта находится под вопросом, поскольку вопросов больше, чем ответов.

«
С одной стороны, да, это актуальная тема, с другой стороны, мне не очень понятно, каких результатов и какими средствами планируется в итоге достичь. Было бы разумно, чтобы заявление такого проекта начиналось с анализа текущей ситуации в области, обоснования актуальности поставленных целей и методов их достижения, — сообщил он в разговоре с агентством Regnum.
»

2019: Половина россиян поддерживает цифровизацию образования

Половина россиян поддерживает цифровизацию образования, в то время как 35% жителей страны выступают за цифровизацию только дополнительного образования. Об этом заявил в понедельник, 2 сентября 2019 года, зампред Молодежного парламента при Госдуме Дмитрий Шатунов.

Цифровизация образования

Дмитрий Шатунов отметил, что провел опрос в социальных сетях для того, чтобы понять отношение россиян к цифровизации образования.

«
Половина опрошенных, в основном это молодые люди, поддержали цифровизацию образования, 35% — нет, они заявили, что можно активно использовать современные технологии только в области дополнительного образования. Еще 15% россиян, это были люди старше 30 лет, заявили, что школы пока не готовы к цифровизации,
отметил зампред Молодежного парламента при Госдуме
»

Он заявил, что цифровизацию образования можно вести не только на уровне школ, но и на уровне вузов. Например, в вузах можно вводить электронную сдачу зачетов, однако такие решения должны принимать сами университеты. По словам Дмитрия Шатунова, цифровизация образования позволяет создать более гибкую образовательную систему.

«
Сегодня 64% детей, которые учатся в школах и вузах, после окончания работают не по первой специальности. Это связано в том числе с тем, что многие профессии умирают. Поэтому современные студенты должны уметь сами получать необходимые знания,
заключил Дмитрий Шатунов
»

2014: Цифровизация образования в "Концепции информатизации регионов": акцент на дистанционные сервисы

В декабре 2014 года Правительством РФ была утверждена "Концепция информатизации регионов", рассчитанная до 2018 года. Согласно ей, в фокусе развития ИКТ-решений в сфере образования в регионах окажутся такие задачи как дистанционная подача заявлений для зачисления в организации образования (от дошкольного до высшего), дистанционный доступ к сведениям об успеваемости, развитие дистанционного обучения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями, системы учета в образовательных учреждениях из "облака".

В сфере образования региональная информатизация осуществляется с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

Её цель - развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования, модернизацию образовательных программ, в том числе за счет использования информационных технологий в учебном процессе, повышение эффективности управления на всех уровнях образовательной системы Российской Федерации.

Для этого рекомендуется обеспечить на региональном уровне использование дистанционных форм подачи заявлений, постановки на учет и зачисления в организации дошкольного, среднего, профессионального, высшего, а также дополнительного образования, дистанционный доступ к сведениям об успеваемости, результатам экзаменов, аттестаций. При обращении за услугами в сфере образования в электронной форме для сокращения временных затрат граждан, а также для упрощения получения указанных услуг целесообразно обеспечивать предусмотренное законодательством межведомственное и межуровневое взаимодействие с органами внутренних дел, органами записи актов гражданского состояния, опеки и попечительства, социальной защиты и другими органами и организациями.

В целях модернизации образования для достижения современного качества учебных результатов и результатов социализации рекомендуется развитие на региональном уровне инструментов электронного, в том числе дистанционного, образования с возможностью видеоприсутствия для лиц с ограниченными возможностями. Для повышения качества управления образованием необходимо формирование информационных систем учета обучающихся в образовательных учреждениях. Для снижения затрат на создание и эксплуатацию однотипных информационных систем в сфере образования целесообразно рассматривать возможность использования "облачных" технологий.

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, уполномоченным в сфере образования, рекомендуется осуществлять корректировку правовых актов в целях использования электронных форм ведения журналов и дневников и представления отчетных форм.

2013: Крупнейшие проекты информатизации образования в регионах

По данным портала госзакупок РФ, за 18 месяцев с января 2012 года по июнь 2013 года крупнейшими проектами в области информатизации сферы образования регионов страны с бюджетом от 100 млн рублей и выше были преимущественно закупки оборудования: сюда относятся как автоматизированные рабочие места учителей, так и другие программно-аппаратные комплексы, используемые в школах.

Крупнейших контракт за 18 месяцев был заключен между Департаментов образования и науки Приморского края и компанией ДПИ-Проекты: в его рамках на поставку оборудования для школ было потрачено 334 млн рублей.

15 крупнейших проектов информатизации образования в регионах 2012-первая ½ 2013 года

Название проекта Стоимость контракта, рубли Заказчик Даты подписания и окончания Исполнитель
1 Комплексы оборудования и ПО 334 000 000 Департамент образования и науки Приморского края 11.2012-завершен ДПИ-Проекты
2 Поставка программно-аппаратного комплекса 290 563 831 Министерство образования и науки Республики Северная Осетия 06.2012-12.2012 Трейд-М
3 Поставка комплектов учебно-лабораторного оборудования 280 000 000 Министерство образования и науки Самарской области 06.2012-12.2012 ГК Школьный проект
4 Закупка оборудования для цифровых лабораторий общеобразовательных учреждений 214 345 280 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области 07.2012-12.2012 Южный резерв
5 Поставка компьютерного и мультимедийного оборудования 173 020 550 Министерство образования Саратовской области 06.2012-12.2012 173 020 550
6 Поставка учебно – лабораторного оборудования для начальных классов 149 235 388 Министерство образования и науки Республики Татарстан 06.2012-10.2012 149 235 388
7 Поставка автоматизированных рабочих мест для учителей 134 325 000 Департамент образования и науки Краснодарского края 07.2012-12.2012 Синтег
8 Поставка комплектов компьютерно-интерактивного оборудования 132 255 878 Министерство образования Пензенской области 08.2012-10.2012 Лоцман плюс
9 Поставка автоматизированных рабочих мест для учителей 127 276 146 Департамент образования и науки Краснодарского края 07.2012-12.2012 Полимедиа
10 Закупка мобильного компьютерного класса 125 606 075 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области 08.2012-12.2012 Современные образоватаельные технологии
11 Поставка компьютерной техники 115 000 000 Министерство образования и науки Самарской области 07.2012-12.2012 Аксус-Самара
12 Поставка автоматизированных рабочих мест для учителей 111 597 750 Департамент образования и науки Краснодарского края 07.2012-12.2012 Руспромтехсервис
13 Поставка автоматизированных рабочих мест для учителей 106 920 000 Департамент образования и науки Краснодарского края 07.2012-12.2012 Руспромтехсервис
14 Поставка комплектов компьютерной техники 100 090 099 Министерство образования Иркутской области 08.2012-12.2012 ДПИ – Проекты
15 Автоматизированные рабочие места учителей первых классов 77 942 028 Министерство образования Ставропольского края 09.2012-09.2012 Гранд Мебель Групп

Центр TAdviser, 2013

2011

ФЦП Развития образования на 2011-2015 годы

Основная статья: ФЦП Развития образования на 2011-2015 годы

Применительно к автоматизации отрасли образования в РФ основополагающими концептуальными программами являются государственная программа "Информационное общество" и Федеральная целевая программа (ФЦП) развития образования на 2011-2015 годы[10] - до 2015 года.

В ГП "Информационное общество" заложены следующие цели, исполнение которых возложено на Минобрнауки: создание и развитие информационных систем, электронных сервисов, предназначенных для повышения качества оказания услуг области образования и науки; социальная адаптация и развитие творческих способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством использования современных информационных технологий и дистанционных образовательных технологий; подача в электронном видедокументов в высшие учебные заведения с приложением результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ).

В ФЦП "Развития образования" в части информатизации образования были заложены следующие цели:

Что касается ФЦП "Развития образования", то, согласно официальному паспорту программы[11], общий объем ее финансирования составляет 139,77 млрд рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 55,8 млрд, за счет средств субъектов РФ - 67,07 млрд рублей, за счет внебюджетных источников - 16,9 млрд рублей.

Одним из конечных результатов ФЦП заявлено внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения; оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования.

Бюджет на ИТ Министерства образования и науки РФ на 2012 год составил 675 млн рублей, почти столько же, сколько и в 2011 году (700 млн рублей)[12].

Крупнейшие проекты информатизации в образовании на 1,2 млрд рублей

Согласно данным портала госзакупок, в 2011 году в области информатизации образования государством было заключено контрактов на сумму, превышающую 1,2 млрд рублей.

Крупнейшими контрактами стали контракты на создание экспертно-аналитической системы по распределению контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета (98 млн рублей, подрядчик IBS) и на развитие технологических решений и моделей организации и проведения автоматизированных процедур оценки качества образования (94,5 млн рублей, Инфокомпас).

Крупнейшие госконтракты в области автоматизации образования, заключенные в 2011 году

Краткое название проекта Исполнитель Срок исполнения работ Стоимость контракта, тыс. рублей
Экспертно-аналитическая система принятия решений по распределению контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета ИБС Экспертиза декабрь 2013 98 000
Развитие технологических решений и моделей организации и проведения автоматизированных процедур оценки качества образования Инфокомпас декабрь 2013 94 500
Информационное сопровождение в сети интернет ФЦП развития образования на 2011-2015 годы ОДО "Группа системных управленческих рекламных маркетинговых коммуникационных технологий ИМА" декабрь 2013 73 500
Создание компонентов федеральной информационной системы для обеспечения приема в образовательные учреждения ВПО и СПО Инфокомпас декабрь 2013 71 500
Модернизация технологии подготовки, проведения и обработки результатов ЕГЭ экзамена по информатике в компьютерной форме Инфокомпас ноябрь 2012 64 700
Создание типовых решений по обеспечению информационной безопасности организаций на федеральном и региональных уровнях, участвующих в подготовке и проведении ЕГЭ Дом для ПК март 2012 61 880
Разработка механизмов и технологии осуществления государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций на основе ИКТ Крафтвэй декабрь 2013 58 400
Создание и тиражирование типовых решений для автоматизации лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений на уровне субъекта РФ Программный продукт июнь 2013 57 950
Создание информационной системы автоматизации контрольно-надзорной деятельности за образовательными учреждениями Инфокомпас август 2012 56 200
Обеспечение информационного и методического содействия переходу к предоставлению региональных и муниципальных услуг и сервисов в сфере образование с использованием средств ИКТ РБК-Центр декабрь 2013 56 177
Разработка информационно-программной инфраструктуры мониторинга показателей качества ОУ ВПО на базе комплексов автоматизации деятельности систем качества вузов Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И.Ульянова (Ленина) декабрь 2013 54 125
Разработка информационной системы, обеспечивающей автоматизацию контрольно-надзорной деятельности за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования Программный продукт август 2012 51 000
Создание типового решения для образовательных учреждений, обеспечивающего автоматизацию приема в образовательные учреждения ВПО и СПО, а также предоставление сведений в реестр выданных документов об образовании государственного образца Инфокомпас ноябрь 2013 46 500
Разработка федеральной информационной системы учета и мониторинга экспертной деятельности в процедурах системы оценки качества образования Программный продукт август 2012 45 949
Апробация научно-методических подходов к оценке качества образования в компьютерной форме и разработка концепции проведения ЕГЭ в компьютерной форме ГОУ ВПО Московский институт открытого образования декабрь 2012 42 500
Разработка и апробация технологий видеопротоколирования и видеотрансляции проведения ЕГЭ, выявления устройств сотовой связи, подавления систем и мобильной связи и мобильной передачи данных в пунктах проведения ЕГЭ ПМ Эксперт август 2012 38 000
Сопровождение и координация реализации проектов по созданию единой информационной системы сферы образования ПМ Эксперт декабрь 2013 37 900
Создание и поддержка центра телефонного обслуживания (ЦТО) по вопросам реализации процедур в рамках системы оценки качества образования Ниеншанц декабрь 2013 36 500
Разработка информационной системы формирования и ведения базы данных по признанию и установлению эквивалентности иностранных документов об образовании Гетнет Консалтинг август 2012 35 800
Создание и сопровождение интегрированного портала общероссийской системы оценки качества образования Инфокомпас декабрь 2012 35 700
Создание федерального сегмента технологии подготовки, проведения и обработки результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме (ГИА9) Ниеншанц август 2012 31 200
Разработка и апробация комплекса мероприятий по мониторингу и контролю публикации КИМ в сети интернет ГОУ ВПО Московский институт открытого образования август 2012 21 500
Создание базы данных результатов олимпиад школьников для целей представления информации поступающим в высшие и средние учебные заведения Крафтвэй декабрь 2012 19 000
Апробация моделей формирования региональных методических центров по организации оказания региональных и муниципальных услуг и сервисов сферы образования с использованием средств ИКТ Прайм Груп декабрь 2012 18 357
Всего 1 206 838

Центр TAdviser, Портал Госзакупок, июль 2012

2009: Индекс готовности системы образования регионов РФ к информационному обществу

Согласно данным Индекса готовности регионов России к информационному обществу за 2008-2009 годы[13] (Индекс 2009-2010 пока недоступен в электронном виде)и, в частности, данным подындекса «ИКТ в образовании», который характеризует готовность системы образования к электронному развитию, десятку лидеров составили республика Чувашия, Хабаровская, Белгородская и Мурманская области, Ханты-Мансийский АО, Республика Карелия, Ямало-Ненецкий и Чукотский АО, Ярославская область и Краснодарский край.

Индекс готовности системы образования регионов РФ к информационному обществу


ИРИО, 2010 год

Первые два из перечисленных регионов входили в десятку лучших и в Индексе 2005-2006. Заметен существенный прогресс по данному показателю в Белгородской области и Краснодарском крае, в то же время Москва, Санкт-Петербург и Калининградская область выбыли из числа лидеров, опустившись более чем на десять пунктов. Остальные регионы, входящие в первую десятку, лишь поменялись местами.

Группу аутсайдеров (регионы, занимающие последние десять мест) образуют Орловская, Архангельская, Омская и Рязанская области, Республики Удмуртия, Башкортостан, Тыва, Дагестан, Карачаево-Черкесская республика и Ингушетия. Следует отметить, что большинство из этих регионов занимают последние места с начала проведения обследования, то есть с 2006 года. В то же время заметно ухудшились показатели Республики Тыва, а также Орловская и Архангельская области. Наблюдается существенное улучшение позиций Тверской, Тульской, Кировской и Волгоградской областей.

Обращает на себя внимание существенный разрыв между регионами России по показателям подындекса «Икт в образовании». Так, по числу ПК, используемых в учебном процессе, на 100 учеников, наилучшая ситуация наблюдается в Чукотском (11,1) и Ямало-Ненецком (10,9) автономных округах, а наихудшая — в Чеченской республике (2,3) и Ингушетии (1,0). Разрыв между высшим и низшим значением этого базового показателя превышает 11 раз. Среднее значение по России составляло на начало 2009/2010 учебного года 6,2 пк на 100 учеников (в начале 2007/2008 учебного года — 4,0 пк, разрыв составлял 6 раз). Увеличение разрыва объясняется существенным улучшением показателей регионов-лидеров, в то время как в отстающих регионах ситуация практически не менялась.

Как известно, в ходе реализации федерального проекта широкополосного подключения школ к интернету в рамках национального проекта «образование», а также благодаря поддержке учебных учреждений в отдельных регионах, в 2008-2009 гг. продолжался интенсивный процесс информатизации системы образования. В результате большинство школ во всех субъектах РФ были подключены к интернету.

Как свидетельствуют данные рособразования, на начало 2009/2010 учебного года сохранялось двукратное различие между регионами по доле общеобразовательных учреждений, подключенных к интернету со скоростями 128 кбит и выше: 47,4  % в республике Тыва и 100  % в Тюменской области (в начале 2007/2008 учебного года это различие было трехкратным).

По числу ПК в составе ЛВС на 100 учащихся общеобразовательных школ (вновь лидируют ямало-ненецкий (8,7) и Чукотский (8,3) автономные округа, низшие значения этого показателя — в Чеченской республике (0,7) и Ингушетии (0,4). Среднее значение показателя по России составляло в 2008-2009 гг. 4,5 ПК в составе ЛВС на 100 учеников. Разрыв по этому показателю хотя и сократился по сравнению с началом 2007/2008 учебного года на порядок, составляет сегодня почти 22 раза. По количеству ПК, подключенных к интернету, на 100 учеников разрыв достигает 22,7 раза, причем он практически не сократился по сравнению с предыдущим периодом (23,4 раза).

Анализ приведенных данных также показывает, что на начало 2009/2010 учебного года доступ общеобразовательных учреждений РФ к средствам ИКТ по сравнению с предыдущим периодом в целом улучшился. Очевидная причина этого — реализация федерального проекта «Информатизация системы образования», проекта широкополосного подключения школ к интернету в рамках национального проекта «Образование» и серии региональных образовательных инициатив.

Электронные образовательные ресурсы

2019: Создание единого бесплатного онлайн-учебника в рамках проекта «Микрошкола»

15 июля 2019 года стало известно о создании краудсорсиногвого проекта под названием «Микрошкола», призванного создать единый бесплатный онлайн-учебник, который будет действительно интересен каждому школьнику с 5-го по 11-й класс. Подробнее здесь.

2011: Разработка более 2 тыс. электронных образовательных ресурсов

В 2011 году было разработано более 2 тыс. электронных образовательных ресурсов в рамках реализации проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями», сообщает пресс-служба Министерства образования и науки РФ[14].

Основная цель реализации проекта – качественное изменение процесса обучения и повышение образовательных результатов учащихся за счёт эффективного встраивания ЭОР в образовательный процесс.

Среднемесячная посещаемость Федеральной системы информационных образовательных ресурсов (sc.edu.ru и др.) за последние три месяца 2011 года составила более 850 тыс. Также ранее сообщалось, что к 1 сентября 2012 года ЭОР для начальной школы будут готовы для использования, что станет очень значимым результатом реализации проекта.

По состоянию на конец 2011 года продолжалась апробации интерактивных мультимедийных электронных учебников. Было тобрано 25 школ в пяти регионах, в которых используются технические устройства с предустановленным образовательным контентом: 57 учебников для 6 и 7 классов и литература для внеклассного чтения. В рамках апробации проводится как исследование учебно-методических возможностей использования электронных учебников, так и анализ соответствия различных типов мобильных устройств эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

  • На декабрь 2012 года Сегодня в российских вузах с использованием интернет-технологий обучается около 162 тысяч человек, 25 тысяч детей с ограниченными возможностями. Программы образования, которые реализуются с использованием дистанционных технологий, предлагают около пятидесяти учебных заведений. В разных субъектах РФ в рамках Национального проекта "Образование" созданы 88 центров дистанционного обучения.

СПО в образовании

2008-2010:федеральный уровень

  • введен в промышленную эксплуатацию разработанный в 2008 году репозиторий ПСПО, дополненный новыми программными продуктами;
  • разработаны и введены в эксплуатацию подсистемы информационно-справочного обслуживания пользователей ПСПО через сеть Интернет и обеспечена единая точка доступа к интернет-сервисам поддержки пользователей;
  • актуализированы учебно-методические материалы для непрерывного повышения квалификации административно-педагогических и педагогических работников ОУ по использованию ПСПО в профессиональной деятельности;
  • создан портал технической и информационно-методической поддержки по использованию свободного программного обеспечения в учебном процессе (www.spohelp.ru);
  • проведено обучение и тестирование 72 209 педагогических и административно-педагогических работников ОУ (не менее одного представителя от каждого ОУ);
  • подготовлено 7 554 тьюторов.
  • заключены соглашения с субъектами Российской Федерации в целях увеличения доли ОУ, использующих разработанный пакет ПСПО не менее чем на 50% имеющихся персональных компьютеров, в среднем по субъекту Российской Федерации до 25% в 2010 году и 35% в 2011 году.

2008-2010: уровень субъектов РФ

  • созданы центры методической поддержки внедрения ПСПО;
  • осуществляется контроль за прохождением обучения административно-педагогических и педагогических кадров ОУ внедрению и использованию ПСПО;
  • обеспечивается организация опытных зон по использованию ПСПО в каждом ОУ региона;
  • на конец 2010 года доля использования СПО в ОУ составила 35%.

2011 год

  • реализация проекта «Стимулирование развития информационно-коммуникационных технологий на базе свободного программного обеспечения для использования в научно-исследовательской и образовательной деятельности», включающего:
  • модернизацию и сопровождение системы технической поддержки пользователей СПО в научных и образовательных учреждениях
  • разработку драйверов для операционных систем на основе СПО для переферийного оборудования, используемого в образовательных учреждениях

2012: перспективы проекта

За идеей перехода государственных информационных систем на свободное ПО стоит, по сути, Медведев и его команда. Практическая реализация этой идеи началась со школ в 2008 году: предполагался постепенный (добровольный) переход с Windows на Linux, либо лицензирование продуктов Microsoft уже на средства местных бюджетов. Параллельно тогдашний президент требовал скорейшего перехода органов государственной власти на СПО, и лоббировалось создание "национальной" платформы с Linux-ядром.

По большому счету, проект перехода школ на СПО наряду с проектом глобальной интернетизации учебных заведений является единственным, который принес реальные плоды и охватил значительное количество регионов РФ. Впрочем, проект был сопряжен с рядом трудностей с поставками соответствующих дистрибутивов[15]. Среди регионов переход на СПО в школах остается до сих пор достаточно неравномерным, хотя есть регионы, где удалось достичь практически 100% конверсии, например, Татарстан[16].

Впрочем, не исключено, что уже в ближайшее время от идеи внедрения СПО в школах откажутся совсем. Новый Министр связи Николай Никифоров считает создание национальной ОС на Linux бесперспективным - и выступает за глобальное соглашение с Microsoft, рассказал "Ведомостям"[17] его заместитель Илья Массух, который покидает ведомство из-за расхождений с новым руководителем по таким, как этот, стратегическим вопросам.

По словам Массуха, на Петербургском экономическом форуме Никифоров уже встречался с топ-менеджерами Microsoft - президентом Microsoft International Жан-Филиппом Куртуа и главой российского представительства Николаем Прянишниковым.

Тем временем Microsoft в качестве меры борьбы с пиратством в российских школах предложила им специальные условия на приобретение базового ПО[18]. Недавно было объявлено, что Microsoft продлевает программу помощи российским школам на 2012 год. Компания будет продавать комплект лицензионного ПО, в который входит Windows и Microsoft Office, по $8 за одно рабочее место в год. Такие цены позволят американской корпорации заработать до $5 млн на российских школах[19].

Опыт регионов

TAdviser: Полный каталог реализованных проектов в области образования и науки

См.также

Обзор ИТ в регионах России 2015

Примечания

  1. Высшие достижения: как будет проходить трансформация вузов
  2. В дипломы выпускников колледжей нового формата добавят QR-коды с информацией о компетенциях
  3. Правительство упростило процедуру закупок материалов и оборудования для научных и образовательных организаций
  4. Правительство РФ начинает пересаживать студентов на компьютеры с процессорами «Байкал» и «Эльбрус»
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 3427-р
  6. Мишустин утвердил стратегическое направление в области цифровой трансформации образования
  7. Постановление О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2020 г. № 751
  8. Цифровизация процессов в сфере высшего образования в 2020 году – доклад правительства
  9. В школьную программу включат изучение искусственного интеллекта
  10. Официальный сайт ФЦП развития образования на 2011-2015 годы
  11. Паспорт ФЦП развития образования на 2011-2015
  12. ИКТ-расходы министерств и ведомств России в 2012 году. РЕЙТИНГ
  13. Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2008-2009
  14. Минобрнауки: в 2011 г. было создано более 2 тыс. электронных образовательных ресурсов
  15. СПО в школах: посредники превратили проект в грустный анекдот
  16. Татарстан: Linux ненавязчиво внедрят все школы
  17. Русский Linux поставили под вопрос
  18. Windows для школ: Регионы недовольны. Microsoft смягчает условия
  19. Microsoft в 2012 году заработает порядка 5 млн долларов на лицензиях Windows для школ