2017/08/26 21:21:50

ИТ в федеральных ведомствах России

В статье содержится рейтинг затрат федеральных госорганов на информационные технологии и связь, а также проводится анализ процесса координации и планов информатизации крупнейших государственных заказчиков ИТ.

Содержание

Приоритетные направления информатизации федеральных органов власти

Правительство РФ постановлением от 5 мая 2016 года №392 утвердило перечень приоритетных направлений использования и развития информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами:

1. Использование информационно-коммуникационных технологий для оптимизации процедур и повышения качества предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, в том числе с применением механизмов получения от граждан и организаций в электронном виде информации о качестве взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами.

2. Использование типовых информационно-технологических сервисов и единой сети передачи данных, а также системы центров обработки данных.

3. Использование российских информационно-коммуникационных технологий и свободного программного обеспечения.

4. Защита информации, содержащейся в государственных информационных системах, и обеспечение информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами.

5. Повышение качества и обеспечение доступности государственных информационных ресурсов, в том числе в форме открытых данных.

Разработка методических рекомендаций по формированию федеральными органами исполнительной власти системы целевых показателей и соответствующих им индикаторов информатизации по перечисленным приоритетным направлениям была поручена Минкомсвязи РФ.

Структура затрат федеральных органов власти на ИТ

Обычно, говоря об информатизации госорганов и затрачиваемых на это средствах, явно или неявно подразумевают, что значительная часть ИТ-бюджетов уходит на создание, развитие и эксплуатацию ключевых государственных информационных систем (ГИС), используемых ведомствами для реализации своих полномочий и оказания госуслуг.

По крайней мере, именно такая картина складывается, если поприсутствовать на нескольких конференциях по проблемам и перспективам ИКТ в государственном секторе. Выступающие на таких мероприятиях представители и заказчиков (госведомств), и исполнителей (компаний-интеграторов) обычно говорят о больших проектах, о программе «Информационное общество», о других федеральных программах, предусматривающих построение ИТ-систем общегосударственного масштаба.

Но в реальности ИТ-бюджеты ведомств практически всегда делятся на две неравные части – инновационную (бюджет развития) и жизнеобеспечивающую (бюджет текущих расходов). И если «в среднем по больнице» соотношение бюджетов развития и текущих расходов находится на более-менее стабильном уровне 30/70, то у некоторых ведомств жизнеобеспечение потребляет 90% бюджета.

Возможностью постоянно расходовать средства на инновационные проекты обладает только весьма узкий круг «ИТ-чемпионов», включающий в себя не более 20-25 федеральных ведомств. При этом у ведомств с самыми большими ИТ-бюджетами и текущие расходы по самым рутинным статьям (обеспечение эксплуатации персональных компьютеров, сопровождение и ремонт копировально-множительной техники и т.п.) нередко достигают значений в сотни миллионов рублей, а иногда превышает и отметку в миллиард рублей.

Анализ ИТ-бюджетов в 2018 году

Общий объем ИТ-бюджетов 2018 года всех ОГВ - 122,215 млрд рублей. Топ-20 ОГВ практически не изменился в составе по сравнению с 2017 годом – из этого списка выпал только МИД, чей ИТ-бюджет в 2018 году совсем немного не дотянул до «линии миллиардеров» - ведомств, чьи бюджеты превышают 1 млрд рублей. Подробнее здесь.

Анализ ИТ-бюджетов в 2017 году

По данным Минкомсвязи, общий объем средств, включенных в планы информатизации федеральных госорганов в 2016 году, составил 109,6 млрд рублей. Суммарный бюджет развития (то есть, объем средств, затраченных на создание, развитие или модернизацию информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры ведомств) достиг 33,8 млрд рублей (31,8%). Подробнее здесь.

Анализ ИТ-бюджетов в 2016 году

В 2016 году объем расходов федеральных госорганов на информатизацию и связь по предварительным данным составит 106,2 млрд рублей, что на 8,3% превышает аналогичный показатель 2015 года. По мере согласования планов информатизации ведомств Минкомсвязью цифры могут корректироваться. 70% средств расходуется на эксплуатацию созданной инфраструктуры, 30% - на проекты развития. Подробнее здесь.

Централизация закупок программного обеспечения

ПО для ведения бюджетного учета

В июне 2018 года вышло постановление правительства N 658 о централизованных закупках офисного ПО, а также ПО для ведения бюджетного учета и ПО в сфере информационной безопасности. Документ определил Федеральное казначейство ответственным за централизованные закупки ПО для ведения бюджетного учета для федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), руководство деятельностью которых осуществляет правительство РФ, и подведомственных им казенных учреждений. Подробнее здесь.

Офисное ПО и ИБ-решения

Согласно постановлению Правительства РФ полномочия на закупку офисного ПО и ИБ-решений для федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, возложены на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Подробнее здесь.

Импортозамещение ПО в федеральных госорганах

2017

Многочисленные слова об импортозамещении в информационных технологиях, звучащие из уст высших чиновников, пока не привели к значительным изменениям в ИТ-инфраструктуре федеральных органов власти в пользу отечественных продуктов. Такой вывод следует из анализа базового программного обеспечения, лежащего в основе 339 федеральных государственных информационных систем (ФГИС).

Примечания