2020/02/05 19:06:28

ИТ в федеральных ведомствах России

В статье содержится рейтинг затрат федеральных госорганов на информационные технологии и связь, а также проводится анализ процесса координации и планов информатизации крупнейших государственных заказчиков ИТ.

Содержание

Хронология событий

2020

Минкомсвязи разработало требования к директорам по цифровизации федеральных ведомств и будет их тестировать перед назначениями

Как стало известно TAdviser в начале февраля 2020 года, Минкомсвязи направило в федеральные ведомства, агентства и службы требования к кандидатам на должность заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, ответственного за цифровую трансформацию (Chief Digital Transformation Officer, CDTO), а также методические рекомендации по проведению тестирования их управленческих навыков.

Документ предназначен в общей сложности для 55 организаций. Оказался он и в распоряжении TAdviser (скачать).

Документ направляется в соответствии с поручением нового главы правительства Михаила Мишустина от 1 февраля. Оно предписывает в недельный срок предусмотреть введение в ФОИВах должности замруководителя федерального органа, ответственного за цифровую трансформацию, либо возложить такие полномочия на действующего замруководителя ФОИВа.

Также постановление предусматривает, что в каждом ведомстве должно быть создано профильное структурное подразделение, которое обеспечивало бы деятельность такого замруководителя. Эти функции, впрочем, можно возложить и на уже существующее подразделение, следует из документа.

На разработку требований к CDTO федеральных органов власти Мишустин отводил Минкомсвязи сжатые сроки - три дня.

Требования к кандидатам на должность CDTO были сформированы на основе модели компетенций команды цифровой трансформации, разработанной Центром подготовки руководителей цифровой трансформации РАНХиГС при президенте РФ, с учетом международного и российского опыта при участии экспертного сообщества, а также профиля роли руководителя цифровой трансформации.

В соответствии с моделью компетенций выделяются требования к личностным и профессиональным компетенциям. Личностные включают:

  • Нацеленность на результат
  • Клиентоцентричность
  • Коммуникативность
  • Эмоциональный интеллект
  • Креативность
  • Критичность

А требования к профессиональным компетенциям включают знания в таких областях как:

  • Цифровое развитие (предполагает не только наличие знаний в области «цифры», но и политических, экономических трендов в мире и России)
  • Организационная культура
  • Инструменты управления
  • Данные

  • Цифровые технологии (знание стандартов и методологий проектирования и построения организационной архитектуры, опыт построения и развития организации на основе архитектурного подхода, опыт управления ИТ-системами, знания в области ИБ)

  • ИТ-инфраструктура (требуется знание стандартов и нормативных документов, регулирующих жизненный цикл ИТ-систем и продуктов, умение выстраивать технологическую политику организации и стеки решение, иметь опыт управления технической архитектурой вычислительных систем)

Методические рекомендации Минкомсвязи предусматривают, что проведение тестирования управленческих навыков кандидата на позицию CDTO должно проходить через их ведомство. Так, Минкомсвязи предлагает для этого сотруднику ФОИВа, нанимающего CDTO, отправить им заявку по специальной форме.

По задумке ведомства, оценку компетенций будут осуществлять высококвалифицированные эксперты в три этапа. Первые два - тестирование управленческого потенциала и оценка компетенций и опыта в сфере цифрового развития. А вершиной этого процесса должна стать встреча с министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

К встрече с министром кандидату рекомендуется тщательно подготовиться и определить, сформулировать ключевые показатели эффективности и результаты работы, которые планируется достичь на позиции CDTO в ФОИВе. По итогам оценки по каждой компетенции кандидату будут присвоены баллы.

Требования к уровню проявления компетенций в письме Минкомсвязи приведены в виде диаграммы.

Данные диаграммы
Данные диаграммы

Для оценки предполагается заключить с кандидатом специальное соглашение. В письме Минкомсвязи уточняется, что кадровые решения оценщики не принимают.

В российских ведомствах появятся отвечающие за цифровизацию чиновники

В начале февраля 2020 года стало известно о поручении премьер-министра Михаила Мишустина, в котором говорится о необходимости появления в федеральных органах исполнительной власти заместителей руководителей, которые будут отвечать за цифровую трансформацию.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на человека, ознакомившегося с документом, он адресован всем 55 министерствам, службам и агентствам.

Мишустин запустил цифровизацию федеральных органов власти
Мишустин запустил цифровизацию федеральных органов власти

Из письма следует, что ведомствам нужно будет либо вводить новую должность заместителя по вопросам цифровизации, либо возложить эти обязанности на одного из действующих заместителей. Согласовывать кандидатуру нужно будет с профильным вице-премьером. Его имя не указывается, однако куратором нацпрограммы «Цифровая экономика» в правительстве в январе 2020 года был назначен вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

В тексте поручения также указано, что в течение недели в каждом федеральном органе исполнительной власти должны появиться подразделения, которые обеспечат работу такого чиновника, или нужно возложить эти функции на одно из существующих. В следующие две недели все министерства и ведомства должны представить в Минкомсвязи предложения о приоритетных задачах новых подразделений, которые они должны выполнить в два этапа: к 15 апреля 2020 года и до конца года соответственно.

Требования к заместителям по цифровой трансформации, а также методические рекомендации для тестирования их управленческих навыков должно было разработать Минкомсвязи.

Михаил Мишустин, выступая на форуме Digital Almaty в Алма-Ате в конце января 2020 года, заявил, что цифровая трансформация требует переосмысления роли государства и организации работы органов власти. Он также подчеркнул, что Россия обладает прорывными технологиями для реализации самых смелых задач в области цифровизации.[1]

ФСТЭК порекомендовал госорганам перевести свои системы с Windows 7 на более новые версии

22 января 2020 года TAdviser стало известно, что ФСТЭК опубликовал специальное информационное сообщение по поводу прекращения поддержки операционной системы Windows 7; государственным органам и другим организациям, которые на январь 2020 года продолжают использовать эту систему, рекомендовано перейти на более последние версии Windows до первого июня 2020 года. Подробнее здесь.

Единая технологическая архитектура и другие условия цифрового прорыва

По плану Минкомсвязи и НИИ "Восход", в 2020 году в России должен появиться главный государственный ИТ-архитектор, который займется унификацией методик и инструментов создания государственных цифровых платформ и ИТ-систем. Первое обсуждение концепции, предполагающей разработку единой ИТ-архитектуры и назначение архитектора, показало, что реализовать эти идеи на практике будет сложно (подробнее).

Разработка единой ИТ-архитектуры органов власти - одно из условий цифрового прорыва, говорил в мае 2019 года глава Минкомсвязи Носков (подробнее). Другими условиями являются приведение законодательства о госзакупках в соответствие современной практике разработки информсистем по оперативности и гибкости, а также создание специализированного центра компетенций.

Приоритетные направления информатизации федеральных органов власти

Правительство РФ постановлением от 5 мая 2016 года №392 утвердило перечень приоритетных направлений использования и развития информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами:

1. Использование информационно-коммуникационных технологий для оптимизации процедур и повышения качества предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, в том числе с применением механизмов получения от граждан и организаций в электронном виде информации о качестве взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами.

2. Использование типовых информационно-технологических сервисов и единой сети передачи данных, а также системы центров обработки данных.

3. Использование российских информационно-коммуникационных технологий и свободного программного обеспечения.

4. Защита информации, содержащейся в государственных информационных системах, и обеспечение информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами.

5. Повышение качества и обеспечение доступности государственных информационных ресурсов, в том числе в форме открытых данных.

Разработка методических рекомендаций по формированию федеральными органами исполнительной власти системы целевых показателей и соответствующих им индикаторов информатизации по перечисленным приоритетным направлениям была поручена Минкомсвязи РФ.

2019: Приоритетные ИТ-инициативы федеральных госструктур

В 2019 году в приоритете федеральных госструктур находится несколько ключевых ИТ-направлений. Это, в частности, государственная единая облачная платформа, единый цифровой контур в здравоохранении, суперсервисы, процессы импортозамещения ИТ, а также инициативы, связанные с обработкой больших данных. Подробнее здесь.

Структура затрат федеральных органов власти на ИТ

Обычно, говоря об информатизации госорганов и затрачиваемых на это средствах, явно или неявно подразумевают, что значительная часть ИТ-бюджетов уходит на создание, развитие и эксплуатацию ключевых государственных информационных систем (ГИС), используемых ведомствами для реализации своих полномочий и оказания госуслуг.

По крайней мере, именно такая картина складывается, если поприсутствовать на нескольких конференциях по проблемам и перспективам ИКТ в государственном секторе. Выступающие на таких мероприятиях представители и заказчиков (госведомств), и исполнителей (компаний-интеграторов) обычно говорят о больших проектах, о программе «Информационное общество», о других федеральных программах, предусматривающих построение ИТ-систем общегосударственного масштаба.

Но в реальности ИТ-бюджеты ведомств практически всегда делятся на две неравные части – инновационную (бюджет развития) и жизнеобеспечивающую (бюджет текущих расходов). И если «в среднем по больнице» соотношение бюджетов развития и текущих расходов находится на более-менее стабильном уровне 30/70, то у некоторых ведомств жизнеобеспечение потребляет 90% бюджета.

Возможностью постоянно расходовать средства на инновационные проекты обладает только весьма узкий круг «ИТ-чемпионов», включающий в себя не более 20-25 федеральных ведомств. При этом у ведомств с самыми большими ИТ-бюджетами и текущие расходы по самым рутинным статьям (обеспечение эксплуатации персональных компьютеров, сопровождение и ремонт копировально-множительной техники и т.п.) нередко достигают значений в сотни миллионов рублей, а иногда превышает и отметку в миллиард рублей.

Анализ ИТ-бюджетов в 2018 году

Общий объем ИТ-бюджетов 2018 года всех ОГВ - 122,215 млрд рублей. Топ-20 ОГВ практически не изменился в составе по сравнению с 2017 годом – из этого списка выпал только МИД, чей ИТ-бюджет в 2018 году совсем немного не дотянул до «линии миллиардеров» - ведомств, чьи бюджеты превышают 1 млрд рублей. Подробнее здесь.

Анализ ИТ-бюджетов в 2017 году

По данным Минкомсвязи, общий объем средств, включенных в планы информатизации федеральных госорганов в 2016 году, составил 109,6 млрд рублей. Суммарный бюджет развития (то есть, объем средств, затраченных на создание, развитие или модернизацию информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры ведомств) достиг 33,8 млрд рублей (31,8%). Подробнее здесь.

Анализ ИТ-бюджетов в 2016 году

В 2016 году объем расходов федеральных госорганов на информатизацию и связь по предварительным данным составит 106,2 млрд рублей, что на 8,3% превышает аналогичный показатель 2015 года. По мере согласования планов информатизации ведомств Минкомсвязью цифры могут корректироваться. 70% средств расходуется на эксплуатацию созданной инфраструктуры, 30% - на проекты развития. Подробнее здесь.

Централизация закупок оборудования

2019: Чиновникам в России ограничили бюджетные расходы на телефоны и ноутбуки

В конце октября 2019 года известно об ограничении расходов на гаджеты, которые покупаются чиновниками за бюджетные деньги для рабочих нужд. Проект соответствующего постановления правительства опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов.

Лимиты будут установлены на рабочие телефоны, планшеты и ноутбуки, которые чиновники покупают за бюджетные деньги
Лимиты будут установлены на рабочие телефоны, планшеты и ноутбуки, которые чиновники покупают за бюджетные деньги

У федеральных чиновников мобильный телефон должен стоить не более 15 тыс. рублей, планшет — не более 60 тыс. рублей, ноутбук — не более 100 тыс. рублей. При этом тратить больше 4 тыс. рублей в месяц на связь тоже нельзя.

Для  советников и помощников эти суммы составят 10, 50 и 80 тыс. рублей соответственно. В месяц они могут тратить 2 тыс. рублей на связь.

Также будет установлено 75 тыс. рублей в качестве предельной суммы на покупку стационарного компьютера вместе с монитором, операционной системой, программным обеспечением и антивирусом.

Ограничения не касаются глав федеральных агентств, а также заместителей руководителей федеральных служб и агентств, где предельная цена не установлена.

По словам авторов проекта, до сих пор не было ограничений на покупку госслужащими телефонов и компьютеров за счет бюджета, поэтому чиновники приобретали дорогостоящие устройствами, которыми они пользуются на работе.

Это создавало «условия для приобретения товаров с необоснованно завышенными потребительскими свойствами и обеспечения отдельными устройствами сотрудников, для которых наличие таких устройств является излишним в рамках исполняемых должностных обязанностей», сообщили в Министерстве финансов, которое выступило с инициативой установить лимиты на связь и устройства.

В пояснительной записке также указывается, что у федеральных госорганов есть «широкая автономия при формировании и утверждении нормативов цены и количества товаров». 

В связи с этим Минфин предложил установить нормативы по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской службы.[2]

Централизация закупок программного обеспечения

ПО для ведения бюджетного учета

В июне 2018 года вышло постановление правительства N 658 о централизованных закупках офисного ПО, а также ПО для ведения бюджетного учета и ПО в сфере информационной безопасности. Документ определил Федеральное казначейство ответственным за централизованные закупки ПО для ведения бюджетного учета для федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), руководство деятельностью которых осуществляет правительство РФ, и подведомственных им казенных учреждений. Подробнее здесь.

Офисное ПО и ИБ-решения

Согласно постановлению Правительства РФ полномочия на закупку офисного ПО и ИБ-решений для федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, возложены на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Подробнее здесь.

Импортозамещение ПО в федеральных госорганах

2017

Многочисленные слова об импортозамещении в информационных технологиях, звучащие из уст высших чиновников, пока не привели к значительным изменениям в ИТ-инфраструктуре федеральных органов власти в пользу отечественных продуктов. Такой вывод следует из анализа базового программного обеспечения, лежащего в основе 339 федеральных государственных информационных систем (ФГИС).

Примечания