2018/12/12 18:26:20

Импортозамещение
вычислительной техники и микроэлектроники

Статья посвящена мерам государственной поддержки российским производителям вычислительной техники и микроэлектроники. В отдельной статье рассматривается ход реализации государственной программы развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники до 2025 года.

Содержание

Регулирование госзакупок телеком-оборудования

Основная статья: Регулирование госзакупок телекоммуникационного оборудования

2018

Минпромторг предлагает создать реестр отечественного радиоэлектронного оборудования

25 сентября 2018 года премьер-министр России Дмитрий Медведев посетил предприятие «Итэлма», которое занимается производством электрического и электронного оборудования для автотранспортных средств. После осмотра предприятия глава правительства провел совещание об импортозамещении в изделиях радиоэлектроники и развитии рынка сбыта российской электронной компонентной базы.

Радиоэлектронные устройства – основа современного цифрового мира, считает Дмитрий Медведев
Радиоэлектронные устройства – основа современного цифрового мира, считает Дмитрий Медведев

По словам Медведева, состояние дел в радиоэлектронной промышленности постоянно находится в поле внимания, тема эта важная, как и наращивание сбыта отечественной электронной компонентной базы.

«
Радиоэлектронные устройства, системы – основа современного цифрового мира. И способность национальной экономики такие технологии производить, создавать и воспроизводить во многом определяет перспективы цифровизации экономики в целом. И её глобальную конкурентоспособность. Производство, которое мы только что осмотрели, оставляет хорошее впечатление, подтверждает, что у нас хорошие перспективы, - отметил он.
»

Рынок российской радиоэлектроники, по данным премьера, стабильно растёт. Ссылаясь на прогнозы экспертов, он пояснил, что в ближайшее десятилетие – к 2030 году – его объём увеличится в 2,5 раза и превысит 8 трлн рублей. При этом рост производства в России в первом полугодии 2018 года составил 21%.

«

Наша радиоэлектронная промышленность долгое время ориентировалась исключительно на нужды обороны и безопасности, что в общем понятно. И по этим направлениям мы во многом уверенно конкурируем с зарубежной техникой. Ситуация в гражданском секторе принципиально иная. Достаточно долгое время мы обходились при помощи закупки соответствующих объёмов техники и компонентов за границей.

Отечественных продуктов мало. В прошлом году доля российских компаний на рынке радиоэлектроники составляла где-то 22%. Причём – и это, наверное, самая уязвимая позиция – некоторые технологии и изделия у нас вообще не производятся. Мы по-прежнему, и это нужно признать прямо, критически зависим от импорта. Зарубежные конкуренты – на то они и конкуренты – делают всё, чтобы этот разрыв только нарастал. Причём делают это не только экономическими методами, что естественно в конкурентном мире, но, к сожалению, и политическими методами, через санкции. И это делает наш рынок весьма уязвимым, - рассказал глава правительства.

»

По мнению Медведева, российские производители способны бороться за увеличение своей доли на отечественном рынке радиоэлектронного оборудования. Он считает, что здесь могут быть и должны быть востребованы технологические заделы оборонки и гражданские наработки, тем более что в современном мире одно обогащает другое.

«
Раньше у нас был прямой трансфер оборонных технологий в гражданские. Сейчас иногда гражданские технологии приходят в оборонку. Это процесс, который нужно всячески поощрять, - уверен премьер.
»

Правительство, по его словам, приняло целый ряд мер по импортозамещению. Действует специальная госпрограмма, в рамках которой российские компании получают поддержку на проведение исследований и модернизацию производственной базы.

«
Уже есть несколько десятков достаточно успешных проектов. Среди них – и проекты компании «Итэлма». Речь идёт о создании автомобильной электроники и систем интеллектуального управления, которые поставляются российским автопроизводителям, - пояснил Медведев.
»

Свою эффективность в качестве меры господдержки при организации производства радиоэлектроники также показало заключение специальных инвестиционных контрактов, считает премьер. Большую работу, по его словам, проводит Фонд развития промышленности. Кроме того, принят целый ряд регулирующих документов для стимулирования и поддержки сбыта нашей радиоэлектронной продукции.

«

Основной смысл нашей сегодняшней встречи я вижу как раз в том, чтобы мы с вами поделились соображениями, что ещё можно сделать в рамках регулятивных функций государства и Правительства для стимулирования и поддержки сбыта нашей радиоэлектронной промышленности.

Мы видим, что результаты в целом есть. Но свою долю рынка нам, конечно, никто просто так не отдаст. Нужны дополнительные, эффективные меры. Принципиально важно, чтобы производство было ориентировано на динамичный рынок, не зависело только от государственных заказов. Это действительно важно. Требуется более точная настройка системы поддержки российских компаний, чтобы преодолеть существующее отставание от зарубежных конкурентов. И принятие мер, которые обеспечат широкое использование российской электронной компонентной базы, - отметил Медведев.

»

После премьера слово взял министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Он рассказал, что одним из главных трендов мировой радиоэлектронной промышленности является создание универсальных платформенных решений, которые могут применяться в разных отраслях и сферах экономики.

«
В этой связи мы используем весь существующий спектр стимулирующих мер в поддержку отечественных электронных решений, на базе которых будут развиваться процессы цифровизации в высокотехнологичных секторах. Одним из направлений, по которому мы начали работу с 2016 года, является инфо-телекоммуникационная инфраструктура высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, - пояснил министр.
»

По его словам, российские компании, в частности «Т8», уже успешно конкурируют с Huawei и Cisco в части магистрального оборудования для оптических сетей нового поколения. Также созданы решения для прокладки телекоммуникационных сетей в труднодоступных местах, использующиеся, в частности, в проекте «Газпрома» «Сила Сибири».

«
В целом через госпрограмму «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» мы поддержали более 70 проектов, благодаря которым в этом и следующем годах на рынок выйдут новые образцы и телекоммуникационного оборудования, и вычислительной техники, - добавил он.
»

Ещё одно направление работы, по словам Мантурова, связано с технологическим обеспеченим выполнения законодательных требований по переходу операторов связи на российские системы хранения данных.

«

Уже началась поставка таких систем в интересах, в частности, «Мегафона». И чтобы остальные компании начали внедрять отечественное оборудование, мы с Министерством цифрового развития подготовили проект постановления Правительства о внесении изменений в правила хранения информации операторами связи.

В целом в качестве основного регуляторного механизма для всех отраслей выступают критерии отнесения продукции к российской, закреплённые в 719-м постановлении Правительства. Мы уже распространили их действие на системы хранения данных, вычислительную технику, телекоммуникационное оборудование и радионавигационную аппаратуру, - рассказал Мантуров.

»

Аналогичный подход, по его словам, реализуется и в отношении автопрома. С прошлого года автомобили комплектуются устройствами вызова экстренных оперативных служб с использованием систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Их производят три наши компании: «Итэлма», «Форт-Телеком» и «Сантэл-Навигация». Ими уже оборудовано 2,5 млн автомобилей – по сути, за полтора года, с 1 января 2017 года.

«
Автомобилестроение – это стратегически важный рынок, и, хотя сейчас около 90% автоэлектроники формирует пока ещё импорт, мы рассчитываем за счёт как раз регуляторных, стимулирующих мер нарастить ежегодные объёмы производства отечественных электронных автокомпонентов до 100 млрд рублей, а к 2030 году выйти на объём примерно 400 млрд, - отметил министр.
»

Одним из наиболее выгодных подходов с точки зрения масштабирования спроса, по мнению Мантурова, является создание универсальных программно-аппаратных решений для разных отраслей применения.

«
К примеру, специалистами «Итэлмы» разработана интерактивная платформа. Мы начали с авиации, дальше подключили к этому сельхозмашиностроение и вышли на систему умного дома для ЖКХ. Мы определили производителей наиболее продвинутых систем интеллектуального учёта электроэнергии и воды и совместно с Минстроем и Минэнерго подготовили соответствующие нормативные акты, регламентирующие применение этих систем, - пояснил Мантуров.
»

Он также добавил, что для технологического воплощения новых решений была обеспечена поддержка в создании отечественных процессоров «Байкал», и в ближайшие два года на рынок выйдут новые модули для персональной вычислительной техники («Байкал-М») и серверов («Байкал-С»). Помимо этого, сейчас ведётся работа по адаптации к гражданскому применению ряда инновационных изделий ЭКБ, которые были разработаны до этого для оборонно-промышленного комплекса.

«
Подводя итог, хотел бы отметить, что наша радиоэлектронная промышленность уже осваивает наиболее перспективные гражданские рынки. При этом, конечно, сохраняется необходимость государственной поддержки спроса. В этой связи мы предлагаем создать межведомственный реестр российского радиоэлектронного оборудования и решений для его приоритетного использования, в том числе в рамках национальных проектов, которые все практически утверждены, - заявил министр.
»

Денис Мантуров предлагает создать межведомственный реестр российского радиоэлектронного оборудования
Денис Мантуров предлагает создать межведомственный реестр российского радиоэлектронного оборудования

В ходе совещания выступил также Александр Постников, председатель совета директоров группы компаний «Итэлма».

Он отметил, что внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (иначе называемое 719-м постановлением) в отношении автомобильной техники, и в особенности – включение в него требований о применении отечественных электронных автокомпонентов, придаст сильный импульс развитию рынка высокотехнологичной электроники в России, приведёт к созданию новых инженерно-технических специальностей и появлению предпосылок для расширения рынка автоэлектроники российского производства.

«
При одновременной разработке чётких отраслевых критериев отнесения электронных автокомпонентов к компонентам, произведённым на территории Российской Федерации, предпринимаемые Минпромторгом усилия создадут рынок автоэлектроники ёмкостью около 120–150 млрд рублей в год и рынок компонентов – 90–100 млрд рублей в год. Это потенциальный рынок микроэлектронных компонентов, - отметил Постников.
»

По его словам, введение в постановление №719 однозначных критериев в отношении устройств «ЭРА» и одновременная разработка Минпромторгом мер по стимулированию применения российских систем «ЭРА» увеличат объём производства российских систем «ЭРА-ГЛОНАСС» до 60% рынка. При этом он ожидает, что к 2023 году половина применяемой элементной базы для блоков «ЭРА-ГЛОНАСС» будет закупаться у российских производителей.

Помимо этого, представитель «Итэлмы» рассказал о сотрудничестве с КамАЗом и другими автопроизводителями по импортозамещению ключевых компонентов электронной архитектуры грузовиков и автобусов.

«
Результатом проделанной работы стало не только создание открытой и безопасной для российских автопроизводителей электронной системы, но и возможность независимого развития на её основе новых сервисных и функциональных возможностей автомобиля при его подключении к интернету. Подключённый автомобиль – это важнейшее направление развития новых цифровых технологий в автопроме. Однако эта технология может быть использована злоумышленниками как против отдельных граждан, так и против транспортной системы государства в целом, - отметил Постников.
»

С целью создания и развития российской компетенции в области защиты автомобильных промышленных контроллеров «Итэлма» создала совместное предприятие с «Лабораторией Касперского». В результате объединения компетенций образовалась команда разработчиков, которая создала принципиально новые технологии защиты от киберугроз.

Ещё одним примером успешного развития в России собственных передовых технологий, по словам Александра Постникова, стала разработка компонентов системы интеллектуальной помощи водителю, известной также под аббревиатурой ADAS.

«
При поддержке Минпромторга мы разработали компоненты системы машинного зрения, которые по своим характеристикам сопоставимы с лучшими международными аналогами, а где-то их превосходят. Благодаря заинтересованности правительства Москвы во внедрении инновационных российских технологий на базе Мосгортранса была проведена опытная эксплуатация разработанной НПП «Итэлма» системы машинного зрения для автобусов. Испытания показали высокую эффективность этой системы, - заявил он.
»

В компании ожидают, что внедрение машинного зрения приведёт к снижению аварийности примерно на 50%.

«
Надеемся, что передовой опыт, который мы применили в Москве, может быть распространён на другие регионы России, а также применён для большегрузных автомобилей, которые зачастую становятся участниками ДТП с самыми тяжёлыми последствиями, - отметил председатель совета директоров «Итэлмы».
»

План гарантированных закупок российской микроэлектроники оказался профанацией

Как установил CNews, разработанный Минкомсвязи и утвержденный Правительством план гарантированных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции на 2016-2018 гг. по всем признакам далек от реализации. Мониторинг сайта госзакупок и закрытая позиция заинтересованных ведомств позволяют сделать вывод, что по линии публичных процедур план был лишь частично исполнен в отношении закупок микропроцессоров «Эльбрус» и «Байкал» и полностью провален в отношении приобретения микросхем «Микрона», «Ангстрема-Т» и других[1].

Что именно включает план

Рассматриваемый план (скачать с сайта CNews; копия документа взята с сайта «Экспертного центра электронного государства», в ходе общения с пресс-службой Минкомсвязи его достоверность опровергнута не была) содержит несколько разделов. В его основной части фигурирует пять министерств.

По линии МВД указан проект выпуска водительских удостоверений нового поколения. Предполагалось, что ведомство должно было закупить по 18 млн бланков с чипами в 2017 и 2018 гг. и реализовать некий пилот в 2016 г. В графе разработчиков и потенциальных производителей указан «Микрон». Непосредственным производителем готовых документов — «Гознак». Необходимый объем финансирования прописан на уровне 14,6 млрд руб. за два года.

По линии Минздрава в плане указан проект выпуска электронного полиса обязательного медицинского страхования. В 2016 и 2017 г. их должно было появиться 6 млн и 3 млн штук соответственно, а также еще 2 млн в 2018 г. В 2016-2017 гг. на это предполагалось потратить ориентировочно 2,1 млрд руб. В 2018 г. — 511 млн руб. Разработчиками чипов заявлены «Микрон» и «Анстрем-Т». Непосредственным производителем готовых документов — «Гознак».

По линии Минобороны и МЧС предполагалось появление персональных электронных карт и электронных жетонов военнослужащего. У Минобороны должно было появиться по 650 тыс. комплектов в 2017 и 2018 гг. (на 585 млн руб.), у МЧС — 1 тыс. в 2017 г. (на 1,5 млн руб.) и 200 тыс. в 2018 г. (на 300 млн руб.). Производители электроники — «Микрон» и «Анстрем-Т».

Еще один пункт основной части плана касался Федеральной миграционной службы (ФМС), которая была упразднена в один день с одобрением плана — 5 апреля 2016 г., а ее функции переданы в МВД. В этой части документа говорилось о выпуске паспортно-визовых документов нового поколения. Планировалось, что документов с чипами должно было появляться ежегодно по 2 млн штук с бюджетными расходами на них на уровне 430 млн руб. в год. Разработчики электроники — «Микрон» и «Анстрем-Т». Непосредственный производитель готовых документов — «Гознак». При этом только в этом разделе были отдельно прописаны расходы на гознаковские бланки (сами по себе электронной продукцией не являются) — по 3,1 млрд руб. ежегодно.

Второй раздел плана имеет название «Прогноз потребностей в закупках изделий микроэлектроники… негосударственными организациями за счет внебюджетных средств». В нем фигурируют две структуры.

По линии Минприроды предполагался к реализации проект маркировки ценных пород древесины. В его рамках в 2017 г. предстояло закупить 400 тыс. чипов, в 2018 г. — 800 тыс. Производители электроники — «Микрон» и «Анстрем-Т». Объем финансирования указан не был. Источниками финансирования были прописаны «хозяйствующие субъекты».

По линии Центробанка планировался выпуск карт платежных систем — до 2 млн штук в 2016 г., от 15 млн до 24 млн в 2017 г. и от 13 млн до 20 млн в 2018 г. Производители чипов и источники финансирования — те же.

Последний раздел плана называется «Проект обеспечения МВД России вычислительными устройствами и аппаратно-программными комплексами». Предполагалось, что серверов на базе процессоров «Эльбрус-4С» и «Эльбрус-8С» производства МЦСТ в 2016 г. силовики закупят 216 штук за 216 млн руб., в 2017 и 2018 гг. — по 8,5 тыс. суммарно за 17 млрд руб. Кроме того, подразумевалось, что рабочих станций на базе процессоров «Байкал-Т1» силовики в 2016 г. купят 10 тыс. штук за 273 млн руб., в 2017 и 2018 гг. — по 50 тыс. штук суммарно на 2,73 млрд руб.

2017

Защита российских радиоэлектронщиков в рамках системы государственных закупок

В ноябре 2017 года в Госдуме на заседании Экспертного совета при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности при поддержке Координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронной компонентной базы и продукции машиностроения Союза машиностроителей России были озвучены предложения по защите отечественных производителей радиоэлектронной продукции в рамках системы государственных закупок и закупок компаний с государственным участием.

В заседании под председательством главы Экспертного совета, Первого зампреда Думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенева приняли участие директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России Сергей Хохлов, председатель Координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронной компонентной базы и продукции машиностроения СоюзМаш России, заместитель генерального директора – статс-секретарь АО «Росэлектроника» Брыкин Арсений Валерьевич, руководитель Управления взаимодействия с органами государственной власти АО «Росэлектроника» Татьяна Львова, Президент Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Аппалонова, а также руководители крупнейших предприятий радиоэлектронной промышленности.

О проблемах, с которыми сталкиваются отечественные производители радиоэлектронной продукции в рамках системы государственных закупок рассказала руководитель Управления взаимодействия с органами государственной власти АО «Росэлектроника» Татьяна Львова. Прежде всего, она отметила, что в тендерах на закупках зачастую указываются технические требования, соответствующие исключительно иностранному производителю. Кроме того, предприятия, осуществляющие переупаковку готовых импортных изделий или крупноузловую сборку радиоэлектронной продукции, обходят ограничения и запреты. «Существующие критерии отнесения продукции к «произведенной на территории РФ» не требуют наличия у российского юридического лица прав на технологическую документацию и исходные коды ПО, действующие ограничения и запреты допуска иностранной продукции не распространяются на закупки компаниями с государственным участием, а 15-процентная преференция для отечественного производителя не способствует увеличению спроса на отечественную радиоэлектронную продукцию в рамках системы закупок компаний с государственным участием», - подчеркнула Львова.

В связи с необходимостью увеличения госзаказа и заказа компаний с государственным участием на отечественную радиоэлектронную продукцию в гражданском секторе экономики, а также в целях необходимости создания условий, обеспечивающих технологическую, информационную и экономическую безопасность страны, Экспертный совет предложил внести изменения в Постановление Правительства №719, чтобы в определении критерия товара российского происхождения в таких критичных секторах экономики, как инфраструктурное ТКО, вычислительная техника, АСУТП, были заложены определенные требование к компании-производителю, которая должна владеть технологией, ПО и конструкторской документацией в объеме, достаточном для дальнейшего развития и модернизации оборудования, а производственные операции, указанные в критериях, должны производиться на территории одной из стран ЕАЭС. Кроме того, предлагается определить базовые требования к закупаемым отдельным видам радиоэлектронной продукции для ТКО, вычислительной техники и иной радиоэлектронной продукции.

Перечень иностранной радиоэлектроники, имеющей ограничения

19 июля 2017 года вступило в силу Постановление Правительства от 06.07.2017 № 804 «О внесении изменений в перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Перечень иностранной радиоэлектроники, имеющей ограничения и условия для доступа к госзакупкам, был дополнен четырьмя новыми позициями:

  • аппаратура радионавигационная для работы в системе спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
  • приборы и аппаратура для телекоммуникаций;
  • приборы и аппаратура для измерения или контроля электрических величин прочие, не включенные в другие группировки;
  • устройства электрической сигнализации, электрооборудование для обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, площадках для парковки, в портовых сооружениях или на аэродромах.

Ограничения и условия допуска к госзакупкам не изменились. Как и раньше, заказчик должен отклонить заявки на поставку иностранных (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза) товаров, когда подано не менее двух заявок на поставку отечественной продукции, которые при этом одновременно содержат предложения о поставке продукции, включенной в перечень и производимой на территориях государств – членов Евразийского экономического союза, и не содержат предложений о поставке одного и того же вида продукции одного производителя.

ОКР по линии электроники

Министерство промышленности и торговли России выделило на опытно-конструкторские работы (ОКР) по линии электроники еще порядка 4,35 млрд руб. Информация о 13 лотах открытого конкурса появилась на сайте госзакупок[2].

Из тендерной документации следует, что будущие работы направлены на обеспечение импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе и призваны создать аналоги радиоэлектронных компонентов из США, Франции, Швейцарии, Великобритании и Сингапура.

Заявки от претендентов на контракты принимаются до 2 октября 2017 г. Подведение итогов конкурса намечено на 9 октября. Работы по всем лотам должны быть завершены до 20 ноября 2019 г. Все они подразумевают не только разработку электроники, но и освоение ее серийного производства.

ОКР планируется осуществить в рамках подпрограммы «Импортозамещение и обеспечение развития оборонно-промышленного комплекса», которая в свою очередь является частью госпрограммы «Развитие оборонно-промышленного комплекса».

Примерно в 544,6 млн руб. Минпромторг предварительно оценил разработку двух типов микросхем: маршрутизатора (роутера) высокоскоростного интерфейса RapidIO и контроллера высокоскоростного RAID-массива большой емкости. Примечательно, что RAID-контролер призван заменить аналогичную продукцию американской Intel.

Около 381,4 млн руб. министерство выделило на создание восьми типов малошумящих усилителей в диапазоне частот до 40 ГГц, а еще 267 млн руб. — на создание четырех типов усилителей малого уровня мощности в диапазоне частот до 30 ГГц. Готовые усилители смогут заменить продукцию Avago Technologies (Сингапур), Analog Devices (США), M/A-COM (США), United Monolithic Semiconductors (Франция), Qorvo (США), Compound Photonics (США), Mimix (США), а также вышедшей из HP компании Agilent Technologies (США).

Разработку 16 типов умножителей частоты (семь пассивных и девять активных) с рабочим диапазоном выходных частот до 46 ГГц и коэффициентами умножения 2, 3 и 4 министерство оценило в 282 млн руб. Готовая электроника должна заменить изделия AnalogDevices (США), M/A-COM, (США), UMS (Франция), AvagoTechnologies (США), Mini-Circuits (США).

Один из самых крупных лотов конкурса — 603,7 млн руб. — касается разработки радиационно-стойкого процессора со стандартной архитектурой PowerPC для замены изделий английской компании E2V. Еще порядка 158 млн руб. министерство выделило на создание радиационно-стойкой отказоустойчивой сверхбольшой интегральной схемы (СБИС) потоковой обработки информации с применением программируемых логических элементов и трехкратным резервированием на кристалле. Готовые схемы должны будут заменить электронику американских компаний Atmel и Xilinx.

В 301,8 млн руб. Минпромторг оценил разработку специализированной схемы навигации и пространственной ориентации для бортовых систем. «Изделие является косвенным аналогом микросхемы XC4VFX60-11FF1152I Xilinx (США), а также функциональным аналогом микросхемы Triumph фирмы Javad GNSS (США)», — указано в документах.

Лот, касающийся создания аналогово-цифровой микросхемы для перспективных приводов и систем управления, имеет начальную цену в 191,1 млн руб. Изделие сможет заменить продукты MicrelSemiconductor (США), AnalogDevices (США), STMicroelectronic (Швейцария), ONSemiconductor (США), TexasInstruments (США). В 147,4 млн руб. оценено создание четырех типов микросхем приемопередатчиков цифровых интерфейсов с повышенной стойкостью к специальным воздействиям внешних факторов и максимальной скоростью передачи до 150 Мбит/сек. Эти микросхемы смогут заменить электронику Analog Devices (США).

В 450,8 млн руб. в министерстве оценили разработку двух типов сверхбольших интегральных схем (СБИС) для построения вычислительных сетей реального времени — для замены техники Pulse (США). В 486 млн руб. предварительно оценено создание двух вариантов микросхем типа система на кристалле, состоящих из процессорного ядра и сложноструктурированного ядра программируемой логической интегральной схемы. Они призваны заменить продукцию Actel (США) и Xilinx (США).

Лот, касающийся создания трехосевого магниторезистивного преобразователя магнитной индукции и линейного ускорения, имеет начальную цену в 228,6 млн руб. Преобразователь заменит аналогичное изделие STMicroelectronics (Швейцария). Наконец, лот, относящийся к разработке еще ряда микросхем, оценен в 306,9 млн руб. Техника призвана заменить продукцию Intersil (США), STMicroelectronics (Швейцария), Texas Instruments (США), Fairchild (США), National Semiconductor (США), M. S. Kennedy Corporation (США), Analog Devices (США).

Минпромторг потратит 3 миллиарда на замену микросхем из США, Германии и Японии

Министерство промышленности и торговли России выделило на опытно-конструкторские работы (ОКР) по линии электроники почти 3 млрд руб. Информация о 13 лотах в рамках масштабного тендера появилась на сайте госзакупок[3].

Из документов конкурса следует, что он направлен на обеспечение импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе и призван создать аналоги радиоэлектронных компонентов из США, Германии, Японии и Тайваня.

Несмотря на то, что процедура является открытой, а названия лотов относительно прозрачны, каждому из них по традиции присвоены шифры: «Сложность-И4-Р», «Вольт-И13-Т», «Деталь-И16» и т. д.

Что разрабатывается, за сколько, что заместит

На работы, связанные с разработкой драйверов для управления газоразрядными индикаторными панелями (обычно используются в качестве цифровых табло) министерство готово потратить 163,9 млн руб. Изделия станут функциональными аналогами микросхем uPD16305 и uPD16337 японской фирмы NEC.

Разработку микросхемы обработки преобразователей электрического сигнала ведомство оценило в 128,8 млн руб. Они призваны стать функциональным аналогом немецких микросхем iC-MN и iC-NQ компании iC-Haus и GC-NIP фирмы Gemac. Разработку серии цифровых потенциометров (разновидность реостата) оценили в 263,7 млн руб. Они станут аналогами микросхем американских фирм Analog Devices, Dallas Semiconductor и Maxim.

Разработка микросхемы преобразователя частоты для радиопередатчиков магистральных каналов связи, оцененная в 184,3 млн руб., также призвана заменить Analog Devices и Maxim. Разработка комплекта, состоящего из микросхемы для оцифровки сигнала и ОЗУ емкостью 72 Мбит за 294,2 млн руб. заместит продукцию американских компаний Cypress и Texas Instruments.


Разработка доверенной 4-ядерной микросхемы для криптографической обработки и зашиты информации оценена в 298,6 млн руб. Аналоги — изделия Infineon (Германия), Broadcom (США) и Texas Instruments (США). Разработка микросхем мониторинга и анализа данных ряда сетевых протоколов предварительно оценена в 248,5 млн руб. Продукты должны заместить микросхемы американских Micrel, Vitesse, Atheros и Texas Instruments.

Разработка радиационностойких высоковольтных транзисторов и диодов с максимальным напряжением 1700 В для жестких условий эксплуатации может обойтись в 284,8 млн руб. и заменит продукты International Rectifier (США) и Cree (США). Разработка комплекта модулей защиты электроники от коммутационных помех с точки зрения чиновников стоит 173,9 млн руб. и заместит технику американских Littlefuse Inc., Vishay и МСС.

Разработка серий радиационностойких металлокерамических корпусов силовой электроники оценена в 356,9 млн руб. и призвана заместить Semikron (Германия) и Texas Instruments (США). Разработка серий металлокерамических корпусов полупроводниковой электроники оценена в 341 млн руб. Достоверно идентифицировать по номенклатуре аналогов их производителя редакции не удалось.

Разработка газоразрядных модулей для видеопанелей оценена в 286,6 млн руб. и заменит модули Planar (США). Разработка ряда резисторов обойдется в 80,6 млн руб. Зарубежные аналоги производят Bourns (США), Yageo (Тайвань), Vishay (США), Ohmite (США), Susumu (Япония) и др.


Детали тендера

Во всех случая подразумевается не только разработка, но и освоение серийного производства. Общая сумма оценки этих работ составляет 2,76 млрд руб. Заявки от исполнителей принимаются до 18 сентября 2017 г. Подведение итогов намечено на 25 сентября 2017 г.

Исполнение всех контрактов должно завершиться 20 ноября 2019 г. Примечательно, что ОКР станут осуществляться с учетом свежего приказа Минпромторга России от 23 августа 2017 г. № 2869, который отменил устаревшие тематические ГОСТы от 1994, 1996 и 2002 гг. Все они касались порядка сертификации продукции в России.

Медведев недоволен объемом госзакупок российского ИТ-оборудования и чипов

Премьер-министр Дмитрий Медведев остался недоволен объемом государственных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции.

В ходе заседания правительственной комиссии по ИТ он напомнил о плане гарантированных закупок такого оборудования и поддержке отечественных производителей в этом сегменте. По его словам, паспорта нового поколения для выезда за рубеж, водительские удостоверения, полисы обязательного медицинского страхования, платёжные карты и другие электронные документы должны теперь изготавливаться с использованием именно российской микроэлектроники. «Это действительно вопрос нашего суверенитета, нашей безопасности», - отметил он.

Медведев недоволен объемом госзакупок российского ИТ-оборудования и чипов
Медведев недоволен объемом госзакупок российского ИТ-оборудования и чипов

Несмотря на то, что в 2016 году на закупку российских серверов, компьютеров, микрочипов и радиочастотных меток в общей сложности было потрачено почти 4,5 млрд рублей из федерального бюджета, планы были выполнены не в полном объёме.

«Рассчитываю услышать, почему это произошло, каковы предложения, как можно решить возникшие сложности. Потому что, как обычно, эти сложности носят и объективный характер – связаны с целым рядом технологических ограничений, – и, конечно, субъективный характер», - заявил в ходе заседания Медведев.

Среди закупок российского ИТ-оборудования в 2016 году можно вспомнить крупные приобретения МВД. В августе прошлого года министерство закупило серверы на многоядерных процессорах «Эльбрус-4С» разработки МЦСТ на общую сумму 222 млн рублей. В ноябре МВД заключило контракт с компанией "Т-Платформы" на поставку более 9 тыс. компьютеров с процессорами «Байкал-Т1» для приема теоретических экзаменов на водительские права. Сумма закупки превысила 350 млн рублей. В конце декабря МВД почти за 200 млн рублей выбрала разработчика системы электронной очереди, которая должна быть построена на российском оборудовании.

2016

План создания реестра российских компьютеров и серверов

В 4 квартале 2017 года в России может появиться реестр отечественного серверного и компьютерного оборудования. Такую инициативу содержит проект дорожной карты «Обеспечение суверенитета в области информационных технологий и телекоммуникаций», который разрабатывается под руководством президента Фонда информационной демократии Ильи Массуха и помощника президента РФ Игоря Щеголева. Документ имеется в распоряжении TAdviser. Его актуальность TAdviser подтвердил Илья Массух.

Реестр оборудования в проекте дорожной карты описывается как ресурс, позволяющий «производителям получать государственную поддержку, а потребителям оперативно находить отечественное серверное и компьютерное оборудование».

В 4 квартале 2017 года авторы проекта дорожной карты предлагают также разработать порядок включения оборудования в реестр, а перед этим, в 1 квартале 2017 года, подготовить критерии для включения конкретного изделия в реестр отечественного серверного и компьютерного оборудования. Это позволит в дальнейшем предоставлять адресные преференции отечественным производителям серверного и компьютерного оборудования, рассчитывают авторы проекта.

Авторы дорожной карты предлагают дать преференции российским производителям серверного и компьютерного оборудования
Авторы дорожной карты предлагают дать преференции российским производителям серверного и компьютерного оборудования

Исполнителями мероприятий по созданию реестра отечественного серверного и компьютерного оборудования, а также порядка и критериев включения в него продуктов авторы документа видят Минпромторг, Минкомсвязи и «заинтересованные организации». В Минкомсвязи отказались комментировать инициативу по созданию нового реестра. От Минпромторга получить комментариев не удалось.

Разработкой дорожной карты, в частности, занимаются рабочая подгруппа «ИТ+суверенитет», руководителем которой является Илья Массух, в рамках рабочей группы по использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отечественной экономике, которую возглавляет Игорь Щеголев.

Целью реализации дорожной карты авторы проекта указывают «рациональное импортозамещение ПО и оборудования в РФ, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции в отрасли информационных технологий и телекоммуникаций».

Для достижения указанной цели авторы проекта предлагают в 2016 – 2020 гг. реализовать 77 мероприятий по различным направлениям. К ним относятся:

  • развитие исследований и разработок;
  • улучшение институциональных условий ведения бизнеса;
  • формирование спроса на отечественную ИТ продукцию;
  • повышение приоритета закупок конкурентной российской продукции и развитие экспортного рынка;
  • формирование новой технологической основы в отраслях экономики и социальной сфере, координация деятельности госорганов в части развития отрасли ИТ;
  • защита информации, содержащейся в информационных системах;
  • развитие международного сотрудничества.

Илья Массух в разговоре с TAdviser отметил, что проект дорожной карты еще будет обсуждаться, и сейчас говорить о конкретике его реализации нецелесообразно. О критериях, которые могут быть предложены для признания компьютера и сервера российским, тоже говорить пока рано, добавил он.

Российские серверы сейчас есть, отметил Илья Массух, но придется их ранжировать: кто-то «переклейщик этикеток», кто-то сборщик из западных платформ, кто-то сборщик из компонентов, а кто-то собирает полностью локализованный сервер. Названия каких-либо производителей Массух предпочел не озвучивать.

Александр Калинин, президент компании «Аквариус», считает, что основные критерии для российского ИТ-продукта – это выпуск на производственной площадке в России, соответствие российским стандартам, соответствующая сертификация и техподдержка. Учредители компании-вендора при этом должны быть российскими гражданами или организациями, добавил он.

Говоря о том, есть ли сейчас в России компьютеры и серверы, которые могут претендовать на звание российских, Калинин отметил, что такое оборудование выпускается в России несколькими крупными компаниями, и они всем известны.

«
Эти компании существуют на рынке долгое время, у них построены производственные площадки в России в соответствии с лучшими мировыми практиками, отлажены технологические процессы и контроль качества, ведется деятельность в области НИР и ОКР, осуществляется техподдержка оборудования, - сказал президент «Аквариус».
»

Медведев ожидает вдвое больших закупок отечественной микроэлектроники, чем планировалось

К концу 2018 года при условии необходимого бюджетного финансирования объем гарантированных закупок российской микроэлектроники может составить более 100 млн изделий на общую сумму порядка 75 млрд рублей. Об этом заявил председатель правительства Дмитрий Медведев на совещании о перспективах развития отечественной микроэлектроники в начале августа 2016 года.

Медведев напомнил, что ранее, в мае, утвердил план гарантированных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции на период с 2016 по 2018 год. По его словам, заинтересованные министерства, ведомства к этому моменту утвердили соответствующие «дорожные карты». В утвержденном плане говорилось о закупке 50 единиц различных видов изделий с отечественными микрочипами.

Медведев провёл совещание о развитии электроники на принадлежащем экс-министру связи ЛеонидуРейману заводе «Ангстрем»
Медведев провёл совещание о развитии электроники на принадлежащем экс-министру связи ЛеонидуРейману заводе «Ангстрем»

Председатель правительства отметил, что доля российской продукции на родном рынке пока составляет 20%, и по-настоящему конкурентоспособными являются лишь отдельные направления специального сегмента – изделия, которые используются в военной технике. В потребительском и профессиональном сегментах масштабных проектов пока практически нет.

В качестве причин этого дисбаланса Медведев выделил, прежде всего, трудности с финансированием НИОКР. Также не в полной мере используется потенциал инструментов государственной поддержки, что сказывается на практическом внедрении результатов НИОКР.

Дмитрий Медведев напомнил, что с 2013 года действует государственная программа развития электронной и радиоэлектронной промышленности, рассчитанная до 2025 года, в рамках которой субсидируется часть затрат на реализацию комплексных проектов по приоритетным технологическим направлениям. Речь идёт о развитии производства телекоммуникационного оборудования, вычислительной техники, специального технологического оборудования, систем интеллектуального управления.

Совокупный объем финансирования программы из федерального бюджета составит более 170 млрд рублей до 2025 года: это означает, что ежегодно в нее должно вкладываться порядка 10 млрд рублей. Помимо развития внутреннего спроса и формирование консолидированного государственного заказа на продукцию очень важно простимулировать экспорт и продвигать российскую продукцию на внешних рынках. Пока экспортируется менее 25% продукции.

В целом отрасль развивается достаточно быстро: ежегодный темп роста – в среднем около 10%, привел данные Дмитрий Медведев.

План гарантированных закупок российской микроэлектроники

В апреле 2016 года правительственная комиссия по ИТ в госорганах утвердила план гарантированных закупок российской микроэлектроники, а также решила создать подкомиссию, которая будет заниматься координацией работы органов власти в части внедрения отечественной микроэлектроники и систем вычислительных комплексов.

Комментируя утверждение плана, министр связи Николай Никифоров объяснил, что "микроэлектронные изделия используются во многих сферах, это и различного рода идентификационные документы, которые могут использоваться для удостоверения личности гражданина, водительские удостоверения, специальные документы для военнослужащих, электронные полисы медицинского страхования, и многие-многие другие сферы".

По словам Никифорова, все расходы, которые предусматриваются планом закупок, "на самом деле уже сбюджетированы в соответствующих разделах федерального бюджета, закреплённых за теми или иными ведомствами". Дополнительное выделение финансирования не предусмотрено и не планируется.

Самые крупные закупщики с точки зрения гражданского блока – это Министерство внутренних дел (см подробнее) и Минздрав, добавил министр.

План предполагает закупку в 2016-2018 годах около 50 млн единиц различных видов изделий с отечественными микрочипами.

"Это некий базовый план, который, я думаю, будет достаточно быстро расширяться. К примеру, по линии Минкомсвязи России мы уже имели опыт объявления закупки даже серверного оборудования на отечественных процессорах, которые называются «Эльбрус»", - сообщил Никифоров.

О том, что Минкомсвязи готовит проект плана "гарантированных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции на среднесрочную перспективу для вычислительной техники и аппаратно-программных комплексов", TAdviser впервые писал в декабре 2015 года.

Документ разрабатывался во исполнение поручения премьер-министра Дмитрия Медведева от 29 октября 2015 года. По состоянию на 7 декабря 2015 года проект плана, по информации TAdviser, проходил согласование в заинтересованных ведомствах.

Закупать вычислительную технику "на базе центрального процессора отечественного производства" должны будут федеральные органы власти и госкорпорация "Росатом", говорилось в проекте документа.

Среди крупнейших покупателей техники на российских процессорах, согласно проекту плана, выделялись:

Разработчик и производитель процессоров в проекте плана, с которым ознакомился TAdviser, указан не был, хотя соответствующий столбец в таблице имелся. По состоянию на апрель 2015 года в России разработано как минимум два микропроцессора – «Эльбрус» и Baikal-Т1.

По поручению Дмитрия Медведева Минкомсвязи подготовило план гарантированных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции на среднесрочную перспективу для вычислительной техники и аппаратно-программных комплексов
По поручению Дмитрия Медведева Минкомсвязи подготовило план гарантированных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции на среднесрочную перспективу для вычислительной техники и аппаратно-программных комплексов

В ноябре 2015 года представитель МЦСТ (разработчик "Эльбрусов") Константин Трушкин рассказал TAdviser о старте продаж первых серверов на базе процессора "Эльбрус". По его словам, с момента запуска производства в марте 2015 года было реализовано около 20 серверов. Еще столько же компания рассчитывала продать до конца 2015 года.

Названия организаций, которые приобрели первые серверы на базе "Эльбруса", в МЦСТ предпочитали не раскрывать. По словам Трушкина, сейчас их закупают, в основном, федеральные органы исполнительной власти в целях импортозамещения, реагируя на изменившуюся политическую обстановку. В феврале 2016 года сообщалось о закупках серверов на базе процессоров "Эльбрус" в Пенсионном фонде.

Что касается процессоров Baikal-Т1, то в 2015 году начались продажи тестовых плат на их базе. Покупателями образцов стали более 100 компаний. Публично об использовании Baikal-T1 в своих устройствах уже заявили в компании «Акситех» (системы автоматизации и телеметрии для промышленных и коммунально-бытовых объектов — в первую очередь в газовой отрасли России).

Baikal-T1 предназначен, в первую очередь, для коммуникационных решений, промышленной автоматики и встроенных систем. На его базе можно создавать тонкие клиенты, но не полноценные ПК или серверы. Для них разрабатывается следующий процессор в линейке - Baikal-M, инженерные образцы которого должны быть представлены в 2016 году.

Субсидии на создание инфраструктуры радиоэлектронной отрасли

Постановлением №110 от 17 февраля 2016 года утверждены правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским предприятиям радиоэлектронной промышленности на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию проектов по созданию инфраструктуры отрасли, в том числе кластеров в сфере радиоэлектроники.

В соответствии с правилами субсидии предоставляются организациям, прошедшим конкурсный отбор на право получения субсидии, по кредитам, полученным на реализацию комплексных проектов, срок реализации которых не превышает пять лет, а общая стоимость составляет по подпрограммам госпрограммы:

  • на телекоммуникационное оборудование – до 1,5 млрд рублей;

  • на вычислительную технику – до 2,5 млрд рублей;

  • на специальное технологическое оборудование – до 2 млрд рублей;

  • на системы интеллектуального управления – до 1 млрд рублей.

Субсидированию подлежат кредиты, выданные на срок не менее одного года, полученные в российских кредитных организациях не ранее 1 января 2016 года на создание инфраструктуры отрасли в рамках комплексного проекта, предусматривающего расходы инвестиционного характера по приобретению или долгосрочной аренде земельных участков под создание новых производственных мощностей, разработке проектно-сметной документации, строительству или реконструкции производственных сооружений, проведению строительно-монтажных и пусконаладочных работ, а также приобретению, изготовлению и доставке оборудования.

Субсидии на разработку базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры

Постановлением №109 от 17 февраля 2016 года утверждены правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры.

В соответствии с правилами субсидии предоставляются организациям, прошедшим конкурсный отбор на право получения субсидии, по проектам, срок реализации которых не превышает пять лет, а общая стоимость и максимальный ежегодный размер предоставляемой субсидии составляют по подпрограммам госпрограммы:

  • на телекоммуникационное оборудование – до 1,5 млрд рублей и не более 300 млн рублей;

  • на вычислительную технику – до 2,5 млрд рублей и не более 400 млн рублей;

  • на специальное технологическое оборудование – до 2 млрд рублей и не более 300 млн рублей;

  • на системы интеллектуального управления – до 1 млрд рублей и не более 200 млн рублей.

Конкурсный отбор проектов на право получения субсидии проводится в два этапа:

  • научно-техническая оценка проектов экспертным советом, создаваемым Минпромторгом России;

  • оценка проектов, прошедших научно-техническую экспертизу, конкурсной комиссией Минпромторга по ряду критериев, основными из которых являются объём производства и реализации импортозамещающей или инновационной продукции, количество вновь создаваемых высокотехнологичных рабочих мест, количество патентов и (или) секретов производства (ноу-хау), срок реализации комплексного проекта и объём экспорта созданной продукции.

Принятые решения будут способствовать реализации проектов по созданию инфраструктуры отрасли, в том числе промышленных кластеров, увеличению доли импортозамещающих и инновационных товаров в общем объёме выпуска электронной и радиоэлектронной продукции.

Постановления о господдержке предприятий радиоэлектронной промышленности

20 февраля 2016 года на сайте Правительства РФ опубликованы постановления о мерах государственной поддержки предприятий радиоэлектронной промышленности.

Подписанными постановлениями определяется порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским предприятиям и организациям на реализацию проектов в рамках подпрограмм государственной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы»[4].

Постановления внесены Минпромторгом России.

2015

Госсубсидирование процентных ставок и исследований

22 ноября 2015 года стало известно о способах поддержки правительства российской радиоэлектронной промышленности в рамках программы импортозамещения. Планируется субсидировать процентные ставки и исследования.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на проект постановления правительства, опубликованного Минпромторгом на портале обсуждения нормативных актов, министерство собирается компенсировать выплату процентов по кредитам, которые участники программы импортозамещения радиоэлектроники возьмут на аренду земли и зданий, разработку проектной документации и создание инфраструктуры. Срок такого кредита должен превышать год, и брать его будет можно с 2016 по 2025 годы.

Правительство поддержит отечественную радиоэлектронику
Правительство поддержит отечественную радиоэлектронику

Кроме того, Минпромторг субсидирует из бюджета часть затрат на научно-исследовательские работы. Получить возмещение по этим расходам и кредиту смогут те компании, которые пройдут конкурс ведомства. Максимальная компенсация для производителей оборудования связи составит 1,5 млрд рублей, по проектам в области производства вычислительной техники и специального технологического оборудования — 2,5 и 2 млрд рублей соответственно. Наконец, разработчикам систем интеллектуального управления полагаются госвыплаты в размере до 1 млрд рублей.

Согласно государственной программе развития отечественной радиоэлектроники, которую в конце октября 2015 года обнародовал Минпромторг, суммарные бюджетные субсидии до 2025 года достигнут 175,7 млрд рублей. Поддержку радиоэлектроники планируется осуществлять по четырем направлениям:

  • телекоммуникационное оборудование,
  • вычислительная техника,
  • оборудование для производства электронных компонентов и
  • системы интеллектуального управления.

В Минпромторге ожидают, что реализация программы импортозамещения поможет уменьшить долю импорта на рынке вычислительной техники до 97,6% к 2020 году и до 93,3% к 2025-му против более 99% к ноябрю 2015 года.[5]

Предложения Минкомсвязи о поддержке российской микроэлектроники

Выступая на круглом столе 3 октября 2015 года глава Минкомсвязи Николай Никифоров сообщал о предложениях министерства по поддержке отечественной микроэлектроники.

Что касается микроэлектроники и телекоммуникационного оборудования. Мы считаем, что нужно заниматься достаточно жестким администрированием этого вопроса, хотя бы с точки зрения регулирования госзакупок. Как вы знаете, Президент Российской Федерации провел соответствующее совещание по микроэлектронике. Со стороны нашего министерства там было озвучено четыре простых предложения.
Первое — мы предложили, и Президент это поддержал, — что в рамках Правительственной комиссии по информационным технологиям мы будем проводить более жесткую политику с точки зрения расходов федеральных госзаказчиков в области закупок этой техники. По сути, это системный курс на `ручное` импортозамещение.
Второе — мы планируем заниматься жесткой централизацией такого заказа. Сейчас у нас каждый раз каждый госзаказчик изобретает свой `велосипед`, в результате чего мы получаем несовместимые системы, неконсолидированный госзаказ, когда производители и `Эльбруса` и `Байкала`, и других наших изделий страдают оттого, что не могут набрать нужный объем партий для производства. Каждому из них для окупаемости нужно выпустить примерно пять миллионов процессоров. Мы к этой цифре даже близко не можем подойти. Хотя пять миллионов процессоров — это минимальный порог для того, чтобы хоть как-то себя позиционировать на мировой арене.
Третье предложение — это нормирование. Проще говоря, мы должны определить, что положено министру, что положено заместителю министра, что положено директору школы, учителю, что положено главному врачу, а что положено медицинской сестре. Все эти направления, которые я перечислил, — образование, здравоохранение или работа правоохранительных органов — это огромные объемы потребления подобного рода товаров и услуг.
Когда мы говорим про микроэлектронику — то это прежде всего товар. У нас два миллиона школьных учителей, 1,8 миллиона медицинских работников, 1,1 миллиона сотрудников правоохранительных органов. Если мы каждому полицейскому выдадим мобильное устройство, чтобы он имел онлайн-доступ к базам данных и мог оперативно с ними работать, то в каком году мы должны заказать такие мобильные устройства, чтобы они были российскими, чтобы мы успели оснастить их российскими процессорами, и чтобы к этому времени еще построить нужные фабрики?
Для этого нужно четвертое предложение, которое было высказано со стороны нашего министерства. Мы считаем, что госпрограмма — это хорошо, но по сути, нам нужно сделать очень долгосрочный, примерно лет на 25 — не меньше, национальный план восстановления лидерства в сфере инфо-коммуникационных технологий.
И последний тезис. Почему это так важно? Потому что сегодня весь объем предпринимаемых усилий, мер и направляемого государственного финансирования вообще не соответствует масштабу решаемой задачи.
Например, для создания одного из первых в мире потребительских устройств, сделанного по технологии 14 нанометров, американской компании-разработчику пришлось сначала в течение нескольких лет вложить 20 миллиардов долларов в исследования и разработки технологического процесса производства и потратить еще около 20 миллиардов долларов на строительство завода для промышленного производства по данной технологии. Суммарно это составляет примерно 2,5 триллиона рублей. Весь бюджет Российской Федерации составляет около 15 триллионов рублей. Представляете, о каком эффекте масштаба мы сейчас говорим!?
Поэтому нет ничего удивительного в том, что наши китайские партнеры, которые на протяжении многих лет поддерживали ИКТ-отрасль различными видами государственных инвестиций — прямыми, закрытыми, косвенными, другими различными видами поддержки, — сегодня действительно по многим направлениям продемонстрировали рост.
Импортозамещение в этой сфере потребует огромного количества усилий, долгосрочного планирования, объединения усилий государства и бизнеса, но является неотъемлемой составляющей для нашего технологического успеха.
Потому что без технологического лидерства нельзя называться сверхдержавой. Державой — наверное можно, но сверхдержавой — вряд ли. Здесь нам необходимо объединять усилия, часть усилий уже предпринята, часть — еще впереди. И от эффективности этого нашего диалога зависит общий успех в будущем.

Путин провёл совещание по развитию рынка микроэлектроники

29 сентября 2015 года президент России Владимир Путин провел совещание, посвященное развитию отрасли микроэлектроники. Глава государства констатировал доминирование иностранных вендоров на этом рынке, но призвал руководителей министерств и профильных предприятий заняться укреплением позиций отечественных производителей микроэлектроники.

По словам Путина, на долю отечественных компаний приходится лишь 16% объема российского рынка микроэлектроники, а лидерство иностранных игроков создает «очевидные риски» и «ставит под угрозу надежность поставок комплектующих изделий и оборудования из‑за рубежа».

Путин дал указания укрепить российскую отрасль микроэлектроники
Путин дал указания укрепить российскую отрасль микроэлектроники

В такой ситуации президент призвал усилить позиции отечественных производителей на национальном рынке, а также укрепить научно-производственный потенциал российской микроэлектронной промышленности.

По словам Путина, власти и бизнес должны направить усилия на то, чтобы микроэлектроника стала самостоятельной, привлекательной для инвестиций сферой российской экономики, а способствовать этому должен консолидированный стартовый заказ на долгий срок.

«Речь идет о спросе со стороны государства на поставки микроэлектронной промышленности и продукции в банковский сектор, здравоохранение, транспорт, связь, а также для оборота регистрационных документов», — отметил глава государства.

Россия начала широкую программу импортозамещения после того, как западные санкции обнаружили зависимость целого ряда важных отраслей от импорта. Президент Владимир Путин заявил, что санкции помогли очистить российский рынок, который был занят после вступления России в ВТО.[6]

2014

Подготовка плана импортозамещения

На основании поручений президента и правительства РФ в Минпромторге и в Департаменте радиоэлектронной промышленности, как в одном из его подразделений, готовятся отраслевые планы импортозамещения, рассказал в марте 2015 года Павел Куцько, заместитель директора этого департамента.

По его словам, по состоянию на март 2015 года такие планы по большому счету уже сформированы и проходят этапы общественного обсуждения, обсуждения в Аналитическом центре при правительстве РФ и других органах государственной власти.

Заместитель директора департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Павел Куцько

В марте план по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности был также направлен на согласование в заинтересованные федеральных органы исполнительной власти. Впоследствии на его основе планируется создать новую программу по развитию радиоэлектронной промышленности в России, сообщил Куцько.

В план были отобраны порядка 200 проектов, которые распределяются по пяти основным направлениям: телекоммуникационная техника, вычислительная техника, медицинская техника, электронное машиностроение и интеллектуальные системы управления. Реализацию этих проектов планируется начать с 2016 года.

Указанные пять направлений являются основой для разрабатываемой в Минпромторге государственной программы развития радиоэлектронной промышленности. По всем этим направлениям разработаны «дорожные карты», выявлены направления и мероприятия, по которым необходимо первоочередное импортозамещение.

Павел Куцько также отметил, что отметил, что процент использования отечественной радиоэлектронной базы растет, однако процент импортных компонентов продолжает существенно превалировать. По его мнению, существует два сегмента, по которым российская промышленность наиболее готова к проведению «глобального импортозамещения» - это телекоммуникационная техника и вычислительная техника.

Читайте также

Примечания