2017/12/15 15:45:09

Интеллектуальная транспортная инфраструктура (ИТС) Россия

Интеллектуальная транспортная система – это интеллектуальная система, которая использует различные инновационные разработки для управления автомобильными потоками, предоставляет участникам движения большую степень безопасности и осведомленности дорожной ситуацией по сравнению с традиционными транспортными системами. Директива Еврокомиссии 2010/40/EU от 7 июля 2010 года определяет ИТС как систему, в которой применяются информационные и коммуникационные технологии в сфере автотранспорта. ИТС,с огласно трактовке, включает в себя инфраструктуру, транспортные средства, участников системы, а также дорожно-транспортное регулирование. ИТС может включать в себя различные модели, технологии и системы. Чаще всего это системы управления светофорной сетью, регулирования перевозок грузов, распознавания регистрационных номеров транспорта до систем разводки мостов, метеообеспечения. В ИТС могут применятся различные модели, которые учитывают огромные объемы накопленной дорожной информации.

Содержание

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС), в основном, развиваются в центральной части России. Например, в Москве такие системы позволяют сократить протяженность дорожных заторов, оптимизировать маршруты общественного транспорта, своевременно оповещать водителей и пассажиров о ситуации на дороге и т.д. ИТС на федеральных трассах, как правило, внедряются на российских скоростных платных дорогах. Задачи ИТС на трассах заключаются в повышении уровня безопасности движения, сокращении эксплуатационных затрат на содержание автодорог и т.д[1].

В экосистему «умных дорог» включают решения для сбора и обработки данных о транспортных средствах и дорожной инфраструктуре с целью принятия решений, включая:

  • детекторы транспортного потока;
  • адаптивные (умные) светофоры;
  • средства автоматической фиксации нарушений ПДД;
  • электронные средства безостановочной оплаты проезда;
  • паркоматы;
  • подключенные информационные табло;
  • системы автоматизированного управления освещением;
  • другие подключенные объекты (например, автоматические дорожные метеостанции, дорожные контроллеры и пр.);
  • системы GPS/ГЛОНАСС.

Как правило, все компоненты «умной дороги» объединяются на базе единой платформы. Однако даже по одиночке они позволяют решить большое количество локальных задач. Например, сигналы светофоров на перекрестках меняются исходя из текущей дорожно-транспортной обстановки, что повышает пропускную способность дорог и сокращает вероятность возникновения пробок. Автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения заставляет водителей быть более ответственными, что, в свою очередь, понижает вероятность возникновения аварийных ситуаций. Интеллектуальное управление уличным освещением позволяет экономить электроэнергию.[2]

ИТС на примере Москвы

ИТС на федеральных автотрассах

На федеральных трассах ИТС устроена несколько иначе, чем в мегаполисах. Но использование ИТС, как и в городской черте, позволяет улучшить безопасность движения, повысить грузооборот, пассажирооборот, сократить эксплуатационные затраты на содержание автодорог и т.д.

Ситуационные центры на федеральных трассах анализируют информацию от различных датчиков и камер, постоянно отслеживают количества автомобилей, погодные условия и т.д. На некоторых трассах установлены информационные табло, которые предупреждают водителей о различных неблагоприятных дорожных условиях.

В этом плане показателен опыт платных участков федеральных трасс. Например, на М-4 «Дон» в платном режиме действует почти 400 км автодорог. Участок с 21 по 93 км является автомобильной дорогой технической категории 1А - автомагистралью с разделенными встречными потоками движения, отсутствием светофоров. ИТС на этом участке позволяет отслеживать трафик, управлять движением, оповещать водителей о погодных условиях, информировать об изменениях обстановки на дороге.

Вдоль участка через каждые 2-4 км установлены желтые терминалы с надписью SOS, с помощью которых можно вызвать аварийных комиссаров. Помощь окажут и при обращении в контактный центр оператора платной дороги 8-800-707-23-23. В случае необходимости дорожный аварийный комиссар вызывает экстренные службы, помогает с эвакуацией транспорта на специальную парковку.

Как правило, на платных участках дорог есть вся необходимая инфраструктура: гостиницы, АЗС, автомастерские, кафе, туалеты, многофункциональные зоны и т.д. По словам Романа Старовойта, главы Росавтодора, в 2016 году эксперты проанализировали и оптимизировали работа сервисных точек вдоль федеральных трасс. Он отметил, что избыточность сервисных зон приводит к скоплению транспорта и аварийности. В результате анализа была создана генеральная схема размещения сервисных зон. По планам Росавтодора, в ближайшее время будет создано 800 новых объектов и 250 МФЗ.

Другие элементы ИТС

Автоматизированная система метеообеспечения работает с 2007 года. На федеральных трассах установлено почти 1 тыс. метеостанций и почти 1,5 тыс. видеокамер. В режиме онлайн отслеживается ситуация на федеральных трассах.

Система оперативного мониторинга включает в себя автоматизированные пункты учета интенсивности движения, их количество достигает 1 тыс. Такие системы используется ситуационным центром Росавтодора.

Аналитическая система управления транспортным комплексом (АСУ ТК) находится в процессе создания. Она реализуется для эффективного мониторинга состояния транспортного комплекса страны и уровня его технологической безопасности. АСУ ТК планируется интегрировать со всеми важнейшими информационными ресурсами как транспортной отрасли, так и других сфер экономики.

Государственная информационная система навигации на автомобильных дорогах (ГИС НАД) находится в процессе создания. ГИС НАД ляжет в основу практически всех навигационно-информационных сервисов.

2018

Минтранс планирует за две недели создать концепцию цифровой транспортной платформы

7 ноября 2018 года Минтранс России объявил конкурс на разработку концепции создания цифровой платформы транспортного комплекса РФ (ЦПТК). Работы по проекту ведомство оценило в 70 млн руб.[3]

Объявлен конкурс на создание концепции цифровой транспортной платформы

Целью проекта является разработка концептуальных основ цифровой транспортной платформы как составной части цифровой экономики Российской Федерации. Исполнителю контракта предстоит провести анализ предметной области, определить наиболее рациональные варианты подхода к решению проблемы, выработать предварительные решения.

В частности, должен быть проанализирован отечественный и мировой опыт создания и практического применения в ходе транспортно-логистической деятельности государственных и коммерческих информационных систем, электронных сервисов.

Должна быть разработана организационно-функциональная схема цифровой платформы транспортного комплекса. При этом, в рамках её подготовки необходимо разработать предложения по организации информационно-технического взаимодействия со смежными информационными системами Минтранса, включая систему регулирования на транспорте (АСУ ТК), Единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), Государственную автоматизированную информационную систему (ГАИС) «ЭРА-ГЛОНАСС», Систему взимания платы (СВП) «Платон».

При разработке проекта концепции ЦПТК должны быть предложены возможные пилотные проекты по реализации элементов платформы и цифровых сервисов для их отработки. Макет платформы должен быть разработан и развернут в инфраструктуре исполнителя или заказчика. На основе этого макета необходимо будет продемонстрировать отдельные схемы реализации цифровых бизнес-процессов транспортно-логистической деятельности.

Результаты выполненных работ будут использованы в рамках стратегического и оперативного управления транспортным комплексом страны, формирования архитектурных и инфраструктурных основ цифрового пространства транспортного комплекса, стратегического управления в смежных экономических отраслях.

Заявки на участие в конкурсе принимаются до 28 ноября. Подведение итогов намечено на 29 ноября. При этом победитель должен будет выполнить все условия контракта до 14 декабря 2018 года, т.е. за две недели.

Партнер юридической компании «НАФКО-консультанты» Павел Иккерт сообщил РБК[4], что разработка проекта такого уровня, как концепция ЦПТК, не может занимать столь короткий промежуток времени. Вполне возможно, что вся или большая часть работы по этой концепции уже была проделана, предполагает он. Но даже в этом случае невозможно оплатить услуги организации, которая проводила эту работу, без проведения конкурса, указал эксперт. Представитель Минтранса отказался комментировать изданию, почему выполнить этот проект надо выполнить в такие сжатые сроки.

В рамках программы «Цифровая экономика» Минтранс планирует к концу 2019 года запустить ЦПТК на основе сервисов «Платона» и РЖД. Об этом еще в феврале 2018 года заявил Евгений Дитрих, который на тот момент занимал пост первого замминистра транспорта, а с мая возглавил это ведомство. По его оценкам, инвестиции на реализацию всей программы до 2022 года могут составить около 450 млрд руб. Гендиректор РТИТС Антон Замков тогда уточнял, что полноценно система начнет функционировать в 2022 году, а ее основной задачей должно стать тотальное снижение издержек и унификация транспортно-логистических решений на одной платформе.

В мае 2018 года крупнейшие транспортные компании, в том числе РЖД, «Автодор», «Аэрофлот» и РТИТС, подписали соглашение о создании ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», которая должна заняться созданием ЦПТК. В начале октября заместитель гендиректора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» (интегратор транспортного рынка в области информационных технологий и транспортной безопасности) Виктор Парахин говорил, что ЦПТК соберет в себя все данные о деятельности участников и инфраструктуре, а также обеспечит контроль качества транспортных услуг.


2017

Цифровая экономика РФ: Виртуальная реальность смоделирует дорожный трафик

Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения жизни людей и условий ведения предпринимательской деятельности одобрила в 2017 году планы мероприятий по четырем направлениям программы «Цифровая экономика», включая направление «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов». Программа «Цифровая экономика РФ» создана по поручению Президента России Владимира Путина.

Платформа VR и AR найдет свое применение и для имитационного моделирования дорожного трафика для центров организации дорожного движения: она будет использоваться для создания программной системы имитационного моделирования дорожного трафика с возможностью отображения в виртуальной реальности для центров организации дорожного движения[5].

Документ предусматривает создание программного комплекса инструментального контроля диагностического состояния автодорог, предназначенного для сбора, накопления, хранения, консолидации, анализа и интерактивного визуального представления данных о состоянии автодорог, получаемых от различного измерительного-регистрационного оборудования, органов управления и населения.

Целью данного проекта является предоставление возможности передачи заинтересованным организациям полной, объективной и достоверной информации о транспортно-эксплуатационном состоянии автодорог, степени соответствия фактических потребительских свойств, параметров и характеристик требования движения в соответствии с отраслевыми дорожными нормами, а также анализа этой информации и предоставлении отчетности.

Проект решит следующего рода задачи: диагностика и паспортизация автомобильных дорог, оценка транспортно-эксплуатационного состояния, контроль качества выполненных строительных и дорожно-ремонтных работ, определение потребительских свойств и технического уровня автомобильной дороги, измерение геометрических параметров и определение характеристик автомобильных дорог, включая определение дефектов дорожного покрытия.

Основная статья: Виртуальная реальность

Проект безналичной оплаты проезда в Сочи

НИИТС разработал в 2017 году рекомендации для администраций российских городов по эффективному внедрению элементов «умного города» без привлечения бюджетных средств. Удалось разработать рекомендации, при которых возможно монетизовать некоторые из элементов умного города. Рекомендации предполагают объединение в одну инвестиционную программу разных элементов умного города, которые являются привлекательными для частных инвесторов.

НИИТС разработал комплект документов, необходимых для реализации элементов «умного города» за счет частного инвестора в Сочи. Одним из таких элементов является комплексная Интеллектуально Транспортная Система. Документы содержат рекомендации по организационно-правовому и техническому облику ИТС. Оценка размера частных инвестиций в такую систему города Сочи составляет более 380 миллионов рублей, при отсутствии городских расходов.

В соответствии с рекомендациями ИТС включает в себя безналичную оплату проезда в городском общественном транспорте и его диспетчеризацию. Такой комплекс позволит повысить качество предоставления услуг по перевозке пассажиров.

Безналичная оплата повысит эффективность контроля оплаты проезда, обеспечит внедрение гибкой системы тарифов, персонифицированного учета предоставления льгот, повысит собираемость оплаты за проезд, улучшит условия труда работников системы пассажирского транспорта, обеспечит возможность внедрения бескондукторной схемы оплаты проезда. Диспетчеризация обеспечит качество управления движением транспортными средствами, выполняющими пассажирские перевозки в городе, качество составления расписаний и анализа маршрутов, автоматизацию ведения реестра транспортных средств компаний-перевозчиков, анализ данных о скорости движения этих транспортных средств, автоматизацию формирования прогноза прибытия общественного транспорта на остановочные пункты и другие улучшения.

Уникальность концепции НИИТС в том, что ИТС впервые является частью экосистемы города, которая включает комплексное решение: диспетчеризацию и безналичную оплату, привязанную к другим элементам умного города. Традиционные решения по безналичной оплате внедряются в отрыве от целостной системы «умного города».

Следуя разработанным рекомендациям, администрации городов могут за счет реализации одних элементов «умного города», развивать остальные элементы этой экосистемы без привлечения бюджетных средств. На базе ИТС основываются, например, элементы «туристской платформы Сочи». Так, платежное средство безналичной системы оплаты проезда в общественном транспорте становится универсальным. Его можно использовать в том числе для оплаты других муниципальных услуг Сочи, например, пляжей и других туристско-экскурсионных услуг.

ФСБ арестовала главу московского «умного транспорта»

Гендиректор ФГУП «Свэко» Федеральной службы охраны (ФСО) Олег Филиппов задержан в ноябре 2017 года Федеральной службой безопасности (ФСБ) по подозрению в хищение средств, которые ФГУП получило от правительства Москвы. Об этом сообщил новостной ресурс «Росбалт» со ссылкой на источники в правоохранительных органах[6].

Средства были выделены властями для обслуживания и ремонта интеллектуальной транспортной системы (ИТС) города, сумма контракта составляет 3,9 млрд руб. Филиппов был задержан по результатам обыска на предприятии и взят под арест на два месяца. Неизвестно, какая именно сумма предположительно была им похищена. Основанием ареста послужила часть 4 статьи 159 Уголовного кодекса России, которая предусматривает наказание за хищение, совершенное мошенническим образом и в особо крупном размере.

Research and Markets: объем мирового рынка решений для «умных дорог» достигнет к 2022 году $2,6 млрд

Согласно прогнозам исследовательского агентства Research and Markets, объем рынка решений для построения «умных дорог» достигнет к 2022 году отметки в $2,6 млрд с показателем CAGR около 24%. Основным драйвером рынка станут решения, направленные на обеспечения безопасности дорожного движения. Правительства многих стран серьезно озаботились ростом количества дорожно-транспортных происшествий, а информационные технологии позволяют решить данную проблему, отметили в агентстве.

Самым массовым сегментом рынка «умных дорог» являются детекторы транспортных потоков. Аналитики Research and Markets предполагают, что в течение 2016-2022 годов эти датчики продолжат занимать лидирующие позиции на рынке за счет увеличения объемов инвестиций и появления большого количества профильных стартапов.

2016

Услуги по обслуживанию и ремонту оборудования ИТС

ФГУП «Свэко» стало победителем конкурса Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы, обойдя «Ростелеком». По условиям конкурса ФГУП получило право в течение двух лет обеспечивать функционирование интеллектуальной транспортной системы, в состав которой входят 3300 детекторов загруженности дорог, 2254 светофоров, 166 информационных табло и 2059 видеокамер. ИТС была создана компанией «Ситроникс», дочерним предприятием АФК «Система», выигравшим подряд на строительство в 2011 г.

Конкурс на обслуживание и ремонт ИТС был объявлен в апреле 2016 г. Стартовая цена контракта составляла 4,02 млрд руб. «Свэко» предложило выполнить работы за 3,88 млрд руб., «Ростелеком» — за 3,62 млрд руб. В конкурсе также участвовала телекоммуникационная компания «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), предложение которой составило 3,92 млрд руб., наряду с компаниями «Интелин» и «Интеллектуальные системы будущего», которые были согласны выполнить работы за 0,8 млрд руб. и 4 млрд руб. соответственно.

J’son & Partners: Прогнозы и перспективы интеллектуальных транспортных систем в России

Транспортная отрасль является одним из наиболее перспективных направлений реализации концепции Интернета Вещей. Это связано с необходимостью и возможностью автоматизации процессов управления дорожным движением и исключения субъективного человеческого фактора[7].

По прогнозам J’son & Partners Consulting, общее количество подключенных объектов интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в России увеличится на 46% - с 29,4 тыс. в 2015 г. до 42,9 тыс. в 2020 г. При этом первое место займут комплексы фото- и видео-фиксации (ФВФ), опередив по количеству подключений детекторы транспорта[8].

По оценке J’son & Partners Consulting, к 2020 году в России будет почти 43 тыс. подключенных объектов в сегменте ИТС. Крупнейшими по количеству подключений останутся такие периферийные устройства, как комплексы фото- и видеофиксации и детекторы транспорта.

Оценка рынка АСУДД и основные тенденции

В России наиболее развитые системы ИТС/АСУДД внедрены в Москве и Санкт-Петербурге. Это связано, в первую очередь, с особым статусом этих городов федерального значения, с острой необходимостью решения проблемы перегрузки автодорожной инфраструктуры и снижения числа ДТП.

Так, по данным ГКУ ЦОДД, в настоящее время в составе ИТС города Москвы функционирует:

  • более 2 тыс. светофорных объектов,
  • более 2 тыс. видеокамер телеобзора,
  • более 6 тыс. детекторов мониторинга условий дорожного движения,
  • 700 км волоконно-оптических линий связи,
  • транспортная модель (80 тыс. зданий и сооружений, более 45 тыс. торговых объектов, 4600 остановок общественного транспорта, 190 тыс. развязок и перекрестков, 1,2 млн поворотов по направлениям и т.д.),
  • 157 табло отображения информации,
  • 805 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД,
  • контролируется более 100 тысяч парковочных мест.

Одной из основных тенденций в области ИТС/АСУДД является постепенный переход от зарубежного программного обеспечения и периферийного оборудования - к отечественному (импортозамещение).

В частности, с 2014 г. «Автодорцентр» (один из основных партнеров строительного комплекса Москвы в сфере строительства АСУДД) разрабатывает собственное программное обеспечение и параллельно ищет замену импортных элементов – видеокамер, детекторов, светофоров, контроллеров – на отечественные. Для этого компания работает напрямую с производителями этого оборудования.

В Санкт-Петербурге импортозамещение в области ИТС/АСУДД происходит в области замены отдельных элементов зарубежного производства - дорожных контроллеров, детекторов транспорта и промышленных коммутаторов, а также отдельного ПО (например, модели графа улично-дорожной сети) – на продукты российских разработчиков. В целом доля российской системы «Спектр» по количеству подключенных к этой системе светофорных объектов в мае 2016 г. составляла 87%.

По оценке J’son & Partners Consulting, в России к середине 2016 г. было введено не менее 50 АСУДД в крупных и средних городах и на отдельных участках автодорог федерального значения.

Несмотря на высокие показатели подключенных объектов к АСУДД (до 100% светофорных объектов в отдельных городах), анализ поступающей информации и последующее внесение изменений с детекторов транспорта в режим работы светофорных объектов может осуществляться вручную. Сегодня это значительно снижает ценность таких систем с точки зрения экономии затрат. С другой стороны, переход на полностью автоматизированный сервис требует определенного времени на отработку оптимальных алгоритмов управления, что дальнейшем приведет к уменьшению влияния «человеческого фактора».

Основные поставщики

В исследовании были проанализированы решения наиболее крупных российских («РИПАС СПБ», «Комсигнал», «Автоматика-Д» и др.) и иностранных (Telegra, Cross и SWARCO) поставщиков АСУДД в России.

Как было отмечено выше, одной из основных тенденций последних лет становится замещение продукции иностранного производства и рост доли отечественных систем. Например, география использования продукции «РИПАС СПБ» включает такие города как Санкт-Петербург (основной рынок сбыта), Москва, Тверь, Ярославль, Краснодар, Сочи, Пермь и другие города. Системы, созданные на базе АСУДД «Микро» (ЗАО «Автоматика-Д»), работают в 6 городах России, в 5 из которых в качестве периферийного оборудования АСУДД используются контроллеры производства ООО «Комсигнал». Всего компания «Комсигнал» реализовала в России 12 действующих систем. Другим достаточно крупным поставщиком является также компания «Элсистар» (АСУДД «Мегаполис»). Среди компаний-поставщиков с постсоветского пространства стоит упомянуть украинскую «Система Сервис» (АСУДД «КОМКОН»).

Кроме того, появляются и новые разработчики. Например, в настоящее время ведутся работы по созданию АСУДД «ВЗГЛЯД».

В условиях экономического кризиса и политики импортозамещения перед российскими поставщиками открылись новые возможности и их доля на рынке будет продолжать расти. Это связано, в первую очередь, с высокими затратами на внедрение продуктов иностранных вендоров.

Например, в Казани оборудование одного перекрестка на базе АСУДД от компании SWARCO (Австрия), в среднем, обходилось в 8 - 9 млн руб. Затраты на оснащение оставшихся перекрестков (светофорных объектов) в столице Татарстана оценивались примерно в 1,3 - 1,5 млрд руб.

2007-2015 годы

Детекторы транспортного потока

Детекторы транспорта являются самым массовым элементом интеллектуальной транспортной инфраструктуры (ИТС). Как правило, они оснащаются несколькими датчиками разного типа: микроволновым радаром для измерения скорости, ультразвуковым детектором для оценки габаритов и классификации транспортных средств по классам и многоканальным инфракрасным детектором для обеспечения подсчета автомобилей и определения интенсивности движения.

К моменту внедрения ИТС в Москве и началу работы Ситуационного центра организации дорожного движения ГКУ ЦОДД в 2013 г. было установлено более 6,7 тыс. датчиков движения. Аналогичные проекты внедрены в Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и других крупных городах России.


Умные светофоры

АСУДД предназначены для централизованного или локального автоматизированного управления дорожным движением (транспортными и пешеходными потоками). Такие системы представляет собой совокупность периферийных устройств, объединенных в единую сеть, с центральным пунктом управления (ЦПУ).

Периферийные устройства в составе АСУДД /ИТС (на примере АСУДД КАД) включают:

  • дорожные контроллеры;
  • детекторы транспортного потока (дорожного движения);
  • знаки и табло переменной информации;
  • камеры видеонаблюдения (видеокамеры);
  • автоматические дорожные метеорологические станции (метеостанции);
  • подсистемы оценочного весового контроля;
  • комплексы контроля скоростного режима;
  • другие «подключенные» устройства.


На основе исторических и текущих данных, получаемых от датчиков и камер, осуществляется регулирование транспортных потоков (например, назначаются приоритеты). Может происходить как выбор готовых моделей регулирования, так и подстройка отдельных существующих параметров к текущим условиям.

По мнению консультантов J’son & Partners Consulting, проекты по созданию комплексных АСУДД будут активно развиваться в нашей стране, в первую очередь, в связи с необходимостью дальнейшей борьбы с «пробками» и в рамках общей стратегии по увеличению безопасности дорожного движения. Немаловажным фактором является возможность пополнения региональных бюджетов за счет автоматизации процессов фиксации и выставления штрафов для нарушителей дорожного движения. В 2016 году ряд крупных городов, например, Нижний Новгород, Самара и др., объявили конкурсы на создание таких систем.


Первые интеллектуальные (адаптивные) светофоры появились в Москве в 2007 г. на опытном участке протяженностью 7,5 км. Расположенные на них датчики считывают данные о плотности и скорости транспортных средств, метеоусловиях и пр. Информация передается в единый центр управления системой по беспроводной связи и используется для оптимального регулирования транспортного потока. По данным на начало 2015 г., значительная доля светофорных объектов в столице подключена к автоматизированной системе управления дорожным движением (АСУДД). Проекты по внедрению «умных» светофоров развиваются и в других крупных городах – Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Челябинске, Новосибирске, Омске, Екатеринбурге и др.

Первые централизованно управляемые через компьютер светофоры появились в США и Канаде в 1960-е годы. В 2010 г. разработчики IBM планировали запатентовать технологию, которая позволяет удаленно выключать двигатели автомобилей, приближающихся к перекрестку, если на светофоре горит красный свет. В Копенгагене планируется установить 380 умных светофоров, которые будут настроены таким образом, чтобы обеспечить приоритет велосипедистам и общественному транспорту. В случае успешной реализации проекта скорость передвижения на велосипеде по Копенгагену увеличится на 10 %, на автобусах – на 5–20 %.


Средства автоматической фиксации нарушений ПДД

Комплексы автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения (ПДД) включают как средства фото- и видеофиксации («камеры»), так и специальные технические средства (измерительные приборы).

По данным на начало 2016 г., в России комплексами автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения охвачено несколько тысяч зон контроля, с ноября 2014 г. их число выросло на 36 %. Основная тенденция в этом сегменте – это расширение спектра видов выявляемых правонарушений. Кроме фиксации фактов превышения скорости, такие системы фиксируют нарушения правил проезда регулируемых перекрестков, факты выезда на «встречку» и проезда под «кирпич», нарушения в зонах железнодорожных переездов, факты непредоставления преимущества в движении пешеходам в зоне пешеходных переходов и движения транспортных средств по полосам для общественного транспорта, нарушения правил остановки и стоянки и пр.

Стоимость установки стационарного комплекса фото- и видеофиксации в среднем составляет около 4 млн руб. Однако системы быстро окупают себя как с точки зрения экономики (поступления штрафов), так и эффективности (снижение количества ДПТ). Например, в Томске несколько стационарных комплексов за 10 месяцев 2015 г. собрали штрафов почти на 58 млн руб.

В Московской области стационарные комплексы фиксации нарушений ПДД за 1-е полугодие 2015 г. принесли в бюджет 560 млн руб. Таким образом, к реализации таких проектов могут быть привлечены и средства частных инвесторов, что может ускорить темпы оборудования дорог стационарными и мобильными комплексами фото- и видеофиксации нарушений ПДД.

Электронные средства безостановочной оплаты проезда

Единственным на начало 2016 года электронным средством безостановочной оплаты проезда, применяемым на российских платных дорогах, являются транспондеры DSRC. Это относительно недорогие устройства, крепящиеся к лобовому стеклу автомобиля и обеспечивающие обмен информацией по беспроводному каналу с антеннами на пунктах взимания платы. Для стимулирования использования транспондеров водителям предоставляются скидки на проезд.

Более масштабный проект запущен с 15 ноября 2015 г. Система взимания платы «Платон» создана в целях обеспечения соблюдения порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Владелец транспортного средства вносит плату, используя на выбор один из вариантов расчета платы:

  • оформление разовой маршрутной карты;
  • использование бортового устройства, оснащенного системой спутниковой навигации GPSГлонасс».

В последнем случае списание денежных средств происходит в автоматическом режиме.

Основным сдерживающим фактором развития системы «Платон» является социальная напряженность, связанная с внедрением этого проекта, и большой резонанс в СМИ. Так, 20 февраля 2016 г. дальнобойщики ряда регионов России начали забастовку с требованием отменить систему «Платон». Они призывали не брать заказы и не выезжать в рейсы до 1 марта 2016 г. Сообщалось, что в акции участвуют водители большегрузов из 43 регионов России.

Паркоматы

Первая зона платной парковки появилась в Москве 1 ноября 2012 г., к 2015 г. она была значительно расширена. Паркоматы устанавливаются также в других крупных городах – Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре и др.

Информационные табло

Первые табло с информацией о загруженности дорог появились в Москве в конце 2011 г. К началу работы Ситуационного центра организации дорожного движения ГКУ ЦОДД в 2013 г. их количество возросло до 150, планировалось расширение проекта. Табло предназначались для информирования водителей о заторах на дорогах, погодных условиях и крупных происшествиях на трассах.

Основные типы информационных табло включают (рис. 1):

  • информация и предупреждения о погодных условиях;
  • предупреждения о пробках и вариантах объезда;
  • электронные дорожные знаки;
  • расстояние и время в пути до определенного места;
  • информирование об угнанных машинах и автомобилях, скрывшихся с места ДТП;
  • информирование о времени прибытия на остановках общественного транспорта;
  • информация о наличии свободных парковочных мест и навигация.

Информация на остановках общественного транспорта о времени прибытия
Информация о загруженности дорог и времени в пути
Информация о наличии свободных мест на парковках и навигация
Табло с информацией об автомобилях, находящихся в розыске

















































Система автоматизированного управления освещением

Широкое применение в России получают автоматизированные системы управления наружным освещением (АСУНО). За 2014 г. Росавтодор установил на федеральной дорожной сети более 400 км линий искусственного освещения, в 2015 г. планировалось расширить сеть еще на 200 км. АСУНО позволяет управлять яркостью и оперативно оповещать дорожников об аварийных ситуациях на линиях.

Первая АСУНО в Липецке была введена в эксплуатацию в 2005 г. Из 242 пунктов питания наружного освещения к ней подключено 142. Система обеспечивает оперативное переключение режимов освещения города по графику «Вечерний режим» и «Ночной режим» для экономии потребления электроэнергии.

Существенным драйвером развития интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в Москве станет ее подготовка к проведению чемпионата мира по футболу 2018 г. и Кубка конфедераций в 2017 г. В ближайшее время ожидается проведение конкурса на проведение до конца 2016 г. проектных работ по установке технических средств организации дорожного движения на 75 участках улично-дорожной сети столицы: комплексов фотовидеофиксации, табло отображения информации, камер видеонаблюдения, управляемых дорожных знаков, светофорных объектов.

Смотрите также