2016/02/02 22:30:11

Интервью TAdviser: Замминистра связи РФ Алексей Козырев о суперуслугах, СМЭВ 4.0 и связывании госданных

Заместитель министра связи РФ Алексей Козырев рассказал в интервью главному редактору TAdviser Александру Левашову о следующем этапе развития информационных систем электронного правительства, их интеграции с банками, о концепции суперуслуг и подходе министерства к вопросу связывания данных различных ведомств.

Замминистра связи РФ Алексей Козырев о суперуслугах, умной СМЭВ и связывании госданных

Время интервью ограничено, так что попробуем кратко поговорить об итогах 2015 года (которые, в общем-то можно наблюдать в т.ч. на портале госуслуг) и перейдем к планам. Какие реализованные в 2015 году проекты (задачи) в сфере электронного правительства вы можете назвать предметом своей профессиональной гордости?

Алексей Козырев: Я думаю, что гордиться было бы неправильно. Это работа. Как бы хорошо не была решена та или иная задача, можно сделать еще лучше. Все, что мы делаем – что получается и что не получается – это опыт, который мы используем в следующих проектах. Где-то мы довольны результатами, где-то недовольны.

Очевидно, что новый интерфейс единого портала госуслуг (в т.ч. навигация) стал более удобным. Мы видим, как увеличивается количество его пользователей. Поэтому в 2016 году мы планируем постепенно все сервисы старого портала перенести на новую версию и таким образом завершить миграцию. Тогда по адресу gosuslugi.ru будет размещен новый портал. Те услуги, которые работают и не будут меняться ведомствами, переедут на новый портал и будут отображаться с новым интерфейсом. Формы подачи заявлений, возможно, останутся на какое-то время прежними, до тех пор, пока ведомства не примут решения о том, что эти формы должны быть изменены.

Это не касается наиболее востребованных госуслуг. Все самые популярные услуги сейчас модернизированы. В декабре 2015 года был релиз, когда на новом портале появилось много новых сервисов. Все обновления мы публикуем на специальной странице beta.gosuslugi.ru/new

У нас заработала система электронной доставки заказных писем по штрафам ГИБДД (пилот в Московской области), запущена 50% скидка за быструю оплату штрафов, появились услуги Пенсионного Фонда по выписке с пенсионного счета в новом формате. Теперь эту выписку можно отправить в банки для использования ее в качестве подтверждения доходов.

Вы отслеживаете востребованность этой услуги?

Алексей Козырев: Да, статистика есть – в пилоте участвовало около десяти банков, за 2015 год клиенты отправили им выписки 200 тысяч раз. Это первый пробный шар и уже такая востребованность. Услуга принципиально новая, потому что результат госуслуги в электронном виде впервые принимается коммерческими организациями. Такого раньше не было. Это целое направление.

Внутри госорганов мы уже определились с принципом, что сведения, которые хранятся в органах власти, нельзя требовать от гражданина, но когда речь идет о коммерческих предприятиях, о бизнесе – зачастую те или иные официальные документы требуется предоставить в бумажном виде. Очень важно, чтобы гражданин, выходя за пределы государственного сектора, мог пользоваться официальными электронными документами так же, как он может пользоваться бумажными документами. Выписки из Пенсионного фонда - один из примеров того, как это может быть реализовано.

Еще одно важное направление, над которым мы работали в 2015 году – это возможность использования логина-пароля госуслуг на различных федеральных и региональных государственных порталах. В 2015 году с помощью логина-пароля госуслуг стало возможным заходить в единый кабинет налогоплательщика. Сейчас подавляющее большинство федеральных и региональных сервисов принимают логин-пароль госуслуг (исключение – сервисы Росреестра).

Это очень важно, т.к. количество площадок, на которых реализуются госуслуги, достаточно велико. Единая идентификация и аутентификация дают возможность интегрировать эти электронные сервисы, собирая их с разных площадок, в единую навигацию, единый пользовательский опыт. Сессия, которая открывается при помощи нашей Single Sign On системы, поддерживается провайдерами электронных сервисов. И если даже все сервисы, необходимые человеку, реализованы не на одном сайте, он может переключаться с одного сайта на другой достаточно удобно. Не надо каждый раз перелогиниваться и помнить разные логины-пароли.

Чем занимались в части бэкенда?

Алексей Козырев: В 2015 году мы в различных режимах тестировали СМЭВ 3, началась масштабная кампания по переходу на новый формат межведомственного взаимодействия. В 2016 году мы планируем эту работу активно проводить, чтобы в 2017 готовиться к отключению предыдущей версии СМЭВ.

Также в 2016 году мы начинаем разработку СМЭВ 4-й версии – она будет отличаться от предыдущих новой функциональностью. Это будет смарт-СМЭВ. В ней появится оркестровка данных, возможность связывания информационных ресурсов между собой, возможность получения данных в пакетном режиме для осуществления государственных функций, возможность по рассылке обновлений информации из одного информационного ресурса в другой.

Т.е. это будет целый набор новых функций, которые сейчас востребованы при взаимодействии органов власти, но т.к. в СМЭВ этого функционала нет, ведомства вынуждены решать эти задачи, интегрируясь точка-точка.

Можете привести пример, как эти новые функции могут быть востребованы на практике?

Алексей Козырев: Если региону для планирования развития территорий требуются пакетные сведения от Росреестра, то сейчас при помощи инфраструктуры электронного правительства в пакетном режиме сведения получить невозможно.

Какого рода пакет? Что это за сведения?

Алексей Козырев: По территории, например. Не по одному участку, а по нескольким.

Через один запрос регион эти сведения получить не может?

Алексей Козырев: Да, нет формата запроса, при котором можно получить сведения по массиву данных. Это первое. Второе – если информационное взаимодействие идет с различными ведомствами, при этом ведомства в своих информационных ресурсах используют межведомственные запросы для формирования реестровой записи, то при создании таких межведомственных запросов мы предоставим возможность ведомствам связывать данные в информационных ресурсах таким образом, чтобы уникальные идентификаторы в обоих ресурсах создавали возможность впоследствии обращаться и быстро индексировать запросы из одного ресурса в другой.

Таким образом будет сформирована более удобная технология получения ответов на межведомственные запросы, поскольку модель данных этих связанных информационных ресурсов будет автоматически обрабатываться при запросах.

Сейчас запросы через СМЭВ отправляются примерно как бумажное письмо, где на конверте своей рукой надо правильно написать индекс, адрес, получателя. Тогда письмо дойдет. Следующее поколение СМЭВ будет позволять отправлять запрос как бы по электронной почте, где индекс можно выбрать из справочника, один раз сохранить шаблон, и эти запросы будут уходить. В том числе и пакетные запросы. В том числе будет возможность подписаться на обновление того или иного информационного ресурса.

Допустим, если в моем информационном ресурсе хранятся сведения, которые содержат в себе данные из другого ресурса, то я могу подписаться на обновления, и другой ресурс будет мне высылать обновления автоматически.

В 2016 году вы только начнете разработку СМЭВ 4?

Алексей Козырев: Да. Это будет развитие. Мы добавим новые функции к текущей СМЭВ. Эти функции не являются чем-то принципиально новым с точки зрения интеграционных шин. Они просто расширяются. Технологически это будет все тот же СМЭВ, построенный на свободном программном обеспечении. Просто появится новый режим работы.

Возвращаясь к итогам 2015 года - что из намеченного вам не удалось реализовать? Чем вы остались недовольны?

Алексей Козырев: По-прежнему открыты вопросы по государственно-частному партнерству в области электронного правительства.

Законодательного характера?

Алексей Козырев: Законодательного и технического. Мы до сих пор не выработали какую-то схему, позволяющую привлекать частные инвестиции для реализации проектов в области электронного правительства. Эта та область, в которой мы будем продолжать работать в 2016 году и искать решения. Возможно, удастся это решение найти.

В целом, то, что мы планировали сделать – нам удалось. Потребовалось чуть больше времени на доведение мобильного приложения – первые версии от начала 2015 года вызывали много вопросов пользователей. Сейчас приложение стало намного лучше. На главной странице App Store оно находится в разделе Тренды, что свидетельствует о большом интересе пользователей.

Теперь о планах. Какие новые госуслуги появятся на новом портале в 2016-17 годах? Существует дорожная карта этих услуг?

Алексей Козырев: У нас основные услуги уже выведены на бета-версию портала. Там их больше 30. Самые востребованные там уже есть. В 2016 году мы планируем постепенно переводить услуги старого портала в дизайн и навигацию нового портала. Будем ориентироваться на готовность ведомств технологически поддерживать такой переход.

Наиболее часто востребованные сервисы уже сделаны, и теперь мы будем работать с ведомствами, чтобы улучшать пользовательский опыт по тем услугам, которые были модернизированы.

Дорожная карта предполагает не расширение перечня наиболее востребованных услуг, а повышение качества того, что уже сделано, при помощи итераций. Релизы портала мы делаем раз в две недели. Каждый релиз – это небольшое улучшение. Мы этот процесс будем постоянно поддерживать. Он соответствует лучшим практикам того, как развиваются сервисы в интернете.

Есть некоторые приоритетные услуги, над которыми нам предстоит серьезно поработать. Прежде всего это услуги Росреестра. Есть некоторые услуги Пенсионного фонда, в частности, проекты по расширению сотрудничества с кредитными организациями – предоставление сведений (выписок) из Пенсионного фонда, а также в обратную сторону – когда гражданин, находясь в банке, может подать заявление на перечисление ему пенсий на счет в банке. Это интересная услуга, востребованная со стороны граждан. Сейчас для этого нужно писать бумажное заявление в офисе ПФР.

Такое заявление можно будет подать в онлайн-банке?

Алексей Козырев: И в онлайн-банке и в отделении банка. Гражданину не придется заполнять все поля заявления – за него это сможет сделать другой оператор. А гражданин при помощи своей учетной записи от госуслуг осуществит юридически значимое действие по подаче заявления на получение результата и подтвердит, что он хочет подать такое заявление в Пенсионный фонд.

Каковы планы по интеграции портала госуслуг с сетью МФЦ?

Алексей Козырев: Сейчас многие услуги требуют двух посещений МФЦ. При первом документы подаются, при втором – забираются. Мы считаем, что с точки зрения пользователя лучше, когда гражданин подает заявление в электронном виде, а забирать приходит в МФЦ (если услуга обязательно требует получение документа – мы экономим один визит). В МФЦ затраты на предоставление услуг сокращаются, у гражданина экономится время. Для появления этой возможности нужно, чтобы ИС МФЦ, портал госуслуг, ведомственные системы научились работать вместе, и в 2016 году мы начнем этим активно заниматься. Начнем с самых массовых услуг.

Т.е. заявление можно будет подать с помощью портала и за результатом, если нужен бумажный документ, прийти в то МФЦ, которое находится поблизости?

Алексей Козырев: Да, верно. Еще одна идея, которую надо прорабатывать, заключается в том, чтобы использовать в МФЦ идентификацию и аутентификацию госуслуг для подачи заявлений. Почему это интересно? Зачастую в МФЦ находятся представители различных органов власти. Это обусловлено тем, что полномочия по приему заявлений и проведению идентификации и аутентификации требуют наличия представителя того или иного органа власти в МФЦ. При этом для электронной госуслуги законодательство предусматривает прохождение идентификации и аутентификации через единую систему (ЕСИА). Если гражданин в МФЦ прошел эту процедуру через инфраструктуру ЭП (через ЕСИА), то его заявление может быть принято универсальным специалистом. Представителя органа власти уже не требуется для идентификации. Это позволит оптимизировать процессы внутри МФЦ и больше услуг предоставлять силами универсальных специалистов.

Алексей Козырев: В 2016 году мы сможем сделать пилотные запуски смарт-услуг

Каковы планы относительно услуг по жизненным ситуациям, суперуслуг?

Алексей Козырев: Все понимают, что гражданину услуги важны не в разрезе по ведомствам, а в разрезе по той ситуации, с которой он столкнулся. Когда рождается ребенок, требуется сразу пакет из 10-ка разных услуг разных ведомств.

С замужеством то же самое…

Алексей Козырев: Да. И очевидно, что правильная последовательность оказания этих услуг и снижение нагрузки на гражданина – это важнейшая задача. Но здесь нам предстоит решить задачу: чтобы услуга по жизненной ситуации стала действительно суперуслугой, некий интеллектуальный помощник, некое программное обеспечение должно быть уполномочено действовать от имени гражданина и взаимодействовать с органами власти. Например, если вы хотите, чтобы ваши счета за электричество оплачивались автоматически, вы заходите в личный кабинет, указываете номер карты, с которой должны списываться деньги и подтверждаете вашу волю, что вы поручаете этому программному обеспечению от вашего имени принимать счета и оплачивать их. Вы как бы создаете для информационной системы определенные полномочия действовать от вашего имени и признаете, что она имеет право это делать.

То же самое нам нужно в законодательном и нормативном смысле определить для информационных систем, на основе которых создаются такие жизненные ситуации. Сейчас, когда мы говорим о предоставлении услуг по жизненным ситуациям, как правило речь идет о том, что будет просто создана возможность за одно посещение подать все необходимые заявления параллельно, где это возможно. На самом деле это не суперуслуга.

Суперуслуга возникает только тогда, когда вот этот деловой процесс последовательного включения разных функций разных ведомств управляется определенным алгоритмом, который хранится в какой-то информационной системе. И тогда гражданин, подавая заявление на жизненную ситуацию, должен уполномочить информационную систему, взаимодействуя с различными органами власти, в конце собрать определенный результат и предоставить этот результат гражданину.

При этом не важно, обращается гражданин в МФЦ или подает заявление через портал госуслуг. Этот процесс предоставления услуги должен быть всегда одинаковым, универсальным, потому что он исходит из действующих нормативных правовых актов, регулирующих предоставление госуслуги.

Следующее поколение услуг - и электронных, и услуг, которые будут предоставляться через МФЦ - я уверен, это будут такие суперуслуги, которые не требуют, чтобы гражданин разбирался в полномочиях ведомств, органов власти.

У меня недавно родился ребенок. Я пришел в МФЦ и мне на бумажке, на ресепшн МФЦ выписали последовательность, куда я должен идти - ЗАГС, Пенсионный фонд, миграционная служба. Я получил сначала один талончик в ЗАГС, там зарегистрировали рождение и выдали свидетельство о рождении, потом в миграционную службу – зарегистрировали по месту жительства, оформили гражданство, потом в пенс фонд –писать заявление и получать свидетельство и т.д. Этот бизнес-процесс, который сотрудник МФЦ мне написал на бумажке, необходимо автоматизировать так, чтобы человек его даже не замечал.

Хорошо, что хоть написали… Раньше и этого не было.

Алексей Козырев: Конечно, это прекрасно. Это уже огромный прорыв. Следующий этап - когда и МФЦ, и портал госуслуг становятся все более умными. От атомарных ведомственно-ориентированных сервисов мы должны перейти к таким комплексным процессным автоматизациям, когда человек может порталу или МФЦ сказать – я хочу, чтобы вы за меня прошли все цепочки, я подтверждаю свою волю, что у меня родился ребенок, и я бы хотел, чтобы все надлежащие по закону действия были выполнены. И дальше либо портал, либо МФЦ принимает на себя ответственность, что все это будет сделано в соответствии с законом, гражданин получит все необходимые ему документы, услуги.

Это вопрос технологического или законодательного развития, прежде всего?

Алексей Козырев: Конечно, и законодательного, и технологического. Здесь связка очень тесная, потому что мы, с одной стороны, не можем создавать нормативные и правовые акты, которые технически не реализуемы. С другой стороны, мы не можем развивать информационные системы без соответствующих изменений в НПА. Поэтому это процессы, всегда идущие параллельно. Желательно, чтобы они были синхронизированы между собой, а не последовательны. Бывает, что система разработана, но она не может применяться. Такие рассинхронизации приводят к существенным задержкам.

Мы сейчас готовимся к общественному обсуждению системного проекта электронного правительства до 2020 года. В этот системный проект мы закладываем новые принципы. И интеграцию с МФЦ, и новое поколение СМЭВ, и принципы суперуслуг. Все это основные положения системного проекта. Я думаю, что в первом полугодии мы проведем масштабные общественные обсуждения на разных площадках (2 марта 2016 года общественное обсуждение состоится на конференции IT Government DAY, прим. TAdviser), будем советоваться с экспертами, дорабатывать текст, с тем, чтобы в итоге на правительственной комиссии под председательством Дмитрия Анатольевича Медведева утвердить этот документ. И перейти к реализации предложений, которые будут оформлены в виде дорожной карты.

Текущая дорожная карта утверждена 991 распоряжением правительства. Многое из нее уже реализовано. Некоторые вопросы остаются на повестке. В 2016 году мы эту дорожную карту в основном выполним. Новый системный проект является ее продолжением.

Когда вы ожидаете появление первых полноценных суперуслуг?

Алексей Козырев: В 2016 году на портале госуслуг мы сделаем навигатор по суперуслугам - соберем по жизненным ситуациям все необходимые сервисы в электронном виде и дадим гражданину инструкцию, как ему надо правильно действовать, чтобы все эти шаги пройти.

Сейчас по атомарным услугам мы показываем путь, который надо пройти, чтобы получить одну услугу. Следующий этап – когда мы будем говорить о том, как услуги связаны между собой. То, что мне на бумажке написали в МФЦ, мы напишем на портале. И поставим кнопки на электронные сервисы в той последовательности, в которой их надо будет нажимать.

Параллельно мы будем начинать процесс создания НПА и технологий под суперуслуги. Я думаю, что в 2016 году мы сможем сделать пилотные запуски таких смарт-услуг.

С какой жизненной ситуации начнете?

Алексей Козырев: С рождения ребенка. Это одна из наиболее массовых ситуаций. Дети рождаются, слава Богу, пока очень часто. В отличие от вступления в брак, регистрации недвижимости или покупки дома, например, услуги, связанные с рождением, в основном федеральные (за исключением услуг ЗАГС и соцобеспечения).

Начнем с федеральных ведомств, сделаем методологию, подготовим НПА и потом выделим набор из жизненных ситуаций (он определен в нормативке для МФЦ) и будем автоматизировать.

Кроме замужества, рождения ребенка, регистрации недвижимости, какие еще жизненные ситуации распространены?

Алексей Козырев: Например, потеря всех документов, выход на пенсию…

Т.е. в 2016 году вы начнете пилот?

Алексей Козырев: Да. И сделаем на портале лендинг (навигатор по сервисам). Смысл в том, что бизнес-процесс пока еще останется на стороне гражданина. Но задача сделать так, чтобы гражданин мог наделить правом действовать такого интеллектуального помощника, и чтобы этот помощник сам отрабатывал всю технологию.

Еще одна новая тема 2015 года - открытая платформа госуслуг. Каковы планы развития этого направления? Когда госуслуги можно будет получить через «Яндекс» или «ВКонтакте»?

Алексей Козырев: Мы отработали технологию, когда сервис, реализованный на портале госуслуг, размещается на внешнем интернет-ресусрсе. Отработали с государственными информационными системами – с Москвой и другими регионами. Прежде чем применять эту технологию на коммерческих ресурсах, проверяем НПА – мы должны убедиться, что корректировки законодательства не потребуются. Предварительно мы считаем, что такие корректировки не нужны. Речь идет всего лишь о способе отображения единого портала госуслуг в браузере. Поэтому имеющиеся у нас положения - акты правительства и законы не требуют корректировки. По сути услуги предоставляются гражданину все на том же ЕПГУ.

В 2016 году мы планируем провести пилот с коммерческими организациями по размещению функциональности госуслуг на их площадках. Какая это будет организация, пока говорить рано. Желающие безусловно есть. И не только интернет-компании, но и кредитные организации.

Онлайн-банки?

Алексей Козырев: Онлайн-банки - это еще и другая тема. Одно дело, когда мы свои виджеты отдаем для встраивания их в сайты коммерческих организаций (кредитных или интернет-компаний). Другое дело – сотрудничество с интернет-банком.

Когда кредитная организация заключает договор с клиентом, в силу законодательства она проводит идентификацию и аутентификацию клиента. И эта идентификация/аутентификация является такой же надежной, как и идентификация/аутентификация клиента при предоставлении госуслуги. Если это так, то все клиенты банков, имеющие счета в банках и надлежащим образом идентифицированы/аутентифицированы, теоретически при помощи этой идентификации/аутентификации должны иметь доступ к госуслугам.

Банк отвечает за то, что идентификация/аутентификация надлежащим образом была проведена. Если банк выдает надлежащее средство доступа к интернет-банку и проводит операции при помощи этих средств доступа, то в соответствии с банковским законодательством идентификация/аутентификация в электронном виде также соблюдается. Поэтому логично, что, если человек пользуется интернет-банком, внутри интернет-банка у него должна возможность получить госуслуги.

Без дополнительных процедур идентификации/аутентификации?

Алексей Козырев: Да. И мы сейчас анализируем возможности по автоматической регистрации граждан в ЕСИА изнутри интернет-банка. Когда они прошли идентификацию/аутентификацию банка.

А вход с логином-паролем банка?

Алексей Козырев: В интернет-банк да.

А в ЕСИА?

Алексей Козырев: Речь идет о том, что человек войдет в интернет-банк и там у него будет кнопка «Зарегистрироваться на госуслугах». Когда он ее нажимает, то в ЕСИА он регистрируется как гражданин, который уже прошел идентификацию/аутентификацию по паспорту. Ему не нужно будет никуда приходить лично, чтобы подтвердить свою учетную запись.

При этом ему выдается новый пароль, новый логин, с помощью которого он уже сможет получать госуслуги?

Алексей Козырев: Да, ему выдается новый логин-пароль – также как обычному гражданину. В качестве логина система предложит ему ввести адрес электронной почты или номер телефона.

Т.е. он освободится от необходимости идти и предъявлять паспорт?

Алексей Козырев: Верно. Во-первых, ему не нужно будет предъявлять паспорт. Во-вторых, после того, как он зарегистрируется в ЕСИА – виджеты портала госуслуг, которые могут быть размещены в интернет-банке, дадут возможность получать необходимые госуслуги прямо из той электронной среды, в которой он получает банковские сервисы. И здесь возникают возможности интеграции между банковскими системами и порталом госуслуг для того, чтобы пользовательский опыт сделать более удобным. Чтобы была возможность предзаполнения полей в заявлении, формировании черновиков на заявления.

Когда подобная интеграция будет реализована с первыми банками?

Алексей Козырев: Пилот мы планируем запустить до конца марта 2016 года.

Следующая тема - связывание данных. О ней мы с Вами подробно говорили в 2015 году, но работы так и не начались. До сих пор не ясно, будет ли этой темой заниматься Федеральное Казначейство или Минкомсвязи

Алексей Козырев: Казначейство предложило проект постановления правительства, предусматривающего создание принципиально новой информационной системы (см. об этом подробнее в отчете о конференции IT Government DAY 2015, прим. TAdviser). Мы считаем, что тот функционал, который действительно требуется, нужно создавать на основе имеющихся систем, использовать те технологии, которые уже есть. Нам не требуются никакие новые акты правительства, потому что вся нормативка под инфраструктуру электронного правительства уже есть. И полномочия по организации межведомственного взаимодействия, и принципы этого взаимодействия позволяют реализовывать эти технологии уже сейчас.

Поэтому мы планируем просто развивать СМЭВ, к которому уже подключены 11 тыс. информационных систем, и через которые миллиарды запросов проходят. Планируем развивать ее таким образом, чтобы эффективность системы увеличилась, чтобы она была более удобной для тех, кто ей пользуется.

Если будет принято решение о создании какой-то принципиально новой системы, мы ее тоже подключим к СМЭВ и будем с ней взаимодействовать, когда она заработает.

Планируемый функционал СМЭВа способен выполнять задачи отслеживания изменений в базах-донорах и оповещать об этих изменениях другие информационные системы?

Алексей Козырев: Технологически эта задача не является чем-то новым. Сложности возникают организационные – чтобы обеспечить правильное взаимодействие ведомств. Мы считаем, что те ведомства, которые организационно будут готовы использовать систему, могут начать ей пользоваться. Те, кто не будет видеть необходимости в этом функционале, смогут пользоваться системой в прежнем режиме.

Например, если тот или иной деловой процесс, который требует связывания данных, обеспечения целостности данных, потребует технического решения, такое решение у нас будет в СМЭВе. Достаточно будет подключить эти функции. Если это система - поставщик сведений и она должна обеспечивать инкрементальное обновление информации, значит инкремент должен вычисляться на стороне владельца этого информационного ресурса, и этот инкремент будет отправляться на сервис СМЭВа, который мы создадим.

Сейчас такого сервиса нет. Есть сотни других. Появится еще один сервис, который будет отвечать за работу с инкрементами. И этот сервис будет знать, что в случае, если в его адрес пришел инкремент от источника, его нужно будет веерно разослать по тем ведомствам, которые являются получателями сведений.

У нас сейчас этот функционал реализован в рамках системы нормативно-справочной информации (НСИ), которая интегрирована со СМЭВ. При создании 4-й версии СМЭВ мы эти две системы более плотно соединим друг с другом и функционал системы НСИ будет реализовываться в рамках СМЭВ.

Я правильно Вас понял, что проект постановления о создании новой системы Казначейства тормозится в том числе из-за того, что Минкомсвязь как согласующее ведомство, не дает добро на то, что такая система необходима?

Алексей Козырев: Верно. Мы соглашаемся с тем, что такой функционал необходимо реализовывать, но делать это надо в инфраструктуре электронного правительства. На основе уже имеющихся там систем. Подход, который нам предлагают, заключается в том, что систему надо создать заново, и мы считаем, что этот подход не оптимален, т.к. уже много усилий и средств было вложено в создание имеющейся инфраструктуры, и, конечно же, ее нужно использовать в полном объеме. Собственно, это мы и будем делать.

Наши планы развития предполагают, что СМЭВ, как и все остальные системы инфраструктуры, будет становиться более умной.

Каковы главные задачи российских регионов в части развития электронного правительства?

Алексей Козырев: Главная задача – популяризация существующих электронных сервисов. Сейчас мы не видим дефицита в сервисах в регионах.

Т.е. с ними все в порядке, остается только популяризовать?

Алексей Козырев: В большинстве субъектов есть электронные ЗАГСы, сервисы записи в детсады, школы, социальные услуги. Конечно, регионы все разные. В некоторых нет ничего. Но в среднем – наличия сервисов уже достаточно, чтобы перейти к массовой кампании по привлечению новых пользователей. Главная задача – чтобы все люди в стране узнали, что есть такая возможность и для себя решили – будут они ей пользоваться или нет.

Поэтому мы обращаем внимание субъектов всегда на то, что нужно идентифицировать ключевые категории граждан, определять для них те сервисы, которые уже сделаны, и уведомлять этих людей о наличии таких сервисов.

Это приведет к увеличению количества граждан, зарегистрированных в ЕСИА и, в конечном счете, к увеличению доли граждан, которые пользуются услугами.

Задача номер два – востребованные и популярные сервисы привести в соответствие с методическими рекомендациями по интерфейсам, по удобству пользования. Некоторые сервисы, которые уже доступны в электронном виде сделаны не очень качественно.

Поэтому вместо того, чтобы увеличивать количество сервисов, надо поработать удобством уже реализованных. Первый опыт может поставить для человека крест на электронных услугах на всю жизнь. Очень важно, чтобы эти первые услуги были сделаны качественно с точки зрения интерфейсов. Документы, которые описывают, как это должно быть сделано, разработаны, направлены в субъекты. Будем проверять, как они исполняются.